Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе Байрамбеков, Марат Мирзоевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байрамбеков, Марат Мирзоевич. Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях общественного развития, когда гуманистическое начало приобретает все большую значимость в важнейших областях казни и деятельности человека, особый сішсл имеет рассмотрение вопросов приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, отражающих общечеловеческие идеалы и устремления.

Значение отмеченной проблемы определяется все более возрастающей ролью искусства в формировании духовной культуры современника', способностью полноценно осваивать произведения искусства , сохранить и приумножать достояния культуры прошлого и настоящего.

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана имеет богатне многовековые традиция, является неотъемлемой частью национальной культуры. Его сохранение, развитие способствует формированию духовной и эстетической культуг" личности. .

В настоящее время происходит обновленій народного образования, в ток числе и начальной школы в наплллеяия максимального удовлетворения интеллектуальных и ду лаш потребностей личности, так .как гуманизация общества требует от педагогической науки н школы создания условий, обеспечивающих формирование эстетического отношения к искусству, как системного образования. Преядв всего это касается начальной школы, которая призвана обеспечить базу для последующего худонеогвеняого и эстетического развития учащихся.

' Анализ работы общеобразовательных школ республики выявил отсутствие целенаправленной, системной работы по обучению младших школьников народному декоративно-прикладному искусству Дагестана. Вместе с тем, очевидны результаты в школах, расположенных в традиционных центрах художественных промыслов (Кубачи, Балхар, Унцукуль, Ыикрах и др.).

В связи о этим наша исследования были направлены ва то, чтдбн определить содержание, формы л методы обучения младших школьников народвоиу искусству Дагестана. При этом мы опиралиоь ва труды известных ученых-методистов, исследования которых посвящены проблемам методики преподавания изобразительного и де-

-I -

коротиЕНо-прикдадаого искусства (Г.В.Беда, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Л.С.Хворостов, Е.В.Шорохов, Т.Я.ІІІішкалова и др.).

В ходе исследования изучены психолого-педагогические труди Ю.К.Бабанского, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, В.В.Даввдова, Е.И.Игнатьева, И.Я.Лернера, М.Н,Скаткина, Б.М.Теплова и др. Учитывались проблемы изучения народных художественных промыслов, надвинутые в работах известных учевых-пскусствоведов А.В .Баку шия свого, В. М. Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, А.Б.Салтыкова и др.

Особую значимость для нас в аспекте изучения, возрождения и дальнейшего развития народного искусства Дагестана представляли теоретические исследования русских, советских и дагестанских ученых, этнографов, искусствоведов Н.Б.Бакланова, ЕЛ. Дрон, П.М.Деблрова, Г.Г.Газимагомедова, Э.В.Кильчевской, НЛ. Ыарра, М.І.Ї.Мамаева', С.О.Хан-Магомедова, Е,Ы.Шиллинга и др.

Актуальности решения проблемы изучения народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и профессиональной подготовки учителей в педагогических вузах посвящены исследования ученых России, Закавказья, Средней Азии п т.д. Это диссертация С.$.Абдуллаева, Е.САслыханова, ЭДтдаева, Ю.К-БедяаноЕа, АЛ.Тороішш,.З.ИЛІоздниковой, Г .А .Воровской, А.А.Сарбачышева а др. В них раскрывается богатое содержаний народного искусства и определяется пути и методы худоаесгвенвс-эстетического воспитания учадюсся и студентов.

В исследованиях дагестанских ученых по проблемам эстетического воспитания школьников средствами народного искусства раскрываются вопросы профессиональной подготовки учащихся по основам ковроткачества (СЬ!.Гадкдаурадов), освещается методы использования народного декоративне—прикладного искусства Дагестана на уроках ИЗО в старших классах <И,и.Радгаоов}, г рэе-криваются формы организации внеклассной работы в сельской око-ле на художественных традициях и народных праздниках (А.!Л.Магомедов) .

Анализ и обобщение научных исследований по вопросам изучения народного искусства в школе показывает, что в педагогической науке и практике фактически не разработана проблема

обучения и воспитания младших школьников на материале народного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Все это определяет актуальность проблеми исследования;: подбор оптимального содержания и разработка методов'и приемов обучения младших школьников основам народного искусства Дагестана.

