Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена Шааб, Кира Сергеевна

Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена
<
Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шааб, Кира Сергеевна. Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Шааб Кира Сергеевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/93

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Исследование культурных доминант долголетия и, связанные с ними позиции, выступает в настоящее время как существенная проблема повышения продолжительности жизни. Рассмотрение долголетия как узко направленной физиологической константы не может решить ее. Долгожитель живет в многопластовом мироустройстве, которое, как любая сложноорганизованная система, укоренена и устойчива лишь при сохранности значительного числа своих культурных доминант: множественности обычаев, традиций, ценностей, направленности мышления, видов и стилей деятельности – всего того, что обеспечивает единство картины мира. Ее «духовный код» позволяет рассматривать долгожительство как социофизиологический феномен, который вбирает в себя ценности личности и социума, здоровьесберегающие технологии, достижения медицины и др., что в совокупности позволяет говорить о нем (долголетии) как позиции, становящейся социальной нормой. Культура здоровья в любом социуме – часть его видения самого себя и своих членов. Потребность в отличном здоровье и его преумножение — это культурное побуждение, что предполагает антропоцентрический комфорт, эстетическое взаимодействие с бытом, трудом, отдыхом, этическое проявления его во благо другим.

Эти позиции подтверждаются и мировой социальной практикой, в частности, общим увеличением продолжительности жизни, что приводит к концентрации людей «третьего возраста» в городах, которые в процентном соотношении представляют собой до 40% от общей численности населения. Отсутствие больших многопоколенных семей, которые прежде обеспечивали им помощь и поддержку, приводит к необходимости такого уровня психофизиологического здоровья, которое предполагает практически полное самообслуживание. Подобная данность неизбежно приводит к изменению человеческого биоса, переосмыслению понятия «жизнь», традиционно являющейся одной из узловых проблем культурфилософских исследований.

Понимание значимости долгой и качественной жизни, самотворения здоровья в значительной степени зависит от уровня и полноты усвоения культурных ценностей, созданных человечеством. Многочисленные исследования отмечают, что именно образованные люди дольше и качественнее живут, меньше болеют. Развивающийся человек в течение жизни культурологизируется и в поле его зрения помимо профессиональных и иных повседневных ценностей, включаются ценности всей культуры, которые выступают как созидательное начало, выраженное в смысловых, нормативных, формообразующих аспектах.

Осуществляемое человеком окультуривание жизни включает в себя выявление и производство новых возможностей для создания активов, которые в совокупности с другими аспектами способствуют долголетию. Развивающееся общество предполагает наличие здоровых людей, у которых стремление к красоте, моложавости, гедонистическому восприятию творчества и деятельности, обусловлено социальным заказом. Природное основание профессионального долголетия напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии, научно – обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал, и способности к конкретному виду деятельности. Сегодня ориентир на долголетие дает стимул к развитию здоровой нации, увеличению объемов прагматического поиска ресурсов здоровья.

В этом отношении особого внимания заслуживает социокультурный опыт, накопленный долгожителями. При этом, если этнические позиции неоднократно являлись объектом геронтологических и иных научных исследований, то культурные доминанты, демонстрирующие, с одной стороны, уникальность их семантико – семиотической глубины, с другой – связь с духовной почвой, требуют скрупулезного культурфилософского постижения.

Степень научной разработанности проблемы.

Долголетие - многомерный и многонаправленный процесс, изучаемый многими науками о человеке. Своеобразие жизненного мира человека в старости требует обращения к анализу концепции жизненного мира, разработанного Э. Гуссерлем и представленного X. Ортегой – и – Гассетом, М. Шелером, М. Хайдеггером, Ж. – П. Сартром. Проблемы жизненного пути рассматривают в современной психологии А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер. Генетические основы старения изучают Л. Хейфлик, С. Бреннер, Д. Сулстон и Р. Хорвиц. Биологические аспекты долголетия рассматривают Ахаладзе Н.Г., Ханжин Б.М., Этинген Л.Е. Психологические подходы берут начало в трудах Ф. Галтона, который исследовал трансформацию интеллектуальной деятельности человека в пожилом возрасте. Старение как завершающий этап жизненного цикла исследовано 3. Фрейдом, К. Юнгом. Психологические аспекты старения исследованы в работе американского психолога С. Холла «Старение». В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского заложено понимание возрастных изменений свойств человека как одновременно биологических и социальных, генетических и биографических. Основы возрастной классификации разработаны в трудах Д. Биррен В. Бромлей, В.И. Слободчиковой. Э. Эриксон разработал теорию о восьми стадиях развития личности, целью каждой из которых является достижение определенного социально – ценностного качества. В рамках социально – экологического направления, изучающего психологические аспекты взаимоотношений старого человека с окружающей средой, теорию разобществления выдвинули Д. Розен, Б. Ньюгартер, Е. Камминг. Социальные вопросы старения включают рассмотрение таких проблем, как место пожилых в обществе, межпоколенные отношения. Поколение как объект социализации изучали Т. Парсонс, М. Мид, как субъект социально – политического конфликта — Г. Маркузе и Л. Фойер. А. Шюц уясняет, как жизнь человека и общества упорядочивается с помощью принимаемых на веру универсальных понятий. Геронтологи Оловников А.М., Украинцева С.В., Анисимов С.В. изучают процесс старения и старости человека, объединяя четыре основных аспекта исследований: биологический, медицинский, психологический и социальный. Проблема долголетия, старости в культурологическом аспекте изучается в контексте отдельных культур. Жизненные этапы в индийской культуре рассмотрены в работах М. Юлена. Харевен Т. исследует культурно – историческую трансформацию процесса старения и восприятия старости в американском обществе XIX — XX вв. Философский ракурс рассмотрения старости предусматривает соотнесение старости с базовыми понятиями: «жизнь», «жизненный путь», «смысл жизни». Философские аспекты геронтологии представлены в трудах Т.В. Карсаевской, К.С. Пигрова, А.Т. Шаталова, Ю.М. Шора. Т.В. Карсаевская обращает внимание на необходимость при выработке стратегии выживания в современной неравновесной ситуации развития обратиться к изучению культурно – цивилизационного многообразия мира. Философское осмысление старости заложено в трудах Платона и Аристотеля. Проблему бытия человека у смертного порога рассматривает в эссе «Смерть» французский философ и культуролог В. Янкелевич, современный отечественный философ Н. Н. Трубников.

Целью диссертационной работы является исследование культурных доминант долголетия как социофизиологического феномена.

Данная цель обусловила собой постановку ряда конкретных задач:

изучить семантику понятия «долголетие», основные методологические подходы к его пониманию;

исследовать значимость культурных оснований долголетия, его базовые (доминантные) основания;

установить основные модели долголетия в разных социальных условиях;

изучить значимость духовного опыта в постижении старости как завершающего этапа долголетия, накопленного в традиционных культурах.

определить взаимосвязь интеллектуального развития с долголетием человека;

исследовать характеристики культурных доминант долголетия: наличия высоких духовных ценностей и их укорененности в жизни, творчестве, позитивном мышлении.

Объектом диссертационного исследования является долголетие как социофизиологический феномен.

Предметом содержательные аспекты культурных доминант долголетия.

Методологические основания и методы исследования:

В работе применяется междисциплинарный, интегративный подход, опирающийся на результаты исследований культурологов, психологов, историков, этнографов, социологов, медиков, антропологов, философов и др. Анализ социального долголетия и его составляющих осуществлен на основе комплексной методологии, включающей в себя общие и специальные методы: аксиологический, структурно – функциональный, биографический, деятельностный, семиотический, герменевтический, системный, темпоральный, типологический, компаративный.

Научная новизна диссертационной работы отражена в следующем:

выявлено, что семантическая основа долголетия – долгая активная жизнедеятельность, складывающаяся из совокупности

социофизиологических модусов, составленных из: позитивной картины мира, здорового образа жизни, духовного роста, творчества, интеллектуального совершенствования. Это сложно выстроенный феномен, обладающий своей структурой, законами, принципами;

установлено, что семиотика долголетия (этночисловые показатели), есть ее уровень культуры. Выделяются две группы факторов, действующие на социальном и личностном уровнях. Социофизиологические особенности определяются традиционной культурой однородных в антропологическом отношении этносов. Носителем долголетия является не этнос как таковой, а его гипотетические черты, способствующие долголетию, но не являющиеся исключительной его особенностью. Именно они создают особый психологический климат, который обеспечивает высокое уважение стариков – долгожителей, придавая им реальную или номинальную власть (геронтократия), что переводит долголетие в аксиологическую норму;

определено, что выявленные модели долголетия (городская, горская, северная, автономная) основаны на здоровом образе жизни. Они поддержаны совокупностью этнических рациональных методов, укрепляющих здоровье, гармонизирующих развитие личности и представляют собой восьмеричные взаимообусловленные позиции;

определено, что культурные доминанты долголетия опираются на интеллектуальное развитие, созидательную активность в различных областях личностных проявлений. Профессиональная составляющая подразумевает достижение успехов в деятельности и гедонистическое восприятие последней;

установлено, что формирование позитивной картины мира, основанной на высоких духовных ценностях, выступает одной из основ долголетия, где человек, ориентированный на него, определяет их направленность, соответствие целям, потребностям, ситуациям и устанавливает разумные пределы необходимых перемен;

выявлена культурно – историческая обусловленность понимания и отношения к старости как духовного опыта достижения долголетия в духовных практиках мировых религий и традиционных культур.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении специфики и сущности социального долголетия, показывая всю его сложность и неоднородность. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов культурологического цикла; применяться в курсах повышения квалификации работников социокультурной сферы. Отдельные части исследования могут служить для дальнейших исследований на родственные темы.

Положения, выносимые на защиту:

Смысловые позиции долголетия чрезвычайно объемны и включают в себя множество аспектов. Долголетие – долгая активная жизнедеятельность, складывающаяся из творчества, здорового образа жизни, духовного роста, интеллектуального совершенствования, мудрости, обогащения внутреннего мира. Человек, впитавший в себя лучшие достижения мировой культуры, способен определить основной путь к сохранению здоровья, который в современной культуре обозначается как «здоровый образ жизни». Долголетие невозможно без ясной и долговременной цели жизни, обеспечивающей духовный рост, творчество, активизацию социальных позиций, интеллектуального совершенствования личности, обогащения его внутреннего мира, того, что реализуют процессы культурологизации личности, обоснование бытия человека в культуре в результате сопряжения социофизиологического, религиозного и философского дискурсов.

Долголетие человека определяется конкретным антропологическим культурно – историческим типом, в зависимости от которого варьируется характер жизни, ценностные ориентиры, ритмика, внутреннее чувство вписанности в культуру, сопричастность событийному пространству. В связи с этим, выделяются следующие модели: городская, северная, горская, автономная. Все антропокультурные модели долголетия основаны на восьмеричности (генетического, экологического, традиционного питания, трудового, психофизиологического, волевого, досугового, технологическогого) параметров. Их взаимообусловленность создает здоровый образ жизни, совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности, рациональные методы, способствующие укреплению здоровья, гармоничному развитию личности. В силу этого, в тех моделях, где присутствует целостная система долголетия, жизнедеятельность отличается долготой и активностью, в случае отсутствия части составляющих, уровень жизни и ее продолжительность становится низкой.

Творческое долголетие связано с динамическим интеллектным гомеостазом. Именно он поддерживает готовность к обновлению и творчеству. Наиболее ярко проявленное в культурных доминантах долголетия, творчество становится основой интереса к жизни в целом, профессиональной и иной деятельности. Наличие позитивной картины мира, высоких ценностных ориентаций, творчества, интеллектуальности и др. приводит к привнесению их в любой трудовой процесс, что преобразуется в духовную матрицу. Непрестанный труд и жесткая дисциплина дают нужную духовную и физическую нагрузку, которые способствуют реализации программы долгожительства, эксплицирует его как принцип целостности, снимающий категориальные оппозиции и примиряющий противоположности.

Одним из главных условий долголетия является позитивное мышление как онтологическое и метафизическое начало бытия, которое обладает наибольшей внутренней целостностью и полнотой содержания. Характеризуясь жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять преимущественно положительные мысли и эмоции, оно есть концентрированное выражение того, чем объединяются в мысли и в действительности совокупности норм, принципов, идеалов бытия и культуры. Поэтому существует онтологическая взаимосвязь естественного и искусственного, укорененные в культуре долгожителей, что имеет свои онтологические основания, то есть фундируют реальные связи и отношения бытия. В этом свете основное значение для продления жизни приобретает именно социальная ценность человека.

Инструментом преображения бытия человека как достижения долголетия – ценности являются многочисленные методики, посредством которых связываются бытие и сознание человека с духовным пространством культуры, имеющие онтологические архетипические основания. Это молитва, пост, медитация как активная мыследеятельность добра, обретения спокойствия, радостного мироощущения. «Благоговение перед жизнью» как главный принцип долгожителей стимулирует их соучастие всему совершаемому вокруг, чувствование ответственности за него. Онтологический коррелят здесь и последующее применение его как метода самоидентификации в культуре, пробуждает энергию духовности, имманентную природе принципа «благоговения перед жизнью». Обусловленное им стремление поднимать человека и человечество до уровня высшей ценности ориентируют на совершенные идеалы культуры, сознательно полемизирующие с действительностью.

Сознательно используемые или интуитивно найденные прообразы методик, разработанные в восточных духовных практиках и духовном подвижничестве русского старчества, направляет человека к самосовершенствованию и правильному мышлению.

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедр культурологии, философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; методологическом аспирантском семинаре «Аналитика культурологии». Основные положения работы нашли отражение в публикациях автора, как местного, так и общероссийского уровня (общее количество – 15, общим объемом 9 п. л.).

Материалы и результаты исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на научно – практических конференциях различного уровня:

Международная научно – практическая конференция «Инновационные медицинские технологии» - Москва, РАЕ, 2009;

«Державинские чтения». Тамбов, 2010 – 2011.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Похожие диссертации на Культурные доминанты долголетия как социофизиологического феномена