Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция сотериологической модели фаустианы в литературно-музыкальной традиции Бортнюк, Ольга Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бортнюк, Ольга Анатольевна. Эволюция сотериологической модели фаустианы в литературно-музыкальной традиции : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Бортнюк Ольга Анатольевна; [Место защиты: Комсомольск-на-Амуре гос. техн. ун-т].- Комсомольск-на-Амуре, 2011.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование «сквозных сюжетов» культуры, детерминирующих её ценностную структуру, её смысловые поля, уже не одно столетие выступает ключевым направлением науки о культуре. Подобные сюжеты, проявляющие себя не только в словесном искусстве, но и в музыке, живописи, повседневных структурах, задают ритм и динамику культуры. Через посредство таких «сквозных сюжетов» происходит культурное заимствование. Вместе с тем, каждый акт интерпретации «сквозного сюжета» вносит в него собственные коннотации, детерминированные эпохой, религией и т.д. К такого рода сюжетам, без сомнения, можно отнести историю о докторе Фаусте, воплотившуюся в разных жанрах, в разные эпохи и в разных уголках Европы. При всём различии интерпретаций, в фаустиане можно выделить ключевой элемент, воспроизводящийся во всех текстах, – мотив спасения, выступающий в качестве архетипического элемента сюжета; его мы ставим в центр своего исследования.

В начале XXI века мировая культура вступила в новую – постмодернистскую – фазу своего развития. Практически во всех областях и сферах жизни посылки, формировавшие мышление ХХ столетия, оказались бездейственными и утраченными. Стало ясно, что разум, наука и технологии не решат всех проблем человечества, и индустриальная эпоха уступила позиции информационному веку. В атмосфере плюрализма ценностей каждый культурный артефакт рассматривается современным обществом как «текст», долженствующий быть «прочитанным» и усвоенным некоторой группой людей. Таким образом, артикулируемые обществом традиционные ценности могут быть либо оспорены и отвергнуты, либо приняты и тиражированы. В постмодернистской ситуации свободы выбора личностью и обществом аксиологического приоритета возрастает роль автора и авторитета. Традиционные идеи осмысливаются в исторической ретроспективе и соотносятся с практическими возможностями их применения. В этой ситуации возрастает роль духовного начала культуры, истоком своим имеющего традиционные ценности минувших эпох. Как западная, так и российская культуры имеют достаточно значимые традиции приобщения к духовной области знаний, включающей вопросы смысла человеческого существования. Сотериология как наука о вечном бытии человека осмысливает определённым образом проблемы смысла и условий человеческой жизни. В мировой культуре сотериологический аспект наиболее последовательно актуализирован в литературно-музыкальной фаустиане, и в редких случаях получал свою исследовательскую интерпретацию. Состояние исследований литературно-музыкальной фаустианы в сотериологическом контексте (соотнесение их с моделью либо «осуждения», либо «оправдания») и предопределило характер выбранного автором культурологического аспекта проблемы.

Актуальность проблемы обусловлена дискуссионностью вопроса о правомерности представления литературно-музыкальной фаустианы как сотериологической парадигмы. Рассматривая мировоззренческую основу фаустианы, большинство исследователей соотносит данный феномен с просветительскими идеями эпохи Просвещения, вследствие чего образ Фауста, его философия жизни, идеалы и нравственные представления становятся выражением европейского самосознания и заключают в себе общечеловеческую идею познания и освоения мира. Исследование «фаустианского текста» (И. Шпис «Народная книга», К. Марло «Трагическая история доктора Фауста», Ф.М. Клингер «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад», К.Г. Граббе «Дон Жуан и Фауст», Н. Ленау «Фауст», И.-В. Гёте «Фауст», Т. Манн «Доктор Фаустус», К. Манн «Мефистофель. История одной карьеры», А.В. Луначарский «Фауст и город» и др.) с позиции гносеологической направленности человеческой деятельности и пафоса материального строительства подводит исследователя к необходимости акцентировать факт земной развязки, заявленный в большинстве литературных сюжетов о Фаусте. Данная трактовка текста противопоставляется идеалистическим интерпретациям, фокусирующим внимание на иррациональных смыслах и их воссоздании в литературных и музыкальных произведениях фаустианы в разные культурно-исторические периоды.

Необходимо выявить особенности построения сотериологических моделей в фаустиане на примере трагедии «Фауст» И.-В. Гёте, Восьмой симфонии
Г. Малера и романа «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина, изучить их идейно-символическую структуру и определить внутреннее, «генетическое» стремление фаустианы к устойчивой секуляризации европейской и русской культуры в период от европейского Нового времени до эпохи Постмодерна. Кроме того, актуальность данного диссертационного исследования определяется повышенным интересом к феномену диалога в культуре и разного рода межтекстовым взаимодействиям.

Степень научной разработанности проблемы. Литературно-музыкальная фаустиана представляет собой феномен, выходящий далеко за рамки исканий в сфере искусства, и является неким философским завершением культуры Нового времени, переданным средствами и языком искусства. Весьма обширная и быстро пополняющаяся библиография работ, посвящённых литературно-музыкальной фаустиане, демонстрирует высокую степень исследовательского интереса и разнообразие подходов к изучению «фаустовских» произведений, созданных в рамках различных жанров искусства. Феномен фаустианы изучен с позиции его укоренённости в западноевропейской культуре в работах О. Шпенглера, К.А. Свасьяна, Г. Гессе, Х. Ортеги-и-Гассета и др. Мировоззренческий аспект феномена рассмотрен А.М. Ступелем в процессе исследования фаустианы с точки зрения её музыкальных интерпретаций. Изучению музыкального воплощения Фауст-идеи как литературно-философской темы мировой культуры посвящены исследования Г.В. Ковалевского, В.Н. Холоповой, И.Я. Рыжкина, Е.М. Иршаи,
С.Я. Вартанова, А.В. Денисова, Т. Дзюн. Музыковедческий анализ представлен в работах И.А. Барсовой, И.И. Соллертинского, В.Д. Конен, В.С. Галацкой,
М.С. Друскина, Б.В. Левик, К.К. Розеншильда, Л.В. Михеевой и др. Литературная фаустиана репрезентативно представлена филологическими исследованиями
А.А. Аникста, В.А. Аветисяна, М.И. Бента, Н.Я. Берковского, Н.Н. Вильмонта, Б.Я. Гейман, В.М. Жирмунского, Г.Г. Ишимбаевой, С.В. Тураева, Ф.П. Фёдорова, Г.Г. Хавтаси, Г.В. Якушевой и др. Вопросы литературной фаустианы затронуты в диссертационных работах М.И. Бессоновой, Т.В. Коваленко, Е.Ю. Колышевой, Ч.В. Кудачиновой, С.В. Сёмочко, И.А. Черненко, Г.А. Шор, И.С. Урюпина и др.

Несмотря на то, что фаустиана с сотериологических позиций не исследовалась, предопределённость постановки вопросов к решению данной проблемы задана в поле философских, культурологических, филологических и искусствоведческих изысканий. В диссертации Г.А. Шор своеобразие диалога литературы Серебряного века с «Фаустом» Гёте определяется через сопоставление метафизических смыслов, содержащихся как в тексте трагедии, так и в произведениях русских авторов рубежа XIX-XX столетий. Неоднозначно, по мнению исследователя, представлен Фауст в текстах советских писателей 20-30-х годов ХХ века: и как просветитель-герой-мудрец, преодолевающий реальность во имя Абсолюта, и как преступный «грешник». В работе Дж. Кэмпбелла Фауст-сюжет представлен как миф спасения: автор выделяет спасительно-спасающую функцию мифа и определяет медиативность как единственный путь, ведущий к спасению. В двух интерпретациях представлен сотериологический аспект литературно-музыкальной фаустианы Г.В. Ковалевским: миф о Фаусте есть надежда на спасение для человека, достойно выдержавшего испытания и обретшего духовный свет; в мифе о Фаусте идея искупления транспонирована в идею возмездия (как результат произвола мефистофельского начала). И.И. Соллертинский, анализируя музыкальные воплощения литературных «Фаустов» композиторами разных эпох, приходит к выводу о существовании двух вариантов разрешения сотериологической дилеммы в пространстве музыкальных произведений – осуждение (оратория «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза и др.) и оправдание-спасение (Восьмая симфония Г. Малера и др.). Г. Гессе противопоставляет Фаусту восточного учителя Заратустру: эти два литературных типа определены им как символы сотериологической альтернативы – возможности выбора для каждого человека одного из двух вариантов освоения духовного бытия. При сопоставлении их «сотериологического» содержания образ Фауста трактуется как прообраз борьбы человеческой души за спасение, символически обозначенное звучанием пасхальных колоколов, сменяющих секвенцию судного дня «Dies irae, dies illa» («День гнева, тот день»), а образ Заратустры осмысливается как преодоление человеческой сущности ради приобретения статуса сверхчеловека и олицетворяет новый алтарь и чистые скрижали, на которые человек волен нанести собственные ценности.

Однако в научных исследованиях литературно-музыкальной фаустианы проблема переструктуризации сотериологической модели как составляющей Фауст-концепта не ставилась вообще, либо о ней кратко упоминалось в связи с постановкой и изучением ряда других вопросов бытования фаустианы в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Исследования фаустианы в сотериологическом ключе не предпринимались. Ознакомление с работами, осмысливающими сотериологический аспект фаустианы, подтверждает оправданность избранного в исследовании направления. Следует отметить, что в образе Фауста – и в народной легенде, и в авторских произведениях – акцентируется стремление к запредельному, духовному измерению реальности. В традиции мировой культуры исторически сложились два сотериологических подхода к сюжету о Фаусте: осуждение героя («Народная книга» под ред. И. Шписа, «Фауст» К. Марло, «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» Ф.М. Клингера, «Дон Жуан и Фауст»
К.Г. Граббе, «Фауст» Н. Ленау, «Доктор Фаустус» Т. Манна и др.; оратория «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, опера «Мефистофель» А. Бойто, кантата «История доктора Иоганна Фауста» А.Г. Шнитке, Симфония №21 («Из «Фауста» Гёте») С.М. Слонимского, опера «Фауст в аду» А.В. Семёнова и др.) или его оправдание («Фауст» Г.-Э. Лессинга, «Фауст» И.-В. Гёте, «Фауст и город»
А.В. Луначарского, «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина и др.; опера «Ваш Фауст» А. Пуссёра, Восьмая симфония Г. Малера и др.).

Исследование сотериологического дискурса осуществляется в двух направлениях: в первом актуализируется спектр проблем личного бытия человека, второе затрагивает вопросы социальной жизни. К числу работ первого направления следует отнести диссертацию Ко Чун Ин, в которой даётся сравнение русской и китайской сотериологических концептосфер «Человек» – «Жень». М.В. Ковшов в диссертации «Сотериологический аспект библейского учения о личном бытии человека» рассматривает человеческое бытие в библейском контексте. При сравнительном анализе религиозно-философских взглядов Карла Барта и Рудольфа Бультмана А.В. Ворохобовым разработано понимание сотериологии как функции веры (Р. Бультман) и как направления, развивающего тринитарную теологию (К. Барт), а также изучено антропологическое измерение сотериологии, представленное концепцией освящения в теологии К. Барта и доктриной экзистенциальной подлинности в творчестве Р. Бультмана. С.В. Кекова в диссертационном исследовании «Метаморфозы христианского кода в поэзии Н. Заболоцкого и А. Тарковского» исследует феномен «искушение» в контексте христианской онтологии, антропологии и сотериологии. А.Г. Григорьев в процессе изучения творчества Ф.М. Достоевского в сотериологическом ключе определяет мистический опыт писателя как «обожание». Второе направление представлено работами, обращёнными к социальным проблемам: А.Ю. Моздаков соотносит религиозную сотериологию и теорию безопасности; Е.В. Комлева исследует социоядерный дискурс как производную экологических проблем; М.С. Пылькина анализирует сотериологический аспект философствования («Философия как социальная практика: сотериологический аспект»); В.Б. Батоин изучает социальные аспекты сотериологии китайского буддизма.

Таким образом, связь между фаустианой и сотериологическими аспектами в научных исследованиях недостаточно акцентирована, хотя одна из целей создания литературных произведений о Фаусте, как правило, до Гёте, – морализаторство и душеспасительные выводы, т.е. актуализация сотериологического элемента бытия.

Анализ источников показал недостаточную степень изученности избранной проблемы и определил выбор темы исследования.

Объектом исследования выступает сотериологическая парадигма «оправдание»/«осуждение» как феномен фаустианы, представленный в философско-художественной перспективе.

Предметом исследования является эволюция сотериологической модели «осуждение» в литературно-музыкальной фаустиане в «Фаусте» И.-В. Гёте, Восьмой симфонии Г. Малера и романе «Священная книга оборотня»
В.О. Пелевина.

Цель исследования: выявить способы интерпретаций и характер изменений традиционной западноевропейской сотериологической модели в литературно-музыкальной фаустиане, показать её философско-эстетическую основу.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) описать сотериологические категории и выявить процесс трансформации их содержания в европейской культуре;

2) выявить сотериологическую парадигму фаустианы в её модельных вариантах «осуждение»/«оправдание»;

3) выявить символическую нагруженность Фауст-концепта и определить детерминированность проблем, поставленных в произведениях, от факта присвоения концепту «истина» новых денотатов («труд», «надежда», «любовь»);

4) показать способы воплощения и специфику построения сотериологической модели оправдания в трагедии И.-В. Гёте «Фауст», Восьмой симфонии
Г. Малера и романе «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина;

5) установить связь между воплощением сотериологической модели оправдания в западноевропейской культуре с аксиологическими аспектами мировоззрения европейского человека;

6) выявить направление и смысл трансформации сотериологической составляющей мифа о Фаусте.

Источники работы. Диссертация написана на материале произведений
И.-В. Гёте (трагедия «Фауст»), Г. Малера (Симфония №8), В.О. Пелевина (роман «Священная книга оборотня»). Выбор источников продиктован недостаточной изученностью произведений Г. Малера и В.О. Пелевина в их сопоставлении с текстом «Фауста» И.-В. Гёте и обусловлен повышенным интересом современного гуманитарного образования (литературоведения и музыковедения) к феномену диалога в культуре (диалог между произведениями разных эпох и различных видов искусства). В процессе исследования использованы работы, посвящённые вопросам сотериологии и литературно-музыкальной фаустианы.

Хронологические рамки исследования обусловлены предметом изучения. Нижняя граница – начало XVI века – появление и оформление народной легенды о Фаусте, верхняя граница – начало XXI века.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена решением поставленных задач. Методологическую основу исследования определили приемы сравнительно-исторического, историко-генетического, структурно-функционального и семиотического методов, позволившие выполнить интегративный анализ научной проблемы. В исследовании применены приемы герменевтического прочтения литературно-музыкальных текстов.

Исследование фаустианы производится с учётом философских, филологических, культурологических, музыковедческих трудов. Принципиальное значение имеют работы О. Шпенглера, Й. Хёйзинга, М. Бубера, А.Я. Гуревича, касающиеся вопросов мировоззренческих оснований западной цивилизации, И.А. Барсовой и И.И. Соллертинского по малероведению; исследования литературной фаустианы и «Фауста» Гёте А.А. Аникстом, Н.Н. Вильмонтом и другими литературоведами, а также труды К.А. Свасьяна «Проблема символа в современной философии (критика и анализ)», «Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика» и Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история».

В работе использованы категории и термины: сотериология – термин, традиционно применяемый к обозначению учения о спасении, имеющего место во многих развитых религиях (буддизме, христианстве, исламе и пр.); в работе сотериология рассматривается с позиций христианского догматического богословия; Фауст-концепт – формальный и содержательный аспекты образа «Фауст» и его культурно отмеченный вербализованный смысл, выраженный рядом характеристик, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму; СКО-фаустиана – комплекс фаустианских мотивов, содержащихся в романе «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина.

Научная новизна исследования. В ходе исследования были получены результаты, содержащие научную новизну:

– впервые осуществлён интегративный сотериологический анализ литературно-музыкальной фаустианы на материале текстов И.-В. Гёте, Г. Малера,
В.О. Пелевина;

– дан развёрнутый сюжетный анализ романа «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина: произведение рассмотрено как интерпретация «Фауста»
И.-В. Гёте, явление обозначено как СКО-фаустиана;

– осуществлено герменевтическое прочтение музыкального текста Восьмой симфонии Г. Малера с сотериологических позиций;

– литературно-музыкальная фаустиана классифицирована по принципу антагонистичности сотериологических моделей «осуждение» и «оправдание».

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается:

– в выявлении структуры и значения эволюции сотериологической модели фаустианы;

– в обосновании роли изменений, произошедших в западноевропейской картине мира, для оформления сотериологической парадигмы фаустианы;

– в определении преемственности, существующей между постулатами нравственного сознания раннего европейского общества и культурными ценностями, которые легли в основу современной цивилизации, посредством реконструкции духовного универсума людей прошлых эпох;

– в новом, сотериологическом аспекте подхода к изучению особенностей проявления фаустианских мотивов в литературе и искусстве;

– в выявлении и изучении специфики преломления ключевых тем и идей фаустианы в романе «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина.

Положения и выводы диссертации способствуют постижению феномена фаустианы, дополняют корпус исследований фаустианы, малероведения и творчества В. Пелевина. Материалы диссертации и теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях сотериологического акцента в культуре, в издательской и просветительской деятельности, в преподавании курса истории зарубежной музыки (творчество Г. Малера), курса зарубежной литературы (творчество И.-В. Гёте) и русской литературы ХХI века (творчество В.О. Пелевина), в спецкурсах по религиоведению, культурологическом комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. И.-В. Гёте, Г. Малер и В.О. Пелевин переструктурируют традиционную для литературно-музыкальной фаустианы сотериологическую модель «осуждения», через утверждение и обоснование «оправдательного» финала в своих произведениях. Данный процесс трансформации сотериологической модели является условием формирования сотериологической парадигмы фаустианы, включающей в себя оппозиционные модели «осуждения» и «оправдания».

2. Произошедшая в европейской культуре Нового времени переоценка мировоззренческих ценностей существенно изменяет структуру и содержание сотериологических категорий, что находит своё выражение во внутренней антагонистичности сотериологической парадигмы фаустианы («осуждение / оправдание»).

3. Переоценка ценностей в европейской культуре приводит к переосмыслению методов познания и гносеологическому кризису (кризис рационализма как универсального метода познания), в результате чего иррациональное постижение бытия принимается и постулируется европейским обществом, закономерно направляя человека к деятельному освоению жизненного пространства, а концепту «истина» присваиваются новые денотаты – труд, надежда (молчание), любовь. В них, как в высших гуманистических ценностях, заключено трансцендентное «оправдание» «Фаустов» И.-В. Гёте, Г. Малера, В.О. Пелевина.

4. В пространстве интертекстуального смыслового поля традиционный образ Фауста у И.-В. Гёте по отношению к предшественникам, разрабатывавшим этот образ (И. Шпис, К. Марло, Ф.М. Клингер, К.Г. Граббе, Н. Ленау, Г.-Э. Лессинг и др.), наполняется новым содержанием: «Мудрец – Страдалец – Влюблённый в жизнь». Музыкальный образ второй части Восьмой симфонии Г. Малера структурирован в соответствии с Фауст-триадой И-В. Гёте: «Скерцо (Мудрец) – Адажио (Страдалец) – Гимн (Влюблённый)». Литературный образ Фауста В.О. Пелевина (Лиса Алиса) в романе «Священная книга оборотня» повторяет Фауст-триаду Гёте, с изменением внутренних позиций: «Мудрец – Влюблённый – Страдалец».

5. Российская культура, вступив в мировоззренческий диалог с европейскими культурами прошлого и современности, принимает общеевропейский сотериологический стандарт (предопределение к спасению через труд, надежду и любовь), что является одним из показателей европеизации российской духовной жизни как следствия обращения российского общества к общечеловеческим ценностям.

Апробация результатов исследования: по теме исследования опубликовано 8 статей (3,6 п.л.), в том числе 4 – в изданиях рекомендованных ВАК. Основные положения докладывались на: международной научно-практической конференции «Современные проблемы социально-культурного сервиса и туризма» (Хабаровск, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Системный подход в вопросах формирования молодёжной политики со стороны общества и государства» (Свободный, 2010), III Всероссийской научно-богословской конференции «Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия» (Владивосток, 2010), V Международной научно-практической конференции «Культура Тихоокеанского побережья» (Владивосток, 2010), III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные направления в педагогическом образовании» (Красноярск, 2010), общероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием (Красноярск, 2010, диплом «За высокий научный уровень доклада»).

Структура диссертации представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком, включающим 209 наименований, и приложением (нотные фрагменты, иллюстрирующие культурологический анализ Симфонии №8 Г. Малера). Текст диссертации составляет 191 страницу.

Похожие диссертации на Эволюция сотериологической модели фаустианы в литературно-музыкальной традиции