Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Ивлиев Сергей Александрович

Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия
<
Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ивлиев Сергей Александрович. Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия : 24.00.01 Ивлиев, Сергей Александрович Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия :на примере Республики Мордовия : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 Саранск, 2007 216 с., Библиогр.: с. 199-216 РГБ ОД, 61:07-7/1046

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОЖНЫХ КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 16

1.1. Понятие этноса. Сущность, природа, структура сложноэтнических систем 16

1.2. Роль природного фактора в этногенезе и культурогенезе 50

1.3. Роль государства и права в формировании сложной культурно-этнической системы 75

1.4. Политико-идеологический компонент сложноэтнического сознания 97

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МОРДОВИИ 114

2.1. Современные социокультурные и этногенетические процессы в Мордовии в контексте глобализации 114

2.2. Роль природного фактора в мордовском этногенезе 134

2.3. Этнополитические процессы в Мордовии и особенности этнической культуры 141

2.4. Политико-идеологический компонент этнического сознания мордвы 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193

БИБЛИОГРАФИЯ 199

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что культурная и национальная политика, ее формирование и реализация в полиэтнических государствах и регионах - одна из сложных и острых проблем. Новая концепция государственной национальной политики в Российской Федерации требует переосмысления многих основополагающих культурно-этнических процессов современности. Интерес к данной тематике возрастает в связи с тем, что процессы межкультурного взаимодействия в сложных культурно-этнических системах (сложноэтнических системах), происходящие в контексте глобализации современного общества, обусловливают необходимость анализа этнокультурных и социальных процессов и пересмотра объема и содержания ряда этнических понятий, теорий и парадигм. Разработка концептуальных положений по проблеме сложноэтнической системы с учетом изменений, которые привнес рубеж XX-XXI вв., является злободневной для теоретического осмысления современных этнополитических и социокультурных процессов.

Обращение к конкретному примеру - мордовской сложноэтнической общности, существующей в постоянном взаимодействии с другими сложноэтническими общностями, - более четко высвечивает сущность проблематики межкультурного взаимодействия. Региональный материал позволяет проследить связи глобальных процессов этнокультурного взаимодействия с обществом.

Хронологические рамки исследования. Данная работа охватывает период с начала I тысячелетия н.э., времени складывания основных признаков древнемордовской культуры, до начала XXI века. Выбор столь широких хронологических рамок обусловлен необходимостью рассмотрения не только зарождения мордовского народа, но и анализа социокультурных детерминант последующего его развития, происходившего в тесном контакте с другими народами средневолжского региона. Только в этом случае возможно достижение поставленной в исследовании цели и комплексное решение обозначенных задач.

Территориальные рамки исследования. Трудность определения территориальных границ заключается в том, что в нашем случае понятие «регион» не является адекватным понятию «административно-территориальная единица» ввиду того, что территориальные границы Мордовии окончательно были оформлены лишь в первой трети XX в. с образованием Мордовской АССР. Поэтому в работе используется термин «мордовский край», подразумевающий совокупность административно-территориальных единиц, на территории которых когда-либо проживал мордовский народ на протяжении его многовековой истории. В связи с этим география исследования охватывает значительную часть Европейской России -историческую территорию проживания мордовского народа.

Объектом исследования является феномен мордовской культурно-этнической системы.

Предмет исследования - межкультурное взаимодействие мордовской сложноэтнической системы с другими сложноэтническими образованиями на территории мордовского края в широких хронологических рамках.

Степень изученности проблемы. Культурологический анализ межэтнических отношений имеет давние традиции. В данной связи достаточно вспомнить труды Д. Дидро , Ш. Л. Монтескье, Г. Гегеля .

По проблеме систематики культурно-этнических общностей в 1988 г. развернулась дискуссия, в которой приняли участие В.П. Алексеев, Б.В. Адрианов, С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, СИ. Брук, М.В. Крюков. В ходе дискуссии высказывались мнения о необходимости разработки четких критериев выделения уровней различных сложноэтнических систем. С.А. Арутюнов4 предложил для выделения сложноэтнических общностей критерии лингвистической, историко-культурной и доминирующе-конфессиональной классификаций.

Дискуссионность в определении сущности и критериев разграничения этнических общностей разного иерархического уровня потребовала обращения к работам по общей теории этноса. Многоаспектный материал представлен в работах таких известных ученых, как С.А. Арутюнов5, Ю.В. Бромлей6, С.А. Токарев , Н.Н. Чебоксаров , Л.Н. Гумилев и др. В этих работах, отражающих состояние теории этноса, обсуждаются вопросы статуса и признаков этносов, причин и факторов этногенеза, вопросы междисциплинарных связей этнологии.

В современных зарубежных исследованиях своеобразным интегралом, охватывающим едва ли не все этнические феномены, является категория «этничность». Данная проблема рассмотрена Н. Глейзером4 и Ф. Хекманом5. Исследование государства в качестве нациеобразующего фактора наиболее полно произвел испанский философ X. Ортега-и-Гассет6. В отечественной науке советского периода этническая идеология не стала в необходимой мере объектом специальных исследований в силу объективных и субъективных причин. Этническая идеология и этнические интересы считались проявлением национализма и получили негативную оценку в советском общественном сознании. И только в последнее время начали появляться работы, посвященные нейтральному анализу данной проблематики. В этом плане можно выделить работы Л.М. Дробижевой7, А.Г. Спиркина8, П.Г. Евдокимова9. В западной социологии и политологии данное явление рассматривалось как способствующее развитию общества.

В 1990-2000-е гг. этнокультурная проблематика, анализ этнокультурных процессов нашли отражение в трудах В.А. Тишкова10, В.А. Авксентьева11, М.С. Джунусова , А.В. Куфакова . Особенно показательны в этом плане воззрения В.А. Тишкова. На материалах многолетних полевых исследований и анализа новейшей литературы он пересматривает господствующую в отечественном обществознании теорию этноса, предлагает новую трактовку феномена этничности. Рассматривая проблемы социально-культурной эволюции человечества, восприятия времени и пространства, природы государственности и власти, В.А. Тишков приходит к выводу о том, что «возможно единственным и основным законом истории является неопределенность и многовариантность, а у исторической импровизации столько же шансов, сколько у исторической закономерности, если таковая устанавливается исследователем и не является столь часто встречающейся постфактической рационализацией»1.

Исследование мордовского этногенеза и межэтнических взаимодействий на территории мордовского края уходит своими корнями во вторую половину XIX века. По справедливому мнению М.Ф. Жиганова, уже тогда был накоплен солидный материал, давший возможность сделать некоторые выводы об отношениях мордвы с рядом соседствующих этносов2. К сожалению, в ряде случаев это был недатированный материал. Описание могильников и городищ было кратким и несистематическим. Нередко раскопки вели любители-коллекционеры, не оставившие никаких записей о проделанной работе. Очень мало обращалось внимания на изучение городищ и селищ, которые дают наиболее ценный материал для изучения хозяйственной жизни и быта мордвы и ее взаимоотношений с соседними этносами.

Серьезные археологические исследования мордовского края начались в советский период. В первую очередь следует отметить работы профессора П.С. Рыкова3, исследовавшего большое количество мордовских могильников и городищ в Саратовской области. Начало изучению хозяйственной деятельности мордовского народа было положено его учениками4. В целом саратовская школа археологов проделала значительную работу по выявлению и изучению археологических памятников, позволивших наметить экономические и культурные связи мордвы с восточными славянами, булгарами, хазарами и прочими народами.

Значительную роль в разработке вопросов древней истории мордвы и её взаимоотношений с соседями сыграли работы В.В. Гольмстен1. В 1926-1929 гг. экспедиция Московского университета под руководством Б.С. Жукова исследовала археологические памятники древней мордвы в северо-восточных районах края. Эти работы, по мнению А.С. Циркина , были первыми серьезными исследованиями, выявившими своеобразие местных памятников раннего железа и Средневековья.

Большая работа по изучению мордовских памятников в бассейне р. Цны проделана в 30-е годы XX века экспедициями Моршанского краеведческого музея под руководством известного краеведа П.П. Иванова. В 1939-1940 гг. были предприняты разведочные работы в долинах рек Мокши и Вада экспедициями Мордовского республиканского краеведческого музея под руководством С. Вернера. В итоге этих работ были открыты памятники в Ширингушском, Зубово-Полянском и Ковылкинском районах МАССР. В 1945-1952 гг. экспедиция Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы и истории под руководством П.Д. Степанова исследовала многослойное городище «Ош пандо» в Дубенском районе МАССР4.

Важным событием в культурной жизни мордовского народа была публикация первого сводного альбома материалов из ранней истории мордовского народа5, в который вошли материалы Темниковского могильников древности, относящиеся к бассейнам рек Оки и Камы. С выходом в свет этого труда материалы, относящиеся к древней истории мордвы, стали доступны самому широкому кругу читателей.

Несколько позднее Институт истории материальной культуры АН СССР и Научно-исследовательский институт социалистической культуры при Совете Министров Мордовской АССР издали первый археологический сборник, в котором были опубликованы подробные отчеты о раскопках шести могильников, исследованных Е.И. Горюновой и А.Е. Алиховой. Материалы этих могильников отражали историю наиболее слабо изученных северных районов территории расселения мордвы. Публикация пролила свет на экономические и культурные отношения мордвы с русскими.

В 1960-е годы экспедициями Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и этнографии и Мордовского краеведческого музея был исследован ряд памятников эпохи неолита, раннего железа и Средневековья в пределах южных районов Горьковской области. В 1962 -1966 годах археологические экспедиции под руководством А.Е. Алиховой и А.В. Циркина осуществили предварительное обследование древних памятников в бассейне Вада, Парцы, Лундана и Цны в пределах Тамбовской губернии , что способствовало изучению хозяйства, культуры и быта древней мордвы.

Огромная заслуга в разработке вопросов древней и средневековой истории мордвы принадлежит А.П. Смирнову , исследовавшему проблему становления классовых отношений у финно-угорских народов. В результате многолетнего изучения памятников Поволжья он пришел к выводу, что древние памятники городецкой культуры генетически связаны с позднейшими памятниками мордвы, древняя культура которой испытала на себе влияние пришлых культур.

В 1959 году вышел в свет второй номер «Археологического сборника», явившийся продолжением исследований по истории древней мордвы. В нем были опубликованы материалы раскопок городищ, селищ и могильников, относящихся к эпохе раннего железа и Средневековью - времени, когда у племен правобережья Волги шел интенсивный процесс классообразования. Материалы этих памятников позволяют уточнить многие проблемы этногенеза мордвы, равно как и проблемы ее взаимоотношений с сопредельными этносами.

Вопросы социального строя мордвы затрагивались А.Е. Алиховой4;

проблема экономических, политических и культурных связей с соседями -М.Ф.Жигановым1; аспект межэтнических связей - А.С.Циркиным2. Уточнению границ расселения мордвы на рубеже I и II тысячелетий н.э. способствовал материал к археологической карте Среднего Поволжья, собранный П.Д. Степановым3.

Вместе с тем, несмотря на большую работу, проделанную исследователями, многие проблемы этнической истории мордвы, равно как и ее взаимоотношений с сопредельными народами, не получили в 1960-70-е гг. должного освещения. Важной вехой в исследовании развития мордовского этноса в 1980-е гг. явились работы Н.Ф. Мокшина4, в которых создана стройная концепция этногенеза мордовского народа, рассмотренная через призму социокультурной теории этноса, отраженной в наиболее завершенном виде в работах советского исследователя Ю.В. Бромлея (1921-1990 гг.)5.

Новый этап в исследовании этногенеза мордовского народа и межэтнических взаимоотношений в Мордовии начался с 1990-х гг. и продолжается по настоящее время. Задачей современных исследователей является более четкое прояснение отдельных моментов обозначенной проблемы.

Среди работ последних лет следует отметить труды В.А. Юрченкова , в которых анализируется специфика этнокультурных, этносоциальных и этнополитических процессов регионального социума, особенности историко-политического, социального и культурного развития мордовского края. Основной комплекс исследований В.А. Юрченкова посвящен истории мордовского народа. Он предложил собственную периодизацию истории этноса, в основу которой была положена идея совпадения основных этапов истории народа и региона до конца XYIII в. и их параллельной истории в условиях существования диаспоры. В.А. Юрченков разработал концепцию поэтапного вхождения мордовского края и народа в состав Русского централизованного государства, которая строилась на основе вычленения в этом процессе политической, юридической, социально-экономической и идеологической сторон. Им детально проанализирован процесс накопления эмпирических знаний о мордовском народе и крае в Западной Европе в YI -XYII вв. и их перерастания в профессиональную науку в XYIII - XIX вв. По его мнению, значительную роль в этом сыграли «взрывы» второй половины I тыс. н. э. и XIII в., когда появился этноним «mordens» и был накоплен богатый материал, на основе которого возникли национальные традиции восприятия мордовского народа. В.А. Юрченковым выдвинута также идея пульсирующего характера мордовского этноса, получившая заметный отклик за рубежом (США, Япония, Финляндия).

В монографии другого современного исследователя - Ю.В. Кожурина1 анализируются различные подходы к пониманию содержания цивилизационной теории, в том числе и в приложении к региональному аспекту. Предложен метод идентификации социокультурной системы региона в контексте всемирной истории, целостность которой обусловлена единством общечеловеческих свойств человека разумного. В работе типы и виды социокультурных систем идентифицируются на основе выявления их цивилизационного содержания, которое связывается с изменением мышления общественного сознания человека. Выделяются исторически сложившиеся цивилизационные типы социокультурных систем, определяются периоды цивилизационного процесса. Смена цивилизационной парадигмы социокультурной системы региона, уровень цивилизационной зрелости его социума анализируется на примере историографической ситуации в Мордовии Новейшего времени, в контексте диалектики регионального и глобального, культурно-специфического и общечеловеческого.

Кроме того среди современных исследований нельзя не упомянуть работ А.И. Сухарева по проблеме глобализации и регионализации, по влиянию этих процессов на мордовский региональный социум; трудов Н.В. Заварюхина о межэтнических отношениях мордвы и сопредельных народов, о генезисе феодализма у средневековой мордвы. Археологическая составляющая весьма полно отражена в трудах В.И. Вихляева2.

Несмотря на то, что проблема эволюции сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия в отдельных своих аспектах представлена в современной исторической и культурологической науке, комплексно и целостно она не рассматривалась. Специальных работ, посвященных изучению обозначенной нами проблемы, нет.

Источники. В диссертации использованы как опубликованные, так и неопубликованные архивные материалы. Из архивных источников, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ), в диссертации проанализированы документы фондов Правительства РМ (ф. Р-228, ф. Р-234), Министерства культуры Мордовии (ф. Р-1122) и других органов государственной власти, в частности протоколы, постановления, распоряжения, доклады, отчеты и другие документы, касающиеся вопросов культурной и национальной политики. Богатый материал по управленческой практике государственных и республиканских органов власти в области культуры и национальной политики извлечен из фондов Центра документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦЦНИ РМ) (ф. 260, 268,269). Нами рассмотрены постановления совещаний, на которых обсуждались ключевые вопросы развития культуры в республике.

Существенным источником при подготовке исследования стали постановления правительств РМ и РФ. Огромную значимость для диссертационной работы представляют статистические материалы, опубликованные в сборниках ЦСУ Республики Мордовия . В числе источников, отражающих развитие Мордовии в советский период, отметим комплексное исследование «Государственная культурная политика в документах и материалах»4 и сборник документов «Культурное строительство в Мордовской АССР», однако, подчеркнем тенденциозность в подборе материалов для этого сборника, отражающих исключительно поступательное развитие культуры Мордовии.

Особое место в исследовании занимают правовые акты. Законодательная база национальной и культурной политики Мордовии XX - начало XXI в. весьма полно представлена в сборниках законов МАССР и собраниях действующего законодательства РМ3. Важным источником послужили также материалы периодической печати, освещавшие деятельность государственных и общественных организаций.

Представленная источниковая база позволяет целостно проанализировать поставленные проблемы.

Методология исследования. Основополагающим для исследования является историко-сравнительный метод, позволяющий выявлять закономерности и особенности региональных этнических процессов. Использованный в диссертации историко-генетический метод способствовал пониманию причинно-следственных связей и закономерностей в культурном развитии региона. Метод структурного анализа был необходим ввиду того, что изучение сложных социокультурных структур без расчленения их на отдельные составляющие элементы невозможно. При помощи статистического метода изучалась динамика межэтнических культурных процессов в Мордовии. Абстрактно-логический метод содействовал обобщению, синтезу и интеграции выводов по отдельным разделам и по теме исследования в целом.

Целью диссертационной работы является историко-культурологический анализ феномена межкультурного взаимодействия в сложноэтнической системе на примере этнокультурных и этносоциальных процессов в Республике Мордовия.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

определиться с понятиями «этнос», «суперэтнос», «субэтнос», «сверхсуперэтнос» в контексте категориального аппарата этнологии и культурологии;

выявить роль природного фактора в этногенезе и его влияние на характер протекания межкультурного взаимодействия в сложноэтнических системах;

раскрыть влияние государства и права на феномен межкультурного взаимодействия в сложноэтнических системах;

установить роль политико-идеологического компонента этнического сознания в межкультурном взаимодействии в рамках сложноэтнической системы;

проанализировать сложные процессы интеграции Мордовии в составе РФ в мировые социально-экономические, этнокультурные и политические структуры;

показать влияние природного фактора на этническое межкультурное взаимодействие в современной Мордовии;

осуществить историко-культурологический анализ сложных этнополитических процессов в мордовском крае;

определить сущность политико-идеологического компонента этнического сознания мордвы и его влияние на характер протекания процессов межкультурного взаимодействия в мордовском крае. Научная новизна исследования заключается в постановке и исследовании проблемы мордовской сложной культурно-этнической системы и ее взаимоотношений с другими сложными культурно-этническими системами на историко-культурологическом уровне. Автором прослеживается взаимосвязь между процессами, протекавшими в культуре, и историческими этапами развития государственности Мордовии, выявляются региональные особенности взаимодействия государственной идеологии и культуры. В диссертации использован обширный фактологический материал, в значительной степени впервые вводимый в научный оборот.

Теоретическая значимость работы обусловлена использованием комплекса историко-культурных методов исследования, позволивших осуществить всесторонний анализ взаимодействия сложных культурно-этнических общностей на территории Республики Мордовия в условиях глобализации.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы историками, культурологами, философами, социологами, этнологами, политологами и специалистами других областей обществоведения для углубления научного анализа роли этнических общностей в социокультурной и политико-правовой организации общества в условиях глобализации. Обобщения и выводы применимы в учебном процессе в высших учебных заведениях, при разработке специальных и факультативных курсов.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Этнос как главное звено этнической иерархии («субэтнос» - «этнос» -«суперэтнос» - «сверхсуперэтнос») принадлежит в равной мере двум стихиям: природной и социальной, поэтому наиболее полно и всесторонне исследовать его можно лишь через призму синтеза природно-биологической и социокультурной концепций этногенеза.

2. Природные факторы в процессе культурогенеза и этногенеза играют особую системно-мобилизующую роль на ранних этапах становления этносистем и их культур (в частности у мордвы), тогда как в продолжение их развития социальное снимает природные предпосылки (за исключением эколого-глобальных).

3. Культурно-этнические процессы развиваются под воздействием разнообразных факторов, которые могут иметь внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический характер. Важная роль в формировании сложных культурно-этнических систем, в том числе мордовского этноса, принадлежит государственно-политическому фактору.

4. Процессы формирования сложных культурно-этнических общностей посредством межэтнической консолидации, интеграции, этнополитической мобилизации чаще всего развивались в границах соответствующих государств, вокруг государствообразующего этноса. В данных случаях государство приобретает значение культурно-этнической доминанты.

5. Интеграция Мордовии в составе России в мировые социально- экономические, социокультурные и политические процессы сопровождается расширением этнокультурных связей с родственными (финно-угорскими) этническими системами в пределах и за пределами РФ (связи с Финляндией, Венгрией, Эстонией и другими странами), что способствует сохранению собственной культурно-этнической идентичности мордвы и устойчивости внутри суперэтнических процессов.

6. При оценке результатов трансформации традиционной культуры мордовского этноса в XX-XXI вв. в первую очередь следует отметить их всеобъемлющий и всепроникающий характер, когда природные предпосылки в мордовском этногенезе все более вытесняются социальными факторами.

7. Прочность связей мордвы с финно-угорским миром зависит от устойчивости межэтнических процессов внутри РМ как компонента целостной этносистемы - РФ, так как лишь в рамках данной системы возможны существование и функционирование как мордовского этноса, так и всей многонациональной Мордовии.

8. Особенностью современных этнических процессов в Мордовии является постоянное действие политического партикулярного фактора на субэтнические (эрзя, мокша) общности региона. Усиление данного фактора в конце XX - начале XXI в. связано с распадом СССР и процессом регионализации.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании отдела теории и истории культуры Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Основные положения диссертации изложены в 9 публикациях, а также представлены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: одной международной - "Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика" (30 мая 2003 г., Шуя) - и четырех всероссийских: "Проблемы социально-экономической устойчивости региона" (18-19 января 2001 г., Пенза), "Научное наследие М.Е. Евсевьева в контексте национального просветительства Поволжья" (15 декабря 2003 г., Саранск), «Вторые Державинские чтения в Республике Мордовия» (18 мая 2005 г., Саранск), «Сафаргалиевские чтения» (15 апреля 2006 г., Саранск).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих восемь параграфов, заключения, примечаний и списка использованных источников.

class1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОЖНЫХ КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИХ СИСТЕМ class1

Понятие этноса. Сущность, природа, структура сложноэтнических систем

Категориальный аппарат философии истории и культурологии постоянно пополняется за счет понятий, которые зародились в рамках частных наук, расширив свою предметную область, постепенно углубили свое содержание.

Появление новой философско-культурологической категории имеет свою специфику. Ближайшей основой ее возникновения служит не накопление эмпирического материала или конкретно - научных фактов частных наук, а тот фон теоретических исследований, который образуется в результате осмысления этого материала, то есть обобщение теоретических исследований.

Поэтому, прежде чем приступить к философско-культурологическому и историческому анализу феномена этногенетических процессов, необходимо выяснить сущность универсального субъекта межэтнических отношений. Таковым, по мнению соискателя, является этнос, имеющий родовое значение для таких этнических образований, как племя, народ, субэтнос, суперэтнос.

Для анализа понятия «этнос» методологическое значение имеют работы отечественных ученых. В первую очередь работы П.И. Кушнера1, написанные на рубеже 40-50 гг. XX века. В этих работах подчеркивалось значение территориального взаимодействия этнических общностей для их функционирования, а также роль этнического самосознания как, этнического определителя.

Важным шагом в разработке теории этноса явилась статья С. А. Токарева «Проблемы типологии этнических общностей», в которой высказано мнение, что ни один из выделяемых им признаков этносов (язык, территория, общее происхождение, экономические связи, политическое объединение, религия) не является обязательным для этих общностей.

М.Г. Левин и Н.Н. Чебоксаров в ряде своих работ раскрывают этнос через этническое самосознание, которое понимается ими как непременный признак этноса. Они предложили следующее определение этноса: «исторически сложившиеся комплексы особенностей хозяйства и культуры, характерные для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях при определенном уровне их социально-экономического развития»1.

Среди научных исследований проблем этноса особую значимость имеют работы Ю.В. Бромлея, в которых этнос определяется как явление, по своей природе, социальное. Социальность этноса определяется тем, что он есть продукт общественного процесса разделения труда, становления и развития экономической, политической и духовной структур; содержание понятия «этнос» образуется совокупностью признаков их интегративности. К критериям, определяющим сущность этноса, он относит:

-наличие определенной группы людей, имеющих общую территорию;

-наличие устойчивого самоназвания, «этнонима», который трансформируется в языках других народов;

-самосознание через антитезу «мы - они», включающее историческую память, знания о возникновении и исторических этапах жизни своего этноса, национальные чувства, национальные интересы;

-общая культура, включая язык, религию, искусство и т.д.

Таким образом, этнос определяется Ю.В. Бромлеем «как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, фиксированным в самоназвании (этнониме)».1

Важное значение для данной диссертации имеет разработка Ю.В. Бромлеем теории этноса, как системного целого. С его точки зрения «в объективной реальности этнос не существует вне социальных институтов, выступающих в роли его структурообразующей формы. При этом эту роль могут выполнять самые различные социальные общности: от семьи до государства. В результате такого симбиоза возникают своеобразные этно-социальные образования» . Этот тезис означает важный поворот изучения от номинальных совокупностей к системным целостностям.

Посредством особого стереотипа поведения определял этнос Л.Н. Гумилев, сторонник естественно-природного направления в этнологии. При изучении его работ заметно, что четкого понятия «этноса» у Л.Н. Гумилева нет, даже в разных главах его монографий содержатся различные определения этноса.

Современные социокультурные и этногенетические процессы в Мордовии в контексте глобализации

Современные условия наложили ряд специфических черт на общий ход процесса этногенеза (да и в целом исторического развития), связанных с развитием научной и технической мысли в планетарном масштабе, с растущей тотальной экологизацией общества, а также с образованием основ всеземной этнической системы, акторами этногенеза которой являются все ныне существующие этносы и суперэтносы Земли, сущность которой мы обозначили в 1, гл.1, под названием "сверхсуперэтнос". Рассмотрим генезис формирующегося сверхсуперэтноса с точки зрения двух равноправных подходов - формационного (линейного) и цивилизационного, т.к. при сочетании данных подходов можно получить наиболее полную картину данного генезиса.

Говоря о линейном подходе к истории следует отметить труды М.С. Кагана. В работах М.С. Кагана1 показано, что уже на выходе человека из первобытного состояния возникла бифуркация, наметившая три ветви исторического процесса, связанные с доминированием 1) скотоводства, 2) земледелия, 3) ремесленного производства и торговли. Эти варианты были реализованы: первый - многими народами Евразии и Америки, второй - на плодородных землях Ближнего и Дальнего Востока, третий - древними греками и римлянами. В результате образовались разные типы стабильных, длительно существовавших социальных систем.

Однако общество скотоводов-кочевников, живущих всегда «в дороге» и не склонных к созданию вокруг себя «второй природы», устойчивой материально-технической среды, и общество земледельцев со свойственным ему замкнутым и консервативным образом жизни оказались неспособными к выходу на новый аттрактор. В конус нового аттрактора - в «зону притяжения» будущей научно-технической цивилизации, базирующейся на принципах открытого общества - попала лишь траектория развития третьего типа, берущая начало в античности. Путь, наметившийся в античном мире, вел к росту городов и превращению их в хозяйственные, торговые, культурные центры, к совершенствованию техники и расширению масштабов ремесленного производства до последующего перехода от него к крупной машинной индустрии.

Новая цивилизация родилась в Европе. Правда, и здесь не обошлось без социальных катаклизмов. Римская империя пала. Варварское нашествие на несколько столетий задержало продвижение общества по намеченному в античности пути. Но возникшее в средневековой Европе на развалинах Римской империи феодальное аграрное общество стало «строительной площадкой», на которой постепенно возводился фундамент будущего здания -общества индустриального. По замечанию М.С. Кагана «...именно город вернул феодальное общество на тот путь, который начала прокладывать античная цивилизация»1.

Сокрушив Римскую империю, варвары не смогли уничтожить сохранившиеся на ее руинах элементы античной культуры. Слой варварских обычаев лишь временно прикрыл их, но они упрямо выступали наружу - в виде римского права (в том числе, что очень важно, права частной собственности на землю), городского самоуправления, гражданских свобод. Сложившиеся в этих условиях феодальные государства средневековой Европы не могли распоряжаться территорией и подданными, как своей собственностью. Рядом с государством стояли самостоятельные, неподвластные ему силы -наследственная аристократия, городские общины, ремесленные цеха, церковь. Развитие культуры и экономики могло идти независимо от государства. Все это сделало возможным взлет эпохи Возрождения, за которой последовал век Просвещения, принесший идеалы социального прогресса и ставший истоком быстрого роста капиталистической промышленности в западноевропейских странах.

Роль природного фактора в мордовском этногенезе

Каждый народ занимает определенную природную нишу, что сказывается на особенностях его национального менталитета. «Душа народа, — писал известный русский философ И.А.Ильин1, — находится в живой и таинственной взаимосвязи с его природными условиями и потому не может быть достаточно объяснена и понята без этой взаимосвязи». Природно-климатический фактор формирования менталитета включает в себя природно-географический аспект (местоположение этноса), особенности климата и почв.

Исторические судьбы у разных народов различны, отличается и восприятие окружающего мира. «Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира как - природы, или - что одно и то же - у каждой есть своя собственная, своеобразная природа...» .

Общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, принципиально невозможна, поскольку все этносы имеют разные вмещающие ландшафты, прошлое, настоящее во времени и пространстве. Культура каждого этноса своеобразна и именно эта мозаичность человечества, как вида, придает ему пластичность, благодаря которой вид Homo sapiens выжил на планете Земля.

В повседневной деятельности и труде мордовский народ приспосабливался к обычной для него природной среде, вырабатывая при этом определенные стереотипы поведения, привычки и навыки, а также закрепляющие их психологические установки, эмоциональные реакции, задающие контуры национального характера. В определенной связи с условиями деятельности мордовского народа находятся нормы и идеалы его культуры, предпочтения и отрицательные реакции, совокупность которых обозначается понятием «менталитет». Географический ландшафт, воздействуя на организм принудительно, заставлял все особи варьировать в определенном направлении.

Этнос и природная среда составляют единую экологическую систему. Этнос, функционируя долгое время в природной среде, по крайней мере, на начальных этапах развития, вынужден приспосабливаться к ней, формируя специфические способы ее освоения. Эти факторы определяют своеобразный склад характера представителей этноса, ряд психологических предрасположенностей и эмоциональных проявлений, которые оказывают влияние на формирование ценностей, стереотипов мышления и поведения этноса .

Мордовский народ издревле занимает территорию Среднего Поволжья -зону преимущественного распространения северных хвойных лесов, многочисленных рек, речушек и родников. Здесь достаточно суровый континентальный климат с холодной зимой и непродолжительным весенне-летним периодом, несбалансированными осадками. Лес являлся концептом «натурфилософии» мордвы, определившим основные культурные характеристики этнического ландшафта и экологическое поведение людей в нем. Это поведение во многом характеризовалось личностным отношением к пространству, которое проявлялось в эмоционально-моторном освоении территории, генетически восходящем к традициям культуры охотников и собирателей.

Человек, живущий в лесу, должен был стать частью природы, чтобы добиться получения в ней постоянных результатов, а это значит действовать соответственно устоявшемуся природному ритму. Эти обстоятельства обусловили формирование зависимости мордвы от природного лесного окружения, что послужило фоном для развития таких черт характера, как неторопливость, методичность в выполнении работ, сдержанность в проявлении чувств. Деятельность в лесу оказала определенное влияние и на формирование эмоционального склада.

Большую роль играла необходимость тонко чувствовать, воспринимать и соотносить различные факты действительности. В лесном массиве, представляющем собой во многом закрытое, замкнутое пространство, мордвин должен был воспринимать явления в комплексе, находить между ними сходства, чтобы по различным приметам ориентироваться, определять возможность получения того или иного результата.

Среди природных факторов мордовского этногенеза важная роль принадлежит реке. При переселениях река указывала мордвину путь, при поселении она - его неизменная соседка. В продолжение значительной части года она кормила его. Для торговца она - готовая летняя и зимняя дорога. Река являлась даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в мордовском народе. Она и сама «любит» порядок, закономерность. У древней мордвы расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые лесные или болотистые пространства.

Похожие диссертации на Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия