Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Хачатрян Лилит Саркисовна

Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы
<
Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачатрян Лилит Саркисовна. Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмиы: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Хачатрян Лилит Саркисовна;[Место защиты: Московский государственный институт культуры].- Химки-6, 2016.- 170 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Английская Реформация как историко-культурное явление

1.1. Ренессанс и Реформация как «культурный взрыв» 15

1.2. Исторические события английской Реформации 47

1.3. Английская Реформация как «культурный взрыв» (первая фаза) 60

1.4. Вторая фаза «культурного взрыва» английской Реформации .75

Глава II. Последствия Реформации для культуры Англии в XVII-XIX веках

2.1. Пуританизм как следствие английской Реформации 87

2.2. Постреформационные изменения в английской культуре XVI-XVIII веков 103

2.3. Культура Англии в XIX веке: отдаленные последствия реформационного взрыва .130

Заключение 148

Библиографический список .153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Эпоха Реформации в Европе была переходным этапом на пути становления индустриальной цивилизации. Переход от Средневековья к Возрождению, а затем и к Реформации, представлял собой глубокую трансформацию культурной парадигмы, носившую характер «культурного взрыва» и повлекшую за собой целый ряд глобальных изменений во всех сферах жизни человека. Данная проблема представляет значительный интерес для культурологии не только с исторической точки зрения, но еще и потому, что в настоящее время в мировой культуре тоже осуществляется очередная трансформация культурной парадигмы – идет становление постиндустриального (информационного) общества. При этом опыт предшествующих трансформаций, а значит, и анализ характера их протекания, может оказаться важным для понимания современных процессов.

Ренессанс и Реформация по-разному протекали в различных странах Европы. До сих пор ведутся споры и о том, является ли Реформация продолжением Ренессанса, его отрицанием или же это отдельное явление. Не смотря на многочисленные работы в этой области и, прежде всего, М.Вебера, не вполне ясным остается и то, какое влияние оказала Реформация на становление капитализма.

Как убедительно показывают многочисленные исследования (социологические, исторические, политологические, религиоведческие), английская и континентальная Реформации значительно отличались друг от друга, начиная от способа ведения реформаци-онных мероприятий («сверху» в Англии и «снизу» на континенте) и заканчивая отношением к церковным обрядам, тем не менее, основная идея реформирования не столько церкви и общества, сколько человеческого сознания была достаточно полно воспринята английскими реформаторами от высокой ветви континентальной Реформации. Английская Реформация затронула не только, и даже не столько религиозную сферу, но и стала началом новой культурной и исторической эпохи. Она повлекла за собой преобразования в экономике, в науке, философии, системе образования, образе жизни и т.д. И значение этого феномена выходит далеко за рамки XVI века и английского культурного региона, и поэтому требует особенно пристального внимания со стороны культурологов.

Одним из последствий «культурного взрыва» Реформации стал пуританизм. Практически вся история Англии XVII – XVIII

веков совершалась под эгидой противостояния реформаторов-монархистов и пуритан. Монархическая Реформация одержала верх de jure, но идеи пуритан можно наблюдать как в английской культуре более поздних эпох, например, в викторианстве XIX века, так и в переселенческой культуре Северной Америки.

Таким образом, становится понятна сложность и многоас-пектность Реформации в Англии, и значение ее не только для английской, но и для мировой культуры, что делает необходимым комплексное культурологическое исследование данного феномена.

Степень научной разработанности проблемы. Изменения в европейской культуре, происходившие в эпоху Возрождения, давно уже привлекали внимание ученых. Поэтому в этой области существует большое количество публикаций. Наиболее важными для проводимого исследования стали работы А.М. Баткина, В.В. Биби-хина, П.М. Бицилли, Я. Буркхарта, О.Ф. Кудрявцева, А.Ф. Лосева, Э. Панофского, Л.М. Пинского, В.А. Постникова, и т.д.

Весьма важным для проводимого исследования был большой блок работ зарубежных и отечественных авторов религиоведческого направления, посвященных Реформации в целом и английской Реформации в частности: И. Арсеньев, Н.А. Арсеньев, А. Бергер, С. Д. Бондарь, Л. А. Воронов, В.Ю.Лебедев, А.М. Прилуцкий, Н. В. Ревуненкова, В. А. Соколов, Л.Ф. Спиц, К. Хилл и др.

Большое внимание историческим и социальным аспектам английской Реформации уделяла российская историческая наука. Особенно стоит отметить работы К. Д. Авдеева, М. А. Барга, П. Г. Виноградова, М. В. Винокуровой, Р. Виппера, Е. В. Гутновой, А. Я. Гуревича, О. В. Дмитриевой, А. А. Кириллова, Е. В. Кузнецова, Д. М. Петрушевского, Л. П. Репиной, А. И. Савина, Ю. М. Сапрыкина, А. В. Соколова, С. Е. Федорова, В. В. Штокмар, и пр. Наиболее полный обзор английской историографии представлен в исследовании В. Н. Ерохина «Религиозная история Англии XVI – первой половины XVII века в освещении современной британской историографии».

Список исследователей, занимавшихся пуританизмом и его влиянием на культуру также весьма обширен: К. Г. Баллестрем, Э. Бартон, А. Бергер, Г.Т. Бокль, Ч. Бэрд, М. Вебер, Е. В. Гутнова, Т. Диттрич, О.В. Дмитриева, В.Н. Ерохин, П.М. Иванов, А. В. Исаен-ко, Л.Е. Кертман, П. Коллинсон, Ю.Л. Менцин, Дж. Норт, Т. А.

Павлова, Дж. И. Пакер, Л.М. Пинский, Р. Тэннэхилл, С. Е. Федоров, К. Хилл, В. Штокмар, и др.

Концепция культурного взрыва наиболее подробно и последовательно была изложена Ю. М. Лотманом в его поздней работе «Культура и взрыв» (1992).

Объект исследования: феномен английской Реформация в контексте в контексте развития культуры Англии XVI – XIX веков.

Предмет исследования: английская Реформация как «культурный взрыв» и происходящая под его влиянием трансформация культурной парадигмы.

Цель исследования: через призму учения Ю.М.Лотмана о «культурном взрыве» изучить и охарактеризовать английскую Реформацию как многоаспектный культурный феномен и выявить его важнейшие последствия для английской культуры XVI-XIX веков.

В связи с данной целью ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть изменения в культурной парадигме, происходившие в европейской культуре в эпоху Возрождения и эпоху Реформации; выявить основные модусы отношений, в которых шли парадигмальные сдвиги в культуре данных эпох, и провести их сравнительный анализ.

  2. Выявить ход основных исторических событий в процессе Реформации в Англии и роль антропогенного фактора в них; провести сравнительный анализ континентальной и английской Реформации.

3. Проанализировать события английской Реформации как
первой фазы «культурного взрыва».

  1. Рассмотреть основные интерпретации английской Реформации в современных гуманитарных науках как вторую фазу «культурного взрыва».

  2. Через призму учения о «культурном взрыве» проанализировать такое явление английской религиозной культуры как «пуританизм» и его значение для английской и мировой культуры.

  3. Выявить влияние Реформации на дальнейшее развитие различных сфер английской культуры (религии, науки, системы образования, литературы, театра и т.п.).

7. Рассмотреть наиболее яркие последствия английской Ре
формации в английской культуре XIX века.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическая основа является комплексной и определяется специ-

фикой предмета исследования, его целью и задачами, а также междисциплинарным подходом к изучаемой проблеме. Однако ведущими при этом являются методологические принципы современной философии и культурологии (ее теории и истории), и в частности, принцип историзма, системно-структурного подхода, компаративного метода. Поскольку в центре внимания в данной работе находится проблема трансформации культурной парадигмы, то теоретическую предпосылку для нее составили исследования по теории культурогенеза и динамике культуры, в особенности А.А.Аронова, Л.Н.Воеводиной, Г.В. Гриненко, И.В.Малыгиной, Н.И. Неженца, А.А. Пелипенко, М.А. Полетаева, В.А.Ремизова, Т.Н. Суминовой, В.А. Тихоновой, А.Я. Флиера, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, М.М. Шибаевой, О.В.Шлыковой.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач, обусловленные его предметом и целью: структурно-функциональный метод, компаративистика, синхронный и диа-хронный анализ, метод исторической реконструкции, метод системного и структурного анализа, типологизации, семиотико-герменевтический.

Гипотеза исследования. Реформация в целом и английская Реформация в частности явилась продолжением процессов, начавшихся в Европе в эпоху Возрождения. При этом если культурная трансформация, проходившая в рамках Возрождения, затрагивала, прежде всего, отношение к миру и к человеку, то Реформация изменила в первую очередь отношения между человеком и Богом.

В XVI – XVII веках английская культура в целом находилась в точке бифуркации, где реформационный путь оказался одним из нескольких возможных вариантов развития событий. Реформация в Англии носила частичный, неполный характер по сравнению с континентальной, однако она серьезно повлияла на формирование некоторых специфических черт, делающих английскую культуру уникальной. Эти изменения стали важным культурогенным фактором, приведшими к становлению культуры индустриального общества.

Научная новизна. В данной работе проведен системный анализ английской Реформации как сложного и многоаспектного культурного явления, представляющего собой «культурный взрыв», в ходе которого шла трансформация культурной парадигмы.

1. Проанализировано учение Ю.М.Лотмана о «культурном
взрыве» и его роли в развитии культуры. В свете данного учения
проведен сравнительный анализ преобразований в европейской
культурной парадигме по трем основным модусам отношения (к
человеку, к окружающему миру, к Богу), происходивших в эпоху
Возрождения и Реформации; выявлены те сферы культуры, на ко
торых эти изменения оказали особое влияние.

  1. Выявлены основные этапы хода Реформации в Англии, охарактеризованы ключевые исторические фигуры и их роль в происходящих исторических событиях (антропогенный фактор «культурного взрыва»). Проведен сравнительный анализ основных концептов континентальной и английской Реформации.

  2. Проанализированы события английской Реформации (в свете учения Лотмана) как первая фаза культурного взрыва», сделан вывод о том, что английская культура XVI в. была относительно устойчивой тернарной системой, из-за чего последствия культурного взрыва были менее масштабными, чем на континенте; рассмотрены и охарактеризованы последствия парадигмального сдвига для процесса формирования английского национального культурного самосознания.

  1. Рассмотрены основные интерпретации английской Реформации в гуманитарных науках как вторая фаза «культурного взрыва». В рамках данного подхода дана подробная характеристика историографии английской Реформации; выделены основные историографические направления (светские и конфессиональные), определено отношение каждого из них к Реформации в Англии.

  2. Проведен комплексный анализ пуританизма как последствия «культурного взрыва» (его «ударной волны»); выявлено значение пуританизма для английской и мировой культуры, в частности, как базиса американской культуры, являющейся одним из отдаленных последствий реформационного взрыва.

  1. Проанализировано влияние Реформации на формирование таких доминант английской культуры XVII-XVIII вв., как секуляризация, абсолютизм, экспансия, а также на развитие конкретных сфер духовной культуры (религии, философии, науки, системы образования, литературы, театра и т.п.).

  2. Выявлены и охарактеризованы наиболее яркие последствия английской Реформации в английской культуре XIX века: Оксфордское движение и Викторианство.

Теоретическая значимость исследования. Явление английской Реформации рассматривается в методологии комплексного культурологического анализа как историко-культурный феномен, объединенный системными связями с другими элементами и подсистемами культуры. Такой подход позволяет осмыслить суть явления и раскрыть его особенности как «культурного взрыва», трансформирующего культурную парадигму и «ударная волна» от которого распространяется на большое расстояние в пространстве и времени.

Практическая значимость: материалы и результаты исследования способствуют углубленному осмыслению характерных черт английской культуры и могут быть использованы в общих курсах по истории мировой культуры и истории религии, а также для разработки спецкурсов по истории английской культуры. Поскольку в настоящее время в мировой культуре осуществляется очередная трансформация культурной парадигмы – идет становление «постиндустриального» или «информационного» общества, то опыт предшествующих трансформаций, а значит, и анализ характера их протекания, может оказаться очень важным для понимания ряда современных процессов.

Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена применением совокупности методов, адекватных поставленным в данном диссертационном исследовании проблемам, системным и комплексным подходом к анализу предмета исследования, научной доказательностью и объективностью фактологического материала, представленного в работе.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное рассмотрению Английской Реформации как «культурного взрыва», соответствует п.2. Теоретические концепции культуры, п.3. Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры, п.6. Культура и цивилизация в их историческом развитии, п.7. Культура и религия, п.8. Генезис культуры и эволюция культурных форм, п.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов, п.11. Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии, п.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре, п.13. Факторы развития культуры, п.14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры, п.15. Роль культурного насле-

дия в жизнедеятельности общества, п.16. Традиции и механизмы культурного наследования, п.17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство), п.18. Культура и общество, п.22. Культура и национальный характер, п.23. Личность и культура, п.28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира паспорта специальности 24.00.01 – «теория и история культуры» (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Учение Ю.М.Лотмана о «культурном взрыве» позволяет многое объяснить в характере парадигмального сдвига, приведшего к становлению постсредневековой европейской культуры. При описании культурных явлений, связанных с Реформацией, обычно использовалась оппозиция «Ренессанс – Реформация» с позитивным маркированием одного члена этой оппозиции. В свете данной теории Ренессанс и Реформация являются по сути единым феноменом, что подтверждается единством новой культурной парадигмы. Для Ренессанса и его гуманистической идеологии характерны изменения таких модусов, как отношение к человеку и к миру, тогда как для Реформации это в первую очередь модус, задающий отношение к Богу. Реформация завершила ряд процессов, начавшихся в эпоху Ренессанса, и эти «культурные взрывы» вызвали серьезную трансформацию сначала западноевропейской, затем и значительной части мировой культуры.

2. По своему характеру английская Реформация была менее радикальна, чем европейская. Правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей (уменьшение количества таинств, отмена иконопочи-тания, брак священников и пр.) не касаясь фундаментальных доктрин. Так как Реформация в Англии «делалась сверху», то основные этапы ее проведения напрямую связаны с личностью и религиозными взглядами монарха, находящегося на данный момент у власти, т.е. велико было значение антропогенного фактора. Начало Реформации было положено Генрихом VIII и «Актом о супрема-тии». При Эдуарде VI шла радикализация реформ, завершившаяся составлением нового свода вероучения и «Книги общих молитв». В правление Марии Тюдор шла Контрреформация. Елизавета I вновь воплотила в жизнь компромиссную модель, в это время окончательно отредактирован вероучительный свод («39 статей»). При Якове I и Карле I промежуточно-компромиссная модель закрепи-

лась окончательно, попытки как радикализации реформ, так и возврата к католицизму оказались нерезультативными.

  1. Последствия «реформационного взрыва» в Англии оказались менее масштабными, чем на континенте. Последствия «культурного взрыва» в английской культуре достаточно быстро становятся устойчивыми элементами «эволюционного пути». Основной причиной этого можно считать общую устойчивость английской культуры как тернарной системы, требование реформы не вылилось в Англии в широкое социально-политическое движение. Английская культура является не только устойчивой, но и довольно замкнутой системой, что было обусловлено и географическим положением Британских островов, и традиционностью уклада, и специфичностью национального менталитета.

  2. Вторая фаза «культурного взрыва» представляет собой редактирование в механизмах сознания событий первой фазы в различных интерпретациях и оценках реформационных явлений в научной и богословской литературе. Корпус рассмотренных текстов составляет две большие группы и несколько подгрупп: светская историография (английская и российская); конфессиональная историография (протестантская и католическая). В рамках светской английской историографии современные исследователи выделяют три основных направления: либеральное, ревизионистское и социально-историческое. Для либерального направления Реформация оказывается результатом обретения более правильной религии, а события английской Реформации - результатом идейных влияний. Социально-историческое направление, хотя внутренне неоднородно, развивало социально-экономическую интерпретацию исторического процесса. Тогда как ревизионисты отрицают исторический процесс как реализацию автохтонных или сформулированных кем-либо целей. В работах российских историков английская Реформация чаще всего рассматривалась как результат смены экономического уклада страны.

Анализ конфессиональной литературы показывает, что «протестантский лагерь» обычно старается доказать, что Реформация содействовала общему культурно-социальному прогрессу, «католический» — что она его затормозила.

5. Пуританизм – важная часть английской социально-политической и религиозной культуры, он был противоречивым и переходным явлением, спровоцированным «ударной волной» реформа-

ционного взрыва. С одной стороны, он сохранял средневековый общественный идеал, значение в жизни общины ученых пастырей и породил обширное богословское наследие, с другой стороны, он представлял собой антииерархическое и демократическое движение и осуществлял дальнейший пересмотр христианского предания с позиций рационализма. Он соответствовал материальным и политическим интересам формировавшегося класса буржуазии. Пуританизм стал основой и формирующейся переселенческой культуры Северной Америки, в значительной мере определивший ее характер (религиозный уклад, нравственную сферу, искусство, науку).

  1. Результатом английской Реформации стала культурная революция, основными доминантами которой были: секуляризация, абсолютизм, экспансия. Абсолютизм окончательно закрепляется в эпоху династии Тюдоров. Под секуляризацией мы понимаем как изъятие церковного имущества, начавшееся еще при Генрихе VIII, так и постепенное освобождение культуры от церковного контроля. Капиталистическое хозяйство, возникшее в тесной связи с протестантской этикой, становится в итоге религиозно нейтральным. Еще одно проявление секуляризации – оживление английской науки при покровительстве монарха. Экспансия связана с войнами за колонии и ресурсы, разделом зон влияния. При этом был использован и потенциал английской науки, ставшей инструментом культурной политики. Английская Реформация и пуританизм разрушительно подействовали на религиозное изобразительное искусство, однако оказали значительное влияние на развитие науки, философии, литературы, культуры повседневности и т.д.

  2. Как необходимая антитеза англиканству в XIX в. возникло Оксфордское движение, которое даже в своем умеренном варианте, не предполагавшем формальное возвращение в католицизм, устойчиво шло по линии последовательной «католизации» англиканства (эмансипация от государства, трактовка догматики в католическом духе, возврат ряда элементов католической литургии и т.д.). Либеральное отношение англиканства к образу жизни и подлинным взглядам не только мирян, но и духовенства, распространение религиозного формализма и «реформа нравов», наиболее ярко выразившаяся в очень жесткой пуританской трудовой и бытовой морали, породила, в порядке реакции, целую культуру двойных стандартов, узаконенного ханжества и двоедушия, представленную

Викторианской эпохой. Эти феномены английской культуры являются отдаленными последствиями реформационного взрыва.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликованы 4 статьи (3 – в журнале, входящем в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Ю.М.Лотмана, «Семиосфера Ю.М.Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании. (Москва, 20 апреля 2012), на Круглом столе «Культура versus свобода» (Москва, 15 марта 2013), на Круглом столе «Несвоевременность философии» (Москва, 20 марта 2014).

Результаты диссертационного исследования Хачатрян Л.С. на тему «Английская культура эпохи Реформации: трансформация культурной парадигмы» получили внедрение в учебный процесс кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры при разработке лекционного курса «История мировой культуры».

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры 10 июня 2015 г. (протокол № 11).

Структура работы обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Исторические события английской Реформации

С помощью противопоставления взрыва и эволюции Лотман проводит различие не только между культурными типами (религиозными, национальными), но и между доминантами различных эпох. Те эпохи, в бытии и изменении которых доминирует модус взрыва, Лотман рассматривает как наиболее ценные в культурном смысле: «В настоящий момент европейская цивилизация (включая Америку и Россию) переживает период генеральной дискредитации самой идеи взрыва. Человечество пережило в XVIII—XX вв. период, который можно описать как реализацию метафоры: социокультурные процессы оказались под влиянием образа взрыва не как философского понятия, а в его вульгарном соотнесении с взрывом пороха, динамита или атомного ядра. Взрыв как явление физики, лишь метафорически переносимое на другие процессы, отождествился для современного человека с идеями разрушения и сделался символом деструктивности. Но если бы в основе наших представлений сегодняшнего дня лежали такие ассоциации, как эпохи великих открытий, Ренессанс или вообще искусство, то понятие взрыва напоминало бы нам скорее такие явления, как рождение нового живого существа, или любое другое творческое преобразование структуры жизни» [93, с. 19-20].

Взрыв представляется Лотману как пространство возможностей, существующее вне времени – «момент, который «выключен из времени», в котором открывается целый ряд равновеликих возможностей» [93, с. 57]. Пользуясь терминологией И. Пригожина, он говорит о том, что взрыв происходит в точке бифуркации, т.е. в точке, в которой невозможно предсказать дальнейшее развитие событий, поскольку различные варианты их протекания оказываются равновероятными, и тот вариант, который реально осуществляется, является результатом сочетания множества случайных событий и факторов, в том числе и антропогенных.

Лотман разработал модель двух фаз события. Первая фаза включает в себя не только сам взрыв, но и момент исчерпания взрыва, который является поворотной точкой процесса: «В сфере истории это не только исходный момент будущего развития, но и место самопознания: включаются те механизмы истории, которые должны ей самой объяснить, что произошло. ... При этом происходит коренная трансформация события: то, что произошло, как мы видели, случайно, предстает как единственно возможное. Непредсказуемость заменяется в сознании наблюдателя закономерностью» [93, с. 23].

Вторая фаза – процесс интеграции события в историческую или культурную последовательность. Составляется четко сформулированное объяснение происходящего. Это момент семиотической и нарративной классификации. «Трансформация, которую переживает реальный момент взрыва, будучи пропущен через решетку моделирующего сознания, превращая случайное в закономерное, еще не завершает процесс сознания. В механизм включается память, которая позволяет вновь вернуться к моменту, предшествовавшему взрыву, и еще раз, уже ретроспективно, разыграть весь процесс. Теперь в сознании будет как бы три пласта: момент первичного взрыва, момент его редактирования в механизмах сознания и момент нового удвоения их уже в структуре памяти» [93, с. 49].

Взрыв, по Лотману – не столько историко-теоретический, сколько антропоцентрический концепт, с помощью которого определяется, что событийность человеческого действия столь же важна для истории культуры и общества, как и процессы рефлексии и самоописания культуры, обеспечивающие интеграцию и стабильность. В фундаментальной работе «Внутри мыслящих миров» Лотман пишет: «История — это процесс, протекающий «с вмешательством мыслящего существа». Это означает, что в точках бифуркации вступает в действие не только механизм случайности, но и механизм сознательного выбора, который становится важнейшим объективным элементом исторического процесса. Понимание этого в новом свете представляет необходимость исторической семиотики – анализа того, как представляет себе мир та человеческая единица, которой предстоит сделать выбор» [93, с. 71].

В пределах семиосферы, Лотман различает определенные области как культурные зоны взрыва, которые в то же время проявляются как привилегированные места культурной динамики и инновации: искусство и наука, исследования, изобретения (иногда также сфера – властно-политического действия). Эпохальные научные результаты и художественные произведения — а также неожиданные политические маневры (осуществляемые в основном абсолютными властителями) – служат для Лотмана основными примерами взрывов.

Такова, в общих чертах «классическая» концепция культурного взрыва. Ряда ее других особенностей, непосредственно применяемых нами для анализа английской Реформации, мы коснемся ниже. Здесь же для нас особенно существенно, что теория «культурного взрыва» позволяет по-новому увидеть ряд важнейших историко-культурных событий. В частности, в данном параграфе мы попытаемся рассмотреть события эпохи Ренессанса и Реформации через призму учения о «культурном взрыве». При этом ключевыми для нас будут вопросы о том, как и почему изменилась культурная парадигма, какова была роль антропогенного фактора в точках бифуркации (когда открывались возможности развития культуры в самых различных направлениях и, следовательно, особенно велика была роль «механизма сознательного выбора», осуществляемая историческими личностями, действующими в тех условиях), и как происходила вторая стадия взрыва – редактирование в механизмах сознания первичной стадии взрыва.

Вторая фаза «культурного взрыва» английской Реформации

Значение и ценность в любой культурологической работе историографии обсуждаемой проблемы не нуждается в особом обосновании. Однако мы хотим отметить, что в аспекте используемого в данной работе подхода – концепции «культурного взрыва» – историография английской Реформации, кроме своего обычного, приобретает еще и дополнительное значение: она позволяет явно выделить ту «редактирующую работу сознания», о которой говорил Лотман. Именно она представляет собой вторую фазу «культурного взрыва», когда идет процесс интеграции во многом случайных событий в историческую или культурную последовательность и составляется объяснение происходящего. Результатом второй стадии по Лотману является третья – момент нового удвоения происходящих ранее событий в механизмах памяти. Именно поэтому в нашей работе анализ историографии английской Реформации не предшествует общему изложению проблемы, а следует за параграфом, посвященным ходу исторических событий, т.е. первой фазы взрыва.

На сегодняшний день английская Реформация как отдельное культурное явление, недостаточно изучено всем комплексом гуманитарных наук. На протяжении длительного времени внимание данному вопросу, как явлению в истории Англии, уделяли почти исключительно историки и в некоторой степени религиоведы. Тем не менее, значение феномена Реформации в мировой культуре выходит далеко за рамки XVI века и европейского культурного региона, так как духовная жизнь современных государств, исторически связанных с христианством, во многом определяется связью с различными протестантскими течениями [138, с.3]. Такая позиция характерна, прежде всего, для британских историков (в контексте светской историографии) и протестантских историков церкви. Например, английский историк Джеймс Фроуд писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества» [5, с. 258], а его коллега Дэвид Гум утверждал, что «английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом» [5, с.259]. При этом подходе «редактирующая работа механизмов сознания» вписывает события английской Реформации в общий ход развития мировой культуры.

При этом следует оговорить, что конфессионально мотивированная оценка Реформации вообще также внутренне неоднородна. Она распределяется по целой шкале мнений, между утверждениями о том, что никакие культурные достижения не могут компенсировать духовный вред, нанесенный отступничеством от истинной церкви и о том, что католическая церковь принимает вызов протестантской культуры, который стимулирует ее к своеобразной культурной состязательности.

Как явление неоднозначное и во многом противоречивое, английская Реформация оценивается зачастую необъективно, с впадением в некоторые крайности, обозначившиеся в традиционной «школьной» историографии. С позиций ряда представителей отечественной и зарубежной историографии наблюдается склонность сводить сложный социокультурный процесс Реформации в Великобритании к последствиям матримониальных исканий Генриха VIII и смены экономического уклада страны (переход от феодальных отношений к буржуазным – такая точка зрения органична, прежде всего, для марксистской историографии). В действительности, данное явление более многопланово и представляет реальный научный интерес не только для историков и религиоведов, но и для культурологов, социологов, этнопсихологов и пр. Английская Реформация затронула не только, и не столько религиозную сферу культуры как таковую, но стала началом новой исторической эпохи, значение этого события находят отклик в современных культурных реалиях, прежде всего, современной Великобритании (включая и такие вещи как кризис общественной морали, крайне толерантный либерализм, галопирующая секуляризация, упадок влияния Англиканской церкви и епископальных церквей, модернистский кризис, массовые переходы в католицизм).

Для определения культурной значимости английской Реформации в контексте развития общеевропейской культуры и её влиянии на генезис национальной культуры Великобритании необходим, прежде всего, отбор репрезентативных фактов и их максимально объективная интерпретация. Для этого стоит более подробно остановиться на обзоре историографии Реформации. Условно весь корпус текстов на эту тему можно разделить на две большие группы и несколько подгрупп, наиболее интересными и значимыми из которых являются следующие.

Выделение в рамках светской историографии раздела «континентальной историография» не имеет особого смысла, так как таких работ очень мало, и они не содержат принципиально новых точек зрения.

Конфессиональная историография. 1. Протестантская историография 2. Католическая историография 3. Православная историография При этом православная историография чаще всего заимствует оценки из двух предыдущих в той мере, в какой сочувствует английской Реформации или осуждает ее. Поэтому не имеет смысла рассматривать ее особенно подробно.

Светская английская историография. В основном работы английских историков на тему религиозных проблем Англии начала Нового времени носят характер тематических историографических обзоров. На сегодняшний день отсутствуют полноценные историографические исследования с соб-77 ственной методологической позицией. Сложно отметить какие-либо обобщающие работы с историографическим обзором реформационного и постре-формационного периодов английской Церкви, однако историки Великобритании подготовили ряд справочников по истории Англии XV – XVII веков, в числе которых энциклопедия Реформации в четырех томах.

Исследователь английской реформационной историографии В. Н. Еро-хин выделяет в современной британской историографии английской Реформации три крупных методологических направления: либеральное, ревизионистское и социально-историческое.

Ерохин характеризует либеральное направление как традиционное и в то же время активно развивающееся (в частности, под воздействием методологии социальной истории) направление британской историографии, которое происходило под влиянием концепции английской религиозной Реформации Артура Джеффри Диккенса (1910-2001) ([194], [195], [196]).

Реформация в рамках концептуальной схемы Диккенса понимается как следствие упадка католицизма. В то же время, отмечается полное соответствие новой формы церковной организации современным ей историческим условиям. Для Диккенса, как представителя либерального направления, характерна вера в общественный прогресс во всех сферах общественной жизни, в том числе и религиозной. Основной тезис либеральной концепции гласит: английская нация, восприняв как убедительные идеи религиозных реформаторов, уже не могли примириться с ложным, с протестантской точки зрения, учением католической Церкви [195]. Главным фактором для формирования протестантской Церкви в Англии представители либерального направления считают идейные влияния.

Постреформационные изменения в английской культуре XVI-XVIII веков

В то же время, либеральные историки практически не уделяют внимания социально-экономическим причинам Реформации, которые на наш взгляд являются не менее важными, чем идеологические. При анализе не учитываются материальные интересы конкретных людей, «делавших» Реформацию, в результате чего акцентируется «романтический» момент, в частности, уделяется основное внимание деятельности отдельных личностей, их харизме и т.д.

Под иным углом зрения историю английской Реформации рассматривают представители ревизионистского направления, основными представителями которого являются К. Хейг и Дж. Скарисбрик ([198], [199], [200], [209], [210], [211]).

В отличие от представителей либерального направления ревизионисты отрицают исторический процесс как реализацию автохтонных или сформулированных кем-либо целей. С этой позиции ревизионисты активно критиковали либералов Г. Баттерфилд (1900-1979) и М. Оукшотт (1901-1990) [109]. По мнению ревизионистов историческое прошлое - сложный, трудный для понимания мир без ясности в том, какая сюжетная линия в развитии событий является главной, поскольку в истории общества велика роль случайностей [58, с.68]. Они скептически относятся к идее общественного прогресса и отрицают исторические закономерности. В отношении английской Реформации ревизионисты полагают, что позднесредневековая церковь была вполне жизнеспособна и как институт соответствовала запросам общества, удовлетворяя духовные потребности. Ревизионисты рассматривали Реформацию не как результат победы прогрессивного протестантизма над старым, исторически неадекватным католицизмом, а как политическое явление, связанное со стремлением Генриха VIII укрепить королевскую власть, увеличить финансовые поступления в государственную казну. Также Реформация отвечала материальным интересам новой социальной группы английского общества - буржуазии. В ревизионистской трактовке, Реформация в Англии – результат многочисленных актов выбора в конкретных политических и экономических ситуациях. Один из видных представителей ревизионистской школы – К. Хейг – характеризует то, что происходило в Англии в 1530-50-е годы, как «спотыкающуюся Реформацию», или как совокупность «Реформаций», а не как явление, ранее традиционно обозначавшееся в британской историографии единым понятием [199].

Стоит отметить новый подход ревизионистов к трактовке религиозно-политических событий в Англии XVI – XVII вв., который заключается в том, что они определили место католиков в постреформационной истории. Католицизм сохранился вопреки насаждению протестантизма сверху, жестко репрессивно и административно (обильно одаряя Католическую церковь мучениками). Однако процесс административного насаждения протестантизма не увенчался успехом, и это превратило Англию в религиозно расколотую страну. В контексте этого католики не рассматриваются ревизионистами как носители вероисповедания, препятствовавшего прогрессивному ходу истории. В этом заключается одно из основных различий между либеральными историками и ревизионистами. Либералы фактически сохраняли симпатии к протестантизму, несмотря на светский аналитический подход. В концепции ревизионистов католики были интегрированы в английскую Реформацию как ее неотъемлемая и важная составляющая. Изучение постреформационного католицизма представлялось ревизионистам очень важным моментом, без которого невозможно воссоздать полную картину событий. Эта позиция дала повод критикам ревизионизма упрекнуть его представителей в прокатолических настроения.

Таким образом, ревизионизм – консервативное направление британской историографии в изучении английской Реформации. Ему можно сопоставить разного рода неоконсервативные исторические и культурологические концепции, в частности, появившиеся в рамках философии «новых правых» и «нового средневековья». Социально-историческое направление также внесло значительный вклад в изучение религиозной истории Англии XVI-XVII вв. Хотя в идейно-мировоззренческом отношении данное направление разнородно, в целом стоит отметить стремление его представителей к анализу фактов истории английской Реформации в широком социальном контексте.

Социально-экономическую интерпретацию истории как методологический подход развивал К. Хилл (1912-2003) ([201, [202], [203], [204]). В своих работах он убедительно показал важность имущественно-экономических мотивов во взаимоотношениях Церкви и государства. На сегодняшний день совершенно ясно, что полный анализ истории Реформации без учета социально-экономического контекста невозможен, однако сам К. Хилл не считал данный подход всеобъемлющим и единственным, включая его в комплекс иных методов.

В рамках социальной истории также широко применяется культурно-антропологический подход, в частности, описательный метод «примеров и контрпримеров», представленный в работах К. Томаса и Р. Хаттона ([213], [205]). Этот метод позволяет показать, каким образом в сознании индивида той эпохи уживались совершенно противоположные установки и верования. В частности, Р. Хаттон выдвинул предположение, что сохранение элементов католических верований и обрядов среди населения постреформационной Англии не было сознательной реакцией на Реформацию, но частью процесса осмысления и восприятия Реформации, облегчая трансформацию общества в целом. По мнению автора, сохранившиеся в массовом сознании элементы старого не входят в противоречие с новыми, а скорее их дополняют. Однако, несмотря на данное утверждение, вопрос о «народной религии» в постре-формационной Англии остается среди британских историков дискуссионным.

Культура Англии в XIX веке: отдаленные последствия реформационного взрыва

Смерть Кромвеля означало наступление ситуации отсутствие лидера. Ситуация катастрофичная для культуры Англии, в течение многих веков развивающейся в рамках тотального подчинения высшей власти в лице монарха (функции которого фактически выполнял Кромвель). Страна находилась на грани новой войны. Аристократии необходимо было найти быстрое и эффективное решение, каковым стала реставрация монархии. Карл II искал различные способы укрепления своего фактического авторитета. Стоит отметить, что англичане, хотя и воспринимали короля как верховный авторитет, de facto его власть уже к началу XVII века стала чисто номинальной. Из всевластного правителя, каким был, к примеру, Генрих VIII, король превратился в некий символ, за которым стояла реальная власть аристократии.

Одним из способов укрепления своего авторитета Карл II выбрал политику покровительства искусствам и наукам, уже довольно распространенную среди континентальных монархов. Поэтому, подписывая хартию об учреждении Лондонского королевского общества, Карл II надеялся решить несколько проблем сразу: завоевать уважение и авторитет среди просвещенных людей Англии, укрепить свою власть и улучшить ее имидж. Однако и в рамках управления Обществом власть короля была символической. Он не смог отыскать денежных средств на поддержку деятельности Общества [35, c. 204]. Поэтому, Лондонское королевское общество изначально не задумывалось как средство государственной власти, что не только не вязалось с культурными принципами Англии в то время, но и выделило Общество из ряда академий, возникших в континентальной Европе. Фактически, Лондонское королевское общество встало в один ряд с английским Парламентом [98].

Динамика взаимоотношений английской короны и Парламента хорошо известна уже из школьных курсов мировой истории. Отношения Общества и королевской власти были не столь драматичны. Однако тоже претерпели некоторую эволюцию. Если в первые десятилетия Общество не имело поддержки королевской казны, то уже к началу XVIII века ученые стали получать дополнительные денежные средства, декларированные как «королевская милость». Таким образом, корона становилась поборницей Просвещения, а ее влияние на науку казалось более ощутимым.

В начале Нового времени в Англии фиксировалось отчетливое демографическое отставание от стран Европы, но высокая плотность населения (ввиду географического положения страны) и быстрый рост населения Лондона (в связи с оттоком населения из поместий) привели к усиленной социальной трансформации. Резко выросла роль торговых кругов и промышленников. Старая земельная аристократия по-прежнему сохраняла свое значение, однако на фоне социально-культурных изменений она приобрела новый облик. Английская Реформация стала причиной того, что с социальной карты Англии исчезла довольно многочисленная страта католического духовенства, которая раньше выполняла роль «проводника» благ духовной культуры. Это побудило английских дворян, крупных предпринимателей и вообще людей, обладающих достатком и досугом самим взяться за дело просвещения. Первоочередной задачей им представлялась борьба с «религиозным энтузиазмом» (прежде всего, пуритан), который вверг страну в политическую смуту и перевороты. Возникал вопрос, как наиболее эффективно решить данную проблему. Исследователи рассматривают два наиболее известных пути – идея Томаса Гоббса о едином политическом теле и апелляция к интеллектуальности и любви к науке со стороны Роберта Бойля и его коллег по Лондонскому королевскому обществу.

Идеи Гоббса были сформулированы в его программном произведении «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В «Левиафане» Гоббс создал модель эффективного поддержания по- рядка в государстве. Несомненно, что Гоббса вдохновляли и впечатления от анархии гражданской войны, когда клерикальные круги успешно присвоили себе значительную часть власти, используя религиозность масс. «Невежество и склонность к ошибкам, присуща всем людям вообще, а особенно тем, кто обладает значительными знаниями естественных причин и природы, и интересы людей таковы, что ими можно легко злоупотребить при помощи многочисленных и легких трюков» [38, c. 340-341]. По мнению Гоббса, необходимо любой ценой избежать того, чтобы мятежные фракции могли обращаться к высшей сущности – Природе или Богу – которую правитель не может контролировать полностью [83, c. 213].

Роберт Бойль и его единомышленники и коллеги по Лондонскому королевскому обществу главную опасность видели в деятельности радикальных сект, неприятие идеологии которых вылилось в целое движение против «энтузиастов». «Энтузиастами» в это время именовали людей, придерживающихся экстравагантных взглядов и убеждений, а позже это определение стало синонимом фанатизма и экстремизма [52, c.57]. Отсюда вполне понятно отношение Бойля к науке как к нейтральной деятельности, не оперирующее предвзятыми отношениями. Для укрепления своего сообщества члены Общества тщательно отбирали кандидатуры потенциальных членов, избегая засорения рядов. При этом предпочитали материально обеспеченных, а главное, придерживающихся умеренных взглядов. Однако все это не спасло Общество от критики со стороны Гоббса и его последователей, которые видели в нем мятежную угрозу шаткой политической стабильности, поскольку оно изначально заявило о своей самостоятельности и независимости своих действий. Однако главным фактом, вызывающим со стороны Гоббса резкое неприятие, стало декларированное самим Обществом право не только рассуждать о Природе (которую Гоббс полагал высшей Сущностью), но и исследовать ее законы. Гоббс осознал, что таким образом небольшой круг людей получает огромную власть и высокий социальный престиж.