Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Скрипачёва Ирина Александровна

Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления
<
Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Скрипачёва Ирина Александровна. Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 121 c. РГБ ОД, 61:04-24/80

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 16

1.1. Город как объект культурологического анализа 16

1.2. Актуальная культурная городская политика 34

ГЛАВА 2.0РГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 54

2.1. Цели и задачи муниципальной культурной политики на современном этапе 54

2.2. Пути оптимизация культурной муниципальной политики 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113

ПРИЛОЖЕНИЯ 121

Введение к работе

Актуальность исследования.

Происходящие в России процессы реформирования местного самоуправления сопряжены с тем, что они обретают необходимые правовые основы, соответствующие международным стандартам и создающие реальные возможности для реализации муниципальными органами своих функций. Их суть — быть формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей (при учете исторических и иных местных традиций) самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, адекватных интересам населения.

Принятая в октябре 2003 года новая редакция Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления"1 призвана, во-первых, наделить местную власть всеми финансовыми рычагами для нормальной реализации своего предназначения. Во-вторых, четко разграничить полномочия федеральных и местных органов власти, отделить, как это предусмотрено Конституцией Российской Федерации, органы местного самоуправления от органов государственной власти, и, в-третьих, на основе укрепления экономических основ превратить местное самоуправление в дееспособный институт гражданского общества.

Местное самоуправление, имеющее территориальный характер, осуществляется как в сельских, так и в городских поселениях. Современная тенденция их развития такова, что именно городское местное самоуправление занимает не только все более возрастающую долю в общей системе, но и лидирующее положение с точки зрения качества осуществления властных полномочий на местном уровне. Хотя среди этих полномочий отсутствует прямое указание на необходимость проведения культурной политики, именно

Новая редакция Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" // Российская газета. - М., 2003. - 8 октября.

4 это поле деятельности в Законе присутствует: организация библиотечного

обслуживания населения, создание условий для организации досуга и

обеспечения жителей города услугами организаций культуры, охрана и

сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского

округа1. Но реально, сохраняется сложившаяся в советский период система

органов управления, фактически регулирующая культурные процессы местного

уровня, т.е. городской (муниципальной) культурной политикой.

В советские годы проблемы политики в сфере культуры были среди главных, но рассматривались они, в том числе и в сфере культурной городской политики, в основном с точки зрения идеологических задач. Подобная ситуация была обусловлена тем, что в советском обществе не ощущалась потребность специального выделения муниципальной политики, ибо она была минимальной клеточкой общегосударственной политики в сфере культуры.

В постсоветское время подобного рода потребность не только существует, но и является предметом изучения в отечественной прикладной культурологии, судьба которой складывается весьма драматично. Обретя статус самостоятельного научного направления, прикладная культурология была устранена административными решениями. Однако это не означает, что проблема культурной городской политики утратила свою значимость. Напротив, она существенно актуализируется. С одной стороны, в метанаучной культурологии ставится вопрос о культурной муниципальной политике как основополагающей модели культурной федеративной политики2. С другой стороны, проблема городов не сводится лишь к вопросам экологического, экономического и политического характера. Она затрагивает качество жизни горожан - условия их труда и образования, возможности приобщения к достижениям культуры, отдых, развлечения, содержательность межличностных

Новая редакция Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" Статья 16, п. 16-18 // Российская газета. - М., 2003. - 8 октября.

2 См.: Материалы научной конференции "Культурное пространство России в XXI веке. Федеральные и региональные проблемы" // Ориентиры культурной политики. -М., 2003. - № 11, № 12.

5 отношений, а также состояние городской среды. Эта среда включает не только

ландшафты, но и естественно-природные и "рукотворные" составляющие,

"уровень развитости информационного обмена, характер господствующей

символики, отношение человека к ближайшему социальному окружению,

которые являются важнейшими факторами выживания и воспроизведения

здоровых людей вместе со здоровой средой"1.

В этих условиях, как никогда, возрастает актуальность оптимизации городской культурной политики как особого вида деятельности, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь горожан и свободное развитие человека.

Степень разработанности проблемы. В отечественной науке культурная городская политика является объектом научного исследования чаще всего лишь косвенно. В советский период интерес аналитиков распространялся, с одной стороны, на проблемы качества городской среды, инноваций в городской культуре, механизмы развития городской культуры , а также на тенденции развития культуры в городе . С другой стороны, обращаясь к проблеме культурной политики, специалисты в этой области рассматривали вопросы, как правило, на общегосударственном уровне, отдавая приоритет методологическим и идеологическим аспектам развития духовной сферы4 или обращаясь к её институциональным аспектам5.

Дридзе Т. Человек и городская среда в прогнозном социокультурном проектировании / Т. Дридзе // Общественные науки и современность. - M., -1994, - № 1. - С.30-37.

2 Проблемам городской культуры посвящены три сборника научных трудов НИИ культуры: Культура города: проблемы
качества городской среды. - М., 1986. -С. 10-13.; Культура города: проблемы инноваций. - M., 1987. -С.20.; Культура города:
проблемы развития. - М., 1988. -С. 15-17.

3 Город и культура. - СПб., 1992. - С.7-8.

Ведущим научным коллективом советского времени, объединявшим специалистов по проблемам политики в сфере культуры, являлась кафедра теории и истории культуры Академии общественных наук при ЦК КПСС. Усилиями ее сотрудников проблемы культурной политики в конце 80-х годов заняли заметное место в системе партийного образования, для которой были разработаны специальная учебная программа и соответствующее учебное пособие, создан комплект диапозитивов. См. подробнее: Лукин Ю., Савельев В. XXVII съезд КПСС о культурной политике: Учебные планы и программы для системы партийной учебы // Человеческий фактор прогресса социализма: сущность и проблемы. Революционное обновление общества и социальная справедливость. XXVII съезд КПСС о культурной политике. - М., 1988.; Перестройка общественного сознания и культурная политика КПСС. Учебное пособие для системы партийного образования. - М., 1989. (Авторами глав в нем являются Лукин Ю. и Арнольдов А., Лисаковский И. и Гусейнов Ч., Полевой В. и Сапунов Б., Володин Э. и Панов M.); Лукин Ю., Савельев В. Перестройка и культурная политика КПСС. Комплект диапозитивов. - M., 1990.

5 Культурная политика в современном обществе. - М., 1992.; Теоретические основания культурной политики // Сб. науч. тр. Российского института культурологии. - M., 1993. - С.13-14.; Культурная политика и художественная жизнь. - М., 1996. -С.4.; Жидков В., Соколов К. Культурная политика России: теория и история / В. Жидков, К. Соколов. - M. 2001. - С.325-327.

В течение 70 лет культурная политика в той или иной мере воспроизводила процесс модернизации экономики, идеологии, политической сферы, духовной жизни. Культура все эти годы была инструментом директивного управления. Это обеспечивало ей плановое развитие, целевое финансирование. Государство несло реальную ответственность перед культурой.

К современным тенденциям, определяющим социокультурное пространство города, относятся:

  1. Изменение взаимоотношений с властью: исчез ее диктат над городской культурой, но вместе с тем культура утратила гарантированное финансирование

  2. Появилась свобода творчества, не подкреплённая развитым рынком услуг и спросом на творческую продукцию.

  3. Разрушена централизованная система и культурная единая политика с общенациональной идеологией.

  4. Осуществляется поиск альтернативных источников финансирования (фандрайзинг), налаживается самостоятельная коммерческая деятельность, появляется конкуренция.

  1. Изменяется культурная среда жизнедеятельности человека, возрастает роль массовой культуры, которая в настоящее время характеризуется заниженным уровнем культурных запросов.

Вопрос о культурной политике города в современных условиях - это вопрос сохранения и развития культуры общества. Традиционный "остаточный подход" к культурной политике подтверждает, что разрешение этой проблемы в рамках самой культуры невозможно. Это вызывает необходимость начала серьёзных перемен в социальной сфере города и изменения сознания самих работников культуры. Они стремятся от пассивной, охранительной, защитной позиции перейти к кооперации, сотрудничеству и партнёрству с другими, не принадлежащими сфере культуры отраслями.

7 В связи с проявлением исследовательского интереса к вопросам

культурной городской политики особое внимание стало уделяться организации

культурной жизни в городе1 и поиску путей оптимизации культурной

муниципальной политики. Обнаружено, что подходы к решению этой задачи

связаны с учётом специфических особенностей города, необходимостью

использования его культурного ландшафта и природного потенциала.

Исследование и разработка организационных и теоретических аспектов культурной городской политики требуют интегрального подхода, использования достижений различных наук, синтеза различных концепций и теорий.

Анализ философских, социологических и культурологических концепций, связанных с теоретическими и организационными аспектами культурной городской политики, показывает, что для решения обозначенной в диссертации проблемы сложились определённые теоретико-методологические предпосылки.

Созданные в прошлые годы теоретические разработки и рекомендации в области совершенствования культурной политики не отвечают современной социокультурной ситуации и не могут быть использованы на практике. Отсутствуют исследования, связанные с комплексным и всесторонним анализом культурной политики городов и выработкой на этой базе целостной концепции культурной политики муниципальных образований.

Рассмотрение определённых явлений культурной городской политики в контексте современной социокультурной ситуации требует также применения принципа историзма, анализа наследия прошлого для понимания социальных предпосылок возникновения, истории развития, настоящего и будущего феномена городской культуры.

1 Иванов В., Сергеев В. Человек. Культура. Город. / В. Иванов, В. Сергеев. - М, 2002. - С.7-8.; Ивченко С, Либоракина С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. Ивченко, С. Либоракина. - М., 2003. - С.25-26.; Коган Л. Куда идут наши города / Л. Коган // Городское управление. -Обнинск, - 2003; - № 8.- С.11-12. Культурный потенциал большого города // Культура в советском обществе. -М., - 1988; Никитин В. К пониманию города / В. Никитин // Город как самоорганизующаяся система. - Обнинск, 1997.-С.8-9.

8 Культура и культурная деятельность в историческом аспекте её

становления рассматривается как в трудах историков (Бахтина М.,

Богданова А., Вернадского В., Гуляева В., Ястребицкой А.)1, так и в трудах

философов (Данилевского Н., Шиллера Ф.)2, социологов (Вебера М., Моля А.,

Дюркгейма Э.)3. Проблемам становления новой науки культурологии,

занимающейся изучением целостного феномена культуры и воздействия её на

социальные процессы, в том числе на формирование качества жизни человека в

городском пространстве, посвящены работы культурологов (Лэндри Ч.,

Кардинера А., Крёбера А., Уайта Л.)4.

Для решения поставленных задач важное значение имеют исследования,

связанные с проблемами определения содержания понятия "город" в

культурологическом контексте и целого ряда терминов, близких к понятию

"городская культура", получившие теоретическое обоснование в работах

Анциферова Н., Быстрицкого А., Бюхера К., Велихова Л., Высоковского А.

Проблемы культурной политики, ее теоретические и прикладные основы,

условия оптимизации городской социокультурной среды обсуждались в

последнее десятилетие на страницах культурологической литературы. В

частности, в работах Гореловой И., Дридзе Т., Люхтенхарт Г., Шаминой О.6

Публикации, связанные с разработкой методологии культурной политики и

Бахтин М. Проблемы литературы и эстетики / M. Бахтин. - M., 1975. - С.18-19.; Богданов А. О пролетарской культуре. / Богданов А. - М., 1924. - С.24-25.; Вернадский В. Избранные труды по истории науки / В. Вернадский. - M., 1981. - С.43-44.; Гуляев В. Древнейший город Месопотамии и Мезоамерики: общее и особенное / В. Гуляев // Город как социокультурное явление исторического процесса. - M., 1995. - С.25-26.; Ястребицкая А. Средневековая культура и город в новой исторической науке / А. Ястребицкая. - M., 1995. - С.11-12.

2 Данилевский Н. Россия и Европа / Н. Данилевский. - M., 1991. - С.30-31. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании
человека / Ф. Шиллер // Культура в современном мире: опыт проблемы решения. - M., -2003. - № 4. - С.18-19.

3 Вебер М. Город. / М. Вебер. - П., 1923. - С.7.; Моль А. Социодииамика культуры / А. Моль. - M., 1973. - С.423-425.;
Durkgeim Е. Soseity and Individual Consciousness IE/ Durkgeim //Theories of Society. - New York, 1962. - P. 17.

4 Лэндри Ч. Развитие городов через культуру / Ч. Лэндри // Экология культуры. - Архангельск, - 2000. - № 6 (19). - С.11-12.
Kardiner A. The Individual and His Society I A. Kardiner. - New York, 1939. - P.37.; Kroeber A., Kluckhohn CI. Culture: A Critical
Review of Concepts and Definitions I A. Kroeber, CI. Culture Kluckhohn. - New York, 1952. - P.12.; White L. Energy and Involution
of Culture IL. White II The Science of Culture. - N.Y., 1949. - P. 107.

5 Анциферов H. Пути изучения города/ H. Анциферов. - Ленинград, 1925. - С.43-44.; Быстрицкий А. Городская цивилизация
в России / А. Быстрицкий // Город как самоорганизующаяся система. - Обнинск, 1997. - С.21-22.; Бюхер К. Большие города
в их прошлом и настоящем / К. Бюхер. - СПб., 1923. - С. 17.; Велихов Л. Основы городского хозяйства / Л. Велихов. -
Обнинск, 1995. - С.32.; Высоковский А. Семь сюжетов о городе / А. Высоковский // Город как самоорганизующаяся
система. - Обнинск, 1997. - С.7-8.

6 Горелова И. Культурная политика в современной России. Региональные аспекты. / И. Горелова. - Краснодар, 1998. - С.З.;
Дридзе Т. Усложнение структур социальной коммуникации / Т. Дридзе // Культура в советском обществе. Проблемы и
перспективы развития. - М., 1988. - С.46.; Люхтерхант Г. Политика и культура в российской провинции / Г. Люхтерхант. -
М. -СПб., 2001. - С.27.; ШаминаО. Культурно-художественная сфера в условиях перехода к рыночным отношениям / О.
Шамина.-М.,2000.-С.12.

управлением процессами культурной политики, представлены в работах

Карпухина О., Орловой Э., Пригожина А., Савельева В. и др.1

Проблемы построения и развития универсальной модели культурной политики, а также результатов их воздействия на общество всегда интересовали отечественных и зарубежных исследователей. Особенность современного периода состоит в том, что на этой проблеме сосредоточено внимание специалистов-культурологов, занимающихся менеджментом, социокультурным проектированием, экспертной оценкой процессов, происходящих в культуре городов. Новые подходы к культурному проектированию, особенности их построения и развития содержатся в работах Дридзе Т., Орловой Э., Дукельского В., Сазонова Б., Хонигмана Дж. и др.2

Для целенаправленного решения стратегических вопросов культурной городской политики необходимо располагать соответствующими критериями эффективности и качества деятельности субъектов городской культурной политики. Вопросы использования специальных разделов математики для анализа и регулирования социокультурных процессов города, а также для определения критериев эффективности и качества работы инфраструктуры городской культуры исследуются в работах Даниловой Е., Романовой И. и др.

Карпухин О. Управление процессами формирования культурной политики государства / О. Карпухин // Социально-гуманитарные знания. - М., - 2001. - № 4. - С.87-88.; Орлова Э. Научные основания культурной политики в период ускорения общественного развития / Э. Орлова // Современные духовные процессы в мире и борьба идей. Новое мышление во внешнеполитическом и внутреннеполитическом аспекте. - М., 1988. -С. 17. Орлова Э., Каменец А. Модернизационная культурная политика и её информационное обеспечение / Э. Орлова, А. Каменец // Ориентиры культурной политики. - М., - 1999. - № 2 - С. 16-17.; Пригожий А. Мир социального эксперимента в системе управления / А. Пригожий // Культура в советском обществе. - М., 1988. - С.23.; Савельев В. Региональная культурная политика: тенденция разгосударствления / В. Савельев // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. - Архангельск, - 2001. - № 3. - С.32.

2 Дридзе Т., Орлова Э. Социально-культурное проектирование как способ решения общественно значимых
проблем / Т. Дридзе, Э. Орлова // Культура в советском обществе. - М., 1988. - С.112-113.; Дукельский В.
Культурный проект от замысла к реализации / В. Дукельский. - http//future.museum. ru I part 01/010301.htm.;
Сазонов Б. Проблемы интенсификации инновационных процессов / Б. Сазонов // Культура в советском
обществе. - М., 1988. - С.47-48.; Хонигман Дж. Понятия / Дж. Хонигман // Личность. Культура. Этнос. - М.,
2001. - С.27.; Европейский опыт разработок и реализации программ развития сельских территорий и малых
городов //Сборник методических материалов. - М., 2001. - С. 17.

3 Данилова Е. К вопросу о критериях и показателях эффективности организации отдыха населения / Е.
Данилова // Время и его использование. - М., - 1988. - С.19-20.; Романова И. Досуг как общечеловеческий
феномен / И. Романова. - Екатеринбург, 1995. -С. 3-4.; Тамбовцев В. Субъекты и объекты культурной политики
/ В. Тамбовцев // Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. Сб. научных трудов НИИ
культуры. - М., 1991. - С.17.; Шведова Л. Социальные проблемы информационной безопасности. Материалы
круглого стола (Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры,
общества) / Л. Шведова. - М., 2001. - С. 15.

10 Однако в работах, посвященных как общим, так и частным проблемам

культурной городской политики1, практически отсутствуют подходы к

разработке концептуальной модели городской культурной политики в

деятельности органов местного самоуправления на основе межотраслевых

комплексных программ.

Исходя из степени культурологической разработанности проблемы для данного диссертационного исследования, выдвинуты следующие цели и задачи.

Цель исследования: разработать теоретические и организационные аспекты и технологии оптимизации модели культурной городской политики.

Данная цель обусловила необходимость постановки и решения взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач исследования:

1. Теоретические задачи:

  1. Проанализировать существующие определения понятия "город" и сформулировать данное определение в культурологическом контексте, охарактеризовать составляющие части городского пространства.

  2. Раскрыть содержание понятия "культура" в организационном аспекте культурной городской политики.

  3. Определить содержание понятия "культурная политика" с выделением термина "культурная городская политика".

  4. Обосновать современные принципы и приоритеты культурной городской политики.

  5. Охарактеризовать существующие типы и виды моделей культурной политики с точки зрения их соответствия современным организационно-управленческим основам культурной муниципальной политики.

Жидков В. На подступах к осмыслению проблемы / В. Жидков // Культурная политика в современном обществе. М., 1993. -С.30.; Разлогов К., БутенкоИ. Культурная политика России: История и современность / К.Разлогов, И.Бутенко. - М., 1996. -С40-42.; Фалин А. Культурная политика как объект социально-политического анализа / А.Фадин // Некоторые проблемы исследования современной культуры. М., 1987. -С.26.; Хренов Н. Культура в эпоху социального хаоса / Н.Хренов. М., 2002. -С.6-8.

2. Прикладные задачи:

  1. Определить основные факторы, обусловливающие специфику города как социально-экономического и культурного комплекса, являющегося объектом культурной городской политики.

  2. Обосновать современные принципы, цели и задачи культурной муниципальной политики.

  3. Выявить ресурсы оптимизации модели культурной городской политики (правовые, экономические, организационные, социокультурные).

  4. Исследовать трансформацию организационно-управленческих основ культурной муниципальной политики в период реформирования органов местного самоуправления.

Объектом исследования является культурная городская политика в период реформирования органов местного самоуправления.

Предметом исследования являются теоретические и организационные аспекты этой политики.

Изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, состоящую из следующих предположений:

  1. Опираясь на концепцию энергетического развития цивилизации американского антрополога Л. Уайта и отечественную метанаучную культурологию, автор приходит к выводу, что город может быть представлен как определённая модель энергетической системы, в которой уровень развития городской культуры измеряется не только количеством произведённых на душу населения предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека, но и эффективностью технологических средств, при помощи которых эта энергия используется.

  2. В условиях реформирования вертикали власти местный уровень рассматривается как основной интегрирующий и регулирующий механизм городского сообщества, требующий от городской культуры повышенного уровня интеграции и являющийся составляющей частью социально-экономического развития города.

12 3. Основными условиями развития городской культуры являются: поиск

новых механизмов для самоорганизации и саморазвития населения,

определение критериев уровня эффективности и качества предоставляемых

услуг, научно обоснованная и приемлемая организационно-управленческая

модель культурной политики на уровне города.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была предложена корпоративная модель социального партнерства.

Стержневым фактором эффективности корпоративной модели социального партнёрства является ее свойство, благодаря которому социальное управление перестает быть вмешательством в развивающийся процесс или организованным насилием на основе коллегиальных решений. Вместе с тем, инициатива органов управления городской культурой требует таких организационных форм, которые гармонизируют богатейший спектр инноваций, позволяющих не только планировать процесс развития городской культуры, но и переосмыслить статус культуры, которая из пассивной позиции, где она пыталась защитить себя, переходит к позиции кооперации, сотрудничества и партнёрства с другими, не принадлежащими городской культуре институциями.

Обмен идеями, знаниями способствует росту городов, причём обмен происходит между отраслями, а не внутри какой-нибудь одной отрасли. Эта позиция имеет важное значение в нашем исследовании.

Методологическую базу для определения теоретических и организационных аспектов культурной городской политики составили: отечественная метанаучная культурология и концепция энергетического развития цивилизации Л. Уайта с его взглядом на культуру как на адаптивную систему.

Мировоззренческим основанием и исходной концептуальной позицией исследования стало новое понимание роли культуры в городе и преодоление институциональных барьеров в сознании субъектов культуры и городского

13 социума, органов власти и бизнеса для реализации созидательного потенциала

горожанина и адаптации городского сообщества к современным условиям.

Целостные характеристики изучаемых социокультурных фактов и явлений городского сообщества помогли сформировать концепцию ориентированного межотраслевого подхода к осуществлению культурной городской политики, теоретические и организационные аспекты которой реализуются за счёт принципов межотраслевого взаимодействия различных субъектов культурной политики в системе органов местного самоуправления.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

проводится комплексное исследование культурной муниципальной политики, выходящее за рамки отраслевого подхода, и обосновывается процесс её оптимизации;

сформулированы современные принципы, цели и задачи культурной муниципальной политики (на примере города Тольятти Самарского региона).

Теоретическая значимость исследования определяется:

трансформацией организационно-методических основ оптимизации модели культурной муниципальной политики в период реформирования системы органов местного самоуправления;

новыми подходами к моделированию содержания, форм и методов работы структурных подразделений муниципалитета по отношению к отрасли муниципальной культуры;

разработкой теоретических аспектов моделирования управленческой деятельности в городской социокультурной среде;

новой методикой оптимизации модели культурной муниципальной политики.

Практическая значимость исследования состоит:

> в разработке оптимизации модели культурной муниципальной
политики в системе органов местного самоуправления в период
реформирования;

в надежной тиражируемости трансформации организационно-управленческих основ в системе органов местного самоуправления;

в эффективной реализуемости муниципальных проектов, повышающих статус муниципальной сферы культуры;

в разработке и представлении процессов оптимизации культурной муниципальной политики в системе органов местного самоуправления.

На защиту выносятся:

концептуальные, теоретические аспекты и специфика культурной городской политики в период реформирования местного самоуправления;

современные процессы трансформации организационно-управленческих основ культурной муниципальной политики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-методических конференциях Российской академии образования, на межвузовских конференциях Поволжского технологического института сервиса, Всероссийской конференции "Культурное пространство России в начале XXI века: федеральные и региональные проблемы". Ряд положений реализованы в комплексной программе развития культуры "Я — человек!" администрации Комсомольского района г.Тольятти в 1997 году и как составляющая часть Программы развития культуры г. Тольятти 1998 году1.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание диссертационного исследования отражено в 8 авторских публикациях.

В первой главе "Городская культурная политика. Теоретические аспекты" даётся культурологический анализ понятия "город" и его составляющих: социально - экономических, общественных и властных структур. Анализируется понятие "культура" в организационном аспекте города,

Программа развития культуры города Тольятти. -Тольятти, 1999. - С.25-36.

15 раскрывается бинарное понятие "социокультурный" и принципы

социокультурного подхода.

Во второй главе "Организация социокультурной деятельности на муниципальном уровне" обосновывается трансформация организационно-управленческих основ культурной муниципальной политики, сущность и содержание понятия "культурная городская политика", определяется её объект, субъект, приоритеты, цели, задачи, средства, ресурсы, социальные механизмы и властные структуры с их основными функциями и полномочиями на муниципальном уровне. Предлагаются технологии оптимизации модели культурной муниципальной политики, обосновывается её последовательность и процедура.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, акцентируется его научная новизна и практическая значимость полученных результатов, определяются тенденции дальнейшего развития исследований в рамках основной для данной работы проблемы.

Город как объект культурологического анализа

Стремительный рост городов и городского населения характеризуют начало третьего тысячелетия. Если столетие назад, на пороге XX века большинство жителей нашей планеты проживало в сельской местности, то в настоящее время в городах живёт более половины населения Земли. Тенденция урбанизации — это исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, связанный с концентрацией и усилением несельскохозяйственных видов деятельности, распространением городского образа жизни. Существенными чертами урбанизации являются сосредоточение в городах значительного производственного, политического и социокультурного потенциала общества.

По мнению большинства современных исследователей, первые прото города появились на рубеже IV - III тысячелетий до нашей эры на Ближнем Востоке, древнейшем районе современной цивилизации, в Месопотамии.1

Обнаружение древнейших городов во многом связано с другим феноменом культуры - памятниками письменности. Это дало возможность учёным высказать гипотезу о том, что город и письменность появились одновременно. Благодаря именно письменности сохранилась информация о жизни людей и мы имеем возможность изучить историю городских поселений.

Одно из важнейших свидетельств содержит такой важнейший памятник культуры, как Книга Бытия, в которой сказано: "И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох" (Бытие, 4-16, 17) . Эта краткая библейская фраза, являющаяся для нас точкой отсчёта при рассмотрении вопроса о происхождении города, важна не только с историографической, но и ментальной позиции, что она живёт в памяти людей, не как факт простого названия места, а как нечто уникальное, приравненное по наличию к имени человека, подчёркивая тем самым его стремление создать благодатную почву для будущих потомков. Это культурно-историческое явление можно рассматривать как уникальное, возникшее единожды, в рамках определённого культурного ареала, например родственных отношений, а возможности культурной динамики понимаются в данном случае как эволюция города и живущих в нём людей. Существует и другой город, никогда не существовавший по преданиям на земле, но пребывающий в небесном пространстве — это небесный Иерусалим, город, увиденный и описанный Иоанном Богословом. "И пришёл ко мне один из семи ангелов... и вознёс меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Отк. 21). Он описывает сияющие стены, сложенные из драгоценных камней с двенадцатью воротами и надписями, и сторожами - ангелами. Упоминает об улице города, которая, как "чистое золото", и о том, что в городе не видно храмов, поскольку в них нет нужды, ибо "Господь Бог Вседержатель - храм его, и агнец" (Отк.21 -22). Так же сказано о чистой реке, несущей воды жизни, нисходящей от престола Бога и о том, что "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни,..." (Отк. 22- 1, 2). Ангел, сошедший с небес, указал точные размеры города, измерив его золотой тростью. "Город расположен четвероугольником и длина его такая же как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны." (Отк. 22 :16). Стадия греческая греческая мера длины, равная нынешним 192, 024 м, которой иудеи стали пользоваться только в новозаветное время. Таким образом, Святый Иерусалим - это сверкающий гигантский куб со стороной 2304 км! (Земная атмосфера заканчивается на высоте 190 км). Представляется версия, что точные параметры небесного города указаны Ангелом для "пущей убедительности, поскольку понимал, что ему предстоит убедить в существовании и фантастических размерах города недоверчивое человечество". Для земного города свойственно особое пространство и измерения, отличающей его то любой другой искусственной материи. Небесный город создан Богом и считается совершенством творения, а земные города - есть осмысленные формы организации городской оюизни. Этимология слова "citta", "cite" и "ciubab" (происходящего от латинского слова "civitas") охватывает две основные концепции - материальное, археологическое, топографическое и градостроительное понятие, город как место сбора людей и, по определению Итальянской Энциклопедии Треккани, "историческое и юридическое явление, обеспечивающее характерное, фундаментальное ядро жизни в обществе".

Актуальная культурная городская политика

Развитие городов требует от представителей многих областей, особенно экономики, политики, культуры пересмотреть свои цели и задачи, которые уже нельзя разрешить традиционным способом.

Роль культуры в обществе представляется сегодня по- разному: одни видят ценность культуры не в ней самой, а в том, что она позволяет решать социальные задачи, другие помещают культуру в экономическую плоскость, оценивая потенциал наследия и культурной деятельности с точки зрения улучшения имиджа города и привлечения дополнительных средств.

Муниципальные власти считают культуру одним из инструментов политики. Работники культуры считают, что культура - это тот импульс, который стимулирует творческий потенциал города, который способствует развитию города и городского сообщества.

И лишь очень немногие готовы видеть в культуре элемент несущей конструкции общества, который соединяет его с далёкими целями или с памятью о самом себе.

Культурологический подход позволяет определить степень готовности различных социальных групп к целенаправленным изменениям способов деятельности, взаимодействия, поведения; ценностных ориентации; новых образцов культурных решений социально значимых проблем города. Получаемая информация весьма важна для регулирования процессов общественного развития. Мир культуры пока не смог пересмотреть свои позиции и определить своё место в происходящих переменах.

Городская культура, на наш взгляд, - это целостная система, в которой можно выделить ряд аспектов:

1. Городская культура как процесс человеческой деятельности.

В данном аспекте культура проявляется в формах индивидуальной и общественной активности. Она осуществляется как в институциальных, так и неинституциальных формах. Порождает культуру не всякая деятельность, а только та, которая имеет сакральный характер и связана с "поиском смыслов". Культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека.

Следовательно, в систему культуры входит и деятельность, направленная на создание ее ценностей - культурная деятельность.

Культурная деятельность включает в себя определенные цели, средства их достижения, соответствующие результаты. Это не одномоментный акт, а сложный и длительный процесс репродуктивного характера, когда используются уже сложившиеся (традиционные) цели и средства их достижения, и продуктивного характера, отличающегося тем, что ставятся новые (нетрадиционные) цели в культурном творчестве с применением таких же средств или цели остаются прежними, но средства их достижения используются новые.

Обмениваясь своей экономической деятельностью, люди одновременно вступают в духовную связь. Человеческое сознание, человеческая воля и человеческие страсти, вот атмосфера, в которой зреют события человеческой жизни.

Понимая, что культура основывается, прежде всего, на поведении человека, можно оценивать её социальный эффект, как по отношению к окружающему миру, так и к самому человеку. Критерий социальной эффективности культуры выступает как непременный фактор и результат прогнозирования значимости полученных результатов для общества в процессах управления.

Сущность культурной деятельности заключается в ее "улучшающем" характере всех составляющих человеческого бытия. В процессе культурной деятельности человек стремится к совершенному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. В этом смысле можно говорить о культуре производства, культуре управления, культуре межличностных отношений.

Важно проанализировать в данном случае, что именно улучшается и что изменяется, иметь возможность манипулировать культурными изменениями и конечными материальными ресурсами культуры.

Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и художественное самодеятельное народное творчество), которое является образцом и фундаментом культурной деятельности в целом.

Рассматривая культуру как процесс, необходимо выделять в этом феномене два относительно самостоятельных пласта, выполняющих специфические функции в общей динамике культурной системы: институциональный и неинституциональный.

Цели и задачи муниципальной культурной политики на современном этапе

Одной из основных проблем, "культурной политики", современного этапа является, на наш взгляд, переориентация устоявшихся в нашем обществе представлений о её целях и задачах, приведение её в соответствие с её новым содержанием.

Особенность переходного периода состоит в том, что для функционирования старой модели "политика в области культуры" уже нет условий, а для новой "культурной политики" такие условия ещё не созрели, к тому же новая модель только формируется.

К категории основных акцентов новой политики, по нашему мнению, относятся созидательная, а не разрушительная направленность всех настоящих реформ - в отличие от предыдущего периода, когда задачи борьбы с основными устоями, остаточными структурами советской эпохи и характерными для них способами деятельности преобладали над процессами создания новых цивилизованных форм и условий жизни людей, их групп и общества в целом.

Из этого следует, что акцент поставлен не на противопоставление и борьбу, а на согласование различных интересов в рамках выбранной единой стратегии развития общества, ставшей необратимой.

Вследствие этого сущность и проведение новой политики носят не революционный, а эволюционный характер, направлены на совершенствование сложившейся в основных чертах системы.

Ставятся и решаются задачи построения действительно демократического общества на основе законности.

Происходит медленный, но целенаправленный переход к социальной ориентации и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства, приводившего к криминализации экономики и всего общества.

Наконец, принят и достаточно последовательно выдерживается курс на повышение ответственности государства, контролирующего и выполняющего свои обязательства, в отличие от безудержного декларирования предыдущего периода, нагрузившего всю вертикаль власти непосильным грузом обязательств. В ракурсе новой политической системы муниципальный уровень местного самоуправления рассматривается как: базисный уровень демократии и гражданского общества, которому предстоит на деле обрести именно такое качество, государство должно оказать эффективную поддержку этому процессу; инициатор согласования интересов различных субъектов гражданского общества на муниципальном уровне - самих властей, малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций и общественных объединений граждан; основной уровень организации по удовлетворению социокультурных потребностей населения; механизм вовлечения незадействованных и скрытых экономических и культурных ресурсов страны, включая важнейший ресурс социокультурной и экономической активности граждан.

Для наиболее полного исследования теоретико-методологических аспектов культурной муниципальной политики проанализируем отечественный опыт становления и развития процесса системы органов местного самоуправления, как основного субъекта формирования политики в сфере культуры на местах.

В начале 90-х годов XX века государство предприняло шаги по активизации местных сообществ, выделив из системы государственного управления систему местного самоуправления. Однако в силу целого ряда причин политического, экономического и исторического характера оно не передало на местный уровень набор ресурсов, необходимый для устойчивого функционирования системы местного самоуправления. В то же время набор обязанностей и функций в полном объёме был "спущен" на местный уровень. В результате местные сообщества и их выразители - местные власти оказались, по сути, несостоятельны в вопросах развития территорий, а зачастую и в вопросах обеспечения насущных жизненных потребностей населения.

В то же время, государство и на федеральном уровне, и на уровне регионов оказалось не в состоянии обеспечит внятную перспективу развития для муниципальных образований, из которых состоят субъекты Федерации и, в конечном счёте, вся Россия. Таким образом, тенденция общественного сознания периферийной России привели к полной утере перспективы и, как следствие, тенденция к социальной апатии, деградации, антисоциальным проявлениям, сформировалась не только из-за сложных социально-экономических условий переходного периода, но и в результате определённой политики по отношению к системе местного самоуправления.

Сегодня специфичность содержания городской культурной политики и организационно-экономические механизмы её реализации во многом определяются как состоянием и уровнем жизни горожан, так и происходящим в нашей стране процессом реформирования органов местного самоуправления.

Противоречивость и драматизм этой проблемы должны быть преодолены посредством принятия новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который вступит в силу с 1 января 2006 года. Принятие нового законопроекта призвано переломить тенденцию возрастания социальной апатии и деградации в провинциальной России, определить необходимые финансовые рычаги для нормальной реализации функций местного самоуправления, а также реальные перспективы укрепления экономических основ самоуправления, повышение благосостояния граждан, а значит развитие городской культуры.

Похожие диссертации на Городская культурная политика в период реформирования органов местного самоуправления