Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Барциц Рауф Чинчорович

Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
<
Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Барциц Рауф Чинчорович. Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 543 c. РГБ ОД, 71:02-13/171-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Эстетическое воспитание в процессе обучения эстампу 17

1.1 Основные задачи эстетического воспитания в художественно- педагогическом образовании 17

1.2 История вопроса в совершенствовании эстетического воспитания в процессе подготовки художника-педагога 36

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 58

ГЛАВА 2 Теоретическая база специальной и профессиональной подготовки на занятиях эстампом 64

2.1 Эстамп в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога 64

2.2 Важнейшие художественные средства эстампа, значение и роль их в эстетическом воспитании 100

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 130

ГЛАВА 3 Методика специальной и профессиональной подготовки художника-педагога на занятиях эстампом 138

3.1 Содержание методики проведения занятий по эстампу на художественно-графических факультетах 138

3.2 Психолого-педагогические установки и их значение в эстетическом воспитании и художественном образовании студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов...210

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 254

ГЛАВА 4 Совершенствование теории и практики обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов 262

4.1 Изучение эффективности обучения эстампу в графических мастерских 262

4.2 Методика обучения эстампу на художественно-графических факультетах в педагогических вузах 309

ВЬЮОДЫПОГЛАВЕ4 342

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 353

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 362

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время принципиально меняются взгляды на содержание и структуру таких важнейших составных частей социальной инфраструктуры, как наука, культура и образование. В этих условиях проблема подготовки художника-педагога является весьма острой для развивающейся системы общего образования, а проблема эстетического воспитания и художественного образования, проблема развития творческого потенциала художника-педагога выступает как объективная социальная потребность общества.

Это связано, прежде всего, с новыми ориентирами, целевыми установками в воспитании и образовании. Перемены, происшедшие в современном обществе, обнажили несоответствие уровня подготовки педагогических кадров требованиям, предъявляемым к современному специалисту — художнику-педагогу. Возрастающая роль эстетического воспитания, в системе художественного образования, переход педагогического образования на гуманистическую парадигму обуславливают необходимость нового подхода, создания новой программы и новой методической системы, которые смогли бы обеспечить успешную подготовку специалиста широкого профиля, владеющего различными видами изобразительного искусства, современными технологиями и методиками преподавания художественно-графических дисциплин в средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях.

Новые социальные ориентиры в системе образования предполагают необходимость подготовки в высшей школе широко образованного, творчески мыслящего специалиста, способного работать в различных типах средних и средних специальных учебных заведений (колледжах, лицеях, школах и пр.), умеющего реализовывать в повседневной практике новые системы художественного образования.

В комплексе общеобразовательных проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, всегда актуальны те установки, которые закладывают основы специального художественно-графического мастерства. В овладении этим мастерством художественная и печатная графика (эстамп) занимает особое место. В теории это - глубокое знание своего дела, на практике - способность свободно оперировать этими знаниями; уметь в ходе обучения создавать творческую атмосферу, соблюдать последовательность в реализации поставленных задач.

Систематические занятия различными видами и подвидами печатной графики, изучение техники и технологии искусства эстампа активно влияют на процесс формирования эстетического вкуса учащихся. В процессе учебно-творческой деятельности в мастерской графики студенты художественно-графических факультетов педагогических вузов получают теоретические знания и практические навыки в работе над созданием графической композиции, знакомятся с традициями и приемами художественной и печатной графики (линогравюра, ксилогравюра, гравюра-сухая игла, офорт -травленый штрих, монотипия, литография и т. д.). Практическая деятельность студентов в мастерской графики на занятиях по предмету «графическая композиция» является основополагающей, так как активно способствует эстетическому воспитанию и художественному образованию учащихся, развивает творческие способности в области графической композиции, активизирует творческое мышление.

Эстетические, социальные, нравственные, искусствоведческие аспекты художественного образования, которые послужили нам основой для создания теоретической базы нашего исследования, разрабатывали: М.М. Бахтин, Л.М. Баткин, В.В. Бычков, Т.К. Вагнер, В.В. Ванслов, Б.Р. Виппер, Д.С. Лихачев, А.И. Шахова, С.Г. Петрова, В.Н. Прокофьев, В.А. Разумный, Н.А. Кушаев и др.

Определяя состояние эстетического воспитания и художественного образования учащихся и молодежи средствами художественной и печатной графики, а также процесса учебно-творческой деятельности по предмету «графическая композиция» во время практических занятий в мастерской графики, мы обратились к научным трудам отечественных ученых. Это исследования Н.Н.Анисимова, А.Д. Алехина, Г.Г.Виноградовой, В.К. Лебедко, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, Н.С.Боголюбова, Н.Н.Ростовцева, Н.И.Ткаченко, А.С.Хворостова, Е. В. Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др. по использованию изобразительного и печатного искусства графики в общей системе учебного, творческого и воспитательного процесса художественно -графических факультетов педагогических вузов, а также средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ.

Роль художественной и печатной графики на занятиях по предмету «графическая композиция» в эстетическом воспитании и художественном образовании студентов художественно-графических факультетов отражена в трудах Б.Клабуновского, В.А. Еремина, М.И. Сухарева, А. Мажуга, В. Есипо-ва, Н. Алимасовой и др. Для нашего исследования были не менее важны работы следующих ученых-педагогов по теории и практике воспитания: С.А. Архангельского, Ю.К. Бабанского, И.П. Волкова, И.Д. Зверева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.И. Новиковой, И.Т. Огородникова, М.Н. Скат-киной, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского.

Существенным образом нам помогли работы в области психологии художественного творчества таких авторов, как: Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.П. Зин-ченко, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова, В.П. Полонский, Я.А. Пономарев, В.П. Симонов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Якобсон и др.

Анализ научной литературы и практический опыт художников-педагогов показывает, что к проблеме использования художественной и печатной графики в педагогической практике обращались многие исследователи. Тем не менее все еще недостаточно раскрыты важнейшие вопросы обучения и воспитания средствами художественной и печатной графики - эстампа именно в условиях работы художественно-графических факультетов педаго гических вузов.

Очевидным является и то, что учебно-творческая деятельность и воспитательный процесс на занятиях по предмету «графическая композиция» в мастерских графики на художественно-графических факультетах педагогических вузов нуждаются в комплексном изучении и глубоком исследовании всех их аспектов. В этой связи крайне важны исследования, раскрывающие теорию и практику обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов на занятиях эстампом.

Сегодня на практических занятиях по эстампу, как правило, чаще осуществляется «простое» изучение этого вида графики, т. е. происходит выполнение элементарных упражнений и заданий в том или ином материале печатной графики. При таком положении дел слабо раскрывается композиционное содержание темы, без внимания остается эстетическая и художественная сторона обучения. Как следствие этого не в должной мере решается задача по формированию личности современного учителя изобразительного искусства.

Тщательное изучение и анализ проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, средних и высших специальных художественных заведений в области художественной и печатной графики позволили определить цель, объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, наметить его задачи и методы.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по эстампу.

Объект исследования - эстетическое воспитание и художественное образование студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по художественной и печатной графике - эстампу.

Предмет исследования - методика преподавания художественной и печатной графики (эстампа), пути и способы повышения профессиональных и специальных знаний и умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Изучение и анализ философской, искусствоведческой, научно-педагогической литературы, диссертационных исследований, опыта работы на художественно-графическом факультете в графической эстампной мастерской позволили сформулировать гипотезу - занятия «графической композицией» могут выступать эффективным средством эстетического воспитания и художественного образования студентов, если:

1. Эстамп будет представлен как особая форма художественного (графического) постижения мира и окружающей нас действительности;

2. Изучение истории эстампа направить на решение важнейших задач эстетического воспитания и художественного образования;

3. Теория и практика обучения эстампу студентов художественно -графических факультетов будет базироваться на передовых технологиях психолого-педагогической, эстетической и философской наук прошлого и настоящего времени;

4. Методическая модель обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов на занятиях эстампом будет обоснована и подтверждена как теоретически, так и практически - результатами многих экспериментальных исследований, проведенных в различное время и в разных вузах.

Общей методологической базой и теоретической основой исследования явились труды ведущих ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения, исследования по проблемам эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

Чтобы решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования, автор опирался на следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научных методических работ по рассматриваемой проблеме;

- изучение и анализ учебных программ средних общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведений;

- изучение исторических и архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданий; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование в период экспериментальных занятий;

- анализ учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики, (наброски, зарисовки, эскизы, рисунки, оттиски, выполненные в той или иной технике эстампа), а также анализ творческих работ профессиональных художников-графиков, известных мастеров печатной графики;

- опытно-экспериментальная работа в условиях мастерской графики художественно-графических факультетов педагогических вузов;

- анализ творческой работы в области художественной и печатной графики (линогравюра, ксилогравюра, гравюра-сухая игла, офорт травленый штрих, монотипия, литография и т. д.).

Организация и этапы работы.

Исследование проводилось в несколько этапов - с 1993 г. по 2001г. Экспериментальная работа осуществлялась в течение 9 лет. Основная работа проходила на базе мастерской графики художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (Mill У). В экспериментальной работе участвовали студенты художественно-графического факультета Mill У, студенты факультета живописи Московского открытого социально-педагогического института (МОСПИ), студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета (МПУ), а также студенты художественно-графического отделения педагогического факультета Абхазского государственного университета (АТУ).

В эксперименте принимали активное участие в общей сложности 250 студентов (1-5 курсы).

Первый этап (1993-1995 гг.) - поисково-творческий. В этот период определялась тема исследования, обосновывалась ее актуальность. Изучались и анализировались опубликованные материалы, посвященные эстетическому воспитанию, художественному образованию и творческому развитию студентов художественно-графических факультетов средствами художественной и печатной графики. Выявлялись роль и значение творческих способностей на занятиях по эстампу в мастерской графики, проводился анализ практической работы студентов над созданием графической композиции в технике печатной графики. Изучался опыт работы ведущих педагогов кафедры рисунка, специализирующихся в области графической композиции в технике художественной и печатной графики в мастерской эстампа. Определялась методология исследования, разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы, исследования, определялось содержание экспериментальных занятий.

Второй этап (1995-1997 гг.) - на этом этапе осуществлялась подготовка теоретической и практической базы для проведения опытно-экспериментального исследования. Продолжалась теоретическая работа, направленная на поиск более эффективных путей и методов преподавания и обучения художественной и печатной графике в мастерской эстампа. Проводилось опытно-экспериментальное обучение студентов художественно-графических факультетов. Уточнялось содержание учебных теоретических и практических занятий, заданий по самостоятельной работе вне мастерской эстампа. Проводился широкий эксперимент со студентами художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета с целью дальнейшего всестороннего изучения техник и технологий, материалов печатной графики для создания графической композиции в технике эстампа. В 1997 году защищена кандидатская диссертация на тему:

«Специфика методов преподавания художественной графики на художественно - графических факультетах педагогических вузов».

Третий этап (1997-1999 гг.) - посвящен экспериментальной работе, проходившей в мастерской печатной графики со студентами художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета (Mill У), факультета живописи Московского открытого социально-педагогического университета (МОСПИ), факультета изобразительных искусств и народных ремесел Московского педагогического университета (МЕТУ). На этом этапе осуществлялось дальнейшее изучение передового педагогического опыта в области эстетического воспитания и художественного образования, шла проверка и уточнение путей и методов развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе учебно-творческой деятельности в мастерской эстампа. Было определено место и выявлена роль эстетического воспитания и художественного образования средствами печатной графики в системе подготовки художника-педагога. Опубликованы учебные и методические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов, разработаны программы по специализации «Художественная графика-эстамп». Было продолжено изучение методической, педагогической, психологической, исторической, философской, искусствоведческой литературы по теме исследования. Завершен контрольно-проверочный эксперимент.

Четвертый этап (1999-2001 гг.) - завершающий. На этом этапе были проведены анализы результатов теоретического и экспериментального исследований, проделана большая работа по обобщению научно-теоретических и практических результатов докторской диссертации.

Экспериментальная работа со студентами художественно-графических факультетов проводилась в следующих направлениях:

- изучался уровень эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов на за нятиях по предмету «графическая композиция»;

- определялся исходный уровень развития художественной и графической подготовки студентов художественно-графического факультета;

- велось наблюдение за процессом обучения (беседы с ведущими художниками-педагогами, специалистами в области художественной и печатной графике, студентами);

- анализировался уровень развитости эстетических потребностей, эстетического вкуса и суждений учащихся (опытно-экспериментальная работа).

Указанные направления дополнялись различными приемами вспомогательного характера с целью:

- изучения и развития некоторых скрытых сторон проявления творческой активности студентов во время занятий графической композицией в мастерской эстампа;

- определения уровня развитости творческих способностей студентов (воплощение замысла графической композиции в том или ином материале печатной графики) методом психологических установок;

- изучения и анализа результатов учебно-творческой изобразительной деятельности студентов в мастерской графики с целью определения их композиционной и творческой активности в области эстампа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешное осуществление эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов возможно при условии всестороннего расширения содержания учебно-творческой и воспитательной работы на основе использования традиций классического искусства художественной и печатной графики.

2. Успех в обучении художественной и печатной графике-эстампу обусловлен творческим использованием взаимосвязей между различными видами изобразительного искусства, оптимальным соотношением теоретических и практических занятий, степенью в постижении и усвоении языка искусства графики, умением применять приобретенные знания и технические навыки в творческих работах.

3. Художественная и печатная графика в сочетании с занятиями по другим специальным видам изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка) обладает большими потенциальными возможностями в систематическом развитии творческих способностей. Целенаправленная научно-обоснованная реализация этих возможностей на практических занятиях в мастерской печатной графики выступает как педагогическая необходимость.

4. Разработанный и апробированный в ходе эксперимента метод педагогических установок активизирует развитие творческих способностей студентов на занятиях по предмету «графическая композиция».

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены возможности художественной и печатной графики как специфических форм художественного отражения окружающей нас действительности, как важнейшего средства эстетического воспитания и художественного образования учащихся.

2. Теоретически обоснована методическая модель эстетического воспитания и художественного образования в процессе учебно-творческой деятельности студентов в мастерской эстампа, определена их роль в формировании у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов устойчивого интереса к художественному графическому творчеству.

3. Найдено оптимальное соотношение содержания теоретических основ и практических заданий в программе по эстампу, проанализирован характер направленности и качество преподавания художественной и печатной графики в мастерской эстампа.

4. Дан анализ современного состояния учебно-творческой деятельности сту дентов в мастерской графики, определены пути совершенствования теоретической и практической подготовки будущих художников-педагогов. Теоретическая значимость исследования заключается в:

- в теоретической разработке содержания комплексной системы непрерывной специальной и профессионально-методической подготовки художника-педагога средствами художественной и печатной графики (эстампа) на занятиях по предмету «графическая композиция»;

- в теоретической разработке целостной системы специальной профессиональной подготовки художника-педагога средствами эстампа, опирающейся на комплексный и личностно-деятельностные подходы, последовательного изучения основ эстампа в мастерской графики;

- в изучении специфики специальной и профессионально-методической подготовки художников-педагогов в области эстетического воспитания и художественного образования в системе специальной и профессиональной подготовки средствами эстампа;

- в выявлении закономерностей развития творческих способностей средствами художественной и печатной графики-эстампа как важнейшего фактора, способствующего повышению уровня специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов;

- в разработке и экспериментальной проверке комплексной системы индивидуальной, самостоятельной, учебно-творческой и научно-исследовательской работы студентов на занятиях по эстампу, с учетом необходимости повышения уровня специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов;

- в экспериментальном подтверждении возможности эстетического образования и художественного образования средствами эстампа в системе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов с помощью педагогических установок.

Содержание и организационные формы учебно-творческой деятельно сти мастерской графики обусловлены его организующей ролью как центра эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графического факультета.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) результаты экспериментальных исследований послужили базой для разработки научно-обоснованных и экспериментально проверенных методических материалов по художественной и печатной графике (монография, учебное пособие, программы по эстампу, программы аттестации учебной деятельности, вопросы к зачетам и экзаменам, темы курсовых и дипломных работ и т.п.);

2) предложенная автором система специальной и профессиональной подготовки художника-педагога средствами художественной и печатной графики распространена и внедрена в практику учебно-творческой деятельности студентов в мастерской графики художественно-графического факультета;

3) полученные результаты теоретического и экспериментального исследования, которые обеспечиваются основными положениями педагогики и психологии, солидной экспериментальной базой, доказали обоснованность разработанной новой программы по художественной и печатной графике. Апробация результатов исследования.

Основное содержание и материалы исследования рассматривались и обсуждались на заседаниях кафедры рисунка и Ученого совета художественно-графического факультета; Ученого совета Московского педагогического государственного университета; научно-методических конференциях; ежегодных научно-практических конференциях «Научные чтения Mill У» (с 1993 по 2001гг.).

Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебно-методическом и учебно-творческом процессе в мастерской художественной и печатной графики художественно-графического факультета Московского пе дагогического государственного университета. Поскольку они апробировались в практической деятельности на занятиях по предмету «графическая композиция» в процессе обучения студентов художественной и печатной графике (эстампу), то нашли свое отражение и в учебно-творческой деятельности дипломников кафедры рисунка (специальные курсы и практикумы). Кроме того, данные материалы активно использовались студентами факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета (МПУ), студентами факультета живописи Московского социально-педагогического института (МОСПИ) в период проведения опытно-экспериментальной работы.

Разработанные и экспериментально подтвержденные в ходе исследования научные материалы диссертации внедрены в практику в виде пособия для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: (Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах. (Теория и практика). М.:, Прометей, 1999 . 104 с: ил.); монографии «Художественная графика. Введение в методику преподавания». (М.:, Прометей, 1999. 208 с; ил.).

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, используемой автором в ходе исследования, приложения, и целого ряда экспериментальных творческих работ студентов, Mill У, МПУ, МОСПИ, выполненных в разных техниках художественной и печатной графики (граттография - имитация офорта, линогравюра, гравюра-сухая игла, офорт-травленый штрих, монотипия, литография). В приложении представлены примерные тематические планы, программы для студентов художественно-графических факультетов, требования к курсовой работе, программа специализации по эстампу.

Основные задачи эстетического воспитания в художественно- педагогическом образовании

Наш непростой век, на изломе которого мы волей судеб оказались, став свидетелями глубоких социальных потрясений, заставляет нас по-новому взглянуть на все сферы жизнедеятельности человека. Время, в котором мы живем, можно охарактеризовать как время качественных перемен, социальной нестабильности, как время ломки и разрушения устоявшихся ценностей. Данная ситуация переходного периода развития общества обостряется социальной незащищенностью большинства членов этого общества и, в частности, конкретного человека. Поиск человеком смысла существования и своего места в мире и обществе приводит к необходимости повышения уровня культуры, качества воспитания и образования. Это, в первую очередь, касается науки и культуры, экономики и политики, и основы основ - образования, перед которыми вплотную встала задача воспитания активного, неординарно мыслящего человека.

Активная, целесообразно преобразующая деятельность, направленная на улучшение социальной действительности и самого себя, является главным критерием оценки человека как личности. Необходимость всесторонней подготовки подрастающего поколения к освоению и приумножению духовных и материальных богатств в наше время приобретает особую актуальность. В этой связи необходимо подчеркнуть, что настало время коренного пересмотра подготовки специалиста, способного к поиску нестандартных решений в подходе к понятийному и образному отражению окружающего мира, преобразованию его с учетом глобальных экологических проблем, с учетом, говоря языком философии, всеобщего движения духа и материи.

В настоящее время в период модернизации социально-культурных и экономических условий пересмотрена практика работы с учениками в образовательных учреждениях, сделан основной акцент на личности учащегося. В этих условиях существенно изменяются и модели эстетико-воспитательного процесса. Особое внимание стали уделять эстетическому образованию подрастающего поколения, что выражается в интенсификации работы в области преподавания изобразительного искусства и музыки, разработке соответствующих курсов, организации кружков эстетической направленности, а также в совершенствовании форм дополнительного эстетического образования.

В связи с этим возрастает роль личности учителя как носителя культуры, придается огромное значение уровню образования педагогов, их профессиональной подготовке. Поэтому в этом плане по прежнему актуальны теоретические и практические разработки известных ученых и исследователей в области эстетики и педагогики: Н.А. Дмитриевой, А.Г. Егорова, М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова, СТ. Шацкой, В.Н. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.К. Каирова, Н.К. Гончарова, Б.Т. Лихачева, М.А. Вербы, И.Ф. Гончарова, Б.П. Рождественского.

Художественно-эстетическая педагогика исходит из положений научной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец) о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности учащегося. Ученые и исследователи отмечают, что только целенаправленное педагогическое эсте-тико-воспитательное воздействие, вовлечение учащихся в художественную сферу могут обеспечить глубокое постижение эстетических понятий, уровень понимания произведений изобразительного искусства и до высот эстетического художественно-графического творчества.

Совместными усилиями эстетиков, психологов, педагогов разработаны исходные методологические предпосылки и принципы, на которые должна опираться система эстетического воспитания в средних и высших учебных заведениях. Одной из главных основополагающих методологических предпосылок теории эстетического воспитания является необходимость целенаправленного педагогического воздействия на учащихся и студентов средствами искусства, в том числе изобразительного.

Кроме того, теория и практика эстетического воспитания на современном этапе развития нашего общества основывается на принципе связи всей учебно-творческой деятельности учащихся с художественным образованием, процессом формирования и развития логического и образного мышления учащихся. Система эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на учащихся различными видами искусств осуществлялись тесные межпредметные связи.

Этим требованиям педагогической науки должны отвечать содержание всех программ по искусству, методические системы, материальное обеспечение учебного процесса, подготовка педагогических кадров по разным направлениям искусства.

Эстамп в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога

Уходящий век, на изломе которого мы волею судеб очутились, подводит нас к осмыслению самого главного вопроса нашего существования -взаимодействия с окружающей средой и обществом, в котором мы живем. Проанализировав целесообразность такого взаимодействия, создается впечатление, что современный человек за барьером высокочувствительных техноло-гий утратил свою собственную тонкость чувств. Безусловно, потеряны и ориентиры на преобразование мира по меркам добра и красоты; утрачены многие духовные и человеческие качества, без чего ухудшаются отношения в обществе, а последствия такого преобразования - неизбежность экологических катастроф, массовых стрессов в мире живых существ на суше и под водой; одним словом, теряется способность к ощущению всеобщего духа и материи.

С одной стороны, мы являемся свидетелями невиданного прогресса в области знаний, с другой - столь же невиданного регресса в области эстетики и морали: пустуют концертные залы, немноголюдны художественные выставки, в небреженье наши жилища, в оскуденье наши поля.

А между тем прекрасное, как и благое само по себе, должно оставаться неотъемлемой компонентой нашего быта и бытия. Поддержать его, сохранить, не дать рационалистической волне времени окончательно захлестнуть его, воспитать его в себе и в других - вот задача, стоящая перед теми, кто далек от бесплодной внутренней суматохи, кто занимается творчеством, в ком жив учитель, в ком пламенеет дух.

Человек, находясь и развиваясь в кругу людей, общества, природы начинает осознавать свое отношение к окружающему миру и действительности. В процессе этого общения естественным образом возникает определенное чувство желания и потребности в переживаниях и мыслях человека, и это обстоятельство побуждает его к активному поиску путей их удовлетворения, становящихся внутренними побудителями деятельности. Возникшие в этой связи потребности нуждаются в непрестанном созидании нового произведения, ранее не существовавшего, а потому невозможно развитие без активно-творческих личностных отношений. В этой связи созидательная деятельность, особенно преодоление препятствий на ее пути, требует объединенных, чаще самоотверженности конкретной личности, усилий множества людей и поколений.

Быть воспитателем прекрасного, а тем более - созидателем его, может далеко не каждый; для этого надо немало усилий, воли и труда, но самое главное - нужен природный дар: способность чувствовать, созерцать и прозревать сущность вещей и явлений. Творцы идеальных форм в той или иной мере обладают этим даром; судить же о них могут только те, кто имеет, или в ком воспитан эстетический и художественный вкус и потребности.

Прислушаемся, проникнемся, приглядимся и мы к тому, что было до нас, чем располагаем сейчас, чего ждем от будущего (ведь будущее - это наши дети!), какую лепту вносим в его приближение сами.

Каждая эпоха отражает то, чем блистает. Последующие поколения лишь ловят следы этих отражений и, с любопытством Пандоры, стараются заглянуть за завесу истории, соприкоснуться с предметами культуры, олицетворяющими собою достижения человеческого духа в сфере истинного, прекрасного и нравственного - того, что составляет благо, в чем коренится надежда людей на лучшее.

Степень внимания и интереса учеников к изучаемому предмету, качество овладения им как учебной, художественной и творческой дисциплиной послужат, на наш взгляд, лучшим показателем пригодности, а точнее - эффективности методов ее преподавания в процессе эстетического воспитания и художественного образования.

Современное состояние подготовки специалистов в педагогических вузах страны (в свете требований сегодняшнего дня) подвигает нас к поискам более полноценных учебно-творческих путей в деле повышения качества теоретических и практических знаний, совершенствования методики обучения, более эффективного использования в центре и на местах научных и преподавательских кадров.

Одной из важнейших задач высшей педагогики сегодняшнего дня является улучшение подготовки высококвалифицированных специалистов художников-педагогов, способных поднять на качественный уровень подготовку школьников и учащихся к жизни, к труду, воспитание личности, готовой и способной творчески, с полной отдачей сил работать на различных участках жизнедеятельности человека.

В комплексе общеобразовательных проблем, связанных непосредственно с подготовкой художников-педагогов, наиболее актуальными являются те, которые закладывают основы профессионального мастерства. В овладении этим мастерством художественная и печатная графика как учебная дисциплина, несомненно, играет не последнюю роль.

Содержание методики проведения занятий по эстампу на художественно-графических факультетах

Историческая практика и педагогическая мысль прошлого подтверждает то, что разум человеческий может охватить очень многое. Это означает, что в процессе обучения надо соблюдать последовательное продвижение вперед - от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, в результате чего мы получаем не поверхностно-фрагментарные сведения, а систему знаний, которая способствует активизации творческих возможностей учащихся.

Мы считаем, что не утратил своего содержания и такой тезис традиционной педагогики, как природосообразность, которым руководствовались широко известные корифеи педагогической мысли - Ушинский, Песталоцци и Дистервег. Они смотрели на принцип природосообразности как на развитие врожденных задатков человека, в соответствии с заложенными в нем стремлениями к их совершенствованию. Они также отмечали необходимость развития присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственными данному индивиду творческими параметрами и склонностями. А немецкий ученый и педагог Ф.Дистервег говорил еще и о культурообразности, имея в виду, что воспитание должно считаться с культурой данной эпохи, данной страны, с изменяющимися (или уже изменившимися) социально-историческими условиями. На самодеятельность он смотрел как на самостоятельность, считая это качество характера главным рычагом в поведении личности; указывал на связь между смежными, родственными учебными предметами, которую нельзя упускать из виду.

К.Ушинский перекликается во многом с Ф.Дистервегом, в том числе и в тезисе «культурообразности», имея при этом в виду непреднамеренное воспитание средой, в которой человек вращается, духом времени, культурой, идеалами общества. Ушинский говорил о необходимости изучения «телесной и душевной природы человека» в ее единстве. «Если педагогика, - писал он, -хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» (11, с.32); учителя он называл «живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра» (11, с.23).

Мы полагаем, что никто не может (и не должен) навязывать педагогу, как ему поступать в той или иной из множества конкретных ситуаций. Выбор способов воспитательного и обучающего воздействия наставник должен делать сам. Но, чтобы такой выбор был по возможности эффективнее, необходимо знание законов, по которым развиваются, проявляются и раскрываются педагогические процессы, знание объективных связей между ними, прозрева-ние следствий этих связей.

Значит, не следует упускать из виду прогрессивную педагогическую мысль, педагогическое наследие, творческое прочтение и критическое осмысление которого, несомненно, может служить напутствием более глубокому пониманию основ педагогического воздействия, совершенствованию теории и практики обучения.

Педагогика входит в целую систему наук, которые изучают человека, человеческое общество и условия его существования. Это - философия и этика, эстетика и психология, социология и история и т.д. Их методами, теоретическими положениями и результатами исследований неизменно пользуется и педагогика. Вот почему мы, так или иначе, касаемся в данной работе различных сторон этого ударного комплекса наук.

Поскольку приращение данных идет сейчас во всех отраслях знаний, в этой ситуации не должна оставаться в стороне и педагогика. Сейчас - век «технизации», «механизации», «математизации», «компьютеризации» знаний. Поэтому нас, преподавателей изобразительного искусства, особенно заботит мысль, как бы за вывеской «чистого разума» не утратилось духовно-душевное богатство человека, не иссякли его нравственные и телесные качества, не наступила атрофия чувства коммуникабельности, соучастия и доброты. Учеба сближает, сходство взглядов соединяет, труд сплачивает. В нашем случае благотворен труд на пленэре в процессе общения с живой природой, особенно тогда, когда на основе натурных набросков и зарисовок продолжается работа над созданием графической композиции и воплощение ее в искусство печатной графики - эстамп. Кроме того, учебно-творческая деятельность студентов в графической мастерской является основополагающим этапом в процессе развития творческих способностей, так как данное обстоятельство способствует активизации художественного восприятия, мышления, памяти и представления, понимания учебных и творческих задач и методов их решения.

Похожие диссертации на Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов