Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ : детской музыкальной школы Ефремова, Мария Геннадьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефремова, Мария Геннадьевна. Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ : детской музыкальной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ефремова Мария Геннадьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2013.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/719

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Произошедшие в России за последние десятилетия социально-экономические и общественные перемены обусловили изменения в сфере музыкально-гуманитарного образования. Объективные реалии внесли коррективы в организацию учебной деятельности начальной ступени музыкального обучения, стали причиной ослабления интереса общества к профессиональному обучению. Отсутствие на протяжении ряда лет конкурсного набора привело к снижению профессионального уровня учащихся, выявило тенденцию развития ДМШ (ДШИ) в направлении общего музыкального воспитания.

На фоне процессов реформирования начальной ступени обучения, снижения требований к приемным экзаменам по музыкально-теоретическим дисциплинам для абитуриентов, поступающих в средние специальные учебные заведения, за последние десятилетия не прослеживается. Главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в образовательном пространстве групповых занятий, должен обеспечить базовый уровень подготовки обучающихся, как общего музыкального направления, так и профессионального.

Совокупность особенностей настоящего периода, существующая в практике музыкального обучения, выявила наиболее уязвимые составляющие традиционной методики преподавания сольфеджио. Сложившаяся ситуация потребовала:

научного осмысления происходящих процессов;

создания инновационных педагогических технологий, соответствующих современным требованиям модернизации музыкального образования;

разработки и внедрения универсальной педагогической технологии развития звуковысотного слуха, ориентированной на все возрастные категории учащихся и разный уровень музыкальной одаренности.

Степень научной разработанности темы. Музыкальный слух постоянно находился в поле пристального внимания ученых в различных областях науки. Физиологию звуковысотного слуха изучали Г. Гельмгольц, К. Штумпф. С позиции акустики слух рассматривается в работах Н.А. Гарбузова, Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Рагса, С.С. Скребкова. Проблематика психологии восприятия, формирования музыкального мышления отражена в трудах Л.Л. Бочкарева, В.Б. Брайнина, А.Л. Готсдинера, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова. Теоретическим осмыслением процесса развития музыкального слуха занимались Б.В. Асафьев, П.Н. Бережанский, Ю.Н. Бычков, Е.В. Давыдова, С.М. Майкапар, Л.М. Масленкова, Б.А. Незванов, А.Л. Островский, Н.А. Римский-Корсаков, М.С. Старчеус. Связь процесса восприятия высоты звука с вокальной моторикой освещена в исследованиях Д.Л. Аспелунд, Г.А. Ильина, В. Келера, Е.А. Мальцева, Р. Юссона. Теория слуховой деятельности изучается Н.В. Ивановой, Л.Н. Логиновой. Психотехника развития музыкального слуха исследуется в трудах М.В. Карасёвой. Проблемам методологии сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании посвящены работы М.Г. Людько, П.П. Сладкова, Р.Н. Слонимской.

Общей тенденцией образования является разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, компонентами которых становятся компьютер и средства электронной коммуникации. Это направление является перспективным и для музыкальных школ, которые в настоящий период не оснащены соответствующим техническим оборудованием.

Основополагающим элементом формирования звуковысотного слуха, ладового и функционального мышления является вокально-интонационная работа. В отечественной музыкальной педагогике разработкой вокально-интонационных упражнений занимались А.Е. Варламов, М.И. Глинка, Н.М. В.В. Кирюшин, Ладухин, Б.А. Незванов, А.Л. Островский, А.И. Рубец, П.П. Сладков, Б.И. Уткин. Применение упражнений, как элемента модульной технологии, позволяет детально отрабатывать чистоту интонирования, координировать процесс слухового восприятия и голосового воспроизведения, способствует осмыслению сложившихся и современных типов музыкального языка, формирует технический фундамент звуковысотного слуха учащегося. Но методика освоения традиционно используемых интонационных упражнений для обучающихся, в том числе обладателей абсолютного слуха, сложна, чистое интонирование для многих становится непреодолимым препятствием. Одной из причин существующего положения является ориентирование большинства методических разработок по сольфеджио на учащихся с хорошим уровнем слуховой и вокальной координации, при котором не требуется длительной тщательной пошаговой отработки каждого осваиваемого интонационного элемента музыкальной речи. До сих пор в начальном музыкальном образовании интонационные упражнения не рассматривались с позиции системного подхода в обучении, при котором необходимо:

учитывать разный уровень музыкальных способностей;

дифференцировать возрастные категории учащихся;

определить комплекс интонационных упражнений в виде сложившегося модуля, способствующих развитию координации между слухом и голосом;

обозначить комплекс упражнений, целесообразных для формирования базы звуковысотных представлений в ладу;

создать модульную систему упражнений для каждого уровня обучения;

найти целесообразный баланс инструктивного и художественного музыкального материала, для интенсификации процесса обучения.

Обозначенное противоречие между объективными потребностями практики современного образования в осмыслении роли музыкально-педагогических технологий в процессе формирования звуковысотного слуха учащихся на уроках сольфеджио – с одной стороны, и недостаточной степенью теоретической разработанности данного направления – с другой стороны, позволило сформулировать проблему исследования. Она заключается в разработке и выявлении возможностей предлагаемой педагогической технологии как результативного средства, формирующего звуковысотный слух учащихся различных возрастных категорий и разным уровнем музыкальных способностей.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования и структуру ее изложения: «Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ (детской музыкальной школы)».

Цель исследования состоит в научном обосновании эффективности авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся различных возрастных категорий и разным уровнем музыкальных способностей в период начального этапа обучения.

Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

осуществить анализ теоретических и методологических исследований в области педагогических технологий музыкального образования;

провести отбор и систематизацию вокально-интонационных упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха;

разработать технологию формирования звуковысотного слуха для учащихся ДМШ с разным уровнем музыкальных способностей и различных возрастных категорий;

экспериментально подтвердить эффективность и целесообразность применения разработанной технологии в системе ДМШ.

Объект исследования – процесс формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио.

Предмет исследования – технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ как целостная система обучения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что внедрение разработанной авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся эффективно, при условии:

учета разновозрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся в ДМШ;

соблюдения последовательности и взаимообусловленности изложения музыкально-теоретического и практического материала;

организации учебного процесса на основе системного подхода к освоению навыков в различных видах практической музыкальной деятельности;

комплексного взаимодействия механизмов восприятия: слухового, зрительного, моторно-двигательного при освоении учащимся интонационных упражнений.

Научная новизна работы заключается в том, что:

впервые предложена технология формирования звуковысотного слуха на уроках сольфеджио в ДМШ (ДШИ), ориентированная на учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и возрастной дифференциацией;

экспериментально доказана целесообразность и эффективность использования разработанной технологии формирования звуковысотного слуха в системе ДМШ (ДШИ);

проанализированы и отобраны наиболее результативные интонационные упражнения, применяемые в традиционной практике преподавания сольфеджио;

создан системный комплекс упражнений, способствующий овладению навыком чистого интонирования и формированию устойчивых звуковысотных представлений для каждого периода обучения;

разработаны принципы работы над комплексами интонационных упражнений;

экспериментально обоснована целесообразность применения комплексов упражнений для выработки устойчивых навыков в различных видах практической музыкальной деятельности;

показана результативная роль мелодики русского романса XIX столетия для процесса формирования навыков интонирования в средних и старших классах;

выявлена совокупность педагогических условий, стимулирующих воспитание звуковысотного слуха учащегося (технологических, психологических, организационных).

Теоретическая значимость исследования:

обоснована необходимость доминирования вокально-интонационной работы в системном процессе формирования звуковысотного слуха;

рассмотрено комплексное овладение учащимися навыками интонирования в разных видах музыкальной деятельности, во взаимосвязи аналитических и практических умений;

доказана целесообразность применения авторской технологии формирования звуковысотного слуха в учебном процессе ДМШ (ДШИ);

показана перспективность использования результатов проведенного эксперимента в качестве основы для новых исследований формирования звуковысотного слуха в системе общего музыкального образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная автором технология формирования звуковысотного слуха апробирована и внедрена в процесс обучения различных музыкальных и образовательных учреждений. Созданная педагогическая технология позволяет существенно интенсифицировать процесс усвоения теоретического и практического учебного материала, повышает качественный уровень результативности обучения, способствует развитию музыкального мышления и творческого потенциала учащихся, формирует базу музыкально-слуховых представлений. Материалы исследования могут быть использованы не только в учебном процессе ДМШ (ДШИ), но и в других учреждениях общего и дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили:

работы, выявляющие общие методологические положения в разработке проблемы педагогической технологии в образовании: В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, П.И. Пидкасистый, В.Г. Селевко, В.А. Сластенин;

психолого-педагогические исследования педагогических технологий зарубежных ученых: В. Блум, Дж. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли, Дж. Кэролл, Т. Сакомото, Д. Хамблин;

положения педагогики, рассматривающие целесообразность конкретно-предметных технологий: Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Струве;

психолого-педагогическая теория деятельности: Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.К. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина;

положения по теории оптимизации процесса обучения: Ю.К. Бабанский, А.М. Моисеев, Л.В. Московкин;

концепция развивающего обучения: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин;

теория развития музыкальных способностей и восприятия: А.Л. Готсдинер, Е.В. Мальцева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов;

теория музыкального обучения и воспитания: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:

  1. теоретические: анализ исследуемой проблемы на основе изучения искусствоведческой, психолого-педагогической, музыковедческой, учебно-методической литературы; сравнительный анализ инструктивных методов обучения; контекстуальный анализ, обобщение;

  2. методы эмпирического уровня: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа, статистическая обработка результатов эксперимента, сравнение, обобщение педагогического опыта;

  3. праксиметрические: контент-анализ методических разработок и программ педагогов.

Использование теоретических и методологических трудов; применение комплекса методов; разработка теоретических положений предлагаемой технологии; апробация и успешное внедрение технологии в практику преподавания в четырех музыкально-образовательных учреждениях; воспроизводимость результатов, полученных для разных возрастных групп; охват большого количества участников эксперимента; использование статистической обработки результатов обусловили научную достоверность работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Разработанная авторская технология представляет собой комплексную систему развития звуковысотного слуха учащихся ДМШ (ДШИ) на уроках сольфеджио, ключевым элементом которой являются вокально-интонационные упражнения, базирующиеся на типовых мелодических элементах музыкальной речи.

  2. Эффективность использования созданной технологии обусловлена психолого-педагогическими условиями, адекватными возрастным особенностям учащихся, пошаговым принципом овладения интонационными комплексами упражнений, разработанными для каждого периода обучения.

  3. Авторская технология позволяет интенсифицировать процесс овладения теоретическим и практическим материалом обязательного курса сольфеджио для ДМШ (ДШИ) за счет увеличения объема работы с нотным текстом в различных видах музыкальной деятельности.

  4. Предлагаемая технология способствует накоплению музыкально-слуховых представлений, совершенствованию музыкального опыта, формированию базы звуковысотных представлений в ладу, стимулирует развитие креативного потенциала каждого учащегося.

Экспериментальная база и этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 1993 по 2009 год. Поставленная цель, продолжительность и цикличность эксперимента обусловили выбор лонгитюдного метода исследования, при котором одни и те же группы наблюдались длительное время на протяжении всех этапов обучения. В эксперименте приняло участие более 800 человек, в возрасте от 4 до 16 лет.

Первый, констатирующий (поисковый) этап исследования (1993-1997) проходил параллельно в нескольких образовательных учреждениях Санкт–Петербурга. В ДМШ №31, в ДШИ №16, в творческом объединении «Петроградская сторона», в общеобразовательной школе №91. Этот этап был связан с изучением и анализом специальной литературы, учебных программ и методических пособий; уточнением, совершенствованием программы и методики эксперимента; разработкой параметров и критериев наблюдаемых явлений; отбором вокально-интонационных упражнений, информационного и музыкального материала; составлением документации для фиксирования результатов экспериментальных групп. Были проведены проверочные диагностические срезы во всех четырех учебных заведениях, результаты которых позволили сделать сравнительный анализ полученных данных.

Второй формирующий (основной) этап, (1997-2007) проходил в ДМШ №16. На этом этапе, на основе полученного практического опыта была разработана, апробирована и внедрена авторская технология формирования звуковысотного слуха, ориентированная на дифференцированные возрастные категории учащихся и разный уровень музыкальных способностей. Для каждого периода обучения был создан специальный комплекс вокально-интонационных упражнений и определены принципы работы над его освоением. Осуществлен сравнительный анализ данных, полученных в процессе проведения нескольких циклов проверочных диагностических срезов.

Третий этап, заключительный (контролирующий) (2007-2009) был связан с контрольной проверкой и подтверждением эффективности применения на уроках сольфеджио в ДШИ разработанной авторской технологии развития звуковысотного слуха на всех уровнях образовательного процесса. На основе полученных данных в период формирующего и заключительного этапов был проведен сравнительный анализ, подведены итоги и сформулированы выводы проведенного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; в ходе выступлений на научно-практических конференциях в РГПУ им. А.И.Герцена: «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен». Международная научно-практическая конференция в РГПУ им. А.И.Герцена (ноябрь, 2008 года; декабрь, 2009; апрель, 2010); «Методологические проблемы современного музыкального образования». Международная научно-практическая конференция в РГПУ им. А.И.Герцена (март, 2009; апрель, 2011); «Урок в современной школе». Международная научно-практическая конференция в РГПУ им. А.И.Герцена (март, 2009).

Основные положения диссертации отражены в научных публикациях (11). В ходе экспериментальной работы эффективность предлагаемой технологии проверена, апробирована и внедрена в учебный процесс школы №91, творческого объединения «Петроградская сторона», ДМШ №31, ДШИ №16.

Объем и структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 415 источников, в том числе 371 на русском, 6 на английском, 3 на венгерском, 2 на итальянском, 5 на немецком, 1 на румынском, 5 на французском языках и 11 приложений. Работа включает приложения с нотными примерами разработанных комплексов интонационных упражнений, иллюстративный музыкальный материал, примеры тестовых заданий, таблицы статистических данных. Основной текст диссертации изложен на 183 страницах.

Похожие диссертации на Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ : детской музыкальной школы