Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепт ночи в традиционной культуре адыгов Сиюхова, Аминет Магаметовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сиюхова, Аминет Магаметовна. Концепт ночи в традиционной культуре адыгов : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 / Сиюхова Аминет Магаметовна; [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ].- Москва, 2012.- 347 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-24/30

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Концепт – относительное новое в науке понятие. Оно ранее всего было осознано в лингвистике, но в последнее время оно стало использоваться в философии и культурологии. Термин «концептосфера» был введено Д. С. Лихачевым по типу терминов В. И. Вернадского: ноосфера, биосфера и пр.. Представление о концепте, по мнению многих ученых, содержит и его этнокультурный образ. Ю. С. Степанов развивает идею соотнесенности концепта и культурного мира человека и отмечает: «Концепты существуют в ментальном мире не в виде четких понятий, а как некий пучок представлений, <...>, концепты не только мыслятся, они переживаются».

Одним из важных и пока практически неизученных как культурологический феномен является концепт ночи. Концепт времени вообще, по мнению В. А. Масловой, самый сложный и самый важный, «ибо сквозь его призму воспринимается нами все сущее в мире, все доступное нашему уму и нашему истолкованию». С лингвистической точки зрения проблема времени освещалась как онтологическая и лингвокультурологическая (см. монографии М. В. Всеволодовой, Е. С. Яковлевой, Г. В. Звездовой и др.). В этих работах проблема времени исследовалась в основном на материале темпоральной лексики, посредством которой фиксировались представления о суточном круге времени, ставшие фактом человеческого сознания уже в доисторические времена и сыгравшие свою роль в становлении различных картин мира.

Концепт ночи отражает один из комплексов разнообразных форм особых культурных практик, складывающихся в важный сегмент этнической картины мира. В этнокультуре адыгов (черкесов) концепт ночи в научной литературе в качестве предметной области до настоящего времени не исследовался. Большая часть ученых-адыговедов, в особенности историков и этнографов, рассматривала традиции, обряды в отрыве от временного контекста суточных циклов.

Концепт ночи в этнокультуре предполагает актуализацию ночного типа сознания, проявляющегося на социальном и индивидуальном уровнях. В современных научных источниках теоретически разработана проблема типологии сознания на основе отношения к суточным циклам, выражающаяся в противопоставлении дневного и ночного типов. В частности, в отличие от рационального, прагматичного «дневного сознания», важными качествами «ночного сознания» являются интуитивность, иррациональность, холономность, континуальность, эстетичость и т. п., которые особенно ярко проявляются в эзотерических, символических системах (миф, искусство, религия). Доминирование сознания ночного типа в системе общественного сознания в целом определяется климатическими и историческими условиями. Наиболее отчетливо «ночное сознание» проявляется в зонах экстремального климата (лето круглый год, либо вечная зима), а также в переломные моменты истории общества. С этих позиций традиционная культура адыгов еще не рассматривалась.

Новые исследовательские подходы требуются не только для уже изученных сфер культуры адыгов, таких как эпос «Нарты», традиционная семейная и календарная обрядность, но и еще не введенных в орбиту научного культурологического анализа сфер образной символики толкования сновидений, современных форм этнокультуры ночного типа в условиях города и пр. Все обозначенные положения указывают на актуальность культурологического поворота темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Концепт ночи как предмет культурологического анализа актуализировался в последнее десятилетие. Основной причиной интереса стало интенсивное развитие ночной культурно-развлекательной индустрии. Подобная практика ранее всего стала активно развиваться в западных странах. В качестве примера исследования ночных форм в системе современной массовой культуры можно привести диссертационную работу 1988 г. Ч. Ферре (C. Ferre), рассматривающего тип ночного театрализованного представления, традиционно свойственного для полинезийской культуры. Автор обосновывает важность включения этнических элементов в современные «Ночные Шоу» для привлечения большего потока туристов на Гавайские острова. Канадский эссеист Б. Палмер (B. Palmer) в историческом разрезе восьми веков, начиная от средневековья до наших дней, исследует вопросы социальной маргинальности, в наибольшей степени проявляющейся в ночных практиках. Французский ученый А. Кабантус рассматривает проблему ночной жизни общества в качестве предметной области исторического исследования. Другим примером может служить монография американских исследователей П. Четтертона и Р. Холландса (P. Chatterton, R. Hollands), в которой авторы, используя понятие «городское ночное пространство», описывают типы молодежной культуры. Разнообразные формы городского ночного досуга становятся предметом анализа английского автора С. Уэлклэйт (S. Walklate). Монография американского ученого Э. Хэйден-Гуеста (A. Haden-Guest) раскрывает вопросы сущности включения разных категорий населения в ночную жизнь Нью-Йорка.

В российской науке проблематика разнообразных аспектов ночной культуры также начинает интенсивно разрабатываться в первые годы XXI века. Следует признать, что исследования в данном направлении носили, в основном, локальный характер, т. е. рассматривали отдельные аспекты ночной культуры. Только объединенные в тематические сборники по материалам прошедших в Государственном институте искусствознания с 2003 по 2011 гг. научно-практических конференций, представленные работы совокупно выявляли принципы, имеющие методологический характер для подобных исследований. Так, Е. В. Дуков обосновывает влияние ночной культуры на интенсификацию стратификационных процессов в обществе и формирование социальности как таковой. М. Ю. Зуева рассматривает ночь как культурологическую категорию, опираясь на реконструкцию первобытного сознания в пространстве ночи, познающего состояние таинственности и бесконечности ночного мира. Е. В. Николаева исследует вопросы ночной культуры повседневности через визуальные образы (реклама, граффити, световые артобъекты и пр.), при этом выделяет значимые архетипы коллективного бессознательного, имеющие ночную природу. О. А. Жукова, обращаясь к философскому осмыслению антитезы «сакральное-профанное» в современной культуре, говорит о значении ночи в качестве онтологического кода культурной истории человечества. Л. И. Левин анализирует концепт ночи в городской культуре и приходит к фундаментальному выводу о том, что ночь является основным фактором формирования целостности традиционной картины мира. Связь концепта ночи с мифологическим сознанием с позиции философии анализирует В. М. Пивоев, который вводит понятия «ночное сознание» и «ночной тип культуры». Локально исследуют с точки зрения лингвокультурного анализа концепты «свет» и «тьма» в литературных текстах М. А. Садыкова и Н. А. Азаренко.

Примером рассмотрения значения ночных культурных практик в традиционной культуре славян является работа Е. А. Дороховой, в которой автор раскрывает вопрос о мифологичности архаического сознания, ассоциировавшего ночь с «тем» светом. Ночные ритуалы жизненного цикла анализирует С. К. Лащенко в контексте смеховой культуры в системе обрядности восточных славян. Авторам Е. А. Дороховой и О. А. Пашиной принадлежит глава «Традиционная картина мира» в учебном пособии «Народное музыкальное творчество», где они также освещают вопросы мифологического сознания и, в частности, осмысления архаическим сознанием концептов времени и пространства, важным элементом которых является ночь.

Следует заметить, что в научной литературе не так много работ, посвященных комплексному анализу концепта ночи в других этнокультурах, которые в этой связи представляют собой еще не освоенное весьма обширное научное поле. Однако представленные работы могут рассматриваться как достаточно полная совокупность методологических подходов к исследованию ночной культуры в разнообразных ее аспектах. В качестве методологического основания подобных исследований также могут рассматриваться классические труды М. Элиаде и Г. Башляра, в которых даются примеры научного освоения проблематики ночного мифологического сознания. Авторы представляют широкую картину образов, связанных с архетипами бессознательного, проявляющихся в мифах и сновидениях, выявляют семантику и функции конкретных мифов и их составных частей. Их последователь Ж. Дюран формулирует философскую теорию, построенную на выявлении соотношения «диурнического» (дневного) и «ноктюрнического» (ночного) режимов мифологического освоения мира.

В культуре адыгов для научного анализа концепта ночи представляют большой интерес этнографические описания культуры и быта этнического социума, предпринятые многочисленными путешественниками из Европы, посетившими Северный Кавказ с XIV по XIX век, в которых они фиксируют ночные обряды адыгов. Большой массив литературы посвящен изучению истории адыгов. Можно выделить три исследовательских периода: средневековье, когда сформировались основные черты этноса (исследования русских историков XIX века), период Кавказской войны (в основном исследован учеными-эмигрантами и учеными постсоветского периода), советский период (отражается непосредственно историками данного периода). Во второй половине XX века объектом глубокого анализа становится художественное творчество адыгов, его мифоэпическое и музыкально-хореографическое наследие. Ценным исследовательско-эмпирическим и методологическим багажом в отношении художественной культуры адыгов являются работы А. М. Гадагатля, З. М. Налоева, А. Н. Соколовой, Г. К. Чича, Ш. С. Шу, М. А. Джандар, - искусствоведов и историков, широко представивших в своих трудах анализ разнообразных форм народного творчества.

На рубеже XX – XXI веков было положено начало новым системным исследованиям культуры адыгов. Такие авторы, как Б. Х. Бгажноков, К. Х. Мафедзев, Х. М. Казанов, Г. Х. Мамбетов, А. Х. Зафесов, А. Ю. Шадже, С. А. Ляушева, Т. А. Овсянникова, К. Х. Унежев, С. А. Раздольскй, А. Д. Тлеуж и др., поднимают малоизученные аспекты адыгской культуры. В поле научных интересов входят вопросы, связанные с проблемой этнокультурных архетипов, их взаимосвязью и взаимообусловленностью с различными элементами адыгской культуры, проводится философский анализ содержания духовных ценностей, исследуются актуальные проблемы сохранения социокультурной идентичности и межкультурного диалога, разрабатываются проблемы развития адыгской культуры на современном этапе.

В последние годы стали появляться работы об отдельных значимых для культурологии элементах этнической картины мира адыгов, таких как «концепт смерти», «концепт верха», «концепт горы», концепт «времени и пространства», концепты «бог», «дух», душа», концепт «мудрость» и др. Нам представляется, что еще не освоенный «концепт ночи» в силу своей онтологичности является не менее важным сегментом такого сложного явления, как традиционная культура адыгов.

Объектом настоящего исследования является традиционная культура адыгов, реализующаяся, в первую очередь, через специфические «ночные» формы этносознания и культурные практики, включающие художественно-эстетические элементы.

Предмет исследования – концепт ночи, выступающий в разнообразных формах традиционной жизни адыгов: эпосе, обрядах, в этнических культурных пространствах села и города.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении содержательной сущности концепта ночи, связанного с особенностями сознания ночного типа и ночных форм этнокультуры адыгов, а также в определении значения концепта ночи как стабилизирующего фактора этничности современных адыгов.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Обосновать теоретико-методологические подходы к анализу концепта ночи в этнокультуре адыгов.

  2. Выявить каркас этнокультурной идентичности и определить в нем роль архетипических элементов, способствующих актуализации «ночного» типа культуры, проявляющихся в интуитивно-эмоциональных реакциях на традиционные формы социальных взаимодействий.

  3. Проанализировать содержательную структуру концепта ночи в целом для дальнейшего выявления его сущности на примере традиционной культуры адыгов.

  4. Исследовать архетипы коллективного бессознательного, относящиеся к ночной символике в мифоэпическом творчестве и толкованиях образной системы сновидений представителей этнического сообщества адыгов.

  5. Выделить пространственные факторы формирования ночной культуры этноса.

  6. Провести культурологический анализ традиций, связанных с ночной обрядностью.

  7. Рассмотреть значение ночных культурных практик адыгов в формировании современного пространства в условиях полиэтничного города.

В качестве рабочей гипотезы выдвинута следующая: концепт ночи и актуализация «ночного сознания» и «ночной культуры» в образе жизни современного этнического социума адыгов играет роль этносохраняющего и этноразвивающего фактора.

Теоретико-методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов. В определении общей методологии диссертационного исследования осуществлялась опора на работы Ю. В. Бромелея, рассматривающего вопросы этничности и структурирования культуры в целом, М. С. Кагана, обосновавшего идею системного понимания культуры как «организованной сложности». Очень важной теоретической базой для проведения исследования послужили работы В. С. Жидкова, Ю. В. Осокина, К. Б. Соколова, уточняющие сущность понятия «культура», выявляющие основные и необходимые элементы в ходе системного исследования культуры, определяющие культурологическое понятие «картина мира». Методологическим основанием является теория Ж. Дюрана, определяющая режимы воображаемого (имажинэр), реализующиеся по принципу «диурна» (дня) и «ноктюрна» (ночи), вследствие чего разные этнические культуры можно условно отнести к диурническому, либо ноктюрническому типам.

Методологической основой анализа некоторых обрядов в адыгской культуре послужили положения, представленные в фундаментальных трудах В. Я. Проппа. Важной предпосылкой научного осмысления смеховой культуры в системе адыгских обрядов стала работа М. М. Бахтина о творчестве Франсуа Рабле и народной культуре средневековья и ренессанса. При проведении анализа символики сновидений мы опирались на теорию архетипов коллективного бессознательного К. Г. Юнга. Семиотический анализ знаковой системы, реализующийся в традиционной культуре адыгов, проводился в соответствии с современными научными подходами, предложенными В. П. Рудневым. Культурологические и социологические проблемы осмысления современной культуры, в том числе, «ночной цивилизации», решались на основе идей Е. В. Дукова. Рассмотрение вопросов, связанных с пространством развертывания культуры, осуществлялось с опорой на теоретические работы Э. А. Орловой, которая актуализировала и структурировала понятие «образ жизни», а также трудов Ю. А. Веденина по географии искусства, выделяющего диалектически сопряженные элементы данной системы «центр – периферия». Значимой работой для понимания социокультурной сущности городского пространства послужила работа М. Вебера «Город». Подтверждению особой роли художественно-эстетических практик в бесконечной позитивной эволюции общества способствовали положения, изложенные в трудах В. И. Тасалова и М. Н. Афасижева.

Непосредственный анализ сущности этнокультуры и этнической идентичности адыгов проводился с использованием результатов теоретических и эмпирических исследований Р. А. Ханаху, О. М. Цветкова, Б. Х. Бгажнокова, К. У. Унежева, А. Т. Шортанова, Х. М. Казанова, А. Ю. Шадже, С. А. Ляушевой, Р. Б. Унароковой, Т. А. Овсянниковой, С. А. Раздольского и др.

Настоящее диссертационное исследование базируется на теоретико-методологических принципах исследований культуры, дающих возможность рассматривать культуру целостно как систему взаимодействующих сфер, наиболее полно отражающуюся в картине мира этнического социума. Для комплексного исследования культурологических объектов в работе применяются методы комплексного познания гуманитарных наук:

- диахронический метод, позволяющий рассматривать реализацию культуры ночного типа адыгов в истории;

- синхронический метод, дающий возможность сравнения способов реализации ночной символики в сознании разных этносов, проживающих на общей территории в единый промежуток времени;

- сравнительно-исторический метод, предполагающий выявление сущностных отличий в реализации и осмыслении одних и тех же культурных практик в разные исторические периоды жизни этноса;

- системно-структурный метод, реализующий подход, при котором концепт ночи рассматривается в разных сферах этнокультуры адыгов;

- семиотический метод, основанный на рассмотрении знаковых выражений разнообразных элементов ночной культуры адыгов.

Кроме того для решения поставленных задач используются частнонаучные методы социологии, этнографии, психологии, искусствоведения. В целом диссертант придерживается дискурса, отвечающего характеристикам историзма, конкретности, объективности, последовательности, рациональности.

Эмпирическую основу исследования составляют несколько блоков источников. Первый блок включает литературу, посвященную этнографическому описанию культуры адыгов со времен средневековья до сегодняшних дней. Кроме уже упомянутых западноевропейских путешественников по Кавказу и русских ученых XIX в. большую ценность имеют труды первых адыгских просветителей С. Хан-Гирея, Ш. Ногмова и А.-Г. Кешева. Исследования, выполненные в советский период, несмотря на идеологизированность и приверженность исключительно к материалистической концепции толкования социальных и культурных процессов в Адыгее, представляют собой важный источник этнографических сведений, так как они основывались на многочисленных полевых экспедициях по Северному Кавказу, предпринятых учеными Москвы и Ленинграда и непосредственно запечатлевших многие традиции и обряды, утраченные в настоящее время. К таким работам можно отнести книги и статьи Л. И. Лаврова, Н. Жардецкой, С. Раскиной, И. Х. Калмыкова. Богатый исторический и этнографический материал содержится в трудах местных авторов рубежа XX – начала XXI веков А. Г. Шортанова, З. М. Налоева, Б. Х. Бгажнокова, К. У. Унежева, С. Х. Хотко, М. Н. Губжокова, М. М. Джоловой, С. Х. Мафедзева, Х. А. Хабекировой и др.

Во второй блок эмпирических источников исследования следует отнести многочисленные образцы фольклора и мифоэпического творчества адыгов, собранных и опубликованных в нескольких изданиях, в том числе и в Интернете. Особый интерес вызывают эпос «Нарты», два сборника сказок и легенд, изданных в разное время и четырехтомный сборник «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов». К этой же категории источников можно отнести большое количество сонников, содержащих многообразные трактовки образов сновидений в различных национальных традициях.

Третий блок эмпирических источников представляет первичная информация, полученная лично автором в ходе диссертационного исследования путем сбора данных методом социологического опроса (интервью и анкетирование респондентов). Было проведено анкетирование с целью определения отдельных признаков этнической самоидентичности адыгов (1 глава), проведен опрос, связанный с выявлением особенностей толкования образов сновидений (2 глава), анкетирование для получения информации о способах участия городского социума в ночных культурных практиках (3 глава). Также использовался материал из непосредственного наблюдения разнообразных форм ночной культурной жизни этнического социума в современной ситуации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- постановка проблемы концепта ночи представляется новой не только по отношению к культуре адыгов, но и к этнокультурам Северного Кавказа в целом;

- проведен анализ мифоэпического наследия адыгов с целью выявления архетипов и символики, связанных с концептом ночи;

- впервые выявлена архетипическая и образная структура сновидений представителей этноса и дана их типология в диахроническом и синхроническом дискурсах;

- определены основные пространства развертывания традиционной культуры адыгов ночного типа и выявлены их культуротворческие функции;

- проанализированы этносохраняющие и этноразвивающие функции традиционных адыгских ночных обрядов;

- выявлена определяющая роль искусства в системе ночных культурных практик для формирования символического пространства этнической культуры адыгов в системе полиэтничного города и возможности сохранения их этнического мироощущения в эпоху глобализации.

- выявлен смысловой каркас этнической идентичности адыгов и роль в нем элемента архаического мироощущения, что позволяет в современных условиях реализовываться ночному типу сознания и культуры;

- подтверждено онтологическое значение «ночного» режима мифологического сознания для сохранения и развития этнической идентичности современных адыгов.

Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту.

1. Концепт ночи обусловливается его многообразными проявлениями в формировании сознания и культуры общества в целом. Представляя собой природно-космическое явление, ночь является важным фактором развития форм познавательной деятельности, таких как фантазия, воображение, прогностичность и пр. Ночь способствует философскому осмыслению целостности картины мира и освоению мира через «ночные» культурные формы мистики, мифа, религии и искусства.

2. Образы ночи получают многоплановое воплощение в мифоэпическом наследии адыгов. Выделяются зооморфные и антропоморфные типы ночных образов, а также пространственно-временные значения ночи для развертывания образно-сюжетной структуры фольклорных образцов. Символы ночи, как и дня, в адыгских сказках и сказаниях не получают постоянного прикрепления к сущностям зла или добра, а интерпретируются в зависимости от приоритета «диурна» («дневного» режима мифа) или «ноктюрна» («ночного» режима мифа) в процессе развития мифологического сознания этноса.

3. Сюжеты и символы, отражающие образный мир ночных сновидений современных адыгов, ассоциируются с представлениями о цикличности человеческого существования – архаическими смыслами коллективного бессознательного.

4. Основным фактором формирования ночной культуры адыгов с активным продуцированием обрядовых и художественно-эстетических практик становится архетип знатного гостя (нарта, воина, путника), и как следствие, - формирование специального пространства (кунацкая), где зарождается и укореняется специфическая форма культуры, во многом являющаяся этномаркирующим признаком традиционной культуры адыгов.

5. Продолжающееся бытование старинного ночного обряда у постели больного (чапщ) в условиях эффективного институционального медицинского обслуживания в конце XIX – начале XX века свидетельствует о том, что данный обряд был необходим не столько больному, сколько всему этническому социуму в качестве важного фактора повышения жизненной энергии.

7. Архетип мистики ночи сохраняет свои функции в современной культуре региона. При преобладании профанного способа реализации ночных культурных практик, молодежное сознание поликультурного города, тем не менее, остается генетическим носителем ночных сакральных представлений, но в силу возраста у большей части молодых людей реализация архетипов ночи находится в латентном состоянии.

8. К настоящему времени произошло значительное увеличение «ночного» сегмента в этнической картине мира адыгов. Он дает бльшую свободу и возможность для реализации вариативности этнической картины мира в условиях современного глобализирующегося мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретическом плане диссертация имеет значение для развития новых аналитических стратегий осмысления традиционной культуры в целом и отдельных ее проявлений. Предложенная методика может быть применена для исследования других этнических культур. Также могут быть использованы современные способы получения первичной исследовательской информации (количественные и качественные), при помощи которых в настоящей диссертации были определены структура самоидентичности современного представителя этноса, образно-символическая система толкования сновидений в системе этнической культуры, уровень включенности социума в ночные культурные практики и пр. Полученные в ходе диссертационного исследования эмпирические результаты могут рассматриваться в качестве источника данных для научных изысканий в других направлениях, либо для сравнения их с собственными данными в рамках новых исследований.

Диссертационное исследование может иметь практическое значение для научно-осмысленного формирования культурной политики региона, которая должна учитывать многообразные факторы межэтнической, внутриэтнической коммуникации, а также неоднозначное влияние глобализационных процессов при планировании программ, включающих ночные формы культурных мероприятий. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по культурологии, истории и культуре адыгов, социологии культуры.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Диссертационное исследование соответствует п. 19. «Культура и этнос» паспорта специальности 24.00.01 – Теория и история культуры.

Апробация диссертационной работы. Основные положения, теоретические подходы и выводы исследования были изложены в докладах и сообщениях на:

- ежегодных научно-практических всероссийских конференциях «Неделя науки МГТУ», г. Майкоп, Майкопский государственный технологический университет, 24.11.2009 г., 21.11.2010 г., 22.11.2011 г.;

- ежегодных «Всероссийских научно-практических конференциях аспирантов, докторантов, соискателей и молодых ученых», г. Майкоп, Майкопский государственный технологический университет, 23.03.2009 г., 24.03.2010 г., 23.03.2011 г.;

- международной научной конференции «Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках», г. Москва, Российская академия им. Гнесиных, 8-10.11.2007 г.

- третьей междисциплинарной конференции «Ночь-3: ритуалы, искусство, развлечения», Москва, Государственный институт искусствознания, 2-4.11.2009 г.

- всероссийской конференции «Развлечение и искусство – 4», Москва, Государственный институт искусствознания, 10-13.11.2010 г.

- II международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона», г. Майкоп, Майкопский государственный технологический университет, 1.10.2010-30.01.2011 г.

- всероссийской конференции «КТО Я? И ГДЕ МОИ?
Процессы идентификации на телевидении и в сетях», г. Москва, Государственный институт искусствознания, 20-21.04.2011 г.

- всероссийской конференции «Ночь-4: новые гуманитарные исследования», г. Москва, Государственный институт искусствознания, 24-25.11.2011 г.

По теме исследования автором подготовлены и опубликованы научные статьи и монографии объемом более 37 условных печатных листов, в том числе в 9 журналах, включенных в список одобренных ВАК.

Структура работы.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования культурных комплексов жизни этноса.

    1. Теоретико-методологические подходы к анализу концепта ночи в традиционной культуре.

    2. Этнокультурная идентичность адыгов: содержание и структура.

    ГЛАВА 2. Традиционная культура адыгов в знаково-символическом континууме ночи.

    2.1. Ночь как предметное поле научного анализа.

    2.2. Ночные архетипы в традиционном художественном сознании адыгов.

    ГЛАВА 3. Ночь как категория этнокультуры в социальной и художественной практике адыгов.

    3.1. Пространственные факторы формирования ночной культуры этноса.

    3.2. Ночные традиции и обрядность в этнокультуре адыгов.

    3.3. Этнокультура ночного типа в условиях полиэтничного города.

    Список использованной литературы включает более 250 источников на русском, адыгском, английском, немецком, французском языках. В приложениях представлены иллюстрации к третьей главе.