Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры Крыкова Ирина Викторовна

Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры
<
Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крыкова Ирина Викторовна. Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Крыкова Ирина Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/80

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследований феминизма в философии и культурологии 14

1.1. Понятие феминизма, происхождение и его толкование в современной гуманитарной науке .14

1.2. Предпосылки возникновения феминизма как элемента гуманитарной культуры 29

1.3. Особенности феминизма «первой волны» как явления культурного процесса 50

1.4. Феминизм «второй волны» как необходимое условие торжества гуманистических этических принципов в культуре 66

Глава 2. Специфические особенности феминизма как феномена современной русской гуманитарной культуры 92

2.1. Предпосылки и причины возникновения феминистских идей в поле русской гуманитарной культуры 92

2.2. Российский феминизм «первой волны» как проявление тенденций социально-культурной модернизации 118

2.3. Специфика российского феминизма в советский, и постсоветский периоды 137

Заключение 166

Список использованной литературы 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Феминизм как составляющая гуманитарной культуры является условием позиционирования этических принципов в ней. Социальное движение женщин, как отрасль социальных и культурных движений, выступает условием развития принципов демократии, идеалов гражданского общества и необходимой составляющей процесса культурных преобразований в гуманистическом контексте. Гуманитарная культура как важнейшая сфера жизнедеятельности человека и общества, духовного производства, создает и сохраняет в «текстах культуры» смыслы, жизненные ценности и идеалы человеческой жизни, социальные ориентации и стандарты поведения, способствует общественному согласию, консолидации человеческих сообществ, обеспечивает индивидуальное самоопределение личности.

Исследования показывают, что отсутствие женских общественных движений приводит к насилию, саморазрушению, нравственному и социальному цинизму. Социально-культурное равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого существования. Общество не может гармонично развиваться, если в нем принижена чья-либо роль, в частности, созидательная роль женщины; не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал – мужского и женского. Известно, что положение женщины в социуме выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Свобода является непреходящей ценностью и основополагающей сущностной характеристикой человека. Покушение на свободу женщины, на её право быть полноправным членом общества, подавление в ней творческого начала, исключение из культурного процесса самым негативным образом сказывается на развитии культуры. Феминизм, охвативший исторические, философские, религиозные, политические, социоэкономические, этические аспекты, затронувший такие тенденции развития человечества, как перспективы развития будущей цивилизации, пути ее выхода из глобального кризиса, в настоящее время оказывает влияние на изменение состояния человеческого сообщества в направлении гуманизма.

По указанным причинам культурологический анализ феминизма представляется необходимым элементом современной гуманитарной мысли. Современный феминизм, подвергнув критике традиционную патриархатную концепцию социокультурного развития человечества, выдвинул ей альтернативу, в которой женщина предстает в качестве активного и равноценного с мужчинами субъекта культурного процесса. Развитие феминистской идеи в Америке, Европе и России имеет свои особенности, обусловленные историей развития континентов, национальной ментальностью, культурным и религиозным своеобразием. Это обусловило необходимость сравнительного анализа западной и российской культурных традиций в решении проблем гендерного равенства. Несмотря на растущий интерес к проблематике феминизма, ее разработка в отечественной научной литературе уступает западноевропейской и североамериканской. В культурфилософской рефлексии новых социальных явлений и процессов, происходящих в современной России, определенное место должны занять вопросы системности феномена феминизма, возможность его существования в национально-культурном поле, его типологические свойства и структура ценностных предпочтений.

Степень научной разработанности проблемы. Междисциплинарный характер теории и практики феминизма обусловил интерес к нему представителей философии, культурологии, политологии, истории, социологии, психологии, антропологии, лингвистики и т.д.

Сущность женского начала рассматривалась в трудах многочисленных философов. Представление о материальности, телесности, природности феминного содержится в трудах Аристотеля, Вольтера, Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, Платона, Ж.-Ж. Руссо, Сократа, П.А. Бакунина, А. Белого, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Иванова, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, А.С. Хомякова, В.Ф. Эрна, и др.

Об испорченности, греховности женской природы писали Фома Аквинский, Августин Блаженный.

Антифеминистский дискурс нашел также отражение в трудах О. Вейнингера, И. Канта, Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Шопенгауэра, которые отмечали более низкие ментальные способности женщины и представляли ее зависимой, иррациональной, эмоциональной, пассивной, а господство мужчин в обществе объясняли природным предназначением и анатомо-физиологическими особенностями женского организма.

Способность женщины быть полноценной, свободной личностью доказывали К. Агриппа, А. Бен, М. де Гурне, К. Маколей, Б. Мэйкин, К. де Пизан, М. Уоллстонкрафт, М. де Цаяс, М. Эстел, которые видели основной путь независимости женщин от мужчин в получении качественного образования.

Идеи о равноправии полов были высказаны французскими просветителями Вольтером, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, однако они отрицали способность женщин выступать субъектами истории.

Феминистский дискурс в социальной философии представлен в трудах социалистов-утопистов Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, рассматривавших отношения между полами как первооснову социальных противоречий и отстаивавших право женщины быть личностью.

Идеи о маскулинности цивилизации и «женской проекции культуры» высказал Г. Зиммель.

Идею о спасительной миссии женщины, о женственности России высказали русские философы Серебряного века Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, А.С. Хомяков и др.

Работы И.Л. Когана, О.В. Рябова посвящены рассмотрению проблемы женственности и раскрывают ее психологический и философский аспекты.

Проблему женской эмансипации в России затрагивали в своих трудах В.Г. Белинский, А.И. Герцен, А.М. Коллонтай, М.Л. Михайлов, Н.К. Михайловский, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, которые были убеждены в том, что эмансипация общества невозможна без эмансипации женщины.

Как практику разрушения традиционного женского идеала рассматривали стремление к эмансипации П.А. Бакунин, Н.А. Бердяев, Н.И. Соловьев, Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой. Представители славянофильского направления в русской философской мысли К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков видели в эмансипации женщин стремление их к получению права на разврат наравне с мужчинами.

Анализ женского движения на Западе и формирования феминистской идеологии представлен в работах В. Брайсон, Дж. Келли, Дж. Скотт, С.Г. Айвазовой, Е.А. Беловой, О.А. Ворониной, Г.А. Савчук, В.И. Успенской и др.

Феминизм и женское движение в России середины XIX – начала XX века стали предметом изучения М. Бакли, В. Брайсон, Р. Гликман, Б. Клеменс, Г. Лапидус, Р. Стайтса, Л. Эдмондсон, С.Г. Айвазовой, О.В. Ворониной, Н.Б. Гафизовой, Г.А. Ельниковой, М.В. Рабжаевой, Л.П. Репиной, Г.А. Тишкина, О.А. Хасбулатовой, И.И. Юкиной и др. Авторы признают факт существования женского движения как закономерное явление в процессе модернизации и демократизации страны. Специфику российского феминизма в советский период и на современном этапе рассматривают С.Г. Айвазова, О.В. Воронина, Г.А. Ельникова, Г.Г. Силласте, Н.А. Шведова и др.

Положение женщин в конкретно-исторических условиях с применением гендерной методологии исследуют Б.С. Андерсон, Дж. Келли, Г. Лернер, К. Оффен, Ю. Цинссер, С.Г. Айвазова, Г.А. Ельникова, В. Иваницкий, С.И. Кайдаш, Н.Л. Пушкарева, Т.Б. Рябова, В.И. Успенская, И.Р. Чикалова и др.

Социальное положение женщины с учетом культурных традиций и стереотипов анализируют С.М. Моор, Н.М. Римашевская, Г.Г. Силласте и др.

Права женщин, их роль в общественно-политической жизни исследуют С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, Е.В. Кочкина, С.А. Поленина, Н.А. Шведова и др.

Проблемы феминизма с философских позиций рассматриваются в трудах таких авторов, как С. де Бовуар, Б. Фридан, Г.А. Брандт, О.А. Воронина, И.А. Жеребкина, Т.А. Клименкова, А.А. Костикова, Т.А. Ладыкина, Т.А. Рубанцова, Н.С. Юлина и др. В их работах прослеживаются традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе.

Сущность феминистской социологической концепции и феминистской эпистемологии раскрывают Дж. Батлер, Л. Иригарэй, К. Клингер, Х. Сиксу, С. Хардинг, Н. Хартсок, Е.А. Здравомыслова, Н.Л. Пушкарева, А.А. Темкина, С. Шакирова. Они рассматривают женщину как субъект познания, отрицают взгляды биологического детерменизма и считают, что отношения между полами социально сконструированы.

Феминистская история искусств стала предметом рассмотрения Т. Гума-Петерсен, Б. Зентген, Л. Липпард, Л. Малви, П. Мэтьюс, Л. Нохлин, Г. Поллок, Р. Паркер, Л. Тикнер, которые высказали мысль о том, что гендерная дифференциация определяет творческий процесс и восприятие произведений искусства. Женщина как знак была предметом исследований Г. Поллок, Р. Паркер, М. Пойнтон, которые в своих трудах показывают, как изображенное женское тело становится местом дискурса о поле и половой принадлежности.

Либеральное направление феминизма представлено работами Дж. Милля, Д. Ричардс, Х. Тейлор, М. Уоллстонкрафт, Б. Фридан, Н. Блюстоун, С. Окин, А. Росси и др. Авторы исходят из постулата о принципиальном равенстве полов, а основным средством преодоления неравенства мужчин и женщин считают социально-экономические и юридические реформы в рамках существующего общества.

Феминистская критика патриархального общества содержится в трудах теоретиков радикального феминизма – К. Гилиган, Ж. Грир, А. Дворкин, К. Дельфи, М. Мейли, К. Миллет, А. Рич, С. Файерстоун, Е. Фрайджес, Н. Чодороу и др. Авторы ввели в научный оборот такие понятия как сексизм, андроцентризм, маскулинизм, рассматривали в своих трудах такие вопросы, как контрацепция, аборты, проблемы насилия в отношении женщин – проституцию, порнографию, изнасилования и т.д.

Мысль о том, что исторически различные формы классовой системы и патриархата создают разные формы женского угнетения, подчеркивают представители марксистского (М. Барретт, Б. Тейлор, Э. Фергюссон, А. Филипс, Х. Хартман, И. Янг и др.) и социалистического феминизма (Д. Смит, Н. Фрейжер и др.).

Теоретиками психоаналитического феминизма являются Д. Диннерстайн, Д. Митчелл, Н. Чодороу, которые подчеркивают роль социально-культурных факторов в становлении внутреннего мира женщины.

Постмодернистское течение феминизма представлено работами Д. Батлер, Р. Брайдотти, К. Дельфи, Л. Иригарэй, М. Плаза, Э. Сиксу, Ю. Кристевой и др. Опираясь на труды Ж. Лакана, М. Фуко, Ж. Дерриды и др., сторонники этого направления рассматривают гносеологические и онтологические основания феминистской критики современного общества.

При анализе марксистского и социалистического феминизма большое значение имели работы А. Бебеля, А.М. Коллонтай, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, К. Маркса, К. Цеткин, Ф. Энгельса, в которых подчеркивается мысль о необходимости включения женщины в общественную сферу.

При анализе положения женщин в обществе и женского движения большое внимание уделялось трудам зарубежных и отечественных феминисток – А. Адамс, С. Гримке, Э.К. Стентон, С. Энтони, И.Ф. Арманд, С.К. Исполатовой, О.Н. Клириковой, А.М. Коллонтай, А.П. Философовой, М.К. Цебриковой, А.Н. Шабановой и др.

В контексте данного диссертационного исследования несомненный интерес представляют работы, посвященные исследованию культурного процесса. К их числу относятся труды В.С. Библера, А.Я. Гуревича, А.А. Гусейнова, Б.А. Ерасова, В.А. Кантора, Р. Карнейро, Л.А. Уайта, Р. Харриса и др. Проблемы философии и теории культуры, ее фундаментальные характеристики были изучены В.С. Библером, Д. Бидни, К. Гирцом, Дж.П. Мердоком, Л.А. Уайтом, Г.Д. Гачевым, П.С. Гуревичем, С.Н. Иконниковой, М.С. Каганом и др.

Вместе с тем указанные авторы обошли стороной проблемы феминизма, связанные с взаимоотношениями феминизма и принципами этического гуманизма.

Таким образом, анализ степени изученности проблемы дает основание утверждать, что, несмотря на обширную литературу, в которой исследуются различные аспекты феминизма, работ, в которых рассматривалось бы место феминизма в гуманитарной культуре, пока нет.

Целью исследования является анализ генезиса и сущности феминизма как культурного феномена, составной части текста гуманитарной культуры.

Данная цель обусловила собой постановку ряда конкретных задач:

создание системного представления о концептуальных особенностях феминизма;

изучение социально-исторических и культурфилософских предпосылок возникновения феминизма в рамках гуманитарной культуры;

исследование феномена феминизма, его сущности, содержания, функций и основных этапов развития;

сравнительный анализ феминистских теорий, рассматривающих проблемы социального гендерного равенства в границах понятий гуманитарной культуры;

анализ соотношения категорий мужского и женского начал в основных философских, культурологических и гуманистических концепциях;

анализ специфики теории и практики феминизма в России как явления культуры;

выявление значимости форм отражения феминистских идей в современной гуманитарной культуре России.

Объектом диссертационного исследования стал феминизм как явление в пространстве современной гуманитарной культуры.

Предмет исследования – изучение возникновения, развития и трансформации феминистских концепций и движений в культурологическом контексте.

Методологической основой работы является междисциплинарный, интегративный подход, сочетающий принципы историзма, системности с методами философского и культурологического анализа феминизма. Метод реконструкции использован для выяснения специфики исторических форм феминизма. При рассмотрении культурологических приемов исследования феминизма автор использовал герменевтический метод, позволяющий установить корреляции между основными культурологическими концептами и социально значимым содержанием феминистских теорий. В работе применялись также методы сравнительного анализа, контент-анализа научной литературы.

Научная новизна исследования заключается в том, что феминизм как структура современной гуманитарной культуры понимается как сознательно-целесообразная деятельность женщины по отказу от императивов патриархальной культуры, позволяющей выступать в роли субъекта гуманистического культуротворческого процесса.

Данный вывод основывается на следующем:

  1. Установлено, что основными предпосылками возникновения феминизма стали гуманистические идеи о ценности автономной личности, её индивидуальности и способности к творческому самосовершенствованию.

  2. Показано, что субъектность женщины в культурном процессе современности оказывает тотальное гуманистическое влияние на ход человеческой истории, выразившееся в распространении идей доброты, справедливости, терпимости, пацифизма.

  3. Доказано, что женщина инкорпорирована в современное поле гуманитарной культуры, в его социальное, политическое и экономическое пространство в качестве субъекта определенных норм и ценностей этического гуманизма, обеспечивающего благоприятные условия для осуществления культурного процесса, основанного на идеалах всестороннего развития личности.

  4. Определено, что в рамках русской культуры образ женщины-матери впитывая в себя как изменения, происходившие в культурном пространстве России в целом, так и в эмоциональном мире женщины, насыщается личностными характеристиками и эволюционирует в сторону диалектической связи внутренней этико-психологической напряженности с общекультурными изменениями мира современного человека, основанного на исключении любых форм насилия и подавления личности.

Теоретико-практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации заключается в обосновании самостоятельного направления культурфилософских исследований феминистских проблем и анализа гуманитарной культуры с применением гендерного подхода.

Практическая ценность выполненной работы состоит в том, что материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания социальной философии, культурологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. С возникновением традиционного общества в различных культурах женщина была выведена за границы понятий свободы, свободного самосознания, самоопределения народа и его членов, а значит, отчуждена от своего субъектного начала, превращалась в объект собственности, инструмент деторождения. Естественно обусловленный протест стал причиной возникновения феминистских идей и женского движения как одной из форм их реализации.

Феминизм «первой волны», возникший под влиянием либеральных идей о ценности и суверенитете личности и ее правах, был направлен на осуществление прав женщин участвовать в политической жизни общества. С точки зрения феминисток это право могло помочь решить проблему женской дискриминации в сферах общественной жизни (науке, образовании, религии, экономике, искусстве) и семье.

2. Феминизм входит в текст гуманитарной культуры как социокультурное явление, создающее собственную систему общественно-значимых ценностей; выраженных в онтологических основаниях гендерных начал. Современная гуманитарная культура как особая смысловая область транслирует обществу поведенческие установки положительной аксиологической направленности, меняя характер внутренних отношений в соответствии с принципами гуманизма, усиливая их значимость в культуротворческом процессе.

3. «Русское лицо» феминизма в гуманитарной культуре сформировало православие, почитание Богородицы и культ женщины-матери. Женское начало русской души (Н.А. Бердяев), России подчеркивалось большинством русских философов, которые полагали, что идея женственности способна стать основой для духовного единения человечества. Это способствовало возникновению и становлению феминистских идей в пространстве гуманитарной культуры России, смягчила и уберегла его от выраженной «жесткости» этих проявлений на Западе.

4. Большой заслугой советского периода развития страны явилось предоставление женщинам равных прав с мужчиной во всех сферах общественной жизни и в семье, закрепленное на законодательном уровне. Однако несмотря на провозглашенное равенство, в реальности в советском обществе сохранялись патриархатные установки. Основным механизмом дискриминации женщин выступало тоталитарное государство, а не собственно мужчины как социальная группа. Провозглашая равенство во всем, именно мужчины заняли все ключевые руководящие посты на всех уровнях социума, в которых женщина –директор, посол, министр, космонавт и др. – воспринимались как экстраординарные явления.

5. Современное женское движение в России направлено на изменение традиционной патриархатной культуры, создание новых ценностей (женская индивидуальность, личностная автономность, право женщин на творческую самореализацию и участие в культурном процессе, преобладание в малом и среднем бизнесе). Укоренение гуманной системы идеалов является для России определяющим, позволяющим найти выход из духовного, культурного и социального кризиса, который переживает страна сегодня. Гуманитарная культура с ее системой ценностей, реализованных в конкретную практику, может выступать как один из варинатов решения сложных социокультурных проблем.

Апробация результатов работы: материалы диссертации были изложены в ряде статей, включая издания, рекомендованные ВАК РФ; межвузовский сборник научных трудов «Социально-гуманитарные проблемы современности»; обсуждены на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; докладывались на методологическом семинаре аспирантов-культурологов; опубликованы в материалах V и VI Международной научно-практической Интернет-конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (март, 2008 г; март 2009 г.); СЭНИ «Аналитика культурологии» и др.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Понятие феминизма, происхождение и его толкование в современной гуманитарной науке

Гуманитарная культура, являясь результатом духовной деятельности человека, пронизывает все уровни культурного организма, концентрируется вокруг идеальных, духовных основ человеческого бытия. Изменения в современной гуманитарной культуре происходят во многом под влиянием распространения в обществе феминистских концепций, однако история феминизма, являющаяся частью социальной истории человечества, почти не известна большинству женщин и мужчин.

В современной гуманитарной науке универсальное определение такого сложного социокультурного феномена как феминизм отсутствует. В «Энциклопедии феминизма» Л. Таттл говорится о существовании более чем 300 определений понятия «феминизм». Исследовательница отмечает, что «в настоящее время имеется лишь множество индивидуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения» [189, с. 107]. В связи с этим каждый автор, занимающийся исследованием данного феномена, предлагает свое толкование этого термина, исходя из акцентируемой им специфики феминизма. С точки зрения известной американской радикальной феминистки африканского происхождения белл хуке, отсутствие единого мнения по поводу того, что такое феминизм, является «центральной проблемой в феминистских дискуссиях» и лишает феминисток «надежного основания для построения теории или осуществления практики» [12, с. 237]. Следует отметить, что исследовательница пишет свое имя (псевдоним) с маленькой буквы, поскольку считает, что не имеет права на имя собственное, пока миллионы ее «сестер» бесправны и унижены. Автор полагает, что «феминизм конституирует социальные, экономические и политические обязательства по искоренению расового, классового и сексуального доминирования» [там же, с. 247]. Феминизм, с точки зрения белл хуке, это также борьба за искоренение идеологии господства, которая пронизывает западную культуру на различных уровнях [там же].

Феминистические идеи, по мнению некоторых исследователей, можно обнаружить в XVII веке, в произведениях английских писательниц Афры Бенн, Мэри Астелл, Батсуа Мэйкин и французских авторов - Мари де Гурне, Франсуа де ля Барра. Историки феминизма Герда Лернер, Джоан Келли, Карен Грин утверждают, что зачатки феминистической идеологии можно обнаружить уже в XIV веке, когда возникли теоретические «споры о женщинах», в творчестве французской писательницы Кристины де Пизан [155, с. 77]. Все эти теории возникли в ответ на мизогинистические представления в обществе. Мизогиния (от греч. misos - отвращение и gyne - женщина) определяется как ненависть по отношению к женщинам, женоненавистничество. В теории феминизма под мизогинией понимается «нейтрализация и исключение женского как из системы рационального философского мышления, так и из системы организации общественной жизни» [53, с. 391].

Существует точка зрения, что «феминизм, как стремление женщины освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими личными, индивидуальными качествами... существовал всегда», что феминистками можно назвать греческих гетер и цариц так называемых «судов любви» эпохи Средневековья [23, с. 11]. Однако такое представление, как отмечает отечественная исследовательница Г.А. Брандт, «безмерно расширяет исторические и смысловые границы и без того достаточно объемного и неоднозначного по составу убеждения явления» [там же].

Кроме того, следует отметить, что ранние феминистки не употребляли термин «феминизм», а называли себя «защитницами прав женщин» [157]. Само же слово «феминизм» с 1890-х гг. использовалось в западном мире как синоним понятия «женская эмансипация» (лат. emancipatio — освобождение от зависимости, принуждения, угнетения, предрассудков). Эмансипация женщины в Большом энциклопедическом словаре определяется как предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни [20, с. 1404]. Таким образом, понятие «эмансипация женщин» предстает как стремление к уравнению прав обоих полов, в основе которого лежит мысль о том, что первоначально мужчины и женщины были равны между собой и что неравенство полов обусловлено насильственным подчинением женщин мужчинам. По мнению С.Г. Айвазовой, эмансипация представляет собой «автономное действие субъекта, направленное на его собственное освобождение» [36, с. 25]. Социолог М. Вебер полагает, что эмансипация сопровождается рационализацией картины мира. Необходимой частью такой рационализации является «содержательное изменение отношений между мужчиной и женщиной, которые постепенно превращаются из отношений господства/подчинения в отношения взаимной ответственности» [там же, с. 23]. Эмансипация женщин начинается в период Великой французской революции, а сам термин «emancipation de la femme» - «эмансипированная женщина» появился в эпоху июльской революции 1830 года во Франции. Феминистами или феминистками называли тех, кто поддерживал идею женской эмансипации. Традиционно же большинство современных историков, социологов и культурологов связывают развитие идеологии феминизма с организованным в XIX веке на Западе социально-политическим движением за равные юридические и политические права женщин с мужчинами. Именно в этот период появился сам термин «феминизм», образованный от латинского «femina» — женщина [156, с. 77].

Следует отметить, что изобретенный термин «feminisme» долгое время употреблялся лишь на французском языке. В английском языке термин «феминизм» употреблялся с 1890-х гг. для описания идей, лежащих в основе женского движения. К 1910 году, как отмечает В.И. Успенская, термин «феминизм» уже широко употреблялся для описания социально-политических движений за равные юридические и политические права женщин, в том числе и в таких менее лромышленно развитых странах, как Япония, Индия, Египет, Турция, Аргентина [157].

В современной культурологии существуют разные гипотезы о том, кто первым ввел термин «феминизм» в научный оборот. О.А. Воронина, А.А. Темкина полагают, что слово «феминизм» было сконструировано в конце XVIII века французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье, который называл феминистами сторонников женского равноправия и считал, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса» [166, с. 174].

С.Г. Айвазова приписывает авторство писателю А. Дюма-сыну, написавшему знаменитый роман «Дама с камелиями» (1852), в котором писатель выступил защитником «погибших, но милых созданий», а из своей героини, Маргариты Готье, автор сделал идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей намного выше осуждающего её общества [36, с. 32]. По мнению Т.Д. Клименковой, термин «феминизм» впервые появился в статье англичанки Элис Росси в журнале «The Athenaeum» 27 апреля 1895 года [75, с. 220]. С точки зрения Карен Оффен, этот термин возник в 1882 году во Франции, когда участница движения женщин за избирательное право Губертина Оклер, издававшая в тот период газету «Ля Ситуаенн» («La Citoyenne»), впервые открыто назвала себя феминисткой и так подписывала свои статьи [185, с. 46].

Как отмечает отечественный историк В.И. Успенская, уже после первого феминистского конгресса, состоявшегося в Париже в мае 1892 года, французская пресса чрезвычайно быстро распространила этот термин, а к 1894 году слова «феминизм» и «феминистки» появились на страницах периодических изданий таких стран, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, Греция, США, Россия [156].

В конце XIX — начале XX века феминизм часто считался синонимом суфражизма (от английского suffrage — право голоса) — борьбы женщин за гражданское право участия в голосовании. Суфражистками именовались участницы женского движения в Англии во второй половине XIX века (М.Г. Фаусетт, Э. Панкхерст, К. Панкхерст и другие). Возникнув в Англии, суфражизм позднее получил распространение в США, Германии, Франции и других странах. В феминистской литературе период с 1840-х по 1920-е годы получил название «раннего феминизма», «феминизма равенства» или «феминизма первой волны» и стал борьбой женщин за обладание теми же правами, которыми уже владели мужчины.

Особенности феминизма «первой волны» как явления культурного процесса

В XIX веке феминизм набирает силу, в этот период происходит процесс осознания женщинами их социальной идентичности, которое осуществлялось между признанием и отрицанием в общественном сознании их права быть личностью, выступать полноценным членом общества, субъектом истории.

Значительное влияние на формирование феминистской мысли начала XIX века оказали философские концепции социалистов-утопистов, прежде всего Шарля Фурье, Анри Сен-Симона и Роберта Оуэна, которые рассматривали отношения между полами как первооснову социальных противоречий, выступали с критикой буржуазных форм брака и семьи, угнетающие, по их мнению, женщин [23, с. 16]. Социалисты-утописты бросили вызов разделению частной и общественной сферы, заявив, что уничтожение полового неравенства возможно лишь при участии женщин в общественном производстве. Авторы «вышли за пределы суждения о «природном назначении пола»», дав тем самым возможность говорить о том, что кроме «естественного» права женщины, существует ещё и социальное право - право на свободу, образование, труд [там же]. Учения социалистов-утопистов укрепили феминистский дискурс в социальной философии.

Однако, несмотря на появившиеся теории о равноправии полов, доминирующим в философии по-прежнему оставался антифеминистский дискурс. Среди противников эмансипации выделяется немецкий философ Артур Шопенгауэр, который считал рост влияния женщин в обществе крайне опасным явлением и призывал ограничить их в правах. Идеологию мужского господства в обществе, отведение женщине только роли верной супруги и матери, философ обосновывал природным предназначением и анатомо-физиологическими особенностями женского организма.

На схожих позициях стоял и Фридрих Ницше. В работе «По ту сторону добра и зла» философ выделяет два основных типа морали: «мораль господ» и «мораль рабов». Подразумевая под человеком вообще лишь мужчину, Ф. Ницше утверждает, что женщина по своему положению близка к рабам, и ее мораль - мораль рабов. Она не может стать Сверхчеловеком, это прерогатива только сильного мужчины.

Женофобские взгляды высказал также австрийский философ Отто Вейнингер, который в своей скандально известной антифеминистской работе «Пол и характер» (1902 г.) представил глобальное исследование «мужского» и «женского» начал. Автор утверждал, что каждый человек представляет собой комбинацию мужского и женского начал, причем все духовное, человеческое, нравственное, позитивное, разумное — это мужское, а не общечеловеческое. Мужчина — Дух, творящий Вселенную, созидающий новые ценности, в нем запечатлена более высокая ступень развития сознания. Женское начало выступает носителем примитивной модели сознания, непродуктивности, исключает гениальность и сводится к сексуальности в самом грубом и материальном смысле слова. Душа женщины не развита, она есть лживое, алогичное существо, лишенное морали, субъективности, а значит и представления о собственном «Я».

Одним из первых мысль о социокультурной обусловленности различия полов высказал философ и социолог Георг Зиммель, который сделал попытку показать, что женщина обладает едва ли не высшими по отношению к мужчине бытийными характеристиками человеческой жизни. Одна из глав его книги «Философия культуры» посвящена проблемам пола, его значению для мужчин и женщин, и человеческой культуры в целом. Жизнь женщины видится Г. Зиммелем прежде всего как жизнь (потенциальной или реальной) матери, как жизнь происходящих в ее теле процессов, подготавливающих или актуализирующих материнство (менструация, беременность, роды, кормление, воспитание). Философ пишет: «Мужчина дуалистичен, релятивен, в то время как женщина абсолютна, полностью заключает в себе свой пол...» [23, с. 73]. Культура, с точки зрения философа, есть результат априорного жизненного дискомфорта мужчины. Именно мужское авторство культуры стало причиной фундаментального полового дисбаланса в современной цивилизации [там же]. Иными словами, Г. Зиммель доказывает маскулинную ориентацию всей современной цивилизации. Но «возведение мужского в ранг абсолютного, объективного и всеобъясняющего начала» [там же], с точки зрения философа, обесценивает женщину. Дом является великим творением женщины и одновременно первичной «клеточкой» культуры. Что касается феминистического движения, то оно, по мнению автора, имело первоначально верную цель: покончить с отчуждением, создать мир, подобный дому; однако под влиянием мужских установок, которые ассимилировались женщинами, начавшими заниматься политикой, феминистки «сбились с пути», стали добиваться равноправия «внутри» специализированных областей мужской культуры. Тем не менее, есть ряд областей культуры, в которых женщина действует: медицина, историческая наука, изобразительное искусство, искусство танца, актерское искусство, народная песня. Таким образом, Г. Зиммель попытался усомниться в традиционном принципе концепции пола всей западноевропейской философии: мужчина - культура, женщина -природа. Идея философа о «женской проекции культуры» обрела в XX веке среди теоретиков феминизма своих многочисленных сторонников.

Антифеминистский дискурс имела и психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда, который рассматривал женщину как зависимую, иррациональную, эмоциональную, пассивную, мазохистскую. Исследуя проблемы детской сексуальности и дифференциации полов, философ пришел к следующим выводам. Гендерные различия не заданы природой, основой дифференциации половых ролей является так называемый Эдипов комплекс, сущность которого заключается во влечении к родителю противоположного пола. Эдипальная стадия у мальчиков и девочек протекает по-разному. 3. Фрейд сформулировал понятие комплекса кастрации, то есть универсальной детской реакции на анатомическое различие полов, проявляющаяся преимущественно в форме страха (мальчики боятся лишиться пениса) и зависти (девочки завидуют мальчикам и ощущают себя «кастрированными»). Мальчик преодолевает Эдипов комплекс при помощи сублимации в творчество, девочка видит компенсацию отсутствия пениса в рождении ребенка. Женщина, согласно концепции 3. Фрейда, не способна к творчеству. Таким образом, личность женщины определяется самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины: анатомия — это судьба [36, с. 22]. Культура, по мнению философа, есть сублимация полового влечения к женщине.

Значительно влияние на формирование феминистской теории оказал и французский психоаналитик Жан Лакан, который в своей работе «Стадия зеркала и её роль в формировании функции «я»» утверждал, что ребенок начинает осознавать свое тендерное «я» только тогда, когда начинает узнавать себя в зеркале (в возрасте от 6 до 18 месяцев). Эту стадию философ назвал «стадией зеркала». Однако понимая через отражение в зеркале себя как «я», ребенок одновременно понимает свое «я» как отчужденное, то есть как «другое» [56, с. 353]. Исходя из этого, Ж. Лакан делает вывод о том, что анатомия — это не судьба и определяет пол как «маскарад» практик и знаков.

В 1840-х - 1920-х годах в Европе и Америке развивается женское движение, которое принято считать первой волной феминизма. В научной литературе женское движение и феминизм «первой волны» называют «феминизмом равенства». Возникновение в середине XIX века в ряде европейских стран и США самостоятельных женских организаций, требующих юридической и экономической независимости женщин, было не случайным. В результате промышленной революции появилось индустриальное общество, где труд и производство вместе с образованием, демократией и наукой превращались в элементы культурного процесса. Произошедшая коренная трансформация общественного сознания требовала пересмотра отношений между различными общественными группами, в том числе между мужчинами и женщинами. Более развитое женское движение складывалось в протестантских странах с господствующей либеральной теорией: преимущественно в Великобритании и США. Это объясняется тем, что протестантская церковь, в отличие от католической, выступавшей за сохранение традиционных женских ролей, хотя и выступала против феминизма, вместе с тем проповедовала духовное равенство мужчин и женщин [170, с. 27].

Предпосылки и причины возникновения феминистских идей в поле русской гуманитарной культуры

Для выявления специфичности российского феминизма и женского движения, а таюке причин его возникновения, следует проанализировать истоки становления тендерного порядка и гендерных стереотипов в русской гуманитарной культуре.

Следует отметить, что тендерные отношения в России всегда были противоречивыми. В дореволюционный период, как отмечают исследователи, для российского общества в целом были характерны гендерная ассиметрия и основанная на мужском доминировании тендерная иерархия, которые в русской гуманитарной культуре представлены как традиция [48, с. 171-172]. Однако доминирование мужского начала нельзя назвать исконной чертой русской культуры, оно возникло с появлением государственного культа бога грозы и войны Перуна. Наши далекие предки представляли небо и землю в виде бессмертной супружеской четы, олицетворявшей мужское и женское начала, мать и отца, поэтому славяне-язычники поклонялись божествам как мужского, так и женского рода, «клали требы упырям и берегиням» (злым и добрым духам природы), а затем Роду и рожаницам (божествам плодородия) [14, с. 40]. Одним из древнейших в языческих верованиях стал культ земли («Мать - сыра земля» - центральный образ древнерусского. фольклора, постоянный эпитет высшего женского начала). Единственное женское божество в языческом пантеоне — Мокошь - почиталась не только как покровительница девичьей судьбы, но и как богиня урожая, жизненных благ и изобилия. С другой стороны, как отмечает Н.Л. Пушкарева, женские образы в славянской мифологии связаны с мокрым, темным, плохим, то есть неблагоприятным для коллектива (например, русалки). Женское начало воспринимается как более приближенное к языческим ритуалам, магии, к земле и оказывающие непосредственное влияние на окружающие явления. Эта неведомая магическая женская сила вызывала в мужском сознании почтение, страх, которые часто переходили в маниакальную неприязнь. Анализируя русскую архаику (сказки, фольклор, былины), исследователи приходят к выводу о том, что стихия женского природного начала в мироощущении древних славян была достаточно вольной (достаточно вспомнить образы воинственных «поляниц» и богатырш - своего рода случаи «эмансипации» славянских женщин).

В славянском обществе к началу IX века юридический статус женщины был достаточно высоким и к моменту появления первых законодательных актов сохранялись следы матриархата, которые вследствие социально-экономических изменений и негативного азиатского влияния сменились патриархальной системой права. Семейно-брачные отношения до крещения Руси регулировались нормами обычая и государство не вмешивалось в эту область. Заключение брака чаще всего осуществлялось путем похищения («умыкания») невесты женихом во время языческих игрищ. Однако в «Повести временных лет» автор отмечает, что «умыкание» совершалось по предварительной договоренности жениха и невесты [122, с. 70]. Кроме того, у славян существовал обычай многоженства, которое с принятием христианства было запрещено.

Отношение к женщине в древнерусском обществе было различным в зависимости от её семейного статуса (дочь, жена, вдова) и возраста. Долгие века женщина на Руси воспринималась согласно патриархальной традиции как несовершеннолетняя, находясь под постоянной опекой. Об этом свидетельствует в частности, свадебный ритуал, во время которого отец, передавая дочь на руки мужу, символически стегал ее плетью, затем отдавал плеть мужу из рук в руки, как бы передавая свои отцовские права на дочь, так что муж становился вторым отцом [63]. Однако по древнерусским законам славянская девушка не всегда бьша во власти отца и семьи: некоторая самостоятельность ей все же предоставлялась.

Характеризуя восточных славян Н.М. Карамзин писал: «Они считали жен совершенными рабами, во всяком случае, безответными; не дозволяли им противоречить себе, ни жаловаться; обременяли их трудами, заботами хозяйственными, и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете» [71, с. 65]. Следует отметить, что обряд, согласно которому после смерти князя вместе с ним сжигали одну из его бездетных жен, хотя и не был обязательным, все же сохранился вплоть до крещения Руси. Общинное устройство русской жизни предусматривало наличие большой патриархальной семьи, которая определяла социальный статус и социальную оценку отдельной личности. Семья была непременным условием материального и нравственного благополучия и держалась в России не на авторитете взрослого мужчины, а на авторитете его родителей, причем обоих - отца и матери [36, с. 46]. В такой ситуации даже мужчина не мог чувствовать себя совершенно самостоятельным и независимым существом. Кроме того, общинный характер русской жизни, в некоторой степени, уравнивал мужчин и женщин в их бесправии, в рабской зависимости от государства [там же, с. 47]. і

В русском языке и народной культуре, следует отметить, Россия выступает в образе матери, а её защитники во многих произведениях древнерусской литературы называются сыновьями земли Русской. Русская земля, Церковь и Богоматерь сливаются в, сознании русского человека в единый материнский образ [137].

Несмотря на глубокую патриархальность русской жизни, положение женщины в древнерусском обществе в некоторой степени отличалось от положения западноевропейской женщины. Как известно, дореволюционная Россия была аграрной страной с преобладающим сельским населением. Сложные климатические условия приучили русского крестьянина к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил во время страды и длительному отдыху в период зимы. Однако женщины и в это время продолжали работать (пряли, ткали, шили, готовили и т.д.), что определяло их особую значимость для русского общества. В русском обществе традиционно образ мужчины-кормильца, представлявшего семью в обществе, противопоставлялся образу женщины-матери - хранительницы очага, основными приоритетами ее жизни являлся внутренний мир семьи. Другими словами, женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине - внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой, жену называли «подружье», то есть подруга жизни. В крестьянской семье домашними делами распоряжалась «болыпуха», жена главы семьи - старшая женщина в семье. «Болынуха» имела определенную власть в семье, с ней советовались по всем вопросам, она воспитывала детей, она являлась хранительницей общесемейных денег, запасов, занималась изготовлением одежды и т.д. Положение старшей женщины в семье позднее нашло свое отражение в так называемом «культе бабушки», характерном для русской культуры и свидетельствовавшем о неких остаточных элементах материнского права в русской семье [36, с. 46].

С принятием христианства семейно-брачные отношения и статус женщины в семье регулировались в основном нормами церковного права. Брак потерял свой свободный характер и стал оформляться через обряд церковного венчания. Брачному союзу предшествовало заключение брачного сговора (ряда), в котором родители молодых договаривались о размере приданого, дне свадьбы и т.д. Следует отметить, что к XVI-XVII вв. желание молодых вступать в брак перестало приниматься во внимание. Особенно тяжелым было положение молодых девушек, вынужденных жить с нелюбимым мужем и находиться в полном подчинении ему. Не случайно в русском фольклоре нет песен о счастливом замужестве, любовь в русских песнях предстает как «любовь на стороне». Среди свадебных ритуалов унизительными для девушки были смотрины невесты, во время которых ее оценивали как товар, а также обычай «вскрывания» невесты — определения её «почестности», поскольку обязательным требованием было соблюдение девушкой до брака целомудрия.

Вмешательство церкви поначалу носило прогрессивный характер и было направлено на возвышение женщины: запрещение кровно родственных связей, многоженства, ограничения брачного возраста невесты (12-13 лет) и числа браков (не более двух, в редких случаях -трех). Повторные браки совершались только в случае вдовства. Церковные законодательны акты защищали честь женщины высокими денежными штрафами (в том числе за изнасилование («пошибание») и даже за моральное её оскорбление). Размер возмещения за убийство женщины был равен выплате за убийство мужчины.

Специфика российского феминизма в советский, и постсоветский периоды

Период с 1917 по 1985 год был периодом социалистического строительства и развития социализма, а также периодом, когда лозунги женской эмансипации широко использовались для утверждения советского государства. Как уже было сказано ранее, еще в эпоху революционных преобразований женщины стали огромной социальной силой, от участия которой зависела победа. В то же время ещё в XIX веке возникла оппозиция между двумя направлениями в женском движении — рабочим и феминистским. Как справедливо отмечает О.А. Воронина, развитие самостоятельного женского движения и борьба женщин за свои права (а не за социалистическое преобразование общества) считалось идеологами марксизма «чисто буржуазной затеей», отрывающей женские массы от революционной борьбы [29, с. 234].

В.И. Ленин рассматривал женское движение не как самостоятельное и самоценное, а как важную составную часть революционного движения, которое могло бы при известных условиях стать решающей его частью. Раскол между так называемым буржуазным женским движением и рабочим женским движением просуществовал почти столетие. Несмотря на формально провозглашенное равенство мужчин и женщин, советская политика основывалась на убеждении в естественности распределения социальных ролей по половому признаку.

Тем не менее, союз феминизма с марксизмом способствовал быстрой эмансипации российских женщин после Октябрьской революции. Следует отметить, что первые декреты советской власти были в отношении женщин многообещающими. После победы Октябрьской революции по инициативе В.И. Ленина в число первостепенных задач было выдвинуто привлечение женщин к равному с мужчинами участию в производственной, общественной и культурной деятельности. В решении этой задачи огромную роль сыграло то, что первая Советская Конституция 1918 года закрепила политическое и гражданское равноправие женщин. Согласно Декрету О гражданском браке (1918) законным признавался брак, заключенный только в государственных учреждениях (кроме того, впервые в Европе российским женщинам было дано право сохранять в браке девичью фамилию). Также была упрощена процедура развода (в одностороннем порядке посредством почтового уведомления в адрес ЗАГСа). Декрет 1920 года (также, раньше чем в других странах) реализовал феминистское требование либерализации репродуктивных прав женщин: признал их право на аборт. Закон о браке 1926 года объявил законным так называемый фактический брак (незарегистрированный, но фактически существующий), при этом впервые в истории дети, рожденные вне брака, были уравнены в правах с детьми, рожденными в официальном браке. Кроме того, была введена «презумпция материнской правоты» в признании отцовства (достаточно было заявления матери) [177, с. 441]. Замужние женщины получили право на свободу передвижения и не обязаны были жить со своими мужьями и всюду следовать за ними. Кодекс законов о труде (1918, 1922) провозгласил принцип равной оплаты труда женщин и мужчин, охраны женского труда, ввел 16-недельный отпуск по беременности и родам, пособие кормящим матерям [там же, с. 442]. Однако эти законодательные нормы не имели для женщин следствием равные с мужчинами возможности. Приняв законодательное решение о равенстве полов, Советская власть объявила само женское движение реакционным, буржуазным явлением, которое следует подавлять.

Огосударствление общественной жизни не допускало деятельности самостоятельных женских организаций и они перестали функционировать. Сразу после Октябрьской революции 1917 года либерально-демократические женские организации были распущены, а с 1918 года при парткомах и Советах народных депутатов открылись женотделы, главной задачей которых, как отмечал В.И. Ленин,, было «распространение партийного влияния на широкие женские массы, через различные формы политико-воспитательной работы», а также «вовлечение женщин в строительство социализма на основе так называемой «трудовой повинности»» [144, с. 47]. Большевики, следуя марксисткой идеологии, причину эксплуатации женщины видели в её экономической зависимости от мужчины. Поэтому одной из важной задач государственной политики в отношении женщин была задача массового вовлечения их в общественное производство.

Наиболее распространенными формами работы женотделов были женские делегатские собрания, союзы солдатских жен, объединения жен архитекторов и представителей других интеллигентных профессий, женские школы ликвидации неграмотности, открытие изб-читален, библиотек, народных домов. В социальной и культурно-бытовой сферах вклад женотделов был достаточно значим: они занимались проблемами здорового образа жизни, охраной здоровья женщин и детей, работой с подростками, организацией досуга женщин, оборудованием детских садов и т.д. Однако в 1929 году по распоряжению Сталина женотделы были упразднены, что стало знаком свертывания демократии в стране. Таким образом, женщинам было отказано в их праве на самоопределение. Понятие «женское движение», «феминизм», «женская культура» в советской идеологии и в гуманитарных науках были опорочены, наследие русского феминизма было прочно забыто [177, с. 454]. Контролируемое сверху равноправие не имело ничего общего со свободным развитием личности женщины и ее освобождением из-под гнета патриархальных взаимоотношений между полами, что вскоре и продемонстрировала советская практика: произошла замена власти отцов, мужей на власть тоталитарного государства. Другими словами, истинной целью советской тендерной политики была не эмансипация женщины, а построение нового тендерного порядка, при котором женщины и дети подчинялись не мужчинам, а непосредственно тоталитарному государству, перехватившему, таким образом, инициативу в решении женского вопроса. Равенство полов обеспечивалось не взаимным признанием права полов на личностное самоосуществление, а равно жестким подчинением государству. С другой стороны, как справедливо отмечает Т.А. Королева, в патриархальной России традиций выражения активной гражданской позиции женщин отсутствовали, сложившиеся тендерные стереотипы о недопустимости вмешательства женщин в сферу управления государством преодолевались с трудом, вследствие чего процесс реального привлечения женщин к управленческой деятельности растянулся на десятилетия [82, с. 108].

Согласно марксисткой теории, одним из факторов, препятствующих массовому вовлечению женщин в общественное производство, было закабаление женщин в сфере семьи. Вследствие этого в 20-е гг. XX века появляются идеи «коллективизации быта», а также доктрина свободной любви. В переустройстве патриархального быта И.Ф. Арманд, A.M. Коллонтай, Н.К. Крупская и другие женщины-лидеры большевистской партии видели составную часть революции по ликвидации сферы частной жизни и её главной ниши — семьи в качестве источника социального неравенства и несвободы женщины [4]. Первые советские правительства целенаправленно проводили политику, направленную на разрушение традиционной семьи и патриархатных стереотипов. Председатель Всероссийского Женсовета и нарком здравоохранения A.M. Коллонтай также поддерживала доктрину свободной любви, отвергая старые нормы сексуальной морали. Её идеи о равноправном партнерстве в браке, о ценности сексуальных отношений, свободных от этических норм, взаимной привязанности и обоюдных обязательств (вариант эротической дружбы) в жизни женщины, о необязательности оформления брака, об освобождении женщины от быта, были весьма радикальными. Согласно мнению A.M. Коллонтай, отношения между мужчиной и женщиной в идеале должны быть основаны на любви и товарищеских отношениях («дорогу крылатому Эросу!»). Бескрылый Эрос (то есть только сексуальные отношения), с точки зрения A.M. Коллонтай, тоже имеет право на существование. В одном из своих произведений A.M. Коллонтай описывает свободную любовь эмансипированных женщин своей эпохи, которых автор называет «пчелами трудовыми». Суть проекта A.M. Коллонтай по освобождению женщины заключался в том, чтобы освободить её от «патриархатных структур и норм общества — буржуазной семьи, морали, привязанности женщины к мужчине и к семье. Единственной обязанностью женщины было рожать детей и вскармливать их до яслей» [177, с. 445].

Похожие диссертации на Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры