Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура передачи знания и образования на примере религиозного просвещения Вишневский, Андрей Львович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вишневский, Андрей Львович. Культура передачи знания и образования на примере религиозного просвещения : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2000.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-24/44-6

Введение к работе

Актуальность исследования

Одной из самых главных задач в теории культуры являются проблемы культурной идентичности, и культурной ретрансляции, т.е. восприятия, сохранения, производства, воспроизводства и дальнейшей передачи последующим поколениям. Любая личность, любая страна и любая культура рано или поздно ставят такого рода вопросы. Особенно в ситуации кризиса, во времена выбора стратегии культурного развития. По сути дела, стратегия культурного развития и стратегия образования, а точнее - программа стратегии образования и в историческом, и в современном, и в перспективном планах -актуальнейшие задачи теории культуры. В этой связи в острейшие проблемы образования и просвещения можно зачислить вопросы, связанные с теорией личности и общества, традициями и дальнейшими тенденциями культурного развития, вообще с выживаемостью культуры страны и всего её наследия в её высочайших проявлениях в целом, связанные с сохранением и выработкой научных критериев и ключевых понятий культуры в целом. Здесь, действительно, важно не только выработать, создать образцы высокой культуры, служащие образцом для подражания, не только грамотно осмыслить эти образцы в плане теории и методологии культуры, но и грамотно, без искажений передать восприемникам эти образцы. И не в виде мёртвых экспонатов, не имеющих отношения к живым людям; а в виде необходимых как воздух традиций, имеющих насущное влияние, осознанное и постоянно осознаваемое не только специалистами, но и самыми широкими кругами общественности. Здесь возникает ещё одна очень важная проблема теории культуры. Проблема, связанная с определением природы культуры как объекта и культуры как субъекта - по сути, важнейшая в теории культуры. Именно с этих позиций и нужно говорить об актуальности проблемы образования и просвещения для теории культуры, важности их рассмотрения в системе культурных ценностей, значимости для каждого человека, каждой страны, каждой культуры передачи знания. Особенно актуальны эти вопросы для современной России.

Обычно проблема образования и передачи знания рассматриваются в узких рамках секулярного педагогического процесса, в контексте конкретных социальных задач. Вместе с тем в духовно-культурном наследии человечества и особенно в русской религиозной

традиции накопилось немало продуктивных подходов к проблеме передачи знания и способов целостного воспитания и образования. Образование и передача знания несомненно являются фактом культурного бытия, их восприятие должно быть конкретно-исторично. Оно выражено этнически, профессионально, конфессионально, по-разному понимается и оценивается в различных культурах.

Важнейшую роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований. В сфере теории культуры они актуализируются в качестве элементов различных религиозно-философских систем.

В ситуации современного глобального кризиса культуры, особенно в сфере образования, когда под угрозой стоит духовное здоровье и целостное развитие человека, особенно важно обратиться к нашему духовному наследию и подвергнуть феномен образования и получения знаний теоретическому анализу в ракурсе культурологического видения, с учетом выработанного отечественной религиозной традицией подхода.

Культуре передачи знания и образования на примере религиозного просвещения будет посвящена настоящая диссертационная работа.

Степень разработанности проблемы

Культура передачи знания и религиозное просвещение - сложные, многомерные феномены и они по-разному осваивались в различных сторонах активности людей.

В отечественной науке, по проблемам религиозного воспитания, образования, русской традиции духовных учебных заведений и культуре передачи знания писали русские философы, богословы и историки: Н.И. Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, ЕЕ. Голубинский, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, А.В. Карташев, М.В. Ломоносов, А.Ф.Лосев, В.Н. Лосский, Митр. Макарий Коломенски, В.С.Соловьев, Н.С. Трубецкой, а также целая плеяда современных мыслителей, таких как: М.И.Громов, А.И. Кобзев, И.К. Кучмаева, М.К. Линчевский, Д.С. Лихачев, В.В. Расторгуев, В.В. Сербиненко, Н.Л. Сиверцева, С.К. Смирнов, А.И. Соболевский, Л.А Сугай, Г.А. Хабургаев, В.И. Шамшурин, Иг. Иоанн Экономцев

Из этих авторов особенно надо выделить работы В.В. Зеньковского' по православной культуре педагогики, Л.В. Суровой2 по проблемам современной православной школы,

1 Зеньковский В.В. Принципы православной атропологии // Русское зарубежье в год крещения Руси.- М, 1991.

