Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Манджиева Наталья Тарахмановна

Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии)
<
Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манджиева Наталья Тарахмановна. Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : СПб., 2004 176 c. РГБ ОД, 61:05-24/43

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА 10

1. Кочевое скотоводство - основа формирования культуры Ойратов 10

2. Мифология как основа духовной культуры Ойрат-Калмыков...23

3. Материально-художественная культура Ойрат-Калмыков 33

4. Феномен культуры калмыков- эпос "ДЖАНГАР" 55

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЛМЫКИИ КАК ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 66

1. Вхождение калмыцкого народа в состав России. образование калмыцкого ханства 66

2. "Хранилище жизни Ойратов в слове" - национальная письменность "ТОДОБИЧИГ" (ясное письмо) 82

3. Буддизм в социо-культурном пространстве калмыков 93

4. Традиционная культура калмыков во взаимодействии с культурой европейского типа 106

ГЛАВА III. ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ В XX ВЕКЕ 119

1. Становление национальной художественной культуры в Калмыкии 119

2. Развитие профессиональной художественной культуры 133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

БИБЛИОГРАФИЯ 154

Введение к работе

Диссертация представляет собой историко-типологическое исследование художественной культуры Калмыкии на разных системных уровнях ее развития.

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими сегодня в российском обществе процессами социальной трансформации, одной из составляющих которой выступает возрождение и развитие культуры народов России.

Современные тенденции в развитии и становлении Российского государства диктуют необходимость исследования индивидуально-своеобразных черт и особенностей культуры разных регионов и народов нашей страны. Решение внутренних регионально-этнических проблем невозможно без должного исследования языка, истории, религии, выявления духовно-нравственного опыта, опыта межэтнического взаимодействия, изучения фольклора, литературных и архитектурных памятников, помощи в обретении культурной идентификации народов на нынешнем этапе развития.

В настоящее время становится очевидным, что каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления уже имеющегося культурного наследия. Для этого необходимо исследовать и описать всю полноту и целостность культурного развития этноса и республики в его исторических метаморфозах.

Типологическое изучение художественной культуры Калмыкии актуализируется необходимостью определения ее места и роли в развитии поливариантного богатства культуры России.

Актуальность темы исследования вызвана также и необходимостью осмысления культуры Калмыкии как варианта кочевой евразийской культуры, Калмыкии, как единственного в Европе региона, население которого исповедует буддизм как важный компонент поликультурного общества Южной России.

Степень научной разработанности проблемы. На фоне значительного числа трудов по истории, этнографии, затрагивающих различные элементы культуры Калмыкии и калмыцкого народа, ощущается недостаток комплексных исследований по художественной культуре Калмыкии.

Национальная историческая литература представлена работами Габан-Шараба "Сказание об ойратах", Батр-Убаши Тюменя "Сказание о дербен-ойратах" и "Историей калмыцких ханов" анонимного автора. Их авторы, являясь современниками описываемых событий, сообщают богатые исторические сведения; в ряде случаев информация, имеющаяся в их сочинениях, является единственным в литературе упоминанием того или иного факта.

Процесс формирования комплекса знаний о калмыцком народе был связан, прежде всего, с развитием Российской империи как многонационального государства. К таким работам следует отнести труды ряда авторов XVIII в.: В.М. Бакунина, П.И. Рычкова, СМ. Гмелина, П.С. Палласа, И.И. Лепехина, И.Г. Георги, И. Потоцкого и др. В XIX в. появляется ряд книг и статей, написанных преимущественно лицами, связанными с Калмыкией административными или миссионерскими обязанностями. Это работы Н.И. Страхова, Н. Нефедьева, Ф.А. Бюлера, П.И. Небольсина, И. Бентковского, П.З. Ланко, Я.П. Дубрава, И.А. Житецкого и др., исследования которых охватывали широкий круг вопросов жизни и быта калмыцкого народа. В рамках отечественного востоковедения издаются исследования Н.Я. Бичурина, А.В. Попова, Ф.А. Бюлера, Г.С. Лыткина, A.M. Позднеева. Их внимание привлекали история, национальные обычаи, калмыцкая письменность, кочевое право, народное хозяйство калмыков.

В советский период калмыцкая тематика разрабатывалась в трудах Н.Н. Пальмова, Б.Я. Владимирцова, С.А. Козина, Г.З. Минкина, С.К. Богоявленского, Д.Ц. Номинханова, П.С. Преображенской, М.Л. Кичикова, И.Я. Златкина. Материалы по истории Калмыкии представлены в трудах У.Э. Эрдниева, Т.И. Беликова, М.М. Батмаева. Культура казачества представлена в основном в трудах К.П. Шовунова. Для настоящего исследования особый интерес представляют работы И.И. Трошина, С.Г. Батыревой, Н.В. Кочешкова (изобразительное, декоративно-прикладное искусство), Д. Б. Пюрбеева, Д. Майдара (архитектуроведческий аспект), Н.Л. Луганского, М.Л. Тритуза, К.В. Кутушовой (музыкальное искусство), А.Ш. Кичикова, Э.Б. Овалова, Н.Ц. Биткеева, Г.Ц. Пюрбеева, Н.Б. Сангаджиевой, В.Т. Сарангова, Т.Г. Борджановой, Р.А. Джамбиновой (фольклор, национальная литература).

Объект исследования - культура калмыцкого народа.

Предмет исследования - история художественной культуры Калмыкии.

Цель работы - исследовать художественную культуру Калмыкии, выявить закономерности ее развития, роль культурного взаимодействия в ее формировании, а также типологические характеристики ее исторических форм.

Задачи исследования:

систематизировать имеющуюся литературу научного, философского, культурологического, искусствоведческого и публицистического характера по теме диссертации;

рассмотреть культуру скотоводов-кочевников как один из путей выхода человечества из первобытного синкретического состояния, особенности самой номадической культуры;

- охарактеризовать хозяйственно-культурный тип кочевого скотоводства как основу, определившую развитие самобытной культуры ойрат-калмыков;

- выявить особенности мифопоэтического творчества, народного декоративно-прикладного искусства, музыки в системе художественной культуры ойрат-калмыков;

раскрыть характер и формы взаимодействия традиционной культуры калмыков с культурой европейского типа;

осветить процесс развития художественной культуры Калмыкии как этнорегионального варианта Российской культуры;

- определить структуру и особенности развития художественной культуры Калмыкии в XX в. и перспективы ее развития в XXI в.

Методологические основы исследования.

В качестве основной теоретической парадигмы в исследовании используется системный подход. Он позволяет рассмотреть культуру как самоорганизующееся целое, раскрытие структуры которой позволит выявить фундаментальную форму практического бытия скотоводческого хозяйства, из которой выросла культура ойрат-калмыков, проследить закономерности развития культуры, рассмотреть художественную культуру Калмыкии в ее целостности и единстве связей ее элементов друг с другом. В рамках системного подхода используется комплекс исследовательских методов:

сравнительно-исторический метод позволяет путем сравнения выявить общее и особенное в развитии культуры ойрат-калмыков и причины этих сходств и различий. Это один из способов исследования генезиса, распространения и типологии отдельных явлений материальной, духовной и художественной культур, а также их компонентов;

историко-типологический метод дает возможность определить место культуры ойрат-калмыков в культурно-историческом процессе;

конкретно-исторический метод исследует исторически характерные черты определенного типа культуры, что необходимо для более полного понимания составляющих его элементов;

персонологический метод позволяет проследить судьбы людей, внесших наиболее яркий вклад в культуру народа.

Научная новизна исследования.

впервые сделана попытка применения культурологического подхода в изучении художественной культуры Калмыкии;

использование системного анализа позволило рассмотреть культуру калмыков в целостности, определить закономерности ее развития;

- выявлена культурная основа, предопределившая специфику всех подсистем культуры ойрат-калмыков;

- охарактеризованы основные предпосылки становления и развития профессиональной художественной культуры в XX веке и дальнейшие перспективы ее развития.

Положения, выносимые на защиту:

- изучение художественной культуры предполагает одновременное рассмотрение исходного пласта традиционной культуры, характера социокультурной динамики, условий и факторов, способствовавших выделению и самоопределению художественной культуры.

хозяйственно-культурный тип кочевого скотоводства стал практическим фундаментом, культурообразующим фактором, на основе которого происходило развитие материальной культуры, мифологии, фольклора, культа, обрядов, искусства ойрат-калмыков.

вхождение калмыков в состав Российской империи привело к радикальному преобразованию национальной культуры, обусловленному иной этносоциальной средой, взаимоотношениями с соседними народами.

буддизм как система миропонимания, ценностных установок оказал значительное влияние на формирование духовной культуры калмыков. Он привнес новую систему миропонимания, которая дала толчок к развитию культовой архитектуры, живописи, музыки, танца, литературы, театра, медицины, книгопечатания.

к началу XIX века калмыцкий народ становится полноправным элементом складывающейся полиэтнической российской нации. К калмыцкой тематике обращаются многие художники, писатели, ученые. Процессы колонизации и христианизации калмыцкой степи способствовали сближению русского и калмыцкого народов, выработке особого типа взаимоотношений.

революция 1917 года привела к радикальным преобразованиям в системе художественной культуры Калмыкии. В послереволюционное время происходит зарождение калмыцкой национальной интеллигенции, профессиональной художественной культуры, которое было прервано насильственной депортацией и геноцидом 1943 года.

- временем "национального возрождения" следует назвать конец 1950-начало 1960-х гг., когда после восстановления автономии калмыцкого народа, профессиональная художественная культура получает новый импульс к развитию, происходит процесс актуализации калмыцкого этнического наследия.

современные перспективы развития художественной культуры Калмыкии видятся в преодолении двух противоположных тенденций: стремления к самообособлению и процесса растворения национального своеобразия, в ходе диалога культур, определяющего возможность сохранения национальной культуры.

Теоретическая значимость работы обусловлена применением культурологического подхода к изучению художественной культуры Калмыкии, который предполагает междисциплинарный анализ. В диссертации обобщены данные отдельных наук, что позволило рассмотреть художественную культуру Калмыкии во всей целостности культурной жизни калмыцкого народа в ее исторической динамике.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов проведенного исследования для повышения эффективности руководства развитием художественной культуры Калмыкии, дальнейшего изучения культуры Калмыкии, исследования национальных художественных ресурсов для современного культурного созидания.

Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных программ по истории мировой и отечественной культуры, а также спецкурсов, затрагивающих этническую и региональную проблематику.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на теоретических аспирантских семинарах кафедры художественной культуры РГІІУ им. А.И.

Герцена. Результаты исследования нашли отражение в докладах на всероссийской научной конференции "Молодые исследователи - региону" (Вологда, Вологодский государственный технический университет 23 - 24 апреля 2003 г.), международной научной конференции "Символ в системе культуры: символические миры и знаковые системы" (Сыктывкар, Коми государственный педагогический институт 28 апреля 2004 г.), в публикации результатов в материалах конференций и научных статьях.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Кочевое скотоводство - основа формирования культуры Ойратов

Кочевничество - одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры. Развившееся вначале у народов населяющих степи и полупустыни, спустя тысячелетие в форме оленеводства оно начало осваиваться жителями тайги и тундры Северной Евразии и к XXI веку распространилось на огромной территории от саванн Африки до берегов Ледовитого океана. Несмотря на то, что во всем мире идет непрерывно убыстряющийся процесс перехода к оседлой жизни номадов, их и поныне еще насчитывается свыше 50 млн. человек.1

Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению Ойкумены, распространению различного рода инноваций, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Трудно переоценить значение кочевничества в истории народов Азии, Северной Африки и Восточной Европы. Уже вскоре после появления кочевников на исторической арене они стали грозной силой, существенно влиявшей на экономические, политические, культурные и этнические процессы в сопредельных областях. Еще в большей мере сами кочевники испытывали воздействие земледельческих народов, с которыми они находились в тесных, разносторонних связях.

Интерес к кочевникам и их культуре, который появился уже в античной науке, то ослабевал, то возрастал с новой силой. Самые ранние письменные свидетельства о евразийских номадах относятся еще к библейской эпохе, а к нашему времени о них уже накоплено много археологических, этнографических и историко-географических фактов. Им посвящена значительная литература; многие вопросы культуры кочевников, в частности, ее генезис, закономерности развития остаются слабоизученными.

Л.Н. Гумилев в своей книге "Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации" отмечает, что долгое время ученые - европоцентристы, как и китаецентристы, считали Центральную ("Высокую") Азию границей Ойкумены и не придавали остальным народам, населявшим ее - скифам, тюркам, хуннам, монголам, русским, - самостоятельного значения. Вряд ли это верно. По существу, народы, обитавшие здесь, сыграли огромную роль в становлении мировой культуры, противостоянии и взаимодействии Востока и Запада. Они составляли как бы особый регион в культурной истории человечества, не менее важный, чем китайский и европейский. То, что они занимались больше скотоводством, нежели земледелием, не мешало развитию их искусства на Алтае, в долинах великих рек: Волги, Дона и Днепра, оазисах и междуречьях Сырдарьи и Амурдарьи, в предгорьях Тянь-Шаня, степях Сибири и Прикаспия. Эти народы, с того момента, как они вошли в историю, составляли самостоятельный регион развития искусства, идеологии, экономики.2

Среди причин, по которым своеобразная культура скотоводов-кочевников "выпадала" из поля зрения исследователей, можно назвать и то, что она не укладывалась в учение К. Маркса о пяти социально-экономических формациях. При таком подходе, отмечает М.С. Каган, за первобытным состоянием общества следующей ступенью истории оказывалось рабовладельческое общество Древнего Востока, а за ним - тоже рабовладельческая, хотя и радикально иная, средиземноморская античность; историков не смущало то, что вне их поля зрения находились своеобразные культуры народов Средней Азии, Дальнего Востока, Америки, в особенности скотоводов-кочевников, крайне редко включавшиеся в общие обзоры истории культуры и искусства, поскольку не укладывались в эту формационную цепочку.

Авторы имеющихся исследований в основном ограничиваются традиционным эмпирическим описанием культуры кочевников. С совершенно другой стороны предлагает подойти к этому вопросу М.С.Каган. Его позиция заключается в том, что следует рассмотреть закономерность ее образования, как один из путей выхода общества из первобытного состояния. Если исходить из синергетического осмысления нелинейного характера развития первобытной культуры, лежавшая в ее основе производственная практика была трехкомпонентной: она включала в себя собирательство, охоту, а также рукомесло, получившее свое развитие из процесса совершенствования и преобразования технологии первых двух компонентов, используя создаваемые для этого искусственные органы - орудия труда и оружие.4

Хотя первобытная культура представляла собой некое стойкое гомеостатическое единство этих трех форм практики, которым определялась ее стабильность, и которые на деле отвечали критерию необходимости и достаточности для жизнеобеспечения первобытных коллективов, однако именно потому, что этот гомеостаз имел не биогенетическую природу, а внебиологическую, культурную, он не мог оставаться неизменным, так как порождался самим человеком как субъектом деятельности. Складывавшееся на каждой ступеньке истории равновесие в системе "человек - природа" оказывалось временным, так как постоянно нарушалось поисками более продуктивного, эффективного, совершенного и просто более легкого, способа деятельности.

Далеко не равномерно и не одинаково успешно, но неуклонно протекал процесс развития техники и технологии материального производства во всех трех его сферах. Накапливавшиеся частные совершенствования технологий собирательства и охоты привели, в конце концов, к тому, что можно назвать "культурной революцией", - " ибо речь идет о качественных, радикальных преобразованиях всей жизни первобытного общества и всех сторон его культуры: о процессах превращения собирательства в земледелие, охоты в скотоводство, а рукомесла - в развитое профессиональное ремесло".5

Вхождение калмыцкого народа в состав России. образование калмыцкого ханства

Цель параграфа - осветить причины и процесс вхождения калмыков в состав Российской империи, определить значение этого, по сути, переломного события для последующего развития истории и культуры калмыцкого народа. Необходимо определить степень его значимости для России, его влияние на культурную, политическую, экономическую обстановку, какую роль в истории России сыграло образованное в XVII-XVIII вв. самостоятельное государство - ханство и почему именно это время принято считать периодом подъема.

В истории ойратов до того времени, как они были завоеваны в середине XVIII века маньчжурской Цинской империей, японская монголистка Джунко Мияваки выделяет три периода: первый период начался в 1208 г., когда ойраты вошли в состав созданного Чингис-ханом раннефеодального монгольского государства "Иэкэ Монгол улус" ("Великое монгольское государство"), которое позднее в результате завоеваний превратилось в мировую Монгольскую империю. Период этот продолжался до 1388 г., года свержения власти потомков юаньских императоров, ханов-хубилаидов в Монголии; второй период ойратской истории берет начало непосредственно после 1388 г., когда в последние десятилетия XIV образовался Ойратский союз дурбэн-ойратов ("Четырех ойратов"). Данный период продолжался два с лишним столетия и завершился к концу XVI века; третий период истории ойратов, начавшись на рубеже XVI - XVII вв., завершился в середине XVIII века гибелью ойратского государства Джунгарского ханства (1635-1758) под ударами маньчжуро-китайских завоевателей.

Калмыки были известны русским еще во второй половине XVI в. В "Сибирской летописи" сообщается: "А когда станут в те крепости приходить к Якову и Григорию торговые люди бухарцы и калмыки и казанские орды и иных земель с какими товары, и у них торговати повольно беспошлинно". Этот документ датируется 30 мая 1574 г. (время правления Ивана IV). В дальнейшем сообщения о калмыках не прекращаются. В документе 1591 г. несколько раз говорится о калмыках: сибирский хан Кучум "...от нечаяния рати русской утече на калмытской рубеж, на вершины рек Ишима и Нор-Ишима... похитил у калмыков коней многое число. Калмыки же гнаша вослед его..." Из этого следует, что уже в 90-х гг. XVI в. калмыцкое кочевье вплотную подошло к верховьям рек Ишима и Оми. В 1604 г. калмыки уже кочевали под городом Тара, вступали в непосредственный контакт с русскими и подвластным населением Сибири. "Да буде (калмыки) под нашею царскою высокою рукою быти похотят, и шерть по своей вере, и заклады в город на Тару подают, и похотят кочевати блиско Тарского города... наш ясак платили на Тару мягкою или иною какою рухлядью или лошадьми..."

Вхождение калмыков в состав России стало важнейшей вехой в истории калмыцкого народа. В самом начале XVII в. основная масса торгоутов с отдельными группами дербетов и хошутов ушли из Западной Монголии на северо-запад, в пределы Сибири. В 30-40 гг. XVII в. они появились на Эмбе, в низовьях Яика и Волги. Здесь они потеснили ногаев, ембуйлуцких и едисанских татар. Обосновавшиеся в районе Волги и принявшие в середине XVII в. подданство России западные монголы (ойраты) стали известны со временем как волжские калмыки.

Процесс вхождения калмыков и их движение на запад в приуральские и волжские степи был не единовременным актом, а довольно сложным и многоэтапным процессом, охватывавшим по времени всю первую половину XVII века. Уход их из Монголии был вызван рядом причин. Во второй половине XVI и начала XVII века в Джунгарии сложилась крайне тяжелая этнополитическая ситуация, обусловленная прежде всего усилившимся движением на ойратов с запада казахов, киргизов, тюрков Могулистана и Турфана, с юга совершались походы южномонгольских ханов Ордоса, с востока усилились военные вторжения восточномонгольских ханов и особенно Алтын-ханов Западной Монголии (Хотогойское княжество на северо-западе Монголии), которые представляли серьезную угрозу для независимости всех "дербен-ойратов" в XVII веке. Неустойчивой была и внутренняя обстановка в самой Джунгарии - между ойратскими кланами, хошоутовской и чоросской шла ожесточенная междоусобная борьба за главенство в ойратском сейме (чулгане), за передел наследственных владений - улусов. Все это вместе взятое, по мнению Г.О. Авляева, при определенных исторических и социально-экономических факторах привело к распаду единой ойратской общности на отдельные независимые группировки и вызвало их частичную миграцию за пределы Джунгарии.81

С начала XVII века исследователи отмечают два основных направления ойратских миграций - на северо-запад и на юг. Первое направление обычно связывают с уходом из Джунгарии на север торгоутов тайши Хо-Урлюка и движением дербетов Далая-тайши в районы западной Сибири и Казахстана, второе направление - на юг, в сторону Алашаня и северного Тибета было вызвано перемещением хошоутов ойратского тайши Туру-Байху (Гушу-номин-хана) и примкнувших к нему части ойратских князей. Эти две группы ойратов заложили основы для образования двух государств - Калмыцкого ханства на Волге и Хошоутовское ханство на Куку-норе. В самой Джунгарии в 30-х годах XVII века возникло довольно мощное Джунгарское ханство.

Основными факторами, послужившими причиной движения калмыков в пределы России, большинство исследователей называют общую недостаточность пастбищных территорий в Джунгарии конца XVI века, обусловленную ростом общего поголовья скота у ойратских тайшей и территориальными потерями в результате их военных неудач; крайнее обострение междоусобной борьбы за перераспределение пастбищ, улусов; захват чужих улусов и отоков, наследственные споры и прочее; стремление торгоутовских, дербетских и зюнгарских тайшей иметь стабильные и вольные рынки для обмена и приобретения необходимых товаров и предметов роскоши (чай, ткани, порох, бумага и т.п.) с соседними оседлыми народами (Бухара, Хива, Китай, Россия) и в то же время сохранить свою политическую и экономическую самостоятельность, обеспечив независимость княжеств от нападений со стороны других государств.82 По мнению С.К. Богоявленского, "удаление Урлюка от основной массы калмыков было связано с крупными распрями среди тайш".83 М.Л. Кичиков выделяет два этапа в движении калмыков на запад: первый этап связан с поселением калмыков в пределах Иртыша, Ишима и Тобола в 1607-1630 годах, а второй этап с оседанием калмыцких улусов в Приуралье и в междуречье Яика и Волги в 1630-1637 годах.84 Г.О. Авляев добавляет еще и третий этап - появление и оседание калмыков на правобережной Волге по Дону, Салу, Сарпе и Манычу, выход калмыцких улусов в степи между Волгою, Доном и Кумою и в "Мочаги" (западное побережье Каспия) в 1640-1660 годы, когда эти земли по указу царя окончательно закрепляются за калмыками.

Становление национальной художественной культуры в Калмыкии

Переходя к анализу современного состояния художественной культуры Калмыкии, автор осознает невозможность объективного выявления закономерностей развития культуры этого периода, в связи с отсутствием временной дистанции от процессов, все еще имеющих продолжение в настоящее время, поэтому, чтобы избежать хаотичности анализа, автор просит извинить некоторую фактографию в изложении материала.

Цель данного параграфа - охарактеризовать социокультурные предпосылки становления профессиональной художественной культуры Калмыкии. В XX в. основной проблемой культурологического анализа калмыцкой культуры становится влияние на нее произошедших социальных изменений - революции 1917 г. и порожденного ею советского строя, возникшей вслед за этим особой формы воздействия, его амбивалентным характером, когда, с одной стороны, несомненны позитивные моменты: образование автономной республики, повышение общего уровня образованности, что стало основной предпосылкой для дальнейшего развития экономики, науки и профессиональной художественной культуры, а с другой стороны, оно несло отрицательные черты, свойственные большевистской идеологии.

XX век для калмыков, как и для многих народов России, стал временем сложным и противоречивым. Калмыки пережили коллизии гражданской войны с ее жертвами и потерями, радикальные преобразования, порожденные революцией, последовавшую затем Великую Отечественную войну, депортацию в Сибирь, поставившую народ на грань исчезновения, активное восстановление всех сфер общественной жизни, после возвращения (1957 г.), современный этап развития, преобладающими тенденциями которого стали возрождение и развитие самобытной культуры.

Качественно новым рубежом в истории многонациональной России, характеризуемым существенными сдвигами в экономике, политике и культуре стала Октябрьская революция 1917 года. Для калмыцкого народа, который накануне ее был разобщен (в основном калмыки жили в Астраханской, Царицынской, Ставропольской губерниях и Донской области) важным результатом свершившихся преобразований явилось приобретение государственности в форме автономной области, которая была провозглашена на I Общекалмыцком съезде Советов Калмыкии в 1920 г. В результате калмыцкий народ был объединен в национальное целое, со своей территорией. Калмыцкая автономная область стала самоуправляющейся административно-государственной единицей в составе РСФСР и была наделена всеми правами соответствующего государственного образования. Национально-территориальный принцип построения позволил калмыкам Дона, Урала, Терека, Оренбуржья переселиться в Калмыкию.

После окончания первой мировой и гражданских войн экономика кочевого скотоводческого хозяйства была сильно расстроена. Стихийно усилился процесс оседания потерявшего скот и вконец обнищавшего населения степи. В этих условиях советскими органами стал осуществляться массовый и плановый переход кочевого калмыцкого населения на оседлость.

С массовым переводом калмыков на оседлость стала меняться хозяйственная структура и содержание традиционных занятий. Существенные изменения произошли в степном скотоводстве, остававшемся традиционно ведущей отраслью хозяйства. Все больший вес и значение в экономике Калмыкии начало приобретать земледелие. Наметившийся переход кочевников к оседлым занятиям, вероятно, был обусловлен экономическими потребностями обеспечения продуктами земледелия. В своих новых занятиях калмыки переняли систему обработку земли у своих

соседей - русских и украинских крестьян. В силу почвенно-климатических условий земледелие привилось у калмыков западных и северных районов, где и стало впоследствии одним из главных направлений хозяйственной деятельности.

В эти годы развивалась самодеятельность. Своеобразным венцом работы культурно-просветительских учреждений республики стала, проведенная в мае 1935 г., первая областная олимпиада самодеятельного искусства. В ней приняли участие более 3 тыс. человек. Успех олимпиады активизировал эту работу. В течение 1936 г., было организовано два смотра художественной самодеятельности в улусах. На краевой олимпиаде в Астрахани художественный коллектив республики занял одно из первых мест и был послан для выступления в Театре народного творчества в Москве. В ходе смотров и олимпиад выявлялись талантливые люди, организовывались художественные коллективы. Так, к 1937 г. оформились и действовали 58 драматических кружков, 61 хоровых, 32 струнных, 6 духовых оркестров. На основе этой самодеятельности выросли профессиональные художественные коллективы.

В период индустриализации, охватившей в 1920-1930-е годы и Калмыкию, началось ее промышленное развитие, стали развиваться связь, транспорт, дорожное строительство. На основе занятия рыболовством, распространившимся еще задолго до XX в. среди калмыков прибрежных районов Волги и Каспия, сложилась отрасль рыбного хозяйства, которая до ликвидации республики в 1943 г. оставалась ведущей отраслью промышленности.

В этих условиях Калмыцкая автономная область в 1935 г. была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Таким образом, Калмыкия приобрела иной статус -социалистическое национальное государство. Она имела свою Конституцию,

высшие органы государственной власти и управления, центральные органы государственного управления, территорию, населенную коренным народом, дававшем имя республике, и другие атрибуты государственности.

Первоочередной задачей для молодой республики явилась ликвидация безграмотности и создание кадров национальной интеллигенции. Ликвидация неграмотности осуществлялась двумя путями: при помощи мероприятий по обучению взрослого населения и через общеобразовательные школы для детей, а также путем введения всеобщего начального образования.

Похожие диссертации на Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии)