Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Шаповал Александр Васильевич

Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре
<
Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаповал Александр Васильевич. Искусственный интеллект в современной художественно-прикладной культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Шаповал Александр Васильевич; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/402

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историческое самоопределение искусственного интеллекта.17

1.1. Истоки и логика становления искусственного интеллекта .. 17

1.2. Сущность и параметры искусственного интеллекта 32

Выводы 43

Глава 2. Социокультурный базис становления и развития компьютеризированной художественной деятельности 48

2.1. Экспериментальная эстетика как предтеча проникновения искусственного интеллекта в художественно-прикладную культуру.. .48

2.2. Становление нормативности в прикладной эстетической деятельности 64

Выводы 76

Глава 3. Новые постиндустриальные парадигмы художественно-прикладной культуры 80

Выводы 95

Глава 4. Внедрение постиндустриальных технологий в художественно- прикладную культуру 97

4.1. Особенности внедрения компьютерных технологий в художественно-прикладную культуру 97

4.2. Внедрение экспертных систем в процедуры эстетической оценки композиций промышленных изделий 139

4.3. Методы интенсификации обучения композиционной деятельности с помощью машинных программ 145

Заключение 158

Библиографический список литературы 162

Приложение 1-11 176-184

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В середине XX века, когда вторая промышленная революция, называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологий производства, человечество оказалось на пороге новой, информационной эры в развитии цивилизации. К двум фундаментальным компонентам развития цивилизации - материи и энергии добавилась третья - информация, характеризующая степень разнообразия первой и второй компонент. Движущей силой развития общества стало производство не материального, а информационного продукта. В результате изменился весь уклад жизни, изменилась система ценностей, существенно возросла значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. Главную роль стали играть интеллект и знания.

Актуальность темы исследования, прежде всего, подчеркивается следующими обстоятельствами: резким ускорением временных параметров развития, переходом цивилизации^ от постоянно растущего, линеарного характера развития к гиперболическому характеру, при котором процессы развития ускоряются на порядок в единицу времени; заторможенным развитием многих направлений отечественной науки в 90-х годах (в том числе и науки об искусственном интеллекте) и образовавшегося, вследствие этого, её отставания от ведущих зарубежных стран; проникновением компьютерных технологий в художественно-прикладную культуру, открывшим художникам качественно новые творческие горизонты; появлением рядом с художником экспертных систем, превосходящих своими знаниями художника, а также компьютерных технологий эффективно воздействующих на побудительные силы мышления и поведения людей; глобализацией доступа к мировой культуре через средства связи и полного снятия языковых барьеров в результате внедрения в сети

Интернет технологий машинного перевода речевой и текстовой информации.

Перечисленные обстоятельства возникли на историческом фоне, с присущей ему стремительным нарастанием глобальной неопределенности и усложнением процессов. Современный мир находится на изломе, на перепутье. Мир устремлен к новому глобальному порядку. При этом не совсем ясны ориентиры. Существующие футурологические концепции отражают тот крах детерминизма, который случился в науке в 60-х годах с открытием квантов, нелинейности, хаоса, сложности мира. Рухнули представления о мире как о системе, в которой можно всё расставить, в которой есть иерархия и упорядоченность, явная причинность.

Резкое сокращение временных параметров всех процессов породило проблему оптимизации принятия управленческих решений. В1 свою очередь, трудности в процедуре принятия решений, сверхвысокие материальные потери при движении методом "проб и ошибок", привели к развитию искусственного интеллекта, появление которого превратилось в точку отсчета качественно нового этапа развития человеческой цивилизации.

Художественная культура всегда испытывала на себе влияние (порой решающее) производительных сил общества, технических изобретений, способов труда, новых конструктивных систем, механизмов и материалов[115-117]. Сфера общественного художественного сознания и творчества никогда не остается вне воздействия на неё научно- технического прогресса. В этой связи искусственный интеллект, сориентированный на процессы художественного творчества, на мир художественных ценностей представляет особый интерес как потенциальный инструмент сохранения и развития- культуры. На современном этапе важно видеть возрастающую динамику постиндустриальных технологий в создании новой культуры. Сегодня

ясно прослеживается разрушение основания под ещё недавно господствующей в западной идеалистической философии тенденцией рассматривать творчество как исключительное достояние "избранных", как достояние духовной элиты, а в большинстве людей видеть пассивную, инерционную силу исторического прогресса, неких роботов, механических функционеров. Компьютеры и программное обеспечение нового поколения, открывшие доступ к культурным ценностям всем жителям планеты сегодня существенно поменяли ситуацию в эстетическом воспитании.

Глобализация воздействует на этно-национальную культуру. С помощью компьютерных технологий можно утверждать

общечеловеческие ценности и идеалы и, вместе с этим, развивать этно- национальные культуры.

В' этой ситуации всё очевиднее проявляется недостаточная научная разработанность, проблем, связанных со ' становлением и функционированием: искусственного интеллекта как, элемента культуры, осознанием-: его роли в современнойV художественно-прикладной культуре.

Степень научной разработки проблемы. Современное состояние исследований искусственного интеллекта, в виде социокультурного феномена, представляет собой довольно развитое научное знание, характерное тем, что к этой теме обращаются не только философы, историки, искусствоведы, но и архитекторы, дизайнеры, психологи, педагоги, теоретики в ряде других дисциплин.

Один уровень исследования проблемы представлен в работах, посвященных изучению взаимных связей культуры с современной техникой. Для западной философии, во многом парализованной успехами научно -технического прогресса, до сих пор характерным является культ техники как главной мировоззренческой и культурной ценности^ современной эпохи. Формальные возможности своеобразного отражения действительности, предоставляемые современными компьютеризированными техническими средствами, принимаются за эстетически выразительный язык, сам по себе якобы обеспечивающий художественную природу создаваемого этими средствами произведения. Мы видим формалистический перекос, стремительное падение человеческого потенциала в произведениях искусства.

На социальную пагубность техницизма в своё время указали В.И. Тасалов, Л.И. Новикова, K.M. Кантор, JI.A. A.B. Иконников, A.B. Кукаркин и др. В последние годы техницизм и вещизм были подробно исследованы В.А. Щуровым, Д.Р. Рахманкуловой.

Следующий уровень рассмотрения представлен трудами психофизиологов, социологов, выполнивших большой объем исследований в экспериментальной эстетике и заложивших естественнонаучную базу под разработку современных компьютерных технологий в такой основополагающей для художников-прикладников науке как теория композиции. Среди зарубежных представителей данного направления следует отметить Г.Т. Фехнера, положившего начало "эстетике простых форм", Т.Г. Липпса, предложившего "теорию вчувствования", Э. Баллоу, стремившегося решить проблему эстетичности восприятия с позиций новой психологии, реконструирующей старую сенсуалистическую психологию. Роль мощного "заслона" против всякого рода атомизма и элементаризма в психологии была сыграна гештальтпсихологией, представители которой, во главе с М. Вертхеймером, выступали с резкой критикой бихевиоризма. Особую ценность приобрели ранние работы X. Эренфельса, работы Г.Е. Мюллера, добавившего к принципу сходства принцип близости, симметричного положения, включенности в общий контур и др.

Важным этапом становления компьютерных методов в экспериментальной эстетике следует признать "информационный, подход" к количественной оценке красоты. Такой подход в значительной

степени был стимулирован французским социологом А. Молем, опубликовавшим книгу "Теория информации и эстетическое восприятие". Информационный аспект оценки красоты вызвал бурную дискуссию в экспериментальной эстетике. В связи с этим можно выделить ранние работы Дж. Биркгофа, Г. Айзенка, Дж. Биб-Сентера, опиравшихся на математику, и работы Ю.С. Сомова, Р. Гунценхейзера, М. Бензе, Г.И. Покровского, В.Н. Тросникова, А.Д. Урсула и др., которые при оценке меры сложности изучаемых композиций опирались на известную формулу К. Шенона.

Однако предпринятая попытка использовать вероятностный подход к оценке эстетичности не дала каких-либо значимых результатов. Видя отрицательные результаты, академик А.Н. Колмогоров предложил применить комбинаторный и алгебраический подходы к созданию нового раздела науки - алгоритмической- теории информации. Однако для реализации этих идей в 70-х годах ещё не была создана эмпирическая база, ещё не появился новый, отличный от аналитической геометрии язык описания структуры изображений. Поэтому дальнейшие исследования в рамках информационного подхода прекратились.

В этот период были развернуты исследования особенностей формирования образа в системе психической регуляции деятельности человека и особенностей обучения кибернетических машин распознаванию образов. Концепция образного отражения, разработанная в трудах Б.Г. Ананьева, C.B. Кравкова, А.Н. Леонтьева, C.B. Рубинштейна, A.A. Смирнова, Б.М. Теплова и их последователей легла в основу разработки алгоритмов машинного формирования образов. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли А.Г. Аркадьев, Н.В. Завалишин, И.Б. Мучник, A.A. Дорофеюк, М.М. Бонгард и другие отечественные ученые.

К этому же времени практически сформировалась, близко лежащая к психологии и психофизиологии, наука о машинном зрении, частично подпитавшая экспериментальную эстетику своими методами.

В середине 70-х годов оказалось невозможным удовлетворить запросы практики, в частности, потребности таких видов художественно- прикладной культуры как дизайн, рекламная графика, упаковка продукции без резкого расширения исследований в области зрительного восприятия-и привлечения в круг исследователей эстетических качеств специалистов с математической^ технической, психофизиологической и даже с дизайнерской подготовкой. Если до этого исследовательская

работа по г изучению особенностей эстетического восприятия развивалась,

«

в основном, лишь в рамках архитектуры, то со второй половины 70-х годов доминанта теоретических исследований переместилась в сферу весьма . далекую от искусства. Одной из причин столь необычного смещения интересов общества стало: осознание визуально воспринимаемой; композиции как средства; контакта человека; со сложными» ш дорогостоящими? техническими- объектами» в; любых системах обработки, анализа и контроля, в том числе и в системах военного назначения. Необходимо было понять, в какой степени априорные стратегии зрительного восприятия композиций панелей управления дорогостоящих технических объектов, на которые рассчитывали их проектировщики, расходятся с реальными стратегиями восприятия, продиктованными составом и структурой этих композиций. Впервые на целесообразность применения средств художественной композиции для повышения эффективности операций приема информации человеком указали Б.Ф. Ломов и П.А. Кудин.1

Кудин П.А. Использование средств; технической эстетики для повышения эффективности операций приема и передачи информации человеком/ П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов.-Л.:: ЛГУ,. 1965;- С.125-143.

«Композиционные средства, такие как симметрия и асимметрия, метрическая повторность и ритм, контраст и нюанс, пропорции, масштаб, цвет, фактура, - неоднократно в своих работах отмечал В.Ф. Венда,- открывают перед художником-конструктором поистине колоссальные возможности для создания средств отображения информации как особой разновидности произведений перспективного промышленного искусства»." При этом, указывает В.Ф. Венда, необходимо отличать слово «композиция», означающее обеспечение высокого художественного уровня, от слова «компоновка». «Понятие композиции можно без преувеличения отнести к самым запутанным понятиям эстетики и искусствознания» отмечал в 1975 году известный отечественный философ Л.Н. Безмоздин.

Итоги проделанной работы по исследованию особенностей обработки зрительной системой композиций на сенсорно-перцептивном уровне нашли отражение в монографиях ведущих отечественных психологов: Б.Ф. Ломова, В.Д. Глезера, В.Ф. Рубахина, Н.В. Завалишина, И.Б. Мучника, В.Ф.1 Венды, М.С. Шехтера, Т.П. Зинченко. Наряду с этими исследованиями, большой практический вклад в формирование современной естественно-научной основы теории композиции внесли A.A. Митькин (исследовавший во ВНИИТЭ методом электро-окулографии особенности зрительного восприятия несмысловых композиций К.С. Малевича), П.А. Кудин, В.А. Ганзен.

Разработки безлюдных машинных технологий в начале 80-х годов потребовали содержательного анализа внутренних информационных процессов мыслительной деятельности человека. Вектор исследований художественного отражения быстро перешел с сенсорно-перцептивного на уровень представлений, а также на уровень вербально-логического мышления с его речемыслительными процессами. Истоки эвристического моделирования композиций были заложены в работах В.Н. Пушкина, Г.С. Альтшуллера, А.П. Дуброва, А.П. Мардера, А.Г. Чачко, С.К. Саркисова. Была поставлена задача - создать технические системы способные воспринимать, анализировать, передавать и обобщать то,, чему они обучались, и с помощью этих данных исследовать конкретные ситуации и в конечном итоге находить оптимальные решения. Сегодня такого рода системы научились самостоятельно накапливать огромный информационный потенциал и представлять знания, устранять двусмысленности, понимать метафоры, проверять свои поступки и давать отчет о своих действиях. Благодаря интеграции прикладных компьютерных программ, циркулирующих по сетям Интернета, компьютеры обрели способность беспрепятственно общаться друг с другом и согласованно перерабатывать информацию. Интернет превратился в единую платформу всемирной интеграции интеллектуальной деятельности, как компьютеров так и людей. При этом мы видим, что в сфере художественно-прикладной культуры на машины постепенно возлагается оценка таких характеристик композиций как количество визуальной массы, степень динамичности визуальной массы, количественное значение вектора динамичности визуальной массы, степень композиционного равновесия визуальных масс и других аналогичных параметров, а экспертные системы дают советы дизайнеру об исправлении, например, недостатков в композициях панелей управления.

Предмет исследования. Предметом исследования является искусственный интеллект как социокультурный феномен

Объект исследования. Объектом исследования являются социокультурные и генетические факторы развития компьютерных композиций в художественно-прикладной культуре.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящей работы является комплексное историко-теоретическое исследование искусственного интеллекта как интегрального феномена художественно- прикладной культуры.

Достижение этой цели определило необходимость решения следующих задач:

проведения анализа истоков и логики исторического становления искусственного интеллекта» в общетеоретическом и персонально-личностном аспектах;

выявления социокультурного базиса искусственного интеллекта, который послужил основой для» становления и развития компьютерной деятельности в художественно-прикладной культуре;

проведения анализа специфики искусственного интеллекта в системе культуры общества;

рассмотрение социокультурного потенциала компьютерных технологий в художественно-прикладной культуре.

Теоретико-методологическая база исследования. Сложность изучаемой темы, связанная с интенсивным внедрением компьютеризации в современную культуру предопределила необходимость междисциплинарного подхода. В качестве теоретического базиса исследования используются концепции внедрения информационных технологий в современную культуру и искусство, представленные в работах ведущих зарубежных исследователей (Д. Гелернтера, Р.К. Шенка, Д.Х. Холланда, Д. Мара, У. Гренандера, Ж- Л. Лорьера, А. Фора, К.С. Фу), труды отечественных исследователей (Б.Ф. Ломова, В.Ф.

Рубахина, A.A. Митькина, В.Н. Пушкина, А.П. Дуброва, В.Ф. Венды, А.Г. Чачко, А.Н. Колмогорова, Л.Б. Переверзева, В.Ф. Кринского, Г.Г. Азгальдова, A.B. Степанова, Ю.Н. Солонина ).

Методологической базой исследования искусственного интеллекта как интегрального социокультурного феномена является диалектический метод с его законами и основными принципами: принципом системности, принципом развития, принципом единства полярностей, принципом детерминации и другими. Это обусловлено тем, что искусственный интеллект как сложное явление культуры очень часто располагает к формулированию однозначных определений и трактовок, а само явление богаче этих субъективных интерпретаций, поэтому постоянно необходимо сознательно удерживать все ценное в полярных позициях и давать диалектическую трактовку и становления искусственного интеллекта, и-его отношения к другим, деятельностям, и его методологических ориентаций.

Теоретические обоснования работы основаны Hat положениях теории культурных форм как составляющих культурной, системы и принципов типологии культур, положенных в основу концепции.

Научная новизна исследования. Научная новизна

исследования заключается в следующем:

выдвигается и обосновывается утверждение о том, что системный подход при создании интеллектуальных и материальных продуктов любого типа становится методологической основой искусственного интеллекта;

автором предлагается определять искусственный интеллект как новую компоненту художественного творчества, на которую возлагается решение задач подбора состава и разработки первоначальных структур создаваемой композиции, а также решение эвристических задач, направленных на поиск креативности и выразительности смысловой, содержательной, семантической стороны проекта;

утверждается тезис о том, что естественно-научной базой искусственного интеллекта является экспериментальная эстетика;

определяется социокультурный потенциал искусственного интеллекта, который состоит, в первую очередь, в возможностях компьютерных технологий по сохранению культурных ценностей и во введении технических новаций в сферу человеческой культуры;

выявлена и проанализирована динамика изменений искусственного интеллекта, происходящих в рамках общекультурных процессов современного общества;

обосновано место машинного интеллекта в системе образования- и подготовки кадров в художественно-прикладной культуре;

Положения, выносимые на защиту:

в работе показана роль искусственного интеллекта в, художественно-прикладной системе общества как современного инструмента создающего культурные ценности;

компьютерное' структурирование композиций, рассмотрено как средство порождения^ образов и их композиций в художественно- прикладной культуре;

визуально-образный язык исследован с точки зрения его роли в формообразовании произведений художественно-прикладной культуры;

в работе выявлены и обоснованы основные принципы художественно-прикладных решений, имеющие важное значение для осуществления экспертной оценки художественно-прикладных произведений;

в исследовании представлены и педагогически апробированы базовые методы формообразования: методы достижения упорядоченности составных частей произведения, методы целостности структуры произведения, методы соподчинения, частей произведения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что даётся историко-логическая картина становления искусственного интеллекта,

рассмотренного как социокультурный феномен. Результаты исследования расширяют имеющиеся научные представления о современном состоянии искусственного интеллекта, его развитии, открывают возможности для дальнейшего философского, культурологического и искусствоведческого изучения информационных технологий.

Теоретические аспекты темы важны для выявления устойчивости и изменчивости традиционных элементов культуры в современных динамичных условиях развития цивилизации.

Практическая значимость исследования определяется возможностями использования её результатов для дальнейшего развития и совершенствования художественно-прикладной деятельности и построения новых педагогических моделей в процессе подготовки специалистов. В работе показаны отечественные компьютерные программы, которые могут быть использованы в педагогической деятельности; а также в реальном-процессе художественной деятельности и культурологического анализа.

Апробация исследования. Полученные результаты внедрены в учебные процессы в Нижегородском государственном техническом университете, Волжском государственном инженерно-педагогическом университете, Нижегородском государственном архитектурно- строительном университете, где полученные результаты используются для анализа структуры объектов живой и неживой природы.

Полученные признаки и рекомендации по структурированию были использованы автором при создании отраслевых стандартов ОСТ4.270.000-76, ОСТ4.270.001.-84, ОСТ4.070.026-84, а также на их основе в НПО "Кварц" разработана методика оценки эстетических и эргономических показателей качества с помощью средств

вычислительной техники (РУК ЕЭО.ООО.222), написан и внедрен руководящий документ по выполнению надписей при конструировании

упаковки и тары- лекарственных препаратов (РД 94 6700 8 - 001 - 01898718 - 99) для фирмы "Имбио".

Основные результаты диссертационной работы докладывались на следующих научно-технических конференциях и симпозиумах: 6-ой межзональный научный симпозиум "Проблема нормативности в эстетике и этике" (г. Горький, 1979 г.), 7-й межзональный научный симпозиум "Человек и предметный мир" (г. Горький, 1980 г.), 10-й межзональный симпозиум "Методология* и теория деятельности" (г.. Горький, 1982 г.),. Всесоюзная конф. по проблемам эргономического и психологического проектирования среды, человеческой деятельности на промышленных предприятиях (г. Тбилиси, 1983 г.); 6-ая Всесоюзная конф: по - инженерной психологии (г. Ленинград, 1984 г.), Всесоюзный; симпозиум "Проблемы радиоизмерительной; техники" (г. Н.Новгород, 1989 г.), Международный« Форум информатизации; МФИ-92, Всесоюзный симпозиум: Нижегородская секция (г. Н.Новгород, 1992 г.); 6-ая науч.- техн. конф. "Радиоприем и обработка сигналов" (г. Н.Новгород, 1993 г.), на ежегодных научно-хметодических конференциях Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ, г. Н.Новгород, 1994-2005 г.г.), Международном форуме "Великие реки" (г. Н:Новгород, 2005), 11-й международной научно-методической конференции "Проблемы многоуровневого образования" (ННГАСУ, г. Н.Новгород, 2005 г.), 5-я Ассамблея Союза Дизайнеров России (г. Ростов на Дону, 2007 г.), Международной научно-практической конференции "Психологическая наука и практика" (ННГАСУ, г. Н.Новгород, 2008); по теме диссертации подготовлено 35 публикаций (включая одну монографию и 11 статей, 4 учебно-методических издания) общим объемом 26;75 п.л. в научных журналах и изданиях «Известия Российского государственного; педагогического университета им. А.И. Герцена « (Санкт-Петербург, 2008), «Отечественная экспериментальная; эстетика в постиндустриальный период. Монография» (Н.Новгород,

2009), «Дизайн-Ревю» (Казань, 2007), «Приволжский научный журнал» (Н.Новгород 2007, 2008), «Нижегородская школа дизайна. Межвузовский сборник научных трудов» (Н.Новгород, 2007), «Социокультурные проблемы дизайна. Сборник статей» (Ростов-на-Дону, 2007), «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сборник научных работ» (Н.Новгород, 2008), «Системы обработки информации и управления. Межвузовский сборник научных трудов» (Н.Новгород, 1995), «Архитектура и градостроительство. Сборник статей» (Н.Новгород, 2007), «Техника средств связи» (Москва, 1990), «Гуманитарная подготовка инженера. Сборник научных трудов» (Н.Новгород, 1993), «Технологические процессы и оборудование Машино- и приборостроения. Межвузовский сборник научных трудов» (Н.Новгород, 1995), и в обсуждении на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно- строительного университета в 2009 г.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения, содержащего архивные материалы, которые позволяют более полно раскрыть поставленные в исследовании задачи.

Общий объем диссертации составляет 175 страниц, в том числе список литературы из 155 наименований.

Истоки и логика становления искусственного интеллекта

К концу 20-х годов XX столетия машинная среда становится постоянной средой человека. Становление «машинной среды» сопровождалось началом нового качественного сдвига в технике,- прежде всего это касается транспорта, и связи (авиация, наземный и морской транспорт, радио), что в свою очередь принципиально изменило возможности и формы человеческого общения, воздействия людей на природу и друг на друга. В тоже время «XX век — век технического перевооружения художественной культуры, век ее технизации и индустриализации. Сдвиги, произошедшие под влиянием технического прогресса в сфере искусства, можно без риска впасть в преувеличение охарактеризовать как эпохальные, имеющие всемирно-историческое значение». Во многих языках слово «техника» употребляется в двух основных значениях: 1) для обозначения способа деятельности, совокупности приемов, навыков мастерства, искусности в том или ином роде деятельности, в том числе и художественной; 2) для обозначения совокупности вещественных средств труда - орудий, машин, аппаратов. Рассматривая вопрос о роли техники в сфере культуры и искусства, необходимо учесть, что по традиции в этой сфере термин «техника» употребляется по преимуществу в значении способа деятельности, совокупности приемов мастерства. В данной работе речь пойдет о роли компьютеризированных вещественно-орудийных элементов художественного производства и термин «техника» будет употребляться в значении «технические средства».

Художественная культура — сложная многоаспектная система. В ней протекают самые разнообразные процессы, взаимодействуют многоразличные отношения, силы, факторы. Будучи относительно самостоятельной подсистемой социальной макросистемы, она соотносится со всеми сферами социальной жизни, и это неизбежно отражается на ее собственной структуре, предопределяя ее разнородность и многогранность. Само понятие «художественная культура» еще недавно отождествлялось с понятием «искусство». Сегодня художественная культура образует сложную динамическую» систему, включающую искусство, но не сводимую к нему. Если искусство составляет продукт этой системы, то сама она включает еще и процессы производства, распространения и потребления этого продукта и субъектов, осуществляющих эти процессы, т.е. общество, выступающее в качестве совокупного художника и совокупного реципиента художественных ценностей.

Предметом данного исследования является искусственный интеллект, выступающий в качестве орудия материальных преобразований в системе художественно-прикладной культуры, где без новых информационных технологий не могла бы быть в полной мере реализована её коммуникативная функция, а вместе с нею и остальные её функции - познавательная, воспитательная, гедоническая и др. Употребляя соответствующие технические средства, художник вынужден учитывать их природу и возможности, приспосабливать к ним свою деятельность, подчиняться налагаемым техникой ограничениям. Процесс овладения техникой весьма трудоемок, требует длительных и непрерывных усилий на протяжении многих лет. Но лишь тогда, когда художник освоит технику, он может обрести ту меру власти над инструментом, ту степень мастерства, которые позволят ему свободно и уверенно осуществить свои творческие цели и намерения. Тем самым технические средства накладывают свою печать не только на субъект, но и на продукт художественного производства — само произведение. Последнее же служит одновременно и предметом художественного потребления. Следовательно, через произведение техника влияет на процесс эстетического восприятия, на его потребителей, а тем самым на общество в целом.

Весь технический арсенал, используемый в художественно- прикладной культуре, с достаточным основанием может быть расчленен на две существенно различающиеся части. Первую часть составляет техника, используемая в процессах, результатом которых являются материально- энергетические преобразования. Вторую часть образует техника, применяемая в процессах, связанных с добычей, хранением, переработкой и распространением информации, основанной на художественно-образном отражении,действительности. Такую технику можно назвать креативной (от латинского сгеайо — творение). Компьютеризированная- техника является креативной, она содействует интенсивному развитию художественно- прикладной культуры, при ее помощи создаются новые ценности. Эта же техника может выполнять коммуникативную функцию, которая включает в себя, во-первых, репродуцирующую технику, при помощи которой осуществляется фиксация и репродуцирование произведений в форме копий, во-вторых, мультиплицирующую технику, посредством, которой эти копии размножаются, наконец, в-третьих, трансмиссионную технику, при помощи которой произведения передаются, доставляются реципиентам.

Экспериментальная эстетика как предтеча проникновения искусственного интеллекта в художественно-прикладную культуру

Рассмотрим социокультурный базис, послуживший основой для становления и развития машинной художественной деятельности.

Каждый тип культуры на протяжении всей истории человечества и у всех народов мира обладает определенными эстетическими характеристиками, которые проявляются во всех областях его жизнедеятельности: в обрядах и государственных церемониях, в организации быта, в оформлении воинской службы и спортивных соревнованиях, в украшении окружающей человека природы и самого себя, в создании «второй природы» - предметной среды, мира вещей, в котором живет человек. Внимание людей к эстетической стороне бытия говорит о её значении для оптимизации человеческой деятельности, для повышения ее «коэффициента полезного действия», для придания практической жизни эмоционального ореола - радости, свободы, наслаждения красотой, влечения к прекрасному. Плоды художественного творчества, обладая, несомненно, большими возможностями развлекать, забавлять, организовывать отдых людей, имеют главной своей социальной функцией расширение реального жизненного опыта человека дополнительным, хотя и иллюзорным, опытом его «жизни в искусстве».

Облик предметно-пространственного окружения человека ещё в недалёком прошлом определялся многовековой традицией, нормами канонической культуры. Изменения во внешнем виде окружающих нас предметов происходили очень медленными темпами, а полная смена предметной среды растягивалась на столетия. Со времени Великого промышленного переворота ситуация резко изменилась - наступила новая эпоха в развитии человечества — эпоха машин. Такой переход стал закономерным шагом в развитии социально-экономических отношений и результатом новых технических знаний, ответом на необходимость удовлетворения растущих потребностей людей в изделиях утилитарного назначения, произведенных в большом количестве при невысокой стоимости и, соответственно, массово доступных. Негативные, с этой точки зрения, черты кустарного производства были заменены на прогрессивные: вместо примитивной техники — прогрессивная, вместо примитивной технологии — совершенная, вместо уникальности — крупносерийное производство. Однако новые формы, вызванные к жизни промышленной технологией, оказались в состоянии конфликта с природой человека. С одной стороны, они просто были неудобны в пользовании, а с другой — не могли нормально восприниматься, так как представляли из себя объекты, принципиально отличные от элементов прежней традиционной культуры. Возникли задачи «очеловечивания» предметной среды, с середины XIX века стали присэбретать актуальность эстетические характеристики изделий. Как один из ответов на возникшую проблему можно считать зарождение и развитие дизайна, в1 рамках которого был продолжен поиск характеристик предметно-пространственного окружения, обеспечивающих бесконфликтное вхождение форм промышленных изделий в сферу человеческой культуры. К концу XIX века, на фоне бурного развития машинной цивилизации, роста научно- технического прогресса все больше повышается престиж точных наук. Эстетика тоже обращается от умозрения к опыту, к эксперименту.

Экспериментальная эстетика родилась в виде ответвления экспериментальной психологии, в русле её первого этапа - психофизики. В английской Психологической энциклопедии под редакцией Г.Ю.Айзенка экспериментальная психология определяется как «применение методов экспериментальной психологии к проблемам, связанным с искусством...» [145] В отечественной философской литературе (например в работе [110]) экспериментальная эстетика

Новые постиндустриальные парадигмы художественно-прикладной культуры

Отечественные исследователи вплотную подошли к тому, о чем в 1977 году писали Г.ГАзгальдов и Р.П.Повелейко: «Перспективы использования. ЭВМ в эстетике, не ограничиваются только направлением, связанным с созданием эстетически привлекательных композиций. По- видимому, не меньшее (если не большее) значение имеет и другой аспект — применение теории распознавания образов в сочетании с использованием достаточно мощной ЭВМ, для! целей автоматической оценки эстетичности различных объектов. Успехи в создании автоматов, способных распознавать изображения, позволяют считать. решение этой задачи в не слишком отдаленном будущем вполне реальным» [2,3].

В конце 70-х годов произошла дальнейшая концентрация усилий, особенно в наукоемких отраслях отечественной промышленности. Министерство машиностроения, среднего и общего машиностроения, авиационной промышленности, оборонной промышленности, судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, электронной промышленности приняли решение о концентрации работы ученых, занимающихся изучением особенностей и возможностей функционирования человека в системах «человек — машина». Одним из организационных моментов в этом направлении было создание секции, собравшей исследователей зрительного аппарата человека. Проведенный предварительный анализ карт уровня качества выпускаемой продукции выявил корреляцию между эстетическими и эргономическими характеристиками. Например, когда дизайнер грамотно структурировал композицию какой-либо мнемосхемы, при этом как бы автоматически повышался уровень ее эргономичности. Этот факт стимулировал дальнейшие исследования как двумерных, так и трехмерных композиций. В отличие от архитектурных ВУЗов, вяло изучавших теорию композиции, вновь созданные исследовательские лаборатории были оснащены самой современной медицинской техникой. Проделанная работа быстро обернулась конкретизацией и формированием естественно:- научной базы теории композиции.

Как известно [74,152], для зрительной системы при оценке изображения характерно наличие двух режимов функционирования: первый — скоростной режим, в процессе которого выполняется анализ загрубленной структуры изображения; второй — режим тонкого детального анализа, требующий значительных временных затрат. Информация, получаемая в скоростном режиме, крайне важна для наблюдателя, так как при этом оценивается степень опасности попавшего в поле зрения объекта. На этом этапе непроизвольного внимания, решая столь важную-задачу, зрительная« система одновременно оценивает признаки всех видов; характеризующих форму, цвет, ориентацию, размеры и местоположение наблюдаемого объекта, оперирует с признаками; являющимися производными от значительного числа простейших характеристик, реализует интегративную оценку зрительной ситуации.

Несмотря на высокую значимость признаков начального этапа зрительного восприятия, признаки данного этапа длительное время оставались не исследованными. С целью изучения интегративных признаков начального этапа зрительного восприятия в Горьковском медицинском институте была создана специальная лаборатория, работы в которой проводились на протяжении пяти лет. Для решения поставленных перед лабораторией задач использовались следующие методы исследования: киносъемка, электроокулография первых скачков глаз, метод предъявления тестовых изображений на.тахистоскопах, метод выбора и др. Была выдвинута гипотеза о том, что эффективность геометрического представления структуры изображения резко возрастет, если традиционные геометрические характеристики формы будут дополнены характеристиками структуры изображения, которыми оперирует человек на начальном, скоростном этапе зрительной обработке воспринимаемого изображения [ 128 ].