Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая самореализация студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности Павлов Денис Николаевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Павлов Денис Николаевич


Павлов Денис Николаевич. Творческая самореализация студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности: диссертация кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Павлов Денис Николаевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»], 2018.- 217 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности: теоретические основы 17

1.1. Проблема самореализации личности в социально-гуманитарных науках 17

1.2. Понятие «творческая самореализация личности» и условия ее развития 42

1.3. Сущность и содержание музыкально-композиционной деятельности в системе общего, дополнительного и профессионального музыкального образования и ее педагогический потенциал в развитии творческой самореализации личности 57

1.4. Теоретические подходы к развитию творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности 83

Выводы по первой главе 107

Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально композиционной деятельности 110

2.1. Организационные основы опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально композиционной деятельности. Результаты диагностики уровня развития творческой самореализации студентов 110

2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности 125

2.3. Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности 159

Выводы по второй главе 163

Заключение 166

Библиографический список. 168

Приложение 1 192

Приложение 2 194

Приложение 3 213

Проблема самореализации личности в социально-гуманитарных науках

В данном параграфе раскрывается сущность и содержание феномена самореализации личности в контексте концепций человеческой деятельности и становления личности в философии, культурологии, психологии и педагогике. Также рассматривается содержание близких по значению понятий «самоактуализация», «саморазвитие», «самоопределение», «самоорганизация», «саморегуляция», «самовыражение».

Современные исследователи выделяют три уровня анализа проблемы самореализации личности: философский уровень, на котором решаются вопросы о сути процесса самореализации (объект исследования – человек как родовое существо и человечество в целом); социологический уровень, на котором решаются вопросы, связанные с путями и способами самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования (объект рассмотрения – социум); психологический уровень, на котором анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие личности самореализоваться, мотивационная основа самореализации (объектом рассмотрения здесь является отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с социумом, самореализация при этом раскрывается исследователями как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности) [125].

В отечественных и зарубежных философских и социально-философских исследованиях использование понятия «самореализация» и идей, положенных в его основу, уходит в глубину веков. Так, в трудах Аристотеля и Платона представлен теоретический анализ этого феномена, практические аспекты путей и способов индивидуального самоосуществления. Аристотель указывал на два вида целей, к которым стремится человек: к первому относится само действие человека как таковое, ко второму – его результат как реализация сущности, которая имеется с самого начала, воспитание при этом он рассматривал как основу самореализации. Сократ рассуждал о том, что знание нельзя передавать или преподавать внешним образом, – можно лишь будить стремление к нему. Каждый человек должен черпать его из самого себя посредством самоиспытания и самопознания. Развивая эту мысль, Платон полагал, что человеку, который стремится к самосовершенствованию и самореализации, как к своей должной природе, должен сделать это посредством насилия над собой, своей эмпирической сущностью [109].

В древней восточной философии понятие самореализации было связано с совершенствованием духа и тела. Конфуций считал, что сущность самореализации состоит в динамическом взаимодействии благородных мужей друг с другом на основе шести искусств (выполнение ритуалов, понимание музыки, владение луком, управление колесницей, умение читать, знание математики) [109].

Описывая культурно-исторические типы самореализации личности, современные исследователи указывают, что для Античности было характерно «телесное» представление о личности. В этот период возникла проблема самоосуществления человека – насколько индивид соответствует общественно одобряемому образцу. То есть самореализация заменялась реализацией, зависимостью от внешних условий. Позже, в христианстве, содержание самореализации начало обретать черты индивидуальной выраженности – произошел переход от «телесной души» к моральной духовной личности, возникла «культура вины», культура совести. В эпоху Возрождения человек уже осознавал себя как отдельное существо, принимающее решение о значимости и достоинстве своих обязанностей, способное к самообретению и самоосуществлению [92]. В результате Реформации самореализация обрела контекст служения чему-то возвышенному, а именно Богу [110].

В работах философов нового времени Ф. Бэкона и Л. Фейербаха смысл жизни соотносился с понятием самореализации и предназначением человека. Человеку, по мнению Ф. Бэкона, недостаточно только познать самого себя. Необходимо найти способ, с помощью которого он сможет разумно и умело показать, проявить себя, изменить себя и сформировать [42]. Л. Фейербах задавался вопросом о назначении человека, которое он видел в выполнении, реализации жизненных целей. Философ призывал каждого человека «мудро использовать выпавший на его долю жизненный капитал» [219, C. 343-344]. Самореализация мыслилась Ф. Бэконом и Л. Фейербахом как максимальное раскрытие творческого потенциала человека и его сущностных сил.

Г. Гегель, в свою очередь, указывал на деятельность человека, благодаря которой внутреннее в личности (ее помыслы, желания, стремления) объективизируются, реализуются. Именно посредством деятельности человека, по мнению философа, происходит возвышение специфического, особенного, присущего лишь данной личности, до уровня всеобщего, – то есть, до уровня общезначимых навыков и умений. Средством данного возвышения Г. Гегель считал культуру, которая способна обеспечить оригинальность, неповторимость этой деятельности, придать ей характер творчества [54]. В своем труде «Феноменология духа» философ определял самореализацию человека как его становление «самим собою для себя» [55, C. 10].

К. Маркс в своих работах использовал понятие «самоосуществление», придавал ему большое социальное значение и дал его развернутый анализ. Он указывал, что в именно в труде «внешние цели теряют видимость всего лишь внешней, природной необходимости и становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, следовательно, полагаются как самоосуществление, предметное воплощение субъекта, стало быть, как действенная свобода, деятельным проявлением которой как раз и является труд» [134, с. 109-110]. В XX в. термин «самореализация» (self-realisation) впервые был представлен в Словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Под ним понималось осуществление возможностей развития «Я». В Оксфордском словаре 1989 г. также приводилось определение самореализации, трактующееся как «реализация собственных усилий человека, возможностей развития «Я». Авторы полагали, что этот процесс может быть назван самореализацией (или развитием) …Согласно христианским воззрениям, это не вершина достижений, но божий дар» [254, С. 921].

В России, в период развития советской общественной системы, проблема самореализации игнорировалась научным сообществом, что было связано с существованием обязательных, канонизированных форм самореализации личности, в основе которых лежала система идеалов и ценностей, дающих ответы на большинство духовных и мировоззренческих вопросов [110]. В 80-90-е годы XX в., в связи с изменениями в российском обществе, был актуализирован иной социальный запрос – на принятие человеком самостоятельных решений. Представления о феномене самореализации стали интенсивно развиваться в социальной философии.

Так, Л.Н. Коган определял самореализацию как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности. Источником самореализации исследователь считал внутреннее присущее личности противоречие между ее жизненной целью (смыслом ее жизни) и ее реальным бытием, реальной ступенью приближения к этой цели. Он указывал на то, что сфера самореализации личности чрезвычайно многогранна – это любая деятельность человека, которая и дает возможность для его творческой самореализации. В этом смысле, полагал философ, сферы самореализации личности выступают инвариантом структуры человеческой деятельности, в каждом из которых она имеет свои специфические черты и особенности. Однако во всех случаях она выступает актом практической деятельности человека – материальной или духовной. Жизнь индивида, по мнению Л.Н. Когана, представляет собой непрерывную цепь актов самореализации, существенно различающихся по масштабу и общественному значению [104].

Развивая положения Л.Н. Когана, И.А. Идинов полагал, что самореализация представляет собой непрерывный, целенаправленный, целостный и имманентный процесс актуализации и опредмечивания человеческих сущностных сил посредством социальной деятельности, протекающей на всем протяжении жизнедеятельности личности [88, с. 12]. Это выделение из себя энергии, умений, навыков и способностей, аккумулирование накопленного, выработанного самим человеком для демонстрации своего Я. Также исследователем была раскрыта роль деятельности как источника и движущей силы самореализации, были проанализированы основные виды самореализующей деятельности человека – самодеятельность, деятельность как самотворчество, созидательная деятельность, научная деятельность и др. По мнению И.А. Идинова, деятельность личности, посредством которой удовлетворяется его потребность в самореализации, является творческой деятельностью [88]. В русле идей, изложенных Л.Н. Коганом, мыслил и В.И. Муляр, который рассматривал самореализацию как процесс осознанного, наиболее полного и свободного опредмечивания сущностных сил личности в ходе ее многообразной жизнедеятельности. Он выделил способы (социальная активность, творчество, жизнетворчество) и средства (культура) самореализации. При этом он считал, что культура и самореализация образуют диалектическое единство, так как обуславливают друг друга: первая является необходимым условием второй, реализуя себя, личность, тем самым, обогащает культуру [148].

Сущность и содержание музыкально-композиционной деятельности в системе общего, дополнительного и профессионального музыкального образования и ее педагогический потенциал в развитии творческой самореализации личности

Для настоящего исследования смыслообразующим является понятие «музыкально-композиционная деятельность». Чтобы раскрыть его сущность, обратимся к анализу содержания таких понятий и феноменов, как «деятельность», «творческая деятельность», «художественная деятельность», «музыкальная деятельность». В данном параграфе также будет выявлена сущность явления музыкально-композиционной деятельности в практике музыкального образования, раскрыт ее педагогический потенциал в развитии творческой самореализации личности обучающегося.

Понятие «деятельность», являющееся широким категориальным понятием, получает свою трактовку в различных гуманитарных науках – философии, психологии, педагогике и др. Основоположник отечественной психологической теории деятельности С.Л. Рубинштейн понимал под деятельностью совокупность действий, направленных на достижение целей; процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Он указывал, что в деятельности человек «реализует и утверждает себя как субъект, как личность» [190, С. 8].

Идеи о главенствующей роли деятельности в психическом развитии индивида нашли свое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, который раскрывал ее процессуальный характер, подразумевая под деятельностью процесс взаимодействия субъекта с объектом при условии, что направленность его в целом (его предмет) всегда совпадают с мотивом (побудителем), в котором конкретизирована, опредмечена потребность [122, С. 183]; внутреннюю характеристику, свойство человека, присущую ему как разумному, наделенному жизненным потенциалом существу. Именно в деятельности, осуществляющейся в новых обстоятельствах, по мнению А.Н. Леонтьева, возникают новые элементы психического, которые являются отправным пунктом формирования новообразований личности. Он указывал на существование зависимости психических процессов от характера и строения внешней предметной деятельности.

В «Российской педагогической энциклопедии» деятельность понимается как форма человеческого бытия, целенаправленное преобразование им природной и социальной действительности [189, С. 264]. В «Педагогическом словаре» под деятельностью подразумевается важная форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности [170, С. 327]. То есть, деятельность интерпретируется как форма активного отношения индивида к окружающей действительности. В «Большой советской энциклопедии» деятельность интерпретируется как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [31, С. 528]. В данном определении присутствует объект (активное отношение человека к окружающему миру), форма (деятельность) и содержание (целесообразное изменение и преобразование мира). Определение Э.Г. Юдина во-многом повторяет определение, приведенное выше. Деятельность представлена исследователем как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры [249, С. 268]. В данном определении присутствует, помимо содержания деятельности, средство его реализации – освоение и развитие наличных форм культуры.

Также в научной литературе существует понимание деятельности как способа. Так, по В.Г. Лобастову, деятельность есть способ человеческого бытия, осуществляющегося всегда через определенную цель [128, С. 57]. Здесь автор рассматривает цель как неотъемлемый компонент деятельности. В «Философском словаре» мы находим определение деятельности как специфически-человеческого способа отношения к миру [222, С. 108].

Д. Лукач рассматривает деятельность как способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связи с окружающим миром. По его мнению, понятие деятельности охватывает различные формы человеческой активности (экономической, политической, культурной) [130]. То есть, здесь деятельность представлена как способ самореализации человеческих ресурсов.

Специфическим видом активности человека, направленным на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя и условия своего существования, определяет деятельность Р.С. Немов [158, С. 146]. Здесь автор акцентирует внимание на направленность активности человека. Также в этом определении присутствует субъект и объект. Э.С. Маркарян также понимает деятельность как направленную активность живых систем, возникающую на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания (Э.С. Маркарян [133]). Согласно «Педагогическому словарю» [106], деятельность – это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Ю.Б. Борев рассматривает деятельность в двух планах: как деятельность субъекта, направленная вовне и как деятельность субъекта, направленная вовнутрь: самопознание, самооценку, самосозидание, самообщение [34].

Согласно концепции М.С. Кагана, деятельность, являясь сверхсложной динамической системой, охватывает биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурную, специфически человеческую деятельность. Человеческая деятельность при этом, по мнению философа, представляет собой системное единство пяти видов деятельности – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художественной. М.С. Каган выделяет три основные ее элемента: субъект (наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов), объект (на который направлена активность субъекта), сама активность (выражающаяся в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими). В результате взаимодействия этих трех компонентов происходит преобразование, «очеловечивание» объекта. Основной функцией деятельности, по М.С. Кагану, является обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества. Именно деятельность субъекта дополняет, обогащает, развивает и изменяет в человеке не только то, что дано природой, но и «уже созданное им самим» [97, С. 13].

Таким образом, проанализировав ряд определений, данных учеными в различных областях гуманитарной науки, можно заключить, что деятельность понимается как форма проявления жизни человека, активного отношения к окружающему миру, как способ человеческого бытия, способ самореализации человеческих ресурсов и как активность личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. В процессе деятельности у индивида возникают новые элементы психического, являющиеся источником формирования личностных новообразований. В деятельности человек реализует и утверждает себя как субъект, как личность. Деятельность является способом самореализации человеческих ресурсов.

И.Г. Фихте считал всякую реальность продуктом деятельности «Я», а процесс познания – постижением созданного. «Я», по мнению философа, делает себя тем, чем оно есть. То есть, «Я», по И.Г. Фихте, как субъект, является продуктом своей собственной деятельности. Философ развивал идею об определении субъектом себя через деятельность объективации, через создание такого предмета, который внешне противостоит субъекту и вместе с тем является единственно возможным способом конституирования самого субъекта [224].

Идеи И.Г. Фихте развивались Г. Гегелем в учении об «Абсолютном Субъекте». Философ рассматривал субъекта в процессе самоопределения и саморазвития через духовную деятельность. По его мнению, процесс саморазвития предполагает создание предметного мира человеческой культуры через труд, язык и другие формы деятельности. Деятельность, осуществляющаяся субъектом, включает цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Г. Гегелем деятельность интерпретировалась как всепроникающая характеристика абсолютного духа, порождаемая имманентной потребностью последнего в самоизменении [55].

В философской концепции Г.С. Батищева деятельность понимается как творчество, выход за пределы существующих социальных и культурных формообразований. Это основной способ бытия человека, реализуемый через социальные связи, которые воспроизводятся через универсальную творческую деятельность – творческое отношение к миру [22].

Организационные основы опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально композиционной деятельности. Результаты диагностики уровня развития творческой самореализации студентов

В соответствии с поставленными целями и задачами диссертационного исследования нами была проведена опытно-поисковая работа, целью которой явились анализ и обобщение результатов динамики процесса развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности. Опытно-поисковая работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап опытно-поисковой работы, который проходил в сентябре 2014 г. и сентябре 2015 г., осуществлялся на широкой выборке студентов, поступивших в Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского и Сургутский музыкальный колледж на специальности 53.02.3 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», 53.02.4 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство». В констатирующем обследовании приняли участие 136 чел.

Целью констатирующего этапа опытно-поисковой работы было определение уровня развития творческой самореализации студентов колледжа культуры. В его задачи входило: определение критериев и показателей уровня развития творческой самореализации студентов колледжа культуры, акцентирующих содержательные аспекты музыкально композиционной деятельности; разработка диагностического инструментария для определения уровня развития творческой самореализации у студентов колледжа культуры; выявление исходного уровня развития творческой самореализации у студентов колледжа культуры; получение информации об особенностях развития творческой самореализации студентов колледжа культуры.

Констатирующий этап носил комплексный характер и состоял из серий диагностических методик и тестовых заданий. Первая серия диагностических методик была направлена на выявление характера направленности личности на самореализацию в музыкально-композиционной деятельности, осознание субъективной значимости данного вида деятельности для саморазвития. Вторая серия диагностических методик была нацелена на выявление степени оригинальности, новизны создаваемых студентами художественных продуктов, наличия в них образной сферы, мелодизма, стройности формы, умения осуществлять самоорганизацию и самокоррекцию музыкально-композиционной деятельности. Третья серия диагностических методик была направлена на выявление характера эмоционального отклика студентов на момент создания художественного продукта, выявлялся характер их самооценки, самоанализа результатов музыкально-композиционной деятельности.

Формирующий этап опытно-поисковой работы проводился в период с октября 2014 г. по май 2017 г. в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского. Его целью было внедрение методики развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности в учебный процесс дисциплин музыкально-теоретического цикла («Музыкальная грамота», «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония») и во внеучебной деятельности студентов.

В формирующем этапе опытно-поисковой работы приняли участие 69 студентов, набор 2014-2015, 2015-2016 гг., обучавщихся по специальностям 53.02.3 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», 53.02.4 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство» (поисковая группа). В контрольную группу вошли студенты Сургутского музыкального колледжа, обучающиеся по специальностям 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», 53.02.06 «Хоровое дирижирование» (всего 67 чел.).

Целью контрольного этапа опытно-поисковой работы, который проводился в мае 2016 г. и мае 2017 г., было выявление результатов исследования. В его задачи входило: выявить качественные и количественные изменения, произошедшие в мотивационно-ценностном, практически-деятельностном и рефлексивно-эмоциональном компонентах, определяющих уровень развития творческой самореализации студентов колледжа культуры; выявить эффективность и результативность предлагаемой методики развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности. На данном этапе подводились итоги опытно-поисковой работы, которые анализировались и обобщались автором диссертации.

В ходе проведения всех этапов опытно-поисковой работы нами были использованы следующие методы: теоретические: анализ литературы по проблеме и теме исследования, обобщение педагогического опыта, систематизация, сравнение, сопоставление, педагогическое проектирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, социологические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование), анализ продуктов творчества, опытно-поисковая работа, количественный и качественный анализ полученных результатов, статистическая и математическая обработка данных.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы были определены уровни развития творческой самореализации студентов колледжа культуры. Для реализации данной задачи, в опоре на работы Э.В. Бобровой [27], К.Н. Коданевой [105], Л.А. Коростылевой [110] и др. были выделены соответствующие критерии и показатели, акцентирующие содержательные аспекты музыкально-композиционной деятельности (см. Таблицу № 1).

Высокий уровень развития творческой самореализации у студентов колледжа культуры предполагает: а) проявление направленности личности на самореализацию в музыкально-композиционной деятельности, осознание ее субъективной значимости для саморазвития; б) умение осуществлять самоорганизацию и самокоррекцию музыкально-композиционной деятельности, создавать художественные продукты, отличающиеся оригинальностью и наличием образной сферы, мелодизма и стройности формы; в) наличие эмоциональной отзывчивости в момент создания художественного продукта, осуществление адекватной самооценки результатов музыкально композиционной деятельности, способности к ее самоанализу.

Средний уровень развития творческой самореализации у студентов колледжа культуры предполагает: а) направленность личности на самореализацию в музыкально-композиционной деятельности, но не достаточное осознание ее субъективной значимости для саморазвития; б) эпизодическое проявление умений осуществлять самоорганизацию и самокоррекцию музыкально-композиционной деятельности, умение создавать художественные продукты, в которых преобладает стереотипный, но не оригинальный музыкальный материал, не всегда присутствует художественная образность, мелодизм и стройность формы; в) эпизодическое проявление ярких эмоциональных реакций в момент создания художественных продуктов, не всегда адекватную самооценку результатов музыкально-композиционной деятельности, отсутствие способности к их самоанализу.

Начальный уровень развития творческой самореализации у студентов колледжа культуры предполагает: а) отсутствие направленности личности на самореализацию в музыкально-композиционной деятельности, осознания ее субъективной значимости для саморазвития; б) неумение осуществлять самоорганизацию и самокоррекцию музыкально-композиционной деятельности, создавать художественные продукты, в которых присутствуют оригинальность, образная сфера, мелодизм и стройность формы; в) отсутствие эмоциональной отзывчивости в момент создания художественного продукта, неспособность осуществлять адекватную самооценку результатов музыкально-композиционной деятельности, ее самоанализ.

Рассмотрим подробнее инструментарий диагностики уровня развития творческой самореализации студентов колледжа культуры.

1. Тест для выявления характера направленности личности на самореализацию в музыкально-композиционной деятельности и осознания субъективной значимости данного вида творческой деятельности для саморазвития (модификация теста В.И. Петрушина [174]).

Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы по развитию творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности

Для определения уровня развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности, на заключительном этапе опытно-поисковой работы была проведена контрольная диагностика, в ходе которой использовали диагностический инструментарий констатирующего этапа обследования.

Результаты сравнительного анализа начального и итогового срезов позволили выявить положительную динамику уровня развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в поисковой группе (см. Таблицу № 4).

Количественный анализ данных, полученных в результате опытно поисковой работы, с помощью аппарата статистического анализа, показал следующие результаты. Предложены 2 вида классификации групп респондентов. Классификация Х – уровни развития творческой самореализации студентов. Классификация Y – этапы опытно-поисковой работы. По каждой из групп А и В проверялась гипотеза, состоящая в том, что 2 вида классификации, на которых построена таблица сопряженности, независимы. Данная гипотеза проверялась на уровне достоверности Р = 0,99 с помощью критерия Пирсона. Если в результате анализа гипотеза подтверждается, то это означает, что различие данных в начальном и итоговом срезах существенны, то есть достоверны.

Для вычисления экспериментального значения критерия Пирсона использовалась следующая формула: 2 2

Теоретическое значение критерия в соответствии с уровнем достоверности Р = 0,99 и числом степени свободы (3-1) (2-1) = 2 1 = 2 равно Х2 = (2; 0,99) = 9,21.

Х экспер. Х теорет., следовательно гипотеза о независимости отклоняется, то есть между уровнями развития творческой самореализации и этапами опытно-поисковой работы имеет место зависимость.

Аналогичный анализ данных проведен по группе В, который представлен в таблице 6.

Теоретическое значение критерия Х2 = (2; 0,99) = 9,21

Таким образом, Х2 экспер. Х2 теорет., следовательно гипотезу о независимости таблицы сопряженных признаков нельзя отклонить. Между уровнями развития творческой самореализации и этапами поисковой работы связи нет.

Анализ полученных данных по группам А и В позволяет утверждать о зависимости различий этих групп по исследуемым признакам.

В подтверждение данных выводов проведем дополнительное исследование. Проверим гипотезу о независимости признаков: Х - группы (А и В) и Y - уровни развития творческой самореализации по итоговому срезу. Исходные данные приведены в таблице 7.

Теоретическое значение критериев для представленных данных Х (2; 0,99) = 9,21. Таким образом, Х2 экспер. Х2 теорет. следовательно, гипотеза о независимости признаков Х - группы (А и В) и признака Y -уровни развития творческой самореализации, принимаются.

Различия между уровнями развития творческой самореализации в группах А и В существенны, что подтверждает сделанные выше выводы.

Качественный анализ выявил, что студенты поисковой группы стали себя успешно реализовать не только в музыкально-композиционной, но и в конкурсной, концертно-исполнительской, проектной видах деятельности. Студенты стали проявлять готовность организовать собственную практическую деятельность при самостоятельном выборе путей ее осуществления. В рамках музыкальных лекториев, различных концертных программ стали выступать с исполнением собственных музыкальных сочинений. Разучивая обязательный учебно-исполнительский репертуар, стали импровизировать на музыкальные темы, создавать вариации, стали проявлять устойчивый интерес к знакомству с композиторской техникой профессиональных авторов через просмотр текстов и аудио-, видеозаписей их сочинений. Они стали руководствоваться внутренними и внешними мотивами личностного развития, самосовершенствования и саморазвития, проявляя активность в овладении музыкально-композиционной деятельностью, получая от нее удовлетворение, поскольку она помогала успешнее осваивать другие учебные музыкальные дисциплины, и, осознавая, что она может пригодиться им в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, итоговая работа по определению уровня развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности после проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы, а также сравнительный анализ результатов деятельности студентов поисковой группы позволил сделать следующий вывод: предложенная методика влияет на результативность и эффективность развития творческой самореализации у студентов в музыкально-композиционной деятельности.