Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"История формирования и развития казахского ковроткачества в XIX - начале XXI века" Касенова Кыздаркуль Бахрадиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касенова Кыздаркуль Бахрадиновна. "История формирования и развития казахского ковроткачества в XIX - начале XXI века": автореферат дис. ... кандидата Исторических наук: 24.00.01 / Касенова Кыздаркуль Бахрадиновна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»], 2018

Введение к работе

Актуальность темы исследования: Богатая и разнообразная
культура Казахстана всегда являлась благодатной почвой, на которой
расцветало такое уникальное ремесло как ковроткачество. Казахское
традиционное ковроткачество в ХІХ – начале ХХІ века, наделенное
особым этническим своеобразием, яркой художественной

выразительностью, богатым духовным содержанием, нуждается во
всестороннем изучении. Важным является исследование его как
историко-культурного феномена, сконцентрировавшего в себе

разнообразные сюжеты, которые являются отражением архаических
образов и архетипических представлений. Казахское ковроткачество, как
самобытное художественное явление, в течение многих веков было
органически связано с жизнью народа, с его бытовым укладом и
повседневной деятельностью, его мировосприятием и пониманием
прекрасного. Народное ковроткачество тесно связано с воспитанием и
обучением подрастающего поколения искусству, что является

неотъемлемой частью сохранения национальной художественной культуры и представляется актуальным в свете духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания молодежи в наши дни.

Современное искусство казахского ковроткачества также имеет
большое значение в качестве экономического ресурса, привлекательной
инвестиционной сферы для бизнес-инициатив, а также важного
инструмента для развития туристической деятельности. Таким образом,
казахское ковроткачество выполняет многоцелевые социальные,

культурные (культурно-просветительскую, образовательную) и

экономические функции (обеспечение занятости населения, развитие туризма).

Традиционное ковроткачество казахов до настоящего времени не являлось предметом специального научного изучения. Комплексное исследование формирования и развития художественных традиций казахского ковроткачества на основе архивных и полевых материалов, музейных коллекций позволит всесторонне изучить данный вид деятельности: осветить историю и социально-культурные связи казахов, их мировоззрение и эстетические ценности, нашедшие отражение в ковровых орнаментах; изучить функциональные особенности и композицию ворсовых и безворсовых ковров; раскрыть семантику орнамента и его символическое осмысление в традиционном сознании казахов; охарактеризовать значение ковровых изделий в традиционном домашнем укладе казахской семьи; описать национальные особенности

обучения ковроделию; осознать богатство многовекового народного опыта и знаний в области обработки сырья, и технологии ткачества; осмыслить длительный исторический путь ковроткачества от традиционного домашнего занятия до одной из важнейших отраслей современной национальной экономики; оценить влияние традиций прошлого на современное ковроткачество. Необходимость научного исследования казахского ковроткачества продиктована всевозрастающим интересом в обществе к традиционным ремеслам и их возрождением. Все это вместе взятое позволяет считать изучение развития традиционного казахского ковроткачества в ХІХ - начале ХХІ века актуальной областью исследования в сфере теории и истории культуры.

Степень изученности проблемы. Данное исследование в силу многоаспектности темы потребовало привлечения широкого круга литературы, которые включают исторические и археологические источники, труды по этнографии, лингвистике, фольклору и по искусствоведению.

Первые сведения о казахских коврах содержатся в сочинениях бухарского историка ХVІ в. Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани1. Отрывочные сведения о них можно найти в работах западноевропейских и российских путешественников, краеведов и ученых-естествоиспытателей XVIII - XIX в.2 В конце XIX - начале ХХ в. появляются описания технологии изготовления казахских ковров и их декора3. Ценность материалов, опубликованных до первой четверти ХХ века, заключается еще и в том, что в них содержатся описания уже утраченных раритетов и шедевров коврового казахского искусства.

В середине - второй половине ХХ в. появляются работы казахстанских исследователей, где рассматривается и ковроделие, страницы истории казахского домашнего ремесла второй половины ХІХ -начала ХХ вв.4 Виды и названия ковров, их классификация, особенности их композиции в отдельных регионах Казахстана, определение термина

1 Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского
гостя). М., 1976. 400 с.

2 См.: Паллас П.С. Петра Симона Палласа путешествие по разным провинциям Российского
государства. СПб., 1773. Ч. І. 786 с.; Рычков П.И. Топография Оренбургская. СПб., 1762. Ч. І. 331
с.; Краузе И.О. О красительном искусстве туземных жителей Туркестанского края // Русский
Туркестан. М., 1872. Вып. ІІ. С. 206-213; Кушакевич А. Заметки о туземных красильных
веществах // Туркестанские ведомости. Ташкент, 1872. № 32 и др.

3 См.: Фелькерзам А.Е. Старые ковры Средней Азии // Старые годы. СПб., 1914. Окт. – дек.
С. 57-113; Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии // Азии // Сборник Музея антропологии
и этнографии. Л., 1928. Т. 7. С. 71-167.

4 См.: Масанов Э.А. Из истории ремесла казахов // Советская этнография. 1958. № 5.
С. 30-49.

«калы, кілем» отражены в книге «Культура казахского ремесла» УДжанибекова1. А. Тажимуратов2 в книге-альбоме «Шебердщ крлы ортак» описьшает собранные им в экспедициях некоторые виды ткацких станков и приспособлений, приводит биографии народных мастеров, в том числе ковровых ткачих. Отдельные виды ковровых изделий Южного Казахстана с краткой характеристикой локальных признаков приведены в статье X. Аргынбаева3. В книге-альбоме «Казахское народное прикладное искусство» А.Х. Маргулана4 описаны виды и особенности техники изготовления ковровых изделий, орнаментации, цветовое решение. Внутреннее убранство юрты, техника и технология ткачества, композиция ковров и локальное производство ковровых изделии представлены в альбоме «Казахские домашние художественные ремесла» М.С. Муканова5. Исследованию орнамента посвящены труды К Ибраевой, М.Ш. Омирбековой, А. Нурпеисова6. В работе А.А. Шевцовой7 рассматривается казахский народный орнамент ХГХ -начала XX столетий: орнаментальные комплексы, районирование орнаментации и орнаментальных сюжетов, связь орнаментальных форм с хозяйственным укладом и системой жизнеобеспечения народа. История прикладного искусства Казахстана, в том числе и ковроделие отражены в работе С.А. Шкляевои . В исследованиях турецких ученых Т. Парлака и О. Зайымулы9, посвященных традиционным коврам Кызылординской области, рассматриваются технологические и композиционные особенности ворсовых ковров, описаны натуральные красители, технология крашения, проведены культурно-исторические параллели между казахскими и турецкими коврами.

1 Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982. 144 с.

2 Тзжімуратов Э. Шебердщ колы ортак. Алматы, 1977. 146 б.

3 Аргынбаев X., Захарова И.В. 1958 жылы Оцтустік Казакстан облысында уйымда-
стырылган этнографиялык экспедициясыныц корытындысы // ТИИАЭ АН КазССР. Алматы,
1961. Т. 12. Б. 92-118.

4 Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1. 256 с.

5 Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. Алма-Ата, 1979. 120 с.

6 Ибраева К. Казахский орнамент. Алматы,1976. 84 с; вмірбекова М.Ш. Казактыц ою -
- ернектері: Энциклопедия. Алматы, 2003. 284 б.; Нурпейісов Э. Казак халкыныц ою -
ернегі = Орнамент казахского народа: альбом. Алматы, 2002. 160 б.

7 Шевцова А.А. Казахский народный орнамент как этнографический источник:
автореф. дис. ...канд. ист. наук. М, 2004. 24 с.

8 Шкляева С, Муратаев К. История прикладного искусства Казахстана // Прикладное
искусство Казахстана. Алматы, 2011. Т. 1. С. 3-148.

9 Парлак Т. Дзстурлі казак калы енері жэне Тика Арал аймагы калы току енерін
дамыту жобасы. Анкара, 2002. 476 б.; Займоглу О. 1) Халык шеберлері шыгармашылыгын
оку тэрбие жршстарында колдану. Туркістан, 2006. 66 б.; 2) Турік злеміндегі калы - кілем
улгілері жэне окыту здістері. Кентау, 2006. 103 б.

Анализ публикаций, посвященных казахским коврам ХІХ - начала ХХ вв. выявил тесную связь ковроткачества с художественным творчеством народов Средней Азии, что предопределило наше обращение к материалам, материалам по данному виду деятельности в других регионах. В этом плане определенную ценность представляет фундаментальная работа В.Г. Мошковой, а также исследования СМ. Абрамзона, БХ. Кармышевой, Э. Гуль и Е.Г. Царевой1. Из последних работ отметим исследования Е.И. Лариной, Н.И. Сезевой2. Для изучения орнаментов на коврах, их семантики и образной системы важны труды ГА. Пугаченковой, Л.И. Ремпеля, СВ. Иванова3.

Характеристика ковровых изделий Поволжско-Уральского региона как художественного направления в декоративно-прикладном искусстве, наряду с другими его видами, отражены в работах Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Ф.Ш. Сафиной, З.М. Давлетшиной4. Процессы взаимодействия средневековых тюркских культур Евразии, оказавшие влияние на декоративно-прикладное искусство народов Среднего Поволжья, отражены в трудах КА. Руденко, А.Н. Павловой .

Таким образом, анализ публикаций показывает, что казахское ковроткачество до настоящего времени не являлось объектом самостоятельного комплексного научного изучения, за исключением

1 Мошкова В.Г. Ковры народов Средней Азии конца ХІХ в - начала ХХ вв. Ташкент,
1970. 256 с; Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.
Фрунзе, 1990. 480 с; Кармышева Б. Х. Ткачество и прядение у народов южных районов
Таджикистана и Узбекистана (XIX - начало XX в.) // Проблемы типологии в этнографии. М,
1979. С. 251-264.; Гуль Э. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика. URL:
; Царева Е.Г. Традиционное ворсовое ткачество туркмен как этногра
фический источник: автореф. дис. ...канд. ист. наук. СПб., 1993. 24 с.

2 Ларина Е.И. Ворсовый ковер как этнографический источник: на материале народов
Российской империи конца XIX - начала XX вв: автореф. дис. …канд. ист. наук. М., 2000.
26 с; Сезева Н.И. Народные художественные промыслы Западной Сибири в современных
исторических условиях: Тюменский ковер - возрождение и проблемы развития: автореф.
…док. иск. Барнаул, 2013. 35 с.

3 Пугаченкова ГА, Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии: Древность и
средневековье. М, 1982. 287 с; Ремпель Л.И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие
сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент, 1987. 192 с; Иванов СВ.
Материалы по изобразительному искусству народов Сибири ХІХ - начала ХХ в. Сюжетный
рисунок и другие виды изображений на плоскости. М.; Л, 1954. 838 с.

4 Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. Казань, 1995. 191 с;
Сафина Ф.Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала (конец ХІХ - начало ХХ вв.): историко-
этнологический атлас татарского народа. Казань, 1996. 206 с; Давлетшина З.М. Женское
рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). Уфа, 2011. 132 с.

5 Руденко К. А. Этнокультурное взаимодействие народов Волго-Камья в конце X - XIV вв.
XIV вв. Казань, 2013. 688 с; Павлова А.Н. Тюркские параллели головного убора марийских
женщин // Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире. Казань, 2017. С.
353-355.

нескольких специальных работ, посвященных ковровому искусству ХІХ -ХХ вв. среднеазиатского региона. Как исторический источник традиционное казахское декоративно-прикладное искусство, каким является ковроткачество, стало рассматриваться только в последнее время.

Обнаруживается проблемная ситуация, состоящая в том, что необходимо всесторонне исследовать и изучить казахское ковроткачество, как историко-культурный феномен, в котором отражаются эстетические и культурные ценности и мировоззрение, преемственность традиции и взаимосвязи народов, многовековой народный опыт и знаний для возрождения и сохранения историко-культурного наследия народа.

Гипотеза исследования состоит в том, что возрождение и сохранение казахского ковроткачества, исторически сложившегося в поликультурном регионе, но при этом сохранившего свою этническую специфику как этнокультурного наследия, возможно только при условии, если будет детально изучен предшествующий опыт и выполнены следующие условия:

-проведено комплексное исследование истории формирования и развития художественных традиций казахского ковроткачества на основе исторических, археологических, этнографических, фольклорных, искусствоведческих данных, архивных материалов, музейных коллекций и личных наблюдений, сложившихся в результате полевых исследований;

-проведено изучение роли казахского ковроткачества в традиционном домашнем укладе казахской семьи, многовековых этнокультурных связей и взаимовлияний художественных традиций в ковроткачестве у соседних народов;

-разработана классификация на основе доступных артефактов, определено функциональное назначение и композиционные решения декора традиционных казахских ковров и ковровых изделий, описан многовековой народный опыт и знания в области обработки сырья, и технологий ткачества;

-раскрыты символика и семантика казахских ковров и их орнаментов, несущие информацию о материальном и духовном мире человека;

-выявлены и изучены национальные особенности воспитания и обучения детей ковроделию;

-осмыслен длительный исторический путь казахского ковроткачества от традиционного домашнего занятия до одной из важнейших отраслей современной национальной экономики, оценено влияние традиций прошлого на современное ковроткачество и т.д.;

-сформирована система профессиональной переподготовки мастеров, педагогов и руководителей для возрождения и сохранения казахского ковроткачества, что даст возможность создать оптимальную культурно-образовательную среду, благоприятствующую поставленной задаче.

Объектом данного исследования являются национальные особенности казахского ковроткачества, рассматриваемого как особый исторический источник, несущий в себе семантические и символические функции, отражающий преемственность историко-культурных традиций и этнокультурные связи.

Предмет исследования - история формирования и развития казахского ковроткачества в XIX - начале XXI века.

Целью работы является изучение казахского ковроткачества в контексте этнорегионального развития, рассмотрение его как историко-культурного феномена, отражающего традиционное мировоззрение казахского народа, а также целостный историко-культурный анализ процесса эволюции казахского ковроткачества, сохранившего глубинные исторические, культурные и национальные традиции.

Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:

  1. исследовать формирование казахского ковроткачества в XIX -начале XXI века как самостоятельного явления культуры и выявить причины и этапы развития коврового ремесла;

  2. осветить культурные связи в казахском ковроткачестве народов Средней Азии;

  3. разработать классификацию и функциональное значение ковров и ковровых изделий на основе артефактов XIX - начала XX веков;

  4. раскрыть семантику орнаментов, символов и знаков, объяснить причины их возникновения и закрепления в ковровой композиции;

  5. установить преемственность художественных традиций, многовековых трудовых навыков и производственного опыта;

  6. раскрыть проблемы обучения ковроткачеству для сохранения и развития народного коврового ремесла и реализации его в социально-культурной среде;

  7. выявить особенности развития казахского коврового искусства на современном этапе.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIX до начала XXІ вв. Нижняя граница обусловлена наличием как самих казахских ковров в музейных собраниях, так и детальных сведений о их производстве казахами, что к сожалению, отсутствует для более ранних эпох, кроме отрывочных сведений и отдельных упоминаний в

источниках. Верхняя граница - настоящее время, когда предпринимаются активные попытки возродить казахское ковроткачество.

Территориальные рамки исследования - территория современной Республики Казахстан и места компактного проживания казахов на сопредельных территориях.

Источниковедческую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, проанализировавших отдельные аспекты исследуемой проблемы, также привлекались другие археологические, изобразительные, этнографические, фольклорные и искусствоведческие материалы, помимо этого использовались словари и справочно-энциклопедические издания. В процессе работы были изучены музейные коллекции ЦГМ РК, ГМИ им. А. Кастеева и коллекции историко-краеведческих музеев г. Кызылорды и Южного Казахстана. Важную часть исследования составляют обширные материалы, собранные автором во время полевых работ, проводившихся по программам «Возрождение ручного ковроткачества в Аральском регионе» (1998-2004 гг., Кызылординская обл., руководители Т. Парлак, О. Зайымулы) и «Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане» (2006-2012 гг., руководитель А. Беккулова)1.

Источниковую базу существенно пополнили опубликованные отчеты и исследования по кустарной промышленности Туркестанского края конца ХГХ - начала XX в., а также материалы периодической печати 1920-х гг.2

Для исследования настоящей темы большое значение имеет литературное наследие средневекового тюркского мыслителя Ж. Баласагуна «Кутты білік» (Благодатное знание)3, где он описывает ремесленников и мастеров как создателей духовных и материальных благ. Особо ценными являются словарь «Дивану лугат-ит турк» (Свод

1 Результаты экспедиций обобщены в публикациях автора: Касенова К, 1) Колдан кілем
току енерініц турік тарихи тзжирибесі негізінде жангыру // «Білім саласында халыкаралык
катынастар мен сырткы байланысты ныгайту» алы гылыми практикальщ конференцияныц
ецбектері. Шымкент, 2001. Б. 206-208; 2) Колдан кальї-кілем току технологиясыныц оку-
здістемелік куралы. Кызылорда, 2002. 97 б.; Касенова К,Б, Шкляева С. Кілем мен тускілем токып
уйренеміз: коленершілерге арналган оку куралы - Учимся ткать ковры и гобелены: пособия для
ремесленников. Алматы, 2009. 112 с.

2 Бродовский М.И. Технические производства в Туркестанском крае. СПб, 1875. 114 с;
Оберучев К.М. Изучение кустарных промыслов Туркестанского края. Записки Русского
технического общества. СПб, 1894. № 10. С. 22-32; Бурдуков Н.Ф. Ковры Туркестана:
указатель к коврам, выставленным на исторической выставке в музее училища им. Штиглица.
СПб, 1904; Брик О.М. От картины к ситцу // ЛЕФ. 1924. №2. С. 27-34; Воронов B.C. Качество
и искусство // Вестник промысловой кооперации. 1925. № 11-12. С. 28-30.

3 Баласагун Жусіп. Кутты билік. Алматы, 1986. Б. 187-192.

тюркских слов) известного ученого-энциклопедиста ХІ века

М. Кашгари1, в котором приводятся данные о происхождении и значении слов, относящихся к ковровому ремеслу. Произведения великих казахских мыслителей А. Кунанбаева и Ш. Кудайбердиева2 призывают молодежь к труду, к освоению ремесел.

Интересные сведения по теме ковроткачества содержатся в народных казахских сказках, пословицах и поговорках. Здесь встречаются высказывания, посвященные искусству ковроткачества, орнаментам и его значениям, другим характеристикам изделий. Фольклорные материалы проанализированы в трудах казахских просветителей Ы. Алтынсарина, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, А.Х. Маргулана, М. Алимбаева3.

Описание ковровых изделий, мифические сказания и представления казахов, связанные с орнаментами, присутствуют и в казахском эпосе. В эпических произведениях «Коркыт Ата»4, «Камбар батыр»5, «Алпамыс батыр»6, «Кобланды батыр»7, «Козы-Корпеш – Баян-Сулу»8 ковры упоминаются не столько как эстетически осмысливаемые ценности, предметы декоративного искусства, сколько в значении символов.

Своеобразным источником выступают народные танцы, в которых отражены коллективные трудовые процессы, такие как «алаша тоу» (ткачество алаши), «ршы иіру» (прядение на веретене), воплотившиеся в одноименные казахские танцы9.

Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и теоретические разработки ведущих ученых историков, культурологов, искусствоведов и этнографов, таких как Ю.М. Лотман,

1 Кашкари М. Турік тілінін сездігі: (Диуани лугат-ит-турк): 3 т. ж. Алматы, 1998. Т. 3.
Б. 497.

2 Абай: Книга Слов. Поэмы. Алма-Ата, 1992. С. 71; Казак здебиеті хрестоматиясы
/кураст: Т. Акшолаков. Алматы, 1992. Б. 31-32.

3. Калиулы С. Казак этнопедагикасыныц теориялык негіздері мен тарихи. Алматы, 2003. Б. 99; Байтурсынов А. Шыгармалары: олендер, аудармалар, зерттеулер. Алматы, 1986. Б. 117; Жумабаев М. Педагогика. Алматы, 1992. Б. 156; Маргулан А. X. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1. С. 25; влімбаев М. Балдэурен, шіркін, балальщ. Алма-Ата, 1973. Б. 328-334.

4 Книга моего деда Коркута: Огузский героический эпос. М.; Л., 1962. С. 23;
Нысанбаев Э, Эбжанов Т. Адамга карай бет бурсак: ежелгі грек философиясы туралы ой
толгаулары. Алматы, 1992. Б. 26.

5 Камбар батыр: казак эпосы. Алматы, 1957.1 кітап. 116 б.

6 Алпамыс батыр: балаларга лайыктап знгімелеген Акселеу Сейдімбеков. Алматы,
1998. 158 6.

Наурызбаева Р. Преемственность в развитии творческой направленности личности

средствами искусства. Алматы, 2006. Б. 118.

Липец Р.С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984. С. 137. См.: Абиров Д. История казахского танца. Алматы, 1997. 160 с.

А.В. Шубников и Б.А. Копцик, М.С. Каган, К. Леви-Стросс1.

Особо отметим труды П.Г. Богатырева, Т.С. Семеновой, Л.М. Буткевича, Н.И. Каплана и Т.Б. Митлянской, где рассматриваются народные художественные промыслы и ремесла, а также художественно-изобразительные средства, в том числе орнаменты, цвет и их знаковые роли в традиционной культуре2. Использованы также концепции, сформулированные в трудах казахских ученых Т.К. Басенова, У . Джанибекова, А.Х. Маргулана, М.С. Муканова3.

Изучение поставленной проблемы происходило на основе соответствующих принципов: историзма, позволившего проследить эволюцию формирования и развития казахского ковроткачества в ХІХ -начале ХХІ века и динамику его развития с историко-культурным фоном эпохи; объективности, ориентированного на существование взаимосвязей в историческом процессе, пространственных и временных корреляций, функциональных зависимостей; целостности, согласно которому исследование проходило в диалектическом единстве материального и духовного аспектов; научной достоверности, обеспечивающей доказуемость и логическую обоснованность представленной информации; сопоставимости историко-культурных феноменов и системности.

Вышеназванные интегральные принципы и подходы были реализованы на основе применения классических и современных общенаучных методов исследования: проблемно-хронологического, посредством которого предмет исследования рассматривался в динамике его развития; историко-сравнительного, позволившего выявить особенности казахского ковроткачества путем сопоставления художественных традиций ковроткачества других народов; историко-системного, обеспечивающего возможность интегрировать предмет анализа в общий контекст развития и формирования казахского ковроткачества в XIX - начале XXI в.; художественно-технического,

1 См.: Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства // Мир искусств. СПб.,
2002. 544 с.; Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972. 339 с.;
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.; Леви-Стросс К. Структурная
антропология. М., 1983. 536 с.

2 См.: Богатырев П. Г. Функции национального костюма в моравской Словакии //
Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 297-366; Семенова Т. С. Народное
искусство и его проблемы. М., 1977. 246 с.; Буткевич Л.М. История орнамента. М., 2004.
272 с.; Каплан Н.И. Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. М., 1980. 176 с.

3 Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. Алма-Ата, 1958. 269 с.;
Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982. 144 с.; Маргулан А.Х.
Казахская юрта и ее убранство. М., 1964. 166 с.; Муканов М.С. Казахские домашние
художественные ремесла. Алма-Ата, 1979. 120 с.

способствовавшего установить классификацию и функцию ковров и ковровых изделий казахов на основе артефактов XIX - конца XXІ в.; семантического и семиотического, позволившего выявить генезис и развитие ковровых орнаментов, символическую сущность национальных орнаментов и цвета, причины их возникновения и закрепления в ковровой композиции; методы полевой этнографии - это фиксация устных сообщении, осуществление видеозаписи, фотографирование, аудиозапись с лицами имеющими отношение к рассматриваемой проблеме; картографический метод, посредством которого исследуется распространение ковров разного типа на территории Казахстана с целью выявления ареала их распространения.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Казахское ковроткачество формировалась в периоды древности и средневековья, и развивалось на основе этнокультурного взаимодействия народов Средней и Передней Азии. В условиях кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства казахское ковровое ремесло было ориентировано на удовлетворение нужд собственной семьи и являлось частью натурального хозяйства - связано с обработкой продуктов животноводства.

  2. Анализ семантико-стилистических, художественных и технологических особенностей декора казахских ковров выявили определнное единство их с ковроткачеством центрально-азиатского региона, основанном на религиозно-философском мировосприятии и мировоззрении.

  3. Казахский традиционный ковер - предмет высокохудожественного искусства - одновременно является и важным историческим источником, комплексно отражающим духовную и материальную составляющую своего времени, а именно - локальные традиции, технико-технологические и художественные приемы, сырьевые ресурсы, орнаменты и цветовую гамму, а также сферу применения и функциональное назначение изделия (практическое, художественно-эстетическое, обрядовое, магическое значение и пр.).

  4. В условиях растущей глобализации возрождение традиционного искусства ковроткачества следует рассматривать как инструмент сохранения национальной идентичности и в целом казахского культурного наследия - традиций, обычаев, языка, уклада жизни.

  5. Традиционное ковроткачество следует рассматривать в качестве экономического ресурса, привлекательной инвестиционной сферы для бизнес-инициатив, а также важного условия для развития туристической деятельности.

Научная новизна работы состоит в том, что ней впервые:

  1. Представлено комплексное исследование казахского традиционного ковроткачества, где были использованы исторические, археологические, письменные, изобразительные, этнографические, искусствоведческие источники, а также собранные диссертантом полевые материалы;

  2. Выделяются основные этапы истории формирования и развития казахского ковроткачества в XIX – начале XXI века;

  3. Освещены вопросы культурных связей в казахском ковроткачестве, определены семантико-стилистические, художественные и технические особенности ковров Казахстана, в результате которого были выявлены общие для всего центрально-азиатского региона древние сюжеты, во многом связанные с религиозно-философским мировосприятием;

  4. Ковры и ковровые изделия казахов XIX – начала XXI веков были систематизированы и рассмотрены в контексте этнорегионального подхода, описаны орнаментальные мотивы и декор в целом, отражающие обычаи, обряды и верования казахов, выявлены функциональные особенности ковров, разработана классификация ворсовых и безворсовых ковров на основе имеющихся письменных и этнографических материалов;

  5. Рассмотрены социально-экономические аспекты развития ковроткачества, выявлен ареал распространения данного вида деятельности методом картографирования;

  6. Исследуются этнические особенности воспитания и обучения ковровому ремеслу через постижение смыслов того или иного орнамента, цвета; через устное народное творчество: сказки и легенды, пословицы и поговорки, обычаи и традиции, загадки, айтыс (состязание в песнях);

  7. Составлен список терминов и определений: названий орнаментов и узоров, декоративных и технологических приемов и материалов;

  8. Обозначены направления использования богатых традиций казахского ковроткачества в современном Казахстане.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что изложенный в ней научный и фактический материал, суждения и выводы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории хозяйственного быта, материальной культуры и искусства Казахстана, при разработке региональных и областных программ по сохранению и развитию казахского ковроткачества, в работе экспертных советов. Основные положения диссертации могут быть использованы в музейной и научно-практической деятельности. Сформулированные положения и

выводы могут найти применение в вузовских учебных программах
спецкурсов «Традиционное казахское ковроткачество», «Декоративно-
прикладное искусство», «Народные художественные ремесла
Казахстана», в учебной программе дополнительного образования
«Ручное ковроткачество».

Апробации работы и внедрение результатов. Материалы
исследования были апробированы диссертантом в учебных курсах в
Кызылординском государственном университете им. Коркыт ата
Республики Казахстан, Институте языка, литературы и искусства им.
Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань). Методическая часть работы была
использована при руководстве научными и дипломными проектами
студентов, на дополнительных и практических занятиях в школах
Кызылординской области. Содержание исследования, его наблюдения и
выводы обсуждались в виде докладов и сообщений на международных и
республиканских научно-практических конференциях, проходивших в
Республике Казахстан и Российской Федерации. На разработанную
орнаментальную композицию для промышленного образца

танцевального платья получен патент № 2504 МЮ РК (2014 г.).

Публикации. Основные результаты выполненного исследования представлены в 31 статье, из которых три опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ, и в трех учебно-методических пособиях для учащихся школ, студентов вузов, а также для ремесленников ковроделов.

Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений, списка терминов и определений, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 164 страницах. В приложении 19 страниц, включающих 76 иллюстраций. Список использованных источников и литературы охватывает 286 наименований.