Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеал образованного человека в истории культуры Гудкова Надежда Николаевна

Идеал образованного человека в истории культуры
<
Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры Идеал образованного человека в истории культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гудкова Надежда Николаевна. Идеал образованного человека в истории культуры : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Тюмень, 2006 135 с. РГБ ОД, 61:06-9/680

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИДЕАЛА ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА 11

1.1. Категориально-методологические основы: идеал, воспитание, обучение, образование 11

1.2. Калокагатия - как античный идеал образованного человека 26

1.3. Средневековая система образования и представления об идеале образованного человека 54

1.4. Идеал образованного человека Возрождения и новоевропейской философии 74

ГЛАВА II. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕАЛА ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ 93

2.1. Поливариантность западных тенденций образования 93

2.2. Культуросообразность как черта отечественного идеала образования 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119

ЛИТЕРАТУРА

Введение к работе

Актуальность темы. Образование является важнейшей частью культуры. В нем происходит трансляция культурного опыта поколений. Культурная функция образования определяется целями социализации человека, формированием творческих способностей личности, передачей духовных ценностей и социальных норм. Эта функция приобретает особое звучание в эпоху глобализации социальной жизни, поскольку стабилизирует развитие социальных институтов. Образование воспроизводит культуру во всем многообразии общечеловеческого, национального и личностного ее содержания, и при этом формирует и удовлетворяет потребности людей в духовных ценностях, научных знаниях, идеалах, смыслах и других мировоззренческих элементах, необходимых для становления личности.

Сложность современной ситуации в системе образования обусловлена целым рядом тенденций. Во-первых, имеет место мировая тенденция смены классической образовательной парадигмы и разработка новых концепций образования, создание альтернативных школ. Во-вторых, следует признать стремление системы отечественного образования к интеграции с мировой образовательной практикой, а, в-третьих, можно отметить усиление интереса к традициям русской школы и образования.

В этой ситуации очень важно выработать конечные ориентиры образовательной деятельности, произвести анализ идеала образованного человека. Идеал придает образовательному процессу определенный смысл, одухотворяет, и, в конечном счете, повышает его качество. Рефлексия идеала подготавливает условия для формирования парадигмы и институциональной системы образования нового типа, позволяет формулировать новые цели образования, создавать новые учебные программы, разрабатывать новые образовательные технологии, проводить широкомасштабные педагогические эксперименты, создания научных и правовых знаний,

обеспечивающих реформы в сфере образования. Отсутствие четких идеалов приводит к заблуждениям и создает практические трудности. Спланировать и контролировать все новации невозможно в принципе, но можно и нужно создать условия, обеспечивающие позитивные сдвиги и минимизирующие негативные последствия. Без соответствующих ориентиров специалисты, конструирующие программы и курсы обучения, не могут ни обосновать свои построения, ни уяснить их внутреннюю логику. Кроме того, идеал образования может играть эвристическую роль при поиске новых методов обучения.

Однако именно идеал образованного человека недостаточно изучен. До настоящего времени философская и научная мысль не предоставила всестороннего осмысления данного феномена. Таким образом, потребность практики и необходимость дальнейшего углубления теоретического исследования обусловили выбор темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. В западноевропейской традиции следы проблемы идеала образованного человека можно проследить с античных времен: Пифагор, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и др. В средние века эту проблему затрагивали А.Августин, Ф.Аквинский, П.Абеляр, Р.Бэкон и др.. Яркие образы и глубокие мысли о необходимости идеала для развития человека и общества можно встретить в эпоху Возрождения и Нового времени в произведениях Т.Мора, Т.Компанеллы, М.Монтеня, Ф.Бэкона, Р.Декарта, Д.Локка, Лейбница, Б.Спинозы, Ж.Ж.Руссо и др. Заметный вклад в разработку проблемы идеала внесли представители современной западной мысли: Ф.Ницше, Д.Дьюи, К.Ясперс, М.Хайдеггер, А.Уайтхед, Дж.Мур, П.Фейерабенд, К.Поппер, Б.Рассел и др.

Большое значение для философии образования имели труды российских исследователей: Н.И.Новикова, М.М.Щербатова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, П.Я.Чаадаева, В.В.Зеньковского, В.В.Розанова,

Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, А.В.Луначарского и др.

Вопросы тесной связи эволюции идеала образованности с историей развития педагогической теории нашли свое освещение в трудах П.Н.Милюкова, А.Громачевского, П.Соколова, В.П.Борисенкова, Б.Л.Вульфсона, А.Н.Джуринского, Э.Д.Днепрова, Г.Е.Жураковского, М.Н.Колмаковой, Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, Ф.Г.Паначина, А.И.Пискунова, В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина, В.И.Уколовой, Т.Ф.Яркиной.

Следует отметить, что пик в обсуждении проблемы идеала в совет
ской философии приходится на начало 60-х годов. Э.В.Ильенков и
Е.С.Громов стояли у истоков этого направления. Из последующих авторов,
посвятивших свои работы исследованию идеала, либо целиком, либо в ка
честве аспекта исследования, следует назвать В.Е.Давидовича, Е.Л.Дубко,
В.В.Ильина, А.Т.Калинкина, Л.М.Еремину, Е.В.Осичнюка,

М.А.Рудницкую, С.В.Туманова, А.В.Кезина, В.А.Титова, А.И.Яценко и др. Отечественные ученые аргументировано доказывали, что идеал является отражением объективных изменений, происходящих в общественной жизни.

Сформировавшийся в советской науке идеал образованного человека нашел свое отображение в педагогической теории, определяя направления ее развития. Методологические приоритеты советской школы зафиксированы в работах В.В.Давыдова, П.П.Занкова, В.В.Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина. Обращались непосредственно к проблеме идеала образованного человека и осуществили анализ отдельных его аспектов С.Гогоцкий, Х.Пахолков, А.Трачевский, С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев, Л.А.Аза, В.И.Гинецинский и др.

Ключевой для диссертационного исследования стала идея о том, что образование выступает в качестве особой сферы социокультурной практи-

ки, осуществляющей передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. В начале XX века взаимоотношение между образованием и культурой стало предметом специального теоретического обсуждения в работах русского педагога С.И.Гессена. Он показал, что между образованием и культурой должно быть полное соответствие, т.к. цели образования совпадают с целями культуры.

Историческое развитие культурологических основ образования
представлено в работах В.Ф. Асмуса, А.Х.Горфункеля, А.Ф.Лосева,
Н.О.Лосского, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского, В.В.Соколова,

А.Л.Субботина, А.Н.Чанышева, Л.Е.Шапошникова. В их исследованиях отражены общие тенденции развития философско-культурологических идей, оказавших воздействие на прогресс системы образования.

Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич разрабатывали культурологический подход как методологическую основу образования, ориентированного на человека, поскольку «культурные смыслы образования - это и есть человеческие смыслы». Сторонники культурологического подхода в образовании В.С.Библер, А.П.Валицкая, Э.Н.Гусинский, Н.Б.Крылова, М.Коул, Н.Д.Никандров, В.М.Розин указывают, что качество образования определяется его способностью обеспечить культурную идентификацию личности.

Определенное влияние на формирование авторской концепции оказали работы М.Н.Щербинина, посвященные эстетической антропологии. Это новое научное направление, в рамках которого идеал образованного человека оказывается неотделимым от эстетической культуры личности.

Осознать особенности меняющихся культурологических функций системы образования, помогла предложенная М.Мид типология культур: постфигуративные, где дети учатся у своих предшественников; кон фигуративные, где дети и взрослые учатся у своих сверстников; префи-гуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей.

Приходится признать, что во многих моментах работы по анализу исторического развития идеала устарели, требуют пересмотра их теоретико-методологические основания.

В качестве объекта исследования выступает образование как социальный способ передачи и воспроизводства культурного опыта. Предметом исследования является идеал образования как детерминированная культурными приоритетами ценность, определяющая дальнейшее совершенствование системы образования.

Целью диссертационного исследования является углубленный фи-лософско-культурологическое выявление идеала образованного человека как исторически развивающегося феномена культуры.

Задачи исследования определяются как предметом, так и целью исследования и, в сущности, представляют собой развернутую конкретизацию этой цели:

выявить специфику идеала образования в его отличие от идеала обучения и идеала воспитания;

проанализировать эволюцию идеала образования в истории культуры;

исследовать особенности трансформации западного идеала образования в современную эпоху;

раскрыть идею культуросообразности отечественного идеала образования.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой диссертационного исследования является сложившаяся в отечественной филоеофско-культурологической мысли творческая диалектико-материалистическая традиция. Работа опирается на теоретические положения трудов отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, культурологии по проблемам теории культуры. Исследование опирается на методы познания социально-культурных процессов,

содержащиеся в трудах классиков философии и современной философов. В исследовании используются сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы, принцип системности. В работе применялся анализ научной литературы и статистической информации.

При исследовании темы диссертации был применен принцип историзма. Значение этого принципа предопределенно тем, что образовательная практика находится в непрерывном развитии. В ней господствует не статика, а динамика. Принцип историзма включает в себя: анализ основных этапов культурно-исторического движения, реконструкцию прошлого, изучение настоящего, прогнозирование будущего состояния и движения.

Принцип противоречивости явлений мира как диалектический принцип, имеющий объективной основой реальные противоречия явлений, открыл возможность для выявления диалектики между философско-педагогической теорией и образовательной практикой, между сложившимися формами организации образовательного процесса и требованиями новой исторической эпохой. Диссертант исходит из того, что в центре философе ко-культурологического исследования идеала образования как феномена культуры должно находится стремление выразить концептуальными средствами единство противоположных начал, образующих предмет исследования.

Научная новизна диссертационного исследования.

Во-первых, разработка категориально-методологических оснований исследования позволила развести между собой: «идеал воспитания», «идеал образования» и «идеал обучения».

Во-вторых, доказано, что историческая динамика идеала образованного человек обусловлена необходимостью преодолевать противоречия, возникающие между требованиями новой исторической эпохой и сложившимися формами организации образовательного процесса

В-третьих, в современную эпоху категория «образованности человека» постепенно утрачивает свойство характеризовать, имеющую у человека сумму знаний, и все более характеризует способность человека к освоению нового культурного опыта в условиях высоко динамичной социальной реальности, т.е. образование становится все более культуросооб-разным.

Положения, выносимые на защиту:

3) Идеал воспитания связан с духовно-нравственным становлением человека, идеал обучения - с профессиональной подготовкой, идеал образования — с общекультурным развитием личности. Образовательный идеал - это творящая культуру личность, способная путем диалогического общения к саморазвитию.

  1. Историческая динамика идеала образования как формы опережающего отражения социальной реальности представляет собой, детерминированный культурными приоритетами общества, объективный процесс, фиксирующий и определяющий пути совершенствования системы образования. Различные культурно-исторические эпохи выработали отличающиеся по содержанию идеалы образования.

  2. Для современной философско-педагогической теории и образовательной практике характерно полноправное сосуществование различных образовательных моделей. Основными тенденциями западного образования являются индивидуализация и гуманизация, элитаризация и демократизация, распространение технократических и постмодерниских теорий. Однако ни одна из существующих тенденций не занимает монопольного положения.

  3. В условиях объективного сближения российской и западной моделей идеала образования, следует целенаправленно способствовать сохранению и развитию самобытной отечественной культуры. Культурное ядро образования должны составлять национальные ценности. Система образо-

вания, утратившая национальную специфику, перестает адекватно удовлетворять образовательные потребности. И, наоборот, укрепление национальных традиций позволит до минимума снизить негативные явления процесса реформирования.

  1. Инновация и традиция в образовании находятся в неразрывном диалектическом взаимодействии. Неоправданное придание преимущественного значения инновационным процессам или традиционным принципам приводит к деформациям в образовательном процессе.

  2. Образование, обучение и воспитание не только коррелируют между собой, но и относятся друг к другу по принципу взаимодополнительности. Отсутствие четких идеалов ведет к дезориентации образовательной деятельности, профессионального обучения и воспитательного процесса. Углубленное изучение этой проблемы необходимо для успешного социально-экономического и культурного развития страны.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теоретические выводы диссертации могут быть использованы:

— в практике преподавания философии, истории и теории культуры, педагогике, культурологии;

для разработки программ конкретно-социологических исследований в сфере образования с целью определения направления образовательных реформ;

для выработки новых подходов к стандартизации образования, формированию учебных программ, изменению учебных курсов;

-для развития философии, культурологии, философии и социологии образования, педагогики;

- для дальнейшего исследования феномена идеала образования.

Категориально-методологические основы: идеал, воспитание, обучение, образование

В данном параграфе через анализ природы идеала, его функций и назначения в социуме, мы намерены определить идеал воспитания, образования и обучения.

Современное понятие идеала выражает совершенную высшую цель, к которой стремится человек, некий прообраз действительности, в полной мере не достижимый в реальности, но служащий ориентиром для ее преобразования. Рассмотрим идеал образования как динамическое понятие (образ или представление), которое формируется на основе реально существующей действительности, но никогда не совпадает с ее наличным состоянием. Формирование идеала происходит в рамках той или иной формы общественного сознания. На определенной ступени общественного развития возникают идеальные представления или образы и целенаправленная деятельность человека, направленная на их достижение. Для каждой формы общественного сознания характерны многоаспектность и многообразие сторон, что и создаст возможности выработки, формирования различных, специфических идеалов и ценностей. Таким образом образуются некие их средоточия, высший синтез которых представляет собой общекультурный идеал, который, тем не менее, не может быть сведен к их простой сумме.

Идеал — глубоко содержательное и вместе с тем гибкое и поддающееся аналитическому расчленению понятие, представляющее собой синтез многочисленных сторон человеческого сознания и практической деятельности. Он имеет и свои особенности. Прежде всего, это его духовно-теоретическая многогранность. Идеал представляет собой форму сознания, которая, не будучи некой самодовлеющей сущностью, всегда социально обусловлена и детерминирована. Здесь уместно также заметить, что, в принципе, сознание есть не что иное, как определенный тип отношения к предмету, отношение знания. От глубины, верности и объективной взаимообусловленности этого отношения (между знанием о предмете и самим, предметом) зависит адекватность выдвинутого идеала, его соответствие реальным тенденциям развития общественной и естественно-природной действительности. Знание может быть либо истинным, либо ложным, либо в различных пропорциях содержать элементы того и другого.

Идеал - образец, состоящий из совокупности совершенных качеств личности. В первую очередь, - это образец нравственного поведения. Но совершенство личности не исчерпывается сферой нравственности: безупречное поведение не сочетается с отсутствием умственных способностей и не составит совершенства. Физическая слабость также отдаляет личность от образца совершенства.

Идеал предполагает определенную совокупность качеств и достоинств личности, получивших высокую оценку общественности. Поэтому судить о человеке по одному или нескольким поступкам не представляется возможным. Образец не терпит односторонности. Понимание идеала как целостного и комплексного явления даёт возможность раскрыть и его составные части, определить взаимоотношения между ними как диалектику общего, особенного и единичного.

Проблема становления идеала не имеет сегодня однозначного, общепринятого решения. О.В.Лармин, подтверждая свою точку зрения определенной теоретической аргументацией, пишет, что «идеалы, видимо, появились лишь на заре рабовладельческого общества, с отделением умственного труда от физического, так как они предполагают уже исключительно высокую степень абстракции и отвлечении в формировании высших доминирующих целей всей жизни человека, класса, общества» [118, 15-16]. В работе «Теория идеала» В.Е. Давидович пишет, что «идеал есть идея, представленная как цель и ценность. В идеале выражена позиция социального субъекта в отношении реальной действительности. Та позиция, которая оценивает сущее с высоты должного, усматривает тенденции будущего в настоящем, осуществляет выбор и предпочтение» [67, 33]. Ученый замечает также, что «все исследователи... видят в идеале духовное выражение определенной нормы, образа, отличающегося от повседневной действительности и обладающего побудительной силой к действию, тот образ совершенства, манящий ориентир, на который равняются люди в своей деятельности» [67, 31].

В том же русле представлена трактовка понятия идеала и в работе С.Иконниковой. Она выделяет такие стороны идеала, как образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общества, класса» [204, 195].

В свою очередь, в качестве существенной характеристики идеала может фиксироваться идеальный образ, имеющий нормативный характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция идеала в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели.

На психический характер образования и функционирования идеала указывает О.П.Лановенко, который пишет: «Идеал - собственно и исключительно психическое (или психофизиологическое), сугубо духовное образование уникального, не имеющее аналогов в мире неодушевленной реальности» [63, 35].

В разных аспектах понятие идеала анализировалось многими философами. Рассмотрение трактовки идеала, непосредственно связанного с пониманием категории противоречия, представляется существенным, так как идеал всегда есть единство противоположных сторон, а путь к его достижению лежит через разрешение противоречия.

И.Кант, например, связывал идеал с целью. Социальную значимость идеала он видел в соответствии человеческой деятельности всеобщей цели человеческого рода - цели движения к совершенству. Достижение идеала предполагалось посредством преодоления противоречия между личностью и обществом, единичным и всеобщим. Данное противоречие выражалось в антиномиях, которые, по мысли И.Канта, свидетельствовали о вечной незавершенности познания, непреодолимости противоречия и, следовательно, в недостижимости идеала. Для И.Канта существовало лишь одно исключение - сфера искусства. Всякое утверждение о совершенстве вне этой сферы, например, в морали, науке, политике и т.д., им объявлялось мнимым. Здесь отчетливо проявляется методологическая позиции И.Канта: там, где есть противоречие, там нет и не может быть идеала. Идеал у него выступает как «запрет противоречия», или категорический императив, который тоже не может быть реализован.

Антиномии И.Канта не были надуманными и беспочвенными мыслительными конструкциями. В какой-то степени они отражали реальные противоречий между идеалом и социальными условиями его осуществления. В политическом плане указанное противоречие выражалось в провозглашении, с одной стороны абсолютного равенства всех перед законом, а с другой - в компромиссно-апологетическом отношении к существующим порядкам, которые делали невозможным его достижение. Следует отметить, что И.Кант подошел к проблеме метафизически, поскольку находил достижение идеала жесткой фиксацией некого абсолютного конечного состояния.

Калокагатия - как античный идеал образованного человека

Смысл понятия «калокагания» не может быть выражен адекватно. Это не в последнюю очередь связано с тем, что ни в одном из современных европейских языков нет идентичного ему термина. Первые упоминания о калокагатии как характеристике идеального состояния человека и главной цели древнегреческой системы образования относятся к философии Пифагора. Его можно назвать «первым по времени педагогом классического мира, как на практике, так и в теории» [196, 22]. Используемый им, термин «калокагатия» («calos» - красота и «agathos» - добрый, хороший) обозначал греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (доброе) начала, гармонию физического и духовных начал. Первую часть этого термина - «красота» можно отнести к характеристике тела, а вторую - «добрый» - к душе, но это «один человеческий идеал, нерасчленимый ни на «внутреннее» или «внешнее», ни на «душу» или «тело», ни на «прекрасное» и «доброе» [129, 289]. И пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии гражданина.

Следует отметить, что эта идея находила онтологическое обоснование. Дело в том, что слово «космос», первоначально обозначавшее у греком порядок, надлежащую меру, прекрасное устройство, пифагорейцы впервые употребили в его сегодняшнем смысле до определения всего мироздания. Тем самым Пифагор хотел подчеркнуть важнейшую сторону мира - его упорядоченность, организованность, симметрию, а значит, и красоту. «Порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны». Но красота макрокосмоса - вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем внутреннем микрокосме поддерживает порядок и красоту. Следовательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную онтологическую цель - перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека.

Приходится признать, что гармония духовного и физического, взлелеянная пифагорейцами, давала прекрасные всходы. Не случайно среди дошедших до нас имен олимпийских победителей древности так много кротонцев: шестикратный победитель Олимпийских игр среди борцов ученик Пифагора Милон; легендарный прыгун Фаилл, согласно преданию, прыгнувший в длину на 16,3 метра и многие другие. В те времена популярны были поговорки: «Последний из кротонцев - первый из остальных греков», «Здоровее кротонца», что означало высшую степень физического совершенства человека.

Даже философия для пифагорейцев была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Для Пифагора недостаточно было лишь теоретически любить мудрость. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо мыслителя, подчиняя его себе и делая его аристократом добродетели и духа. Эта мысль нашла прекрасное выражение в одной из сентенций философа, о том, что одни приходят на Олимпийские игры, чтобы состязаться, другие, чтобы покупать или продавать, а третьи, чтобы смотреть. «Так и в жизни иные, подобны рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины» [70, 334].

Изобретение самого термина «философия» традиция приписывает Пифагору. На вопрос, кто ты такой? Мыслитель скромно отвечал: я философ. Он видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Высшая мудрость есть нечто божественное, а человек обречен лишь на бесконечное стремление к высшему знания. Поэтому Пифагор утверждал, что он не есть воплощение мудрости - мудрец (софос), а лишь любитель мудрости (философ). Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств. Попав в школу после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизни. Аскетизм сводился к отказу от наслаждений и обеду молчания. Эти требования «были как бы табу, необходимые для преодоления мифологического мировосприятия с его эпическим и часто поверхностным многословием, для достижения душевного, спокойствия, необходимого для научной теоретической деятельности» [211, 43J. Ученик должен был смирить свой язык и слова, «те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеной зубов» (Апулей). Обед молчания на современный лад означает «Держи язык за зубами». Другими словами, начатки мудрости сводились к тому, чтобы научиться размышлять и разучиться болтать.

Основой образования было моральное учение о надлежащем общении. Приписывая чтить старейших, «ибо всюду предшествующее почетнее последующего», Пифагор учил почитать родителей, высоко ценил дружбу, считая, что у друзей все общее и что друг - это второе «Я». Общение «должно проявляться и в дружбе, и во вражде, и в повиновении младших старшим, и в воспитании старшими младших» [211, 44]. Система правил, завещанная своим ученикам философом, была собрана в своеобразный кодекс «Золотые стихи», который переписывался и дополнялся на протяжении всей античности, а затем в эпоху средневековья и Возрождения. Вот некоторые извлечения из этого кодекса:

Поливариантность западных тенденций образования

Социальные изменения, обусловленные развитием науки и технологии, вызвали потребность в философской рефлексии проблем человеческого бытия, в пересмотре образовательного идеала человека.

Значительный вклад в обновление образовательной парадигмы был сделан мыслителями «философии жизни», которые понятие «жизни» определяли как реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Человек находится в постоянном развитии и совершенствовании, его жизнь - индивидуальный процесс, а поэтому он неразрывно связан с образованием. Нельзя забывать, что образование для человека, считал Ф.Ницше, есть цель. Оно представляет ценность не само по себе как специфический вид деятельности человека, а как образ и абсолютная цель всей жизни, через которую только человек может получить свое определение. ««Высшее образование» и множество - это заранее противоречит одно другому. Всякое высшее воспитание подобает лишь исключениям: нужно быть привилегированным, чтобы иметь право на такую высокую привилегию. Все великие, все прекрасные вещи никогда не могут быть общим достоянием». [151, Т.2., 592]. Упадок немецкой культуры Ф.Ницше связывает с тем, что образование более не является элитарным преимуществом. «В наш слишком народный, лучше сказать плебейский, век, - писал мыслитель, -«воспитание» и «образование» должно быть по существу своему искусством обманывать — обманывать насчет происхождения, обманчиво скрывать унаследованное душой и телом плебейство» [151, Т.2., 389]. Последнее характеризуется у философа принадлежностью к «рабской морали». Такому типу людей Ф.Ницше противопоставляет «сверхчеловека», идею сильной личности, которая в состоянии не только преодолеть все слабости и пороки общества, но и создать ценности нового мира.

«Значит, - отмечают Б.Пойзнер и Э.Захарова, - молодой человек, выбравший ницшевский идеал, не может не быть творчески продуктивным и в своей профессиональной деятельности, а перманентное образование либо самообразование - одно из условий ее успешности» [169, 34]. Путь к сверхчеловеку пролегает через развитие человеком до высшего совершенства своих личностных качеств, через самопознание. Задача воспитания заключается в том, что придать человеку «такую прочность и устойчивость, чтобы, как целое, он уже не мог быть отклонен от своего пути» [151, Т. 1., 359].

Основанием «философии жизни» была убежденность в неспособности разума адекватно постигать сущность явлений и предметов. Интеллектуальному знанию представители данного философского направления противопоставляли способность к интуитивному постижение жизненной реальности. «Интеллект... будет открывать нам все полнее и полнее тайны физического мира... Внутрь же самой жизни нас могла бы ввести интуиция - т.е. инстинкт, ставший бескорыстным, осознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно». [15, 186]. В концепции эволюции органического мира А.Бергсона интуиция предстает как источник творческих начал человека, которой наделены лишь представители интеллектуальной элиты. В.Дильтей интуитивному познанию жизни предпочел метод «понимания». Возможность понимания внутреннего мира немецкий ученый видел в самонаблюдении, а понимания окружающей действительности — во «вчуствовании», в способности вживаться в познаваемые вещи. Поэтому, подлинной характеристикой образованного человека, по мысли указанных философов, является не разумное или рассудочное мышление, а интуиция и умение понимать. Мыслители «философии жизни» не только выступали за элитарность высшего образования, но и обращались к проблеме его гуманизации, поскольку методологической основой их поисков выступали именно гуманитарные, а не естественные науки. Признание недостаточности интеллекта для жизнедеятельности человека и обращение к до-интеллектуальным формам знания повысили роль индивида в образовательном процессе. Человек уже не отождествляется с гносеологическим субъектом, стремящимся к абсолютной истине. Образованный человек есть субъект заинтересованный, испытывающий социальные воздействия и имеющий богатый и уникальный мир личных качеств.

Эта антропоцентрическая тенденция в образовании получает свое развитие в философии экзистенциализма. Сторонники экзистенциализма подчеркивают «заброшенность» и одиночество человека, его все возрастающую отчужденность от самого себя и общества. Необходимость преодоления такой ситуации приводит к формированию концепций, исходящих из признания важности гармонизации человеческого бытия.

Для представителя атеистической ветви экзистенциализма М.Хайдеггера «образование» и «истина» смыкаются в изначальном сущностном единстве. Существо истины только и делает впервые возможным образование в его основных очертаниях. Интерпретируя философское учение Платона об истине, философ утверждает, что образование есть «вместе и формирование, и руководствование определенным образцом... Подлинное образование... захватывает и изменяет саму душу и в целом, перемещая сперва человека в место его существа и приучая к нему» [206, 350]. Человека нельзя лишать возможности своим трудом добывать истину. Но, к сожалению, современная система образования построена таким образом, что молодых людей просто знакомят с уже кем-то и когда-то открытой и общественно одобренной суммой знаний. Представитель религиозной ветви экзистенциализма К.Ясперс сущность человека связывает с экзистенцией, т.е. тем, что не может никогда стать предметом научного познания. Хотя экзистенция не может быть оп-редмечена, она может сообщаться с другой экзистенцией - это явление немецкий философ называл подлинной коммуникацией, участие в ней позволяет человеку высказаться и быть услышанным. Рассуждая об образовании К.Ясперс приходит к убеждению, что «в образовании как форме жизни его стержень - дисциплина в качестве умения мыслить. А среда - образованность в качестве знаний. Его материалом являются созерцание образов прошлого, познание как необходимо значимые воззрения, знания вещей и владение языками» [219, 358]. Выше способностей к языкам и математическому мышлению, философ ставит готовность к духовному постижению. Следует помнить, что гуманитарное образование есть всегда образование единичного человека. Вместе с тем, К.Ясперс признает, что в современной цивилизации число людей, для которых оно что-то значит, становится все меньше. С нивелирующим массовым порядком исчезает слой образованных людей, а всеобщее образование приближается к требованиям среднего человека. Распространяясь в массе, духовность гибнет. «Теперь образованность означает нечто, никогда не получающее формы, а стремящееся в чрезвычайной интенсивности выйти из пустоты, к которой постоянно возвращаются» [219, 359].

Похожие диссертации на Идеал образованного человека в истории культуры