2 Сурова Л.В. Православная школа сегодня.- М., 1996.

статью В.И. Шамшурина3 о традиции кардиогнозиса в русской культуре, работы игумена Экономцева по древнерусской и славянской средневековой культуре.

Западная традиция изучения религии рассматривалась в работах: Р. Арона, Т.Н. Букиной, А.Н. Гараджи, А.Б. Гофмана, В.Е. Зубова, Ю.А Кимелева, Е.В. Осиповой, В.И. Шамшурина, М. Элиаде и другими.

Однако эти исследования носили частный характер, будучи сосредоточены на разработке какой-либо одной проблемы. До сих пор не было представлено комплексного исследования, объединившего вместе накопленный материал и опыт и опирающегося на всесторонний анализ русской религиозной традиции формирования целостного человека с учетом осознания места религии в системе образования. Поскольку светская модель просвещения и образования зачастую не приемлет религиозного компонента, мне представлялось также необходимым проанализировать истоки такого положения. С этой целью я включил в работу анализ проблемы осознания религии и ее места в жизни общества в западной традиции. Наконец, мне представлялось необходимым представить современный положительный опыт преподавания религии и религиозного воспитания, опирающегося целиком на отечественные традиции, существующий в светских российских учебных заведениях, и особенно в Государственной Академии Славянской культуры.

Методологическим основанием диссертации выступает наряду с традиционными философско-культурологическими представлениями убеждение в том, что сейчас мы являемся свидетелями всестороннего кризиса культуры и образования.

По сути дела философско-культурологическая мысль должна вступить в период оживленного диалога светских и религиозных форм культуры, богатый опыт и вековые традиции русского Православия должны, наконец, быть всесторонне изучены и востребованы. Ведь испокон веков монастырская культура на Руси являлась источником массового распространения культуры.

В настоящее время "образованность" утратила свой первоначальный смысл становления личности в условии культуры и, по сути, превратилась в информированность. Осознание скрытого в слове образование корневого значения "Образ" позволит целостно осветить предпосылки просвещения в России.

3 Шамшурин В.И. Традиции кардиогнозиса в русской культуре // Социологический журнал, 4.-1995.- с.37- 44.

Этот тезис, равно как и междисциплинарный, сравнительно-исторический и культурогенетическии методы исследования являются для автора методологическим ориентиром в представленной диссертации.

Дели и задачи исследования

Основным предметом изучения в данном исследовании является культура передачи знания на примере религиозного просвещения и образования. В связи с этим общая цель поставленной работы состоит в том, чтобы эксплицировать и теоретически истолковать представления о религии, ее значения в жизни общества и в особенности в системе воспитания и образования в западной и русской истории мысли. Эта общая цель реализуется в рассмотрении конкретных задач:

Исследование западной позиции на примере социологии религии, где феномен религии понимается и истолковывается, прежде всего, как проявление светской, даже хозяйственной культуры, то есть в основном социологически и инструментально.

Анализ Православной традиции, распространение письменности и образования на Руси с приходом христианства, письменной монастырской культуры как неотъемлемой части народной культуры и образования в историческом, социологическом, религиозно-богословском смысле.

Освещение Православного учения о целостном ("симфоническом", согласно 6-й новелле Кодекса Юстиниана) сочетании духа, телесных, эмоциональных и рациональных сил человека - основы православного воспитания.

Необходимость возвращения к этой отечественной традиции в рамках современных учебных заведений. Изучение положительного опыта ГАСК и других образовательных центров.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования определяется в первую очередь решением поставленных задач. Впервые предложен целостный подход, ведь до сих пор не было представлено комплексного исследования, объединившего вместе накопленный материал и опыт и опирающегося на всесторонний анализ русской религиозной традиции воспитания целостного человека с учетом осознания места религии в системе воспитания.

В работе также впервые на примере образования и воспитания показано, что светское не есть обязательно безрелигиозное.

На зашиту выносятся следующие положения

1.Феномен религии в рамках западной академической науки рассматривается в основном с социологических позиций. Религиозное просвещение в культуре светского образования на Западе не включает онтологической проблематики. Культурологическое исследование генезиса религиозности ограничивается рамками светской, а не религиозной культуры.

  1. Аксиологический подход к изучению культуры объективируется в сфере передачи знания. В этой связи актуализируется роль культурологии, поскольку ценностный приоритет, декларированный культурологическим методом исследовании с достаточной широтой позволяет конкретизировать значимые религиозные феномены.

  2. Культура передачи знания в России имеет опосредованные религиозные традиции. Наиболее значимой в этой связи можно считать традицию просвещения, идущую от византийской культуры. Этот факт, по мнению автора, сыграл решающую роль как в становлении на Руси феномена "книжности", так и образования в целом.

  3. Анализ теоретических предпосылок целостного подхода к культуре передачи знания должен быть показан на примере религиозного просвещения. Это особенно важно на современном этапе, поскольку методологические постулаты различных программ повышения уровня гуманитарного образования, сформулированные без учета православных мировоззренческих установок, обнаруживают свою несостоятельность.

5. Основным выводом автора при анализе представленного материала является
обнаружение принципиального различия российского и западного подходов. Еще со времен
Фомы Аквинского в западной традиции доминирует концепция "веры и разума", которая
привела к проблеме двойственной истины, знания, несогласного с постулатами веры,
вследствие чего и можно наблюдать на Западе почти повсеместную неудовлетворенность
ценностями христианской догматики.4 Этому противостоит русское православное
мировоззрение, опирающееся на симфонический, кардиогностическии подход, где целью
воспитания является целостный человек.

4 См.: Шамшурин В.И., С.Н. Булгаков. Два града. Исследование о природе общественных идеалов // Социс, 10. .

Научное и практическое значение исследования

Результаты диссертационной работы позволят углубить и расширить представления о сущности образования и воспитания, цель которых не может состоять только в получении некоторой суммы знаний, они позволяют обратить внимание на его ценностно-мировоззренческие основы.

Результаты проведенной работы можно использовать для создания новых методик изучения и преподавания русской культуры, разработки новых способов воспитания с учетом отечественных православных представлений. Образование носит оборонно-стратегический характер, по этому необходима защита отечественных традиций. В наше время сохранение культуры, традиций, безусловно, связано с образованием и в определенной степени - с религией.3 Все эти теоретико-культурные и религиозные вопросы чрезвычайно важны для разрабатываемой в последнее время стратегии образования в нашей стране.

Апробация работы

Основные положения и практические выводы диссертационного исследования опубликованы в статьях и тезисах и представлены в выступлениях на научно-практических конференциях "Славянство на рубеже тысячелетий" (Аксаково, 1997 г.), "Роль идеологии в политике" (Москав, Центр поддержки молодежных инициатив, 2000 г. )

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, обсуждена и рекомендована к защите в мае 2000 года.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав - три параграфа первая и четыре параграфа - вторая, заключения, библиографии и приложения. Общий объем работы 145 страниц.

5 Сохранение традиций связано с образованием (интервью с Председателем комитета по связям с религиозными организациями правительства Москвы Николаем Меріуловьш // Церковь и общество, №4. - 1998.

Похожие диссертации на Культура передачи знания и образования на примере религиозного просвещения