Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области Бакулина Светлана Дмитриевна

Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области
<
Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакулина Светлана Дмитриевна. Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Бакулина Светлана Дмитриевна; [Место защиты: Рос. ин-т культурологии].- Москва, 2007.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/128

Введение к работе

Обоснование проблемы исследования и ее актуальности. Современная социокультурная ситуация характеризуется все более интенсивным процессом взаимодействия стран, народов, этносов, культур. Предшествующие эпохи, отличаются преимущественным господством бинарной установки, рассмотрением «Другого как Чужого». Сегодняшний взрыв межкультурного общения, неизбежной встречи, взаимовлияния разнородных культурных систем/субсистем, обусловливает необходимость поиска наиболее бесконфликтных путей сосуществования, преодоления «чуждости» как атрибута многомерного социокультурного пространства. В то же время, для групп, включенных в этот процесс, сохраняет свою значимость, а нередко и приобретает все больший вес, вопрос о сохранении/поддержании/укреплении своей культурной самобытности. В этом контексте развитие такого феномена, как толерантность, или его антипода — интолерантности, объективно становится одним из эпицентров социального внимания - и в практически-прикладном значении, и как объект исследовательской деятельности.

Процесс современного межкультурного диалога или противостояния прежде всего и главным образом реализуется в этнокультурном взаимодействии, где этничность, как никакая иная характеристика, становится показателем «другости», характеристикой иного, проявляясь все ярче на фоне современных глобализационных процессов в качестве аттрактора, катализатора в возможных столкновениях. В этом контексте «другой» нередко мыслится как «чужой», становясь реальной социокультурной «отправной точкой» для заострения внимания к проблемам формирования толерантного сознания, когда «иное»/«другое» осознается как отличное от собственного, но не вступающее с ним в противостояние, как равновеликое и, возможно, равноценное ему; когда понимание культурных особенностей «иного» становится возможностью для более глубокого прочтения и осмысления «своего».

Как и всякая иная ценностная позиция, толерантность/интолерант-ностъ личности, группы, субкультуры формируется в процессе социали-зации-инкультурации, происходящем в конкретном регионе, в конкретное время, в конкретных обстоятельствах, что заставляет исследователей обращаться не только к анализу некоторых общих параметров и факторов становления толерантного/интолерантного сознания, но и стремиться к выявлению особенностей конкретного социокультурного пространства, в котором такого рода общие характеристики всегда приобретают особый профиль, конфигурацию, стратифицированность. Именно знание конкретных, многообразных «вариаций» позволяет, с одной стороны, уточнять параметры феноменов толерантности/интолерантности как таковых, достраивать модель этих социальных явлений в целом; с другой,

практической, стороны — предлагать обоснованные, исходящие из конкретно-фактологического анализа стратегии и технологии, обеспечивающие наиболее адекватные, оптимальные (для данных условий) подходы к решению вопроса о со-существовании, взаимодействии, не- или малоконфликтном общении в условиях реальной поликультурности.

Представленное диссертационное исследование ориентировано на реализацию именно такого рода «регионально-профильного» подхода к проблеме формирования толерантного сознания и связанной с нею задачи разрушения стереотипов, работающих на подкрепление и распространение интолерантности. Высокая социальная актуальность этой проблемы для Омского региона предопределена его реальной поликультурностью, имеющей глубокие историко-культурные корни и многообразные современные формы проявления. Анализ процессов переселения на территорию Западной Сибири и взаимодействия здесь различных этнокультурных групп в конце XIX - начале XX вв. и в конце XX - начале XXI вв. позволяет увидеть не только особенности «регионального профиля» межкультурных взаимодействий, но и проследить то, как на одной и той же территории характер столкновения групповых интересов, систем ценностей меняется в зависимости от конкретных историко-культурных обстоятельств. Лишь учитывая эти обстоятельства, а также культурный опыт Места, можно всерьез говорить о поиске оснований и механизмов формирования толерантного сознания в регионе.

Осознавая масштабность обозначенной проблемы, многообразие механизмов продуцирования и трансляции ценностей толерантного сознания, в данном диссертационном исследовании акцент сделан на рассмотрение лишь некоторых значимых факторов развития ситуации толе-рантности/интолерантности в регионе, и прежде всего на анализ такой значимой в указанном отношении социализирующей практики, как образование (преимущественно — высшее). Именно данная система (в том числе и в Омском регионе) продолжает выступать важнейшим каналом передачи культурного опыта, являясь одновременно своего рода моделью мультикультурного сообщества. Особое внимание было уделено вузам педагогического профиля, в силу очевидной потенциальной влиятельности их выпускников на формирование умонастроений, в том числе присутствие/отсутствие толерантности в региональном социокультурном пространстве.

Объект исследования - толерантность как социокультурный феномен.

Предмет исследования — факторы и механизмы формирования/ трансляции/поддержания толерантности в условиях поликультурного региона (на примере Омской области).

Цель исследования — на основе культурологического анализа выявить значимые факторы, влияющие на формирование и распростране-

ниє толерантного/интолерантного сознания с акцентом на потенциал системы высшего образования в регионе (на материале Омской области). Достижение указанной цели предполагало решение комплекса задач:

представить обобщенный анализ сложившихся в современной научной мысли трактовок понятий «толерантность»/«интолерантность» как одной из теоретико-методологических предпосылок диссертационного исследования;

рассмотреть особенности формирования толерантного /интолерантного сознания во взаимосвязи с процессами развития этнического самосознания;

провести анализ историко-культурных предпосылок формирования полиэтничности и поликультурности на территории современного Омского региона и выявить тенденции развития этого процесса;

изучить особенности современного контекста взаимодействия этнокультурных групп в Омском регионе с акцентом на анализ принципа разделения населения на «своих» и «чужих» (с использованием опросных методик);

выявить степень влияния системы высшего образования (в том числе педагогического) на процесс формирования и поддержания толерантного сознания в регионе, а также существование потенциальных возможностей для более эффективного использования данного социокультурного механизма.

Степень разработанности проблемы. Проблема межэтнических взаимодействий как проявления толерантных/интолерантных отношений занимает сегодня заметное место в работах представителей различных ветвей социально-гуманитарного знания - этнологов, историков, социальных психологов, социологов и др. Поэтому общетеоретическая и общеметодологическая база диссертационного исследования строилась с опорой на значительное число фундаментальных и прикладных работ, начиная от анализа разработки понятия «толерантность» как философской категории (связанной главным образом с вопросами веротерпимости - Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.), через изучение толерантности в XIX в. как «разнообразия, происходящего от союза многих» (В. Гумбольдт, Р. Ламенне, Д. С. Милль и др.), к трудам современных исследователей, содержащих весьма многообразные трактовки данного феномена. Континуум последних простирается от понимания толерантности как признания права на существование «иного», равноценного и рядоположенного «своему», допущення в свое пространство «другого» и терпимого отношения к его «другости» до полного «безразличия», индифферентности, которые могут легко трансформироваться в агрессивно-негативную позицию восприятия этого «иного». Среди значительных

исследований в интересующей нас области выделим работы Ю. И. Аверьянова, В. В. Арутюняна, А. Г. Асмолова, А. С. Ахиезера, Ю. В. Бромлея, Р. Р. Валитовой, М. С. Вершинина, Б. С. Гершунского, М. Б. Ешича, Н. Зарубиной, Д. В. Зиновьева, М. С. Кагана, Б. И. Коваля, В. А. Лекторского, А. П. Садохина, Т. П. Скрипкиной, В. С. Собкина, М. Б. Хомякова, В. В. Шалила, А. К. Якимовича, М. Беннета, В. Бяласа, П. Николсона, Б. Уильямса, М. Уолцера, У. Элдриджа.

Важным блоком исследовательских разработок, на которые опирался автор, стали публикации, посвященные механизмам формирования толерантного/интолерантного сознания в контексте развития этнического самосознания, позволяющего соотнести «свое» и «чужое» в пространстве полиэтничного социума (Т. А. Алексина, А. Г. Асмолов, И. М. Бы-ховская, О. И. Горяинова, О. К. Румянцев, В. М. Тумаларьян, Е. Н. Ша-пинская и др.). Существование различий в интерпретациях категорий «этнос», «этническое самосознание», «многонациональность» в контексте рассмотрения соответствующих феноменов в современной России стало предметом рассмотрения в работах таких авторов, как С. А. Баглу-шинский, А. И. Донцов, Л. М. Дробижева, В. Г. Крысько, Н. М. Лебедева, С. В. Лурье, В. И. Мукомель, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. А. Тиш-ков, В. Ю. Хотинец, Е. И. Шлягина, Г. Г. Шпет, В. А. Ядов и др.

Существенным источником для изучения историко-культурных предпосылок и современных особенностей межкультурного взаимодействия в Омском полиэтническом регионе стал блок исследовательской и научно-просветительской литературы, посвященной социокультурному развитию Западной Сибири. К их числу следует отнести работы сибиреве-дов прошлого - К. Михайлова, Г. Н. Потанина, С. С. Шашкова, Н. М. Яд-ринцева, а также современных исследователей - Ш. К. Ахметовой, М. Л. Бе-режновой, П. П. Вибе, А. А. Гончаренко, Н. К. Козловой, К. А. Коникова, М. И. Матющенко, Т. Б. Смирновой, Ю. В. Трофимова, Н. А. Томилова, Л. И. Шерстовой и др.

Что касается разработки вопросов образования как механизма трансляции культурных ценностей, в том числе как значимого канала распространения толерантного сознания, то здесь следует выделить публикации И. В. Абакумовой, С. К. Бондыревой, О. К. Гагановой, Б. С. Гершунского, П. Н. Ермакова, Ф. Т. Михайлова, Е. А. Найденовой, В. Л. Рабиновича, В. М. Розина, О. К. Румянцева, В. С. Собкина, П. А. Степанова, Н. И. Чуприковой и др.

Важной частью исследовательской работы стало рассмотрение и анализ предлагаемых проектов конструирования толерантных отношений (В. А. Лекторский, М. Б. Хомяков, П. Николсон, М. Уолцер и др.), а также содержания соответствующих тематических программ (А. Г. Ас-молов, В. В. Ванчугов, Г. У. Солдатова и др.).

Методологические н информационные основания исследования. Основаниями для социокультурного анализа проблемы толерантности в диссертационном исследовании стали такие теоретико-методологические позиции, как

метод анализа изменения и сохранения ценностных приори
тетов (М. Вебер);

в метод диалогического познания (М. М. Бахтин), позволяющий обеспечить соотнесение «текстов» культур, выявить «контакт личностей, а не вещей»;

метод системно-структурного анализа, позволяющего рассматривать все компоненты и отношения внутри рассматриваемой культурной системы (подсистемы) во взаимосвязи и взаимодействии;

метод изучения культурных феноменов Н. Смелзера (анализ межгрупповых отношений в полиэтничной среде, выявление степени защиты интересов группы членами этносов и характер взаимоотношений вігутри этносов с проекцией на стратифицированность системы ценностей).

В исследовании использовались методы моделирования, диагностические методы (тестирование), методы опроса (анкетирование, беседа, интервьюирование), наблюдения (прямое, косвенное, включенное), изучение и обобщение педагогического опыта, в том числе и личный опыт автора диссертации.

В процессе изучения тенденций, форм, проявлений толерантности/ интолераитности в регионе большую роль сыграли документальные источника, прежде всего издания, отражающие историю межэтнических отношений, их динамику, особенности взаимодействия различных групп переселенцев на территории Западной Сибири на рубеже ХІХ-ХХ вв. Среди них — «Вестник Омского городского общественного управлеігая», «Сибирский архив: Журнал истории, археологии, географии и этнографии Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока», «Сибирская летопись», «Сибирский сборник: Научно-периодическое издание», газеты «Акмолинские вести», «Омский вестник». Тенденции анализируемых процессов на современных этапах развития региона прослеживаются в публикациях таких изданий, как «Омский областной статистический ежегодник», «Решение национально-культурных проблем Омской области: Научно-исследовательский проект» и в ряде других источников.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые целенаправленному культурологическому рассмотрению подвергнуты историко-культурные предпосылки, а также современные тенденции в развитии процессов толерантности/интолерантности в таком поликультурном регионе, как Омская область, с акцентом на выявление потенциала влияния на данные процессы системы высшего образования (в частности, педагогического).

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется развитием в нем представлений о факторах и механизмах формирования толерантности/интолерантно-сти в поликультурном социуме, обладающем региональной спецификой; расширением историко-культурного знания об особенностях проявления данных процессов в Омском регионе на предшествующих и современном этапах; уточнением и конкретизацией представлений о степени и механизмах влияния высшего образования (в том числе педагогического образования) в регионе на процесс формирования и поддержания толерантного сознания. Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования структуры и содержания образовательного процесса с точки зрения максимального приложения его потенциала для развития толерантности, с учетом региональных особенностей социокультурного развития.

Положения, выносимые на защиту.

Анализ динамики развития понятия «толерантность» как ценностной категории, в ее сопряжении и противопоставлении «интолерант-ности» показывает особенности конкретно-исторического наполнения данного понятия, существенное расширение его интерпретационного спектра в современной научной мысли и социальном пространстве.

Становление толерантного /интолерантного сознания в поликультурном регионе происходит прежде всего и главным образом в тесной взаимосвязи с процессами формирования этнического самосознания, актуализируясь в соответствующих характеристиках межэтнического взаимодействия. Ярким примером данного процесса являются социокультурные характеристики, присущие развитию высоко-полиэтнического региона Омской области, в том числе в его историко-культурном контексте.

Рассмотрение особенностей развития социокультурной ситуации в Омском регионе в конце XX — начале XXI вв., связанное с интенсификацией процессов миграции и усилением процессов межкультурных взаимодействий на данной территории, показало, что в данных условиях происходит определенная трансформация в формировании установок толерантности/интолерантности, изменение «удельного веса» влияния традиционных в данном контексте факторов. В частности, можно говорить о смещении центра восприятия проблемы «свои»-«чужие» с этнокультурной маркировки данного деления на противопоставление по признаку «местные»-«мигранты», когда «чужими» могут рассматриваться представители своей этнокультурной группы, но не имеющие глубоких региональных корней.

Формирование внутренней целостности региональной культуры, как в ее объективной представленности, так и в субъективном воспри-

ятии различными группами населения, является существенным фактором с точки зрения становления и подкрепления ценности толерантности в региональном социокультурном пространстве. В частности, это подтверждает анализ деятельности такого рода направленности в Омском регионе, обобщение накопленного здесь опыта в области социокультурной интеграции (например, развитая система национально-культурных объединений, способствующая сохранению традиций, языка, культуры различных народов Омского Прииртышья; реализация социальных проектов, ориентированных на взаимодействие и интеграцию этнокультурных групп - долгосрочный проект «Национальный мегаполис» (2001-2016 гг.), ежегодный фестиваль национальных культур «Единение» и др.).

Образовательное пространство регионального вуза в силу его содержательной и функциональной специфики является значимым цен-ностно-ориентационным ресурсом, в том числе с точки зрения проецирования в реальную социокультурную среду норматива толерантного сознания и поведеній в полиэтническом сообществе. Развитие компетентности в области межкультурной коммуникации является необходимым и высокозначимым компонентом подготовки специалистов в поликультурном регионе.

Общие характерологические особенности студенчества как социально-культурной группы в условиях существования явно выраженной региональной специфики поликультурности усиливают ее значимость как социокультурного механизма, «пропускающего» через себя и определенным образом рефлексирующего проблемы, связанные с межкультурными взаимодействиями как своего рода трансляционной аксиологической системы.

Апробация работы. Основное содержание и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседании сектора культурологических проблем социализации Российского института культурологии. Положения и результаты исследования изложены в статьях и тезисах (7 публикаций), представлены на международных и всероссийских научных конференциях: «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, 2004, 2005,2006), «Образование в пространстве культуры» (Москва, 2005), «Реальность. Человек. Культура: социальное и природное» (Омск, 2006), на 1 Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2006), научном симпозиуме «Время культурологии (Москва, 2007) и др. Материалы исследования используются в преподавательской деятельности автора в рамках учебных курсов «Культурология», «История культуры Сибири», «Краеведение», курсов по выбору «Толерантность: истоки, бытование, противоречия», «Основы межкультурной коммуникации».

Похожие диссертации на Культурные основания и механизмы формирования толерантного сознания в полиэтническом регионе : на примере Омской области