Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Оиэ Каори

Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год
<
Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Оиэ Каори. Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 230 c. РГБ ОД, 61:04-24/126

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Балалайка в предыдущих исследованиях 18

Глава II. Балалайка в бесписьменной традиции: на примере Нерехтского района Костромской области 38

Раздел 1. Краткие историко-географические сведения о Нерехтском районе 40

Раздел 2. Форма исполнения и исполнители 42

Раздел 3. Инструмент и приемы игры 52

Раздел 4. Обстановка исполнения 63

Раздел 5. Репертуар 78

Раздел 6. Ценностная система 95

Глава III. Балалайка в самодеятельном творчестве 106

Раздел 1. Форма исполнения и исполнители 106

Раздел 2. Инструмент и приемы игры 114

Раздел 3. Обучение, обстановка исполнения, ценностная система 128

Глава IV. Балалайка в профессиональном исполнительстве 144

Раздел 1. Становление профессионального музыканта и его сфера 145

Раздел 2. Постандреевское время: «фольклоризм» Б.С. Трояновского 171

Раздел 3. Формирование академического стиля исполнительства: на примере деятельности П.И. Нечепоренко 191

Заключение 210

Список литературы 215

Введение к работе

Культурология, сформировавшись практически одновременно в разных странах, занялась комплексным изучением и научным описанием пространств культуры. Используемые в ней подходы к исследованию позволяют получать различные срезы предмета исследования. Настоящая работа является попыткой культурологического анализа явления, где в качестве объекта выступает балалайка, а пространство ее бытования определяется со-цио-культурными рамками: письменностью и профессиональностью. Под письменностью здесь подразумевается культура передачи и бытования музыкального материала через пятилинейную нотную систему, основанную на европейской двенадцатитоновой темперации, цифровой или таблатурной системе'; профессиональность определяется не эстетическим понятием уровня исполнения, а исключительно социальным контекстом, и предполагает человека, достаточно полно удовлетворяющего свои материальные потребности посредством профессии музыканта.

Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом. Bee длительной истории с нескольким этапами расширения поля бытования к наиболее значительным и зафиксированным можно отнести : 1) введение в письменную традицию и выход на концертную сцену в конце XIX века, связанные с деятельностью В.В. Андреева; 2) массовое распространение исполнительства на хроматической балалайке при государственной поддержке начиная с 20-х годов XX века; 3) формирование системы образования профессиональных музыкантов в конце 40-х годов, которое заключалось в подготовке государством специалистов данного профиля. В итоге, сложивишиеся к настоящему времени формы бытования инструмента и существующие вокруг него ценностные системы столь раз-

Инструментальное исполнительство, существующее вне таковой системы, обозначается не как устная, а как бесписьменная традиция, согласно с терминологией некоторых ин-струментоведов (И.В. Мациевский, Ю.Е. Бойко, М.И. Имханицкий и др.).

нообразны, что разобраться в их культурых функциях музык в сложившейся ситуации, да еще при обширности территории России, нелегко.

Полноценному познанию инструмента и его окружения препятствует также тот факт, что «поля деятельности» изучения народной инструментальной музыки к настоящему времени в России четко разделены и зависят от предмета исследования: бесписьменная традиция изучается музыковедами-фольклористами как одна из областей музыкознания, письменная традиция — изучается и передается профессиональными исполнителями в рамках педагогики и обслуживающих ее дисциплин; художественная самодеятельность вырабатывает свою традицию ив большей степени носит практический характер в сфере просвещения. В результате, в русской культуре складываются три непересекающихся образа одного и того же инструмента. Немногочисленные сведения из зарубежных источников, касающиеся балалайки, представлют собой достаточно разрозненный материал1.

На этом фоне для понимания современного состояния инструмента и его историко-культурного контекста методологически целесообразно изучение ключевого периода истории его развития. В качестве такого периода взято первое тридцатилетие советской власти.

Таким образом, объектом исследования в настоящей диссертации служит культура балалайки во всех сферах ее бытования с 1917 по 1948 годы, которая вызрела и утвердилась в России.

Предметом исследования является историко-социальное окружение балалайки, включающая в себя ее функционирование в социуме, органоло-

В заграничных наиболее авторитетных музыкальных энциклопедиях «The New Grove encyclopedia of music and musicians» [86] и «The New Grove dictionary of musical instruments» [85] дана неупорядоченная информация о бытовании инструмента в бесписьменной и письменной традициях. Читатели не могут получить достоверную информацию например о том, что балалайка бытует в бесписьменной традиции и в настоящее время, что в России есть своеобразная форма, ее бытования в русле художественной самодеятельности и что профессиональные балалаечники, помимо обработок русских народных мелодий, играют академическую музыку.

гические аспекты инструмента, общую структуру музыкальных текстов .

Цель работы — восстановление истории исполнительства на балалайке во всех сферах в рассматриваемый период. Выбор срока связан с плодотворностью этого периода для будущего: относящийся к пост-андреевскому времени и предшествующий массовому появлению профессиональных музыкантов-балалаечников, характерному для современного этапа развития этого инструмента.

Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач:

обобщение всего доступного на данный момент материала, имеющего отношение к теме исследования;

описание всех сфер бытования балалайки на протяжении установленного срока;

разработка методики исследования форм бытования балалайки, наиболее адекватно отвечающих культурологии и направленных на непредвзятое восприятие балалайки и исполнительства на ней в контексте единого целого;

отображение ценностных систем, существовавших в разных сферах исполнительства на балалайке в исследуемое время.

Разработанность темы. Тема, обозначенная диссертантом, разработана недостаточно. Балалайка как музыкальный инструмент не привлекала внимание этномузыковедов, что частично можно объяснить поздним ее происхождением и неприуроченностью2. Рассматриваемый период является малоизученным, вероятно, из-за яркости событий и наличия объемной ин-

В данной работе структурные особенности музыкальных текстов традиционных наигрышей, обработок и композиторских произведений не анализируются. 2 В фольклористике приуроченность определяется включением в обряды и традиционные формы досуга (календарные и семейно-бытовые праздники, молодежные собрания и гуляния и пр.). Подробную разработку этой темы в вокальном фольклоре можно видеть во многих исследованиях российских фольклористов последних лет. Среди них диссертации О. Пашиной, Л. Винарчик, Г. Лобковой, С. Латышевой и др.

формации относящиеся к предыдущему и последующему срокам. Что каса
ется изучения контекста музыки, то мысль о его необходимости исследова
ния в бесписьменной традиции, по существу, культурологическая, высказана
К.В; Квиткой еще в начале 40-х годов: «Дать науке полноценную запись
произведения народной музыки — это не значит дать только нотную запись.
Необходимо описание способа исполнения, обстановки, выяснение места,
какое занимает > это произведение в народном быту»
[24: 37]. Однако в об
ласти изучения инструментальной музыки она долгое время не получала
отклика. В одном из последних сборников по теории изучения инструмен
тальной музыки И.В; Мациевскии шире рассматривает окружающее музыку
пространство, вводя понятие времени и ее значения в данной культуре: «В
каждой конкретной историко-культурной ситуации структурные и функ
циональные параметры народной инструментальной музыки достаточно
специфичны
поэтому необходимо;тщательно исследовать данную эт
ническую культуру и выявить место в ней инструментальной музыки, ее
смысл и значение для жизни и культуры данного народа, социальной среды,
эпохи»
[37: 13]; Все это требует, прежде всего, разработки специальной
теории исследования контекста, соотносящейся с особенностью инструмента
и рассматриваемым периодом.

Теоретической основой исследования являются научные положения, разработанные в рамках культурной и исторической антропологии. В первом случае основополагающую для настоящей работы роль играет критическое переосмысление японскими антропологами теоретических основ предыдущих исследований, начавшееся в 90-х годах под влиянием постмодернизма1, а во втором — поиск объектов исследования в трудах французских историков «Школы Анналов» в 70-х годах2. В указанный период оба направления ис-

1 См. работы А. Симидзу, Т. Сугисима, К. Ота, М. Мацуда, К. Маэгава и др.

2 См. работы Ж. Ле Гофф, А. Бюргиер, Э. Ле Руа Ладюри, Р. Шартье и др. Надо отметить,
что помимо представителей «школы Анналов», на познание истории большое влияние

пытывали кризис в познании культуры и истории,.в результате чего были сформулированы вопросы, на которые до сих пор не найдено. каких-либо > однозначных ответов. В то же время, высветившиеся проблематики и усилия ученых того времени, направленные на преодоление кризиса, дают современным исследователям определенный положительный опыт и возможность поиска своего пути к решению данной*проблемы..Относительно настоящей работы, это нашло отражение в применении следующих научных положений. 1. Исключение рассмотрения гявления в ключевой* концепции «развития» ни априори, ни апостериори. В первом случае имеется в виду описание явления с позиций развития ш достижений общества, что изначально предполагает возникновение дуализма, где ценностная система культуры развитых стран, наделяющая; себя - максимально высоким; статусом, противопоставляется; изучаемым:явлениям,.рассматривающимся как нечто более примитивное и статичное (до 60-х годов)^. Применительно к теме диссертации< это означает описание народной инструментальной\ сферы; с позиции академической? музыки. Такой; подход может иметь место только в качестве основы для сравнения при проведении анализа музыкального текста и контекста звучания; Оценку же музыкального развития: народной\ инструментальной культуры с позиций! академичности следует признать ненаучной2. Во втором случае подразумевается, что целью исследования: не следует также

оказали мыслители М. Фуко и М. Де Серто.

1 В * культурной антропологии' по показателю индустриализации; проводились исследо
вания о неиндустриализованных обществах, т.е. ценностное понятие ученых априори
было принято = за теоретическую основу. Как констатировал в своей работе ведущий
культурно-антрополог Японии А. Симидзу, до 60-х годов исследователи этого направле
ния ограничивали: свое поле деятельности неиндустриализованными «статичными» об
ществами «без истории, письменности, государственности». Когда было доказано суще
ствование в них своей истории и социальной динамичности, в адрес ученых возникли
нарекания, что они сами «создали» «вечно примитивную нацию» по средством; приме
нения типологии своих позиций развития. [162:423]

2 В своей; статье «Кризис жанра» Д.И. Варламов рассматривает понятие «развития»
русских народных инструментов; с такой же критической , позиции . по отношению к
предыдущим работам [129];

ставить изображение развития, так как в данной сфере само это понятие весьма неоднозначно, и нуждается в серьезной теоретической разработке специалистами гуманитарных наук1.

2. Стремление избежать политичности2 в описании; истории и культуры, которая неизбежно возникает при письменном фиксировании концепции существования явления группой«носителей данной культуры, заинтересованных в представлении явления как констатации неких норм, определяющихся ими по типу «как должно было быть», «как есть» и «как надо, чтоб было». В исторической науке это нашло отражение в том, что оценка истории была направлена на защиту официальной власти (государства) иі исключала из поля зрения явления, с ним не соотносящиеся или ему не «выгодные» (как будто это не является историей)3. А в области антропологии сложилось положение, что большинство информантов были т.н. «элитой» — наиболее яркими авторитетными личностями в соответствующих культурах4.

Если смотреть с позиций антропологии, основная цель которой направлена на выяснение ценностной системы, то исследователю в первую очередь понадобится определить понятие «развитие» в данном культурном контексте, т.е. оно вытекает апостериори. В ключе «развития», объявляемом априори, российскими = учеными было написано несколько диссертаций. [22, 46]

2 Здесь политичность используется как определенный и устоявшийся в культурной антропологии термин, обозначающий стремление некой группы носителей культуры оказывать влияние на других носителей той же культуры через определяемые ими статусы, основанные на их ценностной системе, распространяемой в силу больших возможностей и заинтересованности.

Раньше в исторической науке история отождествлялась с историей государства, где объектом исследования было то, что непосредственно связано с государством и его событиями [61:115]. Споры о том, что «развитие человечества — индустрилизация» (об этом см. выше) вызвали критическое отношение историков к понятию «историческое развитие», что повлекло переосмысление определения термина «событие» в сторону его демократизации [62:140-141]. Это привело к новому осознанию истории, вследствие чего пришлось выбрать новый объект исследования (об этом см. следующий пункт) и определить способ его адекватного описания. А. Бюргиер это объяснял так: «Они (антропологи:К.О.) хорошо знают, чтобы понять одно общество, нельзя воспринимать его определение самого себя, а всегда нужно ото обойти. Между прочим, историкам трудно быть на расстоянии от официальной мифологии: мы сами способствовали ее созданию» Г61:124].

Их сведения были направлены больше на то, как должно быть, с целью сохранения

В музыкальной культуре это выражается в опоре на сведения; взятые только у «заметных (выдающихся, ярких)» личностей — виртуозов (при этом игнорируя простых, «обыкновенных» исполнителей), или непосредственно из работ «авторитетных» ученых — носителей данной культуры. В данном случае заинтересованное лицо - это профессиональные музыканты . Иностранным исследователям, включая диссертанта, не следует описывать состояние или историю; с позиции носителей данной' культуры. Во-первых, потому, что они никак не вписываются в местную ценностную систему; во-вторых, целью их научной работы является анализ дискурса исследуемой культуры, а не его «представление по заказу»2. Оценка и признаки аутентичности выходят из поля зрения данного исследования.

3. Определение во всех рассматриваемых явлениях некоего материального объекта и рассмотрение всего, что связано с ним (т.е. окружением) в одной плоскости, не принимая < предвзятую оценку существующую в исследуемой культуре3. При этом также не следует специально акцентировать

целостности общества согласно господствующей логике.

Например, М.И. Имханицкий, объединив в своей диссертации народные инструменты бесписьменной, и письменной традициях [22], подчеркивает о существовании «"лестницы" от массового-бытового к высоким проявлениям индивидуально-художественного, композиторского сознания-» [137:30], а в последней статье в журнале «Народник» изобразил следующую ценностную систему: «Музыкант-народник, достигающий-самых высоких степеней лестницы, играет уже на всецело элитарном инструменте. Чем активнее утверждается инструмент среди художественной элиты — и качеством исполняемого, и мастерством интерпретации тем выше его авторитет как элитарного. Однако с точки зрения роли данного типа инструмента во всей объемной музыкально-просветительской лестнице в обществе - он остается народным» [138:19]. 2 В «Тезисах русской семиотики» справедливо отметил Ю.М. Лотман: «Взгляд на самое себя является для русской культуры более первычным и основополагющим, чем взгляд на окружающий мир. Категория авторитетности, ее степени и ее источников играет в русской культуре первостепенную роль. Таким образом, центр внимания переносится с того, "что" сказано, на то, "кем" сказано, и от кого этот последний получил полномочия на подобное высказывание» (подчеркнуто в оригинале) [32: 227]. На этом фоне предполагается, что позиция иностранного исследователя «на мы» (т.е. с местными носителями культуры), вызовет отзывы двух направлений — крайне положительные и крайне отрицательные.

Ж. Ле Гофф предлагает два направления в исторической антропологии: 1) к изображению динамики социума через исследование культуры отношений между управляющими и

внимание на ранее неисследовавшихся элементах, противопоставляемым предыдущим двум пунктам1. Помимо новых сведений, необходимо учитывать и давно уже известные, но здесь важно все это поставить в один ряд, без проведения каких-либо предварительных оценок2. В данной диссертации эту роль играет инструмент-балалайка как централизующий компонент, через который представляется вся балалаечная исполнительская культура;

Возможно, в конечном итоге, после сравнения и проявятся* в явлении линия развития или становления власти, однако диссертант считает, что определение наличия этих процессов зависит от логики и интересов носителей культуры, которой принадлежит явление.

4.. Точное фиксирование времени свидетельств, позволяющее избежать «ethnographic present» - специфичного статичного времени описания, характерного для исследований, проведенных до 70-х годов в области культурной антропологии — и введение временной координаты любого источника, использующегося в качестве исторического материала3.

В исследовании применяются следующие методы:

- типологический определяется введением в изучение явления типологии, основанной на строго и четко определяемых критериях, обозначенных диссертантом для настоящего исследования: существование письменности и профессии. Каждая, из полученных в результате такого подхода трех сфер

управляемыми; 2) к параллельному рассмотрению разных социальных слоев, например, фольклор дворян и фольклор городских жителей. [62:146]. Интерес диссертанта совпадает с последним.

1 Если сопоставить «антиразвитие», «антивласть», «антиэлитарность», то получается наивно обратный подход, который по своей сути не меняет структуры — управляющие и управляемые.

По этому поводу, Ж. Ле Гофф писал, что раз в исторической антропологии любые материалы могут стать источниками; то необходимо пересмотреть и письменные материалы, ранее традиционно использовавшиеся в исторической науке [62:144-145].

В письменных источниках в этом плане не было проблемы. В устных материалах (интервью, воспоминаниях), взятых в настоящем, время свидетельствования строго уточнялось. Например, если информант в рассматриваемый срок переезжал на другое место жительства, то по его словам уточнялось, в каком году это было.

исполнительства, делится еще на две разновидности — индивидуальное и коллективное, и, таким образом, условно являются вертикалью структуры диссертации:

а. бесписьменная традиция

а.1. непрофессиональные музыканты1 (глава II)

б. письменная традиция

  1. непрофессиональные музыканты (глава III)

  2. профессиональные музыканты (глава IV)

Целостность структуре исследования придают горизонтальные связующие обозначенных выше вертикалей2:

  1. форма исполнения (сольное или ансамблевое исполнение и, в зависимости от этого, - строй и способ настройки инструмента);

  2. исполнители (возраст исполнителей и период музыцирования в течение жизни, пол исполнителей, статистика инструмента и исполнителей, соревнование балалайки и гармони);

  3. инструмент (самодельный, мастерский, фабричный инструмент, игрушечный инструмент, цена инструмента, материал и количество струн, название частей, отношение к инструменту исполнителей и окружающих);

  4. приемы игры (правая рука, левая рука, другие приемы игры), зву-коизвлечение;

  5. обучение (первоначальный повод обучения, первые наигрыши, приобретение инструмента, процесс приобретения навыков);

  6. обстановка исполнения (при слушателях, при отсутствии слушателей, запрет исполнения);

  7. репертуар;

  8. статус исполнителей (организация, критерии определения хоро-

Как показывают исследования данной сферы, профессиональных музыка» тов-балалаечников здесь не существовало. 2 Цифровое обозначение тематики подпунктов совпадает во всех главах.

шего исполнителя, трудности освоения инструмента, вознаграждения, формат оценки деятельности исполнителя);

9) значение игры на балалайке в жизни исполнителей.

Полученные вертикали частично совпадают с общепринятыми в настоящий момент нормами представления об исследуемом явлении, но специфика того времени заключается в том, что полной идентифицированное каждой из сфер — в отличии от современности — не было. Вследствии чего, применение к исследованию сложившейся к настоящему времени категоризации нецелесообразно, в силу наличия ряда взаимосвязей между сферами исполнительства в изучаемый период. Определенный здесь метод призван более адекватно отобразить специфику состояния исполнительства того времени, а данная структура в описании явления дает возможность проведения сравнительного анализа, направленного на поиск общего, различий, особенностей каждой сферы, что вполне соответствует общему фону исследования.

- статистический. Для определения распространенности балалаеч
ной исполнительской традиции приведена статистика на основе устных и
письменных материалов: количества инструментов и исполнителей, пола,
возраста, бытования определенных наигрышей (с целью картографирова
ния).

- интерактивный. В исследованиях использовались специальные
опросники и репертуарные списки, направленные на более тщательное и
комплексное изучение культуры. Кроме того, в процессе написания текста
диссертации, в целях избежания закрытой «кабинетной» работы при со
ставлении истории, принимали участие носители балалаечного исполни
тельства (как представители элиты, так и рядовые исполнители) и россий
ские ученые.

Своеобразной новацией явился метод сбора сведений, построенный в форме музыкального диалога диссертант-информант. В сборе звучащего

материала это выглядело следующим образом: диссертант исполняет варианты наигрышей на балалайке собранные в предыдущих экспедициях, а информант в итоге либо сам пытается исполнить свою версию наигрыша, либо указывает на нужные позиции пальцев на грифе, либо распознает среди нескольких предложенных ему типов тот, который соответствует его представлению о названном наигрыше. Подобным образом уточнялись и исторические сведения получаемые устным путем: здесь, в процессе описания диссертантом предполагаемой истории информанта, у последнего возникали воспоминания, которые либо подтверждали сказанное, либо опровергали, с последующим представлением своего описания хода событий.

Научная новизна проявляется в гносеологическом повороте в подходе к явлению, которое рассматривается не через сложившиеся категории социальной структуры настоящего времени, а через четко определяемые критерии (наличие письменности и профессии), связанные с конкретным материальным объектом - балалайкой. Возникающая в итоге новая классификация появляется апостериори, и объясняется не специальным намерением поиска каких-либо целей в явлении или какой-либо идентификации внутрисистемных процессов, а возможностью целостного описания окружения балалайки в разных сферах бытования, что ранее не проводилось в исследованиях инструментально-исполнительской ккультуры. Рассмотрение по пунктам в состоянии показать до этого нигде не отражавшиеся факты, что раскрывает иные процессы ив несколько другом ракурсе представляет народную инструментальную культуру.

Источниками данной работы стали: периодика исследуемого времени и архивные материалы (включая воспоминания), хранящиеся в РГАЛЩ ГАРФ, ГЦММК им. М.И. Глинки; устные сведения, полученные при интервьюировании. Все интервью записаны на аудио-носители и хранятся в фо-нограммархиве ПНИЛ РАМ им. Гнесиных (экспедиционные материалы), у диссертанта (интервью с П.И. Нечепоренко, М.Ф. Рожковым, А.В; Тихоно-

вым). Иконографическими источниками послужили инструменты, хранящиеся в ГЦММК им. М.И. Глинки, ММИ и краеведческих музеях г. Нерехты и г. Кологрива Костромской области, фотографии, видеозаписи. Положения, выносимые диссертантом на защиту.

  1. Рассматриваемый; диссертантом период (1917-1948) в истории исполнительства на балалайке является переходным — между «андреевским» и настоящим временем. Для его исследования недостаточно опираться только на сформировавшуюся к данному моменту в этно-музыковедении типологию. Чтобы отразить специфику периода, которая определяется наличием взаимосвязей между существующими сферами исполнительства, были введены критерии - наличие письменности и профессии — что в результате привело к другой типологии сфер исполнительства. Разработанная диссертантом авторская методика исследования историко-социального окружения балалайки,. заключающаяся в строгом отношении к источникам и нейтральной позиции в описании неродной диссертанту культуры, соответсвует современному международному уровню культурологической науки.

  2. Положение сфер исполнительства в изучаемый период нельзя признать, четко идентифицированными, что делает необходимым проведение комплексного исследования, способного адекватно описать бытование балалайки и исполнительства на ней. Это стало возможным вследствии представления в работе как ранее известного материала, так и материала, собранного в процессе исследования, без проведения каких-либо оценок и выборочное. Таким образом, поставленные в один ряд сведения в полной мере способны отобразить социо-культурное окружение балалайки, где свое отражение нашли и функционирование, и структура музыки, и ряд других элементов культуры.

  3. Отсутствие письменных сведений по ряду необходимых в работе положений о бытовании балалайки в исследуемый период определило подход к сбору и отношению к устным материалам. Строгое определение инфор-

мантами времени и места происходивших событий и фактов, позволили использовать эти данные в качестве исторических сведений, что в совокупности с материалами, взятыми из письменных и иконографических источников, способно претендовать на целостность в изложении темы диссертации.

4. Культурная политика, проводимая государством в исследуемый период, прямым образом повлияла на положение исполнительства на балалайке во всех сферах, определив дальнейшее направление изменений бытования инструмента, что позволяет определить изучаемый период как ключевой в становлении современного состояния балалаечного исполнительства.

5; В исследуемых трех сферах исполнительства на балалайке складывались различные ценностные системы, что находило отражение на статусах исполнителей. В работе зафиксированы конкретные положения, определяющие статус исполнителя: критерии оценки как самих балалаечников, так и их исполненительства; ситуации и рамки формирования статуса; системы вознаграждений и формат оценки деятельности исполнителя.

6. Определение балалайки как досугового инструмента, поддержав-шееся ранее в других исследованиях, при рассмотрении всех сфер исполнительства расширено за счет сведений, касающихся восприятия роли и значения игры на балалайке самими носителями данной исполнительской культуры.

Практическая значимость диссертации, во-первых, заключена во введении в научный обиход новых материалов, касающихся бытования балалайки > в конкретный тридцатилетний период, что представляет определенный интерес для; культурологов, этнографов, антропологов, историков, музыкантов-исполнителей; во-вторых, полученные теоретические выводы о специфике исследуемого времени, взаимосвязанности всех сфер бытования инструмента и их отличий, вносят существенные дополнения в историю культуры; в-третьих, для культурологии могут оказаться перспективными разрабатываемые в диссертации исследовательские методы, предлагаемые

диссертантом методики подхода и отношения к изучению конкретного явления; в-четвертых, данные диссертации могут быть использованы в учебных курсах (письменных и звучащих) истории исполнительства на народных инструментах, народного музыкального творчества в специальных средних школах, музыкальных училищах и вузах; в-пятых, материалы работы будут полезны русоведческо-славяноведческим кафедрам заграничных университетов в качестве возможных иллюстраций российской повседневной культуры, сведения о которой весьма немногочисленны. Кроме того, научные факты диссертации найдут применение в новых изданиях словарей, энциклопедий, учебников.

Апробация результатов исследования. Методика и результаты работы неоднократно обсуждались на заседании кафедры народных инструментов и в Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных. Исследовательские наблюдения апробированы в лекциях по курсу народного творчества на ФНИ факультете РАМ им. Гнесиных. Научные положения диссертации изложены на следующих конференциях: «Фольклор: традиция и современность» (Третья международная конференция памяти А.В. Рудневой, Москва, 2001), «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия» (Международная научная конференция, Саратов, 2002). На основе исследования деятельности Б.С. Трояновского и П.И. Нечепоренко по инициативе диссертанта организованы три тематических концерта: «Концерт памяти Б.С. Трояновского: к 50-летию со дня смерти» (Москва, МГИМ! им. А. Шнитке, 2002); «Концерт современной!музыки для балалайки: исполнители играют свои сочинения» (Москва, МГИМ им. А. Шнитке, 2003; СПб, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2004).

Структура диссертации. Во введении обосновываются теоретические разработки и методология исследования. В первой главе работы рассматриваются наиболее крупные предыдущие труды в этой области, дается

их анализ и критика методов и теорий исследований. Вторая глава посвящена балалаечной бесписьменной традиции на примере культуры Нерехтского района Костромской области. В третьей главе дается характеристика непрофессионального исполнительства на балалайке письменной традиции. В четвертой главе исследуется сфера профессионального исполнительства. Первый ее раздел представляет собой описание общего положения профессиональных балалаечников в исследуемый период, а в следующих разделах приводятся сведения о двух ярких исполнителях — B.C. Трояновском и П.И. Нечепоренко, творческий путь которых в полной мере соотносится с тем временем. В заключении первого тома диссертации приводятся итоги работы и выделяются наиболее важные ее результаты. Список литературы охватывает 216 источников (из них 19 на иностранных языках), включая архивные материалы и звучащие материалы (музыкальные записи и беседы с исполнителями), использованные в диссертации. Во второй том диссертации вошли тексты интервью с информантами, нотные примеры, схемы, карты и таблицы.

Балалайка в предыдущих исследованиях

Количество исследований,. освещающих бытование балалайки и особенности І исполнительства на ней, достаточно малочисленно и значительно уступает по количеству публикаций; другими русским народным і инструментам, . особенно І гармони1. Из; небольшого объема работ, посвященных балалайке, в настоящей главе рассматриваются t наиболее значительные. Каждое из них имеет свою ценность и проводило сь г. в свое время с использованием і различных, подходов и методов. Для і рассмотрения і положительного и отрицательного опыта предыдущих исследований І целесообразно использовать форму описания и разъяснения каждой теории с точки зрения.современного уровня культурологии; особенно культурной и исторической антропологии.

Объекты предыдущих; исследований . о балалайке можно разделить на триг направления: 1) органология; 2) музыкальный текст; 3) контекст исполнения. В первом, инструмент является материей; куда включается его конструкция; строй, материалы изготовления и т.п.. и обычно это изучали, проявляя интерес к архаике. Ко второму относится звучащий материал, который анализировался:музыковедческим методом, а потом классифицировался/ по жанру и стилю. Проведенные исследования основывались на этих двух направлениях. Третье же направление подразумевает изучение пространства, т.е. окружающее-. первых двух. Если; органология и, музыкальный текст являются субстанцией; которую можно видеть и слышать, то контекст исполнения — это абстракция, которую можно воспроизвести в гносеологическом и і герменевтиче ском І аспектах. Хотя; по идее, в рассмотрении t контекста в эт-номузыковеденишдолжно; отражаться достижение и других наук: культурологии, этнографии; социологии, педагогики и т.д. — но их синтез долгое время; не наблюдался і и более того, эта; тема находилась, явно на втором плане по сравнению с другими.

До 60-х годов 5 XX века, пока не появилась возможно сть активно ис пользовать аудио-носители; в исследованиях; о балалайке источниками служили исключительно письменные материалы, описывающие органологию и генезис инструмента, опираясь на которые, ученые проводили диахронический ! анализ. Исследования российских этнографов XIX века (А.С. Фамин-цына,Н.И. Привалова?), проведенные на письменных материалах, характеризуются стремлением к этнографической чистоте. Сведения и і наблюдения; ино странцев о бытовании балалайки также дали ценную информацию для І ее изучения.. В f20-x годах XX века были написаны? очерки о русских народных инструментах музыковедом Н.Ф. Финдейзеном;, в которых немного внимания уделяется бытованию балалайки в дореволюционное время! (не включая?деятельность В;В. Андреева). О В.В. Андрееве первая монографиям была написана только в 1948 году (посвящена 50-летию первого выступления кружка балалаечников) его сподвижником А.С. Чагадаевым4.

В 50-х годах впервые была представлена диссертация А.П. Агажанова, «Русские народные инструменты: и: народно-инструментальная музыка» (защищена в 1952 году), в которой упоминается балалайка. Исследование; основной материал которого составляет бесписьменная традиция; содержит описание всех видов русских народных инструментов (а.также их органологию и генезис), классифицированных автором по наиболее распространенному в то время принципу. [3]Само исполнительство на инструментах в работе Агажанова занимало второй план. Надо заметить, что тогда еще не были проведены экспедиции, направленные на изучение балалайки; поэтому источниками описания ее бытования в бесписьменной: традиции стали попутные ; экспедиционные сведения. Само состояние исполнительства на инструменте из-за немногочисленности опубликованных письменных материалов по данной теме в диссертации; изображено крайне слабо. Уделив внимание деятельности, В.В. Андреева, ученый совсем не коснулся постандреевского времени, за исключением) упоминания о широкой распространенности хроматической балалайки ш существовании образовательной: системы, для профессиональных музыкантов, которых автор называет пропагандистами народной музыки.

С распространением аудиоаппаратуры объектом исследования стал музыкальный текст, и появился синхронический анализ. Спустя 10 лет вышла в свет первая монография, посвященная балалайке, — «Русская народная балалайка». Она была написана Ф.В- Соколовым на основе данных, полученных в ходе экспедицию 1959 года по Гдовскому району Псковской области, имевшей целью сбор материала, касающегося традиционного исполнительства на балалайке. [51] Помимо полевых материалов, в качестве источников автор использовал записи фонотек Пушкинского Дома; АН СССР, Кабинета народной музыки МПС им. П.И. Чайковского. Значительную часть текста занимает история инструмента, сведения, для: написания? которой были почерпнуты в исследованиях А.С. Фаминцына;. и Н;И. Привалова. В небольшой по объему части, относящейся к деятельности B.Bi Андреева, сделан акцент на появлении? концертного инструмента, и формировании нового типа исполнительства — ансамбля и оркестра. Следует также отметить, что автор четко определил особенность, того времени: появление письменного текста цифровой системы, литературы для балалайкт и; становление двух линий исполнительства — «профессионального» и «народного». Исследователем не было І дано определений, используемых в качестве терминов, но по контексту можно предположить, что разделение этих направлений подразумевалось- наличием письменности в «профессиональности» и бесписьменности в «народности». В описанииности в «народности». В- описании; послереволюционного периода было особо выделено развитие профессионального исполнительства и художественной самодеятельности.

Данная книга имеет ценность как научная работа, ограниченная рамками времени,и пространства, без намерения определения эстетики явления. Автор рассмотрел все, что бытовало в Гдовском районе Псковской области, в определенное времяь — в 1959 году.. Данный принцип; отражается; и в собранных образцах - помимо традиционного крестьянского «чистого фольклора», представлен более поздний музыкальный материал, появившийся? в результате влияния городской культуры и художественной самодеятельности, т.е. авторские песни, вальсы и др.

Краткие историко-географические сведения о Нерехтском районе

Костромская І область находится на: границе верхнего и среднего Поволжья и граничит на севере с Вологодской на юге с Ивановской и Нижегородской, на западе с Ярославской, на востоке с Кировской областями. Внешние границы и внутреннее административное деление области неоднократно менялись1.

Нерехтский район находится; на юго-западе области на границе с Ярославской и Ивановской областями .В исследуемый период административная принадлежность района неоднократно изменялась: после рево-люции до 1929 года он входил в состав Костромской губернии , с 1929 года — в Ивановскую промышленную область3, с 1936 года - в Ярославскую область , и с 1944 года — снова в Костромскую область. Число административных единиц в настоящее время:.рабочих поселков - 1 (Космынино5),

сельских администрацией (далее — с/а) - 12 (в северной части района — Тетеринская, Воскресенская; в восточной — Марьинская, Хомутовская, Татарская, Владычненская; в юго-восточной — Армейская, Ёмсненская, Луж-ковская; в южной - Фёдоровская, Григорцевская; в западной — Лавровская)1 (См. карту 4). Районный центр — г. Нерехта - находится в западной, части района. Население в районе по данным 1999 года — 44,6 тысяч человек [67:38], из них городского - 29,2 тысяч человек (на 1997 г.) [78]. Территория района - 1,1 тыс: кв. км. [73:5]. Расстояние с востока на запад - 40 километров, с севера на юг - 36 километров [78]. Район малолесист - в 1947 году лес занимал лишь 17 % территории [80:30].

Во время исследования выяснилось, что внутрирайонные естественные границы достаточно четко обозначились двумя небольшими реками: Солоницей и Нерехтой. (См: карту 2) Река Солоница течет с юго-востока на северо-запад, деля район на две холмистые части, где находятся основные населенные пункты. В северо-западной части района река расширяется, местами с заболачиванием местности и обрывами и четко граничит с Те теринской и Лавровской с/а . По территории Ярославской области река течет до Волги, расширяясь и все больше обозначая природную границу3. Другую реку — Нерехту, впадающую в Солоницу с юго-запада, обрамляют крутые овраги, покрытые лесом, которые разделяют Лавровскую и Фёдоровскую с/а4. Но она не явялется границей, как река Солоница, так как крутой берег начинается только на территории; Нерехтского района, а до этого — в Ярославской области — река узкая и нет таких препятствий, как болота.

Основываясь на вышеприведенных сведениях географически район можно разделить натри части: Лавровская с/а и обе стороны реки Солоницы. Кроме того, по сведениям информантов о проведении гуляний, можно выделить еще 6 зон: I) Тет., Вое; II) Кос.1; III) Мар., Хом., Тат., Влад.; IV) Арм., Луж., Емс. ; V) Фед., Грип; VI) Лав. Каждая зона имеет микрорайоны в зависимости от расстояния между деревнями. Несмотря на большое население, в г. Нерехта не нашлось информантов. Остается лишь предположить, что в городе смешались близкие культуры Тетеринской, Емсненской, Федоровской и Лавровской с/а.

Свидетельства народных инструменталистов (20-х и 30-х годов рождения) о бытовании балалайки относятся к 30-м и 40-м годам, и доказывают повсеместное ее распространение в быту в довоенное и послевоенное время. Вообще, память исполнителей о данном периоде достаточно четка и служит верным историческим источником. Используемые данные получены в экспедициях 2001", 2002"1 и 2003IV годов3. За этот период было записано всего 56 человек: исполнителей на балалайке - 41 (мужчин — 17, женщин -24), исполнителей на гармошке - 3 (все мужчины), жены и соседи исполнителей - 12 (все женщины). 2.7.)

Форма исполнения и исполнители

Сольное исполнительство (балалайка-прима) было распространено повсеместно, а коллективное (включая оркестровые разновидности балалайки) - в городах. В любом случае данная форма исполнительства являлась, уже не традиционно-крестьянской, а современно-городской, возникновение и распространение которой связано с деятельностью В.В. Андреева и его СПОДВИЖНИКОВІ В конце XIX века. В этом плане исследуемый срок напрямую связан с андреевским временем формирования балалаечной музыки как самостоятельного инструментального жанра, отдельного от песенного и хореографического.

Состав. Балалайка-прима в сольном» исполнительстве выполняла мелодическую роль; а в коллективном.— в основном аккомпанирующую. Оркестровые разновидности балалайки использовались только в аккомпанементе (ритмико-гармоническая функция и педаль).

Сопровождение других жанров. В изданных нотах не удалось найти пример, где балалайка звучала бы вместе с материалом других жанров (пение, пляска, частушки и т.д.). Ансамбль и оркестр (см. ниже) могли аккомпанировать вокалистам.

Соло без аккомпанемента. В самоучителях и школах для балалайки-примы основное место занимали пьесы без аккомпанемента. Здесь балалайка выполняла мелодическую функцию.

Дуэт с аккомпанирующим инструментом. Аккомпанирующим инструментом для балалайки служило в основном фортепиано, реже гитара или баян. В довоенных самоучителях пьесы с аккомпанементом фортепиано, как правило, появлялись после восприятия элементарных навыков игры на инструменте, являясь как практической частью.

Ансамбль или оркестр. Все разновидности балалаек входили в домрово-балалаечный оркестр, который до 30-х годов называли «Великорусским оркестром», далее — «оркестр (русских) народных инструментов». В большинстве исполнявшихся тогда инструментовок мелодическую роль поручали- домрам. Балалайка-прима, в основном, аккомпанировала. Другие виды оркестровых балалаек использовались только в аккомпанементе (рит-мико-гармоническкая роль и педаль).

Строй струн. В школах и самоучителях игры на балалайке строй балалайки-примы указан везде одинаковый: е -е -а1.! Участники художественной самодеятельности, непрофессиональные музыканты, вынуждены были практически заново осваивать исполнительство на новом строе и по письменным источникам: Для ансамблевого и оркестрового музицирования существовало 5 разновидностей балалаек по диапазону звучания: прима (е Способ настройки инструмента. Здесь также действовали стандарты. Для соло без сопровождения балалайку настраивали под камертон (а1) (См. таб. 3.3;) или просто между унисонными нижними струнами и верхней выстраивалась чистая кварта. В некоторых школах 20-х1 и: начала 30-х годов (например, [89]) не указан основной тон, а просто назван интервал между первой и двумя низкими струнами. Для ансамблевого музицирования балалайка настраивалась под инструменты, с которыми играли (фортепиано или баян).

Исполнители. Проводимая государством культурная политика, направленная на создание новой массовой культуры, отразилась на увеличении числа музыкантов-любителей. Количество исполнителей на балалайке городского типа резко возросло. Возраст исполнителей и период музицирования в течение жизни. Для данного периода характерно, что все исполнители в какой-то мере проходили через коллективную музыкальную деятельность. Художественная самодеятельность включала в себя участников разных поколений — начиная от детского до пожилого возраста люди могли принимать в ней участие при условии наличия такой возможности, т.е. наличия различных художественных студий и музыкальных кружков при школах, заводах, фабриках, колхозах, совхозах, Домах Культуры, в армии и,т.д. Среди исполнителей преобладала молодежь. Согласно журналам тех лет, большой процент участников составляли рабочие и трудящиеся.. Возраст начала и окончания игры на инструменте зависели непосредственно от каждого человека в отдельности.

Похожие диссертации на Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год