Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Ким Ми Дя

Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея
<
Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ким Ми Дя. Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 194 c. РГБ ОД, 61:02-13/312-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ 13

1.1. Аналитический обзор становления системы образования в Корее 13

1.2. Исходное состояние подготовки учащихся и опытно-экспериментальная работа в классе музыки начальной школы Республики Корея с углубленным изучением русского языка 24

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА 59

2.1. Методика обучения музыке детей в начальной школе Кореи 59

2.2. Теоретико - практические основы обучения детей сольному пению под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре, аккордеоне 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 194

Введение к работе

Актуальность исследования. Значительные социально-

экономические преобразования, произошедшие в корейском обществе во второй половине XX века, обусловили развитие новых форм образовательной деятельности в Республике Корея. Эти изменения вплотную коснулись и образовательной деятельности в музыкальной сфере. Наряду с государственными образовательными учреждениями в Корее начинают широко функционировать и негосударственные (частные) структуры в области обучения музыке. Указанные новшества и преобразования находят прямую поддержку в обществе, они вызывают у корейской молодежи большую внутреннюю потребность в культурно-эстетическом образовании. Молодежь стремится получить глубокое эстетическое воспитание, что, как мы знаем, успешно достигается в условиях непосредственного обучения музыке. Так, у детей и юношества Республики Корея появляется твердое желание обучаться игре на различных, широко популярных в мире музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре, аккордеоне, а также корейских народных (национальных) музыкальных инструментах. Игра на различных музыкальных инструментах и природный мелодический язык корейской нации оказывают большое влияние на развитие у детей и юношества потребности в сольном и хоровом (массовом) пении. В связи с этим в образовательных учреждениях остро встает вопрос обучения детей и юношества музыке, массовому пению под аккомпанемент музыкального инструмента и a capella (без инструментального сопровождения), получившему распространение в разных странах. A capella, применяемая при массовом (хоровом) пении, способствует глубинному проникновению в художественный образ исполняемого музыкального произведения, широко используется и в народном музыкальном творчестве различных национальностей, что присуще и корейской нации.

Формирование у молодых людей основ эстетической культуры, по нашему мнению, является главным условием, обеспечивающим эффективность воспитания и обучения молодого поколения. Всё" вышеизложенное ставит наше исследование в ряд весьма актуальных и современных, способствующих обновлению духовной и нравственной атмосферы общества, что превыше всего. Эстетически воспитанная личность всегда имеет хорошее общее образование, что достигается только в тесной взаимосвязи этих двух направлений. Обучение и воспитание - единое целое, обеспечивающее полноценное развитие знаний и культурно-эстетических потребностей человека. Творчески мыслящий учитель всегда стремится к овладению основными формами и методами педагогической работы при обучении и воспитании подрастающего поколения. И здесь, при реорганизации системы народного образования, следует осуществлять поиск новых структур, новых форм и методов обучения, новых учебно-воспитательных комплексов с углубленным изучением дисциплин гуманитарного и музыкально-эстетического циклов.

В средней школе при обучении музыке именно и закладываются основы формирования у детей эстетической культуры, что, по нашему мнению, является главным условием, обеспечивающим эффективность общего образования и воспитания молодого поколения.

Обновление духовной и нравственной атмосферы общества в Корее явилось результатом установления культурных и социально-экономических связей с другими государствами и, прежде всего, с Россией. Наглядным примером тому может служить наше обучение в российской аспирантуре, в рамках которого проводится настоящее научное исследование становления и развития музыкального образования в России.

Здесь мы предположили, что разработанные теоретико-методические основы, приемы и методы обучения музыке в России могут оказать весьма положительное влияние на обучение детей Кореи музыкальному искусству.

5 Особая эффективность в этом вопросе может быть достигнута в школах с

углубленным изучением русского языка, в так называемых новых

современных школах.

На базе кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств ведется плановая, глубоко профессиональная опытно-экспериментальная творческая работа аспирантов. В рамках нашего исследования рассмотрены вопросы интенсивного развития музыкального слуха детей, обучающихся в классе музыки начальной школы Кореи, разработаны и апробированы на практике методы и приемы усвоения в музыке некоторых интервалов (от примы до квинты) и предложен эффективный, по нашему мнению, способ усвоения нотной музыкальной грамоты на уроках пения через музыкальные игры, где игровой момент позволяет закрепить предложенные задания и обеспечивает необходимую релаксацию детей в процессе урока, а это, как мы знаем, имеет немаловажное значение для продуктивности учебных занятий, в особенности с детьми младшего школьного возраста.

В нашем исследовании рассматриваются проблемы обучения музыке детей начальных школ Республики Корея, в которых вводится углубленное изучение русского языка. Результаты этого исследования могут быть широко использованы и в других начальных школах Кореи. Основной принцип нашей педагогической деятельности - пробуждать и воспитывать в человеке художественно-эстетическое начало и развивать интеллект.

Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты поднятой автором исследования проблемы получили отражение в научных трудах, монографиях и диссертационных исследованиях ученых России. Сфера образования становится более открытой для реализации авторских методик и разработок, внедрения новых педагогических технологий. Появляется разнообразный учебно-методический материал, образовательные программы и учебные планы, вводятся новые дисциплины, развиваются новые формы

образовательной деятельности. Наряду с большой сетью существующих государственных образовательных учреждений открываются и негосударственные (частные) учреждения. Здесь следует заметить, что в Республике Корея негосударственных образовательных учреждений значительно больше, чем государственных. Они слабо оснащены учебно-методической литературой, учебниками и учебными пособиями, часто страдают от неразработанности учебных планов, их недоукомплектованности учебными дисциплинами и необеспеченностью учебными программами, что еще раз подчеркивает актуальность нашей работы. Все указанные выше недостатки отрицательно сказываются на работе учебных заведений Кореи в области музыкально-эстетической подготовки учащихся, которые в силу этого стремятся пополнить свои знания и поднять свой образовательный уровень в учебных заведениях других государств.

В России, да и за рубежом, большой популярностью пользуются работы по философско-социологическим и психологическим проблемам: Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, М.Я. Бахтина, В.М. Бехтерева, Л.И. Божович, М.И. Буянова, Л.С. Выготского, Р.Г. Гуровой, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, П.И. и В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.В. Ломова, И.П. Павлова, А.В. Петровского, В.А. Разумного, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.А. Сорокина.

Основам теории и методики образования посвящены труды Е.П. Белозерцева, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, О.С. Газмана, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Н.М. Магомедова, А.В. Мудрика, Г.И. Филонова. Большим интересом пользуются труды, в которых рассматриваются подходы к социально-педагогической деятельности, где учитывается социальный фактор, воздействующий на развитие социальной педагогики и личности: В.Л. Вахтерова, Н.И. Ильминского, Н.И. Иорданского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, Д.И. Менделеева, А.Н. Острогорского, С.А. Рачинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, СТ. Шацкого и

7 диссертационные исследования Т.М. Аминова, Д.С. Горбатого, В.Г.

Казеновича, СМ. Косенок, С.А. Крупник.

В теории и практике художественно-эстетического и музыкального образования и воспитания человечеством, в частности учеными Российской Федерации, накоплен достаточный опыт, который может быть широко использован в Республике Корея. Особого внимания достойны труды в области культурологии, психологии и педагогики: Э.Б. Абдуллина, А.Д. Алексеева, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Дмитриевой, Н.А. Долматова, Л.С. Зориловой, Е.Р. Ильиной, Т.Г. Киселевой, Н.И. Киященко, В.Г. Кузнецова, Н.Л. Лейзерова, Е.И. Максимова, A.M. Мирека, А.А. Николаева, В.И. Петрушина, М.Г. Плоховой, B.C. Садовской, Л.А. Соловьевой, Ю.А. Стрельцова, Н.Р. Туравец, А.Я. Флиера, П.А. Черватюка, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Л.В. Шаминой, Л.В. Школяр.

Большое значение здесь приобретают работы, направленные на профессионально-педагогическую подготовку учителя музыки в России: Л.Г. Арчажниковой и Г.М. Цыпина, на развитие интеллектуально-познавательной активности: И.Н. Немыкиной и М.М. Перельштейн. Наряду со сказанным следует подчеркнуть, что Б.М. Теплое внес особый вклад в решение этой важной проблемы. Именно он впервые обосновал и разработал методику развития музыкальных способностей, внутреннего музыкального слуха в своем фундаментальном труде «Психология музыкальных способностей», что весьма важно в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки при обучении детей и юношества.

Неразработанность данной проблемы в Республике Корея обусловила актуальность нашего диссертационного труда, определила выбор темы нашего исследования, цель которого - на базе сближения корейских и российских образовательных систем создать модель обучения музыке, теоретически обосновать и разработать содержание, высокоэффективные

8 методы и приемы интенсивного (ускоренного) обучения музыке детей и

юношества Республики Корея и провести экспериментальную работу по

проверке эффективности предложенной системы.

Объект исследования - обучение музыке в начальной школе.

Предмет исследования - процесс формирования эстетической культуры детей в начальной школе.

Базой исследования являются учебно-воспитательные учреждения Кореи и муниципальный лицей №6 г. Химки (Россия).

Задачи исследования:

изучить состояние и содержание воспитательного процесса школ и других учебно-воспитательных учреждений;

разработать и теоретически обосновать методы и приемы формирования эстетической культуры школьников;

выявить психолого-педагогические механизмы усвоения учащимися простых интервалов;

обосновать психолого-педагогические условия обучения музыке детей в начальной школе;

установить основные методические принципы начального обучения детей Кореи музыке, исполнению голосом песен и романсов под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, сольных и хоровых песен a capella и с инструментальным сопровождением, экспериментально апробировать разработанную педагогическую технологию обучения музыке детей начальной школы в условиях учебной работы.

Гипотеза исследования. В основе успешного обучения музыке детей в начальной школе и кружках Кореи лежит синтез базовых музыкально-теоретических знаний и практических умений и навыков в области сольфеджио, в том числе развития активного слухового внимания и самоконтроля, тесно связанных между собой. Такая система, по нашему мнению, способна наиболее эффективно развивать эстетический вкус,

9 необходимые музыкальные знания учащихся, обеспечивает приобретение

ими исполнительских навыков сольного и хорового пения a capella и с

инструментальным сопровождением, что оказывает положительное влияние

на формирование музыкальной культуры как важнейшей составляющей

общей культуры учащихся.

Методы исследования:

изучение литературы, имеющей отношение к данной проблеме;

наблюдение за преподаванием музыки в начальной школе и кружках Кореи;

анализ учебных планов, программ, учебников, учебно-методических пособий;

педагогический эксперимент;

проведение целенаправленного педагогического наблюдения на различных этапах обучения детей музыкальному искусству;

обобщение результатов опытно-экспериментальной работы с учащимися Кореи;

анкетирование, связанное с вопросами обучения музыке, игре аккомпанемента на фортепиано, гитаре и аккордеоне, исполнению голосом сольных песен и хоровых произведений, как a capella, так и с инструментальным сопровождением, в том числе и под свой аккомпанемент.

Заметим, что при исполнении песен голосом большое значение имеет фольклорная культура, отражающая отношение человека к окружающей действительности. Традиционный народный фольклор является основой эстетического воспитания детей и юношества, базой в обучении музыке, игре на народных и профессиональных (традиционных) музыкальных инструментах - фортепиано, скрипке, гитаре, аккордеоне. Здесь происходит развитие необходимых навыков при обучении музыке в двух направлениях -академическом музыкальном и, с другой стороны, народном музыкальном

10 образовании, направленном на сохранение и развитие народной культуры,

народной музыки, наиболее актуальной для местного населения.

Академическое музыкальное образование получило широкое развитие в Российской Федерации, в целом в Европе и в США. К этому пути развития музыкального искусства в настоящее время стремится и Республика Корея. Исходя из этого мы и осуществляем наше исследование, в процессе которого мы выявили, что разработка подобной системы и методики обучения (академического музыкального образования) в Республике Корея в массовом порядке не осуществляется, нет достаточного количества и альтернативности специальных учебников, пособий и учебно-методической литературы, целенаправленных теоретических и методических разработок, формирующих научно-методическую базу обучения музыке, игре на фортепиано, аккордеоне и других музыкальных инструментах, отсутствуют плановое обучение музыке, специальные учебные планы и программы учебных дисциплин. Нерешенные вопросы создают дополнительные проблемы развития музыкального искусства в Республике Корея.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания и фундаментальные работы по философии А.И.Арнольдова, Н.А.Бердяева, Л.П.Буевой, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, Н.С.Мансурова, В.В.Розанова, Вл.С.Соловьева, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка; опора на принцип единства обучения и воспитания, другие дидактические принципы. Особое внимание здесь уделяется вопросам межпредметных связей.

Теоретическую основу составили труды известных ученых -
историков, культурологов, педагогов, психологов, музыковедов и
профессиональных музыкантов-исполнителей. Особое внимание уделено
работам: по педагогике - Ю.П.Азарова, А.Я.Айзенберга, Ю.К.Бабанского,
П.П.Блонского, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина,

В.А.Сластенина, К.Д.Ушинского, В.И.Черниченко; по психологии -

Н.К.Баклановой, П.Я.Гальперина, В.Д.Давыдова, М.Г.Данильченко, Э.М.Сухановой, Б.М.Теплова; по эстетике и вопросам эстетического воспитания - Г.В.Арзямовой, М.С.Кагана, С.В.Коген, И.В.Квятковского, Н.И.Киященко, Л.П.Печко, М.Г.Плоховой; по музыкознанию - Б.В.Асафьева, Б.С.Штеинпресс, Б.Л.Яворского; по теории и методике музыкального образования - Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, О.А.Апраксиной, Т.И.Баклановой, Е.И.Максимова, З.П.Морозовой, Е.В.Назайкинского, Г.Я.Никитиной, В.И.Петрушина, Л.А.Рапацкой, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка, Л.В.Шаминой; по этнографии - Б.Н.Волкова, Л.Н.Гумилева, Н.Ф.Финдейзена; в области культурологии - А.А.Аронова, Л.С.Зоршювой, В.А.Разумного, А.Я.Флиера, В.М.Чижикова.

Особое место в нашем исследовании уделено трудам по музыкально-
теоретическим дисциплинам и сольфеджио, а также по искусству обучения
игре на фортепиано, гитаре, аккордеоне: А.П.Агажанова, П.С.Агафошина,
А. Д. Алексеева, А.В.Александрова, Л.А.Баренбойма, В.О.Беркова,
П.О.Вещицкого, Э.Г.Гилельса, А.Б.Гольденвейзера, С.С.Григорьева,
И.И.Дубовского, С.В.Евсеева, К.Н.Игумнова, С.Е.Максимова, Г.Ф.Мюллера,
А.Н.Мясоедова, Г.Г.Нейгауза, А.А.Николаева, А.В.Николаева,

А.Г.Николаева, Н.Г.Привано, Л.А.Соловьевой, О.Л.Скребковой, С.С.Скребкова, И.В.Способина, А.А.Степанова, Ю.Н.Тюлина, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

выявлена специфика формирования у детей и юношества основ эстетической культуры, являющихся главным условием эффективности воспитания и обучения молодого поколения;

определен комплекс психолого-педагогических условий, путей и методов творческого освоения детьми исполнения голосом сольных и хоровых произведений a capella и с инструментальным сопровождением;

- созданы и научно обоснованы система и методика обучения учащихся

начальной школы и кружков исполнению голосом песен и романсов под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, позволяющие наиболее успешно осуществить сближение корейской и российской систем обучения музыке и способствующие интернациональному воспитанию;

- разработаны и теоретически обоснованы опытно-экспериментальная
оригинальная методика изучения нот и система индивидуальных занятий с
учащимися начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических основ обучения корейских детей и юношества музыкальному искусству, создании авторской методики обучения детей пению под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, исполнению сольных и хоровых песен a capella и с инструментальным сопровождением, способствующих эстетическому воспитанию молодежи и выработке их художественного вкуса, формированию музыкальной культуры как важного компонента общей культуры личности, в создании экспериментальной методики изучения нот и авторской системы индивидуальных занятий с учащимися. Полученные результаты могут найти свое применение в образовательных учреждениях различного типа Республики Корея.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены: выбором методологических позиций, применением комплекса методов, опытно-экспериментальной работой, проводимой с опорой на достижения современной педагогики и психологии, содержащиеся в трудах видных ученых-музыкантов, направленных на формирование общей музыкальной культуры, эстетического воспитания, приобретения учащимися музыкально-практических умений и навыков.

Апробация и внедрение. Результаты опытно-экспериментальной работы проверялись нами в начальной школе и музыкальном кружке в при учебно-воспитательном комплексе в Республике Корея, в которых

13 осуществляется начальное обучение музыкальной грамоте детей и

исполнению песен голосом, что нашло дальнейшее применение в этих

учебных структурах и в муниципальном лицее №6 г.Химок. Кроме того,

нами изданы по теме диссертации две статьи и сделан доклад на

международной научно-практической конференции в г.Москве по проблеме

обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея.

На защиту выносятся:

комплексный подход к проблеме обучения музыке и эстетического воспитания учащихся начальной школы и кружков в Республике Корея, являющийся главным условием эффективного воспитания и обучения, формирования основ эстетической культуры молодого поколения;

предложенный комплекс психолого-педагогических условий, путей и методов творческого освоения детьми начальной школы сольного и хорового исполнения голосом песен a capella и с инструментальным сопровождением;

созданные и научно обоснованные система и методика обучения детей в начальной школе пению под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, базирующиеся на корейской и российской музыкальных системах, позволяющих осуществлять интернациональное воспитание;

разработанная опытно-экспериментальная оригинальная методика изучения нот и система индивидуальных занятий с учащимися начальной школы.

Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.

class1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ link1

Аналитический обзор становления системы образования в Корее

В процессе развития человеческого общества особое значение, как известно, приобретает общее образование детей и юношества. В Республике Корея народное образование осуществляется государственными и частными школами и является предметом гордости в глазах корейца любого социального слоя. На республиканском уровне система обучения управляется Министерством образования, а на местном - отделами образования. После дошкольного образования в детских садах дети после шести лет поступают в начальную школу, в которой обучаются шесть лет, а затем шесть лет обучаются в средней школе, и завершают свое образование в возрасте восемнадцати лет. Резкий количественный рост школ в Корее отрицательно повлиял на качество школьного образования. Весьма невысокий уровень образования до конца 60-х годов усугублялся слабыми учебными планами, их незначительной наполняемостью учебными дисциплинами и отсутствием эффективных методик преподавания. В корейских высших учебных заведениях, университетах и колледжах срок обучения - четыре года, с получением степени бакалавра. После продолжения еще двухлетнего обучения на отдельных кафедрах выпускники получают ученую степень магистра, а при трехлетнем обучении - доктора.

В общей сложности в Корее 80% частных высших учебных заведений, но, как и государственные, они находятся в ведении Министерства образования. Как и на Западе, в высших корейских учебных заведениях распространилась система, при которой студент сам выбирает себе специальность и учебные дисциплины. Все это привело к вымыванию из учебных планов фундаментальных дисциплин, и работа высших учебных заведений по подготовке специалистов усложнилась.

Здесь следует заметить, что в настоящее время в России все еще недостаточно достоверной информации о Республике Корея: ее жителях, об экономической, политической, культурной политике, проводимой правительством из-за долгих лет отчужденности и изолированности этих двух стран. В связи с активным сотрудничеством российских и южнокорейских представителей культуры, науки, образования обмен исторически формировавшимся, накопленным опытом двух стран в этих областях сможет раскрыть их национальные особенности и будет способствовать сближению двух культур. Мы предлагаем обратить внимание на некоторые основные особенности образовательной политики и системы образования, складывавшиеся под влиянием исторического процесса развития всего государства и отражающие менталитет нации, а также раскрывающие позицию корейского народа на ключевые, актуальные проблемы жизни общества и существования человека в этом обществе.

Дело в том, что культурный и образовательный потенциал Республики Корея весьма значителен, обусловлено это национально-генетической потребностью населения в обучении. Сегодня именно этим объясняют быстрое и успешное развитие национальной экономики Республики Корея.

Несмотря на многовековые культурные связи с Китаем, на многие годы иностранного политического, экономического, идеологического, гуманитарного влияния (от китайцев и монголов до японцев и американцев) корейский народ сумел сохранить свою культуру, традиции, национальные особенности во всех сферах жизнедеятельности, и особенно тех, которые касаются становления и развития личности.

Во всех развитых странах высшее образование определяет высокий уровень доходов и достойное социальное положение высококвалифицированного специалиста. Образование создает нового человека - гуманную личность, сознательного гражданина, деятельного, творческого работника.

Но в Республике Корея на протяжении многих лет расширение, совершенствование образовательной системы сказывалось не на увеличении доходов выпускников вузов, а на изменении их общественного положения. И именно в этом видятся «выгоды» образования. Подобное отношение вырабатывалось долгие годы на основе и в рамках культурного самосознания нации.

Приоритетная роль учителя, значение хорошего образования были закреплены в сознании нации благодаря конфуцианской теории, признанной государственной доктриной во времена китайского влияния, постулаты которой были позднее укреплены и развиты японцами. Именно конфуцианство привило корейцам осознание огромного значения образования, характерными особенностями которых всегда были природная дисциплинированность и настойчивость в работе, терпеливость, добродушие и оптимизм. Благодаря влиянию конфуцианских традиций образование в Корее стало главной заботой правителей и превратилось в приоритетное направление государственной политики. Результатом этой политики стал тот факт, что население Кореи в XIX столетии было одним из наиболее образованных среди всех восточных народов. Под влиянием конфуцианской теории в стране формировались институты образования, управления, происходило формирование общественной морали.

Исходное состояние подготовки учащихся и опытно-экспериментальная работа в классе музыки начальной школы Республики Корея с углубленным изучением русского языка

Совершенствование музыкальной подготовки - это постоянный поиск путей обновления музыкально-педагогического образования, новых педагогических технологий. В результате появляются новые разнообразные образовательные программы, учебные планы, учебники и учебные пособия. Для того чтобы их содержание было достоверным, имело достаточную обоснованность, а результаты обучения - несомненны, необходима глубокая опытно-экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных систем и методик. Задача эксперимента - опираясь на достижения современной педагогики и психологии, создать такие системы и методики либо определить наиболее эффективные пути и методы создания таковых. В данном случае нас интересуют вопросы опытно-экспериментальной работы в классе музыки начальной школы, где имеются свои закономерности, своя логика и особенности, свои способы и приемы исполнения сольных и хоровых произведений a capella и с инструментальным сопровождением.

При исполнении песен голосом перед поющим встают самые неожиданные проблемы. А воспитание певческого голоса, как известно, одна из сложнейших задач, требующая учета работы всех систем человеческого организма во взаимосвязи. Особую значимость здесь приобретает музыкальный слух, который следует считать единой способностью восприятия и представления ладовых и звуковысотных соотношений. Человеческий голос не имеет, как известно, клавиш, извлекающих звуки определенной (фиксированной) высоты. Эти звуки вокалист (певец) должен извлекать голосом, используя при этом свой голосовой аппарат и музыкальный слух. Исходя из сказанного этот вопрос приобретает первостепенное значение. Обучающийся и педагог должны постоянно уделять этому вопросу самое серьезное внимание. Учитель музыки обязан постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, оттачивать приемы и методы развития музыкального слуха, а сделать это можно только в процессе опытно-экспериментальной работы в классе музыки, где следует подвергать экспериментальной проверке уже имеющиеся наработки и искать новые наиболее эффективные пути и методы развития музыкального слуха, без которого немыслимо воспитание певца. Наши юные певцы - дети начальной школы, 6-12-летнего возраста, как мы установили в ходе наших наблюдений, пока не имеют сформированного музыкального слуха, а с природным, хорошим музыкальным слухом детей, как правило, незначительное количество в силу того, что они не умеют это показать, раскрыть, и эти дети нуждаются в грамотном формировании их музыкального слуха. Над совершенствованием музыкального слуха ребенка следует постоянно работать. Прежде чем начать эту работу, мы провели устное анкетирование-опрос детей (так как дети еще медленно пишут и не всегда могут правильно понять поставленный письменно вопрос). В устном анкетировании были задействованы учащиеся начальной школы г.Сеула, где в процессе доверительного разговора в свободной форме мы выясняли их общую подготовку по различным учебным дисциплинам, которые они изучали в первом и втором классах, их интересы к окружающему миру и к тому, что дети уже знают, задавали вопросы, касающиеся обучения музыке, насколько она нравится им, что они знают в общих чертах о музыкальном искусстве, театре и кино, кем они хотят стать, когда вырастут.

Мы выяснили, нравится ли детям учиться в школе, какая из учебных дисциплин им больше всего нравится, с кем дети готовят дома уроки, чем занимаются в свободное время, любят ли спорт, танцы, музыку, рисование, конструирование чего-либо, хотят ли дети обучаться в классе музыки игре на каком-либо музыкальном инструменте, выясняли все их желания и стремления. Разговор велся классом, мелкими группами и индивидуально, в зависимости от ситуации и результатов наблюдения за поведением детей.

Методика обучения музыке детей в начальной школе Кореи

Основная цель урока музыки - всестороннее воспитание корейских детей, привитие основ и навыков эстетической культуры. Положение дел в этом направлении в начальных школах Кореи на сегодняшний день весьма проблематично. Школы испытывают кадровые затруднения. Наличие в них высокопрофессиональных учителей музыки, грамотных в теоретико-методическом отношении, обладающих профессиональным мастерством пения, владеющих методикой интенсивного обучения детей игре на музыкальном инструменте - фортепиано, гитаре, аккордеоне - не всегда имеет место. Между тем, известный российский пианист, музыкант-педагог Г.Г.Нейгауз в труде «Об искусстве фортепианной игры» (132) высказывает мысль о вездесущности музыки, которая настолько велика, что каждого человека необходимо обучать игре на музыкальном инструменте. Действительность этой потребности убедительно подтверждается всем ходом развития человеческого общества, она естественно вызывается чувствами человека.

Анализируя учебники, учебные пособия, методическую литературу, учебные планы и программы по музыке как государственных, так и частных школ, мы видим, что они страдают недостаточной разработанностью, а порой они и вовсе отсутствуют, и каждый учитель музыки-специалист ведет занятия по своему личному усмотрению, и это происходит в то время, когда Республика Корея - весьма развитое государство в экономическом отношении, с достаточно высокой инфраструктурой, и в то же время остро нуждающееся в эстетическом воспитании подрастающего поколения. В таких острых ситуациях передовая интеллигенция, учителя начинают активно искать пути выхода из этих затруднений, занимаются разработкой альтернативных авторских методик.

При разработке авторских методик перед учителями музыки встала проблема: по какому пути пойти при обучении детей и юношества музыке в начальной и средней школе. Обучать ли детей только пению или осуществлять широкое многоуровневое обучение музыке, где наряду с пением и изучением музыкальной грамоты, усвоением этих основ в классе сольфеджио и проводить обучение детей игре на одном из музыкальных инструментов (фортепиано, гитаре, аккордеоне и др.), пению под свой аккомпанемент и активному слушанию музыки. Возражений против широкого многоуровневого обучения музыке среди учителей музыки в настоящее время не возникает, но встает вопрос, как это осуществить, как обойтись без промежуточного звена - средних образовательных учреждений, которых в Корее очень мало и функции которых полностью возлагаются на общеобразовательную школу. Именно чтобы продолжить свое образование в области музыкального искусства и получить музыкально-эстетическую подготовку после окончания средней школы, юношество, увлекшееся музыкой, поступает на факультеты музыки высших учебных заведений.

Исходя из сказанного мы и построили свою систему музыкального образования в начальной школе, разработали к ней авторскую методику. Первые занятия в начальной школе с учащимися первого класса мы предлагаем проводить следующим образом. Вначале надо ввести детей в мир прекрасного, в мир музыки. На базе классической и народной музыки раскрываются тайны музыкального искусства, неизмеримо большие возможности духовного обогащения человека. Через музыку, которая способна расширить кругозор и мышление детей, можно увлечь их и заинтересовать в изучении всех дисциплин учебного плана школы.

В начальной школе, приступая к занятиям музыкой, учитель должен в доступной форме рассказывать детям о музыке, увлекая их своим исполнением голосом или на музыкальном инструменте наиболее ярких и доступных для детей музыкальных произведений. Эти произведения не должны быть большими по форме, чтобы не утомить детей продолжительным исполнением. Подбор музыкальных произведений, исполняемых для детей, должен быть хорошо продуманным, доставлять детям радость и в то же время воспитывать в них музыкальную культуру. Здесь не должно быть каких-либо специальных заучиваний, правил или упражнений. Все это придет несколько позже, само собой. Детей надо заинтересовывать извлечением звуков, их различным звучанием по высоте, показывать силу и длительность звучания, в игровой форме проводить целенаправленное обучение, а вместе с этим и воспитание прилежности в учебных занятиях, накапливанием музыкальных впечатлений, развивать слуховой опыт детей, их интерес к музыке и этим самым все глубже и глубже вовлекая их в творческие учебные занятия, изучать нотную (музыкальную) грамоту и сольфеджио. В процессе творческих занятий незаметно для детей будет происходить совершенствование музыкального слуха, их памяти и чувства ритма, развитие необходимых исполнительских навыков пения, игры на музыкальном инструменте и слухового восприятия музыки. Занимаясь музыкой, надо постоянно вводить на уроке элементы движения, обеспечивающие раскованность, психологический комфорт и кратковременную релаксацию детей. Здесь уместны и музыкальные игры, деление класса на две группы и исполнение песни по группам, как бы вводя в занятия элемент дружеского соревнования в пении. Пение - это основа музыкальных занятий, воспитания, обучения и развития детей.

Похожие диссертации на Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея