Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соревновательная форма проведения уроков по изобразительному искусству в общеобразовательной школе : На примере 5-7 классов Тащева, Наталья Евгеньевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тащева, Наталья Евгеньевна. Соревновательная форма проведения уроков по изобразительному искусству в общеобразовательной школе : На примере 5-7 классов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/1300-8

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования состоит в обращении к некоторым важным проблемам стимулирования творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Сегодня, когда усвоение учениками только определенной системы знаний, является уже недостаточным, появляется необходимость привития молодому поколению потребности к активной творческой деятельности. Под творчески активной личностью понимается личность, способная к эстетическому преобразованию предметов природы, эстетическому переживанию при восприятии искусства, к творческому отношению к труду и"социальному общению.

Изучение различных путей и методов повышения эффективности эмоционального воздействия на личность находится в сфера интересов современных исследователей. В этом направлении проводится работа со уяуэдэнво преподавания всех предметов, в том числе и изобразительного искусства. Современная шкода нуждается в различных методах преподавания изобразительного нскуоства, которые способствовали бн активизация творческой деятельности учащихся. Наиболее важным в преподавании уроков изобразительного искусства является использование таких методов преподавания, которые, затрагивая эмоции детей,, пробуждают интерес, стимулируют активность, и, давая новые знания, способствуют развитию творческих способ-ностей.

В связи о этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приедав, которые активизировали би творческий процесс. Возникновение интереса к изобразительному искусству у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методика его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.-Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно,уалачанпо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса, творческого поиска, самостоятельности, Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еше формируются, а иногда я только опре-

делаются постоянные интересы к склонности к тому илк лко-ыу предмету. Именно в этот период нуішо стремиться раскрыть все притягательные сторони изобразительного искусства.

Формирование творческой деятельности в процоссо обучения является валкейаой задачей ккольной практики. Поэтому не случайно проблеіда активизации творческих способностей учащихся привлекает внимапио разлпчнш: ученых.

Исследования М.А.Данилова, Л.З.Заякова, М.А.Окаткшш. и др. показали, что учзбная деятельность учащихся происходит наиболее оптимально, когда она протекает.с использованием разнообразных средств и способов активизации деятельности. Они отмечают, что кетодц обучения должны быть направлены па активизации творческой деятельности учаппіі-ся, включая разнообразные прлеш работы.

Одним из методов, стимулирующих творческую деятелыюсгь учащихся на уроках изобразительного искусства моает бить соревновательная форма проведения занятий.

Анализ работ, посвященных исследования деятельности вообще а соревновательной деятельности в частности, пока-зал, что автори целого ряда работ определяют педагогкчес-куи &фіеістішность соревнования к ; средство активизации учебной деятельности. Однако анализ исследований по проблеме соревнования подтверджает, что целый ряд ватакйиях педагогических аспектов использования этого эффективного воспитательного и учебного фактора остается нераскрытым.

Педагогическая наука, на наш взгляд, uotia еще недоста
точно уделяет внимания разработке теории и методика со
временного соревнования. В педагогическое практика сущзст-
вует в определенной степени недооценка соревнования как
средства активизация творческого процесса, наблюдается
подход к соревнования как к развлечению или забаве, прояв
ляется неумение построить обучение так, чтобы кудожест-
вэЕная деятельность органически сочеталась с соревнователь
ная. _

Однако истсргнсо-теорегическлй анализ творческого нас-

- З -

ледня педагогов Д.Д.Уипнский. К.Н.Взнтцэль. П.П.Блонскнй и др./ показиваот, что они особо виделяли заложенные з соревновании большие потенциальные возможности для повшэнил творческой активности. Рассматривая соревнование в качество существенного я эффективного компонента целостного процесса воспитания, они выдвинули цеяий ряд взаимосвязанных основных теоретических положений, в свете которых соревнование трактуется в диалектическом единстве как вид социальной деятельности, как срадство активизации творческого процесса, формирования индивидуальности и самостоятельности подрастающей личности.

В ряде педагогических исследований соревнование рассматривается как часть игровой деятельности ила проблетяюго обучения Д.А.Баранов, Л.Б.Рнхова/ и этим определяется методика использования соревнования. Отдельно соревновательная форма проведення уроков по изобразительному искусству не выделяется, а поэтому нэ разработана методика проведения соревнования.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью рассмотрения соревновательной форкы проведения уроков по азобр отельному искусству как самостоятельной.

Ичяъ исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке методики проведения соревнования на уроках изобразительного искусства в 5^ - 7- классах и на этой основа предложить теоретическое обоснование использования данной формы проведения занятий в средней школе для активизации творческой деятельности учащихся.

Объект исследования - соревновательная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Предмет исследования, - особенности использования соревнования на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: правильное, целенаправленное использование соревнования на уроках изобразительного искусства с учетом всех психолого-пвдагогическнх аспектов

этой деятельности, мохет способствовать поБЦщеншо творческой активности учащихся, укрепления полояительного зьяцяо- ; налыюго отношения к художественной деятельности е создание заинтересованности в ней, что долино положительно отразиться на качественном уровнз развития изобразителькоВ деятельности учащихся.

В соответствии с предметом и целью исследования опреде- '' лилась следумвде задачи:

1, Изучить методическую, педагогическую и психологичес
кую литературу по проблеме использования соревнования в
учебном процессе.

2. Определить основные особенности е возшеностп сорев
нования, включаемого в урок изобразительного искусства.

3.'Определить и экспериментально обосновать ряд педагогических условий, которые обеспечивают эффективное использование соревнования на уроках изобразительного искусства.

  1. Осуществить анализ полученных экспериментальных данных и сделать внводн.

  2. Основываясь на результатах исследования, разработать методические рекомендации по организации и проведению со- ревновашм на уроках изобразительного искусства в 5х- - 7^ классах.

Теоретическая и методологическая основа исследования опирается на психологические труды. Л.С.Выготского. А.И.Леонтьева, Д.Б.Элькоияна, Ф.Хоппе, Л.М.Фридмана, труди педагогов К.Д.Уиинсісого, К.Н.Вентцсля, П.П.Блонского, Й.Лшігсрї.-.. М.Г.Яновской, работы по' методике преподавания изобразительного искусства Г.В.Лабуиской, Г,Г.Виноградовой, И.П. Глинской, П.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, В.С.Мухиной, Т.С.Кок-яровой и др.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотеза нами использовался комплекс взаимообусловленных методов исследования ' анализ философской, психолого-педа-гогпческой и методической литературы, набяэдение, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, корреляционный анализ.

Опытно-экспериментальное исследованная осуществлялось на базе школ J 99 г. Новосибирска, Ж.'* 5»8 и 682 г. Москвы.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается з том, что на основе данных педагогики, психология л экспериментальных данных нашего исследования определены особенности соревновательной деятельности, включенной в урок изобразительного искусства. Сформулирована и теоретически обоскованн требования it содержанию соревнования как методу повышения эффективности эффективности эмоционального воздействия на личность. Определены дидактические условия использования соревнования на уроках изобразительного искусства как средства активизации творческого процесса.

БШїїІЗІбйіШЯ-ЗІШЗШййІа исследования определяется тем, что:

предложенная методика провгденля соревнования позволяет в рамках действующей програиш по изобразительному искусству для 5& - 7- классов организовать плапомэрную и целенаправленную работу по активизации творческой деятельности учащихся;

предложенная методика может быть использована учителями изобразительного искусства в их практической деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обусловлена применением комплексной методики в соответствии с природой изучаемых задач исследования, подтвержденных практической апробацией результатов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа полученного материала.

Исследование выполнялось в несколько этапов: Первый этап, / 1986 - 1990 гг./ - поисково-теоретический. На этом этапе определялась теоретическая основа проблемы, выявился уровень ее разработанности в психологии, дидактике и методике преподавания изобразительного искусства. Были накоплены, проанализированы и обобщены педагоги-

ческие факти, проведены наблюдения, ооределени цели и задачи исследования, обозначены основные понятия.

Второй атап /1991 - 1992 гг,/ - опытно-экспериментальный. На этом этапе был организован формирующий эксперимент с целью проверки гипотезы, который включал в себя экспериментальное обучение по разработанное курсу уроков, отбор и структурирование содержания соревнования. Выявление особенностей позиции педагога в соревновательной деятельности. Эта работа сопровождалась проведением контрольных срезов, измерений, а также систематизацией полученных результатов.

Третий этап / 1992 - 1993 гг./ - заключительно-обобщающий» 'В ходе которого анализировались л обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические полонення, литературно оформлялся текст диссертация, а токае апробировались и внедрялись практические рекомендации по проведении соревнования на уроках изобразительного искусства в школе.

Апробация и внедрение результатові Основино результати работы дололсены на педагогических конференциях в ЛИГУ игл, В.И.Ленина /1938, 1991. 1992, 1993 гг./, на второй научно-практической конференцій! молодих ученых стран СНГ и зарубежья в Москве "Человек ~ общество - наука" / 1993/.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения» двух глав, заключения, списка литературы п лридозенпя. В приложения представленії материалы опытно-окссерикенталь-ной работы: диагностическая методика Лазера, образца инструкции и цветные карточки.