Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Шачнев Сергей Александрович

Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа
<
Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шачнев Сергей Александрович. Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Москва, 2006.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-24/100

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Динамика связей культуры и качества жизни 12-63

1.1. Теоретико-методологические проблемы соотношения культуры и качества жизни 12-30

1.2. Культура повседневности и качество жизни 31 -47

1.3. Качество жизни и культурная идентичность 48-63

Глава II. Ресурсы культуры как фактор повышения качества жизни 64-115

2.1. Вклад культуры в формирование качества жизни и его оценка 64-80

2.2. Удовлетворение культурных потребностей - источник качества жизни 81 -97

2.3. Культурные индустрии как инструментарий изменения качества жизни 98-115

Заключение 116-120

Список использованной научной литературы 121-142

Введение к работе

Актуальность исследования. В наши дни проблема качества жизни находится в центре внимания всех, кто хочет не только моделировать на теоретическом уровне лучшее общество, но и обеспечивать позитивное развитие современного социума. При этом существует ряд определений качества жизни, но нет единого мнения о том, каковы его базовые характеристики. Остаются дискуссионными структура качества жизни, методы его оценки.

Исследователи качества жизни солидарны в том, что оно охватывает различные стороны существования людей, и является многоаспектной категорией, аккумулирующей наиболее значимые условия существования, обеспечивающие благосостояние людей и возможность формировать достойную жизнь. Автор диссертации разделяет представление о качестве жизни как комплексе характеристик жизнедеятельности индивида (социальной группы, общества), обуславливающих ее оптимальное протекание в определенных условиях и обеспечивающих адекватность параметров жизни основным видам деятельности и потребностям человека.

Сегодня все более явным становится понимание того, что важнейшее значение для формирования достойной жизни имеет культура, понимаемая как системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся целостность специфических человеческих способов деятельности и ее опредмеченных результатов.

Деятельностный подход к культуре, в том числе и к «культурному измерению», присущему дискурсу о качестве жизни, позволяет увидеть ее в тесном сопряжении с развитием общества, требует не узкоотраслевого, а комплексного, системного изучения. Для человека значимы не только возможность вести здоровую и достойную жизнь, приобретать знания, иметь доступ к материальным ресурсам, но и наличие условий для творчества и самореализации, активного участия в культурной жизни. Культура в связи с этим предстает как особый «источник» качества жизни. Однако, при разработке проблем качества жизни фактор культуры в лучшем случае упоминается, конкретный же анализ взаимосвязи культуры и качества жизни и по сей день представляет собой сложную научную задачу.

В государственной политике России повышение качества жизни людей стало главной среди стратегических целей социально-экономического развития. Центральными задачами достижения качества жизни в российском обществе чаще всего провозглашаются достаточное материальное благосостояние населения; обеспечение физического и морального здоровья общества; высокий уровень образования; расширение потребления населением экологически чистых продуктов питания; гармонизация условий труда. В то же время такие проблемы, как включенность в культурную жизнь, уровень обеспеченности населения культурными благами, доступ к культурным ценностям для жителей различных регионов и представителей разных социальных групп при характеристике качества жизни не учитываются. Не выделяются основные факторы в области культурной деятельности, влияющие на качество жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Предпосылки для изучения культурных парадигм качества жизни в России заложены отечественной культурологической мыслью.

В последние десятилетия в отечественной науке в области изучения культурных феноменов и процессов была создана значительная теоретико-методологическая база, позволяющая делать широкие обобщения проблем взаимодействия культуры и общества (работы М.М. Бахтина, B.C. Библера, А.Я. Гуревича, Н.С. Злобина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева А.К. Уледова).

Общесоциологические подходы к изучению проблем качества и. образа жизни содержатся в трудах И.В. Бестужева-Лады, М.К. Горшкова, В.И.Толстых, Л.Н. Москвичева, Г.В. Осипова, В.А. Ядова. Изучение духовных потребностей связано с именами Г.Г. Дилигенского, Л.Н. Жилиной, А.Г. Здравомыслова, Д.А. Кикнадзе, А.В. Маргулиса, Н.Н. Михайлова, Ж.Т. Тощенко.

В диссертационном исследовании автор опирался на обширную литературу, посвященную проблемам уровня и качества жизни. Это труды В.М. Бобкова, П.С. Масловского-Мстиславского, С.А. Айвазяна, Н.М. Давыдовой, Л.М. Федоряк, разработки группы ученых Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики в русле подготовки ими проекта Доктрины государственного регулирования качества жизни населения России (Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский, В.И. Кулайкин, М.В. Федоров, Л.Д. Чайнова ).

Существенную роль для исследования взаимосвязей культуры и качества жизни имеют подходы, которые сложились в русле изучения социологии культуры и социально-культурной антропологии (работы И.М. Быховской, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, Л.И. Михайловой, Ф.И. Минюшева, Э.А. Орловой, А.Я. Флиера).

Предметное культурологическое поле, изучение которого может дать наибольший исследовательский эффект для решения задач диссертационного исследования, представлено в теоретических трудах К.М. Долгова, В.К. Егорова, Т.А. Кудриной, Т.Ф. Кузнецовой, И.Н. Лисаковского, А.А. Оганова, А.И. Шендрика.

Среди культурологических работ, которые в своей совокупности создают основу для культурологического анализа современных социальных и культурных феноменов, для автора наиболее значимы труды Г.А. Аванесовой, А.В. Агошкова, О.Н. Астафьевой, Т.Г. Богатыревой, Л.Е. Вострякова, Л.С. Зориловой, Ю.А. Лукина, К.Б.

Соколова, О.Б. Скородумовой, А.Я. Флиера, В.М. Чижикова, О.В. Шлыковой.

При разработке проблем связи качества жизни и повседневности как мира культуры автор опирался на труды Ф. Броделя, М.Фуко. Среди работ современных российских исследователей здесь наиболее важными с методологических позиций являются работы Ю.Л. Бессмертного, Л.М. Баткина, А.Я. Гуревича, Г.С. Кнабе.

При освещении современных подходов к проблемам культурной идентичности использованы труды И.В. Малыгиной, С.А. Смирнова, Н.С. Аринушкиной, Н.М. Филатовой.

Раскрывая тему досуга, автор учитывал результаты исследований Н.А. Хренова, А.С. Карина, Б.Г. Мосалева, Т.А. Апинян, Л.Т. Ретюнских, Ф.М. Землянского.

Тема культурных индустрии раскрыта с опорой на труды М.Б. Гнедовского, С.Э. Зуева, Т.В. Абанкиной, Г. Никич.

Несмотря на то, что сама проблема качества жизни привлекает внимание научного сообщества, динамика связей культуры и качества жизни на теоретико-методологическом уровне остается малоисследованной. Наработки в этой области часто не идут дальше осторожного анализа проблемы, заканчиваясь верными, но по мнению автора, недостаточными выводами о зависимости качества жизни от степени интериоризации человеком духовных ценностей эпохи и цивилизации. Это обусловливает важность более целостного и подробного изучения феномена качества жизни с культурологических позиций, а также выявления конкретных сегментов сферы культуры, развитие которых реально способствует повышению качества жизни наших современников.

Объект исследования - культурная среда как условие жизнедеятельности и фактор повышения качества жизни людей.

Предмет исследования - культурное измерение феномена качества жизни в современном обществе.

Цель диссертационного исследования - выявить в структуре качества жизни культурную составляющую и определяемые ею условия и факторы оптимизации качества жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие исследовательские задачи: - систематизировать подходы к категории «качество жизни» в культурологическом знании; выявить характеристики культурного измерения качества жизни; раскрыть роль индустрии культуры в динамике качества жизни современного мира; рассмотреть характер постановки проблемы повышения качества жизни в контексте современной социокультурной политики; сформулировать основные задачи мониторинга качества жизни с учетом культурной составляющей.

Методологические и теоретические основы исследования.

Для решения поставленных задач используются системный, комплексный методы. Работа основывается на междисциплинарных разработках в области исследования проблем качества жизни.

Работа опирается на следующие теоретико-методологические подходы и концепции: системно-функциональный анализ общественного целого; деятельностный подход к культуре; теорию социальных потребностей; - социокультурные модели теории постиндустриального общества. Научная новизна исследования. Новизна исследования заключается в следующем: «Качество жизни» рассмотрено как сложный, многоуровневый теоретический конструкт, предмет разных исследовательских подходов и сделан вывод о том, что дать характеристику качества жизни человека и общества, а также осуществить выработку адекватных показателей качества жизни невозможно, если игнорировать культурную составляющую качества жизни. Анализ культуры как пространства изменения качества жизни осуществлен с применением культурологической категории «повседневность», что позволяет отойти от классической парадигмы изучения культуры и с учетом новых структур порядка, формирующихся на уровне повседневности, достичь целостного понимания культуры и ее связи с качеством жизни людей. С этих позиций особое значение приобретают такие объекты анализа как сегменты индустрии культуры, городское пространство, досуг, тенденции в потреблении культурных товаров и др. Выявлено, что характеристики культурного измерения качества жизни отражают, прежде всего, такие аспекты как включенность человека в культурную жизнь, наличие благоприятных условий для проявления его творческих способностей, доступ к культурным ценностям и информации, свобода мысли и выражения своего мнения, возможность приобретения человеком культурных благ, способность институтов культуры данного общества предоставлять культурные блага своим гражданам.

На примере индустрии культуры показан экономический потенциал культуры, ее способность стать мощным фактором роста, способствующим улучшению качества жизни населения. Специально рассматривается роль индустрии культуры в формировании привлекательного облика и конкурентоспособности городов как культурных конструктов, в функционировании которых существенную роль играют такие организации современной культуры как музеи, кинотеатры, галереи, арт-кафе, дизайнерские студии, салоны мод и др.

Связь высокого качества жизни населения с развитием культуры представлена как аргумент в пользу тезиса о необходимости расширения базы культурной политики в современном российском обществе. Сделан вывод о том, что, реализуя культурную политику как важную составляющую региональных и муниципальных стратегий развития, направленных на повышение качества жизни населения, следует располагать статистическим и аналитическим потенциалом для анализа и мониторинга таких процессов. Подходы для оценки состояния культурной среды и культурной деятельности в России недостаточно развиты, требуется теоретическая разработка культурных показателей, принципов получения комплексных данных, правил получения надежных результатов.

Сформулированы основные задачи мониторинга культурной составляющей качества жизни на региональном уровне: - общая оценка населением социокультурной ситуации; - оценка важности задач решения социокультурных проблем по сравнению с политическими, экономическими проблемами; - отслеживание приоритетных задач культурной политики и приемлемых путей решения; - ранжирование рисков в развитии сферы культуры; оценка населением деятельности властных структур, государственных и общественных организаций по решению социокультурных проблем; - приемлемость проводимых мероприятий; - изменения в качестве жизни, вызванные социокультурными проблемами.

Теоретическая значимость исследования. Изучение вопросов культурной парадигматики качества жизни является важнейшей теоретической установкой при осмыслении процессов развития современного общества.

Изучение этой малоисследованной проблемы позволяет поставить вопрос о функциях культуры в повышении качества жизни в России. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших научных исследований и при подготовке специалистов в области культурологии.

Практическое значение исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы в качестве методологической базы при: - оптимизации системы управления сферой культуры в России; - разработке целевых региональных программ культурного развития; - реализации учебных программ и написании учебно-методических пособий для переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов, работающих в сфере культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы апробированы автором на научно-методологических семинарах «Культура и культурная политика» (Москва, РАГС при Президенте Российской Федерации, 2002, 2004 гг.); на научно-практическом семинаре «Качество жизни населения» (Брянск, 2004 г.); при разработке целевой программы «Повышение качество жизни населения Брянской области» (Администрация Брянской области, 2004 г.).

Выводы, предложения и методические рекомендации, сформулированные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором научных работах:

Культура и качество жизни // Теория и практика культуры. Альманах. Вып.2. М.: Изд-во РАГС, 2004 (0,2 п.л.).

Культура и городское развитие // Теория и практика культуры. Альманах. Вып.З. М.: Изд-во РАГС, 2005 (0,4 п.л.).

Ресурсы культуры и качество жизни // Брянск.: Изд-во Филиала ОРАГС в г. Брянске, 2006 (2,0 п.л.).

Структура диссертации. Структура и содержание диссертации определяются общей ее концепцией, целью, поставленными задачами, логикой исследования и последовательно раскрываются во введении, двух главах и заключении. В работе представлен список источников и использованной литературы.

Теоретико-методологические проблемы соотношения культуры и качества жизни

Сегодня кардинально изменилось не только место культуры в иерархии ценностей, но и ее состав, формы и объемы ее потребления населением, наконец, вся парадигма культурного развития. Роль движителя изменений закрепляется за культурой, фактически оказывающейся впереди того, что происходит в реальности, так как социальные изменения получают в основном культурную мотивацию1.

Это требует расширения поля культурологических исследований. В России за последние десятилетия сложились глубокие традиции изучения культуры как явления, оказавшего влияние на . важные стороны связи культуры и развития общества. Уже в работах таких известных исследователей как С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, А.Ф. Лосева, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман по сути сложилась теоретико-методологическая база, позволяющая делать широкие обобщения проблем взаимодействия культуры и общества. В трудах Э.А. Баллера, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина, Б.С. Ерасова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева был выработан важный для осмысления культуры деятельностный подход. В русле этого подхода утвердились понимание единства материальной и духовной сторон культуры, идея о социокультурном прогрессе как общем направлении развития общества, понимание надбиологического социального характера культуры как формы человеческого бытия, воплощающего в себе специфику образа жизни человека. Широта деятельностного подхода позволила вобрать в себя различные аспекты культуры. Этот подход весьма плодотворен там, где нужны широкие соотнесения культуры и социального бытия, без исследования внутренней специфики феноменов культуры.

В условиях модернизации и глобализационных процессов ученые пытаются вникнуть глубже в то, каким образом культура способствует общественному прогрессу. Сегодня становится ясным, что отнюдь не все трансформационные проблемы можно решить в результате достижения устойчивого экономического роста, без учета воздействия подчас скрытых цивилизационных и социокультурных факторов. Все более отчетливым становится понимание того, что поиски новых моделей развития должны вестись через культуру, а насущней задачей стать шаг через пропасть, разделяющую экономическое развитие и культурные потребности людей. Культуроцентризм отвечает сложности устройства современного общества, в котором культура - связующая «основа». Сегодня в обществе происходит переосмысление традиционных функций культуры, все четче становится понимание того, что культура имеет важнейшее значение в формировании жизни. По сути, культура должна рассматриваться как измерение самого развития.

Данные подходы обусловливают понимание культуры как системы «правил игры» или «социальные конвенции» коллективного существования и взаимодействия людей1. При этом культура не просто воспроизводит отношения и образцы поведения индивидов, подтверждая свою социальную значимость, но выступает и как действенный механизм «конструирования нового мира». Происходящие процессы свидетельствуют о том, что культура все более тесно сопрягается с развитием современного общества и становится важным показателем качества жизни.

С современных позиций вклад культуры в развитие часто рассматривается с экономической точки зрения. Так, она - неотъемлемая часть культурной индустрии, экономический потенциал которой подпитывается ростом спроса на культурные товары и услуги. С другой стороны, возможности культуры отнюдь не связаны только с этим аспектом. Необходимо идти дальше и видеть использование культурных активов для целей развития не только в инструментальном ракурсе, но и в ракурсе ее конструктивной, творческой роли. Она может проявляться, например, в налаживании процессов коммуникации, влиянии творчества на формирование облика общества или же обретении человеком чувства гордости за принадлежность к той или иной общности. Ценности культуры определяют идентичность, формируют отношение к труду, вдохновляют коллективные действия. В целом культура может обеспечивать динамические ресурсы для успеха развития и наоборот, провоцировать его провал1.

Таким образом, социальный вклад культуры в развитие связан с тем, что она вносит позитивный вклад в психологическое и социальное благосостояние людей, вырабатывает «духовный иммунитет», крайне необходимый для преодоления большого количества стрессовых ситуаций российской действительности. Нельзя не учитывать того, что культура и искусство являются своеобразным положительным аккумулятором для социальной среды, который не только обогащает ее, но и стимулирует творчество, порождает инновации. Культурные продукты и искусство предотвращают асоциальные явления.

Культура повседневности и качество жизни

Исследование проблемы качества жизни имеет множество аспектов. Задаваясь вопросом о сущности качества жизни, необходимо исходить из того, что человек как субъект жизненных процессов по сути является мерой качества жизни. Рефлексия человека по отношению к качеству жизни определяет то, как он строит свою жизнь в соответствии со своим миропониманием. Но важно и то, что сама жизнь формирует у человека определенные установки и потребности, которые определяют требования человека, предъявляемые им к жизни. Именно поэтому, определяя качество жизни, необходимо включать в нее те элементы, которыми определяется жизнь как объективная реальность, учитывать субъективную сторону, связанную с тем, что потребности и интересы конкретных людей всегда индивидуальны и отражаются в субъективных ощущениях индивидов, а также степень удовлетворения человека окружающей действительностью. Качество жизни формально представляет собой множество характеристик, определяющих его соответствие требованиям и потребностям человека и общества. В этом смысле качество жизни можно охарактеризовать как ценностное отношение человека к жизни.

В настоящее время стало очевидным, что ускорение общественных процессов, изменение структурных компонент экономики во многом обусловили динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей. Такие изменения в социокультурной среде, как появление новых технических средств для удовлетворения множащегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вызвали изменения в оценочных критериях: возросли требования к их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостояния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет неравенство качества жизни в обществе»1.

Вопрос о связи культуры и качества жизни видится сложным и многогранным. Современными российскими исследователями при исследовании проблемы уровня и качества жизни закономерно выделяется сфера культуры. Так, при исследовании проблем качества жизни ученые ВНИИТЭ выделяют такие сферы как социокультурная жизнь и духовная жизнь. Социокультурная жизнь, по их мнению, важна для изучения качества жизни в связи с тем, что она характеризует проявления гражданской активности и соблюдения прав человека, удовлетворение социальных потребностей человека, а также связана с развитием познавательной деятельности, получением образования, воспитания, формированием культуры и удовлетворением культурных потребностей. Духовная жизнь характеризует духовно-нравственную жизнь человека, признание свободы совести, вероисповедания, стремление к удовлетворению многообразных духовных и интеллектуальных потребностей (этических, эстетических, потребностей общения), развитию творческих, созидательных и художественных потребностей. Удовлетворенность духовной жизнью связана с такими нравственно-психологическими сторонами жизни человека как проявления любви, дружбы, вера в высокие идеалы, надежда на лучшее будущее и толерантное отношение к инакомыслию. Духовная жизнь отражает отношение человека к окружающей действительности и формированию системы духовных ценностей, его понимание добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и безобразного .

Интересные наблюдения связаны с изучением социокультурных проблем качества жизни и эргономики. К специфическим моментам связи эргономики и качества жизни относятся анализ особенностей духовного склада и духовного состояния народа, а также характеристики, относящиеся к цивилизационной парадигме развития1.

Важно, что для построения интегрального показателя качества жизни наряду со структурой потребностей, состоянием здоровья и психического состояния специалистами, как правило, выделяется и духовно-деятельностный потенциал.

Социальные структуры, культурная и природная среда есть условия жизнедеятельности, в которых люди реализуют свои потребности и интересы определенным образом. Иными словами, существует прямая и обратная связь между условиями жизнедеятельности людей, их потребностями и интересами и формами реализации последних. Поскольку активным началом здесь является человек, изучение его жизнедеятельности - необходимое звено исследования общества и культуры2.

Вклад культуры в формирование качества жизни и его оценка

Конечным ориентиром развития демократического общества является человек. Обеспечение достойной жизни человека и общества при помощи ресурсов культуры является важнейшей задачей формирования образа жизни, предполагающего постепенный рост культурного уровня людей.

Современный тип личности не может сформироваться без образовательной, эстетической, этической компоненты как условия ее совершенствования. По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитываются специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческого потенциала личности и ее общей культуры, развитию интеллектуальных навыков, духовного здоровья нации в целом. Стратегии, игнорирующие сохранение и обогащение культурных ценностей людей, этнического наследия, нормальную совместную жизнь социальных групп, базирующуюся на их самобытности и чувстве общности, являются тупиковыми, ведущими к многочисленным конфликтам1.

Появление новой концепции - культуры как инструмента общественного развития приходится на 80-90-е годы XX столетия, когда цивилизирующая и облагораживающая роль культуры, культура как самодостаточная ценность впервые напрямую была связана с качеством жизни населения. Оживленная среда обитания, публичный доступ в музеи и библиотеки, наличие у людей времени на отдых и занятия спортом стали считаться факторами повышения национального уровня жизни, особенно в больших и малых городах, где они естественным образом сконцентрированы. В градостроительной практике - особенно в странах Северной Европы - стало нормой учитывать эти требования при проектировании новых районов или реконструкции старых, что отражает заботу о качестве жизни общества в целом .

Для каждой культуры, особенно в том случае, если она рассматривается в аспекте ее роли в развитии, важнейшим критерием является то, насколько она способствует (или же препятствует) развитию человека и расширению его свободного выбора. Культурный потенциал, считают исследователи, играет важную роль не только в оценке качества жизни отдельного человека, но и в оценке качества населения в целом как его интегральной характеристики, создающей возможность осуществлять продуктивную жизнедеятельность2.

Если рассматривать культуру как аспект человеческого развития, то необходимо иметь достаточно широкие представления о ее вкладе. Оценивая вклад культуры в качество жизни, необходимо исходить, прежде всего, из возможности свободы выражения культурных ценностей людей, свободы мысли, обмена информацией и мнениями, а также творческого самовыражения. Важным аспектом также является то, может ли человек свободно определяться по отношению к своей культуре, существуют ли условия для развития культурной самобытности, языка, традиций и обычаев.

Похожие диссертации на Культурное измерение качества жизни : Опыт проблемного анализа