Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Дьяченко Николай Григорьевич

Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы)
<
Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дьяченко Николай Григорьевич. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) : ил РГБ ОД 61:85-17/36

Содержание к диссертации

Введение

1. Номенклатура ТСО c.I

2. Таблицы статистического сравнения результатов эксперимента с.5

3. Алгоритм работы в автоматизированном классе сольфеджио и гармонии с.21

4. График функционирования,характеристика уровней и механизм их взаимодействия в системе "ДлШ-училрице-консерватория" с.25

5. Индивидуальная операциональная карта итогового контроля по гармонии с.81

6. Блок-схема серии программ по музыкальной литературе с. 85

7. Необходимая реорганизация системы с.91

Таблицы статистического сравнения результатов эксперимента

1. Подать напряжение на пульт-стол преподавателя.Перейти к п.2.

2. Включить тумблер "Сеть" на пульте-столе. Если предполагается режим работы "От преподавателя - Громко", перейти к п.З. Иначе перейти к п.5.

3. Подать питание на один из 2-х магнитофонов преподавателя. Перейти к п.4.

4. Включить магнитофон в режиме "Громко". Конец.

5. Включить тумблер "Кабины" на пульте-столе. Перейти к п.б.

6. Магнитофоны в полукабинах приготовить для работы в режиме "Воспроизведение". Перейти к п.7.

7. Студентам надеть ГТ, после чего преподавателю перейти к п.8, а студентам - к п.16.

8. Включить галетные переключатели в положение "П" - преподаватель. Если режим работы "От преподавателя , перейти к выполнению п.9. Иначе перейти к выполнению п.15.

9. Включить тумблеры "Линия" соответственно предполагаемой работе предполагаемого магнитофона. Перейти к п.10.

10.Еели предполагаемый магнитофон уже под напряжением, то перейти к п.II, иначе подать напряжение на второй магнитофон. Перейти к п.12.

II.Тумблер "Магнитофоны" перевести в нейтральное положение.Перейти к п.12.

12.Включить магнитофон в режим "Воспроизведение" - начать трансляцию на ГТ студентов. Конец. Если режим "От преподавателя" предполагает трансляцию по двум раздельным программам,то перейти к выполнению п.13.

13.Привести тумблеры "Линия" в соответствие с предполагаемой трансляцией двух программ с двух магнитофонов. Перейти к п.14.

14. Включить оба магнитофона в режим "Воспроизведение"-начать трансляцию на ГТ студентов по двум программам. Конец.

15. Включить галетные переключатели в положение "К" - кабины, если режим работы "Полукабины".Студентам перейти к выполнению п. 16.

16. Если режим "Индивидуальные магнитофоны",включить магнитофоны в положение "Воспроизведение". Конец.Иначе - перейти к п.17.

17. Магнитофоны в полукабинах приготовить для работы в режиме "Запись".Начать запись.Конец.Иначе - перейти к выполнению п. 18.

18. Подать напряжение на электроклавиатуры. Выполнять задание студентам. Если режим "Спарринг-партнеры",перейти к выполнению п.24. Конец. Если режим "Свободная коммутация", студентам перейти к п.38, а преподавателю - к п.40.Иначе - преподавателю, если для работы необходима кадропроекция,перейти к выполнению п.19.

19. Тумблерами "Шкаф","Окно-экран" открыть шкаф с кадропроек-тором, опустить экран, зашторить окно. Перейти к п.20.

20. Подать напряжение на кадропроектор. Перейти к п.21.

21. Включить проекционную лампу. Начать проекцию диапозитивов. Конец.

22. "Лидер" /"Л"/, сидящий в полукабине слева от преподавателя, начинает выполнять задание. "Партнер" /"П"/,сидящий в полукабине справа от преподавателя, следит за клавиатурой и через свои ГТ слушает игру "Лидера". Затем обоим перейти к выполнению п.23.

23. Перемена ролей. "П" повторяет игру "Л". "Л" - слушает и контролирует игру "П". Конец.

24. "Л" выполняет задание на клавиатуре, "П", убрав громкость с ГТ, выполняет задание письменно /в операционной карте/. Обоим перейти к п.25. Если "Л" выполнит задание раньше "П , то ему перейти к п.29, а преподавателю - к п.30.

25. "Л", убрав громкость с ГТ, записывает решенное на клавиатуре в операционную карту. "П", выведя громкость на ГТ,проигрывает свое письменное решение на клавиатуре. Обоим перейти к п.26, преподавателю перейти к выполнению п.37.

26. После трех загораний сигнальной лампочки "Л",выведя громкость на ГГ, анализирует по слуху информацию,играемую "її" /результат письменного решения/, результаты анализа записывает в операционную карту. Обоим перейти к п.27.

27. Перемена ролей: "П" анализирует по слуху информацию,играемую "Л" /результат выполненного на электроклавиатуре задания/, результат записывает в операционную карту. Обоим перейти к выполнению п.28.

28. Операционные карты сдать преподавателю. Конец.

29. Следить за сигнальной лампочкой: если она загорится один раз, перейти к выполнению п.32, если дважды - п.33. Если лампочка не загорается, вернуться к п.25.

30. Выполнившего первым свое задание закоммутировать с таким же по линии. Перейти к п.31.

31. Тумблером "Вызов студента" известить пару по линии о начале работы: одно включение тумблера - "Лидеру",два - "Партнеру". Если есть время, перейти к п.35, иначе - к п.36.

32. Играть свое решение партнеру по линии. Перейти к п.34.

33. Сверять свое решение со звучащим на ГТ решением партнера по линии. Перейти к п.34.

34. Следить за сигнальной лампочкой:возможна перекоммутация и перемена ролей. Если лампочка не загорается, вернуться к п.25, иначе - действовать согласно режима "Перемена ролей" или "Обмен информацией". Конец. Вернуться к п.25.

35. Произвести перекоммутацию для перемены ролей или закомму-тировать новую пару по линии и действовать соответственно пп.30,31,35. Затем перейти к п.36.

36. Раскоммутировать пары по линиям, вернуть все галетные переключатели в положение "К". Перейти к п.37.

37. Сигнализировать паре в полукабине /три загорания лампочки/ о начале режима "Обмен информацией". Конец.

38. Следить за сигнальной лампочкой:одно загорание - приготовиться передавать информацию, два - приготовиться воспринимать информацию. Перейти к п.39.

39. Лампочка загорелась один раз - передавайте информацию,лампочка загорелась два раза - воспринимайте информацию.Вернуться к п.38.

40. По мере выполнения задания парами в кабинах коммутировать различные полукабины для обмена информацией.Перейти к п.41.

41. Тумблерами "Вызов студента" известить закоммутированных о начале обмена информацией: полукабине; начинающей первой передавать информацию,- одно включениевоспринимающей полукабине - два включения .Конец.Иначе - перейти к п.42.

42. Перекоммутировать полукабины. Перейти к п.43.

График функционирования,характеристика уровней и механизм их взаимодействия в системе "ДлШ-училрице-консерватория"

Сетевое планирование предполагает научно обоснованный график работы всех подразделений учебного заведения,структурно-логическое соподчинение и взаимодействие отдельных блоков,отделов, участков, систем. Такое планирование предусматривает функционирование высокоэффективной диспетчерской службы на всех уровнях деятельности заведения: учебно-педагогическом,воспитательном, хозяйственном, административном, учебно-вспомогательном, и других. Диспетчеризация учебно-педагогической деятельности должна выражаться прежде всего в сборе, обработке и обобщении всей текущей информации. Информационное обслуживание должно быть рентабельным, удобным, непрерывным с эффективным экра - 32 ном отражения. На экран отражения деятельности учебного заведения информация должна поступать постоянно .По мере поступления она должна обобщаться в ежедневную,а та, в свою очередь,- в еженедельную информацию и т.д.

При сетевом планировании в расписание занятий вводятся не только групповые занятия, но и все индивидуальные,все факультативы, все внеурочные виды работы /в т.ч. самоподготовка ооучаемых,все общественные и воспитательные мероприятия/.Только при таком графике-расписании возможно учесть реальную загруженность обучаемых, избежать "перегрузок", найти оптимальные варианты режима работы каждого.

Особое значение при сетевом планировании приобретают структурно-логические схемы /СЛС/ и технологические карты учебных дисциплин.

СЛС - это модель процесса изучения того или иного учебного курса,содержащая не только данные об объеме информационного материала, но и все взаимосвязи с дисциплинами,обеспечивающими и обеспечиваемыми данным курсом. Структурно-логические схемы учебных дисциплин позволяют четко представить моти-вационные установки, видеть, на каких конкретных этапах прохождения курса параллельно идет процесс претворения полученных знаний, умений и навыков во взаимосодействующих дисциплинах. Кроме того, в СЛС отражены все виды контроля знаний,умений и навыков. В технологических картах объем учебного материала распределен понедельно, сгруппирован по видам и формам работы, дифференцирован на урочно-лекционное и самостоятельное изучение материала с указанием обязательной и дополнительной проработки АВДл. По сути, горизонтальный "срез" каждой недели в технологической карте отражает детальный план урока и объем домашнего задания.

Технологические карты должны быть как у преподавателя,так и у ученика. В этом случае обучаемые не только видят перспективу изучения учебного материала и необходимые связи различных тем данной дисциплины с темами других дисциплин, но также получают конкретные представления о домашних заданиях,которые им предстоит выполнить, изучая данный курс, и полный перечень АВДЛ, при проработке которых дается методика их усвоения. СЛС и технологические карты, планируемая самоподготовка по всем дисциплинам позволяют увязать объем изучаемого материала с реальным бюджетом времени обучаемых, показьшают структуру курсов и взаимосвязь всех их элементов. /В качестве примера см. разработанные на кафедре научных основ музьшального образования СЛС и технологические карты всех учебных дисциплин для специальностей 2101, 2102 и 2107 музыкальных училищ./

Иноюрмационно-поисковая служба. Успешно решать педагогические проблемы на современном уровне невозможно без наличия ИЇЇС. Рекомендации недавно Сформировавшейся науки информатики /науки о средствах сбора, хранения,поиска различных документов и сведений/ должны быть взяты на вооружение педагогикой вообще и музыкальной педагогикой в особенности.

Переквалификация и повышение квалификации педагогических кадров. В сфере механизированного, частично автоматизированного педагогического труда с каждым годом все большее значение приобретает контроль, обслуживание и управление техникой.На данном этапе ощущается острый дефицит специальностей по разработке, наладке и обслуживанию комплекса ТОО. Их, по сути, никто не готовит. Между тем, техническое совершенствование учебного процесса требует появления новых профессий, ин - 34 тегрирующих педагогические и инженерные знания.Педагогам,применяющим в учебном процессе средства техники или желающим их применять необходимы в широких масштабах повышение квалификации и осооенно переквалификация .

Переводя воспитание музыканта-специалиста на новую методику, следует осторожно и тактично решать организационно-психологические задачи,вытекающие из объективных и субъективных причин, которые мешают широкому внедрению ТОО в музыкальном образовании.х

Приступая к комплексному применению средств техники в музыкальной педагогике,следует учитывать отношение преподавателей-музыкантов /и не только музыкантов/ к ТСО.

Всех преподавателей в этом смысле можно разделить на такие группы.хх

ПЕРВАЯ ГРУППА -создатели исследователи технических средств. Они утверждают, что применение средств техники позволило им значительно увеличить объем сообщаемой информации /прюлерно на четверть/ и систематизировать контроль усвоения в процессе преподавания. Уже само стремление создавать и совершенствовать ГСО было для них обусловлено рядом причин, в том числе, педагогической потребностью.

К одной из них следует отнести известный консерватизм самой традиционной методики музыкального воспитания,о котором говорилось ранее.лассификация дана на Всесоюзной научно-технической конференции "Техническое обеспечение учебного процесса и ТСО в высших и средних специальных учебных заведениях"/Кузьмины.В., Бобер Л.П./

ВТОРАЯ ГРУППА - преподаватели, несоздатели технических средств. Они разделяются на три подгруппы:

а/ легко осваивающие ТОО и тем самым совершенствующие свою деятельность, ТОО восполняют какие-то недостатки их деятельности;

б/ преподаватели, осваивающие средства техники, но при этом утрачивающие что-то в своей прежней деятельности;

в/ преподаватели, не применяющие ТСО, активно их отвергающие.

Таким образом,весь процесс освоения технических средств обучения является /с точки зрения организационно-психологических задач/ сложным , д л и т е л ь н ы м , проходящим через несколько этапов. Поэтому нужна специальная работа по подготовке и переподготовке преподавателей.

Мощность информационного массива. Моделируя систему и ее составляющие / 2l , , /, следует учитывать мощность информационного массива, исходить из нее. Она определяет в конце концов характер АВД Д, педагогическую целесообразность их разработки и использования, психологическую и организационную стороны их внедрения.

Блок-схема серии программ по музыкальной литературе

Тест-программы предназначены для стимулирования студентов к глубокому и систематическому изучению музыкального материала. Тест-программы дифференцированы по уровням. Первый уровень - студентам предъявляется весь основной тематический материал изучаемых произведений. / По теме "Ранние симфонии П.Й.Чайковского" предъявляется 49 фрагментов/. Методика работы с машиной следующая: студенту выдается блок из трех операционных карт-наборов ответов. При звучании музыкального фрагмента студент определяет название симфонии, из которой взят этот фрагмент и нанимает кнопку кодового блока. Правильный ответ служит допуском студента к дальнейшей работе по тематическому материалу данной симфонии. Магнитофон автоматически воспроизведет предъявляемый фрагмент еще раз и остановится.Студент по набору ответов ищет правильный и нажимает соответствующую кнопку, расположенную у края карты. При условии правильного ответа загорается табло "верно" /или зеленая лампочка/, если, же ответ ошибочный - загорается табло "не верно" /красная лампочка/. Специальный счетчик зафиксирует этот ввод ответа как правильный или ошибочный, а на пульте преподавателя сформулируется соответственно этому необходшлая информация /световая и цифровая/.

На втором уровне по предъявляемой музыкальной информации студент должен обнаружить знание формы произведения /его части, раздела/. Например, программа "выдает" задание: /магнитофонная пленка/ "Послушайте и последовательно определите четыре фрагмента./Звучат мотивы А и Б из вступления,главная и побочная партии из I части Третьей симфонии. Студент должен после звучания каждого фрагмента начать кнопки "3", "4", "9", "10 У "II", "12"/ Какова взаимосвязь между этими фрагментами? При условии правильного выбора, студент должен наткать кнопки "15" и "18".

На третьем уровне по звучащим фрагментам студент должен выявить знание драматургии произведения /или его части/: какую роль играет тот или иной тематический материал в тех или иных структурно-синтаксических построениях и каким образом он раскрывает ту или иную драматургическую функцию.Например, пр о грамма "предлагает :

а/ Определите звучащий фрагмент /звучит драматический эпизод главной партии из I части Первой симфонии/. Студент после остановки магнитофона должен нажать кнопки "1п,"4","107 Лишь при этом условии загорится табло "Верно" и программа предложит новые вопросы.

б/ Встречается ли этот тематический материал в последующем развитии? /Студент должен нажать кнопку "II"/

в/ Укажите где конкретно? /Студент в случае правильного ответа нажимает кнопки "5" и "7"/.

г/ Как можло назвать основной мотив звучавшего фрагмента? /Кнопка "13"/

д/ Не припомните ли Вы шля композитора, который дал меткое название такого рода мотивам? /Кнопка "15"/ и т.д.

Отсюда очевидно отсутствие принципиальных различий мезвду целями и задачами подсистем 2, и "2ш« в той» и Б другой, по сути, трехуровневая педагогическая иерархия:детская музыкальная педагогика /со своим делением на младший, средний и старший школьный возраст/, подростковая /либо ранняя юношеская/ музыкальная педагогика и студенческая педагогика. Кроме того, отметим два фактора совпадений - в р е ы е н н о и и возрастной:

- фактор совпадения общего количества времени,необходимого на подготовку кадров для консерватории /временной/;

- фактор совпадения возрастных методик /возрастной/.

Оба эти фактора валены потому, что исходя из них,можно говорить о едино м подходе в комплексном воспитании музыкантов, единых задачах, единых методологических и психолого-педагогических требованиях, которые необходимо предъявлять к новой методике обучения музыкантов-специалистов на основе широкого применения достижений технического прогресса.

Одна из гипотез диссертационной работы гласит: "Интенсификация учебного процесса и новая методика воспитаюш музыканта позволяют, переместить с более высоких звеньев музыкального образования на более низкие ряд учебных дисциплин, освободив, таким образом, более высокие звенья для углубленно - 94 го изучения сложных явлений современного музыкального искусства. Кроме того, такое перемещение будет способствовать искоренению причин, приводящих к неизбежному дублированию в определенные моменты содержания учебных дисциплин, изучаемых одновременно на разных уровнях."

Похожие диссертации на Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы)