Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры Хмельницкая, Ирина Ивановна

Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры
<
Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хмельницкая, Ирина Ивановна. Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Хмельницкая Ирина Ивановна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2011.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/83

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Деятельность великого князя Владимира Александровича по реформированию художественного образования в России

1.1. Культурные интересы великого князя Владимира Александровича как основа организационно-просветительской деятельности . 24

1.2. Великий князь Владимир Александрович на посту президента Императорской Академии художеств: пути реформирования художественного образования 45

1.3. Проблемы развития среднего художественного образования в России . 68

Глава 2. Влияние великого князя Владимира Александровича на защиту культурного наследия и развитие международных связей в сфере культуры

2.1 Инициативы великого князя Владимира Александровича по сохранению культурного наследия и развитию музейного дела в России 86

2.2.Реализация художественных предпочтений великого князя в оформлении интерьеров и повседневной жизни Владимирского дворца. 109

2.3. Вклад великого князя Владимира Александровича в расширение международных связей в сфере культуры . 131

Заключение 156

Библиография 161

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире осмысление событий русской общественно-политической жизни и художественной культуры на рубеже XIX – начале XX веков занимают важное место. Переломные периоды отечественной истории, особенно годы правления последних русских императоров вызывают несомненный интерес. В этой связи история членов семьи Романовых, исследование их участия в исторических и художественных событиях того сложного периода становятся все более актуальными. В последнее время, в результате новых научных исследований многие несправедливо забытые или односторонне истолкованные исторические события и имена вновь стали объектом осмысления. В императорской семье были личности, которые играли существенную роль в различных сферах общественно-культурной и политической жизни. Одним из них был великий князь Владимир Александрович (1847-1909), третий сын императора Александра II. Личность великого князя Владимира Александровича долгое время неоднозначно оценивалась историками, что было обусловлено особенностями исторического момента и его отношением к событиям 1905 года. Это заслонило значительные его достижения как государственного и общественного деятеля, организатора, необходимых на тот момент культурных проектов. В силу своего происхождения, занимая высокое место в иерархии Императорской фамилии, Владимир Александрович имел определенные жизненные установки и ценности, обусловленные не только его положением и статусом, но и объективными характеристиками современной ему эпохи. Это время, когда формировались черты новой русской культуры, иных представлений о гуманистических, эстетических и нравственных направлениях ее развития. Демократизация многих сфер общественной жизни, становление разнообразных направлений и течений в русском искусстве второй половины Х1Х века, отражавших эти процессы, способствовали появлению новой парадигмы развития русской культуры. Необходимыми направлениями художественной деятельности становятся не только просветительские и представительские задачи, но и отражение «жизненной правды», что представляло принципиально новые идеи. Культурные процессы в России и их приоритеты резко изменились. На смену консервативным принципам академизма, поддерживаемого Советом Императорской Академии художеств, пришли новые более демократические представления об искусстве, его делах и задачах в обществе. Великий князь Владимир Александрович как президент Императорской Академии художеств, в решении многих проблем проявил себя с позиций заинтересованного и компетентного человека, проводящего политику реформирования художественной жизни. Его деятельность распространялась на многие сферы культуры и просвещения исследуемого периода. Сказанное делает актуальным реконструкцию биографии великого князя Владимира Александровича, его культурных интересов, нашедших отражение в многоплановой деятельности на посту президента Императорской Академии художеств в контексте развития общественно-культурных процессов в России второй половины XIX начале XX века.

Степень разработанности проблемы. В последние годы опубликованы исследования, освещающие многие аспекты внутриполитической и общественно-культурной жизни России второй половины XIX – начала XX вв. Среди них представляют интерес работы историков: Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. (М.,2009), Боханова А.Н. Самодержавие в России. Идея царской власти. (М.,2002), Император Александр III.(М.,1998), Ананьича Б.В. и Ганелина Р.Ш. Сергей Юльевич Вите и его время. (СПБ.,1999), Кавторина В.В. Первый шаг к катастрофе. (СПб.,1992), Тальберга Н.Д. Русская быль. Очерки истории императорской России. (М.,2000), где исторические события предреволюционных лет рассмотрены с современных научных позиций. В историко-культурном плане необходимо отметить издания: Кондакова И. В. Культурология. История культуры в России. (М.,2000), Хренова Н.А. Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и новейшее время.( М., 2003), отличающееся новизной подхода к освещению исторических и социокультурных процессов в России, работы Савельева Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX – начало XX века. (М., 2008), Сарабьянова Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. (М.,1980), Северюхина Д. Я. Старый художественный Петербург. ( СПб., 2008) и др.

В сборнике Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века. (М.,1994.), помещен материал об отношении архитектора и заказчика, посвященный великому князю Владимиру Александровичу. В исследовании Е.А.Борисовой подробно освещается история строительства Владимирского дворца, рассматриваются новые для середины XIX века тенденции возведения великокняжеских особняков, с учетом более скромного финансирования. Для данной темы представляют интерес исследования Назаревского В.В. Император Александр III. (М.,1907), Ольденбурга С.С. Царствование императора Николая II.(М.,1992), Татищева С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. (М.,1996). Они отличаются особой достоверностью и отражают исторические события, современниками которых были эти ученые - историки. Ценный фактологический материал дают дореволюционные печатные материалы, освещающие деятельность Императорской Академии художеств и не переиздававшиеся после 1917 года. Среди них представляет особый интерес издание Кондакова С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. 1764-1914.СПб, 1914. Наряду с изложением истории Академии, большое значение автор уделяет значительному вкладу великого князя Владимира Александровича в развитии художественной жизни России. Важная информация содержится в дореволюционном Собрании сочинений В. В. Стасова (СПб.,1894). Здесь собраны статьи, часть из которых не переиздавалась, где подробно освещаются первые успехи многих представителей русской художественной культуры на Всемирных и Международных выставках, также отражена роль великого князя Владимира Александровича, который активно способствовал организации русских отделов на этих выставках.

Для изучения темы представляют несомненный интерес мемуары и документальные свидетельства современников: воспоминания соратника и друга графа С.Д.Шереметева; военного деятеля, однополчанина, генерала Н.А. Епанчина; придворных и сослуживцев - начальника Канцелярии Министерства Двора и Уделов А.А.Мосолова, министра финансов С.Ю.Витте, придворной дамы А.В.Богданович, достаточно хорошо информированнной о многих великосветских событиях тех лет и других. Сюда же можно отнести и воспоминания членов императорской фамилии: старшего сына великого князя Владимира Александровича - великого князя Кирилла Владимировича, мемуары великого князя Александра Михайловича, который приводит ранее не известные факты и комментарии о служебной деятельности и семейных заботах великого князя Владимира Александровича. Следует отметить мемуары Государственного секретаря А.А. Половцова, где описываются эпизоды представительской и повседневной жизни великого князя Владимира Александровича. Среди этой группы воспоминаний можно выделить Мемуары графа И.И.Толстого.(М.,2002), вице - президента Академии художеств и ближайшего помощника великого князя в решении многих текущих «академических» проблем. Важную информацию о деятельности великого князя можно почерпнуть из воспоминаний и переписки художников – И.Н.Крамского, И.Е.Репина, М.В. Нестерова, В.Д.Поленова, А.Н.Бенуа. Большой интерес для данного исследования представляет дореволюционная художественная периодика - ежегодные журналы, в которых уделялось внимание деятельности Императорской Академии художеств и великому князю Владимиру Александровичу «Зодчий», «Вестник изящных искусств», «Всемирная иллюстрация».

Немало ценных сведений содержат исследования, посвященные истории императорской семьи этого периода: П. Ляшенко, С. Скотта, Е.В. Пчелова, Ю. А. Молина, В.В. Кузнецова, Ю. В. Кудриной, А. Н. Крылова-Толстиковича, В.С. Соболева, О.И. Барковец. Указанные издания освящают жизнь и деятельность представителей Дома Романовых, которые в силу своего положения сыграли заметную роль в культурной жизни России во второй половине XIX – начале ХХ вв. В работах этих авторов отражены наиболее значимые события официальной политики в области искусства и просвещения, так же они важны для создания исторического контекста изучаемой эпохи. Деятельность великого князя Владимира Александровича была рассмотрена в кандидатской диссертации Герасимовой Е.В. Великий князь Владимир Александрович – государственный деятель, исследователь и библиофил. (СПб.,2007). В этой работе исследована история императорского и великокняжеского книжного собирательства, анализируется не сохранившаяся как единое целое библиотека великого князя и влияние этой книжной коллекции на его государственную деятельность. В кандидатской диссертации Хмельницкой Е.С. Дворец великого князя Владимира Александровича. (СПб.,2007), рассмотрены все этапы строительства дворца и изучена деятельность архитекторов - создателей.

В книге Величенко М.В. и Миролюбовой Г.А. Дворец великого князя Владимира Александровича. (СПб.,1997) изложена история строительства дворца в Санкт-Петербурге и введены в научный оборот новые архивные материалы. В книге Корневой Г.Н., Чебоксаровой Т.Н. и Петрицкого В.А. Санкт-Петербургский дворец Великого князя Владимира Александровича.( СПб.,2002) излагаются факты по истории дворца и семьи великого князя. В иллюстрированном издании Хмельницкой И.И. и Хмельницкой Е.С. Дворец великого князя Владимира Александровича. Дом ученых им.М.Горького РАН. (СПб.,2003.) содержится информация о дворце, его интерьерах, о великом князе Владимире Александровиче и об истории Дома ученых им. М.Горького РАН. В послереволюционный период впервые деятельность великого князя на посту президента Академии художеств была рассмотрена в монографии Кириченко Е.И. Президенты Императорской Академии художеств. (М.,2008), где автор, описывая деятельность все президентов, по достоинству оценивает руководство Академией художеств великим князем. К сожалению, очень кратко изложены вопросы создания системы художественного образования, музейного дела, развития международных контактов и пропаганды русского искусства за рубежом. Вышедшая в 2010 г. книга Крылова-Толстиковича А. Н. и Барковец О.И. Великий князь Владимир Александрович (М.,2010) представляет собой подробное исследование личности великого князя Владимира Александровича. Много внимания авторы уделяют процессам обучения, семейной и придворной жизни, военной службе на посту Главнокомандующего гвардией и Санкт-Петербургского военного округа, Русско-турецкой войне 1877-1878гг., участие великого князя Владимира Александровича в процессах развития отечественной культуры и просвещения отражена фрагментарно и недостаточно. Таким образом, его деятельность на посту президента Императорской Академии художеств и влияние великого князя Владимира Александровича на процессы развитие русской художественной культуры во второй половине XIX - начале XX вв. в культурологической науке специально не рассматривалась, что и обусловило актуальность обращения к данной теме.

Объектом исследования является развитие художественной культуры России второй половины XIX – начала XX века.

Предмет исследования – деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере культуры и просвещения России во второй половине XIX – начале XX века и его вклад в укреплении и развитии международных культурных связей.

Цель исследования - культурологический анализ деятельности великого князя Владимира Александровича на посту президента Императорской Академии художеств, направленной на усовершенствование художественного образования и просвещения, сохранение национального историко- художественного наследия и расширение международных культурных связей.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- проанализировать процесс становления личности и формирования культурных интересов великого князя Владимира Александровича

- показать значение деятельности великого князя Владимира Александровича на посту президента Академии художеств; его роль в принятии нового Устава Императорской Академии художеств и влияние этих преобразований на развитие русской культуры;

- проанализировать участие Владимира Александровича в совершенствовании системы среднего художественного образования в России;

- определить вклад великого князя Владимира Александровича в сохранение национальных историко-художественных ценностей, в развитие музейного дела в России;

- рассмотреть влияние великого князя Владимира Александровича на развитие международных связей, межкультурного взаимообмена России и стран Западной Европы; охарактеризовать непосредственное его участие в продвижении русской художественной культуры за рубежом;

- выявить участие великого князя Владимира Александровича

в оформлении интерьеров Владимирского дворца как программного памятника архитектуры второй половины XIX века.

Источники исследования. Для данного исследования был привлечен широкий круг источников:

Архивные документы Конторы двора великого князя Владимира Александровича; личные дела членов семьи великого князя Владимира Александровича; архивные документы о деятельности Императорской Академии художеств;

Это документы, хранящиеся в различных фондах: Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Российской Национальной Библиотеки (РНБ).

Основное место среди них занимают документы:

ГАРФ: Фонд 652 – великого князя Владимира Александровича содержит документы, охватывающие период с 1782 по 1916 г. и отражает государственную и военную деятельность великого князя. Для данного исследования представляли интерес - письма Александра III. Ф. 652, оп. 1, д. 380; письма Николая II. Ф. 652, оп. 1, д. 619; письма И.И. Толстого. Ф. 652, оп.1, д. 244; Визитная книга Ф. 652, оп.1, д. 914; Отчет о деятельности Академии художеств за 1909 г. Ф. 655, оп.1, д. 792. и др.

РГИА: Фонд 528. 1847-1918 г. Контора двора великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, прежде всего представляет интерес Дневной журнал с подробными записями о времяпровождении вел. кн. Владимира Александровича и членов его семьи. 1857-1905 гг. Ф. 528, оп. 1, д.18-40; Письмо вел. кн. Владимиру Александровичу с донесениями о состоянии Академии художеств. Дается оценка деятельности Крамского как художника и публициста. Ф. 528, оп. 1, д. 50. 1878;

Переписка об организации постановки русских опер в Париже. Ф. 528, оп.1, д. 664. 1905-1907, где впервые были представлены документы, подтверждающие, что именно великий князь Владимир Александрович командировал С.П. Дягилева и секретаря его - А.С.Фогеля для организации первых русских проектов в Париже; Важным источником стали фонды 468, 472, 789 - о деятельности Императорской Академии художеств:

По ходатайству президента ИАХ о даровании Академии от монарших щедрот на художественную ее деятельность 30000 руб. ежегодно. Ф. 468, оп. 1, д. 36. 1882.; О чествовании вел. кн. Владимира Александровича в связи с 25-летием президентства в Императорской Академии художеств. Ф. 472, оп. 43, д.31.; По вопросу об учреждении постоянных музеев по городам. Ф. 789, оп.11, д. 31.; О распределении картин между городскими музеями рисовальными школами…Ф. 789, оп.1, д. 192; Об издании журнала” Вестник изящных искусств”. Ф. 789, оп.11, д. 239. 1882 и мн. др.

Документы, хранящиеся в ОР РНБ - Романовы. Императорский дом.

Ф. 650, оп.1388а ;1531.Половцов А.А. Копия 1911 года А.А. Половцова для в. к. Марии Павловны. Рук. в тетр.

Официальные издания Императорской Академии художеств, находящиеся

в Русском книжном фонде РНБ: Сборник постановлений Совета Императорской Академии художеств по художественной и учебной части с 1859 по 1890 год, где хронологически и документально были изложены основные этапы не только всего учебного процесса в Академии художеств, но и основных художественных событий исследуемого периода, и как продолжение, выпуски - Сборника постановлений Совета Императорской Академии художеств по художественной и учебной части, которые выходили ежегодно, начиная с 1892 года и детально освещали деятельность Академии за прошедший год.

О деятельности Академии художеств информировали издания Журналов и отчетов Императорской Академии художеств за прошедшие годы с 1896 по 1906, публиковавшие протоколы собраний и заседаний Совета Академии.

Для рассмотрения материалов по принятию нового Устава представляет интерес издание - Мнения лиц, опрошенных по поводу пересмотра Устава Императорской Академии художеств. СПб., 1891. Интересные данные были обнаружены в издании: Обзор деятельности Министерства Императорского двора и уделов за время царствования в Бозе почившего Государя Императора Александра III. ч. 1. С-Пб Тип. Главного Управления Уделов. 1901 г.

Многие, изученные нами издания и документы впервые вводятся в научный оборот и позволяют полнее выявить определяющее участие великого князя Владимира Александровича во многих важнейших для развития русской культуры процессах.

Методология и методы исследования. В диссертации используется комплексная культурологическая методология, включающая следующие исследовательские методы: исторический - в целях воссоздания картины исследуемой эпохи; типологический – в целях выявления характерных особенностей жизни и деятельности представителя императорской семьи рассматриваемого периода; историко-биографический метод используется для освещения творческой биографии, определения системы жизненных ценностей великого князя Владимира Александровича. В работе над диссертационным исследованием использовался историко-культурный метод, который позволил анализировать многие процессы реформирования художественной жизни России, в контексте общекультурного развития последней трети XIX- начала XX вв.

Научная новизна диссертационного исследования:

- проанализирована деятельность великого князя Владимира Александровича на посту президента Императорской Академии художеств; его влияние на реформирование Академии и системы высшего художественного образования России;

- выявлены формы личного участия великого князя Владимира Александровича в создании системы среднего художественного образования, упорядочения программ обучения в художественных школах и училищах, определено значение этой деятельности для развития культуры России;

- показана личная роль великого князя Владимира Александровича в организации сохранения и изучения памятников национального историко-культурного наследия;

- выявлен вклад великого князя Владимира Александровича в создании художественных музеев в русской провинции, а также крупнейших музеев в столицах – Русского музея им. Александра Ш в Петербурге и Музея изящных искусств имени императора Александра Ш в Москве;

- исследована роль великого князя Владимира Александровича в развитии международных культурных связей; участие Академии художеств и всех «художественных сил» (В.В.Стасов) в Международных и Всемирных выставках; содействие многим проектам С.П.Дягилева, что имело огромное культурное значение

- собран и систематизирован архивно-библиографический материал, в научный оборот введены новые источники, не используемые ранее в культурологических работах по данной проблематике, в частности:

архивные документы: - О переписке великого князя Владимира Александровича по созданию провинциальных музеев и художественных школ.- РГИА.Ф. 789, оп.11, д. 31. л. 17.; ГАРФ.Ф. 655, оп. 1, д. 3, л.6.

- Прошение на имя великого князя Владимира Александровича о назначении И.В.Цветаева директором музея.- РГИА. Ф. 528, оп. 1, д. 656, л. 25.

- О распоряжении по Гл. Казначейству о выдаче денег на постановку спектаклей в Париже.- РГИА. Ф. 528, оп. 1, д. 664, л. 25. и др.

Введены в научный оборот ранее не опубликованные и не переведенные в России зарубежные издания: Анне де Косе-Брисак «Графиня де Греффюль» (Cosse-Brissac A. De. La comtesse Greffuhle. Paris: Perrin, 1991)

Каталог изделий из стекла Мурано. Справочник по художникам. Венеция. 1866. (Zanetti, V. Guida di Murano e delle celebri sue fornaci vetrarie. Corredata di note storiche, artistiche, biografiche, cronologiche, ect. – Venezia, 1866)

Положения, выносимые на защиту:

1. Образование великого князя Владимира Александровича выходило за рамки традиционных принципов образования, принятых в императорской семье; оно способствовало формированию широких культурных интересов и мировоззрения, имевших гуманистическую направленность, что в дальнейшем привело к успешной и многообразной деятельности по развитию русской художественной культуры и образования.

2. На посту президента Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович провел административную реформу, направленную на совершенствование системы академического образования; в ходе подготовки реформы Владимир Александрович привлек и объединил «все художественные силы», по выражению В.В. Стасова, под эгидой Императорской Академии художеств; к преподаванию в Академии были привлечены художники демократического направления; Академия художеств была разделена на два автономных учреждения: учебное, где получали высшее художественное образование и государственное, отвечающее за развитие художественной культуры в России в целом. Таким образом, к концу ХIХ века Императорская Академия Художеств, стала главным культурным и координирующим центром, цель которого поддержать активизацию творческих процессов в сфере художественного образования и просвещения в России.

3. Великий князь Владимир Александрович на посту президента Академии художеств уделял повышенное внимание сохранению национального культурного наследия: - поддерживал деятельность археологических экспедиций (совместно с Императорской археологической комиссией); содействовал восстановлению «древностей» (памятников древнерусского зодчества); покровительствовал и поддерживал издание журнала Русский Архив; способствовал развитию музейного дела в России, в том числе созданию провинциальных музеев (Харьков, Саратов, Казань, Киев и др.), а также крупнейших художественных музеев - Русского музея им. Александра III в Санкт-Петербурге и Музея изящных искусств им. Александра III в Москве.

4. При реализации государственного заказа – строительстве Владимирского дворца, великий князь выступал не только в качестве будущего владельца, но принимал активное участие при разработке некоторых интерьеров. Дворец великого князя стал «образцовым» для архитекторов, работавших в России в конце Х1Х – начале ХХ века, что повлияло на дальнейшее формирование культурного облика столицы.

5. Благодаря активному содействию великого князя Владимира Александровича расширились международные культурные связи, состоялось европейское признание достижений русского искусства, возрос авторитет русской культуры за рубежом: Академия художеств с большим успехом участвовала во всех важнейших Международных и Всемирных выставках; великий князь Владимир Александрович командировал и помог получить финансирование С.П.Дягилеву для организации масштабной выставки русского искусства и первых спектаклей русских концертов и опер в Париже (1906-1909гг).

Практическое значение работы.

Сведения фактического характера можно рекомендовать при составлении тематико-экспозиционных планов, выставок и новых музейных экспозиций. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в научно-исследовательской литературе, при подготовке учебных программ, методических пособий, в чтении лекционных курсов гуманитарного профиля, а так же могут быть использованы при изучении деятельности Академии художеств данного периода, в подготовке курсов лекций по истории русской культуры, истории культуры Санкт-Петербурга.

Результаты исследования нашли применение в лекционной, экскурсионной и выставочной работах Дома ученых им. М. Горького РАН, составлении методического пособие для экскурсоводов Дома ученых им. М. Горького РАН.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в проводившихся в Доме ученых им. М.Горького РАН выставках: « Одна жизнь-одна эпоха. Великая княгиня Мария Павловна» (2004), «Воспоминания о балах во Владимирском дворце» (2006) «Великий князь Владимир Александрович. К столетию со дня смерти» (2009), в научных публикациях, а также в докладах, на научных конференциях:

Диалог Цивилизаций: Мировой общественный форум. VI ежегодная сессия Греция, о. Родос, октябрь, 2007.- Родос, 2007;

Диалог Цивилизаций. Мировой общественный форум. VII ежегодная сессия Греция, о. Родос, октябрь, 2008.- Родос, 2008;

Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: научная конференция в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. 2008, СПб.; Великий князь Владимир Александрович. К столетию со дня смерти: научная конференция. Дом ученых им. М. Горького РАН, февраль, 2009. СПб.;

Мои друзья – герои мифов… К 100-летию «Русских сезонов» С.П.Дягилева: научная конференция в Санкт-Петербургском государственном университете, октябрь, 2009. СПб.;

Kultureller, sozial-okonomischer und wissenschaftlicher Austausch zwischen Russland und Deutschland:Probleme und Perspektiven : международная конференция в Санкт-Петербургском гос. ун - те экономики и финансов, июнь 2009. СПб.;

Современные проблемы межкультурных коммуникаций: научная конференция в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. 2010. СПб.;

Материалы диссертации были использованы при разработке спец. курса «Романовы и культура Санкт-Петербурга», прочитанного в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. (2008, 2009 гг.)

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и была рекомендованы к защите 14.12.2010 г. (Протокол № 5)

Структура и объем исследования

Культурные интересы великого князя Владимира Александровича как основа организационно-просветительской деятельности

Культурные интересы великого князя Владимира Александровича берут свои истоки в традициях семейного воспитания. Оно было с одной стороны типическим для члена императорской фамилии, с другой — имело черты исключительности по своему высокому уровню и многообразию направлений. В силу определенного положения, образование старших сыновей наследника престола выходило за рамки обязательного военного и носило ярко выраженный просветительский характер. Великий князь Владимир Александрович был третьим сыном Наследника цесаревича Александра Николаевича и его супруги Марии Александровны, урожденной1 принцессы Максимилианы-Вильгельмины-Августы-Софьи-Марии Гессен Дармштадтской, он родился 10 апреля 1847 года. Владимир был лишь на два года младше Александра (будущего императора Александра III), поэтому многие программы обучения они проходили вместе. Регулярные занятия.

великих князей начинались в восьмилетнем возрасте и продолжались двенадцать лет. Проблема подготовки сыновей Императора как будущих государственных руководителей обуславливала особо проработанную программу обучения. В императорской семье старались дать детям современное европейское образование. При этом мать, цесаревну Марию Александровну беспокоило излишнее увлечение воинскими науками. По ее настоянию учебная и воспитательная программы были разделены и дополнительно, включены в изучаемый курс необходимые общеобразовательные и гуманитарные дисциплины.

Согласно воле Николая I, воспитателями мальчиков в императорской семье могли назначаться только военные чины. С 1849 года главным наставником старших сыновей наследника-цесаревича Александра Николаевича был назначен генерал-майор Н. В. Зиновьев, происходивший из старинной дворянской фамилии.

С 1860 года должность попечителя Александра и Владимира была доверена генерал-лейтенанту графу Б. А. Перовскому. Многочисленная и дружная семья Перовских, потомков екатерининского вельможи А.К.Разумовского, принадлежала к наиболее образованным людям своего времени. Родной брат Б.А.Перовского, А.А.Перовский (Антон Погорельский) был известным писателем, племянник А.К.Толстой — известным поэтом. Педагогические взгляды Б.А.Перовского, продолжавшие традиции воспитателя Александра II - поэта В.А.Жуковского, сказались в гуманистической направленности его предпочтений, переданных воспитанникам: «Люби и распространяй просвещение: оно — славнейшая подпора благонравной власти; народ без просвещения, есть народ без достоинства...» - писал своему воспитаннику цесаревичу Александру-В.А.Жуковский. 9 Этим заветам в своих образовательных программах следовал Б.А.Перовский и его помощники.

В круг педагогов-воспитателей, назначенных состоять при великом князе Владимире Александровиче, был определен капитан второго ранга Е. Т. фон Бок. Воспитатели регулярно представляли Александру II отчеты о занятиях и поведении его сыновей. По наблюдению графа Б.А. Перовского, Владимир легче усваивал уроки, чем Александр и младший Алексей: «О Владимире Александровиче в этом отношении я делаю менее замечаний потому, что по летам своим он сравнительно знает более и учится лучше (по сравнению с Алексеем)»10.

Старшим сыновьям Императора Александра II преподавали лучшие педагоги, которые во многом определили эстетические и гуманистические идеалы великого князя Владимира: среди них — известный историк СМ. Соловьев, выдающийся русский филолог, вице-президент Академии наук Я.К.Грот, знаменитый художник, внук А.Радищева - А.П.Боголюбов, протопресвитер В.Б.Бажанов и другие. Великим князьям, помимо общеобразовательного и военного курсов, были прочитаны лекции по политическим и юридическим наукам. В письмах к матери,, которые он писал достаточно регулярно, Владимир обращает внимание на напряженную программу занятий: «Прости мне, что я до сих пор не писал, но у меня, право, было немного времени. Занятия, благодаря Папа, идут порядочно. Лекции Энциклопедии Права с профессором] Андреевским чрезвычайно интересны. Это такой живой предмет, который не может не быть завлекательным для всякого, кто им занимается: это решительно наука жизни. В истории я только что кончил царствование Петра II и начал Анну Ивановну. Этот период в истории нашего государства чрезвычайно любопытен. Я его прохожу довольно подробно»11. На формирование личности и эстетических вкусов будущего президента Академии влияли не только семья и педагоги, но и художественно-предметная среда: архитектура города, жилой и общественный интерьер, окружающие предметы искусства. Мироощущения и взгляды Владимира Александровича, обусловленные сложными социальными и эстетическими устремлениями эпохи, реконструируются по косвенным свидетельствам и некоторым высказываниям современников, письмам и документам.

Интересные свидетельства о жизни великого князя Владимира Александровича и его юности оставил А.А.Половцов, рассказывая о его увлечениях, он описывает один из дней: « 1870 г. 20.01. Вторник. Из Сената опять к великому князю, но не смотрим гравюр, а ходим по Эрмитажу. Великий князь мне показывает гостиную покойной Императрицы (Александры Федоровны. И.Х.), где висят превосходные картины Lancret (Ланкре).» Особая роль в воспитании детей в аристократических семьях отводилась книге и чтению, как основе образовательного процесса. В семье Романовых всегда царила атмосфера любви и; понимания, но воспитание при: этом было достаточно строгое. Родители старались передать, детям; те духовные богатства, которыми владели сами, советовали и подбирали книги, знакомя; детей с шедеврами мировой; литературы, в подлинниках:., Юный Владимир часто делился с матерью своими: впечатлениями о? прочитанном: 21 ноября 1864 г. он пишет «.. .История России, которой я,теперь.занимаюсь, с профессором Бестужевым меня: вдвойне; интересует: во - первых, как русского, во вторых история будет иметь особенную важность: ничто так неясно не представляет дела и следствие этих дел и никто так верно и беспристрастно не может обсудить их...» .

Среди великих князей Владимир Александрович отличался любовью к чтению, следил за журналами и литературными новинками и старался рекомендовать наиболее понравившиеся, своим августейшим родственникам: «Владимир Александрович по-дружески, но с оттенком старшинства относился к Константину Константиновичу, постоянно снабжал его новинками литературы на иностранных языках, среди которых, к великому ужасу августейшего поэта, попадались даже книги декадентов».14 К концу жизни, собрание книг великого князя насчитывало по одним данным - более . 18 тысяч томов, по предположению Е.В.Герасимовой, исследователя библиотеки Владимирского дворца: « только полученная по завещанию из библиотеки отца, императора Александра II, часть книг составляла 10 0000 экз., а помещение т.н. «общей библиотеки» Владимирского дворца обладает вместимостью не менее 100 000 книг3. Библиотека содержала множество уникальных рукописей, эстампов, альбомов. Часть библиотеки составляли книги по династической, политической и военной истории семьи Романовых и Российской империи. Целый ряд книг был посвящен изучению различных аспектов жизни, верований и культуры многомиллионного и многонационального народа Российской империи. Важное место в собрании занимали книги по-истории и жизни императорского двора. В библиотеке были представлены сочинения русских и западноевропейских писателей, книги по истории, военному делу, искусству, сельскому хозяйству. «Подносные экземпляры книг русских и зарубежных писателей, (он был лично знаком с А.И.Тургеневым, А.И.Гончаровым, А.Н. Апухтиным, А.А.Фетом) ученых, артистов и художников, дары представителей различных слоев общества России и иностранных государств (благодарственные адреса простых крестьян и роскошные подношения дипломатов и политиков — президента Р.Пуанкаре, графа де Монтебелло, барона Ротшильда), несущие в себе, подчас, весьма многозначительные автографы и инскрипты»16. Именно Владимиру, как наиболее увлеченному вопросами истории и развития культуры и искусства, была завещана отцом вся личная библиотека императора Александра II, состоявшая почти из десяти тысяч книг. Эта уникальная библиотека в девятнадцати ящиках была передана во Владимирский дворец после гибели Александра II в 1881 году.

Проблемы развития среднего художественного образования в России

Социально-экономическое преобразование России в 60-е гг. 19 века вызвало бурный и стремительный расцвет во всех областях жизни страны и, конечно, повлияло на развитие художественного и национального самосознания общества. После реформ Александра II наблюдалась необычайная активность в общественно-политической и культурной жизни. Появление и утверждение в российском обществе демократически настроенных движений способствовало возникновению нового явления - разночинской культуры.

Передовые эстетические идеи ставили перед общественностью задачи связи искусства с жизнью народа. Новые взгляды и ценности проповедывались разночинной интеллигенцией, образовавшейся из разных слоев российского общества, к ним принадлежали: дворяне, представители духовенства, чиновничества, мещанства, позднее к ним примкнули и получившие образование крестьяне. На первый план интеллигенцией выдвигаются задачи просвещения и обновления ранее сложившихся культурных традиций. Не только в крупных, но и в провинциальных городах повсеместно стали устраивать публичные чтения, открывать воскресные школы и мастерские, проводить лекции с «волшебными фонарями», организовывались «народные» читальни для всех желающих. В мемуарах встречается множество упоминаний о самых различных как государственных, так и частных начинаниях, которые должны были удовлетворять общественный интерес в области художественных и просветительских программ. Государственная власть, являясь основным законодателем этих процессов и стремясь к укреплению национальных устоев общества, старалась способствовать развитию всех направлений по вопросам просвещения населения. Тысячи людей, почувствовав открывшиеся возможности, стремились получить образование. Развитие науки, просвещения, искусства - отвечало рационалистическим тенденциям эпохи.

Вступив на престол, император Александр III инициировал и всячески поддерживал реорганизацию народного образования, как одну из основ будущего развития страны. В своих словах, обращенных к представителям исполнительной власти, император Александр III наставлял: « не должно ограничивать свои заботы одним Петербургом...гораздо более следует заботиться о всей России: распространение искусства и просвещения есть дело государственной важности».

В конце XIX века главной задачей в области просвещения было дальнейшее развитие системы народного образования. Немаловажным направлением деятельности в этой сфере было так же, обращение к национальным традициям. Проблемы развития просвещения и художественного образования в частности, решались в неразрывной связи с насущными вопросами дальнейшего укрепления Российской Империи.

Одним из главных помощников императора во-многих его начинаниях был великий князь Владимир Александрович, который во многих случаях выступал инициатором и покровителем новых направлений. Он, как и многие другие, ясно осознавал, что в создавшейся ситуации, ко 2-ой половине XIX века число школ и училищ в России далеко не соответствовало потребностям населения страны, устаревшими были уставы и штаты существовавших учебных заведений. С художественными училищами и школами положение было не лучше.

К началу царствования Императора Александра III, Императорская Академия художеств становиться « высшим авторитетом» в области художественного образования и центром, руководящим и поддерживающим провинциальные средние художественные школы. В соответствии с этим, одним из приоритетных направлений деятельности Академии художеств, становиться непосредственная помощь в реформировании художественной жизни, расширение и обновление всей системы народного образования и художественного, в частности. В Российской Империи существовала довольно сложная структура подчиненности учебных заведений. Помимо Министерства народного просвещения деятельность целого ряда художественных школ и училищ курировалась Министерством Императорского двора (Академия художеств находилась в ведении именно этого Министерства). Средние художественно-промышленные учебные заведения находились так же в ведении некоторых профильных министерств, к примеру: «В ведении учебного отдела Министерства финансов в 1894 году было пять средних художественно-промышленных учебных заведений, а потребности были значительно больше».90 Приоритет в получении и развитии художественного образования принадлежал Императорской Академии художеств с первых дней ее существования. Во второй половине XIX века с развитием частной инициативы по созданию школ и училищ, это положение несколько изменилось. Передовая общественность, учитывая открывшиеся возможности, всеми силами содействовала активному распространению культуры и просвещения. Огромное влияние на укрепление художественного образования оказали не только покровители искусства и меценаты из окружения российских монархов. Расширение прав земской власти так же способствовало и помогало созданию сети художественно- образовательных учреждений по всей стране. В связи с этим насущной необходимостью стали вопросы подготовки квалифицированных кадров преподавателей для средних учебных заведений. «Профессиональное художественное образование — это множество составляющих, от соотношения которых зависит успех или неуспех в непростом деле формирования будущей творческой личности: система преподавания, методы и методики материальная база и прочее».91 В середине XIX века вопрос подготовки квалифицированных учителей рисования стоял особенно остро.

Для решения этих задач, великий князь Владимир Александрович, с первых дней своего президентства в Императорской Академии художеств, стал уделять пристальное внимание вопросам подготовки педагогов и учителей рисования всех уровней для преподавания в школах и училищах, по всей территории России.

Одновременно с этим, по «инициативе президента Академии художеств» , которого давно беспокоило состояние уровня культуры и просвещения в Л) Дальман С В Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX провинции, Академия активно участвует и поддерживает создание художественных и художественно-ремесленных школ и училищ в городах Российской империи.

Рисовальные и художественные школы в провинциальных городах стали возникать еще в начале XIX века по инициативе частных лиц, занимавшихся благотворительной деятельностью и стремящихся к просвещению населения. Открытие и выдвижение молодых дарований составляло одну из сторон разноплановой деятельности художественных школ и училищ.

Первая такая школа была основана в 1802 году академиком А. В. Ступиным в Арзамасе. В 1809 году Императорская Академия художеств не только обратила внимание на эту школу, но и приняла ее под «свое покровительство». В течение последующих десятилетий аналогичные школы были организованы в Саранске, Киеве, Харькове и некоторых других городах. В 1832 году Министерство народного просвещения по инициативе Академии художеств, образовало специальный Комитет для составления программ обучения и выработке «Положения о рисовальных учителях». С каждым годом потребность в учителях рисования для низших и средних учебных заведений возрастала такими темпами, что помощь Академии художеств в их подготовке стало оказывать Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 70-е годы XIX века стремление к просвещению приобрело невиданный прежде размах. Оно стало массовым и отвечало просветительскому духу времени. В связи с этим, один из преподавателей Академии художеств, профессор К. Маковский, писал: «Если в области художественной педагогики есть истина бесспорная — так это та, что дарование нужно оберегать и развивать с самых молодых лет, с возраста отроческого — с двенадцати лет. В этом возрасте нужно принимать детей в художественную школу, в которой бы давалось и общее образование». Серьезную заинтересованность и озабоченность вопросами развития художественного образования высказывали и другие преподаватели и члены Императорской Академии художеств. Подъем общего уровня культуры и национального самосознания, по мнению многих общественных деятелей должен был способствовать укреплению национальных устоев общества и государства. Отвечая требованиям времени в Одессе, Казани, Пензе, Харькове благодаря поддержке общественности и благотворительной помощи меценатов, открываются художественные школы. По установившейся традиции Академия художеств берет эти школы под свое покровительство и оказывает всестороннюю поддержку.

Инициативы великого князя Владимира Александровича по сохранению культурного наследия и развитию музейного дела в России

Развитие русского искусства и возрождение национальных традиций, прежде всего, было связано с подъемом национального самосознания и сохранением культурного наследия, как одной из важнейших государственных задач. Историческая наука никогда прежде не имела столь большого значения в жизни и в искусстве, как в середине XIX - начале XX века. «Концептуальное обращение к истории в художественной среде было созвучно широчайшему интересу к истории в российском обществе».113

К сохранению памятников истории и культуры серьезно стали относиться в России только со времен императора Николая І. В 1832 году по его Указу был разработан и утвержден «Устав строительный», запрещавший снос архитектурных зданий, построенных до начала XIX века.. Тогда же, под непосредственным наблюдением президента Академии художеств А. Н. Оленина, стали организовывать учебные поездки по России, с целью археологических и научных исследований. Начиная с этого времени, Императорская Академия художеств активно участвовала во всех крупнейших восстановительно-реставрационных работах по исследованию русских архитектурных древностей. Первые научные археологические изыскания, проводившиеся под руководством академиков Ф.Г.Солнцева, Н.Е.Ефимова, Ф.Ф.Рихтера и И.И.Горностаева, « позволили лишь слегка приоткрыть завесу незнания, которой от людей XIX века был долгое время скрыт замечательный мир зодчества Древней Руси»"4. Эта деятельность, отвечавшая в первую очередь потребностям осуществлять художественную практику в «национальном стиле» для учащихся Академии, приобрела в то же время и огромное самостоятельное научное значение. Благодаря этим исследованиям, Академия художеств в 1856 году смогла открыть класс православного иконописания и создать при Императорской Академии художеств1, Музей- Христианских древностей. Помимо этого, Академия художеств, старалась выделять денежные средства «... для приобретения лучших образцов византийской живописи и других древностей. Эти образцы надобно будет отыскивать в древних храмах и старинных городах, как-то Новгороде, Москве, Суздале, Владимире, Киеве, на Кавказе...»1 э.

Для усовершенствования сформированной в 30-е годы XIX века системы охраны памятников в России, в 1859 году была создана Императорская Археологическая комиссия. Отвечая запросам времени, Академия художеств совместно с Археологической комиссией начала планомерную деятельность по исследованию, охране и реставрации памятников старины. После назначения на должность товарища президента Академии художеств, великий князь Владимир Александрович, осознавая большую ответственность за состояние памятников архитектуры по всей Империи, всеми силами содействовал развитию этого направления. Одним из его начинаний было решение о ежегодной, летней практике воспитанников Академии. Дополнительно, к уже проводившимся Академией археологическим работам, учащихся, награжденных золотыми медалями, стали посылать « в командировку с научною целию в места, где группируются памятники русской старины» . Согласно принятому постановлению, с 1874 года под руководством академика, архитектора-исследователя Л. В. Даля, стали проводиться учебные экспедиции пенсионеров Академии художеств. В программу поездок входило изучение, обмеры, частичная реставрация древних памятников и «срисовывание тех, которые не испытали позднейших поновлений» . Первая такая «командировка» с воспитанниками архитектурного класса состоялась в 1873 году: «Они побывали в Ярославле; Ростове, Костроме, Нижнем. Новгороде, Чебоксарах, Москве и ее окрестностях. Выполненные на основе выявленных материалов 137 рисунков и чертежей древних памятников поступили в архитектурный класс и библиотеку Академии художеств и частично были опубликованы Л.В. Далем в журнале «Зодчий»».118 Позднее оценивая эти экспедиции, журнал «Вестник изящных искусств» сообщал своим читателям: «Огромную пользу делу принесла наша Академия художеств, послав в 1873 году академика Даля Л.В. с двумя помощниками, учениками Академии Леоновым и Веселовским в археологическую художественную поездку по России. Расходы по этому путешествию 10 000 рублей были отчислены из художественной деятельности Академии художеств». Все последующие годы эти экспедиции в основном исследовали древние памятники русского севера. В результате обнаружены были десятки неизвестных ранее деревянных храмов, которые уникальным образом сохранили множество историко-бытовых деталей, изученных и описанных воспитанниками Академии. Такие учебные поездки способствовали «открытию» для всех слоев общества и любителей старины национального наследия северного края, особенностей русской самобытной культуры.

В 1889 году, распоряжением Министерства Императорского двора проведение археологических раскопок и реставрация древностей было отдано под общий надзор Археологической Комиссии и Академии художеств, а с 1890-х годов Императорская Археологическая комиссия стала ведущей организацией в решении вопросов восстановления памятников древней архитектуры.

Помимо этого в конце XIX века в столицах и некоторых губерниях были образованы «Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины». Эти общества помогали людям лучше понять культуру своей страны. Русь всегда славилась своими зодчими, иконописцами, талантливыми народными мастерами. В монастырях и храмах, таких как Троице-Сергиева Лавра, Софийский собор в Новгороде, хранились богатейшие коллекции русской иконописи, драгоценной церковной утвари, резьбы по дереву и кости.

Вопросы изучения культуры прошлых веков нередко обсуждались на страницах нового журнала «Зодчий», учрежденного в 1872 году. Издание этого журнала осуществлялось Петербургским обществом архитекторов, созданным под покровительством великого князя Владимира Александровича. Участников одного из съездов русских зодчих 1892 года принимал великий князь в своем дворце. Благодаря поддержке великого князя Владимира Александровича, изучение и реставрация памятников древнерусского искусства продолжали оставаться одним из значимых направлений деятельности Академии художеств. Поездки учащихся Академии художеств по России в годы президентства великого князя Владимира Александровича стали ежегодными, причем количество воспитанников, желающих принять в них участие неуклонно увеличивалось. После кончины Л.В.Даля учебные археологические экспедиции возглавлял профессор А.М.Павлинов, а затем, с 1883 года - профессор В.В.Суслов. Нередко при обсуждении на Совете Академии художеств правил изучения и охраны памятников старины возникал вопрос об издании собранного за многие годы обширного материала. На одном из заседаний Совета было принято решение о публикации материалов исследований, которые были собраны членами научных экспедиций в течении нескольких лет. В этом постановлении указывалось: «...насколько важно сохранение памятников, настолько же, если еще не более, полезно издание этих памятников» " . В соответствии с этим под руководством профессора В.В.Суслова с 1895 года стали, издавать научные исследования по архитектуре с многочисленными чертежами, рисунками и обмерами. В результате они составили семь томов «Памятников древнерусского зодчества», которые выходили с 1895 года по 1901 год, и, как продолжение,- многотомные издания «Памятников древнерусского искусства», которые В.В. Суслову удалось возобновить с 1908 года. Но, все же, главной заслугой профессора Императорской Академии художеств В.В.Суслова признавалась, созданная им научная концепция развития древнерусской архитектуры.

«Во многом взгляды Суслова на национальное своеобразие русской архитектуры близки взглядам И.Е.Забелина....»

И.Е.Забелину, известному российскому историку, председателю общества «Истории Древностей Российских», всячески покровительствовал великий князь Владимир Александрович, член этого общества в течении многих лет. Глубоко изучая вопросы истории великий князь, как и его старший брат, Император Александр III, поддерживал исследования исторического прошлого России. Оба брата были активными участниками созданного еще в t 1866 году, Императорского Русского Исторического общества, причем Председателем общества был сам Император Александр III. Великий князь Владимир Александрович на протяжении ряда лет занимался исследованиями архивных материалов (в частности он исследовал документы, связанные с царствованием Императрицы Екатерины II и др.), о чем упоминает в своих дневниках секретарь этого общества и друг великого князя А.А.Половцов.

Вклад великого князя Владимира Александровича в расширение международных связей в сфере культуры

С самого начала своей деятельности в Академии художеств, великий князь Владимир Александрович стремился к расширению международных связей, понимая как необходимы для развития русской культуры межнациональные творческие контакты. В Академии художеств с первых лет ее существования была традиция отправлять на стажировку для продолжения обучения и знакомства с шедеврами европейского искусства наиболее отличившихся учеников. Воспитанник, получивший по окончании Академии художеств Большую золотую медаль, приобретал право на обучение в Италии или во Франции за казенный счет. Обучение в зависимости от специальности продолжалось от двух до пяти лет. Со временем инструкции и положения о пребывании пенсионеров за границей пересматривались в связи с изменением условий и усовершенствованием программ обучения. Такие правила всегда просматривались и утверждались президентом Академии художеств.

Творческое усвоение чужого опыта, критический анализ своих сил были необходимы для усовершенствования и развития современных тенденций в искусстве. В конце 70 —х годов XIX века в Париже попечительствовал и опекал пенсионеров профессор Академии художеств А.П. Боголюбов.

Мастерская его была центром культурной жизни русской колонии; когда с визитами в Париже бывал великий князь, то он старался, по мере возможности, посещать салон своего бывшего педагога и с удовольствием встречался с академистами. Здесь же, «в помещении русского клуба А.П. Боголюбовым и живущими в Париже русскими художниками была представлена выставка их работ...»" . Небольшие выставки русских художников и пенсионеров Академии, устраивались и в Риме, где в 1885 году был обустроен специальный дом (общежитие) для пенсионеров Академии202.

Такие выставки, где выставлялись наряду с художниками пенсионеры Академии, давали возможность европейским зрителям знакомиться с творчеством молодых русских художников. Посещал эти выставки узкий круг любителей, да и организовывались они не часто, русская культура, даже в своих прекрасных образцах, была недостаточно известна в европейском мире. Именно поэтому одним из приоритетных направлений деятельности великого князя Владимира Александровича в Академии стало, стремление познакомить европейских зрителей с лучшими образцами русского искусства, представленными как преподавателями, так и выпускниками Императорской Академии художеств.

Начиная с середины XIX века, увеличение международных экономических и культурных взаимодействий позволило достаточно регулярно проводить Международные и Всемирные выставки. На этих выставках страны- экспоненты представляли достижения не только в области культуры, но- и демонстрировали развитие многих направлений: науки, промышленности, торговли. В се это помогало в установлении широких международных контактов и давало прекрасную возможность проявить себя, продемонстрировать последние открытия и достижения в науке и культуре. Одна из первых Всемирных выставок такого масштаба состоялась в Лондоне в 1851 году, на ней впервые Россия в художественном плане была представлена достаточно широко. Всемирные выставки были значительными событиями и вызывали большой интерес, они отражали стремление к еще большему укреплению международного культурного сотрудничества. Как член императорской семьи, великий князь Владимир Александрович, в качестве высокого гостя нередко посещал подобные мероприятия.

Всемирная выставка в Париже в 1867 году, где присутствовал двадцатилетний великий князь Владимир Александрович, произвела на него огромное впечатление от всего увиденного. Осознание масштабности этого явления в европейской жизни, возможность органично включаться в европейское культурное пространство, обусловило показ русского искусства во всем его многообразии. Постепенно Россия, усваивая европейский опыт, приобретала навыки участия и организации в столь значимых общекультурных проектах. В 1872 году Императорская Академия художеств, при активном содействии тогда еще товарища президента великого князя Владимира Александровича подготавливает к экспозиции на лондонской международной выставке отдел русской художественной культуры. «Английская печать единодушно отводит "русской галерее" первое место, но при этом особое внимание и интерес уделяет работам не "академически-классического характера", а бытовым, каковыми были. произведения К. Е. Маковского, В. В. Верещагина, М. М. Антокольского и некоторых других русских художников»." Об этом первом значительном успехе русского искусства В. В. Стасов написал: «...русское искусство вдруг присутствует на Всемирной выставке, но как присутствует! Все его увидали, все заметили, все с почтением поклонились ему... Целая толпа лондонских журналистов ... объявила, что русское искусство перещеголяло все остальные школы...Бывало ли когда-нибудь говорено и писано в Европе что-нибудь подобное про Россию?»" 4.

На следующий год Академия художеств с не меньшим успехом принимает участие во Всемирной венской выставке. Великий князь Владимир Александрович посетил эту выставку и гордился вместе с художественнымь критиком В. В. Стасовым нашими достижениями; По итогам работы выставки В. В. Стасов, опубликовал обширный материал под названием «Нынешнее искусство в Европе», в котором он сообщал своим читателям: «Прекрасные жанры многих наших новейших живописцев отводили нам очень почетное место на выставке»" . Одобрение критики заслужили работы В. Перова, В. Маковского, К. Маковского, А. Харламова, Н. Ге, В. Верещагина и ряда других художников. По предложению великого князя Владимира Александровича, наряду с другими работами, в Вене была представлена и с большим успехом экспонировалась работа В. П. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», принадлежащая великому князю. Эта картина по сей день украшает «Дубовый зал» Владимирского дворца (Дома ученых им. М. Горького РАН).

Лучшим скульптурным произведением русской школы на выставке был признан «Иван Грозный» М.М.Антокольского. Из представленных архитектурных образцов «иностранная художественная критика с большою симпатией отнеслась нынче к национальной нашей архитектуре. Венская газета "Presse" посвятила даже особую большую статью подробному разбору всего нашего архитектурного материала. В отделе художественно-промышленных вещей можно указать на целую группу произведений, справедливо обращавших на себя внимание многих тысяч людей и делавших нам честь» .

Всемирная выставка в Вене 1874 года по тем временам оказалась самой значительной по масштабам и количеству зрителей. За полгода ее посетило более 450 тысяч человек. Первые успехи русских художников на Всемирных и Международных выставках показали, как прозорлив был великий князь

Владимир Александрович, видя в межнациональных творческих контактах одно из приоритетных направление в академической работе, дающей импульс для развития отечественной культуры. Совет Академии с удовлетворением констатирует достижения русского искусства и с достоинством отмечает, что наших академиков приглашают к участию в работе международного жюри:

Для истории русского искусства важное значение имела Всемирная выставка в Париже 1876 года. По настоянию великого князя Владимира Александровича и при его участии Академия организует русский отдел, где наряду с художниками «академической» школы были представлены, по выражению В.В.Стасова - «все русские художественные силы». Решением Совета и согласно рекомендации великого князя к участию пригласили художников-передвижников. В результате многие из участников выставки получили правительственные награды Франции и кресты Почетного легиона. Многие критики обратили внимание на художников «Третьяковской школы», так «передвижников» назвал в своей статье, опубликованной в «Gazette des beaux- arts» писатель Duranti. Один из значительнейших французских критиков Мариус Вашон сообщал читателям в газете «France» от 24 июля 1876 года: «Для большинства посетителей выставки русский художественный отдел- сущее откровение, полное приятных неожиданностей. ...не ожидали встретить тут такое огромное количество оригинальных созданий, с таким неоспоримым значением и представляющих это редкое качество - резко обозначенный характер индивидуальности...»207.

Похожие диссертации на Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры