Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Гагаркина Елена Александровна

Этноветеринария в социокультурном мире мордвы
<
Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы Этноветеринария в социокультурном мире мордвы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гагаркина Елена Александровна. Этноветеринария в социокультурном мире мордвы : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01.- Саранск, 2006.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/1151

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Факторы формирования этноветеринарии в социокультурном мире мордвы

1.1. Социокультурные аспекты становления этноветеринарии 21

1.2. Роль природно-географических условий Республики Мордовия в формировании видов домашних животных 40

1.3. Государственная ветеринарная служба как фактор развития традиционной медицинской культуры 66

Глава 2. Традиционная санитарно-гигиеническая и профилактическая культура

2.1. Санитарно-гигиеническая и профилактическая культура ухода за домашними животными 91

2.2. Представления различных категорий народных врачевателей 112

Глава 3. Этнокультурные традиции лечения домашних животных

3.1. Биологические и иные средства лечения 133

3.2. Лечебные магия и заговоры 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 205

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Рассматривая этноветеринарию как один из важных компонентов социокультурного мира мордвы, мы исходим из положения, что «культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических способов (технологий) деятельности, насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности»1. Окружающая среда, человек (общество), организация его жизни представляют собой единую взаимосвязанную систему, определяемую как культура его жизнеобеспечения. Социокультурный комплекс как часть этой системы в своем историческом развитии адаптируется к определенной природной среде (в том числе к животному и растительному миру), обеспечивая человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды. При этом в традициях закрепляются именно те культурные инновации (поведенческие, институциональные и др. модели), которые являются адаптивными по отношению к окружающей среде.

Возникновение и развитие домашнего животноводства является частью культуры, в которой отражается определенный пласт, выражающийся в адаптации человека к среде обитания. Занимаясь домашними животными, он всегда был заинтересован состоянием их здоровья: чем большее значение имеет тот или иной вид домашних животных, тем внимательнее он относится к ним. Государственная ветеринария в прошлом не была развита, поэтому каждый крестьянин по-своему оберегал своих домашних животных, передавал наиболее рациональные способы их лечения из поколения в поколение и тем самым создавал традиционную систему культуры труда по уходу за ними. Культура труда по уходу за домашними животными является неотъемлемой частью культуры в целом и включает в себя процессы, связанные с природно-географическими условиями, традициями санитарно-гигиенического, профилактического ухода за животными и их лечения, уровнем развития государственной ветеринарной службы, т.е. с культурой системы жизнеобеспечения. Народный опыт в этом отношении

не изучен, хотя он вытекает из исторически сложившихся в результате длительного приспособления человека к окружающим условиям жизни и неразделимых отношений между ним и миром природы, миром животных. Реферируемая работа призвана в определенной мере восполнить этот пробел. Акцентируя внимание на изучении прикладного аспекта этноветеринарии, мы констатируем факт, что в современных условиях нестабильного положения сельского хозяйства освоение культуры ухода за домашними животными продолжает оставаться насущной потребностью этносов, проживающих в аграрных областях России, к каковым относится и Республика Мордовия.

Таким образом, актуальность исследования во многом определяется недостаточной изученностью обозначенной проблемы и ее практической значимостью.

Территориальные рамки исследования. География исследования охватывает ареалы традиционного проживания мордовского населения и ведения хозяйства в Республике Мордовия и включает в себя следующие районы: Атюрьевский, Атяшевский, Большеберезниковский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Инсарский, Ичалковский, Ковылкинский, Краснослободский, Коч-куровский, Ромодановский, Теньгушевский, Темниковский, Торбеевский.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - XX вв. Материалы этого периода наиболее адекватно отражены в архивных документах, этнографических источниках и памяти информаторов. Однако в случае необходимости мы обращались и к более ранним историко-этнографическим материалам.

Объектом исследования является культура труда мордвы по уходу за домашними животными.

Предмет исследования - народная ветеринария, ее история и современное состояние, эффективность и целесообразность, взаимосвязь и обусловленность уровнем развития культуры мордовского народа в целом.

Степень изученности проблемы. Мордовский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание многих ис-

следователей. Вместе с тем изучение этноветеринарии в социокультурном мире мордвы началось сравнительно недавно.

В аспекте нашего исследования научно-теоретический интерес вызывает книга Ю.В. Бромлея «Современные проблемы этнографии». В разделе «Этнические аспекты экологии человечества» автор высказывает мысль о том, что «культурная адаптация людей к природной среде - это не только защита от присущих ей неблагоприятных для их жизни факторов, но и использование ими ресурсов этой среды для своего существования»2. Исследователь В. И. Козлов в статье «Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты» отмечает, что главным механизмом адаптации является культура, в первую очередь материальная, с помощью которой люди не только приспосабливались со временем к той или иной новой природной среде («экологической нише»), но и преобразовывали в большей или меньшей степени самую эту среду, создавая «культурные ландшафты» . В книге А.А. Ямашкина «Геоэкологический анализ процесса хозяйственного освоения ландшафтов Мордовии»4 излагаются особенности развития при-родно-социально-экономических систем Мордовии. Для нашей работы полезен раздел «Сельскохозяйственное освоение ландшафтов», где отмечается, что на протяжении многовекового процесса хозяйственного освоения ландшафтов Мордовии одними из основных отраслей сельского хозяйства являлись растениеводство и животноводство. Породы скота хорошо приспособлены к ландшафтным условиям республики.

Монография В.К. Абрамова «Мордовский народ (1897 - 1939 гг.)»5 посвящена социально-экономическим и культурным проблемам истории мордовского народа с конца XIX века до начала второй мировой войны. В основе книги - статистически обработанные данные переписей и архивные материалы. Большое внимание уделено анализу природных условий проживания в мордовском крае, крестьянских хозяйств, экономического положения крестьян.

Территориальные проблемы сельского хозяйства Европейской России, в том числе Мордовии, излагаются в работе A.M. Носонова «Земледелие и

животноводство Европейской России: эволюция, территориальная концентрация и эффективность» . Автор раскрывает процессы взаимодействия природных и производственно-территориальных систем на основе исследования типов землепользования, сравнительной эффективности отраслей растениеводства и животноводства. Любое сообщество, взаимодействуя с занимаемым им ландшафтом, адаптируется к нему. Каждый природный ландшафт предоставляет обитающему в его пределах населению определенные возможности биологического существования. Работы П.П. Голышенкова «Лекарственные растения и их использование», «Растения дарят здоровье»7 посвящены изучению лекарственных растений, произрастающих на территории республики, выявлению их роли в питании, лечении людей и животных. В них представлено описание целебных свойств дикорастущих и культурных растений, применяемых в лечебной практике, приведена информация о правилах их сбора и обработки. Каждому растению дана краткая ботаническая характеристика, указаны районы их произрастания.

В работах исследователей имеются сведения, касающиеся ветеринарии. Так, в работе Н.Е. Ефграфова «Двадцатипятилетняя деятельность Пензенско-

го земства, 1865-1884 гг.» содержатся. данные о количестве заболеваний у животных и обращений людей за ветеринарной помощью, о видах болезней и методах оказания помощи больным животным. В статье К.М. Тимошкина «Хозяйственная деятельность земства на территории Мордовии (1864-1892 гг.)»9 подробно проанализировано состояние ветеринарного дела в обозначенный период. В работе И.Н. Никитина и В.И. Калугина «История ветеринарии»10 подробно проанализирована деятельность ветеринаров в разные общественно-политические периоды, показана роль ветеринарии в развитии крестьянского хозяйства.

Некоторые аспекты заявленной нами проблемы нашли отражение в работах мордовских ученых. В статье М.Ф. Жиганова «Из истории хозяйства мордвы в XIII - XVI вв.»11 описаны виды домашних животных, особенности их содержания и ухода за ними. В коллективной монографии «Мордва: исто-

рико-этнографические очерки» содержится материал о хозяйстве мордвы в

XIX - начале XX вв.: рассматриваются сельскохозяйственные занятия морд
вы, такие как земледелие, животноводство, охота, рыболовство, домашние
промыслы.

В публикациях В.Н. Белицер «Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX - первой половине

XX в.» и Н.П. Макушина «Современное эрзянское жилище на территории Мор
довской АССР» 3 дается описание планировок и застроек, строительной техни
ки и конструктивных решений крестьянских усадеб. В работе В.Ф. Вавилина
«Мордовское народное зодчество» дан детальный анализ основных архитек
турно-конструктивных, планировочных, декоративных особенностей сельских
поселений, крестьянских усадеб, жилых и хозяйственных построек мордвы. В
книге «Количественная оценка современных этнокультурных процессов в Мор
довской АССР»14 разработаны казуальные модели функционирования основ
ных компонентов этнической культуры: языка, материальной и духовной куль
туры. Названные работы интересны с той точки зрения, что дают представление
об условиях содержания домашних животных.

Первые сведения о биологических средствах, применяемых мордвой для лечения животных, появились в XVIII веке. Так, П.С. Паллас15, изучавший жизнедеятельность мордвы-эрзи, проживающей вдоль р. Пьяны, и мордву-мокшу д. Шадым Пензенской губернии, отмечал, что мордва в лекарство употребляет травы. Е. Зябловский в «Землеописании Российской империи» писал: «Мордва немало знают годных трав в лекарство и для крашения, и у всякого из них висит в сенях то та, то другая трава»16. В работе Е. Всеволжской «Очерки крестьянского быта Самарского уезда»17 отмечено широкое употребление в лечебных целях различных средств животного происхождения.

Имеются исследования и о психотерапевтических методах лечения животных (лечебной магии и заговорах). Материал о мордовской ворожбе со-держит «Современный листок» , в которой автор статьи Н.Н. к мордовской ворожбе относит: а) гадание; б) все способы избавиться от кары мнимых бо-

гов мордовского язычества; вредного влияния злых духов; грозного мщения покойников, вредного влияния постороннего глаза и, наконец, от пагубного колдовства злых живых людей. Далее сообщает о том, какие средства и методы применяют мордовские знахарки в тех или иных случаях. В журналах «Живая старина» имеются сведения об обрядах, поверьях, заговорах, которые использовались для лечения животных. Работа А.Н. Минха «Моляны и обряды мордвы Саратовской губернии»20 для нашей работы интересна тем, что там описан ритуал моления, направленный на оберег и охрану домашнего скота от хищных зверей и от болезней. О заговорах, которые применялись мордовскими знахарями, сообщают и другие ученые, исследовавшие быт мордовского народа. Так, в исследовании известного мордовского ученого М.Е. Евсевьева , составленном по полевым материалам, есть сведения о том, что мордва для лечения некоторых болезней использовала свою веру в могущество природы: люди приходили к одиноко растущим деревьям, просили здоровья и приплода своему скоту. Из числа работ по культуре мордовского народа следует отметить книгу И.Н. Смирнова «Мордва. Историко-этнографический очерк» , в которой дается обширный материал об истории, быте, семейных и общественных отношениях, религиозных верованиях и культуре мордвы. В сравнительном плане нами привлекался материал по магии и заговорам мордвы, проживающей за пределами Мордовии, из книг А.А. Шахматова «Мордовский этнографический сборник» и М.Т. Маркелова «Сборник этнографических материалов по саратовской мордве» .

Следует отметить работу П.И. Мельникова «Очерки мордвы». В разделе «Мордовские божества» автор дает описание молениям в честь божеств, оберегающих живущих в доме людей и животных (лошадей, свиней, овец, пчел) от всякого зла, а также праздникам, жертвоприношениям, устраиваемым в честь домашних животных24. Проблемы этнической сущности заговоров затрагивает Н.Ф. Мокшин в монографии «Религиозные верования мордвы». Ученый справедливо отмечает непреходящую роль заговоров в формировании мировоззрения этноса на разных стадиях его развития и отводит им

значительное место как в системе функций народной медицины, так и в мордовском фольклоре. В статье Н.Ф. Беляевой «Община как носитель производственно-бытовой обрядности мордвы»25 описываются обряды, совершаемые мордвой при первом выгоне скота, которые бытуют до настоящего времени; приводится моление о лошадях, перечисляется набор магических средств, направленных на увеличение плодовитости скота, оберегание его от болезней, хищников, от сглаза. Многовековой опыт мордовской народной медицины, связанной с лечением людей, обобщен в монографиях Л.И. Никоновой26.

Из работ зарубежных исследователей, посвященных изучению заговоров мордвы, можно отметить книгу финского ученого У. Харвы «Религиозные верования мордвы»27. В ней он сообщает о том, что при лечении больных животных мордовские знахарки просили помощи у покойников, посещали с этой целью их могилы, повторяя при этом определенные заговоры. Некоторые сведения по изучаемой проблеме (о заговорах, используемых при лечении людей и животных) имеются в книге из серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» . Отметим, что часть материалов была собрана в ходе экспедиций в мордовские села известным финским исследователем X. Паасоненом.

В книге Т.П. Девяткиной «Мифология мордвы» содержатся статьи, посвященные культу богов, предков; приведено толкование обрядов и важнейших символов; описаны обычаи, языческие и современные народные праздники - моления; представлена мифология, связанная с животным и растительным миром, природными явлениями. Мордовская мифология как подсистема культуры, как элемент культурологического пространства исследуется в монографии Н.Г. Юрченковой «Мифология в культурном сознании мордовского этноса»30. Для нашей работы полезен раздел «Божественный пантеон», где дается сопоставительный анализ божеств финно-угорских на-родов. Немалый интерес представляют работы Г.А. Корнишиной , в которых дается описание обрядов, связанных с хозяйственными занятиями мордвы, а также обрядами жизненного цикла.

Коллективная монография Н.Л. Жуковской, Н.Ф. Мокшина «От Каре-лии до Урала» посвящена коренным народам, населяющим Европейский Север и Поволжье России: мордве, карелам, чувашам, удмуртам, коми. В ней рассказывается о прошлом и настоящем этих народов, их истории и культуре, традициях и обычаях, о жилище и хозяйственных постройках. В другой коллективной монографии «Народы Поволжья и Приуралья» отражены наиболее важные вопросы этнического и культурного развития этносов, традиционная и современная материальная культура народов, представление об их взаимодействии и взаимовлиянии. Большое место занимает характеристика духовной культуры (обрядов, обычаев, религиозных верований).

Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что до настоящего времени народная ветеринария мордвы не была предметом специального исследования. Особенно недостаточно разработаны такие составляющие проблемы, как народные представления о болезнях и причинах их возникновения, народные средства лечения (биологические, лечебная магия и заговоры) и их эффективность, особенности санитарно-гигиенического и профилактического ухода за домашними животными, а также обусловленность специфики этноветеринарии не только народными традициями, но и уровнем развития ветеринарной службы.

Источниковая база исследования. Данная работа опирается на архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (далее - ЦГА РМ), государственном архиве Пензенской области (далее - ГАПО), в архиве Министерства сельского хозяйства РМ, рукописном фонде Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (далее - РФ ГУНИИГН), опубликованные документы и статистические материалы, данные полевых исследований.

Из Центрального государственного архива Республики Мордовия были использованы материалы фондов о состоянии крестьянских хозяйств. В ф. 18 («Темниковская уездная землеустроительная комиссия Тамбовской губер-

ний за 1868 - 1875 г.» (Оп. 1, д. 36, 47. 19л.), содержаться сведения о землепользовании крестьян. Ф. 177 («Мордовский республиканский трест свиноводческих хозяйств. Отчетные карточки заболеваемости и смертности животных» (Оп. 1, д. 82. 34л.) содержатся подробные сведения о мерах борьбы с болезнями животных в селах Мордовии. Статистические сведения о количестве ветеринарных лечебниц, штатах и потребностях ветеринарных врачей приводятся в фонде 191 («Мордовский областной союз с/х животноводческой кооперации за 1931-1932 гг.» (Оп. 1, д. 25. 685 л.). В фонде 415 «Исполком Ковылкинского районного Совета народных депутатов МАССР за 1965 -1966» (Оп. 1, д. 432. 47 л.), «Исполком Ковылкинского районного Совета народных депутатов МАССР за 1967» (Оп. 1, д. 480. 24 л.), «Исполнительный комитет Ковылкинского районного Совета депутатов трудящихся МАССР за 1949 г.» (Оп. 1, д. 184. 98 л.), Ф. 435 «Статсведения о движении острозаразных заболеваний и по проведению профилактических прививок по районам Мордовской АССР за 1935-1940 г.» (Оп. 3, д. 11. 75 л.) имеется материал о болезнях скота у мордвы и мерах борьбы с ними. В фонде 516 («Годовые планы по развитию животноводства по колхозам Мордовской ССР на 1938 г.» (Оп. 1, д. 391. 72 л.), «Годовые отчеты о работе ветеринарных отделов, растсельхозотделов Министерства с/х МАССР» (Оп. 1, д. 1313. 611 л.) содержатся статистические данные о количестве скота, о болезнях по районам Мордовии. О финансировании ветеринарных лечебниц имеются сведения в фонде 599 «Доклад об итогах работ Мордовского животноводческого треста за 1949 г.» (Оп. 1,д. 222. 100 л.).

В похозяйственных книгах есть материал о количестве скота, хозяйственных постройках мордвы, проживающих на территории Мордовии: Ф. 45 («Садовский волостной исполнительный комитет совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов Саранского уезда Пензенской губернии за 1918 г.» (Оп. 1, д. 7. 584 л.); Ф. 45 («Саловский волостной исполнительный комитет совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов Саранского уезда Пензенской губернии за 1918 - 1919 гг.» (Оп. 1, д. 9. 179 л.); Ф. 1151

(«Студенецкий с/совет депутатов трудящихся Зубово-Полянского района МАССР за 1943 - 1945 гг.» (Оп. 1, д. 8. 330 л.); Ф. 1349 («Енгалычевский сельский совет депутатов трудящихся за 1940 - 1942 гг.» (Оп. 1, д. 326 л.); Ф. 2218 («Исполнительный комитет Дворяно-Умысского сельского совета депутатов трудящихся Кочкуровского района МАССР за 1943 - 1945 гг.» (Оп. 1, д. 2108 л.); Ф. 2239 («Похозяйственная книга Ельниковского исполнительного Комитета Совета депутатов трудящихся Ельниковского района МАССР 1935 г.» (Оп.1, д. 3. 100 л,); Ф. 2239 («Исполнительный комитет Ельниковского Сельского Совета депутатов трудящихся МАССР за 1952 - 1954 г.» (Оп. 1, д. 95. 99 л.); Ф. 2378 («Исполнительный комитет Софийского сельского Совета Ельниковского района МАССР за 1952 - 1954 гг.» (Оп. 1, д. 43. 96 л.).

В архиве Министерства сельского хозяйства (МСХ) содержится материал о болезнях животных, а также способах лечения. Ф. 1 («Протоколы совещаний с ветработниками, материалы по семинарам за 1982 г.» (Оп. 1, д. 1436. 205 л.); Ф. 1 («Планы противоэпизоотических мероприятий на 1980 г.» (Оп. 1, д. 1212. 131 л.); Ф. 1083 («Дубенский райсовет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской Автономной области Средне-волжского края и его исполком. 1934 г.» (Оп. 1, д. 54, 18 л.).

В работе использовались некоторые фонды Государственного архива Пензенской области, содержащие сведения о хозяйственной деятельности мордвы (плодоводстве и огородничестве, животноводстве): Ф. 9 («Сведения о плодоводстве и огородничестве по губерниям за 1894 г.» (Оп. 1, д. 609. 245 л,); Ф. 9 («Сведения об отхожих промыслах по Пензенской губернии за 1893 г.» (Оп. 1, д. 597, 231 л.); Ф. 9 («Сведения Пензенского губернского статистического комитета о крупном рогатом скоте за 1894 г.» (Оп. 1, д. 697. 67 л.); Ф. 85 («Сведения об обследовании санитарного состояния селений Пензенской губернии на 1921 г.» (Оп. 1, д. 646. 198 л.); Ф. 376 («Животноводческий отдел Пензенского окружного союза с/х коллективов за 1927 - 1930 гг.» (Оп. 1, д. 6.38 л.).

В Государственном учреждении «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» в отчетах этнографических экспедиций Л. И. Никоновой, М. С. Волковой, Л. Н. Щанкиной, С. Г. Мордасовой по Ковылкинскому району содержатся также сведения о хозяйственных постройках, видах животных. В Известиях Тамбовского общества природы и культуры местного края за 1928 г. приводятся данные по уходу и кормлению домашних животных и их пастбищном содержании (И-33). В рукописном фонде И-37 представлены сведения о количестве дворов и скота, хозяйственном описании сел бывшей Пензенской губернии по данным владенных грамот 1867 г. В фонде И-152 имеется материал за 1951 г. по Торбеевскому району о традициях купли-продажи лошадей мордвой, об опахивании села в случае болезни, а также освящении лошадей «святой» водой. В.П. Ежовой был собран материал об обычаях при падеже скота в с. Кураєво Теньгушевского района (И-267). Из фонда И-391 по экспедиции за 1958 г. по Ковылкинскому району были извлечены данные о видах животных, их содержании, предметах по уходу за ними, а также обрядах по сохранению здоровья у животных. В фонде И-494 за 1959 г. описан материал по уходу за животными (выпас и уход скота), о разведении скота и птицы у населения. Фонд И-676 содержит полезный материал о животноводстве мордвы, приемах и навыках в области ухода за животными мордвы Теньгушевского района (1964 г.). В полевых записях М. Е. Евсевьева содержится материал по описанию обрядов с элементами магии, связанных с животными, и о хозяйственных постройках (И-657). Интересный материал содержится в фонде И-148, И-219/258, И-244, И-945, собранный В. Н. Белицер по предохранительной магии, связанный с животными (первый выгон скота в поле, окуривание коров ладаном, освящение лошадей «святой» водой, обычаи и поверья, связанные с сельскохозяйственными болезнями, заговоры, народные средства лечения, хозяйственные постройки), обряды, используемые при найме пастухов. Уникальный материал содержится в

архивных данных И. И. Фирстова. Так, из фондов И-153, И-1067, И-1276 извлечен материал об обеспеченности крестьян скотом в пореформенной Мордовии, количестве крестьянских дворов по уездам, а также материал о содержании скота, уходе за ними, количестве сенокосов и выгонов, хозяйственных помещениях; сведения о фельдшерах Краснослободского уезда и их деятельности, количестве больных животных и их заболеваниях. Сведения за 1983 г. о количестве крупного рогатого скота у мордвы Атяшевского, Кочкуровского и Ичалковского районов были извлечены из фонда И-1074. Некоторый материал о количестве скота в Инсарском, Краснослободском и Саранском уездах извлечен из рукописного фонда И-1145 А. С. Лузгина. В фонде И-1312 в плановых работах сотрудников сектора археологии и этнографии за 1992 г. содержатся данные по предохранительной и лечебной магии, связанные с животноводством. Богатый материал по средствам и приемам лечения в Мордовии и за ее пределами содержится в фонде И-1496 Л. И. Никоновой, собранном ею в ходе полевых выездов. В нем подробно описаны сведения о причинах и сущности заболеваний, рассмотрены категории народных врачевателей, предохранительная и лечебная магия, заговоры, используемые в лечении людей и домашних животных.

Нами привлечены материалы из «Пензенских губернских ведомостей» и «Пензенских епархиальных ведомостей», в которых содержатся данные о количестве скота, их содержании, кормлении.

В исследовании использованы также данные переписей, в том числе подворная перепись крестьянского хозяйства Пензенской губернии 1913 г,, где содержится достаточно подробная информация о земледелии, животноводстве мордвы Инсарского и Краснослободского уездов. Ценные сведения о животноводстве, пчеловодстве, земледельческих занятиях мордовского населения Темниковского и Теньгушевского районов содержатся в «Сборнике статистических сведений по Тамбовской губернии».

Одним из важных источников явились полевые этнографические материалы, собранные автором в 2004 - 2005 гг. в мордовских селах и деревнях

Мордовии. Были исследованы следующие районы: Атюрьевский (с. Кишалы, Пичеполонга, Сосновка), Атяшевский (с. Большие Манадыши), Большебе-резниковский (с. Большие Березники, Дальний Гарт, Косогоры, Паракино, Пермиси, Симкино), Ельниковский (с. Большой Уркат, Мордовские Пошаты, Каньгуши, Молчаново), Зубово-Полянский (с. Новые Выселки), Инсарский (с. Старые Верхиссы), Ичалковский (с. Кемля), Ковылкинский (с. Волгапино, Курнино, Мордовское Вечкенино, Мордовское Коломасово, Парапино), Краснослободский (с. Зайцево, Мордовские Парки, Старая Авгура, Старое Синдрово), Кочкуровский (с. Мордовское Давыдово, Сабаево), Ромоданов-ский (с. Лыковщина), Темниковский (д. Армеевка, с. Лесное Цибаево, Песочное Канаково, Подгорное Канаково, Старое Караево, Тювеево), Теньгу-шевский (с. Дудниково, Кураєво, Нороватово, Сакаево, Шокша), Торбеев-ский (с. Куликово). Информаторами выбирались в основном люди пожилого возраста. Именно пожилые люди сегодня являются носителями и хранителями знаний и практических навыков по народной ветеринарии. Благодаря им удалось собрать уникальный материал по народной ветеринарии мордвы, проживающей на территории Мордовии.

Методология исследования. Мы опирались на теоретико-методологические разработки ведущих отечественных исследователей, в том числе региональных, в области истории и теории культуры, этнографии, таких как С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Э.С. Маркарян, Г.В. Драч, Е.Н.Балашов, А.И. Кравченко, Г.А. Корнишина, Л.И. Никонова и др.

В работе использован принцип историзма, предполагающий изучение любого явления в динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности, принцип научной объективности, заключающийся во всестороннем охвате изучаемого явления, и личностного подхода.

Для изучения традиционной народной ветеринарии применялись методы: сравнительно-исторический, историко-культурный, историко-генетический и историко-функциональный; интеграционный, основанный на взаимосвязи таких наук, как история, культурология, политология, этногра-

фия и этнопсихология, способствующий решению поставленных задач; логи
ческий, позволяющий выявить отдельные аспекты народной ветеринарии в ее
Jr.; развитии на протяжении XIX - XX вв.; социологический (опрос, анкетирова-

ние, наблюдение).

Основной целью нашего исследования является изучение сущности, специфики и роли народной ветеринарии в контексте традиционной культуры мордвы. Для этого необходимо было решить следующие задачи:

проанализировать социокультурные аспекты становления этноветеринарии;

рассмотреть влияние государственной ветеринарной службы в ее генезисе на бытование этноветеринарии у мордовского народа в обозначенных хронологических рамках;

определить степень обусловленности формирования видового состава домашнего скота природно-географическими условиями;

охарактеризовать санитарно-гигиеническую и профилактическую культуру труда мордвы по уходу за животными;

установить различные категории народных врачевателей;

рассмотреть биологические средства лечения животных минерального и иного происхождения;

^,:. - выявить роль лечебной магии и заговоров в сложившейся этновете-

ринарной культуре мордвы. Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является первым обобщающим исследованием, где в комплексе рассмотрена этноветеринария в социокультурном мире мордвы. Нами собраны, зафиксированы, проанализированы и обобщены сведения о роли этноветеринарии в системе жизнеобеспечения мордовского этноса. Выявлено влияние государственной ветеринарной службы на формирование культуры труда по сани-

X- - тарно-гигиеническому и профилактическому уходу за домашними животны-

ми; изучены народные представления о болезнях животных; установлены биологические, психотерапевтические и другие народные способы лечения

животных; определены категории народных врачевателей.

Теоретическая значимость исследования заключается в применении в процессе изучения специфики этноветеринарии в социокультурном мире мордвы комплексного научного подхода, в сочетании историко-культурного, историко-генетического, историко-функционального методов с другими методами, что позволило установить характерные особенности народной ветеринарии и осмыслить ее роль в формировании культуры труда по уходу за домашними животными.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы в процессе разработки курсов по выбору по культурологии, этнографии и ветеринарии. Полученные результаты можно применять на занятиях в вузовском обучении по проблемам культуры мордовского народа, а также при подготовке разделов учебников и учебных пособий для студентов средних специальных и высших учебных заведений, связанных с осмыслением специфики этнокультуры мордвы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Этноветеринария в социокультурном мире мордвы в силу сложившихся исторических обстоятельств, географических, политических, экономических и других условий занимала и занимает значительное место, поскольку мордовский край - это аграрный регион, в котором на всех этапах его развития животноводство являло собой важный компонент в системе жизнеобеспечения этноса.

  2. Природно-климатические условия мордовского края определили содержание крестьянским хозяйством разнообразных видов домашнего скота: коров, лошадей, овец, свиней, кур и др., количественное и видовое соотношение которых менялось на протяжении XIX-XX веков в зависимости от развития других отраслей сельского хозяйства, в особенности от урожайности культивируемых сельскохозяйственных культур.

  3. Культура труда по уходу за животными, являясь неотъемлемой частью народной культуры, включает в себя традиции санитарно-

гигиенического, профилактического ухода и обусловлена исторически сложившимися, неразделимыми отношениями между миром человека и природы.

  1. На формирование народной культуры по уходу за домашними животными и их лечению, на развитие народной ветеринарии оказала определенное влияние государственная ветеринарная служба. В XIX веке в каждой губернии был всего один ветеринарный врач, соответственно, он был не в состоянии оказывать помощь крестьянским хозяйствам. В начале XX века в мордовском крае ветврачи появляются в уездных земствах, их количество постепенно увеличивается, особенно интенсивно этот процесс происходит во второй половине XX века,

  2. До открытия государственных ветеринарных учреждений народная медицина была у мордвы основным фактором, позволявшим сохранить домашний скот: крестьяне сами определяли болезни животных, к лечению которых привлекали знахарей, травников, костоправов; иногда прибегали и к психотерапевтическим методам лечения.

6. В процессе адаптации к природной и социально-культурной среде
обитания мордва в этноветеринарии использовала биологические (травы,
средства животного и минерального происхождения), психотерапевтические
(магия, заговоры) и другие средства и методы лечения животных, часть из
которых дошла до нашего времени и приносит ощутимую пользу.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора; обсуждались на республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения профессора М.Ф. Жиганова (Саранск, 17 ноября

  1. г.); VI Конгрессе этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург, 28 июня - 2 июля 2005 г.), VIII межрегиональной научно-практической конференции историков-аграрников Среднего Поволжья (Чебоксары, 19-21 мая

  2. г.); всероссийской научной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Святейшего патриарха Никона (Саранск, 27-28 октября 2005 г.).

См.: Культурология. Энциклопедия.-СПб., 1998.-Т. 1.-С. 336.

2 См.: Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии / Ю.В. Бромлей. -
М, 1981.-С. 246.

См.: Козлов, В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты / В.И. Козлов // Этническая экология; теория и практика. -М., 1991.-С. 14-42.

См.: Ямашкин, А.А. Геоэкологический анализ процесса хозяйственного освоения ландшафтов Мордовии / А.А, Ямашкин. - Саранск, 2001.

3 См.: Абрамов, В.К. Мордовский народ (1897-1939) / В.К. Абрамов. - Са
ранск, 1996.

См.: Носонов, A.M. Земледелие и животноводство Европейской России: эволюция, территориальная концентрация и эффективность: (Экономико-географический анализ) / A.M. Носонов. - Саранск, 1997.

См.: Голышенков, П.П. Лекарственные растения и их использование / П.П. Голышенков. - Саранск, 1990; Он же. Растения дарят здоровье / П.П. Голышенков, СП. Голышенков. - Саранск, 1997.

См.: Ефграфов, Н.Е. Двадцатипятилетняя деятельность Пензенского земства, 1865-1884 гг. /Н.Е. Ефграфов. - Пенза, 1894.

9 См.: Тимошкин, К.М. Хозяйственная деятельность земства на территории
Мордовии (1864-1892 гг.) / К.М, Тимошкин. - Саранск, 1975.

10 См.: Никитин, И.Н. История ветеринарии / И.Н. Никитин, В.И. Калугин. -
М., 1988.

11 См.: Жиганов, М.Ф. Из истории хозяйства мордвы в XIII - XVI вв. / М.Ф.
Жиганов // Исследования по материальной культуре мордовского народа.
Труды мордовской этнографической экспедиции. - М., 1963. - Вып. 2. - С.
39-41.

12 См.: Мордва: Историко-этнографические очерки / отв. ред. В.И. Козлов;
НИИЯЛИЭ при Совете Министров Мордовской АССР. - Саранск, 1981.

13 См.: Белицер, В.Н. Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на
территории Мордовской АССР в конце Л.ІЛ ~ первой половине XX в. / В.Н.
Белицер // Исследования по материальной культуре мордовского народа. -
М., 1963 - С. 160-191; Макушин, Н.П. Современное эрзянское жилище на
территории Мордовской АССР / Н.П. Макушин // Исследования по матери
альной культуре мордовского народа, - М., 1963. - С. 192-209.

14 См.: Вавилин, В.Ф. Мордовское народное зодчество / В.Ф. Вавилин. - Са
ранск, 1980. Он же. Количественная оценка современных этнокультурных
процессов в Мордовской АССР, - Саранск, 1989.

См.: Паллас, П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768-1769/П.С.Паллас.-СПб., 1773.

16 См.: Зябловский, Е. Землеописание Российской империи / Е. Зябловский. - М.,
1810.

17 См.: Всеволжская, Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда / Е.
Всеволжская // ЭО. 1895. - № 3. - Кн. 26. - С.1-34.

18 См.: Современный листок. - Симбирская губерния, 1871.-№ 14.-С. 1-4.

См.: Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. Рукописное собрание заговоров. - 2005. - № 1; Живая старина / под ред. В.И. Ламанского.-СПб., 1892.- № 12.-Вып. 3.

20 См.: Минх, А.Н. Моляны и обряды мордвы Саратовской губернии / А.Н.
Минх // ЭО. - 1892. - Кн. XV. - № 4. - С.116-128.

21 См.: Евсевьев, М.Е. Мордовская свадьба / М.Е. Евсевьев. - Саранск, 1959.

22 См.: Смирнов, И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк / И.Н.
Смирнов. - Саранск, 2002.

См.: Шахматов, А.А. Мордовский этнографический сборник / А.А. Шахматов. - СПб., 1910; Маркелов, М.Т. Сборник этнографических материалов по саратовской мордве / М.Т. Маркелов. - Саратов, 1922.

24 См.: Мельников, П.И. Очерки мордвы / П.И. Мельников. - Саранск, 1981.

25 См.: Беляева, Н.Ф. Община как носитель производственно-бытовой обряд
ности мордвы / Н.Ф. Беляева // Исторические и политические науки в контек
сте современной культурной традиции. - Саранск, 1999. - С, 564-572.

26 См.: Никонова, Л.И. Тайны мордовского целительства / Л.И. Никонова. -
Саранск, 1995; Она же. Традиционная медицина финно-угорских народов
Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. - Саранск,
2000; Она же. От Адама и Евы до наших дней (очерки народной медицины
мордвы). - Саранск, 2000.

27 См.: Harva, U. Die Religiosen Vorstellungen der Mordwinen I U. Harva. - Hel
sinki, 1952.

См.: Устно-поэтическое творчество мордовского народа: календарно-обрядовые песни и заговоры. - Саранск, 1981.-Т. 7.

29 См.: Девяткина, Т.П. Мифология мордвы / Т.П. Девяткина. - Саранск, 1998.

30 См.: Юрченкова, Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса
/ Н.Г. Юрченкова. - Саранск, 2002.

31 См.: Корнишина, Г.А. Сезонные обряды мордвы; исторические корни и
традиционные формы бытования / Г.А. Корнишина. - Саранск, 1999; Она же.
Традиционные обычаи и обряды мордвы. - Саранск, 2000.

32 См.: Жуковская, Н.Л. От Карелии до Урала / Н.Л. Жуковская, Н.Ф. Мок
ший. -М., 1998.

33 См.: Народы Поволжья и Приуралья. - М., 2000.

Социокультурные аспекты становления этноветеринарии

Окружающая среда, человек (общество) и культура жизнеобеспечения представляют единую взаимосвязанную систему. Социокультурный комплекс как часть этой системы в своем историческом развитии адаптируется к определенной природной среде (в том числе к животному и растительному миру), обеспечивая человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды. При этом в традициях закрепляются именно те культурные инновации (поведенческие, институциональные и др. модели), которые являются адаптивными по отношению к окружающей среде. Появление и развитие домашнего животноводства является частью этой культуры, в которой отражается определенный пласт, выражающийся в адаптации человека к среде обитания.

В повседневной жизни слово «культура» используется во многих смыслах. К примеру, под культурой понимается «все то, что создано в результате человеческой деятельности». Все, что нас окружает, вся внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей на земле, и искусственную (культурную), которая образовалась только вместе с ними в результате их деятельности1. Мы исходим из того, что частью культуры каждого человеческого коллектива является и его быт. Под бытом принято понимать специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей и входящих в систему его жизнеобеспечения. В культуре, непосредственно связанной с бытом, проявляется этническая специфика, заметны ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую принято называть традиционно-бытовой культурой. В том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, хозяйственные постройки, занимаются животноводством и т. д. сказываются традиции и культурное своеобразие2. Культурологический подход к анализу социальной жизни ставит в центр внимания человека, индивида, созидающую личность, а все перечисленные выше феномены социальной жизни изучаются в определенном смысле в соподчинении к нему. И в каждом случае при анализе реального человеческого бытия, даже отдаленных его эпох, исследовательский интерес сфокусирован на определенной области социального пространства, направлен в сегодняшний день и служит решению насущных проблем современности. Такое противопоставление культурологического и социологического подходов не означает их взаимоисключения. Напротив, они дополняют друг друга при исследовании различных сторон человеческого и социального бытия3.

Согласно Э. Маркаряну, понимание культуры как специального способа человеческой деятельности, способа существования людей, имеющего конечную адаптацию и конгэнтропийную природу, может послужить началом для методологически эффективного решения проблемы установления как общего предмета теории культуры, так и истории культуры. В культурологии под термином «способ деятельности» в широком значении предполагается охват многообразных объективных средств осуществления активности людей. Изучение истории общества сквозь призму понятия «способ деятельности» позволяет абстрагировать вполне определенный культурный срез, элементами которого выступают внебио-логически выработанные средства (социогенные потребности, знания, орудия труда, юридические установления, одежда, пища, жилище, уход за растениями, животными и множество других явлений), благодаря которым действия людей особым образом стимулируются, программируются и воспроизводятся. Все они системно объединяются в единый структурный ряд благодаря тому, что выполняют общую функцию средств осуществления соответствующих звеньев человеческой деятельности4. Культура в различных ее проявлениях (например, выращивание культурных растений и домашних животных) созидает не только отдельный по знающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Подобное созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новой культуры, например, в этноветеринарии, включающей в себя культуру труда ухода за животными5.

В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего - нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость6. В соответствии с ними устанавливаются социальные отношения, формируются навыки взаимодействия и т. д. Таким образом, ценность есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и имеет огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. К числу культурных ценностей отнесены и принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т. д., и на практике составляют «ядро» любой культуры, определяют ее неповторимый характер. В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. В культурной антропологии обычно выделяют четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте представленного исследования из них наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей7.

Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения в культурологии принято назвать мировоззрением. Мировоззре-ние является основополагающим элементом всякой культурной системы . Основной его вопрос - об отношении человека к миру, о его месте и назначении в этом мире, решение проблем о статусе человека в объективной реальности, его детерминация и возможности. На основе решения этих вопросов человек вырабатывает жизненную установку, которой руководствуется в практической деятельности9. Специфика же культуры труда состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для жизнедеятельности людей. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры. Именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические». Пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики, и носители данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказывается вполне достаточно для приобщения человека к культуре. Жизнь человека в обществе всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни10, под которым в культурологии принято понимать философско социологическую категорию, отражающую совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы или общества в единстве с условиями жизни (труд, быт, общественная деятельность). Образ жизни формируется под воздействием природных, социально-экономических и культурных условий, реализуется в процессе социально-преобразующей и социокультурной (творческой) деятельности людей и является «культурой потребления» различных социальных благ, отличающейся у разных народов и социальных слоев". Множеству социальных и этнических групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность, что закономерно выражает разнообразие человеческих склонностей и поэтому вполне функционально. Изучая культуру как присущий лишь человеку способ жизнедеятельности, мы обращаемся к конкретным вопросам культуры труда, ибо, таким образом, становится возможен переход от общих рассуждений о культуре к анализу отдельных ее сторон, граней, к которым относится проблематика представленного исследования.

Санитарно-гигиеническая и профилактическая культура ухода за домашними животными

Традиционная культура труда является существенным, самостоятельно очерченным компонентом традиционной культуры каждого народа и в быту по уходу за домашними животными включает санитарно-гигиеническую и профилактическую культуру, совокупность традиционных превентивных мер, предупреждающих возникновение различных болезней и лечение уже возникших заболеваний.

В зависимости от климатических условий домашних животных зимой содержат в помещениях, в летнее время - на открытом воздухе. Природные условия нашей страны не позволяют содержать скот круглый год под открытым небом. Для защиты его от осенних холодных дождей, зимних вьюг и морозов строят специальные помещения - коровники, телятники. Континентальный климат Мордовии характеризуется суровой зимой и сухим жарким летом. Резкие температурные колебания требовали, чтобы животные были выносливыми, крепкого телосложения и с достаточным волосяным покровом. Земские исследователи крестьянского сельского хозяйства определили следующую продолжительность зимней стоянки домашнего скота: в Арда-товском уезде - 169 дней, Инсарском - 175, Краснослободском - 177, в На-ровчатском - 179 дней. В среднем по Мордовии стойловый период скота составлял 175 дней. Длительность периода зимней стоянки и холодные погодные условия требовали добротных помещений для скота. В теплых конюшнях и хлевах крестьяне содержали самый ценный для хозяйства скот - лошадь и корову. Мелкий рогатый скот в зимний период находился во дворах под навесом или в хлевах.

В большинстве случаев помещения для домашнего скота были холодными. Так, член Ардатовского уездного комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности В. Н. Васильев отмечал, что наряду с недостатком и плохим качеством корма помещения для скота в громадном больщинстве случаев были холодными1. При подворном исследовании крестьянских хозяйств симбирские губернские статистики провели тщательный учет всех крестьянских построек, в том числе и надворных, распределив по социальным группам крестьянства. На основании этого статисты сделали следующий вывод: в Ардатовском уезде обеспеченность крестьянского скота помещениями была крайне неравномерной. По уезду почти 1/10 часть всех крестьянских хозяйств не имела надворных построек2.

У зажиточных крестьян скот был в два раза лучше обеспечен конюшнями, 3,5 раза-хлевами, в 1,3 раза-сараями. Почти треть кулацких хозяйств (31,1 %) имели по две конюшни: и для лошади, и для коровы. Крестьянская беднота для своего скота имела больше холодных сараев, чем теплых помещений и особенно конюшен, а кулачество наоборот, имело теплых помещений больше, чем холодных. Таким образом, зимнее содержание скота у зажиточных крестьян было организовано гораздо лучше, чем у крестьянской бедноты. Как правило, за кулацким скотом был поставлен и лучший уход. Хорошее состояние крестьянского скотоводства отличалось в Краснослобод-ском и Инсарском уездах, плохое - в Наровчатском уезде3. По свидетельству исследователей XX в. В. Н. Белицер и В. А. Балашова усадьба мордвы, состояла из избы, двора и огорода.

Двор был местом для стойлового содержания домашнего скота (прил. 2, рис. 2). Большую часть двора занимали навес и сарай. Под открытым низким навесом («латалне» (м.) - низкая крыша) ставили телеги, сохи, плуги, бороны, сани и т. д. В глубине навеса размещались бревенчатые конюшня и сарай для коровы, овец и свиней (прил. 2, рис. 3). Навес и сарай были покрыты общей крышей, которая часто примыкала к жилищу. Надворные постройки для скота, хранения кормов, а также сельскохозяйственных орудий и транспорта, находились рядом с домом и обычно располагались с подветренной стороны или несколько ниже от него. С улицы во двор вели ворота, обычно двустворчатые на деревяном ходу. Над воротами, чтобы защитить их от гниения, устраивалась маленькая двускатная крыша. По способу примыкания навеса или сарая к дому выделялись покоеобразная (буквой «П») и глаголеобразная застройки (буквой «Г»), Если строения стояли в один ряд, то такая застройка считалась однорядной4.

Планировка построек индивидуальных усадеб отличалась меньшим размером двора из-за отсутствия ряда вспомогательных построек (конюшни, навеса и др.), и представляла собой однорядную связь или отдельный двор. Покосообразная связь двора с избой встречалась редко и составляла 5-Ю %, Под общим крытым навесом («лато») располагались холодный хлев, баня и теплый хлев («кардо»), выходящий на улицу и замыкающий собой покосооб-разную застройку.

Устройство крытого навеса всех видов двора (покосообразного, однорядного или отдельного) характеризуется столбовой техникой. По углам навеса и в промежутках между ними на расстоянии 7-8 м друг от друга вбивали в землю толстые столбы (сохи или сваи с естественной развилиной наверху). Верхние концы столбов соединяли укладываемым в них венцом из бревен и прогонами, на которых укрепляли стропила для крыши. Промежутки между столбами забивали пластинами в пазы. Иногда бревна заменяли досками,; плетнем или другим более легким строительным материалом. Тяжесть крыши, обычно покрытую толстым слоем соломы, удерживали опорные столбы каркаса стен. Наиболее распространенным строительным материалом для крыш служил тес, который во многих селениях почти полностью заменял солому. На хозяйственных постройках встречались четырехскатные костровые Крыши. Способы их покрытия были различны. Хозяйственные постройки характеризовались покрытием «в натруску»5. Эта техника столбового строительства, представлявшая второй ярус двухэтажного двора, применялась не только для хозяйственных, но и для жилых построек. На уличной стороне двора ставились ворота, перекрытые сверху двухскатной тесовой крышей.

Двор мог быть закрытым и открытым. Закрытый двор отделялся от дома сенями и мостом, все его хозяйственные постройки соединялись одной кровлей и сообщались как между собой, так и с жилым помещением; такой двор примыкал либо к боковой стене дома, либо строился позади него. В крестьянских дворах закрытого типа конюшня всегда располагалась внутри двора, в его задней части, и обычно представляла собой непроложенный мхом отдельный сруб, с потолком и полом. Открытый двор, типичный для мордвы, в прошлом не имел крыши, а хлев, конюшня, овчарни, птичник и другие хозяйственные постройки ставились по его периметру на некотором, иногда сравнительно большом расстоянии от жилых помещений. В условиях усилившегося процесса разложения больших семей и создания индивидуальных усадеб, открытый двор с разбросанными постройками был заменен по-косообразной постройкой, характеризовавшейся соединением жилого дома и надворных построек в единый комплекс. Отдельно от двора ставились лишь риги и сенницы.

Хозяйственные постройки - общее понятие для всех самостоятельных строений, которые были необходимы при ведении крестьянского хозяйства. Важнейшими из них являлись сараи, конюшни, хлева, летние помещения для скота, амбары для хранения и обмолота зерновых и других постоянных запасов. У многих крестьян помещения для скота разгораживались, каждый вид домашнего животного содержался отдельно6. В XIX в. мордва стала устраивать для телят и овец теплые сараи - «тепляки». Они представляли собой отдельно стоящую срубную постройку с утепленными мхом стенами, под крышей. Число таких надворных построек определялось состоятельностью хозяев и количеством скота. Техника сооружения срубных надворных построек была простой: их рубили из менее добротного материала, рассчитанного на долговременный срок. Крыша хозяйственных помещений имела стропильную конструкцию, чаще двускатную, иногда, в отдельно стоящих строениях - односкатную. Материалом для покрытия крыши служила солома.

Биологические и иные средства лечения

Сельский человек, исходя из системы его жизнеобеспечения, традиций, как хозяин, всегда был заинтересован состоянием здоровья животных, которых он содержал. Чем большее хозяйственное значение имеет тот или иной вид домашних животных, тем внимательнее относится к его здоровью хозяин. Научной ветеринарии, которая могла бы прийти на помощь в те времена и стала следить за здоровьем животных, еще не было. Поэтому в одних случаях каждый владелец по-своему ставил диагноз болезни и прибегал к тому или иному средству лечения, а в других - приглашал знахаря, обладающего опытом лечения. Разумеется, и сами хозяева, и лица, славившиеся опытными врачевателями, часто терпели неудачи - принятые ими меры лечения не всегда давали положительные результаты. Но наряду с этим были случаи и спасения животного от смерти. В результате у населения приобретался опыт для постановки диагноза той или иной болезни животного и для применения средств лечения, а сама болезнь получала определенное название. По приемам и средствам лечения, народную ветеринарию принято подразделять на эмпирическую и магическую. Эмпирическая - лечение животных производится домашними лекарствами: биологическими (растения, средства животного происхождения), минеральными (соль, песок, вода, др.) и иными (предметы быта) средствами, хирургическим вмешательством и др. Магическая - лечение через заговоры с использованием эмпирических средств, ношение амулетов и т. п. Лечением занимались в каждой семье, но и были знахари (коновалы), которые, по мнению народа, имеют особые знания в этой области.

На самой ранней стадии развития человеческого общества, медицинские познания были достаточно обширными. Об этом говорят данные археологии, быт и знания современных народов. Каждый не знал и не мог знать все. В то далекое от нас время целебные средства и приемы лечения были случайными находками отдельных личностей, но они могли быть достоянием всех и каждого. Они могли теряться вместе со смертью целителя. Такие эксперименты длились тысячелетия. Люди получали мудрые и жестокие уроки. Но метод проб и ошибок не мог не обогатиться верными наблюдениями, талантливыми догадками и прозрениями. Знания и навыки умножались. Со временем появилась насущная необходимость хранить и беречь их. Сбор и заготовка целебных растений и других лекарственных веществ также требовали и знаний и времени. Да и приготовление целебных составов не простое дело. Нужно было знать дозировку, состав тех или иных компонентов, способ приготовления, время, необходимое для этого, и многое другое. Не трудно представить, что и за костоправство брался далеко не каждый. Кому-то однажды удалось успешнее других сделать эту операцию. Ведь нужны были и мудрость, смелость, и ловкость, и сообразительность. Кто-то понимал язык заклинаний, заговоров, знал их тайный смысл. Этим человеком и был знахарь, знахарь-заклинатель, знахарь-жрец, шаман. Образно говоря, это был первый наиболее опытный, более пытливый и знающий лекарь по всей вероятности и начал классифицировать сведения о лечебных и вредных (ядовитых) травах, других средствах и способах лечения. Современники пишут: «Знахарство берет свое начало от теургической (религиозной) медицины, когда господствовало верование в демоническое происхождение болезней»1. Среди знахарей было распространено мнение, что целебные травы надо собирать в определенные для них Богом дни и в определенное время суток. Девясил, например, положено собирать накануне Иванова дня, обязательно до восхода солнца, траву плакун - в Иванов день на утренней заре, чернобыльник (полынь) - в конце августа или в первых числах сентября, ветки бузины - накануне праздника «Всех святых». Траву калюку -только в Петров день во время вечерней зари, траву прикрыт - с 15 августа по

1 октября (по старому стилю).

Все знахари, отправляясь за целебными травами, обязательно молились дома перед иконами, а когда приходили в лес, то сначала кланялись низким поклоном земле, а затем обращались к Богу с просьбой разрешить им сбор трав «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Благослови, Господи, Мать Божия, пресвятая Дева Богородица и святой праведный Абрам, я пришел к вам, и спросить у вас дозволить мне трав сорвать на всякую пользу и от всякой болезни всем православным христианам Святой отец праведный Абрам все поле орал, Симеон Зилот садил, Илья поливал, Господь помогал Небо - отец, а земля - мать Благослови, Господи, эту траву рвать на всякую пользу всем православным христианам. Аминь (трижды)»3.

В прошлом, когда люди еще не умели создавать, а могли только брать у природы готовые продукты, растительный мир давал им не только пищу, кров и одежду, но и служил основным источником лекарств.

Использование растений в лечебных целях имеет такую же давнюю историю, как само человечество. Уже наши первобытные предки имели определенное понятие о лечебных свойствах растений. Эти знания и эмпирические наблюдения приумножались на протяжении веков, передавались из поколения в поколение, создавая народную медицину, сохранившуюся до наших дней. Несмотря на быстрое развитие химии и приготовление большого количества лекарств химическим путем, интерес к лекарственным растениям не утрачен и в настоящее время. Не только медицина, но и ветеринария за последние годы стала больше обращать внимания на использование лекарственных растений. В недавнем прошлом большое количество растений применялось для лечения животных, так как растительные лекарства действуют благоприятно и, как правило, не вызывают осложнений. Растения - источник питания животных. Поэтому применение их для лечения больных животных имеет форму не насильственного, необычного их потребления, как это бывает в медицине .

Для лечения животных применяются только те лекарственные препараты, которые в народной культуре прошли проверку веками и можно полагать, что первыми открывателями лекарственных растений и лекарями были женщины. В то время как мужчины охраняли свои семьи от хищных зверей, враждебных соседей, женщины, собирая растительную пишу, копили знания о питательных, ядовитых и целебных свойствах растений.

Растительный мир - неисчерпаемый источник биологически активных веществ, обладающих лечебными свойствами. Освоение и интенсивное использование природных богатств - лекарственных растений - одна из важнейших задач современной ветеринарии. Лекарственные растения, в отличие от кормовых, декоративных и пр., содержат вещества, оказывающие специфическое действие на организм животных. Эти вещества не являются случайными образованиями, они обусловливают рост и развитие растений. Правильность данного предположения подтверждается фактом, что во многих случаях лечебное действие лекарственных растений более эффективно, если сохраняются природные сочетания действующих веществ. Разрушение этого природного комплекса нередко приводит к полному или частичному устранению действия лекарственного растения, что не всегда отвечает цели лечения. Например, в ряде случаев при лечении малярии желаемый результат дает назначение коры хинного дерева, а не чистого хинина. При выборе препаратов снотворного мака часто предпочитают пользоваться настоями млечного сока этого растения или комплексными препаратами из опия, но не главной его частью алкалоидом морфином. Известно, например, что ни одно из химически чистых веществ извлеченных из корней валерьяны лекарственной, не обладает таким успокаивающим эффектом, как настойка ее свежих корней. Нередки случаи, когда из растения (корни левзей, листья шалфея) не удается выделить какие-либо известные науке действующие вещества. Установлено, что многие лекарственные растения, применяемые без изменений химической природы или в форме галеновых препаратов, менее токсичны, чем выделенные из них чистые действующие вещества .

Похожие диссертации на Этноветеринария в социокультурном мире мордвы