Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Басенкова Любовь Васильевна

Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций
<
Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Басенкова Любовь Васильевна. Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Басенкова Любовь Васильевна; [Место защиты: Гос. акад. славян. культуры].- Москва, 2010.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/69

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социогенетический анализ детских субкультур: содержание, функции, традиции.

1.1. Происхождение детских игр; ролевые, игры, театрализованные, символические формы коммуникации среди детей 16

1.2. Детские игры и культура народного быта (обряды, ритуалы, обычаи) в России 52

1.3. Детская мифология : традиции и новаторство 69

Глава 2. Детские игры в современном социокультурном пространстве.

2.1. Принцип культуросообразности в этно-психолого-педагогическом исследовании традиционного и современного мира игры 87

2.2. Компьютерные игры (СМИ, Интернет) в субкультуре детства... 107

2.3. Детские игры и игрушки в аспекте влияния западной культуры на отечественную 115

Заключение 131

Приложение 135

Список использованной литературы 144

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Темой данной работы являются детские игры в современном социокультурном пространстве России. Детские игры в своей основе имеют обрядовые мифологические, фольклорные традиции и аккумулируют в себе память многих поколений народа. Они всегда входили составной частью в культуру народного быта, переплетались с обрядами, обычаями, ритуалами. В современной России вопрос сохранения и развития богатых традиций народной культуры чрезвычайно актуален, особенно, когда речь идет о детях, молодом поколении, которое подвергается мощному воздействию СМИ, рекламы, где пропагандируется западный образ жизни,чуждые нам культурные стереотипы, в том числе игры, игрушки. Они никак не могут соответствовать нашим российским традициям, нашему менталитету. Все то, что окружает ребенка с самого раннего возраста, призвано воспитывать и развивать его нравственно-эстетические чувства - прежде всего любовь к Отечеству, гордость за великую русскую культуру. Детские игры, опирающиеся на народные традиции, - важный компонент в этом процессе.

В последней четверти XX в. в мире произошел ряд событий, позволяющих говорить о таком явлении, как «этнический парадокс современности». С одной стороны, происходит нивелирование духовной культуры, вызванное процессами глобализации, с другой - наблюдается стремление сохранить свое «Я» на уровне определенного этноса - этническую самоидентификацию. Начинается активный поиск «национальных корней».

В связи с этим на первый план выдвигается анализ детской субкультуры с точки зрения культурных ценностей и норм, составляющих основу национального менталитета и нравственности народа (Г.П. Мельников1).

Понятие «субкультура» является одним из ключевых в современной культурологии. Многообразие его трактовок свидетельствует о недостаточной

1 Мельников Г.П. Истории кулыур славянских народов. - М., 2004, с.56-114

прояснешюсти этого термина и стоящего за ним культурного явления.

Изучение вопросов, связанных с детской субкультурой особенно велико в ситуации «культурного взрыва»2 переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, рассчитанные на стабильные ситуации, в детской субкультуре существует прогностический потенциал предчувствия, предвосхищения новых траекторий развития культуры.

Ряд отечественных исследователей (Гуревич П.С., Давыдов Ю.Н., Катаев С.Л., Кучмаева И.К., Роднянская И.Б., Матвеева С.Я., Сухарев А.В3., Шибаева М.М.) относят его к различным социальным группам с их интересами, образом жизни, профессиональной деятельностью и т.д. П.С. Гуревич определяет субкультуру как «суверенное целостное образование внутри господствующей культуры», имеющей собственный ценностный строй, обычаи и нормы.

В 1870 - 1880-е годы отечественные этнографы пришли к пониманию детских игр как примечательного культурного явления субкультуры детства.

Вскоре детские игры становятся объектами символистской рефлексии. В 1906 году А.К. Герцык в педагогическом журнале печатает статью «В мире детских игр»4, посвященную играм своего детства, на которую откликается в «Золотом руне» М.А. Волошин5. Волошин резко повышает статус детской игры, декларируя, что «понятие игры, мифа, религии и веры неразличимы в области сонного сознания», т.е., собственно, в символизме.

В России имеется своя специфика в воззрениях на ребенка и его место в социальной системе. С одной стороны, юридическое бесправие детей были присуще всем сословиям в России до середины 19 века, однако фактическая

2 Логмаїї ІО. Культура и изрыв. - М.,1992, с.29-34

3 Примеч. В монографии «Этнофункциональная психолошя. прорыв в terra incognita» Сухарев Л.В. отмечает определенные
стадии отношения человека к этнокультурной и природной среде. 1) сказочномнфолошческую; 2) коїщсіггуальнорслшиозную
и 3) технотронносциентисткую. Содержание и динамика этих стадий имеют определенные этнические функции Условия
возникновения этнофупкционалыюгопсихнческого дизоіеиеза моїуг, например, проявляться и том, что ребенок, ролинпшйся в
Подмосковье, к процессе воспитании был лишен сказочногдиовеппых оіноіиений с миром, и имеет» Бабы Яш, Спеїурочки и
Р)салок ролшели с раннею возраста обеспечили ему компмиїер и іехпоіроппоцивнлизовдпньїе шрушки. В этм проявляется
зіноф\іімінона\мюс нарушение иослеловтелыюеш сталий оіпоіеиеза, коїорое можно интерпретировать в общем случае и
как забегание вперед и как возврат к филогенетически более ранним этапам.

4 Герцык Л.К. В мире детских шр//Русская школа,1906,№10, с.34
s Волошин М.Л. Золотое руно, 1909, №11, с.68

ценность детства была иной. Существовал особый тип детской святости в традиционной русской культуре - благоговейное почитание святых детей в религиозной жизни народа, таких, как Дмитрий Углический, Иоанн Устюжский, Артемий Верхольский, Боголеп Черноярский и другие. Тайна святости и непостижимая тайна детства соединились как уникальное явление русской духовности, сохранившееся по сей день.

Со второй половины XX столетия в мире наступает качественно новый этап прежде всего юридического признания статуса детства взрослым сообществом: 1959 г. - Декларация прав ребенка, принятый ООН, 1979 г. -ЮНЕСКО объявлен Годом Ребенка, 1989 г. - принятие Международной конвенции о правах ребенка. Появление детских Международных конгрессов, «детской дипломатии», детских творческих форумов и союзов и т.д.

В настоящее время анализ детства в системе его многообразных связей с миром характеризуется, во-первых, изменением к концу XX столетия социального статуса ребенка (от полной зависимости от воли взрослых - к отношениям паритетности и правам ребенка), а во-вторых, все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и отсутсвием общего методологического подхода к анализу Детства как развивающегося феномена в культуре и обществе.

Необходимость междисциплинарного синтеза проблемы детства как особой психосоциокультуной категории, с помощью которой возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими видными учеными . Увеличиваются исследования по экологической психологии развития ребенка (У. Бронфенбреннер), по этнографии детства (М.Мид), по социологии детства (Собкин B.C.), экологии детства (Панов В.И.), антропологии детства (Слободчиков В.И.).

Изменение статуса детства в обществе требует нового подхода к

(,;5аззо IV, Москоничи С, І к-іроисміГі Л.В.,Фє.\і>лііш.'шіД.И., Харе Р., Эльммши Л1>-. Эрнксон Э.

изучению ребенка в предметном и социальном мире.

Актуальность связана с обращением к феномену детства в современности в контексте междисциплинарного подхода к различным составляющим этот феномен.

Социокультурный кризис оказывает самое неблагоприятное влияние на состояние и развитие образования, которое все более очевидно теряет свои культурообразущие функции, свое влияние на формирование нравственности. В этих условиях все острее, по выражению Библера B.C. , осознается необходимость сдвига культуры и се проблем в эпицентр человеческого существования. Необходимо спасение и возрожденипе традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа.

В связи со всем сказанным становится очевидной актуальность исследования, так как при всей значительности объема наработанного материала и разнообразия исследовательских подходов и в наше время роль детских игр в социокультурном пространстве остается недостаточно изученной.

Степень изученности проблемы. Изучение феномена детства и его роли в процессе инкультурации до сих пор входило в сферу интересов различных наук - философии, психологии и педагогики, этнологии и этнографии, фольклористики и, в меньшей степени, - культурологии.

Ученые, обращающиеся к исследованию роли традиций игровой культуры в онтогенетическом развитии, тяготеют к многоаспектному анализу проблемы.8 Традиционные детские игры, «встроенные» в современный социальный и культурный контекст, анализируются как целостная образовательная среда, аккумулирующая лучшие национальные традиции и вследствие этого поддерживающая культурную идентичность в условиях унификации образования; как один из доступных современным детям способов творчески приспособиться к социальной и культурной ситуации.

7 Библер B.C. І Іраііспіспіі(>сп>.Кулі»іура.Соирсмсчіііосп..- М.,1988,с.89-119.

8 Вьцтскнй Л.О., Юлии Э.Г., Коул М., Кле М., Лешш К., Залужлый Л.С, Шацкий СТ., Щслрошщкий I .11.,
Фортуна і он 1 '.Л. І Ьучспис леїских коллективон//Вссшик иросиещенця, 1925, №9, с.56-59

Хензипга 11. I lomo l.udeiis; Стаїьи по истории кулмуры. — М., 1997., с. 289-345

В широком диапазоне исследований традиционных детских игр и игрового фольклора рассматривается роль игровой культуры детства в социальном развитии (Кучмаева И.К.9). Благодаря действующим в игре специфическим законам социального саморегулирования поддерживаются ритуалы общества сверстников, через которые дети осваивают позиции социальной центрированности и периферийности, независимости; реализуют потребности к общению в игровой компании вне контроля взрослых; преодолевают трудные ситуации в общении со сверстниками и взрослыми (М. Осорипа10); развивают дух творчества, радости жизни, свободы индивидуальности, способствующие формированию более общительного и менее агрессивного поколения.

Существют разные определения понятия «игра». Игра - это школа произвольного поведения (Д.Б. Элысонин). Игра - школа морали в действии (А.Н. Леонтьев). Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектаульных, физических и моральных сил, а главное «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (Запорожец А.В.). По мнению Зеньковского В.В. «игра - свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке»11, средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его творца.

Смещение акцента с проблем социализации на осознание мира детства как особого возраста жизни (Ф. Арьес12), как «не взрослого» состояния общества и особого социального явления с объективно заданными тенденциями развития (Фельдштейн Д.И. ); имеющего историческое происхождение и природу, обеспечивает понимание роли в развитии личности «живых» феноменов детской субкультуры - детской мифологии, игрового фольклора; игр, ритуалов, словесных произведений (Субботский

4 Кучмаева И.К.Ооциальпые .закономерности и механизмы наследовании культуры. — М.,2006, с.33-90

10 Осорина М.В. О некоюрых ірадіщношімх формах коммуникативною поведения летей в кнше «Этнические стереотипы
повеления»). - Л.,1985, с.45-81

11 Зеньковскнй В.В. Психология детства.-Лейпциг, 1924.

12 Лрьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999, с.71-108

13 ФельдиггеГш Л.11. Человек и современном мире. Тенденции и потенциальные возможности развитші.-М., 2008,с.90-130.

E.B. ); способов деятельности, форм общения, осуществляемых в детских группах относительно независимо от взрослых (Абраменкова В.В. |5).

При таком понимании детства проблематизируется роль традиций игровой культуры в утверждении детьми свободы, независимости, права на особую детскую тайну, на свою собственную историю в пространстве взрослого мира. Состояние детской игры и детского сообщества признается показательным симптомом и индикатором состояния детства (Эльконин Б.Д.).

Ситуацию игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений ученые характеризуют как кризис игровой культуры, сопровождающийся распадом сюжетно-ролевой игры, стереотипизацией игр в ролевых зонах, замыканием игры в рамках жесткой игровой традиции, снижением игровой инициативы детей, часто сводимой к бессюжетному манипулированию игрушками (Касаткина Е.И., Комарова Т.С., Смирнова Е.О., Собкин B.C.). Игровая деятельность современных детей в семье жестко задана набором игрушек и игрового оборудования, не всегда отвечающего психолого-педагогической направленности (Гринявичене Н.Э., Саар А.С.).

На сегодняшний день исследования в рамках психологии опираются на концептуальные разработки Юнга К. Г., Выготского Л.С.

Основным достижением последних десятилетий XX века стали исследования Божович Л.И., Кругликова В.А., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C., Петровского А.В., Рубинштейна С.Л. и др.

Фактический материал, а также основные положения этнографии и социологии детства связаны с именами М.Мид, Э.Эриксона, изучавших детство традиционных обществ. В социологии детства, особенно в отечественной науке, большое значение имеют работы Кона И.С., отражающие влияние культуры на социализацию ребенка.

Одним из первых отечественных ученых определенную

14 (ї)Г)Г>оісмій К.В. І'сйспок оікрмиаеі мир. — М., 1991, с.207.

15 ЛГ>рамеіікона В.И.,15ороГ>ьеи Л.В. Экспериментальные лісним исследования личпосш н ноллеіпіше// Научная >кіізііь,1985,
№7, с 178.

16 Эльконин 1>Л- Избранные психологические труды.- М., 1989, с.60-77.

феноменологизацию детского быта осуществил Виноградов Г.С. , отметив в нем наличие черт, не встречающихся у взрослых. Подражая старшему поколению, учась у него, дети, тем не менее, не копируют взрослую жизнь.

Исследование детского фольклора в России, как и за рубежом, на начальном этапе ориентировалось на чисто фактологический сбор материала: труды Даля В.И., Покровского Е.А., Шейна П.В. и других. Теоретические исследования, посвященные детскому фольклору как особому явлению, появляются лишь во второй половине XX века и связаны с именами Аникина В.П., Круглова Ю.Г., Мартыновой А.Н., Проппа В.Я., Померанцевой Э.В., ЧичероваВ.И. и других.

Все эти работы позволили выделить детский фольклор в самостоятельный раздел народно-бытовой культуры (Михеева Л.Ы. , Расторгуев В.Н., Селезнева Е.Н.), а значит, обосновали правомерность его изучения с позиций детской субкультуры.

Все большее значение на сегодняшний день приобретают междисциплинарные исследования мира детства как социокультурного феномена. В этом отношении особый интерес представляют публикации М.В. Осориной19.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами (М. Брейк, Д. Дауне, У. Лабов, Р. Швендтер и др.). Как система норм и ценностей определенных групп, эти понятия анализировались в контексте различных наук. В социологии рассматривается социальная природа явления, его роль в социальном взаимодействии, институтах и отношениях (Родионова С.А., Сластснин В.А.); в социальной психологии - М. Аргайлом, Знаковым В.В., А. Фернхемом, Хотинцом В.Ю. активно привлекается понятие субкультуральная «подростковая психология». На современном этапе

Вишлралон Г.С. Сірапа детства. - СПб., 2000, с.345.

Михеева Л.І I. Русские народные праздники.- М., 2007, с. 34-67.

Осормна М.В Секретный мир детей п пространстне мира взрослых.- СПб., 1999. с.34-76.

широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультуры в контексте активно развиваемых тендерных исследований. К ним относятся труды Лрутюняна М.Ю., Бендаса Т.В., Кареловой Г.Н., Кирилиной А.В., Клециной И.С., Лаховой Е.Ф., Мельниковой Т.А., Хасбулатовой О.А. и других.

Важным представляется изучение детского опыта, который позволяет проанализировать освоение культуры личностью. Можно выделить две базовые ориентации в изучении детского опыта. Во-первых, анализ влияния характерных для культуры или субкультуры образцов социализации и инкультурации на характеристики личности и поведения, разделяемые большинством членов сообщества. Во-вторых, установление связей между элементами раннего индивидуального опыта и спецификой черт личности и поведения взрослого индивида. Благодаря этому расширяется круг возможностей при интерпретации и объяснении устойчивости и изменчивости внутрикультурных и межкультурных различий в поведении индивидов (Громов М.Н., Жиленко М.Н., Орлова Э.А., Мельников Г.П.).

Согласно точке зрения, господствующей в психологической антропологии(Слободчиков В.И., Орлова Э.А.), личность как культурная форма индивида определяется следующими группами факторов: органические, биологические, врожденные поведенческие предпосылки, стереотипы активности и нормы групп, к которым принадлежит индивид, правила поведения, характерные для ролей, исполняемых индивидом в различных социокультурных ситуациях. Определенное значимое влияние на формирование личности могут оказывать случайные обстоятельства. Следует подчеркнуть, что влияние культурных образцов поведения на формирование личности отнюдь не абсолютизируется; считается, что вещи и технологии, с которыми индивиду приходится иметь дело, оказывают не меньшее формирующее воздействие.

В социализации и инкультурации принято выделять две основных стадии: первичную, или детскую (обычно включая подростковый возраст) и

вторичную, или социализацию взрослых, включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках и пенитенциарных учреждениях. На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задача взрослых здесь — сформировать у нового поколения адекватные навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей - максимально полно овладеть "азбукой" культуры. Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры. Ранняя социализация характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Эта ступень социализации рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность культуры20.

Объект исследования - субкультура детства в современном социокультурном пространстве России.

Предмет исследования - специфика функционирования детских игр в рамках субкультуры детства, с точки зрения сохранения и развития отечественных традиций.

Проблема. Все возрастающее влияние СМИ, компьютера на сознание, поведение и игровую деятельность детей, активное вторжение в детскую субкультуру стереотипов западной культуры порождает проблему сохранения и развития отечественных традиций в процессе социализации детей, выяснение роли в этом процессе игровой деятельности и рассмотрения философско-культурологической специфики развития традиций детских игр в современном социокультурном пространстве России.

Цель исследования - раскрыть значение и специфику детских игр в

20 Э.Л. Орлова «Социокультурное пространстпо обыденной жпзші»,М.2002,с.54-87

современном социокультурном пространстве России.

Поставленной целью обусловлены задачи исследования:

выявить содержательные и функциональные характеристики детства как социокультурного феномена;

рассмотреть процесс сохранения и развития отечественных традиций детских игр (в том числе - детского фольклора), выявив философско-культурологическую специфику;

рассмотреть социальные аспекты, направленность и содержание современной игровой деятельности детей и влияние СМИ и компьютера на игровую деятельность подрастающего поколения;

проанализировать тематику детских игр, дать их классификацию;

выявить влияние культуры народного быта (обряды, обычаи, ритуалы) на детские игры и раскрыть специфику проявления фольклорных традиций в детских играх и игрушках;

продемонстрировать роль традиций детской мифологии в бытовании современных детских игр в социокультурном пространстве России.

Методы исследования :

Историко-культурологический метод, согласно которому традиционная культура народа является транслирующим и моделирующим механизмом, отражающим многосторонние культурные процессы развития культуры ребенка;

структурно-функциональный, позволяющий раскрыть процесс инкультурации посредством детского фольклора;

историко-сравнительный и аксиологический.
Методологическим обоснованием диссертации послужил комплекс

подходов, сформировавшихся в культурологии, фольклористике, этнографии и этнологии, прежде всего - концепция коллективной культурной деятельности Лотмана Ю.М. и теория этнокультурных стереотипов Байбурина А.К., Арутюнова С.А., Цивьян Т.В.

Особое значение для решения поставленных задач имели научные идеи

о суггестивном потенциале культуры детства, формирующем этническое сознание (Мартынова А.Н., Осорина М.В.).

Использовались идеи социологической школы в культурологии: теория социокультурного конструктивизма, коммуникативная теория Ю. Хабермаса, социокультурные концепции Г. Зиммеля, П. Сорокина.

В диссертации также использовались современные подходы,
позволяющие рассматривать «территорию детства» как

этнолингвокультурный феномен (Карабулатова И.С., Ермакова Е.Е., Зиннатулина Г.И.21).

Научная новизна исследования связана с тем, что детская субкультура рассматривается как феномен в аспекте сохранения и развития традиций русской народной игровой культуры.

Дана характеристика исторического социокультурного опыта использования игровых методов в воспитании подрастающего поколения.

Осуществлен междисциплинарный подход к анализу детской игровой деятельности, с точки зрения развития в современной игре культуры быта народа(обряды, обычаи, ритуалы).

Проанализирована роль детских игр в современном социокультурном пространстве России, их устойчивость и изменчивость.

Осуществлен анализ культурного контекста игровых традиций в исторической ретроспективе и на этапе современности. Подчеркнут процесс развития традиций детских игр в России, что позволяет выявить их философско-культурологическую специфику.

Исследована роль традиций игровой культуры как системы сопровождения человека на этапах его развития как личности.

Показано влияние СМИ, рекламы, компьютера, телевидения на динамику изменения содержания и некоторых форм современных детских игр - как в позитивном, так и в негативном планах.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой

21 Караоулаюиа И.С., 1 Ермакова Е.К., Зиннатулина Г.И. Территория деїста как этнолишвокультурпый феномен: обряды, заюкоры и колыбельные песни народов Тюменской області и.-Тюмень, 2005, с.12-67.

междисциплинарного подхода к изучению феномена детских игр в современном социокультурном пространстве России - что имеет значение для культурологии образования (вопросы, связанные с воспитанием личности, а также с выявлением социокультурных оснований ценности образования, с точки зрения инкультурации личности ребенка).

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения инкультурации посредством детского фольклора. Кроме того, результаты исследования могут использоваться при подготовке соответствующих учебных курсов и спецкурсов в системе среднего специального и высшего образования.

Гипотеза состоит в предположении того, что процесс социализации детей, формирования юной личности будет наиболее позитивным и успешным при учете и развитии богатых традиций отечественной культуры, в том числе детского фольклора; при этом преимущественное влияние должно быть уделено благотворному влиянию культуры народного быта; должно учитываться также влияние компьютера и СМИ на поведение и современную игровую деятельность детей.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Опыт игрового освоения ребенком реалий предметного, образно-знакового, природного мира в традициях игровой культуры.

  2. Развитие личности в традициях русской игровой культуры, отражающих социально-нормативную реальность, осуществляется в направлении от освоения социально-нормативных отношений, зафиксированных в игровых сюжетах, к овладению практиками реального межгруппового общения.

  3. Традиции игровой культуры выступают условием развития и бытия личности ребенка, задавая систему сопровождения человека на этапах его онтогенеза как социальной единицы и уникальной личности.

  1. Процесс развития традиций детских игр (в том числе детского фольклора) позволяет выявить их философско культурологическую специфику, отражает социально-нормативную реальность.

  2. Реализация специфических социально и личпостно значимых функции (тренинговые, социализирующие, развлекающие, рекреационные, релаксирующие, психотерапевтические и мн. др.), обогащающие развитие личности, в традициях игровой культуры, связанные с сохранением богатого мира русского игрового фольклора, детской мифологии.

  3. Детские игры и их компоненты(считалочки, диалоги, игровые положения) осмысляются как реликты древнейших культурных традиций, сохранившихся в специфической детской среде.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были предметом обсуждения на заседаниях кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, а также докладывались на ежегодных научно-практических межвузовских конференциях(март 2006, ноябрь 2007, октябрь 2008, март 2009) и на конференциях Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) по актуальным проблемам теории и истории культуры, искусства и образования (март 2008, март 2009). Опубликовано 8 работ, общим объемом 2 п.л. На основании разработанной темы исследования было проведено несколько уроков в начальной школе на базе ГОУ СОШ №480.

Структура работы. Диссертация объемом 158 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 232 наименования, приложения (сценарий праздника «Масленица» для детей).

Происхождение детских игр; ролевые, игры, театрализованные, символические формы коммуникации среди детей

Детская субкультура (от лат. sub - под и cultura -возделывание, воспитание, развитие) - в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития22. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и, вместе с тем, она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых23.

Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве "некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью", в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж. Ж. Руссо "О воспитании" (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиографические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л. Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.

В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов. Бесспорным лидером в этой области исследования культур было направление "Культура-и-личность" (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир "взрослой" культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.

В то же время детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску.24

Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка" 25, 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка - все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией

общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость), члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношении .

Игра-одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Различные исследователи и мыслители строили различные теории игры. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

Что же такое игра - доступная ребенку и трудная для постижения для ученых?

Прежде всего, игра - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра - это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра - это деятельность; игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека "игра - дитя труда"27.

Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иным виды практической неигровой деятельности.

Детские игры и культура народного быта (обряды, ритуалы, обычаи) в России

Мир для человека всегда был единым целым. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад. Все, что было лишним и громоздким или неподходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, постепенно рождалось в глубинах народной жизни и конкретно в каждой семье, частью заимствовалось у других народов и быстро утверждалось по всей России56.

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и целостность вовсе не противоречили красоте и многообразию.

Молодое поколение во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития. Культура, народный быт обладают глубокой преемственностью. Детский фольклор - это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении всего социогенеза; его составляют: традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и прочее); детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, стихи, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории- небылицы); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды)57.

Сегодня детский фольклор - обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.

Современное осмысление категории «детский фольклор» требует осознания его специфики, для выявления которой недостаточно рассмотрение детского фольклора лишь в русле народной традиции. Для этого необходимо равноценное внимание к обоим словам (а за ними -явлениям) понятия «детский фольклор».

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Колыбельные песни. Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка—дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу: Сон да дрема, Приди к Ване в голова, Сон да дрема, Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер . Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя но деталям и подробностям, — продукт позднего времени. Кота зовут ночевать: Ваня будет спать, Котик Ваню качать.

Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».

Принцип культуросообразности в этно-психолого-педагогическом исследовании традиционного и современного мира игры

Минувший XX век, именно в силу своей исторической завершенности, притягивает внимание исследователей, понимающих, что история - это обращение к прошлому в целях познания настоящего и будущего. Прошедший век выявил, обнаружил и трудами ряда выдающихся культурологов поставил научную проблему игры как явления культуры, науки и человеческой жизни, таким образом и были заданы контуры общенаучной проблемы мира игры.

Культуросообразное развитие возможно только для тех, кто помнит и умеет на уровне индивидуального и общественного сознания выстраивать и отстаивать в реальной жизни перспективные стратегии развития. XX век в целом и своей реальной историей, с одной стороны, и историей постижения игры и ее использования (игропрактика), с другой стороны, показал необходимость учета игрового элемента человеческой культуры, игр (игр бытия) разных типов и игр сознания людей, которые все чаще ставят личность и человечество перед глобальным выбором: бытия и небытия, эволюции и революции, побед и поражений, этик и эстетик развития в его (т.е. развития) позитивных и инфернальных вариантах. Игра должна быть осознана и понята в своем развитии, то есть культуросообразно.

Как известно, объектом, а затем предметом каждой науки (игрографии - игрологии и т.п.) становится достаточно обоснованно и объективно (т.е. онтологически) обособленная часть действительности -игра и/или мир игры. Раскрыть историко-культурный и культурно-психологический "сплав" теории и практики деятельности в сфере игры, особость этой переломной эпохи как первого опыта осмысленного поиска в интенсивной практической деятельности и в пауке 1920-х годов перспектив культурно-воспитательного использования возможностей игры в социальной практике общественного и индивидуального развития. Это короткий в историко-культурном смысле, но яркий период, охватывающий приблизительно 1918 - 1928/29 годы. В вышедшем в 1918 году непериодическом издании "Игра", посвященном воспитанию посредством игры, читаем: "Слово "игра", поставленное в заголовок настоящего издания, принадлежит к числу величайших на языке человеческом и знаменует собою понятие необычайной широты." Далее автор предисловия А.В.Луначарский пишет: "Охоту, бой, повседневный труд, любовь он, еще дикарем, в часы досуга, превращает в театральное действо, хоровод, игру, которую считает обрядом, в которой одновременно наслаждается свободой от навязанной извне "работы" и чует восторженной душой присутствие внутреннего закона, закона прекрасной человечности." Культурология игры лишь спустя ровно 20 лет, а именно в 1938 году, в лице Йохана Хёйзинги с его книгой о Homo Ludens e наука вновь вернулась к широкой постановке проблемы "Игра и Культура", то есть обратилась к постижению сущности человека играющего в совсем другой ситуации - в кризисной предвоенной Европе. К опыту революционно-созидательной деятельности рассматриваемого периода постоянно приходится возвращаться, ибо без его осмысления невозможно культуросообразное осмысление истории игры и построение культуро- и человекосообразной стратегии деятельности в этой сфере человеческой жизни, значение которой стремительно возросло на пороге второго и третьего тысячелетий планетарной истории.

Подобно сфере искусства, сфера игры и праздника в историко-культурном опыте России обнаруживало общекультурное, в полном смысле слова мировое, значение. Осуществлялся уникальный опыт перехода, когда культурно-воспитательные задачи были поставлены на столь большую высоту, обрели столь ощутимую общественную значимость, что это было и остается одним из важнейших уроков по использованию празднично-игровых форм в созидательном преобразовании общественной жизни, культурной революции в условиях отсталой социокультурной сферы государства. Возможность полноценно осмыслить этот перелом многовековой российской действительности открылась в полной мере лишь в 90-е годы XX столетия через преодоление трагической для российского самосознания идеологии закрытости, исторической табуированности биографий, которые возобладали начиная с 30-х годов ушедшего столетия. Соединение исторического знания о прошлом с биографическим подходом к рассмотрению изучаемой эпохи является минимально необходимым условием для реализации принципа культуросообразности познания и развития теории и истории игры. Конкретные методы психолого-исторической реконструкции (В.А.Шкуратов ; В.А.Кольцова , Е.Ю.Бодрова и др.), исследования биографии субъекта развития игровой культуры (С.В.Григорьев, 1991) и роли субъекта в создании интерпретации исторических документов, текстов и авторских концепций (Т.М.Дридзе , А.Н.Славская ) являются составной частью общей стратегии культуросообразного познания природы игры. Культуросообразность как методолого-методический подход реализуется с учетом 1) как исторического развития игровых форм, 2) так и способов ее научного познания, осмысления, теоретического, концептуального, образного и т.п. отражения и 3) субъектно-ориентированного практического развития игровой культуры, основанного на понимании природы игры и психологии человека играющего. Такой подход к научному осмыслению традиционного и современного мира игры мы соотносим с развитием современной теории субъекта культуры, в рамках которой нами последовательно разрабатывается проблематика игровой культуры, ее субъекта, теории и истории изучения коллективного и индивидуального субъектов развития игровой культуры, психологического пространства-времени игры, традиций и новаций, типологии человека играющего. В тяжелейших условиях реальной жизнедеятельности практически всех слоев населения происходило вовлечение широких слоев общества в огромную по масштабу работу по развитию творческой самодеятельности человека как коллективного и индивидуального субъекта истории. Этот опыт важен и уникален для понимания роли игры в общественной жизни не только в историческом плане, но и в перспективном будущем.

Похожие диссертации на Детские игры в современном социокультурном пространстве России : к вопросу сохранения и развития традиций