Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм Ирицян, Гурген Эдмондович

Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм
<
Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ирицян, Гурген Эдмондович. Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01 / Ирицян Гурген Эдмондович; [Место защиты: Южн. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/2

Введение к работе

Актуальность исследования.

В настоящее время Россия и мировое сообщество в целом находятся в состоянии социо-культурного кризиса. Кризисность остается характерной чертой современного бытия и для преодоления этого состояния необходимо четкое, научно обоснованное понимание происходящих изменений в культуре. Роль культурологии как науки, как теоретической дисциплины, изучающей культуру во всей полноте ее проявлений, во всем многообразии исторических формообразований, в этих условиях объективно повышается.

Культурология находится еще на стадии своего конституирования как науки, она развивается, изучается ее сущность и структура, эта наука играет особую роль в обществе и поэтому весьма важно познание ее генезиса и идейных истоков.

Исторически этот процесс становления культурологии был связан с осознанием кризиса классической модели культуры в качестве теоретического и мировоззренческого основания мышления о человеке и его мире, берущего свое начало в эпохе Просвещения. Культурологические идеи Ф. Ницше, а столетием позже сформировавшийся постмодернистский дискурс, представляют собой этапы этого обоснования.

Ф. Ницше представляется нам важной фигурой при переходе от философии культуры к культурологии, немецкий мыслитель, по сути, репрезентирует этот переход. Ницше в своей «философии жизни» закладывает новую парадигму культурологизирования, которая подхватывается и развивается в ХХ веке постмодернизмом. «Философия жизни» немецкого мыслителя закладывает некоторые основы постмодернистского понимания культуры; в эпоху постмодерна культурология продолжает развиваться как наука, осмысливающая все многообразие феноменов культуры. Немецкий философ в данном контексте представляется фигурой переходной, но знаковой – он находится на переломе эпох и научных парадигм. Обоснование определенного типа культурологизирования – есть своего рода традиция, которую заложил Ницше еще в конце XIX века. При этом существенное значение в процессе формирования данного типа культурологизирования имеет осознание и осмысление проблемы кризиса культуры, осуществленное Ницше. Постмодернистский дискурс воспринял этот подход к осмыслению сущности и динамики культуры, представляя и анализируя кризис культуры в различных его аспектах и проявлениях.

Мы отмечаем то, что постклассические философские направления, такие, как неокантианство, неогегельянство и позитивизм так же можно рассматривать как попытки перехода от философии культуры к теории культуры. Но через фигуру Ницше этот переход до сих пор подробно и глубоко не рассматривался, а во-вторых, его «философия жизни» с ее критикой философии тождества, ориентацией на телесность и витализм более радикально, ярко и убедительно, на наш взгляд, решает задачу выхода за рамки классической философии культуры. Учитывая все выше обозначенное, исследование теоретических истоков культурологии и ее настоящего состояния, в частности в творчестве Ф. Ницше и постмодернистском дискурсе, наследовавшем посыл немецкого философа, является важной задачей в деле дальнейшей разработки этой проблематики.

В современном гуманитарном знании сложилось обширное «ницшеведение», в нем Ницше рассматривается, прежде всего, как философ и философский антрополог, историк, политический мыслитель и филолог, наконец, как художник слова. Но роль Ницше как мыслителя, подвергшего философию культуры всесторонней критике, показавшего кризис ее метафизических и рационалистических основ и этим способствовавшего формированию культурологической теории, в том числе в рамках постмодернизма, рассматривается недостаточно полно, можно выделить лишь те или иные аспекты этой проблемы, что подтверждает актуальность темы данного исследования.

Научная разработанность проблемы.

Проблема перехода от философии культуры к культурологии, а так же их соотношения активно обсуждается в отечественной гуманитаристике, она разрабатывалась такими исследователями как В.М. Межуев, А.Я. Флиер, М.С. Каган, П.С. Гуревич, С.Н. Иконникова, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Г.В. Драч, Е.Я. Режабек и некоторыми другими.

Так В.М. Межуев выделяет два этапа в развитии философии культуры – классический и постклассический. Постклассический этап выражает ограниченность и несостоятельность классического, пересматривает просвещенческие основания культуры, осознает кризис классической модели культуры. Начиная с «философии жизни» (Шопенгауэр, Ницше), справедливо считает Межуев, главной проблемой философии культуры становится тема кризиса культуры. Культурология, по Межуеву, представляет собой всю сумму общественных и гуманитарных наук эмпирически изучающих «культурное поведение человека и человеческих общностей».

В отношении отличия философии культуры от культурологии можно отметить еще несколько подходов, первый представлен М.Б. Туровским, который считает, что любая философия есть по определению философия культуры. Второй подход определяет философию культуры в качестве части или раздела общей философии, данная концепция представлена такими исследователями как М.С. Каган и П.С. Гуревич.

А.Я. Флиер считает, что выделение культурологии из комплекса социально-гуманитарных наук отражает объективную необходимость заполнения некоего «вакуума» в знаниях о культуре. Объектом культурологии являются «любые виды и формы человеческой жизнедеятельности» и в этом наука о культуре не отличается от истории, психологии и социологии. Предметом научного анализа становятся «ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие всякую социальную практику и в особенности взаимодействие и взаимопонимание между людьми».

С.Н. Иконникова утверждает, что «культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений» и представляет собой целый «комплекс наук о культуре».

Довольно разносторонне и глубоко проблема формирования культурологии прорабатывается в коллективных трудах философов и культурологов Южного Федерального университета (Ростов-на-Дону). В них рассматривается, как современные культурологические теории берут начало в европейской философии XIX - XX веков и выражают ситуацию крушения целостного культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения и поиском рациональных оснований развития общества и культуры. В этих работах, выполненных под руководством профессора Г.В. Драча, уже содержится обоснование необходимости исследования роли Ф. Ницше в генезисе культурологии как самостоятельной науки. В них говорится о том, что культурологизирование, как осмысление феномена культуры зарождается в начале XX века, в частности, в творчестве таких известных мыслителей как О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер. Культурология же, как самостоятельная научная дисциплина оформляется в середине XX века в трудах Л. Уайта, Б. Малиновского и др. Собственно культурология – это область знания, возникшая на стыке философии культуры, культурантропологии, социологии, психологии и истории культуры в процессе осознания кризиса классической модели культуры, понимающей культуру как духовное и рациональное образование. Культурология занимается теоретическим осмыслением фактического материала, полученного в результате эмпирических исследований культурных феноменов; она изучает культурно-исторические явления, выявляет закономерности их генезиса, функционирования и изменчивости.

Постмодернистский дискурс, широко заявивший о себе в последней трети ХХ века внес несомненную новизну и плюрализм в сферу теоретизирования о культуре. Его практика критики и преодоления классической философии культуры свидетельствует о том, что искания постмодернистов в значительной степени развиваются в русле идей Ницше. Постмодернизм, в числе прочих, опираясь и на Ницше, формирует свои дискурсы о культуре, характерной чертой которых является восприятие культуры как кризисной. Необходимо отметить и другие важнейшие особенности постмодернистского дискурса: отрицание онтологических оснований (религиозных, философских, этических и любых других); кризис идеологии классического гуманизма; иррационализм; плюрализм концепций и мнений; сомнение в реальности исторического прогресса; предпочтение искусства перед наукой, художника перед ученым; смешение жанров; эссеистика и моделирование текстов вместо философских и научных трактатов; прагматисткая концепция истины.

Совершая «прорыв» в постмодернистскую культуру, Ницше не был одинок - рядом с ним можно поставить имена и других мыслителей XIX века (прежде всего романтиков, С. Къеркегора и А. Шопенгауэра). И это связано с их философской критикой культа Разума и вариантами поисков выхода за его пределы. Но Ницше здесь первый среди равных. Как иррационалист он был наиболее радикальным, последовательным и поэтому еще в XIX веке он предвосхитил в своем творчестве важнейшие особенности постмодернизма и примерные ориентиры. Тезис о наследовании идеологами постмодернизма творчества Ницше может быть подтвержден путем обращения к текстам их работ. Достаточно упомянуть некоторые из них, посвященные осмыслению творческого наследия немецкого мыслителя. Например, статья Ж. Делеза “Тайна Ариадны” и его же работы «Ницше и философия», «Ницше», труды Ж. Деррида “Шпоры: стили Ницше” и “О грамматологии”, произведения М. Фуко “Ницше, Фрейд, Маркс» и «Ницше, генеалогия, история», «Слова и вещи», «О трансгрессии», книга П. Клоссовски «Ницше и порочный круг». В этих и во многих других философско-культурологических произведениях европейские и американские мыслители второй половины ХХ века, творчески осмысливая идеи немецкого философа, вырабатывают свое собственное осознание феномена культуры. Но в них Ницше не рассматривается как фигура, способствовавшая формированию новой науки о культуре.

Мы обращаем внимание на то, что сам Ницше не выделял специальную область исследования культуры и не создал целостного учения. Культурологический комплекс идей развивался в его философии жизни в рамках тематики кризиса Западной культуры, критики христианства, диалектики аполлоновского и дионисийского, сверхчеловека как субъекта культуры, элитарной и массовой культуры и некоторых других. В целом же изучение и осмысление наследия немецкого философа происходило без ясного понимания его влияния на становление культурологии как отдельной науки.

Анализ отдельных идей о культуре у Ницше дает его младший современник неокантианец В. Виндельбанд. В 90-е годы XIX века к осмыслению его творческого наследия приложили усилия многие западные и российские писатели, критики, мыслители. К ранним работам, посвященным Ницше труды Г. Тюрка (1891), М. Нордау (1894), а так же статьи русских философов Л. Лопатина, Н. Грота и П. Астафьева. Кроме того статьи В. Преображенского, работы таких авторов как: Г. Гальвиц, Э. Гримм, Х. Каатц, А. Лихтенберже, А. Риль, О. Ричль, Евг. Шмидт, Р. Штайнер, Т. Циглер.

Философией Ницше интересовались Г. Брандес, Л.Н. Толстой, Габриеле дАннунцио, Н. Михайловский, Вл. Соловьев, Л. Шестов, С. Франк, В. Иванов, А. Белый, А. Швейцер, С. Цвейг, Г. Зиммель. Труды этих апологетов и критиков Ницше в основном носили характер историко-философского исследования.

Философия Ницше повлияла на одного из столпов европейской философии XX века М. Хайдеггера, посвятившего ряд работ анализу идей Ницше. К. Ясперс дал свою интерпретацию Ницше в произведении «Ницше и христианство». Не обошли своим вниманием наследие Ницше и такие представители экзистенциализма как Н. Бердяев, А. Камю, и М. Бубер.

Из исследований последних 20 лет, посвященных Ф. Ницше, особое внимание привлекает статья В.А. Емелина «Ницше и постмодернизм», в которой автор тесно связывает идеи немецкого философа с постмодернизмом. В.А. Емелин утверждает, что «Вся основная проблематика постмодернистов, так или иначе, пересекается с главными положениями ницшеанской философии. Более того, многие противоречия, которые присутствуют в постмодернистских учениях, могут быть лучше осмыслены и даже решены с помощью обращения к идейному наследию Ницше».

Интересы современных российских исследователей к творчеству немецкого философа сосредоточены, в основном, на следующем: проблемы нигилизма и иррационализма (И.Антонович, Д.А.Данелия, В.Б. Кучевский и др.); проблема влияния идей Ницше на представителей русской религиозной философии (И. Войская, Н.В. Мотрошилова, А. Скворцов, Т.Н. Синельникова, Р.Ю. Данилевский, А. Носов, Ю. В. Синеокая, В.П. Шестаков); моральная позиция и идеологические взгляды Ницше (Е.С. Баразгова, С.И. Шаповал, И.П. Ярославцева, Л.З. Немировская); проблема соотношения творчества Ницше и античной культурной и философской традиции (З.С. Антипенко и А.Н. Мочкин).

Большинство же исследований творчества Ф. Ницше представляют собой обзорные статьи, посвященные основным этапам его жизненного пути, эволюции и толкованию его философских взглядов (К. Азадовский, И.С. Андреева, А. Гусейнов, Т. Кузмина, В. Подорога, В. Пустарнакова, В.П. Визгин, А. Дугин, Д. Ледницкий, С.Н. Артановский, А. Аствацатуров, Г.Г. Кириленко, А.А. Лаврова, К.А. Свасьян и др.).

Из самых последних по времени исследований, которые в определенной степени касаются интересующей нас проблематики, обращают на себя внимание работы Р.М. Алейник, И.В. Беспаловой и Д.А. Беляева. В трудах этих исследователей отмечаются разные аспекты влияния идей Ницше на постмодернизм.

Таким образом, в историко-философской и культурологической литературе, несмотря на огромный массив аналитических работ в отношении «философии жизни» Ницше, ощущается явный недостаток исследований, специально направленных на выявление ее роли в переходе от классической философии культуры к культурологии и наследования постмодернизмом данного культурологического посыла.

Основной проблемой диссертационного исследования является выяснение вопроса о том, может ли «философия жизни» Ф. Ницше и постмодернистские модуляции, наследовавшие идеи последней, считаться тем направлением мысли, которое ведет к становлению и развитию культурологии?

Объектом исследования является начало культурологии, разрыв её с классической, рационалистической философией культуры, формирование культурологии как науки.

Предметом исследования является роль «философии жизни» Ницше в этом разрыве и переходе от философствования к культурологизированию, что и унаследовал постмодернизм.

Целью диссертационной работы является обоснование гипотезы о том, что Ф. Ницше посредством своей «философии жизни» создал предпосылки для новой культурологической парадигмы, которая и получила свое развитие в постмодернизме.

Реализация этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  1. Провести содержательный анализ того, как Ф. Ницше осмысливал постановку проблемы культуры представителями классической философии культуры, тем самым, отмечая кризис классической модели культуры.

  2. Раскрыть методологический потенциал положения Ницше о диалектике дионисийского и аполлоновского, а также значение формы эссе и принципа свободного моделирования для становления новой культурологической парадигмы.

  3. Установить содержание вопроса о преемственности между принципами понимания культуры Ф. Ницше и методологией постмодернистского мышления для выявления пути формирования и развития науки культурологии.

  4. Рассмотреть постмодернистский дискурс Ю. Хабермаса, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, М. Фуко, Ж. Деррида и Р. Рорти во взаимосвязи с «философией жизни» Ф. Ницше, в контексте развития культурологического мышления.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Диссертация опирается на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области теории культуры, философии и социологии. Эти работы освещают проблемы генезиса культурологии как отдельной науки, а также соотношения культурологии и философии культуры. Сложность и противоречивость становления и развития культурологии, в особенности ранние этапы ее генезиса, а также ее отношение к постмодернизму, обусловило применение синтеза философского, культурологического и структурно-функционального анализа, методов описания, объяснения, системного подхода и компаративного. В диссертации, также, использован сравнительно-исторический подход к проблеме становления культурологической теории, позволяющий увидеть ее связь с традицией иррационализма и осмысления кризиса культуры, основанной Ф. Ницше и востребованной в рамках постмодернистского дискурса.

Теоретико-методологической основой исследования является методологический потенциал деятельностной концепции культуры, представленной в трудах М.К. Петрова, В.М. Межуева, Н.С. Злобина, Э.А. Баллера, Л.Н. Когана, В.Е. Давидовича, Э.С. Маркаряна, Ю.М. Лотмана, Ю.А. Жданова, Г.В. Драча, Е.Я. Режабека, М.С. Кагана, 3.И. Файнбурга, А.Я. Флиера.

В работе, кроме того, используются важнейшие общенаучные методы исследования: такие как методы рефлексии и детерминации, сравнения источников, логические методы: индукции и дедукции, а также аналитический, синтетический и экстраполяции.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем:

- проанализировано, каким образом Ницше, в результате критики основ классической, рационалистической философии культуры, стал основоположником традиции осмысления ее кризиса, а также кризиса культуры вообще, осуществив переход к новому неклассическому, иррационалистическому пониманию культуры и специфики знания о ней;

- раскрыто методологическое значение положений Ницше о диалектике дионисийского и аполлоновского, а также формы эссе и принципа свободного моделирования для становления новой культурологической парадигмы;

- проведен содержательный анализ постмодернистского дискурса Ю. Хабермаса, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, М. Фуко и Ж. Деррида, во взаимосвязи с идеями Ф. Ницше, в контексте интерпретации культуры как самостоятельного направления философского дискурса и нового типа культурологизирования, иллюстрирующего одну из форм генезиса и современного развития культурологии как самостоятельной науки;

- установлено содержание преемственности между принципами понимания культуры Ф. Ницше и методологией постмодернистского мышления, что выявляет путь формирования культурологии;

- показана противоречивость и многообразность восприятия ницшевского творческого наследства постмодернизмом на примере конкретной проблематики исследований Р. Рорти. Последствием подобной интерпретации идей Ницше постмодернизмом является переход от абстрактных размышлений о культуре к осмыслению конкретного многообразия и полифонии характерного для культурологии.

- создана новая модель генезиса и современного развития культурологии в контексте философских дискурсов Ницше и постмодернизма.

Тезисы, выносимые на защиту.

  1. Идеи о культуре, содержащиеся в творчества Ф. Ницше, выявили неспособность рационалистической философии культуры в лице ряда просветителей и представителей классической немецкой философии объяснять имевшие место к концу XIX века характеристики и тенденции самоопределения человека и его мира. Введение Ф. Ницше понятий «жизнь», «воля к власти», «творчество», а также эстетических параметров существования человека, последующие за этим ход рассуждений и выводы позволяют содержательно определить пути преодоления классической философии культуры и начало традиции осмысления кризиса культуры, что и выводит на формирование новой культурологической парадигмы.

  2. Философия жизни Ницше позволила сформулировать и обосновать его основные культурологические идеи: осуществление воли к власти как деятельностная основа культуры, кризис христианской морали как исходный объяснительный принцип в осмыслении состояния культуры, роль идеи сверхчеловека в осмыслении субъекта культуры, диалектика массового и элитарного, «нигилизм» и «переоценка ценностей», кризис Западной культуры. Зафиксированная немецким мыслителем неклассическая, иррационалистическая интерпретация культуры, посредством особых знаков, образов и мифов, уводит от базовых положений философии культуры «подготавливая почву» для новой науки о культуре.

  3. Диалектикой аполлоновского и дионисийского начал в культуре Ницше объясняет противоречивость жизни и культуры, отдавая предпочтение дионисийскому началу. Аполлоновское начало в культуре уместно отождествить с пониманием культуры в философии культуры – это рационализм, гуманизм, спекулятивность, непротиворечивость. А дионисийское начало – одна из основ «философии жизни», буйство и полнота жизни, мощь чувственности, отказ от светлого и возвышенного, но спекулятивного в культуре в пользу реальной жизненности. В предпочтении Ницше дионисийского начала в культуре видится теоретическая предпосылка для более широкой интерпретации феномена культуры, которая реализуется уже в рамках культурологии.

  4. Немецкий мыслитель закладывает основы новой культурологической парадигмы не только, по сути, содержанию своих идей, но и по форме их изложения. Его яркая эссеистика и моделирование нетривиальных, нелинейных текстов становится революционным способом постановки проблем и поиска их решений. Через столетие представители постмодернизма стали наследниками и продолжателями, как содержательного разнообразия творчества Ницше, так и неординарной стилистики, ставшей фирменным знаком интеллектуалов последней трети прошлого века.

  5. Роль Ницше можно рассматривать как промежуточную, переходную между новоевропейской моделью дискурса и постмодернистской. Содержательный анализ творчества Ницше и некоторых типичных представителей постмодернизма свидетельствует, что их понимание дискурса строится на ницшевских идеях плюрализма, неоднозначности и принципиальной открытости для творчества. Постмодерн начинает свое доминирование с отрицания всех основоположений модернизма, наследуя, в том числе, и культурологический поворот, подготовленный Ницше.

  6. Фигура Ницше для Ю. Хабермаса представляется промежуточной при переходе от модерна к постмодерну. Ницше, по мнению Хабермаса, является родоначальником одного из типов дискурса модерна, той линии, которая идет к Хайдеггеру и Деррида. Характерной чертой модерна является распад трех сфер культурной жизни научной, моральной и эстетической. Весь проект модерна, в данном случае – это ответ на этот вызов, поиск объединяющих начал. Ницше искал объединяющее начало в искусстве и мифологии. То есть певец Заратустры отводит искусству функцию объединяющего не только художественного, но и морального и постигающего начала. Мифология и искусство приходят на смену религии, поэт на смену философу. В этом направлении будет выстраиваться критика модерна у последователей Ницше (Хайдеггер, Деррида) и других критиков рациональности культуры эпохи Просвещения. Объединяющим Ницше и постмодернизм, с точки зрения Хабермаса, становится смешение литературного и философского жанров, что и иллюстрирует наследование постмодернизмом культурологического посыла немецкого философа.

  7. Теоретические поиски сущности культуры постмодерна у Ж-Ф. Лиотара связаны с образом мышления Ницше, с его идеями о кризисе метафизических основ философии культуры, выраженном в таких концептах как «нигилизм», «декаданс», «перспективизм» «смерть Бога». Представители постмодернизма во главе с Лиотаром, двигаются по пути, уже частично «расчищенному» предшественниками, и понимание кризисности культуры в постмодернизме находит свои формальные и сущностные основы в философии жизни Ницше. Теория культуры Лиотара провозглашает в качестве основных характеристик нестабильность, нелинейность, принципиальный плюрализм, отказ от тотальности познания и бытия, подобные характеристики говорят о том, что французский мыслитель работает в плоскости культурологической парадигмы, заложенной еще Ницше.

  8. Ж. Делез, занимаясь анализом идей Ницше о культуре, возводит их в ранг концептов постмодернистского дискурса. Рассматривая идеи Ницше он, не только осуществляет их анализ, но трансформирует их в концепты – важнейшие смыслосодержащие понятия своей теории. Делез объявляет Ницше философом различия, закладывающим основы современного мышления, базирующегося на генеалогическом методе познания с его стремлением к тонкому анализу, различающему нюансы и обертона. Французский исследователь особо выделяет у Ницше такие темы как телесность, плюрализм в трактовке воли, критика философии тождества, смерть бога и др. Существует содержательная связь между теоретическим наследием Ницше и культурологическими идеями М. Фуко. Эта связь прослеживается и в отношении культурологического поворота, подготовленного немецким мыслителем. Философия жизни Ницше, понятая французским мыслителем как философия воли, становится одним из генераторов идей для осмысления процессов и технологий, связанных с развитием системы контроля власти над обществом. В данном отношении Фуко наиболее близок к Ницше, так как их роднит обращение к проблеме телесности, связанное с биологизаторством, свойственным философии жизни. Подобные трактовки теоретического наследия Ницше идут в разрез с основными положениями спекулятивной философии культуры и могут считаться вариантом культурологизирования.

  9. Важнейшие концепты философии жизни Ницше были использованы Ж. Деррида в качестве антиметафизической интерпретации культуры для обоснования принципа деконструкции. К таковым относится критика западной метафизической линии от Сократа до Гегеля, пересмотр понятия истины в сторону релятивизма и конвенционализма, концепция философа-артиста «танец с ручкой в руке», риторическое и филологическое вопрошание, радикализация концепций интерпретации, перспективы, оценивания, различия. Когда Деррида, выступает со своей радикальной критикой «западной логоцентрической традиции», он опирается на антиметафизический посыл идей о культуре Ницше, что может быть охарактеризовано как один из путей формирования культурологии.

  10. Восприятие ницшевских идей постмодернизмом в определенной степени противоречиво. Данное положение доказывает то обстоятельство, что теоретико-мировоззренческое наследство Ницше как бы не вмещается в исследования Рорти, в его представления о кризисе классической философии, в модель грядущей «пост-философской» культуры. Такая противоречивость восприятия, характерна не только в отношении Рорти, она может быть отнесена и к другим представителям постмодернизма. Немецкий философ не стал для постмодернистов простым образцом для подражания - теоретико-мировоззренческое наследие Ницше перерабатывается и творчески используется как материал при создании новейших, «прорывных» подходов и концепций, находящихся на грани различных дисциплин и традиций. Одним из последствий подобных «прорывных» концепций является переход от абстрактных размышлений о культуре в философии культуры к осмыслению конкретного многообразия и полифонии характерного уже для культурологии.

Научно-практическая значимость исследования.

Изучение роли Ф. Ницше в осознании кризиса рационалистических и спекулятивных основ философии культуры и подготовки почвы для постмодернистской дискурса имеет важное научное значение для понимания закономерностей становления и развития культурологии как науки. Результаты исследования имеют практическое применение, они могут быть использованы в преподавании общих курсов культурологии, философии и социологии культуры, а также при разработке специальных курсов по теории и истории культурологических концепций, философии жизни, а также постмодернистской концепции культуры. Материалы исследования могут послужить основой для создания учебных пособий, курсов, методических разработок по изучению философии, истории и теории культуры.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях, в частности: на третьем Российском философский конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону 2002 г.), на пятом Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». (Пятигорск, 2007 г.), на пятой Всероссийской научно-практической конференции «Культура и власть» (Пенза 2007 г.), на пятой Всероссийской научно-практической конференции «Традиционное, современное и переходное в Российском обществе» (Пенза 2007 г.), на седьмой региональной научно-технической конференции: «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России». (Новороссийск. 2008 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Совершенствование методики вузовского преподавания как условие повышения качества профессионально-творческой подготовки студентов» (Пятигорск – Новороссийск 2009 г.), на пятом Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск 2009 г.), на международной научной конференции «Философия М. Хайдеггера и современность» (Краснодар 2009 г.), на третьей Международной научно-теоретической конференции «Социально-политические и культурные проблемы современности» (Симферополь. 2010 г.), на одиннадцатой международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества». (Новосибирск, 2010 г.).

Структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (тринадцати параграфов), заключения и списка литературы, включающего более 300 источников.

Похожие диссертации на Формирование культурологической теории: Ф. Ницше и постмодернизм