Решение этой проблемы и определяет цель исследования.

Объект исследования. Декоративно-прикладное искусство народов Дагестана, условия и возможности его использования в структуре содергкзния учебно-воспитательной работы начальной школи.

Предмет исследования. Пути, средства и методические условия худонественно-эстеткческого образования и воспитания младших школьников в процессе обучения народному искусству Дагестана.

Гипотеза исследования. Содержание и мето—' обучения основам народного искусства Дагестана в начально" і.-'оле окажет эф-' фективное воздействие в худояественно-эст.-'т-часком образования и воспитании учащихся, если будут учтена ..^дующие условия:

включение в содержание обучения таких видов народного искусства как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, резьба и насечка дерева металлом, опосредованно эстетическому восприятии и творческой деятельности младших школьников;

обеспечение преемственности младших школьников и дошкольников ;

выработка критериев отбора материала по годам обучения;

разработка художественно-дидактических материалов и упражнений.'

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой' исследования решались следующие задачу;

1. Изучить материалы по проблеме исследования в трудах

по этнопедагогике, психологии, искусствоведению, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2, Проанализировать сложившуюся систему учебно-воспитате
льного процесса по изобразительному искусству в дагестанской
школе и изучить положительный педагогический опит использования
декорэтявно-прикладного искусства Дагестана.

  1. Разработать критерии отбора произведений народного ио-' кусства и определить содержание до годаы обучения. '

  2. Разработать методику освоения иародвого и декорэтавно-дрикладаого искусства Дагестана в художественно-эстетической воспитании и образовании младших школьников.

  3. Разработать экспериментальную программу освоения народного и декоративно-прикладного искусства Дагестава для начальних классов.

Для реиеядя доставленных задач использовались jJbtc-ды исследования:

- анализ теоретической, псшсолого-дедагогическоа, этно-
педагогкческои, искусствоведческой,'' «етодическоВ литературы;

- анализ учебно-методической документации начальных школ;
-'изучение традиционных художественных промыслов;

изучение и обобщение передового педагогического опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Дагестана в учебно-воспитательной процессе общеобразовательные и еяециализированнше (расяолокеиных в центрах традиционных худс-кественных промыслов) школ;

опнтво-исследоЕательская работа (анкетирование, беседы

о учащимися, учителями, студентами, работниками вародного образования, апробация методических рекомендаций и т.д.);

- самоанализ результатов собственной педагогической, мзте—
дической и худааественно-гворческон деятельности.

Научная новизна исследования состоит в следующей:

определены опгиаальвне пути использования вародного пеку сства Дагестава в обучении учащихся начальных классов;

выработаны критерии отбора содеркаввя народного искусства по годаы обучения;

разработана методика освоения народного аскусства Дагестана в худокествевно-зстетаческом воспитании кладших школьви-ков.

Практическая значимость исследования, в тон, что разработанная экспериментальная прогрзцш, методика обучения основам декоративно-пракладного искусства Дагестава, учебяо-мегодичес-

кие таблицы создают реальную основу художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития учащихся начальных классов.

Материалы исследования могут быть использованы в практике подготовки учителей изобразительного искусства е педагогическом институте и училищах республики, в работе института повышения квалификации педагогических кадров.

Результаты исследования служат основой для дальнейшей разработки проблем обучения народному искусству Дагестана в подростковом и старшем школьном возрасте.

Достоверность исследования обеспечена опорой на достияения педагогической и психологической науки, осноеішє полокения и выводы опытно-исследовательской работы ішшш отражение в разработке содеряания и методики обучения, в зкспе^-!'"ентальной программе "Основы народного искусства Дагестана я;;л І-ІУ классов" и в разработке учебно-методических таблиц.

внеоды и результаты исследования лериодтезки рассматривались на заседаниях лаборатории эстетического воспитания средствами изобразительного искусства Института общего образования Ш РФ (1,-ІоскЕа, 1990-1993 гг.), на курсах повышения квалификации и семинарах учителей изобразительного искусства республики (1980--1992 гг.), освешались в выступлениях автора на республиканских, Всесоюзных и Международных научно-практических конференциях (г.Махачкала - 1985, IS87, 1991, 1992 гг., г.Нальчик -I9B8 г., г.Херсон - ISSI г.). Материалы исследования периодически обсуздались на ученой совете Дагестанского НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Года.

На защиту выносится следующее положение. Разработанная, научно обоснованная и апробированная система содержания и методов обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

основное содьташш исслтавлшя

Во Егедендд обосновываются актуальность проблемы, выбор темы, определяется объект, предмет; ставятся цель, задачи, офор-ыуллроЕана гипотеза, определены методы исследования, этапы научного поиска, научная новизна и практическая значимость исследования.

В пергой щэве - "Народное искусство Дагестана и проблемы художественного и эстетического образования я воспитания школьников" - рассматриваются различные щормы бьтоЕаняя и развития народного искусства Дагестана, анализируются исторако-культур-нке и художественные традиции, отраженные е исследованиях рус- . ских, советских и дагестанских ученых, их роль и значение в трудовом и художественно-эстетическом воспитании школьников; рассматриваются проблемы изучения народного искусства Дагестана в содеряанаи школьаого образования, анализируются исследования дагестанских ученых и методистов, в которых освещаются вопросы художественного образования и эстетического Боепитания подрастающего поколеная; раскрываются концептуальные подходы и намечаются основные пути в решении вопроса обучения и воспитания младших школьников средствами народного искусства Дагестана.

В главе анализируются материалы по проблеме исследования, огракаащие богатство художественных традиций декоративно-прикладного искусства Дагестана, их разнообразие, обусловленное особенностями его исторического развития. Так, художественные ремесла , которые изначально развивались в двух формах» как домашнее ремесло и как организованное ремесло «астеров-прикладников, прошли долгиіі исторический путь своего становления. Современное народное декоративно-прикладное искусство Дагестана - это результат многовекового опыта творчества коренных народностей, которые передавали свое искусство из поколения в поколение. На этом пути своего исторического развития худокественные промыслы республики формировались и под воздействием искусства ряда древних цивилизаций Европы и Азии. Все это, несомненно, обогатило искусство народов Дагестана, который при этом сохранил свой неповторимый облик, язык, самобытную культуру а сегодня является одним из немногих уголков в иире, где народное искусство органично входит в современную социальную жизнь и кивет в традиционной этнокультурной среде.

В диссертации сделан анализ и обобщение научных исследований становления и развития декоративно-прикладного искусства Дагестана. В трудах учених Н.Б.Бакланова, БД.Дрон, П.Ї.5. Дебирова, Г.Г.Газлшгомедова, ЗЛЗ.КильчєескоЙ, Н.Я.Марра, М.М .Мамаева, С.О.Іан-І.Іагомедова, Е.И.Шиллинга и др. показано, что народное искусство имеет древние и глубокие корни, богатые многовековые традиции со своим многообразием форм и функции. Оно в наши дни, являясь активным воплощением творческих сил народа, способствует формированию и раскрытию многосторонне развитой личности.

В главе дается краткий искусствоведческий обзор различных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана с целью виявлення худокественно-Еыразительншс особенностей произведений народных мастеров и определения их роли е эстетическом воспитании и развития детей в процессе освоения изрядного искусства. В итоге определены основные виды декого' і. і'іо-дрикладного искусства для разработки содержания и мег л^жи его освоения в начальной школе: ковроткачество (паласы, войлочные, безворсовые и ворсовые ковры); худокественная обработка металла (медяо-чеканные изделия, филигрань, эмальерные работы и ювелирное искусство); гончарное производство (балхарская неполивная и су-левкентская глазуроЕанная керамика, лепные игрушки, посуда и скульптура малой пластики); унцукульская насечка дерева металлом.

В ходе исследований с целью определения состояния проблемы изучения народного искусства Дагестана в системе начального образования проанализированы учебные программы, научные исследования дагестанских ученых, обобщен опыт работы школ и т.д.

В целях выявления основных направлений реализации задач художественного образования и эстетического воспитания б диссертации рассматриваются концептуальные подходы по решению данной проблемы в системе школьного образования. Важное значение в теоретическом осмыслении проблемы эстетического отношения к искусству, художественного воспитания и образования для вас имели исследования известных ученых в области философии и эстетики <А.И.Алехин, Л.И.Буров,'М.Ф.Овсянников, И.Ф.Смольяни-йов и др.), искусствознания (В.М.Авдеев, А.В.Бакушинский, B.C. Вороное и др.), психологии (Б.Г.Ананьев, Н.Н.Волкое, Л.С.Выгот-

-?-

склй, Е.Н.Игнатьев и др.), педагогики и методики (Г.В.Беда, Е.В.Квятковский, В.С.Кузин, II.Н.Ростовцев, В.А.Сухомлцнский, А.СХворостов, Т.Я.ШпикалоЕа, Е.В.И1орохов и др.). При всем многообразии исследований, осветивших творческие и методические аспекты эстетического воспитания, художественного образования и развития школьников, приходится констатировать, что многие конструктивные идеи ученых не реализовывались на ирактике в условиях вашей республики.

В этой связи для установления конкретных причин и определения аутей выхода из слоившейся ситуации мы провели социологические исследования. Беседы, анкетирование по следующим основним вопросам для учителей, родителей и других работников народного образования: I) выявление общего состояния и уровня преподавания1 предмета изобразительного искусства в школе на современном этапе; 2) установление стелена учета национальных художественных традиций в школах республики. Для учащихся начальной школы основными являются следующие вопросы: I) определение знаний учащихся о декоративно-прикладном искусстве народов Дагестана; 2) выявление факторов положительного влияния народного искусства на художественно-эстетическое воспитание и образование учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Анкетирование проводилось в различных регионах нашей республики. Цри этом мы охватывали школы, в которых изучаются традиционные художественные промыслы, о такяе районы и города, где общеобразовательные школы работают по типовой программе. Таким образом, всего экспериментом было охвачено 556 человек, в тем числе 40О учащихся, 156 учителей, родителей и других работников народного образования.

Результаты первичного анкетирования, опроса, бесед дали еозмокность выявить отношение респондентов к проблеме изучения нзродного искусства Дагестана в начальной школе. Так, из 156 опрошенных мы получили следующие данные: по первому вопросу -7В % ответили~отрицатёльно и 22 % - положительно; по второму Еопросу, соответственно - 85 % и 15 %. Кроме того следует отметить, что мы выявили условно три группы школ, в которых изучается народное искусство Дагестана е разном объеме учебного . Бремени. Это школы, расположенные в традиционных центрах, где изучается один из еидов народного искусства (профессиональное

обучение). Вторая группа - школы, где учителя используют, но не во Есем объеме, многообразие видов народного искусства на уроках ИЗО. И, наконец, третья группа - школы, где происходит фрагментарное включение народного искусства в учебно-воспитательный процесс.

Наибольший интерес в ваших исследованиях представляют школы второй и третьей группы, где ставилась задача на выявление знаній детей о народном искусстве Дагестана, а такие их практическое владение орнаментальной графикой, цветовой- композицией и т.д. Таким образом, школы второй группы (экспериментальные) показали следующие результаты по первому вопросу * 7&% положительные ответы а 24 % - отрицательные, а по второму вопросу соответственно - 69 % и 31 % (из ИЗ учащихся). А- в школах третьей группи (контрольные) результаты показали, что дети слабо владеют графическими навыками (89 %) не имеют устойчивых знаний о видах народного искусства (86 %] из 125 учащихся. При этом следует отметить, что лучшие результаты во всех школах показывали дети, получившие определенное эстетическое воспитание в семье, дошкольных учрездениях.

Итак, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что стихийно без целенаправленной работы невозможно реализовать е полной мере задачи освоения детьми худояест-венно-эотетических традиций народного искусства Дагестана.

Отмечено также, что содержание программы.по изобразительному искусству сегодня не удовлетворяет ни учителей, ни учащихся, так как не отракает специфику нашей республики; где сложились самобытные, многовековые художественные традиции народного искусства.

Большинство респондентов считают, что формирование духов-но-цраЕотвенних качеств и творческое развитие личности нужно-"строить лре"кдё~всего~на~основе изучёнйя~нацяонального. искусства' сеоєго народа и общечеловеческих культурных ценностей.

В этой сеязи особую значимость, на наш взгляд, приобретает выявление и отражение содержания народного искусства и культуры впрогрэммно-инструктавных п учебно-методических материалах новой национальной школи, где обучение а воспитание личности учащихся должно быть направлено на духовно-нравственное, эстетическое воспитание и художественно-творческое развитие.

Таким образом, анализ историко-культурных а худонественншс традиций народов Дагестана, современного состояния школьного образования.и рассмотрение концептуальних подходов к содержанию' худокественно-эстетического воспитания школьников средствами "народного искусства дает нам основание сделать следующие выводы:

1. Самобытное народное декоратшзно-лрикладное искусство
Дагестана, имеющее многовековые худонественвые традиции, кото-

. рые и ныне леиат в осноеє таких видов как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, резьба до дереву, кашпо а др., является важнейшей частью духовной и материальной культуры народов нашей республики. Поэтому в декоративно-прикладном искусстве Дагестана залокены большие возможности для решения современных педагогических и худокествеянс-эстетических задач в условиях общеобразовательной школы. В связи с этим клвчевш направлением современного подхода в решении худокествеино-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения является опора на народное искусство и национальную культуру Дагестана.

2. Определяя проблемы и пути развития народного образова
ния Республики Дагестан, следует отметить, что начальная школа,
будучи частью общесоюзной, имела сбои достоинства и недостатки
в решении вопросов худокественного образования и эстетического
воспитания школьников. В связи с этим необходимо преаде всего
решить следующие задачи:

выработать целостную систему художественного образования и эстетического воспитания младших школьников с учетом национальных традиций народного искусства Дагестана;-

разработать критерии отбора произведений народных мастеров, экспериментальную методику а программу для внедрения в практику начальной школы материала по освоению учащимися народного искусства Дагестана.

Во. второй главе диссертации - "Содержание и методы обуче
ния основам народного искусства в начальной школе" - рассмат
риваются принципы отбора произведений народного и декоративно-
прикладного искусства Дагестана по годам обучения; раскрывают
ся содержание и-методы обучения учащихся основам народного- ис
кусства; приводятся результаты внедрения экспериментальной ме
тодики обучения основам народного искусства Дагестана в началь
ной, школе. '. .

Разработка критериев отбора произведений народних мастеров и подбор содержания для освоения народного искусцтва Дагестана младшими школьниками осуществлен в исследовании с учетом следующего:

1. Комплексный подход к отбору произведений народных мас
теров с учетом разнообразия традиционных видов народного тЕор-
честга. С этой целью отобраны произведения: ковроткачества
(паласы, войлочные, безворсовые, "ворсовые ковры); худокествен-
ной обработки металла (медно-чеканнне изделия, филигрань, эмаль
ерное и ювелирное искусство); гончарное производство (балхар-
ская а сулевкептская керамика); художественная обработка дерева
(унцукульская насечка дерева металлом)-. '. '

В выделенных традиционных вадах отбирались произведения- с-учетом худонественно-эстетических особенностей, способствующих эмоциональному восприятию и вызывающих интерес к самостоятельной творческой деятельности учащихся.

  1. Учет дидактических принципов преподавания искусства в школе, что позволяет выстроить систему диалектично в каждом классе отдельно, а также в комплексе всей яачальной школы.

  2. Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей развития младших школьников, что способствует не только художествелно-эстеглческому развития?, .но и духоано-нрав.стЕен-ному воспитанию личности, закладываются элементы национальной культуры.

  3. В разработке критериев применялась корректировка с учетом накопленного положительного опыта работы с учащимися начальных классов в Кубачи и Унцукуле по художественной обработке -металла п дерева.

  4. Учет взаимосвязи искусства народов Дагестана, России о искусством народов мира (обшечелоЕеческие ценности добра, отношение к природе, труду, быту, историческая память, традиции и т.д.).

Выявленные критерии отбора произведений народного искусства были полонены в основу содержания обучения учащихся начальных классов. В главе рассматриваится материалы, отранающие .исследования форм и методов обучения младших школьников народному искусству Дагестана. Изучая вопросы методики освоения детьми народного Естества, мн большое значение прида-ем традищюн-

-я- .

шал методам народной педагогики,' которые активно воздейстЕова- -ли на художественное, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание детей. В дагестанских семьях потомственных мастеров бшо принято передавать секреты мастерства от старших младшему поколению. Существовала и другая форма обучения - ученичество у известных мастеров.

В ходе исследования также отмечается, что ванной областью приобщения.детей к искусству является восприятие и практическая деятельность, которые опираются на закономерности формирования личности младшего школьника, т.е. последовательность возникновения интересов, склонностей, потребностей,.чувств, эмоций и т.д. Проблемы развития'личности на разных возрастных периодах осеєщєнн в исследованиях известных психологов и физиологов, на основе которых мы в своей методике обучения народному искусству решали задачи развития эстетических чувств, художественного вкуса, увакения к труду народных мастеров, беренного отношения -к памятникам истории и культуры, приобщения к творческой деятельности.

Разработанная нами методика освоения народного искусства Дагестана в начальной школе построена на преемственности дошкольного воспитания и подбора оптимального сочетания обще-педагогических и традиционных методов преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школах России и нашей республики.

Особенности разработанной методики рассматриваются в исследования на примере освоения одного из традиционных видов народного искусства Дагестана - гончарное производство (бал-харская и сулевкенгская керамика). В разработке содержания обучения основам народного искусства учитывается, что одним из познавательных процессов человеческой деятельности.является восприятие, которое дает нам более глубокие знания об окружающей деятельности, создает целостный образ предмета или явления. Поэтому развитию эстетического восприятия отводится большое значение в системе занятий по изучению народного искусства. При этом, совмещая словесные и наглядные методы обучения, учителю легче воздействовать на материально-чувственную и познавательную сторону восприятия ребенка.

Эмоциональное восприятие произведений народных мастеров, изучение затейливых орнаментальных «отивов, красота а пластика форм лепных игрушек и других предметов вызывает у детей стремление к практической деятельности, в процессе которого решаются следующие основные задачи:

- развитие чувства композиция в связи о построением узора
иа плоскостях различной формы и объема (полоска, овал, круг

я т.д.); ' .

вырабатываются чувства цветовых сочетаний росписи и фона,

формируются и совершенствуются навыки кистевой росписи;

развиваются способности к творческой деятельности.

С учетом этих задач л творческих принципов народного ис
кусства были разработаны три основано типа практических заня- '
тий: повтор - рисование о образца, усвоение первоначальных
навыков графического изображения и восприятия художественных
особенностей изделий; вариации - сочетание традиционных поня
тий, закономерностей народного искусства и приобретение опыта
творческих решения композицій; импровизация - направленные на
закрепление и осмысление творческих композиций по мотивам тра
диционного орнамента народного искусства и создание.самостоя
тельных вариантов. ...

' Подбор содержания заданий, их тематика определяется с учетом дидактических, возрастных и псахолого-дедагогических принципов обучения и воспитания младших вкольникон. На этой основе детям I класса, например, предлагаются задания: рисование простых элементов балхарской росписи (повтор); рисование узора в полосе из сочетания двух-трех элементов (Езрпацйи); составление творческой композиции - эскиз декоративной тарелки (импровизация).

В процессе выполнения практической работы педагог знакомит детей о художествеяло-Енразательншй средствами в-пс-ндтяя-ня ("риги*, "орнамент", "композиция", "линия", "цвет" и т.д.). В осново декоративного репенвя балхарской росписи леазт стилизованные элементы геометрического, растительного и зооморфного орнамента, построенные, е поиодья линии, штриха, пятна. При этом очень вайю на уроках о цельо развития графических навыков, о такие композиционных решений использовать различные -уй-роЕнеякя и дидактические игры: "Отгадай", "Подбери пару",

"Вибери узор" и др.

Во 2 классе основная цель занятий - углубление знаний о балхарском орнаменте, совершенствование навыков кистевой росписи, формирование эстетического и художественного вкуса в "процессе восприятия. Бдесь расширяется знакомство с изделиями, народных мастеров и освоение графического исполнения элементов с применением штриховки, что дрвдает узору особый привлекательный, вид. Дета знакомятся с изображением традиционного орнамента в круге, характерними закономерностями, построения узора до отношению к центру, с понятием центральной симметрии. В процессе самостоятельной работы закрепляются знания учащихся и совершенствуются навики кистєеой росписи, которые они уке используют в украшении и объемных изделий, например, игрушки-свистульки.

В 3 классе дети продолжают освоение балхарской росписи а впервые знакомятся с гончарными изделиями сулевкентских мастеров, которые украшали большие Еодоносные кувшины узором из ритмично повторяющихся параллельных прямых или волнистых линий, зигзагов, точек, 5 -образных динамичных изображений и т.д. В отличие от балхарской росписи, здесь узоры имеют красно-коричневый цвет, а' такие сулевкентские гончары пользуются разнообразными технологическими приемами: резьба по глине, штамповка, глазурование и т.д.

В 4 классе знания учашдхся обогащаются знакомством с малой пластикой художественной керамики - оригинальными скульптурными композициями известной мастерицы Зубайдат Умалаевой. Восприятие этих удивительно характерных образов, вылепленных в глине и с небольшим оршменталъным декором, вызывает положительные эмоции,.способствует развитию фантазии, вообрааения.

Все это вызывает неподдельный интерес у детей самим создавать такие образы на различные сюкеты из жизни, народных сказок и расписывать их в традиционном стиле.

В отличие от предыдущих классов, здесь проводится отдельный урок, где обобщается весь материал о двух локальных центрах, художественной керамики. Более подробно рассматриваются вопросы художественных, технологических и других особенностей произведений народных мастероЕ. Этот урок мокно провести в различных формах: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-шставка и т.д. При этом важным является активное участие самих учащихся

как в подготовке теоретической части, так и в решении практических задач. Освоение учащимися материала о балхарекой и су-левкентскои керамике происходит в тесвом сочетании с занятиями по рисованию, лепке и ознакомлению с художественной керамикой России (Каргололь, Дшково, wjimmohoeo), Закавказья, Средней Азии.

Примерно в гаком методическом плане строятся и занятая по освоению других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Из всего эгого следует, что основная задача разработанной нами экспериментальной методики заключается в том, чтобы самим эдЦектнвнш способом обеспечить внедрение в практику работы начальной школи научно обоснованный, методически апробированный материал о народном искусстве Дагестана с целью обеспече- , ния худоаесгвенно-зегетяческого, духовно-нравственного ВОСПИ-' тания и творческого развития личности младшего школьника.

Все это подтвердилось результагадш опытно-исследовательской работы По внедрении в практику работы школ экспериментальной методики. Основным критерием освоения народного искусства Дагестана младшими шильниками были формирование эстетического воспитания и худокественно-творческого развития учащихся в экспериментальных школах.

Так, по уровню эстетических знаний -экспериментальные школи показали следувкие результаты: 97 % положительные и 3 % -отрицательные, а по уровню сформирэваиности худонестненно-творческих уяетй п навыков соответственно - 94 % и 6 % (из ПО учащихся). 3 то время, как в контрольных школах результаты осталась почти без изменений.

Результаты опроса учителей, родителей и других работников народного образования свидетельствуют о качественном изменении е обучении и воспитании учащихся на основе изучения народного искусства Дагестана. Из 137 опрощенных положительно ответили oft 'И

Таким образом, проведенные нами исследования по разработке экспериментальная методики и полученные результаты его.внедрения подтвердила наш предположения'о необходимости создания учебно-методического комплекса в обучении младших школьников народному искусству Дагестана.

В связи с этим нами была разработана экспериментальная

-&~

программа с целью обеспечения и регламентации учейно-воспита-тедьного процесса осеоєния народного искусства Дагестана в начальной іаколе.