Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Сопова Майя Николаевна

Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации
<
Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сопова Майя Николаевна. Формирование культурной и индивидуальной идентичности в процессе детской игровой коммуникации: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Сопова Майя Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена], 2017.- 180 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Формирование идентичности ребенка как междисциплинарная интегративная проблема

1.1. Культурная антропология детства. Детство как социокультурный феномен 14

1.1.1. Метафизика детства 15

1.1.2. Эволюция детства. Личность ребенка в историко-культурном измерении. Образ детства в истории культуры

1.1.3. Современный ребенок и культура 40

1.2. Формирование культурной и индивидуальной идентичности современного ребенка (процессы инкультурации и социализации)

CLASS CLASS ГЛАВА 2. Детская игра как феномен культуры 63

2.1. Игра как культурно-исторический феномен 63

2.2. Эстетика детства: личность ребенка в перспективе игрового эстезиса 75

2.3. Самопроектирование ребенка и конструирование собственной личности в игровой деятельности

ГЛАВА 3. Культура детской игрушки в системе игровой коммуникации в современном мире

3.1. Ребенок и игрушка 98

3.2. Функции игрушки в игровой коммуникации 120

3.3. Типология игрушки 137

Заключение 150

Список литературы 154

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вопрос о человеке (в том числе и ребенке) как субъекте культурной деятельности является одним из важнейших в проблематике современной культурологической мысли. Процессы, связанные с глобализацией, трансформировали привычные символы самотождественности. В этом ракурсе культурологические аспекты детской игровой коммуникации приобретают принципиально новые характеристики. Именно игра выступает для ребенка той базисной системой смысловых ценностей и норм, благодаря которой он сможет безболезненно пройти процессы своей первичной инкультурации и социализации, укорениться «в экзистенциально переживаемой культуре в единстве ее истории и современности»1, постепенно обретая свою идентичность.

Следовательно, актуальность диссертационного исследования обусловливается необходимостью более глубокого понимания процесса становления идентичности ребенка в процессе игровой деятельности и взаимодействия с игрушкой, которые выступают как одни из сильных инструментов, благодаря которым происходит формирование и совершенствование и интеллектуального развития, коммуникативных умений и навыков, социальных, психологических, личностных качеств детей, выделяемых в качестве основополагающих и обеспечивающих в конечном счете культурное самообоснование ребенка. И игра, и игрушка – одни из важнейших универсалий культуры. Все это требует нахождения их истинной сути, структуры, функций, задач и целей.

В целях нашей работы представляется важным найти в разнообразии подходов и трактовок те аспекты, которые станут основанием интегративного междисциплинарного изучения игры как игровой коммуникации в универсализирующем поле собственно культурологического знания. Именно поэтому теоретическим фундаментом нашей работы стало обширное пространство знания о человеке не как о биосоциальном, но как о био-социо-культурном существе2. При этом важным дополнением к такому определению человека нам представляется его трактовка как био-социо-культурно-экзистенциального существа 3 , выступающего в современных условиях как самопроект, имеющий

1 Фадеева И.Е. Экзистенциальная рефлексия и культурогенез: культурологическое
образование // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.
2015. Т. 15, вып. 1, С.67.

2 Каган М.С. И вновь о сущности человека // Отчуждение человека в перспективе
глобализационного мира. СПб., 2001. С. 55.

3 Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический проект,
2004. 320 с. URL: (дата обращения: 10.09.2016).

стремление к самотрансцендированию – то есть к восприятию и ощущению себя как иного1.

Степень разработанности проблемы. В истории культурологической мысли и в современных трудах по истории и теории культуры проблематика, связанная с культурой и феноменологией детства и игрушки, представлена такими именами, как Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Е. Финк, Г. Гадамер, Р. Кайюа, Ж. Деррида, М.С. Каган, П.А. Сорокин, Ю.Н. Солонин, Ю. Лотман, В.С. Степин и другими. Историко-культурное обоснование проблемы детства мы находим у Ф. Арьеса, Л. Демоза. Культурно-антропологические особенности детства в рамках философии культуры и истории изучались К. Леви-Строссом, Ф. Арьесом, Р. Бенедикт, М. Мид, Б.М. Бим-Бадом, И.С. Коном и другими. Экзистенциальное направление исследований детства и игры представлено именами Ж.-П. Сартра, К Ясперса, П.А. Флоренского, В. Франкла, И.Е. Фадеевой, В.А. Сулимова и другими. Представляют интерес для настоящего исследования взгляды З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Миллера, которые раскрывают психоаналитические аспекты природы детства. Обоснованность научных результатов диссертационного исследования также обеспечивается опорой на психолого-педагогические труды ученых Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, В.В. Абраменковой, Д.Б. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской. Рассматривая эволюцию детства, мы опираемся на исследования Ф. Арьеса, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, К.Д. Ушинского, Л. Демоза, А.Г. Кислова, А.А. Грякалова, Д.И. Мамычевой, А.А. Майера, С.Л. Шалаевой, Т.Д. Попковой, Э.А. Куруленко и других.

Проблематика информационной сетевой культуры детства и виртуальной реальности современного общества представлена в диссертации такими именами, как З. Бауман, Д. Палфри, У. Гассер, Р. Шартье, В.А. Сулимов, С.А. Белозеров, К.Л. Ерофеева. Проблема кризиса мира детства и размывания границ между взрослыми и детьми освещается Н. Постманом, В. Куренным, Л. Горалик, М.А. Манокиным, М.В. Минситовой и другими.

В ситуации «радикального смещения» предметно-содержательных позиций в отечественной педагогике и «завершенности системно-универсализирующего подхода важной представляется мысль А.А. Грякалова о необходимости «транспедагогики» как «сферы непрерывного

1 Фадеева И.Е. Культурологическое знание и экзистенциальная персонология (образование и культурогенез) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (46): в 2-х ч. Ч. II. С.176

активного воздействия», «зоны непрерывного возникновения и распада смыслов» 1.

Тематика детства как культурной среды (топоса), жизненного пространства, формирующего картину мира ребенка, в работе основывается на исследованиях Э. Гуссерля, А. Шюца, А.Я. Флиера, А.А. Грякалова, А.П. Огурцова.

О природе идентичности писали многие ученые, среди которых выделяются Дж. Г. Мид, К. Леви-Стросс, Ч. Кули, П. Рикер, Э. Фромм, Э. Эриксон, И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов, Г.Л. Тульчинский, М.Б. Мелехина, Н.Е. Вокуев и другие. В исследованиях И.С. Кона, Ж. Лакана, Ю.М. Лотмана представлена проблема формирования идентичности как осмысление культурных, исторических, антропологических предпосылок. Говоря о роли Другого в контексте детской игровой коммуникации мы опираемся на концепции Дж. Мида, П. Бурдье, М.М. Бахтина, И.А. Морозова.

Вопрос социализации рассматривали представители «символического интеракционизма» Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Р.Э. Парк, У.А. Томас, а также Э. Дюркгейм, Э. Гиддингс. В разработку методологических оснований дифференциации понятий «инкультурация», «социализация», «культурная социализация» внесли вклад М. Херцковиц, А.Я. Флиер, М. Мид, Д. Мацумото, А.В. Луков и другие.

В неразрывной связи с проблематикой детства и формированием культурной и индивидуальной идентичности ребенка «звучит» в данном исследовании тема «игрушечной культуры» современного дошкольника. К вопросам игры обращают фундаментальные философско-антропологические и эстетико-культурологические теории Ф Шиллера, Г. Гадамера, Й. Хёйзинги, Э. Финка, М.М. Бахтина (карнавализация, смеховая культура), Н.Н. Евреинова (театрализация жизни), М.С. Кагана и других. Современный взгляд на эстетические основания игры показан в исследованиях К.Г. Исупова, В.В. Бычкова и других. Важными также являются концепции игры, которые в отечественной науке представлены именами таких авторитетных специалистов по психологии и педагогике, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков и других. В ракурсе проблемы самопроектирования ребенка в игре как субъекта собственной деятельности, мы основываемся на исследования К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, И.Е. Фадеевой, В.А. Сулимова, Г.Л. Тульчинского. К проблеме игрушки, определению ее функций и типов в настоящее время обращено внимание исследователей разных наук: О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой, А.Ю. Гусевой, Е.О. Смирновой, М.Е. Каравашкиной, Н.Б. Шипулиной, Н. Смолянской, Л.

1 Грякалов А.А. Философия и транспедагогика детства // Инновации и образование. Серия “Symposium”, Выпуск 29. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.С.54.

Горалик, Л.М. Ветровой, А.Б. Тепловой, А.Е. Шинкаренко, В.С. Вахштайна, В.С. Мухиной, И. Слепцовой, А.В. Локтионовой и других. Семиотические идеи У. Эко лежат в основе определения современного эстетического кода игрушки. Как предмет культуры игрушка на примере куклы рассматривается в работах Ю.М. Лотмана, М.А. Мишиной, С. Комаровой, М. Катушкина, Е.И. Ковычевой, Карповой Т.Е., Ю.О. Голубевой, А.И. Морозова, Г.Л. Дайн и других.

Безусловно, эти работы очень ценны и значимы в рамках рассмотрения заявленной нами проблематики. Однако, аспекты детской игры как игровой экзистенциальной коммуникации и фактор становления культурной и индивидуальной идентичности ребенка ранее не рассматривались в целостности общекультурных процессов, либо исследовались как отдельные феномены.

Таким образом, несмотря на то, что проблема детства и игры изучена довольно хорошо, до сих пор не было попыток представить эти два феномена в виде целостной системы детской игровой коммуникации, протекающей в первичных процессах инкультурации и социализации ребенка и коренным образом влияющей на становление идентичности формирующейся личности.

Объект исследования: игра как культурная универсалия и как универсальная характеристика социально-культурной феноменологии детства.

Предмет исследования: социокультурные, когнитивные, эстетические и экзистенциальные аспекты игровой коммуникации в их системном взаимодействии в процессах формирования индивидуальной и социально-культурной идентичности ребенка.

Цель исследования: выявить наиболее значимые аспекты детской игры в их взаимодействии, в процессах формирования индивидуальной и культурной идентичности ребенка, показав их социокультурную и культурно-историческую обусловленность.

Задачи исследования:

  1. рассмотрение генезиса детства через призму культурологических, философских, психологических, исторических концепций;

  2. обоснование инкультурации и социализации как доминант, обуславливающих характер формирования культурной и индивидуальной идентичности дошкольника;

  3. анализ аспектов игровой деятельности в культурно-исторической динамике и обобщение социокультурных игровых практик, связанных с детским периодом жизни;

  4. характеристика личности ребенка в перспективе игрового эстезиса;

  5. обоснование характера взаимосвязи экзистенциальной коммуникации ребенка и его самопроектирования в игровой деятельности.

  1. выявление существенных черт современной «игрушечной культуры» в области когнитивных трансформаций, связанных с современным состоянием культуры и общества, а также с развитием информационных технологий;

  2. анализ подходов к определению функций игрушки в детской игровой коммуникации;

8. определение типов игрушки в культурологическом аспекте.
Методология и методы исследования. Проблематика диссертации

имеет междисциплинарный характер. Поставленные задачи решались с
помощью комплекса методов исследования: сравнительно-исторического,
герменевтического, культурно-антропологического, семиотико-

антропологического.

Культурологический подход к проблеме игровой коммуникации как средства становления культурной и индивидуальной идентичности ребенка посредством процессов первичной инкультурации и социализации позволяет рассматривать игру как одну из ключевых универсалий культуры, позволяющих ребенку встать на пути нахождения себя как био-социокультурно-экзистенциального существа.

Обнаруживая свою экзистенциальную природу, в истории философской и эстетической мысли игра неоднократно рассматривалась в контексте художественной деятельности. Эстетическая, прото-художественная природа игры – постоянная тема философии искусства начиная с Аристотеля и – уже в контексте культуры Нового времени – Ф. Шиллера. Однако культура начала XX века сместила казавшуюся весьма устойчивой проблематику, обнаружив и в игре, и в художественной деятельности новые грани. В эпоху массовой культуры все более широкое и активное распространение получает феномен театрализации детской игры, который выступает одним из характерных явлений современной цивилизации, выражающих специфику развития ребенка. Анализ и интерпретация смысловых понятий «игра» и «театр» / «театральность» / «театрализация» раскрывают театрально-игровую сущность бытия человека. Выявление связи культурно-антропологической феноменологии детской игры с теорией «театрализации жизни» Н.Н. Евреинова и карнавализацией М.М. Бахтина, позволяют найти экзистенциальные истоки детской игровой коммуникации, а также обозначить ее влияние на развитие интеллектуальных практик ребенка, его аксиологии и когниции.

Анализ социокультурных, когнитивных, эстетических и экзистенциальных аспектов игровой коммуникации в их системном взаимодействии в процессах формирования индивидуальной и социально-культурной идентичности ребенка определяют необходимость новых подходов к определению функций и типов современных игрушек.

Теоретическая база рассмотрения культурной и индивидуальной идентичности посредством игровой коммуникации основывается на идеях Дж. Мида, Й. Хейзинги, Е. Финка, Г. Гадамера, Э. Эриксона, У. Эко, М.С. Кагана, И.Е. Фадеевой, В.А. Сулимова, Г.Л. Тульчинского и других.

Материалом исследования являются формы детской игровой деятельности и игровые практики в исторической перспективе и современности, а также выявленные в процессе анализа теоретические подходы и концепции игры, определяемые исторически складывающимися культурными практиками и, в свою очередь, определяющие их. В рамках нашего исследования мы остановимся на детстве как на уникальном и универсальном этапе развития человека. Рамки исследования определены возрастом ребенка от рождения до семи лет. Мы отталкиваемся от концепции становления идентичности ребенка Дж. Мида посредством игры как «play». При этом рассматривается процесс взаимодействия с игрушкой как значимым «Другим», где игровая коммуникация представляет собой определенный набор действий (интеракций или актов) с определенной структурой или внутренней взаимосвязью1. В диссертации не стоит задача рассмотреть все виды игрушек. Акцент сделан на современных ее образцах и их значении в социокультурном развитии современного дошкольника.

Научная новизна исследования. Детская игра рассматривается в аспекте культурно-антропологической и культурологической проблемы самоидентификации и развития индивидуального сознания. Впервые на материале игры как культурно-исторического феномена рассматривается эстетика детства в перспективе игрового эстезиса в контексте театрализации жизни. Обосновано значение культурной трансмиссии, осуществляемой за счет процессов первичной инкультурации и социализации личности современного ребенка на примере взаимосвязи экзистенциальной коммуникации ребенка и его самопроектирования в игровой коммуникации, формирующей возможность интеллектуальной, экзистенциальной рефлексии и самопроектирования и тем самым позволяющей ребенку осваивать мир культуры.

Показан характер культурно-исторических трансформаций игрушки, выявлены черты и социокультурный смысл современной «игрушечной культуры», а также ее значение в контексте становления идентичности ребенка. Предложена культурологически обоснованная концепция функций детской игры и типология современной игрушки, вводятся понятия: игровой эстезис, игровая экзистенциальная коммуникация, игрушечный эстетический

1 Mead G.H. The I and the Me // Mead G.H. Mind, Seii and Society Chicago, 1934. P. 152 -164. (Перевод А. Гараджи).

код, игровой нарратив, игрушечная культура, позволяющие проследить актуальные для современности изменения детской игровой культуры.

Термины и понятия. В своем исследовании мы вводим следующие понятия:

Эстетика детства - универсальный для детского возраста способ эстетического мировосприятия и деятельности, находящий свое выражение в игровых формах жизни, пронизывающих и пропитывающих детство.

Игровой эстезис - познание, реализующееся в детском возрасте в игровой коммуникации, а также формирование картины мира в сознании ребенка, которое помимо когнитивных и ценностных характеристик, имеет эстетический характер.

Игровая экзистенциальная коммуникация процесс взаимодействия ребенка с партнером по игре (взрослым, сверстником, игрушкой), ведущий к осознанию своей и другой экзистенции как ценности, к «авторству самого себя», иными словами к «самопроектированию» и самотрансцендированию. Собственно в условиях игровой коммуникации совершается видоизменение собственного «Я» личности играющего растущего человека и расширение его экзистенциального опыта, в котором ребенок «превосходя» мир, как бы овладевает им. Это дает ему возможность быть не просто частью этого мира, а свободно быть самим собой. Термин игровая экзистенциальная коммуникация органично включает в себя следующие ниже понятия.

Эстетический игрушечный код – система визуальных игрушечных образов, сформированная культурой и воплощающая ее наиболее значимые смыслы, ценности, игровые практики, а также устойчивые визуальные формы. При этом игрушечные образы, модели и персонажи отражают и гибко реагируют на все изменения, происходящие в культуре и обществе, содействуют развитию креативности ребенка как части интеллектуальной свободы человека, осмыслению ценности Другого – Иного, формированию толерантного отношения к окружающему, изживанию собственных страхов и агрессии.

Игровой нарратив – выстраиваемый ребенком игровой «сюжет» проживания собственной жизни как иной по отношению к реальности, сюжет, имеющий как завязку, так и финал, композиционно выстроенный и аксиологически наполненный. Игровой нарратив совместно с компетентным сопровождением взрослых, которые создают условия для игры, воспроизводит традиционные культурные практики и дает толчок к моделированию нового, при этом сохраняет универсальные экзистенциалы и такие традиционные ценности культуры как любовь, доброта, забота, экзистенциальное взаимодействие, справедливость, свобода. Современный игровой нарратив - новые фантастические сюжеты игрового взаимодействия как в ролевой игре, так и в игре с игрушками, воссоздающие элементы

повседневных социокультурных практик ребенка, дополненные его фантазией.

Игровая культура элемент общей культуры, пространство взаимодействия играющих, передающееся из поколения в поколение и формирующее игровую культуру как таковую, где игра как часть человеческого бытия определяет способ его конструирования и осмысления благодаря воображению как ресурсу выхода за пределы самого себя.

Игрушечная культура – разнообразный «мир» игрушек, игрушечных атрибутов, которые окружают ребенка и являются базой для запуска механизмов его воображения и самоидентификации, проявления его экзистенциального начала, предоставляющая ребенку возможность свободного самовыражения и самореализации.

Благодаря эстетическому опосредованию реальной действительности, игровая экзистенциальная коммуникация открывает ребенку возможность увидеть себя как бы со стороны, что способствует усвоению базовых культурных ценностей, стереотипов поведения, визуальных кодов и интеллектуальных моделей, приводящих постепенно к экзистенциальной, а затем и к интеллектуальной свободе.

Теоретическая значимость исследования. Материалы данного диссертационного исследования могут использоваться в лекционно-просветительской работе при чтении курсов по культурологии, культурной антропологии, детской педагогике и психологии, при написании учебников, подготовке учебно-методической литературы.

Практическая значимость диссертации. Материалы и результаты исследования будут полезны при дальнейшем изучении проблемы детской игровой коммуникации, при выработке культурологически обоснованных практических рекомендаций, касающихся современной игрушки и детских игровых практик, а также в практиках организации музеев игрушки1, в том числе виртуальных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понимание социокультурных основ укоренения ребёнка в культуре открывает новые возможности постижения и реконструкции базиса самой культуры. Современный ребенок как субъект собственной жизни имеет возможность самопроектирования благодаря процессам первичной инкультурации и социализации. Именно игровая коммуникация посредством данных процессов выступает как ресурс формирования культурной и индивидуальной идентичности ребенка.

1 Музей игрушки ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Музей игрушки ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова».

  1. Анализ концептуальных аспектов детской игры в культурно-исторической динамике позволяет рассматривать ее как систему коммуникационных приемов и способов социокультурных игровых практик современного мира детства. Одним из эстетических аспектов игровой коммуникации выступает театрализация как характерное для современной цивилизации явление современной цивилизации, выражающих специфику развития ребенка. В пространстве современной культуры детства тесно переплетены игра, театр и карнавал. Исходя из теории театрализации Н.Н. Евреинова и идеи карнавализации М.М. Бахтина, мы рассматриваем детскую игру как своеобразный «театр для себя», как особое экзистенциальное состояние, характеризующее природу ребенка.

  2. Игровая коммуникация предоставляет ребенку возможность стать автором самого себя. Самопроектирование ребенка и конструирование собственной личности в игровой деятельности приводит к видоизменению собственного «Я» ребенка и расширению его экзистенциального опыта. Одним из аспектов детской игровой коммуникации является взаимодействие ребенка с игрушкой. Несмотря на неоднозначность и разнообразие подходов к оценке игрушки на современном этапе культурогенеза, существенные черты «игрушечной культуры» сегодня обусловлены когнитивными трансформациями социокультурной ситуации в целом, а также развитием информационных технологий и экранной культуры. В этих условиях ребенок посредством игры организует свой жизненный мир (топос), осмысливает свое «Я», противоположенное «Другому». Использование нетрадиционного игрушечного кода (кукольные монстры, игрушки-фэнтези, экшен-мены) с одной стороны, кажется бесполезным или вредным для ребенка. С другой стороны, основываясь на концепции смеховой культуры М.М. Бахтина, мы вправе утверждать, что подобного рода игрушки учат ребенка управлять своей агрессией, принимать «иного» на равных, т.е. толерантно относится к не такому как он, а самое главное – осмеивать страшное. Взаимодействие с такими персонажами предоставляют ребенку интеллектуальную свободу.

  3. Анализ различных функций игрушек, на наш взгляд, позволяет логично разделить их на три группы: социальные, культурные, интеллектуально-деятельностные. Доминирующую позицию в настоящее время должна занять именно группа культурных функций, к которым мы относим: креативную (творческую, созидательную), культурно-рефлексивную, эстетическую, мифотворческую, знаково-символическую (сигнификативную, семиотическую) и смыслопорождающую.

  4. Анализ подходов к определению функционала игрушки и предложенные нами функции игрушки обусловливают выделение четырех типов игрушек в системе игровой коммуникации: игрушка как часть смеховой и «экранной» культуры, игрушка как часть театрализации и

виртуализации жизни, игрушка как часть традиционной культуры и игрушка как часть модульной системы. Такой культурологический подход к проблеме детской игровой коммуникации позволяет, как мы считаем, более глубоко обосновать детскую игру как инструмент, а игрушку как агента первичной инкультурации и социализации современного ребенка в контексте формирования его культурной и индивидуальной идентичности.

Апробация исследования. Сформулированные положения и выводы подтверждены данными опубликованных источников. Результаты научного исследования апробировались на научных конференциях и опубликованы в научных статьях. Процесс и результаты исследования на различных его этапах сообщались и обсуждались в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина, на всероссийских, региональных, международных конференциях.

Международные конференции: «Семиозис и культура: интеллектуальные практики» (Сыктывкар, 2013); «Антропология культурных состояний – III» (Н.Новгород, 2013), «Общество – язык – культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке» (Москва, 2013), Категория «социального» в современной педагогике и психологии (Ульяновск, 2013), «Музей в научно-образовательном процессе» (Сыктывкар, 2014), «Семиозис и культура: антропология современности» (Сыктывкар, 2015), «Наука сегодня. Ключевые проблемы и перспективы развития» (Санкт Петербург, 2015).

В 2014-2015 году диссертант приняла активное участие в проекте «Мастерская игропедагогики «Джолюк», организованном на базе республиканских ресурсных центров и пилотных площадок по этнокультурному образованию республики Коми. Организатор проекта – Лаборатория национальных проблем дошкольного образования Коми республиканского института развития образования. Были проведены обучающие семинары для воспитателей детских садов, родителей воспитанников на следующие темы: «Творческие игры в семье», «Совместные проекты Дошкольных образовательных организаций и семьи, связанные с игрушкой, игрой и театром», «детская игра и театрализация жизни», «детская игру как интеллектуальная практика», «Виды детских игр и игрушек», «театрализованные игры дошкольников», «Музей игрушки» и другие.

По теме диссертации опубликованы научные статьи (всего 19 работ); в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК – 3.

Структура диссертации определена целями и задачами исследованиями. Исследование включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, список литературы, включающий 220 наименований, приложения. Общий объем диссертации составляет 180 страниц.

Эволюция детства. Личность ребенка в историко-культурном измерении. Образ детства в истории культуры

Детство сегодня рассматривается с разных позиций: не только с традиционной для этой проблематики психолого-педагогической, но и культурно-исторической (шире – культурологической), культурно - и философско-антропологической, этнографической, социологической, экологической точек зрения. Исследовательский интерес объясняется тем, что детство представляет собой сложный социокультурный феномен, сложность понимания которого связана в первую очередь с необходимостью выработки интегративной теории, предполагающей анализ детства как многоуровневого и многофакторного явления, природа которого культурно-исторически обусловлена и поэтому процессуальна. Несмотря на то, что на протяжении многих столетий ведутся дискуссии о роли этого этапа человеческой жизни, сегодня эти проблемы требуют существенно модернизированных подходов и методов. Детство выступает полем для междисциплинарных исследований, сопоставление которых расширяет представления о нем как изменчивом во времени и культуре конструкте. В настоящее время назрела необходимость изучения этого феномена в развитии человечества именно с позиций культурологического знания.

Образ детства менялся на протяжении исторического развития всегда, и, соответственно, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на образ ребенка. Осмысление детства складывалось под влиянием различных традиций, которые так или иначе имели культурную компоненту.

Поскольку наше исследование имеет междисциплинарный и интегративный характер, источниками изучения стали философские, антропологические, психоаналитические, психолого-педагогические, исторические подходы к обозначенной проблеме. Каждое из этих направлений представляет интерес в рамках культурологической линии постижения проблемы детства. Упор на философию как на концептуальную основу в рамках изучения проблематики детства сделан в работах А.Г. Кислова, А.А. Грякалова, Л.Б. Сандаковой, Т.Д. Попковой, С.Л. Шалаевой и многих других. Философско-культурологическая аналитика детства представлена в трудах современных исследователей в области культурологии Д.И. Мамычевой, Е.Н. Суворкиной, О.О. Масловой.

В контексте педагогического подхода, переплетающегося с другими науками, Ю.В. Щербинина условно предлагает выделить несколько направлений в понимании феномена детства: религиозное (вера в ребенка), метафизическое (онтологические исходные положения, трансцендентные измерения детства), антропологическое (изучает детство в русле философии культуры, историко-цивилизационных взаимосвязей), экзистенциально-драматическое (погружает дискурс детства в стихию ранних детских представлений и правоспоминаний), лингвофилософское (семиотические основания рефлексии детства в контексте речевой культуры) [198, с.131 – 132].

Духовность ребенка рассматривается как его природная особенность, данность. Целью воспитания должно стать «...не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечение связи добра» [54, с.37] и формирование чувства собственного духовного достоинства (личной духовности) [56, с.315-316]. Впервые в детстве человек встречается со своим бытием и самим собой, открывая для себя собственную картину мира. Именно в это время начинают раскрываться первые «ростки» духовного содержания развивающейся личности ребенка. Здесь детство рассматривается как таинство, как неповторимый трансцендентный мир, где особый вес принадлежит ребенку как абсолютно безгрешному и святому существу [133, с.209].

В рамках нашего исследования представляют особый интерес психоисторическая концепция эволюции детства Л. Демоза, историко-культурное обоснование проблемы детства Ф. Арьеса, теория изучения культуры детства разных народов, подтверждающая гипотезу культурного детерминизма и взаимосвязь самой культуры и детства М. Мид и ряда других авторов.

В изучении обозначенной нами проблемы значимость приобретает именно экзистенциальный подход. Детская игра как эффективный инструмент расширения экзистенциального опыта ребенка, формирует его коммуникативные навыки и идентичность посредством игровой коммуникации как со взрослым и сверстником, так и с игрушкой. В процессе сознательной и бессознательной «игровой трансценденции», где культура создает опору формирования личности ребенка, он начинает постигать свое «Я» [151, с.161-163].

Следует добавить, что анализ взаимосвязи экзистенциальной коммуникации ребенка и его самопроектирования в игровой деятельности создает, на наш взгляд, основу для нахождения трансцендентального смысла бытия детства в культуре. Также нас интересует выявление личностных характеристик ребенка в перспективе игрового эстезиса в контексте театрализации пространства детской игры. Здесь мы опираемся на теорию театрализации жизни Н.Н. Евреинова. Более подробно речь об этом пойдет во второй главе.

Существенную роль в изучении феномена детства сыграли психоаналитические концепции, исследующие проблему «хранения» детских переживаний в бессознательном взрослого человека и культуры в целом. Именно психоанализ впервые обратил внимание на понимание роли детских воспоминаний и впечатлений, влияющих на последующую судьбу человека. Многими учеными доказано значение этого этапа в жизни взрослого человека (З. Фрейд, А. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Миллер и другие). Анализируя роль детства в деятельности индивидуального сознания взрослого человека и значение детских переживаний в становлении структуры социокультурных и психологических особенностей личности, представительница социологизированного психоанализа К. Хорни отмечает, что «В основе определения структуры характера зачастую лежат детские переживания. Они, по сути, являются началом ее развития, которое «у одних людей завершается в пять лет, у других - в подростковом возрасте, у третьих – примерно в тридцать, а у четвертных продолжается и в пожилом возрасте» [186, с.128 -199]. Психоаналитик А. Миллер также обращает внимание на значение детских переживаний для последующей взрослой жизни, считая, что ребенок, который в детстве чувствовал любовь, заботу, уважение, внимание и защиту со стороны своих родителей «в юности и в последующие годы становится эмоционально восприимчивым и способным к состраданию. Он будет радоваться жизни и не будет испытывать потребность калечить, а уж тем более убивать себя и других людей» [108] и наоборот. Интересной с точки зрения нашего исследования является теория архетипа ребенка К.Г. Юнга, в которой он рассматривает основы культурных образов детства, заложенных в мотиве ребенка (как коллективного детства), важного для сохранения целостности и приспособления детства к трансформациям будущего. Согласно точке зрения К.Г. Юнга, архетип ребенка не меняется в зависимости от сменяющихся эпох, а несет в себе бессознательный опыт «детства» коллективной души как начало культуры. В новом социокультурном пространстве современности архетип ребенка олицетворяет культурный опыт прошлого и настоящего [206].

С позиции культурно-антропологического подхода в условиях разных культур проблема детства исследовалась такими учеными, как М. Мид, Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Дж. и Б. Уайтингами, Э. Эриксоном и другими. Так, М. Мид изучила жизнедеятельность традиционных племен, проанализировала их процессы инкультурации и социализации и предложила собственную типологию культуры [107, с.38-39].

Также в ракурсе антропологической теории Б.М. Бим-Бад предлагает анализ феномена детства посредством автобиографического метода исследования, где истории собственных жизнеописаний и являются собственно ключом к пониманию природы детского мира [19]. По мнению автора, детство в воспоминаниях людей, живших в прошлые эпохи, и живущих в настоящее время, перекликается с детством каждого из них. М.В. Галимзянова, М.О. Бондарева, В.В. Нуркова, Н.С. Крамаренко рассматривают автобиографическую память как источник понимания феномена детства в рамках психологического похода. Здесь уместны слова Ж.П. Сартра, который в своей автобиографической повести «Слова» как и многие другие авторы воспоминаний, отмечает: «У каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами - все решает детство»[139, с.38-39].

На наш взгляд, все более заметна отчетливая тенденция повышения внимания к проблеме детства именно в культурологии. Собственно процесс культурного анализа различных научных проектов о детстве, существующих сегодня, дает возможность синтеза исследований проблематики и сюжетов о детстве. Являясь в некоторой степени моделью мира взрослого, мир детей, осмысление его культуры, помогает глубже понять культуру в целом.

Формирование культурной и индивидуальной идентичности современного ребенка (процессы инкультурации и социализации)

Как уже отмечалось, в игровой коммуникации происходит становление идентичности посредством социализации и инкультурации ребенка, формирование самосознания, понимание смыслов, ценностей и традиций культуры. Именно восприятие ребенком игрового предмета (игрушки), готовность вступить с ним во взаимодействие, к отражению увиденного и созиданию чего-то нового, раскрывает его внутренний потенциал и собственное авторское начало. Важным представляется обращение к игре как к культуросозидающей, культуротворческой деятельности и средству конструирования социума. Игра является одновременно орудием познания мира ребенком и инструментом моделирования этого мира.

Необходимо также обратиться к экзистенциальным аспектам социокультурной феноменологии детства и, в частности, к пониманию человека как самопроекта. Согласно точке зрения Ж.-П. Сартра, культура - это создание человека, в проекции которой он сам себя узнаёт, находит свое предназначение. Культура детства - это результат не только воспитательного воздействия взрослых, транслирующих культурные ценности и нормы, но и процесс самовыражения и самопроектирования личности ребёнка. Активно формирующаяся сегодня новая персонология представляет личность в большей степени как проект или даже как серию проектов. По мысли Г.Л. Тульчинского, человеческая личность выступает носителем свободы как «добытийного и внебытийного источника бытия», и это «обеспечивает возможность трансцендирования в иное, овозможнивание бытия» [163, с.70 - 71]. На наш взгляд, именно игровая коммуникация дает возможность ребенку стать «автором самого себя», так как придает смысл жизненному пространству дошкольников.

С другой стороны, правомерно ли утверждать, что еще не сформированная личность ребенка дошкольного возраста может выступать в качестве собственного автопроекта? По мнению Д.А. Леонтьева, эта категория может быть причислена лишь к зрелой личности, к которой растущий ребенок еще не может быть отнесен. Он пишет «Я не могу быть свободным, если не осознаю силы, влияющие на мои действия. Я не могу быть свободным, если не осознаю имеющиеся здесь и теперь возможности для моих действий. Я не могу быть свободным, если не осознаю последствия, которые повлекут те или иные действия» [88]. П.А. Флоренский также отмечает, что лишь в опыте, переживаемом как самотворчество, человек способен самопостроить собственную личность посредством торжества духовного самопознания [180, с.83]. Осознает ли ребенок то, что с ним происходит в игре? Вот здесь и кроется тайна игры.

Игра выступает интеллектуальной практикой ребенка, так как дает ему возможность овладевать конкретными умениями и общей гибкостью поведения, формирует способность восприятия нового, внезапного. В процессе своего развития ребенок в игре усваивает содержание культурного человеческого опыта, конкретные приемы культурного поведения и способов мышления. Формирование игрового поведения ребенка происходит двумя способами: природным развитием поведенческих реакций, в основе которого находятся процессы биологического созревания ребенка, и культурным улучшением психических функций, благодаря которому у ребенка вырабатываются интеллектуальные способы поведения. Следовательно, игра способствует тому, что в ней главным образом видоизменяется мышление ребенка, воображение, появляется предвидение результатов собственных поступков и действий, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В игре у детей появляется возможность приобрести универсальные психологические качества: символическую функцию сознания, знаковое абстрактное мышление, умение «думать в уме» и другие. В игре ребенок преодолевает самого себя. Игра раскрывает ребенку горизонты, помогающие безболезненно пройти путь первичной инкультурации и социализации. Поэтому мы склонны утверждать, что как раз проживая свой дошкольный возраст посредством игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте, ребенок может выступать самопроектом, конструктором становления собственной идентичности. Игрушечная культура предоставляет ребенку возможности свободного самовыражения и самореализации.

Но позже, возможно, в силу разных обстоятельств, линия реализации ребенка как самопроекта может быть изменена и изначальный потенциал ребенка может быть утрачен. Далее, в школьном, подростковом, юношеском возрастах выборы линий собственного развития и реализации не всегда могут быть свободными. Следовательно, свободный выбор зрелой личности будет отличаться как от выбора школьника, подростка, юноши, так и от выбора ребенка. Примером здесь могут служить слова К. Ясперса: «Дети зачастую обладают гениальностью, которая с возрастом утрачивается. С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спросить. Состояние ребенка это состояние порождающей себя жизни: он еще открыт, он чувствует и видит и спрашивает о том, что вскоре исчезнет перед ним. Он не удерживает то, что открывается ему в то или иное мгновение, и удивляется, когда позднее все замечающие взрослые докладывают ему о том, что он сказал или спросил» [208].

Сталкиваясь с реальностью и не имея возможности в силу своего небольшого жизненного опыта оценить ситуацию объективно, ребенок находит внешнюю опору для утверждения своего бытия в игре, через реализацию своей потребности взаимодействия с иным, игрушечным, зачастую «потусторонним» и виртуальным миром, отыскивая при этом истоки собственной идентичности. Именно игрушечная культура обеспечивает первичную социализацию, индивидуализацию и инкультурацию растущей личности. Игрушка выступает посредником между реальной жизнью ребенка и виртуальным, вымышленным, формируя его игровое сознание, которое творит собственный игровой мир как особый феномен, являющийся сущностным моментом человеческого бытия растущего человека, направленного на трансцендирование себя в иное. Ребенок, трансцендируя свое «Я» за пределы возможного опыта, обращается к трансцендентному, потребность в котором является и гносеологической, и экзистенциальной. Игрушка становится фактором приобретения экзистенциального опыта, формируя способность «экзистенциальной рефлексии», «рефлексивность как способность помыслить свое Я в качестве другого, внеположного: в культурологическом смысле - вынесенного за пределы самости» [170, с.176-177], включая ребенка в акт экзистенциальной коммуникации.

К. Ясперс отмечал, что мир как существование предстает перед ним как определенное бытие объектов: «Это непредметное бытие есть экзистенция, если оно может стать для меня наличным в собственном истоке благодаря тому, что я сам есмь оно; оно называется трансценденцией, если оно есть бытие в предметном обличье шифра, но объемлемо только для экзистенции» [210, с.50]. Экзистенция выступает как бытийный корень личности и не может быть опредмечена, а единство разума и экзистенции выражает собой высшую форму коммуникации. Человек действительно знает себя как человека только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции. По мысли Ж.П. Сартра, человек (в том числе и ребенок) постоянно находится вне самого себя. Индивид существует как человек благодаря проектированию и потере себя во вне. При этом он преследует трансцендентные цели. Игровая деятельность дает возможность ребенку выйти за пределы самого себя. Улавливая объекты в связи с преодолением самого себя, человек находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Трансцендентность связана с субъективностью, с постоянством «незамкнутости» человека в себе и всегда присутствием его в человеческом мире. Это и есть экзистенциальный гуманизм [140, с.343–344]. В Франкл также отмечает, что выход за пределы самого себя – одна из базовых человеческих характеристик, а сущность бытия человека в его самотрансцендировании [181, с.51]. К.Л. Ерофеева к формам человека как живого существа, осуществляющего самотрансцендирование, относит сознание, практическую деятельность и социальность [51, с.37]. Все эти компоненты, присутствуют, по нашему мнению, в детской игре. Ребенок порождает свой собственный смысл в процессе игровой коммуникации с игрушкой. Выйдя за пределы известного, ребенок посредством игры производит собственный экзистенциальный смысл.

Эстетика детства: личность ребенка в перспективе игрового эстезиса

В группе социальных функций мы выделяем: гуманистическую, социально-рефлексивную, коммуникативную, экзистенциально-коммуникативную.

В плане гуманистического функционала следует развернуть ракурс игрушки в сторону человекотворчества и этики, а также идеологии антропоморфизма. Эта функция напрямую связана с эстетической.

Социально-рефлексивная функция игрушки. Можно констатировать, что в условиях современного социума игрушка претендует на роль инструмента «социального конструирования», в рамках которого происходит формирование социальной, этнокультурной идентичности ребенка.

Коммуникативная функция игрушки. Проявляющаяся идентичность во время игры и взаимодействия с игрушкой наводит мосты между стадиями детства и будущей взрослости, когда множество социальных ролей становятся все более доступными. В сознании ребенка благодаря игрушкам утверждаются определенные социально-бытовые представления и отношения, происходит тренировка, затем усвоение норм и правил общения. Игрушка выступает одним из значимых агентов первичной социализации ребенка. Поэтому игрушки способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Они имеют определенное влияние на социализацию ребенка.

Экзистенциально-коммуникативная функция (более подробно рассмотрена во 2 главе, параграф 2.3.) оказывает существенную роль в конструировании собственной личности ребенка и его самопроектировании. Направляя свое «Я» за пределы возможного опыта, ребенок обращается к трансцендентному, потребность в котором является и гносеологической, и экзистенциальной. Игрушка становится фактором образования экзистенциального опыта, формируя способность «экзистенциальной рефлексии», «рефлексивность как способность помыслить свое «Я» в качестве другого, внеположного: в культурологическом смысле «вынесенного» за пределы «самости», включая ребенка в акт экзистенциальной коммуникации.

В экзистенциальном общении ребенка с игрушкой не возникает отношения к ней как предмету или объекту. Экзистенция, представленная в виде свободы, неразрывно связана с коммуникацией, вне которой человеческое бытие просто невозможно. Позиция ребенка в игре посредством воспроизведения моделей отношений взрослых при помощи игрушки или игровых атрибутов, а также других предметов-заместителей создает ему свободу в организации своего времяпрепровождения и взаимоотношений с собственным «Я». Позиция ребенка как автора в ситуации игры и действия с игрушкой - это позиция не только практической деятельности, но и позиция собственного «проектирования» и развития.

Кроме того, игрушка выступает в качестве важнейшего игрового предмета, помогающего ребенку преодолевать первоначальную закрытость «психической самости», разворачивать новые коммуникативные свойства собственного «Я», придавать им характер активного диалога с миром.

Третья группа интеллектуально-деятельностных функций включает в себя когнитивно-образовательную, индивидуально-рефлексивную, когнитивно информационную, когнитивно-рефлексивную. Когнитивно-образовательная функция совмещает в себе следующие: образовательную, развивающую, воспитательную, коррекционную. Они достаточно широко рассматриваются исследователями, поэтому мы не будем останавливаться на них поробно. Индивидуально-рефлексивная функция предполагает формирование «пространства личности» ребенка, индивидуальной, в т.ч. гендерной принадлежности, произвольности и желательных стандартов поведения. Уместно привести в данном случае следующий пример (касающийся куклы Барби). Л.И. Эльконинова и М.В. Антонова провели экспериментальное исследование, направленное на подтверждение или опровержение общественного и научного мнения об отрицательном влиянии Барби на детское развитие, в том числе понимания детьми-дошкольниками отношений между полами (гендерами). Детям предлагалось выбрать игровой материал и поиграть им. При этом были предложены обычные традиционные куклы, к ним соответствующая атрибутика к игре и аналогичный игровой комплект с куклой Барби. Проанализировав содержание игр с разными куклами, а также поведение детей, характерное для той или иной половой принадлежности, исследователи пришли к выводу, что «богатая» кукольная атрибутика Барби дает «всплеск» воображению ребенка и в отличие от обычных кукол, наталкивает детей на разыгрывание более разнообразных сюжетный линий и тем [202, с.6].

Кроме этого, отмечается, что именно в игровых сюжетах с Барби было продемонстрировано детское осмысленное и адекватное детскому возрасту понимание гендерных взаимоотношений. Исследователи пришли к выводу, что игра с Барби способствовала прояснению отношений между полами, так в игре с этой куклой дети использовали в качестве перехода от предшествующей семенной жизни стадии -свадьбу, как особую форму «ритуального перехода между двумя семантическими пространствами» [202, с.7]. В игровых действиях с обычной куклой этого не было.

Данное исследование также подтвердило, что данная игрушка сама по себе не активизирует несвойственное дошкольникам внимание к половой жизни и не имеет тенденции к ранней сексуализации ребенка. Игровые действия с Барби более разнообразны, чем с обычными куклами и имели меньше повторов [202, с.13-14].

Этот пример ярко демонстрирует, что современным детям необходимы разные игрушки, так каждая из них может выполнять свои особые функции. Получается, что детская игра не зависит от характера игрушек, а обусловлена познавательной сферой ребенка. Именно степень сформированности познавательных возможностей отражается на индивидуальных способностях детей конструировать сюжетные линии игры разнообразного уровня сложности.

Функции игрушки в игровой коммуникации

Мы определили, что эстетизм детской игры заключается в стремлении ребенка в дошкольном возрасте «стать другим» в пространстве театрализации собственной жизни, конструируемой с помощью игровой коммуникации. Так называемый «театр для себя» является онтологическим свойством ребенка и особым экзистенциальным состояниям согласно Н.Н. Евреинову. Выстраиваемый игровой «сюжет» (игровой нарратив) в так называемом «театре для себя» характеризует природу ребенка в контексте взаимосвязи экзистенциальной коммуникации ребенка и его самопроектирования в игровой коммуникации, позволяющей реализовать человеческую индивидуальность.

Основываясь на концепции театрализации Н.Н. Евреинова и карнавализации М.М. Бахтина, мы пришли к выводу, что запуск механизмов культурной и индивидуальной идентичности способствует личностному самоопределению ребенка в период дошкольного детства, его самопроектированию, самосотворению как выхода в собственный экзистенциальный мир. В современном пространстве детства игровая театрализация обретает автономию и находит свое продолжение в детском художественно творчестве.

Кроме того, мы уверены, что игровой нарратив не только отсылает к театрализации, но имеет и другие характеристики: с одной стороны, его конкретные формы определяются реалиями повседневной, социальной и культурной жизни, но с другой – являясь универсалией культуры, сохраняет универсальные ценности культуры.

Выявлены, описаны и обоснованы черты современной «игрушечной культуры», обусловленные состоянием культуры и общества. Стабильность игрового нарратива современной игрушки и ее новый, зачастую динамично меняющийся неординарный эстетический код в условиях информационной культуры и общества, позволяют рассматривать ее с точки зрения положительного воздействия на ребенка как ресурса управления собственными агрессивными импульсами и страхами, принятия «иного» на равных, осмеяния страшного, понимания ценности другого, осознания собственной половой принадлежности и обретения интеллектуальной и экзистенциальной свободы.

Исследование показало, что существующие междисциплинарные подходы к определению функций игрушки разных авторов, не отражают культурологический базис и носят достаточно разноплановый и повторяющийся характер. Анализ данных подходов к определению функций игрушки в детской игровой коммуникации подтолкнул нас к определению новой классификации функций игрушки с точки зрения культурологического подхода, где ключевая роль мы определили группе культурных функций: креативной, культурно-рефлексивной, эстетической, мифотворческой, знаково-символической и смыслопорождающей.

Отталкиваясь от идеи культурной составляющей функций игрушки, мы предлагаем собственную типологию игрушки, в которой выделяем четыре типа: игрушку как часть смеховой и «экранной» культуры, игрушку как часть театрализации и виртуализации жизни, игрушку как часть традиционной культуры и игрушку как часть модульной системы.

Таким образом, находят подтверждения следующие положения: Игровая экзистенциальная игровая коммуникация выступает одним из ключевых ресурсов формирования культурной и индивидуальной идентичности ребенка. Детская игра является системой коммуникационных приемов и способов социокультурных игровых практик современного мира детства, где одним из эстетических аспектов игровой коммуникации выступает театрализация как одно из характерных явлений современной цивилизации, выражающих специфику развития ребенка. Детская игра выступает самобытным «театром для себя», в котором раскрывается природа ребенка.

Детская игровая коммуникация открывает ребенку возможность самопроектирования посредством включенного в игровой нарратив нового эстетического кода игрушки. Он представлен современной «игрушечной культурой» как гибко реагирующий на все трансформации, происходящие в культуре и обществе. При этом эстетический код игрушки остается системой устойчивых визуальных игрушечных образов, сохраняющих и воспроизводящих, традиционные смыслы и ценности культуры, такие, как борьба со злом, за справедливость, толерантность, любовь, доброта, забота и т.д. Современный игровой нарратив, завязанный зачастую на фантастическом сюжете, продолжает воспроизводить традиционные культурные практики и подталкивает путем воображения к созданию и моделированию нового. Кроме того, ребенок учится управлять своими эмоциями, агрессией, избавляться от собственных страхов, толерантно принимать «другого», не такого как он.

Основанием определения функций игрушки в настоящее время должен стать именно культурологический поход, и в связи с этим, выделены культурные функции игрушки и предложена ее новая типология.

Взаимодействие ребенка и культуры носит двойственный характер. С одной стороны, благодаря взрослому, который обеспечивает ребенку систему ориентации, он овладевает человеческой культурой и ее ценностями, как орудием своего сознания, инструментом познания окружающего мира. Эти процессы интериоризируются в его психику, наполняя жизненный мир ребенка значением и смыслом. С другой стороны, взаимодействуя с игрушкой как одной из первых универсалий культуры, ребенок сам «врастает в культуру», выйдя непосредственно в «зону своего актуального развития». Следовательно, он уже может оперировать своими знаниями без помощи других – среда как бы «вращивается» внутрь, поведение ребенка становится социальным, культурным не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам.

Таким образом, данное диссертационное исследование позволяет не только составить целостное представление об игровой коммуникации современного мира детства, но и рассмотреть игровой нарратив, в который включены процессы инкультурации и социализации, как ключевые звенья становления культурной и индивидуальной идентичности ребенка.