Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ Самитина Евгения Константиновна

Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ
<
Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самитина Евгения Константиновна. Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Самитина Евгения Константиновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2009.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/113

Введение к работе

Актуальность исследования определяется значимостью процесса межкультурной коммуникации в период глобализации, поскольку современный мир представляет собой совокупность различных социокультурных структур, которые подвержены возрастающему взаимодействию. Суть проблемы межкультурной коммуникации в современных условиях заключается в том, что этот процесс осуществляется большей частью на поверхностном уровне, в основном представленном глобальной экономикой и массовой культурой, местом происхождения которых является так называемая «западная цивилизация». Глубинные же процессы взаимодействия культур не изучены в достаточной степени.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование или изменение культурной парадигмы, является креативность, свойственная определённому социокультурному типу. Интенции креативности находятся в русле общего развития локальной культуры и соотносятся с логикой развития социума, а также с преобладающими тенденциями в ментальности социума и ценностно-смысловыми ориента-циями культуры. Изучение и анализ особенностей креативности социума позволяет выявить специфику креативности его ментальности и характер динамики социально-культурного развития.

В качестве факторов, которые позволяют идентифицировать локальную культуру как часть определённого социокультурного типа, можно назвать религиозные воззрения, принятые в обществе обычаи, обрядовую практику, или всё то, что формирует аксиологические ориентации деятельности членов социума. К примеру, факт наличия или отсутствия креационнои идеи, как основы мировоззрения, влияет на вектор социокультурного развития общества и формирует его мен-тальность. Схожие ценностно-смысловые ориентации позволяют объединить ряд локальных культурных сообществ в более широкие структуры, которые различаются согласно таким специфическим константам мировосприятия, как взаимоотношение человека и природы, приоритет коллективного или индивидуального начал, значимость исторической традиции или творческой инновации, этнокультурная идентичность и др.

Аксиологическая направленность культуры создаёт специфическое мироощущение и обусловливает потенциальную продуктивность и

динамику межкультурного взаимодействия. Тип креативности социума не только определяет логику дальнейшего социально-культурного развития, но и оказывает влияние на продуктивность межкультурной коммуникации. Изучение и понимание форм и принципов коммуникации, характерных для социокультурной группы, непременно будет способствовать адекватности восприятия ценностей культуры, которая является «чужой» и не может быть понята на уровне личной ментальное. Уровень межличностных контактов предполагает момент непредсказуемости результата взаимодействия. На межкультурном уровне нелинейность развития коммуникативного процесса значительно увеличивается. Этот синергетический процесс создает сложную нелинейную структуру, анализировать которую можно только при максимальном изучении глубинных оснований взаимодействующих культур.

Представленные в данном исследовании в качестве примеров культуры Европы и Юго-Восточной Азии являются наиболее полярными по своей ментальности и аксиологической направленности, поскольку процесс развития этих региональных культурных типов происходил с наименьшим взаимным влиянием.

Гипотеза.

Межкультурная коммуникация представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя множество элементов и подструктур. Креативность ментальности социума проявляется как на межличностном уровне, так и в рамках локальной культуры. Процесс коммуникации напрямую связан с типом креативности, а сфера коммуникации в значительной степени детерминирована традициями и обрядовой практикой.

Таким образом, возникают определенные предпосылки для межкультурной коммуникации, которые могут быть благоприятными (при схожих аксиологических ориентациях) или неблагоприятными (при различных). Вместе с тем результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальности социума и обусловленной типом креативности.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы взаимодействия культур интересуют западных исследователей довольно давно. Уже деятели Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье и др.) придавали этому процессу огромное зна-

чение. Однако понятие межкультурной коммуникации возникло сравнительно недавно, в середине XX века. С течением времени сформировалось отношение к межкультурной коммуникации как к явлению, обладающему ярко выраженным динамическим характером и сложностью причинно-следственных связей.

Европейские мыслители в значительно большей степени уделяли внимание проблеме взаимодействия культур, чем восточные. В разное время к этой проблеме обращались С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, А. Бергсон, Ж. Бодрийяр, A.M. Буровский, Вольтер, И.Г. Гердер, Т.П. Григорьева, Г.В. Гриненко, Э. Гуссерль, Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, Вяч. Иванов, Г.Е. Крейдлин, К. Леви-Строс, Ю.М. Лот-ман, В.М. Межуев, Е.М. Мелетинский, Ф. Ницше, Ю.Н. Рерих, П.А. Сорокин, Ю.С. Степанов, Э.Б. Тайлор, Э.Тоффлер, Н.С. Трубецкой, М.Б. Туровский, Л. Уайт, Д.Д. Фрэзер, С. Хантингтон, О. Шпенглер, М. Элиаде и другие.

Мыслители Востока большее внимание уделяли особенностям межличностной коммуникации (Конфуций, Лао-цзы), причём в основном в рамках философских учений.

Креативности как одному из важнейших факторов антропогенеза учёные стали уделять внимание только в конце прошлого столетия. Вместе с тем явление творческой активности индивида интересовало ученых Европы уже давно. Ещё во времена Античности к этому вопросу обращались Платон и Аристотель, Зенон и Цицерон. В различные культурно-исторические эпохи вопросы, касающиеся источников и форм проявления творческой активности человека, поднимались в работах таких европейских учёных, как Т. Адорно, М. Арнаудов, Ф. Бэкон, Г.-Г. Гадамер, Г.Ф.В. Гегель, В. Дильтей, И. Кант, Э. Кас-сирер, Г. Лейбниц, Г. Риккерт, Р. Сабундский, А. Фергюсон, И. Фихте, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр, И. Экхарт и многие другие. Отечественные мыслители также неоднократно обращались к вопросам творчества и творческого потенциала: Д. Андреев, А.А. Аронов, Н.С. Ар-сеньев, А. Белый, Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, Н.С. Злобин, А.Ф. Лосев, Ф.Т. Михайлов, Б.Г. Мосалёв, В.И. Самохвалова, B.C. Соловьёв, Ф.А. Степун, Л.В. Успенский, Л. Шестов, М.М. Шибаева и другие. Кроме того, размышления о творчестве можно найти у многих поэтов, художников, музыкантов: И.А. Бродского, М.А. Булгакова, Р. Вагнера, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Э. Золя, А. Камю, В.В. Кандинского, Т. Манна, Микеланджело, В.Ф. Одоевского,

Б.Л. Пастернака, Н. Рериха, Ж.П. Сартра, А. Скрябина, Э. Хемингуэя, П.Б. Шелли и других деятелей художественной культуры.

Восточные мыслители также уделяли внимание этой проблеме со времени возникновения философии. Размышления о природе и значении творческого потенциала можно найти уже в сохранившихся в пересказах трудах основателей восточных религий Лао-цзы и Конфуция. В дальнейшем этой проблеме уделяли внимание мыслители как Юго-Восточной и Южной Азии, так и арабского мира: Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ямага Соко, Ито Джинсай, Саади, а также поэты Востока.

Однако понятие «креативность» стало рассматриваться учёными сравнительно недавно. Для изучения этого явления важное значение имеют труды А.С. Ахиезера, М.С. Кагана, А.А. Коблякова, А.А. Пе-липенко, И. Пригожина, О.Н. Румянцева, В.И. Самохваловой, А.Ю. Шеманова, А.Я. Флиера.

Процессы, происходящие в современном мире на фоне культурного развития, побуждают исследователей рассматривать различные аспекты человеческой жизни в контексте глобализации. К важнейшим из них относится и креативный аспект межкультурной коммуникации.

Объектом исследования является межкультурная коммуникация как форма взаимодействия различных типов креативности.

Предметом исследования является креативный потенциал культур разных аксиологических ориентации и их взаимодействие в процессе межкультурной коммуникации.

Цель исследования - выявление креативного потенциала межкультурной коммуникации.

Данная цель обусловила следующие исследовательские задачи:

выявить различия в типах креативности, характерных для разных социокультурных групп;

осуществить сопоставительный анализ форм проявления креативности в сфере межличностной коммуникации;

проанализировать особенности художественной коммуникации в зависимости от типа креативности;

охарактеризовать интенции креативности в культурах разных аксиологических ориентации;

выявить природу и характер динамики креативности в процессе культурно-исторического развития;

- раскрыть особенности типов креативности в культурах, объеди
нённых определенными аксиологическими ориентациями, а также
осмыслить возможности повышения степени продуктивности диалога
культур.

Методологической базой проводимого исследования являются основные концепции и подходы современной культурологии, в частности, структурализм, методологические принципы семиотики и синергетики, а также некоторые элементы постструктуралистской интерпретации культуры.

Методы исследования. При написании диссертационной работы были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: социокультурный анализ, генетический анализ, принцип историко-культурной реконструкции, междисциплинарная компаративистика (в том числе лингвистическая), факторный анализ. Существенное значение в работе имеет анализ саморазвивающихся структур в рамках синергетического подхода.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

осуществлен анализ типов креативности в культурах различных аксиологических ориентации - европейская культура и культура Китая, а также страны, которые так или иначе в разное время попадали в сферу его влияния (Япония, Корея, Вьетнам и др.), а также выявлены различия в представленных типах;

проанализированы формы межличностной коммуникации, как вербальные, так и невербальные, и осуществлён их сопоставительный анализ на примере двух исторически сложившихся культурных парадигм;

раскрыты особенности художественной коммуникации и выявлены её культурно-исторические основания в различных типах креативности;

выявлены специфические черты типов креативности представленных культур (аксиологическая направленность, значимость индивидуальности, приоритет инноватики или традиции и др.);

определены факторы культурно-исторического развития, являющиеся значимыми для формирования типа креативности (наличие или отсутствие креационной идеи как основы мировоззрения, социальная структура, сложившиеся традиции, особенности межэтнических взаимодействий и др.);

- раскрыты особенности типов креативности и выявлено значение креативности в процессе межкультурной коммуникации как фактора, определяющего степень потенциального взаимного влияния.

Теоретическая значимость работы определяется в первую очередь тем, что в ней рассматриваются различные типы креативности в контексте межкультурной коммуникации на фоне современных социокультурных процессов, что является значимым вкладом в теорию культуры в части выявления, описания и атрибуции социокультурных оснований формирования ценностных ориентации, принципов мировосприятия и особенностей форм деятельности (в том числе и креативной) и взаимодействия, определяемых традициями разных региональных культур.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности - в курсах «Культурология», «Теория культуры», а также для разработки спецкурсов по проблемам креативности и межкультурной коммуникации. Кроме того, результаты исследования могут использоваться в качестве материала для дальнейшего изучения проблем межкультурной коммуникации.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Креативность, свойственная культурам с теми или иными аксиологическими ориентациями, является одним из важнейших факторов, обусловливающих специфику развития социокультурной группы и её ментальности, в том числе, безусловно, влияющих на процесс межкультурной коммуникации. Результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальности социума.

  2. Основу межкультурной коммуникации составляет процесс взаимодействия двух сложных социокультурных структур, находящихся в рамках специфического мироощущения и сложившегося типа креативности. Идеологические и религиозные основания социума являются основополагающими при формировании типа креативности и соотносятся с культурными традициями.

3. Тип креативности является результатом культурно-
исторического опыта социума и в то же время формирует вектор раз
вития социокультурной группы. В заданном векторе развивается так
же коммуникативный процесс в межличностных формах, поскольку
креативность лежит в основе формирования модели творческого по-

ведения индивида. Межличностные формы проецируются на уровень межкультурных контактов, обусловливая специфику и продуктивность взаимодействия.

  1. Коммуникативные процессы, которые включают в себя различные аспекты человеческого существования от межличностного общения до культурных контактов, обладают потенциалом креативности, проявляющимся в ходе культурно-исторического развития. Поскольку традиции коммуникации развиваются в русле общей направленности развития социума и являются в определённой степени творческим осмыслением действительности, то предполагаемый результат коммуникации предопределён типом креативности культуры.

  2. Коммуникация, выраженная в различных формах и соответствующая определённому типу креативности, приводит к разного рода экспериментам, и предстаёт в результате как синергетический процесс, который обладает определённой логикой развития, но не структурирован. Характерные для социокультурной группы формы, особенности и логика межличностного общения проецируются субъектами межкультурной коммуникации на взаимодействие культур. При этом разнонаправленность аксиологических ориентации способствует нелинейности развития и неоднозначности результата.

  3. Закрепление коммуникативных правил, реализующих адаптивно-регулятивные функции, происходило постепенно и не является законченным процессом. Дальнейшее развитие межличностных коммуникативных форм во многом зависит от творческих интенций индивидов, согласующихся с типом креативности их собственной культуры.

  4. Этические и эстетические критерии, характерные для определённого социума, ограничены рамками типа креативности данной культуры и соответствуют аксиологической направленности. Это характерно как для межличностных контактов, так и для взаимодействия человека с окружающим миром.

Апробация исследования.

  1. По теме диссертации автором опубликовано 5 статей (в том числе 2 - в журналах из списка ВАК).

  2. С изложением основных научных положений диссертации автор выступала на научных конференциях: «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (2008 г.) и «Новые пути наук о культуре» (2009 г.).

  1. Результаты данного научного исследования внедрены в учебный процесс Высшей школы культурологии МГУКИ в содержание курса «Языки культуры и межкультурные коммуникации», а также в НОУ ВПО «Институт истории культур» в учебный курс «Философия культуры».

  2. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ 19 февраля 2009 г. (Протокол № 7) и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Креативный аспект межкультурной коммуникации : компаративный анализ