Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста Тюлепаева, Эльзана Ранисовна

Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста
<
Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тюлепаева, Эльзана Ранисовна. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тюлепаева Эльзана Ранисовна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т].- Челябинск, 2011.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/956

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические аспекты становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста 17

1.1. Ретроспективный анализ литературы по проблеме становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста 17

1.2 Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста 50

1.3. Педагогические условия становления этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста 80

Выводы по I главе 107

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по реализации воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения, по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста 109

2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 109

2.2. Реализация воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста 134

2.3. Результаты экспериментальной работы по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста 151

Выводы по II главе : 167

Заключение 170

Библиографический список 174

Приложение 1 198

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека в поликультурном обществе. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определены задачи образовательной области «Социализация», которые направлены на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений: «... формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу...». Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для развития опыта социокультурной толерантности.

Россия отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием своего населения. Представители более 150 национальностей и всех мировых конфессий составляют многонациональный российский народ. Но многие дети не знают не только свей культуры и традиций, а также и представителей других народов России, их традиций.

На научно-теоретическом уровне актуальность нашей работы обусловлена недостаточностью психолого-педагогических исследований воздействия этнопедагогики в процессе становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста, необходимостью разработки эффективных путей и средств воспитания в подрастающем поколении

чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения культуры своего и других народов. При этом мы исходим из тезиса, что понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности - актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. В народной педагогике воспитание ребенка рассматривается как передача ему духа народа. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность. Современные исследования (М.И.Богомолова, Г.Н.Волков, С.А.Козлова, Л.В.Коломийченко, Т.С.Комарова, Т.В.Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н.Федорова, А.Н.Фролова, Р.М.Чумичева и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость учета потенциала дошкольника и указывают различные пути становления и развития этнокультурной личности дошкольника. В связи с появлением детских садов с многонациональным составом стоит проблема становления этнокультурной компетенции в дошкольном возрасте, так как этот возраст является важным периодом в становлении личности, в появлении предпосылок гражданских качеств, основ мировосприятия в интенсивном формировании самосознания.

Актуальность на научно-методическом уровне заключается в необходимости углубления содержания дошкольного образования, разработки методического обеспечения для становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. В системе дошкольного воспитания недостаточно уделяется внимания этнокультурному воспитанию, формирующему этническую идентичность. Педагоги и родители из-за недостаточных знаний основ родной истории и культуры не пытаются привить детям интерес к этим источникам формирования культурно-духовных ценностей. Именно в дошкольном возрасте воспитание детей с позиции национальных, духовно-нравственных ценностей, заложенных в устном народном творчестве, может предотвратить возможное отчуждение детей от этнических идеалов, деструктивного формирования этнической идентичности. Этническая идентичность рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях при изучении проблем нации, этноса, этнических и межэтнических отношений, этнических особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования этнического характера и этнической психологии (Ю.В. Бромлей, Л.Н.Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, И.С. Кон, М.В. Крюков, Д.С. Лихачев, А.А. Леонтьев, Г.В. Старовойтова, А.П. Оконешникова и др.).

Выбор возраста детей в нашем исследовании обусловлен реальным расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, в развитии нравственной, умственной и физической сфер. В этом возрасте нельзя еще говорить о сложившейся иерархии мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения. Это дает реальную возможность влиять на процесс становления этнокультурной компетентности наиболее эффективно. Период дошкольного возраста является сензитивным в становлении этнокультурной компетенции, поскольку на его этапе развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и педагогической практики по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления противоречий:

возросшей потребностью поликультурного общества приобщения детей дошкольного возраста к мировой культуре через национальную и этническую и нереализуемыми возможностями сложившийся системы образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в распространении данного опыта;

необходимостью становления первоначальной этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в поликультурном обществе и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы, малой изученностью психолого-педагогических особенностей данного процесса;

необходимостью построения целесообразной этнопедагогической образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении и отсутствием научно-методических разработок.

Выявленные нами противоречия, недостаточная разработанность проблемы становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста доказывают её актуальность и позволяют сформулировать проблему нашего исследования, которая направлена на разрешение противоречий в процессе реализации воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста и педагогических условий её эффективного функционирования.

Актуальность и значимость данной проблемы обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста».

Цель исследования - разработать и апробировать в практике дошкольных образовательных учреждений педагогические условия функционирования воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия функционирования воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, возможно, станет успешнее, если:

1) будет осуществлено проектирование на основе системного,
компетентностного, этнокультурного подходов воспитательной системы
дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной
компетенции детей дошкольного возраста;

2) функционирование воспитательной системы дошкольного
образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции
детей дошкольного возраста в образовательном процессе будет, возможно,
более успешным при следующих педагогических условиях:

обеспечено приобщение детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе;

сформирована профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в области поликультурного воспитания дошкольников;

организовано взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающее создание единого образовательного пространства в поликультурном обществе.

В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и показать степень исследованности проблемы становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений.

  2. Уточнить и конкретизировать содержание понятия «этнокультурная компетенция детей дошкольного возраста».

3. Выявить, обосновать и экспериментально реализовать
диагностический инструментарий по изучению становления этнокультурной
компетенции детей дошкольного возраста.

4. Разработать методические рекомендации и мультимедийное
сопровождение (фильмы в формате MPEG 2) по этнокультурному
образованию дошкольников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- философские, психологические и педагогические положения о

воспитании как целенаправленном процессе становления этнокультурной

компетенции личности, о человеке как субъекте деятельности, познания,

отношения, саморазвития и самореализации, о народности воспитания

(В.Г.Белинский, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А. Дистервег, И.С. Кон, Я.А.Коменский, М.В. Крюков, А.А. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Н.Л. Худякова, К.Д. Ушинский и др.);

концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности, о самоценности детства (А.Г. Асмолов, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

концептуальные идеи о воспитательных ценностях этнического наследия, многообразии средств его проявления (Е.С. Бабунова, Г.Н. Волков, Н.А. Корякиной, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, В.И. Ханбикова и др.);

- системный подход, как ведущий относящийся дошкольному
этнокультурному образованию (А.Н. Аверьянов, А.Ф. Аменд, В.Г.Афанасьев,
Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, Е.Ю. Никитина, A.M. Новиков, З.И. Тюмасева,
В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.);

компетентностный подход (А.Л. Андреевым, А. С. Белкиным, Э.Ф.Эсером, И.А. Зимней, Д.А. Ивановым, К.Г. Митрофановым, Дж. Равен, В.В. Сериковым, О.В. Соколовой, Л.В. Трубайчук, А.В. Хуторским и др.);

- этнокультурный подход в отборе содержания, форм, методов, условий
построения этнокультурной среды; роль и место педагога в организации
педагогической деятельности в поликультурной среде (А.Г. Абсалямова,
Т.А.Антонова, Е.С. Бабунова, М.И. Богомолова, Г.Х. Валеева, Э.Ф.
Вертякова, Н.Ф.Виноградова, Г.Н. Волков, О.Л. Князева, С.А. Козлова,
Л.В.Коломийченко, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, Е.Н. Петунина,
Т.В.Поштарева, Э.К. Суслова, P.M. Чумичева, Н.Л. Худякова и др.);

теоретические и методические основы воспитательных систем (Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов, Л.И. Новикова, О.В. Заславская, В.А. Караковский, И.А. Колесникова и др.).

Методы исследования: выбор методов определяется задачами исследования:

теоретические: анализа философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация;

эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент;

методы математической обработки результатов эксперимента: алгоритм расчета нормальности распределения результативного признака по формулам Н.А. Плохинского и Е.И. Пустыльника; //-критерий Крускала-Уоллиса; Т-критерий Вилкоксона; г2 - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ Чесменский детский сад «Малышок», МДОУ Чесменский детский сад «Солнышко», МДОУ Центр развития ребенка - Чесменский детский сад «Березка», МДОУ Калиновский детский сад «Колосок». Исследованием было охвачено 226 человек из них 95 детей старшего дошкольного возраста, 93 - родителя, 38 - педагогов.

Исследование проводилось в три этапа, в течение 2007-2011 годов.

На первом этапе (2007-2008гг.) нами осуществлялась изучение, обобщение и систематизация теоретического материала по проблеме исследования; разрабатывались исходные положения исследования: цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, методология и методика экспериментальной работы. На первом этапе был организован констатирующий этап эксперимента, который позволил определить современное состояние этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, родителей и педагогов.

На втором этапе (2008-2010гг.) продолжалось изучение литературы по проблеме исследования; уточнялся понятийный аппарат исследования; разрабатывалась воспитательная система дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста и педагогические условия; проводился формирующий этап эксперимента; анализировался ход и результаты эксперимента; оформлялся текст диссертационного исследования. На этом этапе выявились уровни этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. В ходе экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов методами математической статистики.

На третьем этапе (2010-2011гг.), анализировались и обобщались результаты теоретико-экспериментальной работы; формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие положения гипотезы; оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит:

в доказательстве необходимости становления этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста как важнейшего фактора жизнедеятельности ребенка в поликультурном обществе;

в разработке на основе системного, компетентностного и этнокультурного подходов воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста, включающий целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-диагностический блоки;

в выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий становления этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста (приобщение детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе; профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в области поликультурного воспитания дошкольников; взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающее создание образовательного пространства в поликультурном обществе).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- теория дошкольной педагогики обогащена понятием «этнокультурная
компетенция детей дошкольного возраста», под которым мы понимаем

интегральное качество личности ребенка, обеспечивающее приобщение дошкольника к национальной культуре и овладение им знаниями об особенностях культуры разных народов, реализующимися через умения, навыки и модели поведения, способствующими эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию;

- дано теоретическое обоснование воспитательной системы дошкольного
образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции
детей дошкольного возраста на основе подходов: системного,
компетентностного, этнокультурного;

теоретически обоснована методика этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в поликультурном обществе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

выявлены и обоснованны критерии и показатели становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста;

- подобран диагностический материал для выявления уровня становления
этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста;

разработано методическое пособие и мультимедийное сопровождение (фильмы в формате MPEG 2) по этнокультурному образованию дошкольников, содержащих методические рекомендации, которые могут быть использованы в образовательном процессе для повышения эффективности этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста;

- материалы исследования могут использоваться в образовательной
деятельности дошкольных образовательных учреждений при организации
этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста; материалы и
результаты исследования могут быть использованы в качестве спецкурса при
подготовке педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также на
курсах повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных
учреждений.

Достоверность исследования определяется методологической и теоретической обоснованностью его исходных позиций; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; подтверждена экспериментальной работой по реализации педагогических условий эффективного становления этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Чесменского района Челябинской области.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме:

1) участия в VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: ребенок в мире информационной культуры», Челябинск, 2009г.; VIII Международной научно-практической конференции: «Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде», Нижнекамск, 2010г.; VI Международной научно-практической конференции «Образование и наука XXI века - 2010», Болгария, 2010г.; Международная научно-практическая конференция «Компетентностно-ориентированный

подход в образовании детей дошкольного возраста», Тольяттинский государственный университет, 2010г.; международный сборник Уральский государственный педагогический университет «Теоретические и организационно-методические аспекты инновационной деятельности в образовании», 2010г.

  1. участия во Всероссийских научно-практических конференциях: Всероссийской научной конференции «Культурные этнические и религиозные традиции и инновации мира: сравнительный дискурс», Пятигорск, 2009г.; Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Балашов, 2009г.; Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные исследования социальных проблем» Красноярск, 2010г.

  2. участия в региональных межвузовских научно-практических конференциях: VI Межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: «Актуальные проблемы этнопсихологии», Москва, РУДН, 2010г.; Сборник научных статей «Актуальные научно-педагогические проблемы воспитания и образования учащихся и студентов», СПб, 2010г.

  3. Результаты исследования внедрялись нами в практику работы МДОУ Чесменский детский сад «Малышок», МДОУ Чесменский детский сад «Солнышко», МДОУ Центр развития ребенка - Чесменский детский сад «Березка», МДОУ Калиновский детский сад «Колосок», МДОУ Березинский детский сад «Алёнушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников второй категории, МДОУ Беловский детский сад «Чебурашка», МДОУ Редутовский детский сад «Тополек», МДОУ Тарасовский детский сад «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического направления развития воспитанников второй категории, МДОУ Тарутинский детский сад «Чебурашка», МДОУ Цвиллингский детский сад « Солнышко».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста
мы рассматриваем как процесс приобщения дошкольника к национальной
культуре и овладение им знаниями об особенностях культуры разных
народов, реализующимися через умения, навыки и модели поведения,
способствующими формированию толерантности по отношению к людям
других национальностей и культур.

2. Эффективность становления этнокультурной компетенции детей
дошкольного возраста обеспечивается функционированием воспитательной
системы дошкольного образовательного учреждения по становлению
этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста, включающей
целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-диагностический
блоки.

3. Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения по
становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста
успешно функционирует при реализации педагогических условий:

обеспечено приобщение детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе;

сформирована профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в области поликультурного воспитания дошкольников;

организовано взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающее создание образовательного пространства в поликультурном обществе.

4. Разработанное методическое пособие и мультимедийное сопровождение (фильмы в формате MPEG 2) по этнокультурному образованию дошкольников, содержащих методические рекомендации, позволяют осуществить в дошкольных образовательных учреждениях становление этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте диссертации включены 22 таблицы, 11 рисунков. Объем диссертации 185 страниц.

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста

Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало разработки и внедрения в педагогический процесс ДОУ воспитательной системы становления этнокультурного образования ребенка. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех видов и типов.

Это стало возможным прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и государстве в целом. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определены задачи образовательной области «Социализация», которые направлены на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений: «... формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.. .»[61].

Социальный заказ государства на воспитание человека современного образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в других важнейших документах -Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Приоритетном государственном национальном проекте, Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.

В данном параграфе представлена характеристика методологических подходов, которые являются приоритетными в построении и реализации воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.

При обосновании методологических подходов мы руководствовались законом РФ «Об образовании», гарантирующим его гуманистический, светский характер, значимость общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, защиту культурных традиций, национальных культур, демократичный характер управления образованием [75]. Важным для нашего исследования является Национальная доктрина образования РФ (2004), где обозначены приоритетные цели и задачи образования, среди которых: обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование культуры мира и межличностных отношений и т.д. [141].

В обосновании методологических подходов мы также исходим из того, что социально-ценностные качества личности стихийно не формируются, а целенаправленно воспитываются и развиваются. В этнокультурном образовании бытие человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе этнокультурных представлений, интуитивно-образных и научных понятий, категорий, социально-одобряемых образцов этнокультурного поведения.

Согласно философским и психолого-педагогическим исследованиям понятие «подход» трактуется как принцип и способ познания и организации педагогического процесса, включающего в себя содержание и организационные формы. Из этого определения видно, что подход выполняет интегративную функцию, он богаче метода, сложнее по структуре, многограннее по содержанию, отражает ведущую идею и сходные руководящие положения (принципы). Сущностную характеристику категории «подход» мы находим в работах П.В. Алексеева, который рассматривает специфику философского подхода к анализу познавательной деятельности человека [6]. К специфике философского подхода П.В. Алексеев относит: уровни познавательной деятельности; отличительные особенности научного познания от учебной деятельности; принципы научного познания, которые автор определяет как опору в познании на практику, познание в процессе деятельности, принцип развития [6]. Как видно из позиции автора, в философии категория «подход» включает в себя сущность, совокупность методов и принципов.

Обращение к понятию «подход» при изучении психолого-педагогических явлений и процессов вызвано, по мнению М.Е. Дуранова, несколькими обстоятельствами: - сложностью и многослойностью структуры данных явлений и процессов; - многофакторным воздействием на педагогические факты и явления; - спецификой образовательного пространства, не имеющего четко выраженных границ, в котором происходит развитие личности; - зависимостью функционирования педагогического процесса, управление им от определенных закономерностей и принципов; - рассмотрением педагогического процесса как целостной системы и требующего к себе интегративного подхода, в котором объединены принципы, методы и содержание, что возможно только при выполнении подходом методологических функций; - спецификой педагогического процесса, построенного на основе преемственности и динамизма, влияния случайных факторов и условий, которые не всегда можно предусмотреть и учесть; - многофункциональностью педагогического процесса, его одновременным воздействием на все сферы личности ребенка [70].

Педагогические условия становления этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста

В соответствии с гипотезой исследования, эффективность процесса формирования этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста будет осуществляться путем создания организационно-педагогических условий.

Условие - это то, от чего зависит другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следуем существование данного явления [160].

Педагогические условия - это целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей.

Исходя из проблемы нашего исследования, созданной нами воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста, мы предполагаем, что становление этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста, возможно, будет успешным при выполнении следующих педагогических условиях: 1. Приобщение детей к культурам разных национальности, способствующих формированию этнотолерантиости ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. 2. Профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в области поликультуриого воспитания дошкольников. 3. Взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающее создание единого образовательного пространства в поликультурном обществе. Рассмотрим первое педагогическое условие - приобщение детей к культурам разных национальностей, способствующим формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе.

В работах Л.А. Парамоновой, М.А. Гутар подчеркивается, ччо «принадлежность маленького человека к человеческому роду, порождающая его универсальность, обеспечивает ему открытость к культуре». Развито человеческого в ребенке сопровождается, по мнению И.С. Кона, B.C. Мухиной, процессом идентификации с одним или несколькими сообществами. К.Д.Ушинский говорит о национальной культуре русского народа, но его положения значимы и для приобщения детей к любой национальной культуре, ибо им раскрыто значение национальной кулыуры, как средства воспитания ребенка. Народная культура - это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребенок приходит к общечеловеческой культуре. По мнению К.Д.Ушинского, общей системы воспитания для всех народов не существует. У каждого народа своя собственная национальная система воспитания. Опыт других народов есть драгоценное наследие для всех, но каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы. Сам народ прокладывает дорогу, действуя за одно с другими общественными силами. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, С.Д. Кириенко, Л.И.Лазарева, P.M. Римбурга, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современное і и, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщать к культуре, к традициям народа необходимо с детства, с периода «первичной социализации», то есть с дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве, по мнению А.А. Грекалова, В.II. Зеньковского, P.M. Чумичевой и других, закладывается программа поведения, социальные формы жизни, будущие виды деятельности [5; с. 67]. Этнокультурное образование дошкольников предполагает учет национального компонента в образовательной программе в дошкольном детстве.

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности — актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

В настоящее время накоплено значительное количество научных исследований о культуре народа, народной педагогике в трудах Г.Н. Волкова, Н.А. Корякиной, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, В.И. Хапбикова и других.

Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности (Г.Н. Волков, Н.О. Лосский, М.Ю. Мартынова, О.Л. Морева, Э.К. Суслова и др.).

Американский культур-антрополог Л. Уайт, в его знаменитой книге «Наука о культуре» (1949), дал следующее определение кульїурьі: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» [151].

Термин «культура» употребляется сегодня многозначно, хотя имеет ясное происхождение (от лат. colere - взращивать) и первоначально относился в основном к сельскохозяйственной культуре. В итальянском языке сохранилось разделение на два понятия: coltura - материальная, сельскохозяйственная культура и cultura - культура духовная. Сегодня существует до 500 различных определений культуры, претендующих на выражение самого главного и существенного в этом феномене. Их можно поделить на две большие группы: онтологические и аксиологические [21; с. 93].

Онтологические определения подчеркивают внеприродный харакіер культуры, ярче всего представленный в самом коротком определении: культура - это не природа. Все, что является не природой, а резулыаюм человеческой деятельности (материально - преобразовательной, духовной, социальной), относится по этому определению к культуре. Отсюда и другие определения: культура - это результат человеческой деятельности, культура -зеркало человеческих возможностей и т.д. Это хорошо видно на примере материальной культуры, человек оказывается посредником между миром природы и миром культуры, обрабатывая природный материал, он придає І ему новые «культурные свойства», преобразует, например, камень в орудие труда, элемент и материал архитектурного строения или иадслясі ею способностью нести духовную, художественную информацию (например, в скульптуре) [21; стр. 93].

Реализация воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста

В данном параграфе на основе анализа результатов диагностического этапа представлен ход и реализация преобразующего этапа экспериментальной работы, направленной на реализацию воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста и педагогических условий. Была выдвинута гипотеза исследования о том, что внедрение воспитательной системы ДОУ по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в образовательный процесс будет обеспечено следующими педагогическими условиями: - приобщение детей к культурам разных национальностей, способствующим формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе; -профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в области поликультурного воспитания дошкольников; - взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающее создание единого образовательного пространства в поликультурном обществе. Мы включили в воспитательную систему четыре основных блока: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-диагностический. Целевой блок направлен на обоснование социального заказа, цели, становления этнокультурной компетенции дошкольника. Содержательный блок включает педагогические условия, взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения, семьи и социума. Анализ и описание данного блока показывает, что основная функция заключается в практической реализации педагогической стратегии и определении эффективных педагогических условий, способствующих становлению этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста. Субъектами воспитательной системы выступают дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста, родители воспитанников и социум. Процессуальный блок — обоснование и реализацию методов, приемов, средств и форм эффективного становления этнокультурной компетенции дошкольника. Оценочно-диагностический блок направлен на определение задач экспериментальной работы, описание реализации педагогических условий, способствующих становлению этнокультурной компетенции ребенка в системе дошкольного этнокультурного воспитания, её коррекцию II оценивание результата. В данном блоке представлен диагностический инструментарий, позволяющий определить динамику процесса этнокультурного воспитания и его результат - становление этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Представлен: пакетом диагностических методик, выявляющих исходный уровень становления этнокультурной компетентности дошкольников, педагогов дошкольного образования; уровнями этнокультурной образованности; аналитико-коррекционным инструментарием (коррекцией процесса, оценкой и интерпретацией результатов). Данные блоки и выступают элементами рассматриваемой нами воспитательной системы. Первое педагогическое условие предполагает, что эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Знакомить детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов нужно с дошкольного возраста.

Этнопедагогика обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. Необходимость взаимодействия с другими культурами выступает, прежде всего, как импульс- к их изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Педагогическая практика, основанная на подлинно народной системе образования, укрепляет связи между поколениями, формирует интерес к изучению истории своего народа, помогает выработать основы национального самосознания.

Нами разработано методическое пособие «Воспитательная система этнокультурного образования дошкольников Чесменского района». Пособие призвано помочь педагогам увлекательно и эффективно проводить работу по этнокультурному образованию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о культурах разных национальностей. Направлено на включение в образовательный процесс различных источников национальной культуры, на возрождение народности в воспитании детей и предусматривает учет особенностей социально-культурной среды, окружающей детей.

Это попытка соединить в единое целое историю, этнокультуру народную педагогику и краеведческий материал. Данное пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и предлагает систему работы с детьми 5-6 лет по этнокультурному образованию. В нем представлены подробные конспекты занятий, праздников, развлечений, а также перспективное планирование и критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.

Использование в воспитательной работе в дошкольных учреждениях элементов народной педагогики позволило нам повысить эффективность воспитательного процесса. Такой подход к воспитанию и обучению подрастающего поколения дал положительные результаты - у детей появился интерес к обучению, что отразилось и на качестве знаний.

Нами были выделены различные виды воспитательной деятельности, которые были направлены на этнокультурное образование детей сіаршего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая. Все данные виды тесно связаны содержанием образования и воспитания, служат достижению определенных образовательных и воспитательных целей (приложение 7).

Результаты экспериментальной работы по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста

Полученные в результате экспериментальной работы данные по повышению уровня этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста наглядно доказывают эффективность воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Разработанная воспитательная система и выполнение педагогических условий позволило обновить образовательный процесс, приобщить детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.

Для проверки выдвинутой гипотезы на констатирующем этапе экспериментальной работы была проведена работа по получению информации о знаниях и отношении педагогов и родителей к изучаемой проблеме. Для этого нами были проведены анкетирование и беседы педагогов и родителей, ориентированные на изучение состояния проблемы становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в практике дошкольных образовательных учреждений.

Проанализировав ответы (из анкеты) родителей, можно сделать вывод, что они не против, если их дети будут ходить в группу с детьми другой нации, расы, вероисповедания, общаться, дружить между собой. Они считают, что это общение будет положительно влиять на воспитание детей.

Родители считают, что необходимо собственным примером воспитывать у детей доброжелательное отношение к людям разных рас и наций; уважение, дружба с людьми другой нации способствует воспитанию у детей доброжелательного отношения к людям.

Исходя из данных беседы с родителями (рисунок 10) в экспериментальных группах произошли значительные изменения: увеличилось количество родителей, которые проявляют уважение к культуре и этнонациональным особенностям представителей народов.

Отношение к людям разных национальностей, разных рас, разного вероисповедания строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Считают необходимым воспитание у ребенка доброжелательного отношения к людям различных рас и национальностей собственным примером, через уважение, дружбу с людьми разных национальностей. С детства детям рассказываю! о своей малой родине, России. Считают, что в воспитании детей лежит, безусловно, и на семье, и на дошкольном учреждении, если они будут совместно воспитывать (договариваться о требованиях предъявляемых ребенку, о методах воздействия, способах обучения и т.д.) ребенка, то могут прийти к общей цели.

Анализируя (из анкеты) отношение педагогов к этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, можно сказать, что отношение к разным национальностям и расам положительное. Считаю! важным приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям.

Проанализировав результаты беседы с педагогами, мы пришли к выводу, что в экспериментальных группах произошли значительные изменения увеличилось количество педагогов с оптимальным и допустимым уровнем. Оценка уровня знаний педагогов о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста по итогам бесед в экспериментальных и контрольной группах на итоговом этапе экспериментальной работы Педагоги владеют умениями целенаправленно строить взаимоотношения и реализовывать задачи педагогической деятельности, осуществлять этнокультурное воспитание толерантности в поликультурной среде. Появились интерес и желание понимания ценности представителей разных национальностей, уважительное отношение к культуре и этнонациональным особенностям представителей народов. С детства знакомят детей с малой родиной, своей страной. Считают, что воспитание детей лежит как на семье, так и на дошкольном учреждении. При условии совместного воспитания (договариваться о требованиях предъявляемых ребенку, о методах воздействия, способах обучения и т.д.) ребенка, могут прийти к общей цели. Уделяют максимум внимания, заботы и любви. Учач детей, что вновь пришедшему ребенку нужно помочь адаптироваїься в новом коллективе, рассказать, что у них в группе есть иіпересное, какие занятия, игры они особенно любят. Учитывают культурные, национальные, религиозные особенности ребенка другой национальности при планировании педагогического процесса в группе через знакомство с разными культурами, проведением праздников, национальных игр. Проводится работа с родителями по формированию правильного отношения к детям другой национальности, находящимся в группе, в форме родительских собраний, круглых столов. Таким образом, сформулированную нами гипотезу исследования можно считать достоверной, на основании чего мы приходим к следующему выводу: уровень становления этнокультурной компетенции де і ей дошкольного возраста значительно повышается, если в образовательном процессе дошкольного учреждения реализуется воспитательная система по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста, включающая развитие следующих компонентов: - когнитивный компонент (знания); - эмоциональный компонент (отношение); - практический компонент (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок). Доказана необходимость становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в образовательном процессе в единстве дошкольных образовательных учреждений с семьей и культурных центров па основе приобщения к национальной культуре. Таким образом, в результате выполнения исследовательской работы выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Только за счет целенаправленной работы дошкольных образовательных учреждений, семьи и культурных центров, с опорой на прогрессивные идеи народной педагогики, можно достичь высоких результатов воспитательной работы и заложить крепкую основу в становлении этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.

Похожие диссертации на Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста