Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога Колодина, Анна Александровна

Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога
<
Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колодина, Анна Александровна. Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Колодина Анна Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 373 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/272

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Художественный и педагогический опыт использования графических материалов (пастель и цветные карандаши) в процессе подготовки художника-педагога 15

1. История использования пастели при обучении рисунку 15

2. История использования цветного цветных карандашей в процессе обучении рисунку 84

3. Особенности формирования цветового видения в процессе обучения рисунку цветными графическими материалами 119

3.1.Учет индивидуальных особенностей студентов на занятиях по рисунку 130

Выводы по I главе 147

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование методов владения графическими техниками в специальной подготовке художника-педагога 150

1. Оценка уровня сформированное знаний, умений и навыков студентов ХГФ в области использования цветных графических материалов. Констатирующий этап эксперимента 153

Выводы по констатирующему эксперименту 209

2. Поиск эффективных путей и методов формирования специальных качеств будущих художников-педагогов в процессе освоения цветных графических материалов (пастели и цветных карандашей). Поисковый эксперимент 218

Выводы по поисковому эксперименту 315

3. Методическая система формирования профессиональных качеств художников-педагогов в процессе освоения цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком. Формирующий эксперимент 322

Заключение 340

Список литературы 349

Приложение 362

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях модернизации системы художественного образования проблема подготовки высококвалифицированного, творчески мыслящего, эстетически развитого художника - педагога выступает как объективная социальная потребность общества. Возрастающая роль эстетического воспитания, художественного образования в обучении педагогических кадров обусловливает необходимость разработки нового подхода к учебному процессу, обновленной учебной программе, новой методической системы, которая может обеспечить успешную подготовку специалиста высокой квалификации, в совершенстве владеющего новыми методиками обучения и современными художественно -изобразительными технологиями. В овладении художественно-графическим мастерством техника работы графическими материалами вообще и цветными (пастель, цветные карандаши) в частности занимает особо значимое место. Следует подчеркнуть, что необходима более основательная теоретическая и методическая подготовка будущих художников-педагогов, которая будет способствовать повышению уровня учебно-воспитательного процесса. В теоретическом плане - это эффективное приобретение глубоких профессиональных знаний, в методическом (практическом) - способность грамотно оперировать этими знаниями, отрабатывая изобразительные умения и навыки.

В системе высшего художественного педагогического образования большое внимание уделяется академическому рисунку, однако цветным графическим материалам в рамках общего учебного плана отведено небольшое количество часов исключительно в рамках специализации. В связи с этим образуется некоторый пробел в специальной и подготовке будущих специалистов. Поэтому будущих художников-педагогов надо обучать не только методическим принципам последовательного выполнения рисунка, но и профессиональному подходу в решении изобразительно-выразительных задач с использованием разных графических выразительных средств рисунка. Современный студент за время обучения в вузе должен овладеть методами работы с различными графическими материалами, в особенности цветными: акварель, пастель, цветные карандаши, фломастеры и т. д.

Известно, что техника пастели и цветных карандашей базируется на активном использовании цвета в рисунке. Цвет - сильнейшее выразительное средство, способствующие более полнокровному отражению действительности. Реалистическое изобразительное искусство во все времена использовало разнообразные свойства цвета для создания определенного художественно-выразительного образа.

Необходимо отметить, что для дошкольника и младшего школьника визуальное восприятие цвета неотделимо от восприятия формы окружающего мира, то есть ребенок воспринимает весь мир цветным. В связи с этим, будущему учителю изобразительного искусства, который призван работать с детьми, необходимо грамотное овладение теоретическими знаниями в области

цветоведения и практическими умениями и навыками в работе с различными цветными художественными материалами. Поэтому необходимо понимать важное значение цвета в нашей жизни.

Использование в академической практике цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей), близких к живописи, способствует упрочнению межпредметных связей,, а также расширению выразительных возможностей рисунка и живописи, делая их более разнообразным, емкими и гибкими по содержанию.

Все вышесказанное придает проблеме нашего исследования особую научно-педагогическую направленность и значимость.

Как показал анализ учебно-методической литературы, в том числе диссертационных исследований художественно-педагогических направлений, работ по изучению и освоению цветных графических материалов необоснованно мало. Следует отметить, что для успешного решения нашей проблемы, особый интерес представляют отдельные исследования, связанные с изучением влияния графических материалов и техник рисунка на выразительность художественно-образного решения законченного изображения.

Разрозненный материал по этой проблематике содержится в исследованиях как отечественных ученых: А.А. Дейнеки, Д.И. Киплика, А.М. Лаптева, СП. Ломова, Ю.Н. Найда, Е.А. Некрасовой, Н.Э. Радлова, Н.Н. Ростовцева, А.А. Сидорова, А.Е. Терентьева, А.А.Унковского, так и за рубежных: Э.Бергера, Б-Боджсон, Ж.Вибера, С.Г.Ольмедо, КРобера и др.

Научных исследований, специально посвященных использованию цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей) в подготовке художников, весьма незначительное количество. Среди известных нам исследований, можно отметить работу Е.Г. Перовой, в которой автор рассматривает историю развития искусства пастели, сохранности и реставрации пастельных портретов XVII века в России.

Отдельные суждения и выводы о взаимосвязи графического материала и художественного образа, применительно к рисунку фигуры человека, к которым приходит в своем исследовании СР. Гильмутдинова, могут послужить нам отправной точкой для сопоставительного анализа результатов нашего эксперимента. Для нас представляется интересным ход и организации процесса формирования живописных умений студентов в работе мягкими графическими материалами в исследовании Е.В. Моисеевой.

Оптимальная организация процесса формирования художественного образа в академическом рисунке портрета на примере возможностей мягких графических материалов обстоятельно изучался КВ.Макаровой.

Сегодня невозможно успешно изучать и развивать специальную подготовку художника-педагога средствами цветных графических материалов без парраллельного изучения фундаментальных исследований в области цветоведения, физиологии и психологии восприятия цвета, авторами которых

являются Ю.Г.Аксенов, Н.Н. Волков, Л.Н.Миронова, Б.МТеплов, Г.Филинг, К.Ауэр, Г.Браэм, П.В.Яныпин и другие.

Большую теоретическую значимость для нашего исследования представляют научные изыскания об актуальности использования цветных графических материалов в учебной деятельности современных студентов таких художников-педагогов, как: В.К. Лебёдко, Б.В. Лушников, Ю.П. Шашков. Мнению вышеперечисленных ученых, проблема актуальности применения цветных графических материалов в учебно-познавательном процессе обусловлена:

а) доступностью приобретения материала - пастели и цветных
карандашей - во многих специализированных магазинах (поштучно и наборами
в разном количестве);

б) универсальностью использования - в любом месте и в любое время (без
посреднических материалов, как в других техниках: для масляных красок -
растворители; для акварели, темперы - вода и т.д.);

в) гигиеническими качествами: нетоксичны, практически не являются
аллергенами, за исключением индивидуальной непереносимости компонентов
материала - пастельных мелков и цветных карандашей;

т) широтой использования в художественных стилях и направлениях:

реалистическое решение с использованием линии и пятна;

гиперреалистическое изображение с использованием тщательной растушевки и тонального решения рисунка;

декоративное решение с применением ярких контрастных цветов;

быстрые краткосрочные наброски и зарисовки с использованием выразительной линии, льющейся и живой.

Имеются все основания (опыт художников-педагогов и данные констатирующего эксперимента) считать, что цветные графические материалы довольно редко используются студентами при выполнении в учебных и творческих заданиях, как в силу огромного потенциала выразительных и творческих возможностей цветных графических материалов, так и возможно, дидактико-методических качеств преподавателя.

Поэтому, несмотря на имеющиеся, отдельные, напрямую не связанные с
нашей проблематикой, исследования в области выразительных возможностей
цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) при
подготовке художников-педагогов, приходится констатировать

неразработанность и недостаточную изученность нашей проблемы.

Сформулируем кратко проблему нашего исследования, которая заключается в поиске эффективных путей и системы методов оптимального педагогического воздействия на процесс обучения работе цветными графическими материалами студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, направленного на эффективное формирование их специальных качеств.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и проверить на практике систему методов обучения, направленную на изучение и

освоение цветных графических материалов, способствующих более высокому уровню художественной выразительности студенческих работ (рисунков), росту специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Объект исследования - процесс специальной подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Предмет исследования - методы, приемы и средства работы цветными графическими материалами, направленные на овладение студентами художественно графических факультетов специальными умениями и навыками, способствующими повышению художественной выразительности учебных и творческих работ.

Гипотезой исследования заключается в следующем: если в процесс специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов включить:

  1. экспериментально апробированную методику работы с цветными графическими материалами разработанную на основе исторического опыта художников-педагогов реалистической школы;

  2. методические разработки, направленные на решение художественно-творческих задач средствами цветных графических материалов;

- то таким образом можно сформировать более высокий уровень специальных знаний, умений и навыков будущих художников-педагогов.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать системный анализ теории и практике методов преподавания изобразительного искусства. Обобщить художественно-педагогический опыт, связанный с методикой овладения цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) в обучении рисунку.

  2. Проанализировать и конкретизировать традиционные методы специальной подготовки художника-педагога с целью их дальнейшего адаптирования и совершенствования применительно к работе с цветными графическими материалами.

  3. Выявить и применить на практике психолого-педагогические факторы индивидуального подхода в обучении студентов эффективному использованию выразительных свойств цветных графических материалов.

  4. Определить критерии (изобразительный и выразительный аспекты изображения) уровня сформированности умений и навыков работы с цветными графическими материалами на занятиях рисунком со студентами художественно-графических факультетов.

  5. Разработать и апробировать в ходе учебного процесса экспериментальную методику эффективного использования в специальной подготовке студентами выразительных возможностей цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей).

Методологической основой нашего исследования явились труды ученых-основоположников художественно-педагогического образа в России: в области теории и методики обучения изобразительному искусству, педагогики: Д.Н. Кардовского, Н.Н.Ростовцева, Н.Э. Радлова, B.C. Кузина, Е.В.Шорохова, СП. Ломова, ЛГ.Медведева, В.К.Лебёдко и других выдающихся художников-педагогов. Этим учеными были сформулированы основные теоретические положения методики преподавания академического рисунка и живописи.

Исследования в области психологии изобразительной деятельности:
МДВернштейна, В.П.Зинченко, Н.Н.Волкова, Л.СВыготского,

С.Л.Рубинштейна, И.СЯкиманской, В.СКузина, Е.И.Игнатьева и других ученых. Важны для нас также исследования по философии и истории изобразительного искусства, а именно: П.А. Флоренского, Б.Р. Виппера, Я.А. Тугендхольда, АА.Ковалева и других ученых.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения данной проблемы использовались следующие методы исследования:

изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, истории, философии, теории и методике преподавания рисунка в связи с темой исследования;

изучение и анализ опыта художников-педагогов по использованию цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей) в процессе обучения академическому рисунку;

проведение и анализ письменных опросов и анкетирования студентов;

наблюдения за изобразительной деятельностью студентов: «Дневник наблюдений»;

анализ студенческих работ (методика Е.И. Игнатьева);

использование экспериментальных заданий при обучении рисунку студентов 1-3 курсах художественно-графических факультетов (аудиторные и самостоятельные занятия);

« консультирование студентов-дипломников кафедры рисунка, использующих в своих работах цветные графические материалы (пастель, цветные карандаши);

математическая обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Изучена и систематизирована история методов обучения рисованию цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) в плане выразительных свойств изображения.

  2. Определено оптимальное соотношение аудиторных и самостоятельных учебных заданий, упражнений по объему, содержанию и последовательности их использования в процессе рисования черно-белыми и цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) при обучении студентов художественно-графических факультетов.

  3. Разработана специальная методическая система учебно-творческих заданий и упражнений, рассчитанная на освоение выразительных возможностей цветных графических материалов в академическим рисунке и

направленная на формирование практических умений и навыков у

студентов художественно-графических факультетов соотносить

художественно-образные задачи рисунка с выбранным материалом.

4. Предложена система критериев (изобразительный и выразительный

аспекты изображения) уровня сформированности умений и навыков

работы с цветными графическими, материалами на занятиях рисунком у

студентов художественно-графических факультетов. Теоретическая значимость заключается в следующем:

1.Разработанная нами методика использования выразительных

особенностей цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) способствует повышению качества специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

2.Выявлены психолого-педагогические условия формирования специальных качеств студентов художественно-графических факультетов в процессе овладения цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком.

3.Полученные результаты вносят определенный вклад в теорию и методику преподавания рисунка на художественно-графическом факультете.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные в нём методические рекомендации по проведению учебно-творческих заданий, связанных с освоением выразительных возможностей цветных графических материалов, способствуют формированию профессиональных качеств художника-педагога, а значит, позволяют эффективно организовать учебно-воспитательный процесс изучения курса рисунка. Результаты исследования могут быть использованы для разработки, составления и совершенствования учебных планов и программ, пособий по рисунку для студентов художественно-графических факультетов педагогических высших и средних учебных заведений.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

І.Методическая система формирования специальных качеств учителя изобразительного искусства в процессе овладения цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком должна строиться на строгом индивидуальном подходе.

2.Создание и использование в учебном процессе специально разработанной системы учебных постановок, различных видов рисования (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению) цветными графическими материалами (пастель, цветные карандаши) является связующим звеном между рисунком и живописью, а также способствуют формированию выразительных возможностей рисующего.

З.Авторский лекционный курс, построенный на активном использовании современных компьютерных технологий, по истории методов использования цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши), посвященный выявлению выразительных возможностей этих материалов в ходе обучения

рисунку, является одним из важнейших условий современной подготовки учителя изобразительного искусства.

Экспериментальную базу обеспечивали мастерские кафедры рисунка художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, специализация по рисунку «Мягкие графические материалы», а также занятия по рисунку и живописи. Достоверность результатов исследования обеспечивается: 1)опорой на достижения ведущих специалистов по педагогике, психологии, искусствоведению, методике преподавания изобразительного искусства;

2)широтой использования всех этапов экспериментального исследования на базе различных художественных и педагогических вузов и средних учебных заведений;

Экспериментальной проверкой основных положений диссертации в ходе реального учебного процесса на художественно-графическом факультете; 4)выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования; 5)одобрением основных положений диссертации кафедрой рисунка Московского педагогического государственного университета Этапы исследования: 1 этап (2004-2005 гг.):

изучение, анализ специальной литературы по теме исследования;

изучение методики и приемов преподавания рисунка и спецкурсов «Мягкие цветные графические материалы» на. художественно-графических факультетах;

проведение констатирующего этапа эксперимента. 2 этап (2005 - 2007 гг.):

поиск и апробация эффективных путей и методов формирования профессиональных качеств будущих художников-педагогов в процессе освоения цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей) на заключительном этапе поискового эксперимента; Зэтап (2007-2010 гг.):

разработка, научно-теоретическое обоснование и апробация методической системы формирования специальных качеств студентов в процессе освоения цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком: формирующий этап эксперимента.

анализ результатов теоретического и экспериментального исследования, обобщение научно-практического материала диссертации, подведение ее итогов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. Материалы и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета, ученых советах вышеуказанного образовательного учреждения, а также публиковались в научных сборниках и тезисах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, изложенных на 387 страницах. Список литературы содержит 179 источника. В текст исследования вошли иллюстрации, таблицы, диаграммы, графики, отражающие ход и итоги экспериментального исследования.

История использования цветного цветных карандашей в процессе обучении рисунку

Мягкость пастельного карандаша, использование растушевки, деликатное прикосновение пастели к бумаге, круглящиеся линии изысканной по цветовым соотношениям пастели, спокойная цветовая вибрация — все это наполнено нежными чувствами, отвечающими самой сути женских и детских образов портрет Нины Хрущевой (илл.29) . В пастели Серов - в первую очередь рисовальщик. Его обращение к этой технике вызвано новыми веяниями времени — обостренным интересом к искусству прошлых веков, знакомством с современным западным искусством, поисками нового изобразительного языка и большого стиля в искусстве.

Серов прошел так же, как и Репин, школу выдающегося педагога второй половины XIX в. Чистякова, и в результате перед художником открылось большое богатство изобразительных возможностей живописи. Рисунок в глазах Серова перестает быть просто «свидетельством» реальной формы, как бы ее тональной фотографией, но приобретает качества выразительные. Свою педагогическую деятельность в Академии он начал с воспитания изменения непосредственно живо реагировать на характер предмета, положение в пространстве, те или иные его качества. «Для этого он постоянно меняет продолжительность заданий, материал, которым они выполняются, сам характер постановок...» (82 с.334). Следовательно, мягкие графические материалы более, чем графит, соответствовали выполнению поставленных задач. Серов позволял своим ученикам свободно оперировать светотенью, отказываться от тушевки фона, оставляя нетронутой тонированную бумагу. Подобные нововведения были осуществлены Серовым и в живописи. Основной акцент делался на том, чтобы у учеников развить непосредственное восприятие цвета, умение точно передать форму в цвете.

В методе П.П. Чистякова гармонично сочетались рациональная правильность построения и требования художественной выразительности. Чистяков никогда не отделял художественную школу от творчества, несмотря на требование рациональной трактовки формы. Вследствие этого академический рисунок у него не мог исключать образно-выразительных задач. Одной из главных заслуг Чистякова-педагога является разработка им методической последовательности ведения рисунка. Без основ, заложенных Чистяковым, невозможны все более поздние методические разработки по использованию эмоционально-выразительного компонента академического рисунка. Главная заслуга Чистякова в том, что он впервые поставил преподавание рисунка на серьезные научные основы, создав базу для дальнейшего совершенствования методики обучения изобразительному искусству. «Каждый талант имеет право на выражение». - часто говорил П.П. Чистяков (15ІС.592). Задача художника-педагога - разглядеть индивидуальные особенности дарования каждого, помочь ему раскрыться через творческие задания и подсказать дальнейший путь в искусстве. XX в. принес множество неоднозначных перемен в систему

профессиональной подготовки художника. Несмотря на некоторые перемены, лучшие традиции академической школы продолжали жить и в советское время; Известный педагог В.Е. Савинский, являясь последователем рациональной линии преподавания рисунка, в большей степени уделял внимание эмоционально-выразительным задачам академического рисунка. Другой известный преподаватель, и ученый-Н.Э.Радлов, в своих научных трудах анализирует внешне-выразительную сторону графического образа, останавливаясь на взаимосвязи изобразительных средств и зрительного восприятия модели. Живописный рисунок, с точки зрения Радлова, преследует задачу передать световоздушную среду - отсюда наличие тональных планов, разнохарактерность нажима в линии. Светотень здесь выступает средством не только выявления формы, но и общего выразительного решения работы. Особую роль приобретает использование фактуры бумаги, техника выполнения, манера накладки штрихов и пятен. Основная особенность педагогической системы М.Д. Бернштейна, разработавшего пособие «Проблемы учебного рисунка», - в глубокой связи академической школы и творчества, заимствованной у П.П. Чистякова. Но, в отличие от последнего, Бернштейн полагал, что образные задачи должны, ставиться на всех этапах академического обучения - от простейших геометрических тел до портрета и фигуры. В связи с этим Бернштейн вводит понятие «пластическое содержание натуры», включающее, кроме грамотной конструкции, еще и образные характеристики - выразительность линии и тонального пятна. Творческие задачи академического рисунка, по его мнению, сводятся к правдивой выразительности характеристики главного образа(18с.27). Живописно-тональный рисунок, его методика преподавания получили дальнейшее развитие в художественно-педагогической деятельности художника-педагога A.M. Соловьева. Обобщение, живописно-тональное решение форм, он связывал с развитием эмоционально-творческих начал личности обучаемого: Соловьев, преподавая на художественно-графическом факультете МПГИ (МИГУ), великолепно смог соединить в себе дар большого художника, теоретика и педагога. О том, что правильная постановка работы по рисунку обеспечивает нормальное прохождение программы по живописи, Соловьев в своем пособии писал: «Очень важною чтобы студенты ощущали единую методическую направленность педагогов этих дисциплин. Все требования рисунка обязательны и в работе над живописными этюдами, а на занятиях по рисунку педагоги обращают внимание .на-, лепку формы, и тональные отношения; чем и достигается единство требований»(Г11с.ЗЗ).

Особенности формирования цветового видения в процессе обучения рисунку цветными графическими материалами

Особым подходом к рисунку отличается живописный факультет в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества. Будущий худооїсник-живописец должен освоить способ рисования тоном, так как тон есть реальное условие существования формы в освещенном пространстве. 1С тому же, использование различных графических материалов и техник начинается уже с 1-го курса, где студенты изучают различные художественные материалы как отдельную дисциплину, «разнообразные техники и технологии рисунка, чтобы пользоваться ими для- решения образных и психологических задач» (156с.34).

В МГХГТИ им. Строганова специального курса по графическим материалам нет, но в программу включены задания с применением лгягких графических материалов (в основном это уголь, соус, сангина, пастель или смешанная техника). С годами радикальные крайности, связанные с жестким линейным, так называемым «строгановским рисунком», уступили место сбалансированной системе знаний и навыков, соединяющей достижения мировой и отечественной культуры со спецификой вуза.

Проблемам взаимодействия рисунка и живописи и роли графических материалов посвятил свои труды А.О. Авсиян. Говоря непосредственно об учебном процессе, он обращает внимание на предварительный рисунок, эскиз для- живописи, который должен предвосхищать цвет, давать возможность фантазии художника конструировать цветовые решения, подчеркивая, «в какой бы технике не работал художник, всевозможные графические материалы и техники, взаимообогащаясь, помогают друг другу быть в движении» (2с. 134).

Одна из главных тем научных исследований Г.Ф. Беды касается роли материалов в создании живой формы с передачей ее светотени и тональных отношений. По его убеждению, основой художественной образности в реалистическом искусстве является тональный рисунок, воспроизводящий предметную форму в световой среде и пространстве, «такой рисунок является тем фундаментом, который позволяет перейти к живописи» (1бс.22).

Кроме того, изучением роли графических средств в подготовке художника-педагога занимались Н.Н.Ростовцев, Ю.И.Найда, Н.А. Алиманосова, Н.Е.Терентьев.

Проведя сравнительный анализ базовых программ по рисунку художественно-графических факультетов, художественных, педагогических вузов и школ в рамках нашего исследования, необходимо было выяснить, какое место отводится мягким графическим материалам в системе подготовки вышеназванных учебных заведений. Наглядно результаты исследования отражены в диаграммах (№ 1; 2; 3; 4),где вертикальная шкала показывает количество часов, отводимое на изучение графических материалов (в процентом соотношении), а горизонтальная шкала - различные графические материалы, используемые в различных учебных заведениях.

Как видно из диаграмм, в программе по рисунку Московского социально-педагогического института (МОСПИ) педагогического государственного университета факультета живописи и декоративно-прикладного искусства, наибольшее количество часов отводится на графитный карандаш, далее по степени уменьшения следуют уголь и сангина, пастель и кисть, их использование по сравнению с графитом недостаточно. Однако в школьной программе пастели отводится почти столько же времени, как и графитному карандашу. Остальным материалам (уголь, акварель, цветные карандаши, сангина) уделяется равное количество времени.

В Российской академии живописи ваяния и зодчества графит несколько преобладает над другими материалами, но достаточно много времени отводится на работу углем(23%) и сангиной(10%), чуть меньше на перовой рисунок тушью(9%) и прессованный уголь(8%).

Анализ программ дает нам достаточно примеров, свидетельствующих о большой роли мягких графических материалов в обучении школьников и студентов художественных вузов изобразительной грамоте и основам художественного творчества. Однако нередки случаи, когда выпускники художественно-графических факультетов недостаточно хорошо владеют теми материалами, которые широко используются в школьной программе. А ведь это очень важный момент, так как работа в школе требует от преподавателя высокого профессионального мастерства, творческого опыта. Подобные знания необходимы не только как элементы ремесла будущего педагога, но и средства формирования вкуса художника. Поэтому к изобразительным материалам, используемым в работе, нужно относиться так же внимательно, как и к качеству изображения.

Итак, проанализированный нами по специальной литературе опыт преподавания, составления программ и применения различных графических материалов в вышеназванных учебных заведениях необходимо использовать в учебном процессе художественно-графических факультетов.

Поиск эффективных путей и методов формирования специальных качеств будущих художников-педагогов в процессе освоения цветных графических материалов (пастели и цветных карандашей). Поисковый эксперимент

Анализ специальной литературы показал, что есть определенные факторы, «указывающие» на выразительность живописного рисунка. Например: в рисунках многих художников можно наблюдать, как линия теряет свою четкость на границах, то есть линия теряет свой строгий, четкий пластически-объемный характер, как бы «растворяясь» в светозарной; красочной поверхности формы, «обозначая» при этом вибрирующие цветовые и световые нюансы!, мягкую матовость и уплотненную тяжеловатость цветных графических материалов. Сложность цветовых графических наслоений - «цветопись» формы подчиняется задачам передачи всепоглощающей, как бы дематериализующей предметы, светозарной цветовой пространственной среды. В этом случае: изображенная форма «приобретает» большую чувственность и связь с реальностью, появляется ощущение легкости и гармонии цветовых сочетаний, подчиненных выразительным качествам: рисунка.

Выразительная функция цвета в таком рисунке: «происходит» от установки рисующего на непосредственное зрительное цветовое восприятие рисунка и объекта, от ощущения светового и цветового пятна, при котором изображение «передает» светозарную вибрирующую свето-цветовую действительность. Ярким примером такой природы цвета в рисунке может служить графическое творчество выдающегося мастера как рисунка, так и живописи И.И. Левитана. Мастер использует метод наложения на большие цветовые плоскости одного цвета штрихов и пятен пастели других цветов -своеобразную «цветопись», в которой объединяются живописные и графические начала пастели.

Импрессионисты по-новому интерпретировали в своих работах «полученную» информацию от окружающего их мира. Они основывались на новом отношении к использованию цвета в графике и живописи. Художник-импрессионист изображал реальный мир посредством цветовых впечатлений, полученных от действительности, а этой концепции идеально соответствовал цветной графический материал - пастель. Техника пастели соединяет в себе богатые в колористическом отношении живописные возможности и легкость, быстроту графического рисунка, где цвет вводится ради достижения новой пластической выразительности. В пастелях таких художников, как Э. Дега, Анри де Тулуз-Лотрек, Одилон Редон и др. цвет является носителем света; он рождает реальность, живущую благодаря свету .и цвету. Иногда в процессе использования контрастных цветов в рисунках художниками достигался даже декоративный эффект. Такой подход преобладает в работах Пабло Пикассо, создавшего новую изобразительную формулу, кристаллическую структуру, заложившего основу живописного направления — кубизма. Живописному произведению этого мастера присущ более спонтанный характер, благодаря чему создается непосредственный и быстрый эмоциональный контакт изображения со зрителем.

Большой интерес для нас представляет методика использования цвета в ахроматической графике. По этому вопросу известный психолог и искусствовед Николай Николаевич Волков писал, что в графическом изображении часть ахроматического ряда в принципе быть не может, так как в зависимости от характера графического материала и поверхности бумаги черно-белая гамма приобретает различные оттенки: в частности, голубовато-холодный — в рисунке выполненном свинцовым графитным карандашом либо серым соусом; теплый коричневый - в рисунке прессованным углем и т.п. Он приводит пример: «...если углем рисовать на охристо-желтоватой или тонированной чаем бумаге, то рисунок приобретает более теплый телесный оттенок и наиболее благоприятен для рисования, например, обнаженной натуры, приближая ее, таким образом, к жизненной красоте и, наоборот, нанесенный на бумагу холодного оттенка, приобретает более отчужденную металлическую синеву. Вследствие этого один и тот же материал приобретает различные оттенки в зависимости от техники и способа нанесения его на выбранную поверхность» (Зіс.236).

О влиянии графической техники в процессе восприятия цвета в ахроматическом рисунке говорил известный художник-педагог А. Лаптев: «При одинаковом тоне от перемены направления штрихов появляется какое-то навое качество, уже отличное от тона, которое мы условно и назовем цветом» (77с.387). То есть мягкий графический материал способен «указывать» на различные свойства и качества изображающего предмета, помимо приобретения различных оттенков сообразно со способом нанесения на поверхность. В данном случае понятие «цвет» в рисунке схоже с понятием «фактура». Такого рода тонкости исполнения изображения заслуживают особого внимания, так как приобретают важный характер с точки зрения методики обучения рисунку.

Выразительным средством может служить и сама техника рисунка, передающая фактурность, текстурность, пространство, освещение, настроение, основную идею художественного произведения. Как говорил известный психолог и искусствовед Волков Н.Н.: «материал — первое опосредование творческого процесса ... Художник "видит" будущее произведение в материале, в ходе воображения отбирает нужное по сущности образа и характеру материала » (32с. 124).

Известно, что техника пастели и цветных карандашей базируется на активном использовании цвета в рисунке. Поэтому наше внимание будет обращено, в первую очередь, на изучение вопроса о значении цветового восприятия в создании художественного графического образа.

Цвет в изобразительном искусстве обладает огромной силой воздействия на психофизиологическое состояние человека. Цвет в руках художника способен волновать, управлять пространством, создавать определенную чувственную атмосферу, «заставить» сопереживать.

Методическая система формирования профессиональных качеств художников-педагогов в процессе освоения цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком. Формирующий эксперимент

Перед художниками-педагогами и преподавателями изобразительного искусства стоит задача развития специальной и профессиональной подготовки будущих специалистов. Творческий потенциал будущего художника-педагога представляет собой систему индивидуальных способностей, позволяющих грамотно осуществлять творческую графическую деятельность в соответствии с новыми условиями, знаниями, умениями и направленностями. Уровень творчества и темпы развития индивидуальных способностей взаимосвязаны и зависят от уровня эстетических потребностей личности. А , эстетические потребности определяются уровнем психологической культуры и частично формируются педагогом.

Необходимо отметить, что художественный материал может быть активным помощником педагога; значительно воздействовать на студента, расширяя его художественные способности. Художественные возможности техники графических материалов (пастель, цветные карандаши) очень разнообразны и поэтому «способствуют» постоянному творческому поиску обучаемых: переходя от набросков и зарисовок к длительным композициям, пониманию цветовых и тоновых нюансов, законов рисунка. Особенности эмоционально-волевой сферы художника влияют на выбор той или иной техники. Каждый художественный материал обладает определенным «темпераментом», который «взаимодействует» с личностью художника и «влияет» на творческую манеру мастера. Индивидуальный творческий почерк мастера «рождается» в процессе взаимодействия художника и материала, когда учувствуют все особенности художественно-образного мышления, включая свойства восприятия, памяти, представления, воображения, впечатления.

Знания педагогом темперамента своего ученика, особенностей типа высшей нервной деятельности обучаемого каждого в отдельности во многом могут обеспечивать успех учебно-воспитательной работы со студентами, а также помогать осуществить индивидуальный подход к обучаемому.

Существуют сложные, смешанные типы темпераментов, описанные известным психологом Лассалем; классификация. в соответствии с конституционной типологией Кречмера, поделившей на астатический, пикнический и атлетический типы телосложения; классификация И.П.Павлова на три человеческих типа: мыслительный, художественный, промежуточный (смешанный) и другие. Большую значимость для нас представляют основные классические типы.темпераментов, известные еще с античных времен и впервые открытые Гиппократом. В психологии выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

При анализе студенческих работ мы использовали критерии, подробно описанные в главе 2. Также мы сочли необходимым добавить дополнительный критерий: способность к длительной работе.

Следует отметить, что различия между работой художника и студента художественного вуза связаны с экстравертированным (холерик, сангвиник) и интравертированнным (флегматик, меланхолик) типом нервной системы. То есть одни художники могут долго продумывать замысел и затем длительно и упорно работать над одной работой (например: И.И.Левитан, И.Н.Крамской, К.В.Маковский, В.Брагинский и др.). Другие же, опираясь на первоначальное, мимолетное впечатление, рисуют в основном быстрые наброски и зарисовки, а также пишут картины в основном этюдного характера, лишенные длительного композиционного поиска и тщательной детальной проработки (например: М.А.Врубель, Э.Дега, А. де Тулуз-Лотрек, П.Пикассо, Х.Марти, Ф.А.Малявин и др.). К экстравертам мы условно относим студентов холерического и сангвинического типа темперамента. Они в основном постоянно находятся в контакте с окружающей средой, в связи с тем, что реакция возбуждения у такого человека сохраняется почти столько же, сколько действует центральный раздражитель. Для таких студентов характерна неспособность к длительному «сохранению» целостного образа. Противоположная картина наблюдается у интровертов, к которым мы условно относим «флегматиков» и «сангвиников», которым при работе над рисунком руководствуются главным образом ранее сформировавшимися представлениями о жизни. Они, наоборот, способны к более длительному «сохранению» целостного образа.

В результате анализа творческой деятельности известных художников, а также студенческих работ было выявлено, что темперамент художника напрямую связан с его изобразительной деятельностью. Например, чрезмерно подвижный, неуравновешенный, возбудимый, порывистый холерический темперамент обуславливает большую экспрессию, выразительность как быстрых, так и длительных рисунков, а также яркость лаконичность, контрастность цветовых сочетаний в работе над рисунками разных жанров. Медлительный, неторопливый, флегматичный тип темперамента обеспечивает более сдержанную цветовую гамму и мягкость тональных переходов, а также большую сосредоточенность, «тщательную проработанность» изображения в работе над рисунком.

Поэтому преподаватель должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных студентов, способствовать их работе в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу изобразительной деятельности, использовать чаще в учебной деятельности быстрые рисунки. От студентов-холериков ведущему преподавателю необходимо «добиваться» обдуманных композиционных поисков, а таюке во время выполнения учебного задания следует способствовать формированию умения последовательно, планомерно и добросовестно вести работу над рисунком.

В результате сравнительного анализа студенческих работ и наблюдения за ходом выполнения рисунков, выяснилось следующие: у студентов-экстравертов (холерик, сангвиник) наиболее удачные оказались работы с использованием живой, выразительной, яркой линии и динамического штриха в жанре быстрого рисунка: либо фигуры человека, либо набросок портрета человека, либо пейзажные зарисовки. Длительный же рисунок они выполняли подобно эскизному варианту в быстром темпе, не в состоянии довести работу за отведенное количество часов, закончив ее намного раньше. Студенты — интроверты (флегматик, меланхолик), наоборот, как обычно «неспеша», тщательно продумав все детали, постепенно выполнили длительный рисунок-портрет, преимущественно на последнем этапе работы добившись наибольшей выразительности. Быстрым наброскам и зарисовкам с натуры свойственна аналогичная четкость и продуманность, как композиции листа, так и точность, даже некоторая «скрупулезность» каждого пятна, линии, штриха, точки на рисунке.

Похожие диссертации на Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога