Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края Маликова, Анна Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маликова, Анна Викторовна. Аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Маликова Анна Викторовна; [Место защиты: Комсомольск-на-Амуре гос. техн. ун-т].- Комсомольск-на-Амуре, 2013.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-24/23

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современный этап развития российского культурологического знания отмечен актуализацией аксиологических проблем. Это обусловлено тем, что культура как важнейшая сфера человеческого бытия детерминирована ценностями последовательно и тотально. Одной из форм культурно-онтологической среды ценностей является религия. Религиозная форма сознания обусловливает специфику традиционной культуры. В условиях дальневосточного региона это, прежде всего, культура старообрядцев. Диссертационное исследование посвящено изучению аксиологических оснований культуры старообрядцев, не признающих священство часовенного согласия Хабаровского края.

Переходное для России время, обусловленное социальными преобразованиями, располагает к анализу и прогнозированию развития общества, к поиску моделей социокультурной адаптации, к рефлексиям о специфике «русского пути». Опыт культуры старообрядцев Хабаровского края являет пример длительного существования, умения справляться с кризисами идентичности, гармоничного сочетания коллективного и индивидуального, способности к саморегуляции и воспроизведению системы традиционных ценностей безотносительно к изменению социокультурных условий. Исследование, проведенное в рамках диссертационной работы, выявляет механизмы, с помощью которых в условиях модернизации воспроизводятся традиционные ценности.

В новой исторической эпохе локальные конфликты все чаще межрелигиозные, межэтнические и межнациональные, межкультурные в своей основе. В такой ситуации единственно возможной стратегией выживания культур становится толерантное сосуществование их ценностных моделей. В этом контексте предпринятое исследование является актуальным, поскольку полиэтничность, поликонфессиональность и поликультурность – характерные признаки дальневосточного региона.

Актуальности исследования отвечает осмысление специфики культурной картины Дальнего Востока и закономерностей социокультурных процессов на его территории.

Актуальность исследования определяется и неизученностью аксиологических оснований культуры старообрядцев Хабаровского края. Данная диссертационная работа может рассматриваться в качестве первого опыта такого исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Основополагающей для концепции исследования явилась проблема осмысления ценностей, разработке которой посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей (Г.П. Выжлецов, Н. Гартман, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Н.О. Лосский, Р.Б. Пери, Г. Риккерт, П.А. Сорокин, В.П. Тугаринов и др.). В последние годы проблемы аксиологии разрабатываются Л.В. Баевой, Б.Н. Бессоновым, М.В. Бронским, Х.С. Вильдановым, З.В. Фоминой, Г. Харманом, Г. Хофштеде и др. В аспекте настоящего исследования методологически значимыми явились концептуальные идеи И.И. Докучаева о ценностных моделях исторических типов культуры, конкретизированные в соответствии с целью и задачами исследования.

К исследованию сущности традиционной культуры, традиционных ценностей обращены труды Э.А. Баллера, М. Вебера, Ю.Н. Давыдова, Б.С. Ерасова, А.С. Каргина, А. Моля, А.Н. Соловьевой, А.С. Тимощук, Н.И. Толстого, С.М. Толстой и др. В ряде исследований были актуализированы проблемы ценностей русской православной культуры (С.С. Аверинцев, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.Н. Ильин, С.В. Каменев, А.В. Карташев, Д.С. Лихачев, В.А. Сакутин, Т.М. Сакутина, В.С. Соловьев, А. Тойнби и др.). Феномен религиозности стал предметом научных изысканий А.И. Алексеева, Ф. Броделя, Л.П. Карсавина, А.В. Меня, С.Л. Франка, А.Л. Юрганова и др.

Культурно-исторический тип человека в его аксиологической и социо-культурной определенности представлен в исследованиях Л.М. Баткина, М.С. Злобина, М.С. Киселевой, А.М. Панченко, Т.А. Чебанюк, Л.А. Черной и др.

В отечественных и зарубежных социогуманитарных исследованиях сложилась определенная традиция рассмотрения старообрядчества на основе разных методологических и теоретических подходов. Дореволюционная историография старообрядчества представлена работами церковных и светских авторов (В.В. Андреев, И.Я. Аристов, А. Иоаннов, В.И. Кельсиев, Макарий (М.П. Булгаков), Д. Ростовский, И.Н. Харламов, А.П. Щапов и др.). Ими исследовались проблемы вероучения и протестного поведения старообрядчества. В работах светских историков и клерикальных публицистов 80-х гг. XIX в. (Е.Е. Голубинский, Н.Ф. Каптерев, А.В. Карташов, В.С. Марков, И.Ф. Нильский, П.С. Смирнов, Н.И. Субботин и др.) рассматривались богословские вопросы с целью выявления расхождений между старообрядцами и сторонниками официальной церкви. Анализ философско-религиозных основ мировоззрения старообрядчества, сущности толков и согласий, особенностей быта осуществлен в работах начала XX в. (И.К. Быковский, С.И. Быстров, И.А. Кириллов, Ф.Е. Мельников, Л.Ф. Пичугин, А.С. Пругавин, В.Г. Сенатов, И. Филиппов и др.). Старообрядчество как духовно-религиозный и историко-культурный феномен исследован в трудах Н.А. Бердяева, С.А. Зеньковского, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского и др. В советский период рассматривались проблемы сущности движения старообрядцев и их социально-экономической деятельности (А.И. Клибанов, В.Ф. Миловидов, Н.М. Никольский, Р.Г. Пихои, К.И. Чистов и др.).

Спектр исследований, посвященных тем или иным проблемам современного старообрядчества, чрезвычайно широк. Исследуются религиозно-философские основы мировоззрения старообрядцев (А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинников, К.М. Товбин, М.О. Шахов, А.В. Ширшов), вопросы устной культуры (С.Е. Никитина, Е.М. Сморгунова), книжных традиций (В.Н. Алексеев, О.Н. Бахтина, И.В. Поздеева), литературного творчества (Н.С. Гурьянова, Н.Д. Зольникова, Н.Н. Покровский), влияния культуры старообрядцев на национальную русскую культуру (О.А. Новикова), конфессиональной миграции и адаптационного реагирования в условиях модернизации (Е.Е. Дутчак).

В последнее десятилетие появились культурологические работы, описывающие трансформацию религиозного сознания, богослужебную, обрядовую и повседневную практики старообрядчества различных регионов России: Сибири (Е.А. Рукавицына, О.Д. Иванчикова, Т.М. Зенкова, В.В. Недогонова), Якутии (С.Ю. Родикова), Алтая (Н.И. Романова), Поволжья (Я.С. Гринченко), центра европейской части страны (Ю.А. Баранова, Л.В. Хирьянова, В.К. Семибратов, В.В. Машковцева, Т.А. Воскресенская). Вопросам современной обрядовой и повседневной культур русского старообрядчества посвящены работы зарубежных исследователей (М. Крамер, Р.О. Крамми, Р. Моррис, Ё. Накамура, П. Пера, Р. Робсон и др.). Различные аспекты культуры старообрядчества нашли отражение в научных сборниках: «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва, 2009), «Семейские-староверы Забайкалья: история, культура, современность» (Улан-Удэ, 2011), «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура» (Торунь, Польша, 2012) и др. Изучение проблемы ценностей старообрядчества ведется в рамках философии и истории. Разрабатываются вопросы трансформации традиционных ценностей в условиях современности старообрядцев Забайкалья (Е.А. Гаврилова), ценностей и хозяйственной этики старообрядцев Сибири (Д.Е. Расков), духовно-нравственных ценностей старообрядцев Южного Алтая (Л.С. Дементьева, Л.Н. Мукаева), ценностей и конфессионально-этических факторов культуры предпринимательства старообрядцев досоветского периода (В.В. Керов, А.Е. Стефашов).

Историография старообрядчества Дальнего Востока невелика. Фрагментарные сведения о старообрядчестве региона содержатся в историко-этнографической литературе второй половины ХIХ – начала ХХ вв. (В.К. Арсеньев, В.Е. Глуздовский, А.В. Кириллов, П.А. Кобозев, А.Г. Коровин, Г.М. Мевзос, С.В. Максимов, Г.П. Михайлов, А. Сильницкий и др.). В последние десятилетия вопросы истории старообрядчества на Дальнем Востоке стали объектом внимания С.Э. Аниховского, Г.Г. Балакерской, В.Ф. Лобанова и др. В рамках истории и философии разрабатываются проблемы семейных отношений, обрядовой, материальной и повседневной практик, религиозной деятельности, традиции вероучения старообрядцев Приморья (Ю.В. Аргудяева, М.Б. Сердюк, В.В. Кобко), исследуются факторы сохранения старообрядцами этнокультурной и религиозной идентичности Амурской области (В.С. Матющенко). Положено начало изучению старообрядческой культуры Хабаровского края. В диссертационной работе Н.И. Рябининой выявлены функции религиозной книжности, ее роль в духовной сфере и формы проявления в обрядовой и повседневной практиках.

И хотя старообрядчество являлось предметом рассмотрения в разных исследовательских парадигмах, исследование аксиологических оснований культуры старообрядчества в рамках культурологии до сих пор не проводилось. Таким образом, уровень разработанности проблемы свидетельствует о существовании свободного исследовательского поля и создает предпосылки для реализации авторской концепции.

Объектом исследования является культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Предмет исследования – аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Цель исследования – построение аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Для достижения поставленной цели выдвигаются задачи исследования.

1. Задачи, обусловленные необходимостью определения культурно-исторических оснований аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края:

выявить специфику исторического типа культуры;

исследовать культурно-исторические предпосылки формирования ценностей и условия их сохранения.

2. Задачи, обусловленные построением ценностной модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края:

охарактеризовать обряд как форму экспликации экзистенциальных ценностей;

определить ценностную основу повседневной культуры;

проанализировать ценностную парадигму устной культуры;

обосновать участие социокультурных институтов в формировании и трансляции ценностей культуры;

выявить ценностно-смысловую специфику человека.

Источниковую базу исследования составили материалы, собранные автором в научных полевых экспедициях 2009 – 2012 гг. (11 полевых дневников, 37 кассет с аудиозаписями, более 150 фотографий). Интервьюирование информантов было проведено по специальной программе, разработанной автором.

К анализу привлечены неопубликованные материалы, содержащиеся в официальных документах Российского государственного исторического архива (РГИА); Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ).

Использованы в качестве источников фотографии из частных коллекций информантов, что позволило выявить ценности повседневной культуры старообрядцев.

Территориальные рамки исследования. Работа основана на материалах, собранных автором в следующих районах Хабаровского края: Бикинском (п. Лесопильный), им. С. Лазо (д. Бичевая, п. Мухен), Облученском (п. Бирокан), Солнечном (п. Березовый, п. Дуки, с. Гусевка, с. Тавлинка), Амурском (п. Эльбан), а также в пригороде Комсомольска-на-Амуре (бывший п. Ладный).

Хронологические рамки исследования охватывают культурно-исторический период второй половины XIX – начала ХХI вв. Выбор нижней границы объясняется началом становления культуры старообрядцев часовенных на территории Дальнего Востока. Верхняя граница определяется тем, что до сегодняшнего дня носители культуры сохраняют свою культурную автономию.

Методологическая основа исследования. Работа выполнена в рамках культурологической парадигмы, интегрирующей подходы ряда социогуманитарных наук. На первом этапе исследования использовались социологические методы: полевой, включенного наблюдения, интервью. В качестве методологической основы исследования определен аксиологический подход, позволивший выявить и описать ценностные основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края. В работе применяются синхронический и диахронический подходы, направленные на фиксацию ценностей в старшей, средней и младшей культурных стратах.

Построение аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края осуществлялось с опорой на системный метод, позволивший установить признаки ее органической целостности. Приемы историко-генетического и историко-типологического методов дали основание для выявления типа культуры старообрядцев, условий сохранения ее ценностей. Приемы культурно-антропологического подхода позволили исследовать ценностно-смысловую специфику человека в старообрядческой культуре. Сравнительно-сопоставительные приемы, использовавшиеся в исследовании ценностей культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края по отношению к ценностям других региональных старообрядческих культур, позволили выявить универсальные и специфические черты ее аксиологической модели.

Научная новизна диссертационного исследования:

исследованы культурно-исторические основания аксиологической модели культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края;

построена и охарактеризована аксиологическая модель культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края;

вскрыты и продемонстрированы механизмы формирования, сохранения и трансляции ценностей в культуре старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края;

в научный оборот введены неопубликованные архивные источники, а также культурно-исторический материал, собранный и систематизированный автором в полевых научных экспедициях.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы определяется применением аксиологического подхода к изучению конфессиональной культуры, а также созданием предпосылок для дальнейшего изучения ценностей старообрядческих культур различных регионов России. Полученные результаты могут послужить основой для сравнительных описаний ценностей старообрядческой культуры Хабаровского края с ценностями старообрядческих культур других регионов России. Это позволит выйти на более высокий уровень обобщения и послужит целостному описанию аксиологических моделей региональных вариантов старообрядческих культур как единого типа.

Результаты исследования могут быть использованы краевыми, городскими и районными администрациями, отделами культуры, отделами по молодежной политике, органами управления образования при разработке целевых программ и национальных проектов сохранения культурного наследия регионов.

Исследовательский материал может быть применен в культурологических и исторических курсах образовательных программ высших учебных заведений («История культуры», «Культура ХХ века», «Культура Дальнего Востока», «Религиоведение»). Разработанная автором программа сбора полевого материала может быть использована при создании общей программы исследований старообрядческой культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

Современная культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края – переселенческая, каноническая традиционная, эсхатологически ориентированная, сохраняющая и транслирующая социокультурный опыт позднего русского Средневековья. Доминирующее положение в ней занимает религиозная традиция как носитель ценностных смыслов, которая находится под институциональным надзором. Традиционализм поддерживается эсхатологическими переживаниями и социально обращенным персонализмом старообрядцев. Вплоть до сегодняшнего дня их образ жизни определяется устойчивостью системы канонов и обрядов, консервативные ценностные ориентиры пронизывают все сферы духовной и материальной деятельности.

Сохранению ценностей традиционной культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края способствовали культурно-исторические и социокультурные условия ее формирования на Дальнем Востоке: соблюдение чистоты генофонда, ведение натурального хозяйства; ограниченная социальная и территориальная мобильность; отсутствие отхожих промыслов; удаленность от центров и путей сообщения, препятствовавшая развитию товарного производства; освобождение от выполнения воинской обязанности; низкая плотность населения при значительных расстояниях между населенными пунктами.

Отсутствие института священства в культуре старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края обусловило наделение кириллической книги правом формирования конфессиональных ценностей. Религиозная книжность определяет единство аксиологической модели, обеспечивает устойчивость традиции и трансляцию конфессиональных ценностей.

Организация социокультурного пространства определяется оппозициями: «свое – чужое», «Бог – антихрист», «сакральное – профанное», «прикровенное – откровенное», «чистое – нечистое», «левое – правое», «верхнее – нижнее», «мужское – женское», «восточное – западное», «верхнее – нижнее», «брачное – холостое» свидетельствующими о ценностном отношении к миру старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края.

Высшей экзистенциальной ценностью культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края является коллективное спасение души – доктринальная установка духовного преображения мира, формирование его соответствующим аксиологической модели культуры. Доминирующими являются ценности коллективистской культуры. Механизм сохранения и трансляции ценностей определяется религиозной традицией и конфессиональным группоцентризмом.

Культура старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края существует на основе ценностной модели «древлеправославия», в соответствии с которой определяется содержание обрядовой практики, устной, повседневной культуры, функционируют социокультурные институты: конфессиональной общины, наставничества, покаяния, брака, семьи, формируются ценностные ориентации человека «старой веры/старого обряда». В культуре старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края все подчинено обеспечению высшей экзистенциальной ценности (коллективному спасению души), и все артефакты культуры утверждают и воплощают ее.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии КнАГТУ, представлялись автором на международных научных конференциях: «Филологическая наука в условиях диверсификации образования» (Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2011 г.); «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, август 2012 г.); «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, сентябрь 2012 г.); «Диалог религий и наций в мировом сообществе: итоги, уроки, перспективы» (Пенза, январь 2013 г.); «Славянская культура и современность» (Комсомольск-на-Амуре, май 2012 г., июнь 2013 г.). По теме исследования опубликовано 10 научных статей общим объемом 4,2 п.л., в том числе 4 статьи – в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой решения поставленных в ней задач. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложений. Общий объем диссертации 208 страниц, из них приложений 56 страниц.

Похожие диссертации на Аксиологические основания культуры старообрядцев часовенного согласия Хабаровского края