Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Устяхин Сергей Владимирович

Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии
<
Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Устяхин Сергей Владимирович. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Саранск, 2006.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-24/123

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОЛК-МОДЕРНА КАК НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

1.1. Фолк-модерн танец в контексте современного культурологического знания

1.2. Критерий традиционности в хореографии XX века 37

ГЛАВА II. ПОСТФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ ТАНЦА CONTEMPORARY

2.1. Постмодернистская рефлексия традиции в хореографии XX века 67

2.2. Репрезентация ритуала-события 105

2.3. Принципы contemporary в фолк-модерн танце 133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Становление танцевального искусства постмодернизма можно охарактеризовать как поиск нового языка танцевального выражения, новых технических, стилевых и композиционных приемов освоения сценического пространства, новых возможностей телесной экспликации, иных способов установления бытийной позиции. Понимание танца как онтологической системы в современных условиях уходит от вертикального типа развития с иерархической сменой уровней и устоявшимся танцевальным языком внутри отдельно взятой хореографической системы в сторону их динамики. В 80-е годы XX века формируется постмодернистский культурный континуум, который включает в себя, с одной стороны, всю историю культуры от архаики, примитивизма до современных художественных течений, а с другой - художественный опыт всех стран и народов.

Иерархичная вертикаль традиционного танца в первой половине XX века отражала центробежный вектор поступательного развития хореографических форм, имеющих в своей основе исходный эталон танца. В условиях постмодернистской интенции игры танец перестал отражать целостность своей структуры, но начал пониматься как система различий, соотношение которых рождает картину многообразия форм хореографического искусства. Определяющими факторами стали отсутствие канона, антисистемность, неиерархичность, полистилистика.

Вторая половина XX века ознаменовалась появлением большого числа танцевальных направлений и стилей, оригинальных и претендующих на свое специфическое выражение меняющейся и становящейся действительности. Традиционный танец из универсального и внешне стабильного способа отражения мира превращается в универсальную, но внутренне неустойчивую категорию культуры, постоянно находящуюся в поиске языка выражения различий мироустройства и процессов, в нем происходящих. Характеристика «неустойчивости» современного танца не означает его нестабильность, но возможность изменяться, дробиться, обнаруживает подвижность его структуры и самостоятельность отдельных ее составляющих. Современный хореограф, погружаясь в связи поз и движений, взрывая их универсальный сложившийся порядок и ритм, использует постоянную внутреннюю процессуалъностъ танцевального языка, ориентированную на достижение и захват новых областей.

Постмодернистская стратегия к ретроспекции, к использованию всего предшествующего танцевального и культурного опыта, к ностальгии по ушедшему, к архаическому открыла возможности для создания современных форм танца, синтезирующих фольклорный материал и техники танца модерн. В хореографической практике XX века уже существовали формы танца, основанные на танцевальном фольклоре, так называемые фолк-направления. Общим для них можно считать включение в танцевальный текст интерпретированных фольклорных движений, пластических мотивов и традиционных тем и сюжетов. Однако на этом их сходство заканчивается. Каждое из них по-разному относится к интерпретации, включению фольклора в рамки своего текста, оправдывающего цели того или иного танцевального направления.

Художественные принципы танца contemporary позволили современному хореографу более свободно пользоваться достигнутым танцевальным опытом. В конце XX века на фестивалях современного танца, таких как «Лиса» (Саранск), в конкурсной программе появляется новая номинация, общий смысл которой заключен в выражении идеи «фолк». Включение подобного практического опыта в фестивальную систему позволил выявить одно из значительных и интересных направлений современной хореографии. За почти десятилетие своего существования на фестивале «Лиса» номинация «Фолк» демонстрировала существование различных вариантов сценической интерпретации идеи «фолк», что вызывало ежегодные дискуссии членов жюри фестиваля по поводу того, в чем своеобразие нового танцевального направления и по каким критериям его оценивать, что же есть «фолк» в современном танце и правомерно ли использование такой терминологии.

Специфика нового направления заключается, с одной стороны, в танцевальной интерпретации идеи «фолк» в контексте массовой культуры конца XX - начала XXI века, ориентированной на смешение культурных пластов, с другой - в субъективно-интерпретаторских возможностях работы с культурным текстом и фольклорным материалом. Хореографический язык в этой ситуации представляется как поле всевозможных творческих операций, а «фолк» оказывается содержательной и уникальной практикой. Хореограф-постмодернист имеет практически неограниченную свободу выбора методов и приемов своего творчества, что определяет разнообразие трансформаций фольклорного материала.

Актуальным является обозначение общих тенденций хореографических поисков в данном направлении как «фолк-модерн». Оно отражает иное по сравнению с фолк-направлениями понимание идеи «фолк» и возможностей ее репрезентации через снятие ряда оппозиционных значений. Это отличное от прежнего хореографическое видение мира. Следовательно, необходимым является изучение теории и практики фолк-модерн танца.

Степень научной разработанности проблемы. Фолк-модерн танец -новое явление постмодернистской хореографии, процесс его становления еще не завершен, поэтому предлагаемая проблема систематически, комплексно не исследовалась.

Важной для данного исследования явилась концепция происхождения и структуры танцевального фолк-направления хореографа и теоретика современного танца В. Гиглаури. Последовательностью и глубиной культурно-контекстуальных связей отличается концепция Ю.А. Кондратенко. Это единственные на момент написания диссертации концепции танцевальных фолк-направлений в России. Диссертант критически развивает их, рассматривая не только техническую сторону феномена, но и содержательную.

Ценные научные идеи в связи с фолк-модерн танцем в контексте постмодернистской культуры конца XX века выдвинуты доктором философии, магистром танцевального искусства, бакалавром в области истории искусства и философии Н. Джексон (США). Исследовательница сформулировала его проблематику и исследовательскую программу, заключающиеся в существовании синтеза танцевальных этнических, фольклорных и национальных культур в рамках танца модерн, с последующим определением дифференцированных задач уже внутри явления - культурных, политических, образовательных и других. Несмотря на то, что Н. Джексон ставила эти задачи в рамках изучения синтеза культур в американском танце модерн, диссертант считает, что аналогичное исследование возможно и необходимо осуществить в рамках феномена фолк-модерн танца в России.

В связи с этим автором была предпринята попытка самостоятельного выведения категории «фолк-модерн танец» из соотношения фольклорной традиции и современного танца (contemporary). Для этого потребовалось обращение к обширному теоретическому материалу по исследованию категорий «фольклор» и «традиция», который содержится в работах фольклористов В.М. Гацака, В.Е. Гусева, И.И. Земцовского, М.И. Каргиной, СЮ. Неклюдова, Б.Н. Путилова; исследователей народной художественной культуры А.С. Каргина, Л.М. Михайловой, Б.Н. Путилова, в том числе и танцевальной - А.Г. Бурнаева, Г.Я. Власенко, Л.П. Мориной, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой; исследователей традиционной культуры А.К. Байбурина, С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова, Г.А. Корнишиной, Э.С. Маркаряна, Н.С. Николаевой, Н.А. Хренова, К.В. Чистова; этнологов и этнографов Н.Ф. Мокшина, А.П. Садохина, Г.Т. Тавадова и др.

В исследованиях второй половины XX века происходит переосмысление позиций традиции и фольклора в современной культуре в научных трудах А.Р. Абдуллина, С.А. Арутюнова, К.А. Богданова, А.В. Захарова, А.С. Картина, Л.М. Михайловой, СЮ. Неклюдова, Н.С. Николаевой, Е.Ф. Тарасова, Н.А. Хренова и др.

Пласт общетеоретических исследований хореографического искусства представляют работы Л.Д. Блок, С.Л. Григорьева, В.М. Красовской, С. Лифаря, Б.А. Львова-Анохина, И.В. Мухина, Л.Ф. Мясина, М.М. Фокина, Н.М. Фореггера, Ю.М. Чурко, Т.А. Шкурко; эстетические и философские проблемы содержат труды теоретиков и практиков танца Р. Акопян-Шупп, Л. Барыкиной, О. Гердт, В. Гиглаури, Н. Джексон, Ю.А. Кондратенко, П.П. Косе, Л.П. Мориной, Э.Т. Нюне, К. Родез, И.Е. Сироткиной, О. Стоквис и др.

Труды отечественных (М.М. Бахтин, В.В. Бычков, Н.И. Воронина, И.П. Ильин, Г.С. Кнабе, С. Корнев, О.А. Кривцун, М.В. Логинова, М.К. Мамардашвили, Н.Б. Маньковская) и зарубежных (Х.-Г. Гадамер, П. Козловски, Ж.-Ф. Лиотар, Э. Тоффлер, М. Хайдеггер, К. Харт и др.) философов, эстетиков, культурологов и исследователей современной культуры и искусства способствовали определению общетеоретических научно-исследовательских установок автора.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды представителей структурализма и постструктурализма: Р. Барта, Б.М. Гаспарова, Е.Н. Гурко, Ж. Делеза, Э. Кассирера, Ф. де Соссюра, А.Р. Усмановой, У. Эко и др., которые занимались разработкой проблемы языка, текста, знака, а также сущностных аспектов репрезентации. Диссертант опирался на программу деконструкции Ж. Деррида, его интерпретацию теории структуры и идею «различания».

В работе использованы материалы научно-практических конференций, проводимых в рамках фестивалей современного танца в городах Волгоград (1998,1999 гг.) и Санкт-Петербург (2005 г.).

Научная гипотеза исследования заключается в анализе российского танца contemporary, который в конце 80-х - 90-х гг. включается в мировой танцевальный опыт. Актуализация современных западных танцевальных технологий в России происходит специфически, что находит выражение, прежде всего, в переосмыслении культурного наследия. Народно-сценическая хореография достигла больших результатов в области разработки танцевального фольклора. Хореографы танца contemporary в поисках новых возможностей выразительности обращаются не только к танцевальному фольклору, но и ко всему многообразию фольклорных форм. Танцевальный язык строится из фрагментов традиционной культуры, включающихся в текст современного танца.

Основная цель исследования состоит в изучении и анализе феномена фолк-модерн танца в контексте культуры постмодернизма.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- определить фолк-модерн танец как одну из форм современного танца, раскрыть ее содержательный и технический уровни, и дать обоснование предлагаемой терминологии;

- на основе категории «традиция» выявить процессы образования форм современного танца (танцевальный фольклоризм и постфольклор);

- установить в контексте культуры постмодернизма смену принципа «традиционность» на знаковую репрезентацию «идеи фолк» в контексте фолк-модерн танца;

- проанализировать структуру «ритуал-событие» в качестве базового компонента репрезентации в фолк-модерн танце;

- рассмотреть особенности сценического воплощения фолк-модерн танца в contemporary.

Объектом исследования выступают формы современного танца.

Предметом исследования является фолк-модерн танец как направление танца contemporary (XX - начало XXI вв.).

Теоретико-методологическая основа исследования. Учитывая интегративный характер культурологического подхода, диссертант опирается на опыт междисциплинарности в исследовании культурных феноменов, категориальный аппарат таких областей гуманитарного знания, как философия, эстетика, фольклористика, этнография и этнология, традициология, семиотика и др.

Основой методологии выступает системный анализ явлений культуры, с помощью которого фолк-модерн танец осмысливается как совокупность взаимодействующих элементов, выполняющих определенные художественные функции.

В качестве центральных методов исследования выступают:

- структурно-семиотический подход, раскрывающий функционирование традиционных и инновационных форм культуры как знаковых явлений;

- историко-генетический метод, способствующий установлению преемственности между различными культурами: традиционной и инновационной, модернизма и постмодернизма; выявлению истоков фолк-модерн танца;

- историко-типологический и культурно-типологический методы, подразумевающие теоретические обобщения, связанные с выделением сущностных уникальных и типичных признаков фолк-модерн танца;

- метод интерпретации, дающий возможность восприятия и понимания феномена фолк-модерн танца;

- интегративный метод, позволяющий использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению проблемы фолк-модерн танца;

- метод деконструкции (Ж. Деррида), позволяющий рассмотреть фолк-модерн в качестве феномена, снимающего оппозицию «традиция -современность» в танце.

Эмпирическая база исследования формировалась на основе видеоматериалов фестиваля современного танца «Лиса» (Саранск, 2002-2006 гг.), выпускных спектаклей студентов отделения хореографии МГУ им. Н.П. Огарева по предмету «Композиция и постановка танца» (Саранск, 2001 г.).

Научная новизна исследования определяется постановкой самой проблемы - системного анализа фолк-модерн танца как направления постмодернистской хореографии, не нашедшего своего широкого отражения в отечественной культурологической науке.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут найти применение в теоретических работах по культурологии, теории и истории культуры, истории искусства, в разработке лекционных курсов, учебных пособий по истории хореографии, методике обучения современному танцу.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов и результатов в хореографической практике, в постановочной работе и педагогике курса «Современный танец» отделений хореографии.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены автором в публикациях и выступлениях на Огаревских научных чтениях (Саранск, 2003-2004); материалах республиканской научно-практической конференции «Культура народов Мордовии: традиции и современность» (Саранск, 2003); материалах V Саранских Международных чтений «М.М. Бахтин в современном гуманитарном мире» (Саранск, 2005);

ежегоднике кафедры культурологии «Феникс» (2001-2003); молодежном научно-публицистическим альманахе «Nota Bene» (2003); материалах аспирантского семинара «Discursus» (Саранск, 2004).

Разработанные методы и подходы к хореографической работе в фолк-модерн танце использованы в преподавании дисциплины «Современный танец» кафедры национальной хореографии факультета национальной культуры МГУ им Н.П. Огарева, а также обсуждались в рамках Международного Джаз Конгресса (2006 г.), организованного школой танца «Вортекс» (Москва).

Структура работы. Работа объемом 190 страниц, состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка из 180 наименований.

Фолк-модерн танец в контексте современного культурологического знания

Фолк-модерн танец - молодое и неоднозначно понимаемое направление современного танца, споры о художественных приоритетах которого рождают большое количество версий его появления и принципов организации. Сложность определения границ этого направления, как нам кажется, вызвана тем, что фолк-модерн изначально противоречив и неустойчив, постоянно меняется и захватывает новые пространства искусства. Фолк-модерн противится своему конкретному определению в силу своей максимальной синтетичности, мультикультурности, многоуровневости, обращенности к совершенно разным пластам культуры и искусства. При явной отсылке к некоторому фольклорному образцу, он не называет его, не конкретизирует, представляет в не-представимом виде. Выделенный предлог - не есть отрицание нахождения фольклора в современном мире, не есть отсутствие связей между пластами истории, не есть разрыв с традицией, а возможность выбора хореографом объектов, форм своего творчества. В силу такой субъективности творческого процесса нелегко найти то общее, что дало бы конкретное представление о фолк-модерн танце на терминологическом, структурном, содержательном, формальном (техническом) уровнях.

Во многом определяющим фактором становления фолк-модерн танца стала эпоха постмодернизма. Постмодернистские тенденции проникли во многие области культуры и искусства, общественной и политической жизни. Его влияние настолько велико, что не может быть не замечено исследователями танца. В хореографии второй половины XX века влияние постмодернизма нашло выражение в смешении форм и жанров, появлении синтетических и ставших самостоятельными направлений, в расширении понимания танца как категории искусства и культуры. Фолк-модерн танец органично вписался в постмодернистскую модель пастиша настоящего и прошлого, современного и фольклорного. Время его становления прошло, а развитие показывает необходимость теоретического осмысления начального этапа.

В задачи первого параграфа входит: рассмотрение концепций танцевальных фолк-направлений в хореографии XX века; определение фолк-модерн танца как направления современного танца; обоснование предлагаемой терминологии; выделение в структуре рассматриваемого направления содержательного (идея «фолк») и технического уровней (танец модерн).

В истории хореографии XX века развитие фолк-направлений связано с разными причинами. В западной хореографии появление интереса к танцевальному фольклору было связано с поиском новых средств выразительности, что привело собственно к возникновению танца модерн, джаз-танца. В американской традиции этот процесс определяло отсутствие академической формы танца. Некоторые школы танца модерн (X. Лимон) были основаны на свободных, сценически оформленных приемах движения афро-американских народов.

Повторное обращение современных западных хореографов во второй половине XX века к фольклорной пластике и тематике было спровоцировано двумя основными причинами: постмодернистским стремлением к тотальному синтезированию, пастишу танцевальных форм и направлений, а также вниманием постмодернистов к вопросам мультикультурного общества, к проблемам расовых меньшинств. Исходя из этого, американская исследовательница современного танца Н. Джексон подходит к решению вопроса о синтезе в танце через отношение хореографов к проблемам взаимоотношения рас, этнических групп и полов. На таких основаниях на примере американского танца модерн она открывает следующие подходы в синтезе танцевальных форм: во-первых, возможность для хореографа выйти за пределы собственной индивидуальности; во-вторых, преодоление рамок индивидуальности [60.31-40].

Первый вариант, считает Н. Джексон, позволяет хореографу идентифицировать собственное Я с опытом других и тем самым способствовать совершенствованию общества, второй - обеспечивает место на концертной сцене, расширяет понимание модерна, включает в него различные направления. Описанные причины напрямую влияют на то, какой характер будет иметь художественный процесс по отношению к танцу. Хореографы, которых волнуют проблемы эксплуатации чужих культур, будут особенно внимательны к ответственности и корректности подхода к исполнительским традициям другой культуры, и напротив, те, кого больше интересует смешение культурных текстов и синтез, будут оценивать хореографию за необычность танцевальной мозаики, вызванной желанием деконструировать традиционные формы и создать гибридные, которые отражали бы синтетическую природу современного технологического, многонационального, постколониального потребительского общества. Современные хореографы используют в своей работе степ, брейк-данс, хип-хоп, спортивные и бальные танцы, проникаясь постмодернистской идеей бриколажа, подразумевающей наложение, совмещение несопоставимых частей и элементов.

Критерий традиционности в хореографии XX века

Вследствие расширительного толкования категории «фольклор» и рассмотрении в качестве метакода фолк-модерн танца идеи «фолк», нам необходимо ввести еще одну категорию, объясняющую и удерживающую структуру фольклорных связей, вертикаль идеи «фолк». Привлекая для этого ту же концепцию метакода У. Эко, мы можем сказать, что метакодом фольклора является традиция, а метакодом фолк-модерн танца -традиционность. Категория «традиция» по отношению к фольклору в этом случае выступает метакодом, объясняющим «поверхностные структуры». В свою очередь традиционность является механизмом образования фольклорных связей. В области танцевального искусства это находит выражение в существовании любой формы, направления танца. Традиционная хореографическая иерархия складывается на основе поддержания традиционных основ того или иного вида танца, их последовательным развитием и совершенствованием. Неизменными всегда остаются определенные базовые принципы создания и интерпретации движения.

Постмодернистская хореография смещает акценты в выборе той или иной позиции в отношении традиции, нередко отказываясь от нее, представляя таким образом развитие форм танца в горизонтальной иерархии. В фолк-модерн танце нашли выражение такие принципы постмодернизма, как ирония и игра с традицией. Contemporary dance не разделяет «свое» и «чужое», «вымышленное» и «реальное», «фольклорное» и «современное». Между тем необходимость понимания роли традиции в образовании танцевальных форм очевидна. Только через отношение к традиции можно понять, что же с ней происходит. Чтобы что-то разрушить, необходимо сначала это построить. Чтобы отказаться от традиции в танцевальном творчестве надо сначала овладеть, или, по крайней мере, соприкоснуться с этой традицией. Поэтому, чтобы понять, в чем специфика фолк-модерн танца как направления современного танца, необходимо понять от чего же он отказывается, что разрушает.

Традиция как механизм любой культуры в разные исторические периоды и культурные эпохи воспринимается и передается (или не-передается) своими принципами. В танцевальном искусстве XX века с точки зрения образования форм хореографии вопрос о традиции является основополагающим, открывающим глубинные слои их формирования и внутренней структуры. Исходя из этого необходимо решение следующих задач второго параграфа: определить категорию «традиция» как механизм культуры и «традиционность» как принцип формирования форм танца; на основе этого представить фольклоризм как стадию, основанную на принципе традиционности; рассмотреть образование танца модерн с точки зрения развития танцевальной традиции.

К.В. Чистов определяет традицию как механизм формирования, трансмиссии и функционирования феномена культуры. Иными словами, традиция - это система связей настоящего с прошлым, при помощи которой совершаются отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем снова воспроизводятся [168.106]. Однако, отмечает К.В. Чистов, традиция - не случайный набор стереотипов, а их взаимозависимость и взаимоположенность, обеспечивающие практическую возможность перехода от одной типовой ситуации к другой; следовательно, это система стереотипов, отражающих структурно организованный опыт, который аккумулируется, передается (трансмиссия) и актуализируется (реализация). Таким образом, традиция это передача из поколения в поколение обычаев, правил поведения и порядка.

Следует различать «традицию» и «традиционную культуру». Последняя представляет собой более обширное понятие, включающее в себя обычаи и передаваемые из поколения в поколение традиции; она «органично сочетает в себе составляющие элементы, она едина с природой, ориентирована на сохранение самобытности, своего своеобразия» [140.215]. Современная наука осуществила практически синонимическое сходство понятий «традиционная» и «архаическая культура». Важнейшим свойством архаической культуры является синкретизм, выражающийся прежде всего в целостности, нерасчлененности трех форм бытия: культуры, общества и человека, растворенности «я» в «мы» и души в природе. Как отмечает этнолог А.П. Садохин, «синкретизм проявляется и в структуре самой культуры, нерасчлененной еще на отдельные сферы с выработанными самостоятельными функциями» [140.215]. Существенным признаком для архаической культуры является также традиционность, сохраняющая структуры бытия и быта, мифа и обряда, норм и ценностей стабильными, нерушимыми, передающимися из поколение в поколение. Формирование традиционной культуры происходит в тот момент, когда в единой архаической синкретической культуре выделяются отдельные самостоятельные сферы и люди начинают вычленять себя из мира, осознавать свое «я», отличное от «мы». Сила традиций также сохраняется, но представляется в виде совокупности особых типовых программ -стереотипов поведения, которые определяют большинство возможных ситуаций в повседневной практике человека. Обоснованием такого рода стереотипов, мотивацией действий в традиционной культуре служит ссылка на закон предков, а прошлое выступает в качестве объяснения настоящего и будущего, связывая их на уровне архаических традиций.

Постмодернистская рефлексия традиции в хореографии XX века

Специфика современного культурологического знания связана с изменением парадигмы культуры, с появлением постмодернистской стилистики в различных видах и жанрах искусства, с неклассической трактовкой классических традиций далекого и близкого прошлого, их свободным сочетанием с ультрасовременной художественной чувствительностью и техникой.

Экзистенция танца в конце XX века складывалась на фоне понимания традиции как богатого и многообразного языка форм, который выливается в понимание постмодернизма как фристайла в искусстве. Его стилистический плюрализм и программный эклектизм, отмечает российская исследовательница постмодернизма Н.Б. Маньковская, «образуют театрализованное пространство значительного пласта современной культуры, чья декоративность и орнаментальность акцентируют изобразительно-выразительное начало в искусстве, утверждающее себя в споре с абстрактно-концептуалистскими тенденциями предшествующего модернистского периода» [107.158]. Характерная для последнего интернационализация художественных приемов сменяется отчетливой локальностью эстетических поисков в области танца, тесно связанных с контекстом.

Постмодернизм в хореографии отличается не только появлением большого числа новых танцевальных направлений и стилей, но и гибридных, синтетичных хореографических форм. Постмодернизм как символ возврата к прошлому и движения вперед закладывает новую художественную традицию, возникшую из модернизма, но дистанцирующуюся от его позднего периода. Возрождая в контексте мировой цивилизации два прошлых - отдаленное и ближайшее, постмодернизм актуализирует их с помощью эксперимента.

Эти инновационные тенденции побуждают к серьезному изучению постмодернизма в хореографии, чей смысл сводится не столько к вторичности, гибридности, маргинальности, сколько к инаковости, нетрадиционном характере танцевальных форм, хотя они во многих вариантах и являются «кичем». В конце прошлого столетия становится очевидным процесс переосмысления традиционной, фольклорной, народной хореографии, выразившийся в формах танцевальных фолк-направлений.

Постановка проблемы фолк-модерн танца получает определенный статус, идентифицируется в контексте становления культуры постмодернизма, исходя из наличия культурных институтов, которые свидетельствуют о ее характере и значимости. В этом отношении рефлексия выступает осознанием содержания исследуемого объекта культуры [См.: 172]. В контексте постмодернистской рефлексии фольклор вступает в новые отношения с культурной действительностью, которая со второй половины XX века направляла на фрагментарное, ироничное, игровое использование танцевальной традиции в современной хореографии.

Традиционность перестала исчерпываться в качестве принципа образования современных форм танца, в частности танцевальных фолк-направлений. Традиционное использование фольклорного материала для создания жизнеподобной изобразительности в танце уступило место нетрадиционной переориентации творчества, основанной на рефлексировании фольклорного образца через абстрактно-символические знаковые системы. Сохраняется тенденция к созданию вторичных форм танцевальной культуры, но на смену танцевальному фольклоризму, в какой-то степени продолжающему фольклорные традиции в своих произведениях, приходит новый способ освоения фольклорной действительности. В конце века фольклорные традиции в современной хореографии становятся одним из компонентов постмодернистской культуры, носителем актуального смысла.

Фолк-модерн танец на содержательном уровне производит негативную операцию по использованию традиции, не имеющую ничего общего с сохранением традиции в фольклоризме. На техническом уровне происходит обратная процедура. Фолк-модерн базируется на приемах танца модерн, развившегося в конце XX века в contemporary. Следовательно, задачами третьего параграфа являются: проследить динамику традиции в контексте постмодернистской культуры; выявить подходы к фольклорной традиции в рамках постмодернистской рефлексии традиции; выделить принцип «репрезентация» в качестве постмодернистского механизма освоения традиции; определить фолк-модерн как форму танцевального постфольклора.

Мы уже определили фолк-модерн через снятие в танце оппозиции фольклорного и современного. Фольклор в рамках комплексного подхода включает в себя традицию, поэтому представленная оппозиция переводится на более глубокий уровень: «традиция - современность». В отношениях традиции и постмодернистской культуры можно выделить четыре аспекта, - внутри которых с одной стороны имплицируются, а с другой снимаются оппозиционные отношения традиционной (фольклорной) и современной культуры. По мнению теоретика постмодернизма У. Эко, оппозиция - «это рабочий инструмент, позволяющий объяснить, как получается, что два ... события производят значения» [175.29-30].