Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития в классе фортепиано : На материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана Искакова, Жанна Жанибековна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Искакова, Жанна Жанибековна. Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития в классе фортепиано : На материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Исслед. центр эстетического воспитания.- Москва, 1997.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/3976-X

Введение к работе

Актуальность исследования. Фортепиано, - "оркестр в одном ли це", - благодаря своим художественным возможностям и педагогичес кой многофункциональности исторически стал основным инструмента подготовки музыкантов любого профиля и ранга. Его роль в подго товке студентов к профессии "Учитель музыки в общеобразовательно школе" незаменима и общеизвестна.

Развитие национальной музыкальной культуры в XX столетии про текало и протекает под большим влиянием общеевропейской професси ональной музыкальной культуры, глубокое изучение которой в музыкально-педагогических учреждениях без фортепиано практически не возможно. К тому же в условиях современной социокультурной ситуа ции фортепиано становится "инструментом быта", что обуславливав возрастающий спрос на фортепианно-педагогические кадры. Поэтом выпускники музыкально-педагогических факультетов Казахстана част совмещают свою прямую профессию с профессией преподавателя форте пиано в учебных заведениях различного профиля, а также с концерт но-исполнительской деятельностью. Потребность в педагогах-пианис тах становится причиной того, что на музыкально-педагогически факультеты поступают студенты с самой различной фортепианной под готовкой. Кроме того, осмысление научно-педагогического потенциа ла действующей в республике программы Д.Б.Кабалевского в русл идей развивающего образования раскрывает новые грани професси: "учитель музыки в общеобразовательной школе" и заставляет внест. определенные коррективы в процесс фортепианной подготовки студен тов на музыкально-педагогических факультетах. Наконец, в казахе кой культуре фортепиано не имеет глубоких корней, вследствие чег-в фортепианной педагогике республики фактически отсутствуют какие-либо традиции, подходы, школы и т.п.. в силу чего необходимость совершенствования преподавания фортепиано приобретает в Казахстане особую остроту.

Все сказанное придает проблеме подготовки национальных музыкально-педагогических кадров в области фортепианной педагогию статус социального заказа, и определяет актуальность темы исследования "Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития в классе фортепиано (на материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана)".

Из перечисленного выше вытекает также и многосторонность рассмотрения проблемы. Превде всего стратегия исследовательского поиска определялась содержанием профессии "учитель музыки в общеобразовательной школе", "образом" педагога-музыканта, который сложился в научно-методической литературе: Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина. Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Л.В.Горюнова, М.С.Красиль-никова, Е. Д. Критская, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр, В. А. Школяр и др. В их трудах обстоятельно показано, как формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых учителю музыки для достижения цели массового музыкального образования - воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры -подчиняет себе весь учебно-воспитательный процесс на музыкально-педагогических факультетах педагогических институтов, и в первую очередь занятия в классе специального фортепиано.

Другая сторона проблемы - собственно профессионально-исполнительская фортепианная подготовка учителя музыки. В творчестве выдающихся педагогов-пианистов - Л. А. Баренбойм, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, Л.Н.Оборин, СЕ.Фейнберг и др. - сложились основополагающие принципы воспитания пианиста-профессионала. Большой вклад в теорию и практику фортепианной подготовки непосредственно учителя музыки в общеобразовательной школе вносят работы Г. М. Цы-пина и целого ряда других педагогов-исследователей.

В рамках проблемы исследования выделена специальная "подпроб-лема", посвященная формированию музыкального мышления студентов как ведущего фактора становления педагога-музыканта. Основополагающий методологический тезис о том, что содержание мышления учителя музыки должно быть адекватным содержанию музыкального искусства, заставляет затронуть очень широкий круг вопросов. Это в свою очередь вызвало необходимость рассмотрения исследуемой проблемы еще в нескольких аспектах.

Философско-эстетический аспект раскрывался в опоре на теоретические работы Л.С.Выготского, Э.В.Ильенкова. М.С. Кагана, С.Х.Раппопорта. А.Н.Сохора, Л.Н.Столовича и др. Труды этих ученых позволяют обосновать мышление педагога-музыканта как мышление научного философско-эстетического уровня.

Психолого-педагогический, аспект потребовал опоры на фундаментальные исследования Б.Г.Ананьева. Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Б.М.Теплова и др. С позиций тео-

ретических выводов этих ученых обосновывается необходимость орга низании процесса подготовки учителя музыки для общеобразователь ной школы (в первую очередь, в фортепианном классе) на позиция теории развивающего обучения и с учетом психолого-возрастных осе бенностей юношества.

Музыковедческий аспект раскрывался через работы ряда уче ных-музыковедов, в числе которых надо прежде всего назват Б. В. Асафьева и В.В. Медушевского. Л.А.Мазеля, Е.В.Назайкинскогс А. Н.Сохора, В. А.Цуккермана и др. Именно в их трудах содержали музыки предстает как содержание высокого нравственно-эстетическс го уровня, что и позволило в исследовании раскрывать организацк мышления студентов в классе фортепиано как движение от общего частному, от содержания к форме.

Разработка стратегии ликвидации различия в музыкальном развк таи студентов необходима не только для воспитания полноценног специалиста, но еще и для обеспечения психологического комфорт менее подготовленных студентов в процессе обучения. Это така позволит решить и проблему адаптации абитуриентов к учебному прс цессу, которая будет оставаться одной из центральных до тех пор пока в республике сохраняется "пестрота" в базовой подготовк поступающих на музыкально-педагогические факультеты. И хотя каждым годом положение с приемом абитуриентов-пианистов становит ся все лучше, проблема еще не скоро потеряет свою актуальность.

Рассмотрение проблемы исследования с различных точек зрени призвано обеспечить комплексный подход к ее решению. Он включає в себя содержание образования в фортепианном классе, формы ег организации на должном научно-теоретическом уровне, специфически черты протекания этого процесса у студентов с разным довузовски уровнем музыкального развития и многие другие проблемы частног порядка. Все сказанное определило:

Объект исследования - подготовка учителей музыки для общеоб разовательной школы в классе фортепиано на музыкально-педагоги ческих факультетах педвузов Казахстана.

Предмет исследования - музыкальное развитие студентов музы кально-педагогических факультетов в классе фортепиано.

Цель исследования - определить пути компенсации различия музыкальном развитии студентов с разным уровнем базовой подготов ки в процессе фортепианных занятий.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить процесс подготовки будущих учителей музыки общеобразовательной школы в классе фортепиано на музыкально-педагогических факультетах педвузов республики, выявить его положительные и отрицательные стороны.

  2. На основе анализа философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы теоретически обосновать, разработать и внедрить в практику фортепианных занятий методику воспитания у студентов основ мышления научно-теоретического уровня.

  3. Разработать систему методик, направленных на выявление уровня сформированное музыкального мышления студентов и динамики изменений в их музыкальном развитии.

Гипотеза исследования. Выравнивание музыкального развития студентов с различной базовой подготовкой в классе фортепиано будет протекать наиболее эффективно, если:

целью, содержанием всех звеньев учебно-воспитательного процесса и основным критерием развития студентов становится воспитание у них мышления научно-теоретического уровня, философско-музы-коведческого по содержанию и аналитического по форме;

учебно-воспитательный процесс направлен в первую очередь на воспитание у студентов личностных и профессиональных качеств педагога-музыканта общеобразовательной школы, где формирование профессионально-пианистических умений и навыков играет важную, но подчиненную цели роль;

методика воспитания педагога-пианиста носит целенаправленный характер и представляет собой прежде всего процесс теоретического осмысления проблем пианизма.

Методологической основой исследования послужили: интонационная теория Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция массового музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского и прогрессивные концепции образования в других видах искусства; теоретико-педагогическое наследие выдающихся музыкантов-исполнителей; современная психологическая теория развивающего обучения.

Методы исследования: анализ философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ опыта выдающихся педагогов-пианистов; целенаправленное пе-

дагогическое наблюдение; анализ творческих выступлений студенте беседы, анкетирование и интервьюирование студентов и педагоге метод экспертной оценки.

Научная новизна исследования. В процессе критического анали состояния фортепианной педагогики в Казахстане выявлены негати ные стороны в содержании и формах подготовки музыкально-педагог ческих кадров республики, являющиеся следствием "разделительно подхода". С методологических позиций проанализирована роль форт пианных спецкурсов в подготовке учителя музыки. Раскрыта специф ка, разработаны теоретические принципы и методические основы р боты со студентами с различным уровнем музыкального развития, частности, фортепианной подготовки. Разработан метод художестве ной конкретизации теоретических положений.

Практическая значимость исследования заключается в разработ курса "Теоретические основы обучения игре на фортепиано", позв ляющего практически реализовать идеи развивающего обучения на м зыкально-педагогических факультетах. Основные его научные полож ния. а также методика анализа фортепианных произведений мог быть использованы в других спецкурсах фортепианного цикла как системе общего, так и профессионального музыкального образовали: Материалы исследования могут стать органической частью курса "Mi тодика музыкального воспитания", а также войти в программу нау но-практических семинаров ИУУ.

Этапы исследования. На 1 этапе (1990-1992 гг.) изучалась фі лософская, психолого-педагогическая литература, анализировало! состояние фортепианной педагогики в республике. Разрабатывала! программа исследования, определялись содержание и формы опьг. но-экслериментальной работы со студентами разного уровня музі кального развития.

На 2 этапе (1992-1996 гг.) в процессе опьггно-зксперименталі ной работы проводилась коррекция ее содержания и отрабатывалас программа исследования музыкального развития студентов.

3 этап (1996-1997 гг.) был посвящен анализу и обработке полі ченных данных, работе над текстом диссертации.

Апробация результатов исследования проводилась на музыкаль но-педагогическом факультете Кызылординского Гуманитарного Унн верситета им. Коркыт-Ата в форме опытно-экспериментальной работ и в форме обсуждения результатов исследования на кафедре музь

кальных инструментов. В выступлении на конференции НИР (1997 г.), на заседаниях лаборатории музыкального искусства ИЦЭВ РАО, на научно-практических семинарах ИУУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.