Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы Разинкина, Алла Олеговна

Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы
<
Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Разинкина, Алла Олеговна


Разинкина, Алла Олеговна. Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Разинкина Алла Олеговна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т].- Саратов, 2011.- 148 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты культурологического анализа виртуальных поэтических сообществ .15

1.1.Подходы к культурологическому исследованию сообществ в теориях массовой коммуникации...15

1.2 Виртуальные культурные сообщества в системе киберпространства ...28

1.3 Методы культурологического исследования виртуальных поэтических сообществ ...45

ГЛАВА 2. Структура виртуальных поэтических сообществ и особенно-сти их функционирования 52

2.1 Структура и типология виртуальных поэтических сообществ...52

2.2 Жизненный мир виртуальных поэтических сообществ как творческая среда для становления поэтов... 68

2.3 Особенности коммуникативных процессов в виртуальных поэтических сообществах...80

ГЛАВА 3. Компаративный анализ российских и европейских виртуаль-ных поэтических сообществ ...97

3.1 Сходство и различие в системе культурных ценностей и норм российских и европейских виртуальных поэтических сообществ...97

3.2 Культурная привлекательность европейских виртуальных поэтических сообществ для российских сетевых поэтов ...109

Заключение...120

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Информационные технологии, как известно, взорвали современное общество и проникли буквально во все сферы современной культуры. Даже поэзия не составила исключения, а поэты, которые всегда творили в тиши и одиночестве, стали объединяться в виртуальные поэтические сообщества. Возникновение виртуальных поэтических сообществ имеет непосредственную связь с происходящими широкомасштабными процессами в рамках изменяющейся культурной среды российского и европейского обществ, позволяет по-новому рассмотреть образ и роль современного поэта. С появлением глобальных компьютерных сетей культурология получила новую предметную область для изучения – киберпространство. Современные информационные технологии изменяют культурные связи человека, организационные формы осуществления культурных взаимодействий. Внимание культурной политики при изучении развития современного общества привлекает проблема изучения культурных отношений, передачи знаний, мнений, ценностей.

Развитие и расширение информационного поля приводит к возникновению разнообразных практик, связанных со спецификой освоения культурного пространства, что обусловливает новые темы в исследованиях культурных сообществ. Виртуальное пространство становится фактором культурной динамики. Культурологических исследований в области виртуальных сообществ к настоящему времени немного: с одной стороны, в силу новизны самого объекта исследования, с другой – по причине понятных ограничений использования традиционного методического инструментария в ситуации его «переноса» в виртуальное пространство. Актуальными являются исследования концептуализации и моделирования культурной коммуникации, определение глобальных тенденций культурного развития, исследование проблем, связанных с культурными изменениями. Понимание того, по каким законам развиваются культурные отношения за счет глобальной Сети, позволило бы лучше изучить влияние информационных технологий на творческую жизнь людей. В научном отношении эта тематика изучена недостаточно.

Увеличение количества культурных контактов, неоспоримая ведущая роль процесса глобализации и средств массовой информации приводят к возникновению глобальной связи между представителями культур разных стран, определенной степени единения мирового сообщества, культурной коммуникации родственных и чуждых друг другу этносов, влиянию современных коммуникационных технологий на аспекты духовной жизни. В последнее время термин «виртуальное сообщество» с соответствующим определением сферы деятельности, например поэтической, учебной, религиозной и т.п., стал все чаще встречаться в научной литературе и в материалах конференций, посвященных развитию Интернет. Формирование глобального культурного и информационного пространства Интернет, в котором присутствует такой объективно существующий институт, как культура, привело к появлению разнообразных культурных сообществ, среди которых выделяются поэтические. Разнообразие виртуальных поэтических сообществ, различные стартовые возможности для творческого самовыражения и духовного роста поэта определяют необходимость их подробного анализа и изучения. Данное исследование представляется актуальным в условиях динамических изменений культуры и необходимости рассмотрения проблем функционирования виртуальных поэтических сообществ как одной из тем культурологического дискурса.

Степень разработанности проблемы. Тенденция превращения Интернет в массово доступную коммуникационную среду появилась в конце 80-х гг. XX в. В связи с этим возникли новые аспекты культурного взаимодействия, которые позволили профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши назвать современную цивилизацию «информационным обществом». Концептуально важными для исследования являются работы, связанные с различными трактовками понятия «культура»: культура как результат местных процессов (Н.Я. Данилевский); культура как общечеловеческий феномен, как транслокальный процесс (К. Ясперс); культура как интегрирующее и дезинтегрирующее начало (К. Маркс). Важная роль принадлежит исследовательским работам, посвященным рассмотрению такой культурной системы, как творческая деятельность, когда индивидуальная интеракция абсолютно необходима для ее поддержания (Г. Тард), и которая формируется с помощью организации ценностей, норм, системы убеждений и экспрессивных символов (Т. Парсонс). Еще П. Сорокин рассматривал культуру как ценностную систему и подчеркивал, что любая организованная группа обладает культурой. Одно из распространенных пониманий культуры состоит в рассмотрении ее как мира воплощенных ценностей, к понятию которых обращаются Р. Инглхарт, Ж.-Ф. Лиотар, Т. Роззак, Л. Спрулл, Д.А. Леонтьев, В.М. Межуев, О.А. Смоляк и др. Труды Дж. Де-Воса, А. Маслоу, В.А. Ядова позволили в рамках исследования обратиться к проблеме ценностных ориентаций поэтов, которые требуют переосмысления в условиях современного развития культурных процессов.

Важными для авторского анализа стали труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, которые использовали в своих работах такое базовое понятие, как «сообщество». В макротеориях понятие «сообщества» напрямую связано с формами социокультурных взаимодействий. Такой подход прослеживается, к примеру, в работах Э. Дюркгейма. На микроуровнях ряд исследователей рассматривают сообщества, в первую очередь, в терминах коммуникационных взаимодействий, относящихся к «первичным группам». Указанной точки зрения придерживался, в частности, Дж. Гасфилд. Терминологическую неоднозначность «сообщества» попытался разъяснить Дж. Гиллери.

Большая роль принадлежит исследовательским работам, посвященным рассмотрению концепции информационного общества, которая получила развитие в трудах Дж. Белла, П. Вирильо, У. Дайзарда, М. Кастельса, Дж. Мартина, М. Маклюэна, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера и др. В отечественной науке проблемы становления информационного общества освещены в трудах А.К. Айламазяна, Л.М. Земляновой, В.Л. Иноземцева, Н.Е. Покровского и др.

О возможности возникновения виртуальных сообществ одним из первых начал говорить «отец кибернетики» Н. Винер. Проблема формирования виртуальных сообществ рассматривается отечественными учеными С.О. Кремлевой, Ю.М. Плотинским, Г.П. Предвечным и др. Анализу виртуальной реальности и исследованию виртуальных сообществ посвящены труды Ж. Бодрийяра, Б. Вули, М. Кастельса, П. Леви, М. Хайма, А.В. Бахмина, Д.В. Иванова, Е.В. Лобзы, Л.А. Мясниковой, А.В. Олексина, М.Ю. Опенкова, С.И. Орехова, В.Н. Щербиной, С.С. Хоружего и др. Выводы, полученные в результате их исследований, могут быть учтены и применены к анализу деятельности виртуальных поэтических сообществ. Таким образом, представляется возможным существование определенных механизмов функционирования виртуальных поэтических сообществ, которые находятся в зависимости от киберпространства.

Тема исследования неразрывно связана с работами Ю. Хабермаса, который ввел понятие коммуникативного взаимодействия в гуманитарные дисциплины и описывает публику как виртуальную общность, как феномен, существующий на основе создания массовой коммуникации. Ряд современных исследований посвящен изучению киберпространства как культурного феномена, влияющего на взаимопроникновение культур, изменение личностных особенностей индивидов, к которым обращаются Г. Рейнгольд, С.В. Бондаренко, Ф.И. Минюшев. Обращает на себя внимание информационная компонента, входящая в структуру культурной трансформации, о которой говорят В.В. Гаврилюк, Л.Г. Ионин, Дж. Томпсон.

Изучение категорий «культурное пространство» и «духовно культурное время» в эпоху постмодернизма прослеживается в работах зарубежных и отечественных ученых: Л. Уайта, У. Эко, С.Н. Артановского, А.В. Бабаевой, Б.В. Маркова, Р.Т. Рашковой. М.Л. Шуб обращается к понятию совместного времени, которое является условием согласованной деятельности по поддержанию единства культурного сообщества. О специфике пространственной организации виртуальной реальности, категориях пространства и времени говорит В.Н. Ярская.

Ряд исследователей использовали антропологические теории с целью изучения индивидуальных интеракций и пришли к выводу о том, что эти теории будут особенно полезны для лучшего понимания воздействия компьютерных технологий на человеческое поведение и коммуникативные взаимодействия. Практически все исследования по данной проблематике принадлежат зарубежным исследователям – в их числе С. Кизлер, Н. Негропонте, Л. Спрулл. Интересными представляются работы И. Купера, Н. Лумана, Дж. Р. Тайлера, Э. Тоффлера, Г.М. Андреевой, М.М. Назарова, посвященные электронной коммуникации как фактору культурного развития, и труды Т. Шибутани, Т. Ньюкома, Т.М. Дридзе, посвященные коммуникации в культуре. К проблемам диалога культур и межкультурной коммуникации обращаются С.Н. Артановский, Е.И. Леонтьева, С.М. Федюнина. Проблему глобализации культуры и формирования виртуальных сообществ как факторов воздействия на культурные и психологические установки индивидов и изменения их духовной сферы рассматривают С. Бенхабиб, Д. Кэмпбелл, Г. Триандис, А.А. Галкин, Ю.А. Красин, Н.А. Носов, Н.Е. Покровский. Исследования в области гипертекста принадлежат У. Эко, Н.С. Оводовой.

К проблеме перевода художественных текстов, интерпретации и роли языка обращаются С.С. Аверинцев, В. фон Гумбольдт, Дж. Форрестер, М. Юлен, поэт и переводчик поэзии А.М. Олеар. Особый интерес вызвало мнение культурологов, писателей, поэтов и деятелей культуры, критиков литературных процессов о тенденциях развития литературных процессов, о состоянии современной поэзии, о роли поэта: М. Гофайзена, Д. Драгунского, Ю.М. Лотмана, В.И. Постникова, Ю. Ракиты, М.Е. Швыдкого, Дж. Скотта Брайсона, Дж. Энгельхардта.

Сравнительный анализ работ отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что, несмотря на многочисленные исследования в области современной культуры, тема виртуальных поэтических сообществ практически не разработана, не рассматривается как новый способ хранения и передачи творческого наследия, как способ общения поэтов различных культур, что и определило проблему данного исследования.

Научная гипотеза исследования. Виртуальные поэтические сообщества являются новыми объектами духовной культуры, нацеленными на культурно-информационный обмен, наполняющий новыми смыслами процесс межкультурной и межличностной коммуникации, осуществляемой на основе поэтических текстов.

Объектом исследования являются крупные и значимые виртуальные поэтические сообщества России и Европы, рассматриваемые как культурный феномен.

Предметом исследования являются культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы как механизм развития подобных сообществ.

Цель работы – исследовать особенности характера межкультурного взаимодействия авторов в рамках виртуального поэтического сообщества.

Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда исследовательских задач:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию сообществ в контексте массовой коммуникации и выявить методологические основания к исследованию виртуальных поэтических сообществ.

2. Дать авторское определение термина «виртуальное поэтическое сообщество».

3. Выявить структурные особенности виртуального поэтического сообщества и определить типы виртуальных поэтических сообществ, исходя из особенностей их функционирования.

4. Выявить особенности коммуникативных процессов в виртуальных поэтических обществах как вида культурных практик.

5. Определить сходства и различия в системе ценностей и норм российских и европейских виртуальных поэтических сообществ и специфику ценностного мировосприятия сетевых поэтов.

Теоретико-методологическая основа исследования культурных практик виртуальных поэтических сообществ была определена целями и задачами исследования.

Теоретическую и методологическую основу работы составили:

– труды ведущих исследователей по проблемам виртуальных сообществ: Дж. Брука, Н. Винера, Г. Рейнгольда, M. Хайма, Р. Холетона, А.В. Бахмина, С.В. Бондаренко и др.; труды исследователей, разработавших различные варианты концепции информационного общества: Д. Белла, У. Дайзарда, Е. Масуды, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, А. Турена; культурологические исследования, посвященные проблемам возникновения и функционирования киберкультуры, принадлежащие П. Леви, Т. Роззаку; исследования по межкультурной коммуникации С.М. Федюниной и диалогу культур И.В. Добряка; по проблемам современной культуры В.М. Межуева, Б.Л. Каировой; исследования в области взаимодействий математики и искусства А.В. Волошинова; метод анализа социальных сетей В.В. Печенкина;

– эмпирический метод исследования, который позволяет описать культурные сообщества и получить часть теоретических представлений о виртуальных поэтических сообществах, уточнить содержательные представления и понятия, осуществить группировку и эмпирическую типологизацию, исследовать правила презентации произведений и процессы коммуникации, происходящей в виртуальных поэтических сообществах;

– структурно-функциональный метод, позволивший осуществить разделение виртуального поэтического сообщества как явления культуры на составные части и выявить соотношения между ними;

– компаративный метод, который позволяет сопоставить виртуальные поэтические сообщества России и Европы на основе различных и сходных в них черт, осуществить сравнительный анализ крупнейших и значимых виртуальных поэтических сообществ России и Европы, таких как «Стихи.ру», «», «Литературно-художественный журнал «Новая литература», «РУКОМОС», «Poetbay.com», «AllPoetry», «Englishverse.com», «World of Poets» и многих других;

– метод сетевого анализа, который позволяет воссоздать сетевые модели поэтических сообществ, проследить системы связи между поэтами, наполняемость кластеров.

Комплексный подход, охватывающий различные методы исследования, позволяет решить поставленные задачи, сформулировать понятие «виртуальное поэтическое сообщество», произвести компаративный анализ поэтических сообществ.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Дана авторская трактовка значимости обращения современной культуры к технологиям Интернет, развитие которых привело к возникновению виртуальных поэтических сообществ, к изучению которых могут применяться методы, свойственные современным направлениям развития культурологии.

  2. Впервые дано определение термина «виртуальное поэтическое сообщество».

  3. Впервые представлена типология виртуальных поэтических сообществ, выявлены их структурные особенности на основе анализа культурных практик исследуемых сообществ с использованием эмпирического и структурно-функционального методов.

  4. Выявлены особенности коммуникативных связей между поэтами в виртуальных поэтических сообществах на основе метода сетевого анализа с обращением к самым крупным виртуальным поэтическим сообществам «Стихи.ру» и «Poetbay.com». Особое внимание уделено межличностной и межкультурной коммуникации.

  5. В результате проведенного культурологического исследования с авторских позиций впервые произведен сравнительный анализ ценностей и норм российских и европейских виртуальных поэтических сообществ, определены роль исследуемых сообществ во взаимовлиянии культур, степень культурной привлекательности европейских сообществ для российских сетевых поэтов.

Результаты исследования позволили сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Новые информационные технологии во многом меняют принципы функционирования культуры, протекание и содержание духовных процессов. Глобализация привела к формированию нового культурного пространства, в пределах которого функционируют и развиваются виртуальные поэтические сообщества. В культурологии коммуникативная проблематика появилась при изучении проблем трансляции культурных ценностей при общении людей – от человека к человеку, от поколения к поколению, между представителями различных культур, а теории массовой коммуникации изучают современные культурные сообщества на межличностном, групповом, организационном и массовом уровнях.

  2. Виртуальное поэтическое сообщество – это единица культурной организации пользователей информационной Сети, имеющая стратификационную систему, устоявшиеся нормы и статусы авторов, включающая в свой состав поэтов, разделяющих общие ценности и осуществляющих коммуникацию посредством презентации артефактов (поэтических текстов) на регулярной основе.

  3. В структуру виртуального поэтического сообщества входят: поэты и публика, образцы коммуникативных взаимодействий (стихотворения, виртуальные сборники стихов, замечания и отзывы на размещенные произведения), средства регуляции (нормы и правила), ресурсы поэтического сайта (доверие, навигация, контент и др.). Виртуальные поэтические сообщества можно классифицировать на: микро- и макросоциальные; возрастные; гендерные; тематические; географические (локальные и глобальные) на основе таких критериев, как количественный состав участников, сходство интересов, ориентация на определенные группы поэтов, функционирование в пределах одного города, страны, ряда стран.

  4. Между членами виртуальных поэтических сообществ возникает коммуникация на основе поэтических текстов, которая носит повторяющийся, устойчивый характер. Поэты сгруппированы в кластеры поэтов по интересам, которые слабо или прочно связаны с другими аналогичными кластерами. Увеличение числа поэтов в сообществе ведет к росту числа кластеров, но коммуникативные связи становятся менее насыщенными. Необходимым условием коммуникации является общий язык участников коммуникации и наличие эффективных каналов передачи информации. Деятельность членов сообществ и наличие постоянной активной вертикальной и горизонтальной коммуникации говорят о процессе продолжающегося и динамичного развития сообщества.

  5. Исследуемые российские и европейские виртуальные поэтические сообщества сходны по основным целям функционирования в виртуальной среде, по степени заинтересованности и участию в жизни сообществ литературных организаций, по основным тематическим рубрикам, по существующей системе защиты авторских прав, по наличию формальных и неформальных санкций. В России и Европе виртуальные поэтические сообщества – это зона творчества со сходными ценностными ориентирами. Мотивами деятельности поэтов в рамках сообщества выступают следующие ценности: стихи как художественная ценность; родной язык как средство трансформации смыслов и замыслов поэта; неродной язык как средство взаимного общения представителей разных культур; идея принадлежности к определенному поэтическому сообществу, которая служит средством самоотождествления поэта с культурной жизнью сообщества. В пределах европейских поэтических сообществ процессы межкультурной коммуникации осуществляются более активно за счет глобальности сообществ, доминирования английского языка как универсального, выраженного преобладания всеобщих ценностей как основы межкультурной коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертации определяется необходимость всестороннего изучения культурных практик виртуальных поэтических сообществ, рассмотрен комплекс вопросов, связанных с анализом, обобщением и классификацией изучаемых сообществ. Теоретический анализ, осуществленный в ходе диссертационного исследования, позволяет сформулировать положения, которые могут быть использованы при проведении эмпирических исследований по культурологии.

Материалы диссертационной работы могут служить методологической базой для культурологических работ, а также могут быть использованы в рамках различных спецкурсов по истории и теории культуры, литературоведению, эстетике.

Эмпирическую базу диссертационной работы составил анализ культурных практик виртуальных поэтических сообществ. В процессе исследования был проведен проблемно-поисковый анализ существующих поэтических сайтов России и Европы. Поисковые системы Google и Yandex представили более 80 сайтов, из которых было выбрано 58: 29 российских и 29 европейских англоязычных сайтов. Выборка производилась с учетом известности поэтических сообществ в глобальном пространстве, разнообразия тематики, ориентации на возрастные и гендерные аспекты.

Исследование стиля коммуникации с использованием современных коммуникационных технологий позволило обобщить данные в виде моделей поведения, представленных в контексте культурных и духовных интересов, причем культурные практики представлены в виде схем, графов, диаграммы и таблиц.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экология: синтез естественнонаучного, технического и гуманитарного знания» (Саратов, 19-22 октября, 2010), Международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (Саратов, 25-27 февраля, 2009), Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Культура и личность в современном мире: проблемы изучения, развития, воспитания» (Орел, 5-6 февраля, 2009), XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) «Мультикультурная современность: Урал – Россия – Мир» (Екатеринбург, 2-3 апреля, 2009), конференции молодых ученых Института социального и производственного менеджмента СГТУ «Молодые ученые – науке и производству» (Саратов, июнь, 2008), Международной конференции «Инноватика – 2008» (Ульяновск, 23-26 июня, 2008), Международной научно-практической конференции «Гуманитарные знания как условие прогресса науки и общества» (Мурманск, 8-14 февраля, 2008).

Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, приложения и списка литературы. Главы работы разделены на 8 параграфов. Список литературы содержит 195 работ отечественных и зарубежных авторов. Общий объем рукописи составляет 148 страниц.

Виртуальные культурные сообщества в системе киберпространства

Классическая культурология может обращаться к изучению не только группы, т. е. объединенных в коллектив людей, но и всех культурных систем, созданных и поддерживаемых ими. Культурология призвана не только свое-временно и тщательно описывать и систематизировать культурную реаль-ность во всем многообразии ее процессов и явлений, но и раскрывать зако-номерности и тенденции культурных изменений, ведущих к созданию куль-туры будущего. Созидательность культуры, воплощенная в творчестве, наце-лена на возделывание благ – материальных, духовных, социальных. Культура созидательна и как совершенствование условий человеческого существова-ния, и как формирование развитой личности. «Что же касается термина «культура», У. Эко склоняется к мысли о том, что подлинная культура – это всегда контркультура, то есть «активная критика и преобразование сущест-вующей социальной, научной или эстетической парадигмы» . Существует множество концепций культуры. Одна из них привязывает культуру к определенной территории; она исходит из допущения, что куль-тура является результатом преимущественно местных процессов. В этом смысле общество или группа людей обладает своей «собственной», ограни-ченной от других культурой (Н.Я. Данилевский [40]). Иная концепция куль-туры является более широкой и рассматривает культуру как общечеловече-ский феномен. Она лежит в основе теории развития и распространения куль-туры и определяется как транслокальный процесс. Однако транслокальная культура вовсе не безместна, она рассматривает свое местоположение как открытое вовне, в то время как культура вышеупомянутого нами типа закры-та в себе (К. Ясперс [162]). Очевидны также две трактовки понятия культуры с марксистских по-зиций – как интегрирующего и как дезинтегрирующего начала. В то же вре-мя, несмотря на эти различия, их объединяет мысль о том, что культура – это деятельность людей по преобразованию собственной истории в процессе практики общения. Эта концепция культуры дистанцируется от классическо-го противопоставления базиса и надстройки, ибо культура в данном контек-сте понимается, одновременно, как совокупность значений и ценностей (иде-альное), и как материальные условия человеческого существования (К. Маркс [89]). Согласно марксистской позиции, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура – это, прежде всего, процесс творения человеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне куль-туры.

Школы Г. Тарда и Э. Дюркгейма обращали внимание не только на тео-рию обществ, но и на общую теорию культурных феноменов. Если взять к рассмотрению такую культурную систему как творческая деятельность, то, согласно мнению Г. Тарда, индивидуальная интеракция абсолютно необхо-дима для ее поддержания [138]. Э. Дюркгейм подчеркивает, что данная куль-турная система в большой степени зависит от некой группы, которой она принимается, т. к. эта группа санкционирует ее существование. Согласно по-зиции Э. Дюркгейма, коллективные представления являют собой ценностно-нормативные регуляторы индивидуального и группового поведения. Интер-нализованные индивидами, они превращаются во внутренние движущие си-лы человеческого поведения, составляя элемент индивидуальной культуры. Э. Дюркгейм полагает, что ценностные ориентации самих индивидов явля-ются механизмами, которые влияют на индивидуальное поведение, и что нравственные ценности, нормы морали, духовные факторы способны глубо-ко воздействовать на индивидуальную сущность человека, расширяя его уст-ремления [45, с.23-58]. Чтобы понять особенности функционирования поэти-ческих сообществ и деятельность их членов, недостаточно знать качества ин-дивидов, входящих в такие культурные сообщества. Объединение индиви-дов, взаимодействующих друг с другом, производит новую реальность, кото-рая является сознанием общества. Общественная среда, согласно Дюркгейму, состоит из «вещей» и людей, где под «вещами» он понимает такие продукты деятельности, как нравы, мораль, памятники художественной культуры и иные продукты создания творческой деятельности человека. Если среда – это область коллективного сознания, тогда для членов поэтических сообществ характерно наличие общего коллективного сознания, в основе которого ле-жат определенные идеи, общие стремления. Обратимся к понятию культурной системы, формирующейся с помо-щью организации ценностей, норм и символов, которые руководят выбором человека, и которые ограничивают виды взаимодействия, возможные для данного человека. По мнению Т. Парсонса, «культурная система – это модель культуры, отдельные части которой взаимосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных симво-лов» [111, с.462]. Такая культурная система, как произведение литературы, не социальна в своем составе и в структуре в том смысле, что индивид, рабо-тающий над ее построением, не является ее элементом, как и группа, которая поддерживает ее существование, не является ее структурной основой. Одна-ко могут произойти изменения в группах, поддерживающих культурную сис-тему, и эти изменения целиком обязаны введению новых технических инст-рументов или процессов, за которые отвечают другие люди, которые могут появиться тогда, когда систему поддерживают прежние участники [111, с.446-462].

Методы культурологического исследования виртуальных поэтических сообществ

На наш взгляд, виртуальное культурное сообщест-во является совместным продуктом деятельности его членов, но, в то же са-мое время, являясь сообществом, оно не может не быть управляемо. Также и исследуемые нами виртуальные поэтические сообщества пол-ностью зависят от своих членов, их желания представлять произведения пуб-лике, обмениваться творческими идеями. Применение опытов использования новых технологий в области культуры предполагает изменения на уровне групповой и внутренней среды, а не только внешней. В ходе создания, освое-ния и распространения культурных знаний благодаря виртуальной реально-сти, наблюдается формирование глобальной системы открытого, гибкого, индивидуального творчества. Эта система опирается на новые методы и приемы распространения литературной информации, новые организацион-ные структуры в области литературы. Таким образом, виртуализация культурных отношений составляет часть повседневности, происходит освоение новых пространств, формируют-ся новые типы общения, часть жизненного графика человека имеет отноше-ние к Интернет-коммуникации. Е.Н. Губанова говорит о глобальности как факте межкультурной коммуникации, выражающегося в нарушении изна-чального пространства культуры, что «есть всемирное распространение и взаимосвязь различных культурных объектов и процессов в различных сфе-рах и областях постиндустриального общества» [36, с.4]. Через общение происходит своеобразная проверка результатов куль-турной деятельности, их оценка и обмен уже сложившимися культурными ценностями и идеалами. Культурное общение является важнейшим источни-ком удовлетворения объективных потребностей индивидов в познании, доб-ре, красоте и т. д. В субъективно-личностном плане потребление культурных ценностей через общение призвано удовлетворить такую всеобщую и суще-ственную потребность, как потребность в общении. Внимание также привлекает культурная деятельность, которая направ-лена на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценно-стей общества. Культурная деятельность представляет собой деятельность по самореализации сущностных сил человека, его способностей, потребностей. Культурной следует считать такую деятельность, которая осуществляется для пользы человека и в гуманистических целях, служит развитию прогрес-сивных форм общественной жизни. Культура оказывается как бы катализа-тором проявления индивидуальности. Практика виртуальных культурных сообществ возвышает до уровня всеобщего индивидуальную человеческую деятельность. В результате мы можем сделать вывод о том, что виртуальное культурное сообщество, в том числе и поэтическое, понимается как коллективный субъект деятельности в киберпространстве. Соответственно, необходимо обратиться к изучению та-ких атрибутов, как коллективные установки, групповые потребности, мотивы и этические нормы поведения участников сообщества, которые служат для выявления целостных характеристик процессов совместной культурной и информационной деятельности. Совместная деятельность членов виртуаль-ных культурных сообществ, в том числе и поэтических, может рассматри-ваться как основа процесса развития самих сообществ. Участие в них может рассматриваться как участие в своеобразном литературном клубе людей, ин-тересующихся информацией, ради которой они продолжают отношения с но-сителями той же культурной информации, что способствует укреплению свя-зей. Особого внимания заслуживает выявление таких характеристик куль-турного поэтического сообщества, как: общий стиль лидерства в сообществе; принципы, на которых строится управление сообществом; ценности и идеи, объединяющие членов сообщества; стратегические цели; а также критерии успеха, на которые ориентируется сообщество и его члены.

В процессе нашего исследования необходимо обратить внимание на понятие коммуникации, в процессе которой осуществляется передача поэти-ческих текстов по каналу коммуникации. Обмен информацией сегодня пре-вратился в одну из доминант того подвижного, динамичного, многомерного культурного пространства, где формируется личность, ее менталитет, ее кар-тина мира, где идет процесс накопления, преобразования и обогащения чело-веком культурного опыта в материально-практической деятельности и обще-нии, где преодолеваются устаревшие нормы и стереотипы. Рассмотрев выше теории коммуникации и существование культурных сообществ и культурных отношений в киберпространстве, мы в ходе иссле-дования виртуальных поэтических сообществ можем задаться вопросом: «Действительно ли единственным ресурсом, необходимым для поддержания виртуального поэтического сообщества, оказывается только собственно ком-муникация?» Особый интерес вызывает взгляд на практики виртуальных по-этических сообществ в коммуникативной среде Интернет, возрастает интерес к особенностям использования возможностей, которые предоставляют по-добные Интернет-сообщества. По мнению Н. Лумана коммуникация может осуществляться на основе конкретной тематики и может не зависеть от пространственной дистанции между участниками. При этом непременно предполагаются дальнейшие коммуникативные возможности и обязательно применяются символические средства, которые не могут быть привязаны к региональным и территориаль-ным границам [84, с.114-128]. Принимая во внимание мнение Н. Лумана, возникает вопрос относительно широты охвата тематики на страницах вир-туальных поэтических сообществ и ее влияния на активность коммуникации.

Жизненный мир виртуальных поэтических сообществ как творческая среда для становления поэтов...

К проблемам мотивации обращается А. Маслоу, который раскрывает зависимость и порядок потребностей [176, c.93-127]. Потребность в призна-нии и уважении имеет два аспекта: самоуважение и признание со стороны других, а потребность в самореализации связана с проявлением индивиду-альных способностей и склонностей. Потребность сетевого поэта в призна-нии включает в себя желания и стремления, связанные с обретением призна-ния, престижа. Каждый человек нуждается в признании, в оценке собствен-ных достоинств, талантов, в ощущении собственной компетентности, обре-тении репутации, потребности в завоевании статуса, внимания, признания, славы [91, с.77-105]. Культурные цели есть непосредственно ценности инди-вида, групп индивидов, на достижение которых направлена их деятельность. Цель – это планируемый результат, единство мотивов, средств. Цели образу-ются при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности, имеют ценностно-рациональную природу.

Если на более ранних стадиях новый член виртуального поэтического сообщества может руководствоваться, скорее, общечеловеческими целями (поиском понимания, поддержки своему творчеству, продуцированием эсте-тического наслаждения), то, принимая групповые ценности поэтического со-общества, он уже готов воплотить эти цели на новом уровне. Притязания ав-тора возрастают, и он стремится занять свое место в группе. Для начинающе-го автора важно желание нового опыта, свежих стимулов, желание признания и общего одобрения.

Потребности в культурных, а также социальных связях выражаются в стремлении принадлежать к какому-либо поэтическому сообществу, который индивид воспринимает как свое. Имеет значение поиск единомышленников по определенной проблематике, освещаемой в произведении, т. е. людей, разделяющих мнение автора, необходимость в силе эмоционального отклика, интерес к определенной теме. Д. Драгунский, журналист, писатель, автор сборников малой прозы, как и многие авторы, говорит о том, что «войти в литературный мир очень легко, особенно теперь. А с малой прозой и вообще просто: напечатай рассказ в од-ном из бесчисленных журналов или альманахов, издай книжечку за свой счет – это недорого – или вывести свои тексты в Интернете. А лучше и то, и дру-гое, и третье. И – ты в литературном мире. Пришел и навеки поселился, ни-кто уже не выгонит. Но, насколько тебе там будет уютно, и заметят ли тебя – другой разговор» [130]. В целом, Д. Драгунский советует начинать литера-турный путь через Интернет и считает, что Интернет-общение с публикой очень важно. «Я сразу вижу, что у меня получилось, а что – нет, где я досту-чался до ответного чувства, а где не сумел. Оценил ли читатель крутой сю-жетный поворот, который мне самому нравится?… В смысле диалога Интер-нет – волшебная штука. Вот написал я книгу, она потихоньку продается, но откуда мне знать, что на самом деле думают о ней люди? Письма писателям посылать немодно. Критическая статья, даже самого лучшего критика – это, в конце концов, точка зрения только лишь одного человека. А тут… в тече-ние часа получаешь два десятка мнений. А потом еще и еще. Многое сразу проясняется» [Там же].

Одним из основных стимулов, привлекающих людей в виртуальные сообщества, является возможность выразить себя в образе поэта. В реальной жизни проделывать это гораздо труднее, зато по своему воздействию на соз-нание жизнь становится более красочной, поэтому, вероятно, виртуальные сообщества будут развиваться в сторону максимального приближения по своим возможностям к жизни. Модель, к которой стремятся виртуальные ми-ры, – это мир со всеми возможностями и свойствами настоящей жизни; отли-чие лишь в том, что в киберпространстве гораздо проще и быстрее происхо-дят любые изменения как внутри одного элемента, так и в связях и взаимо-действиях между ними.

Поэтическое сообщество предстает как культурно-духовное целое, в котором интеграция и стабильность состава обеспечивается с помощью куль-турно-духовных факторов, символов. Культурно-духовная же сфера включа-ет в себя художественную жизнь, которая в значительной степени персони-фицирована. Мы можем говорить о том, что виртуальное поэтическое сооб-щество существует за счет деятельности поэтов, которая направлена на соз-дание духовных ценностей, т. е. речь идет о духовном производстве, осуще-ствляемом поэтами. Продуктами духовного производства являются разде-ляемые членами сообщества представления, идеи, убеждения, ценности, идеалы, нормы, образующие духовное богатство культуры. Они имеют воз-можность воспроизводиться, изменяться, совершенствоваться, свободно пе-ремещаться в социокультурном пространстве и времени, удовлетворяя ду-ховные потребности. Для сохранения таких продуктов духовной деятельно-сти как стихи и их передачи последующим поколениям необходим, так назы-ваемый, «материальный носитель», которым является виртуальная среда. Таким образом, поначалу люди приходят на тот или иной поэтический сайт в поиске необходимой им информации, которая удовлетворяет запросам отдельного поэта. С течением времени индивиды, пишущие стихи, проявля-ют все большую заинтересованность в росте числа коммуникативных прак-тик по интересующей их тематике, находят для себя новые цели и достигают взаимопонимания с другими участниками сообщества. Важным моментом является проблема выбора подходящего для себя виртуального поэтического сообщества, этот выбор может быть не всегда очевидным и не всегда основан исключительно на прагматических соображениях. Соответственно, важней-ший аспект при создании виртуального поэтического сообщества заключает-ся в понятии возможных потребностей поэтов, что требует от координаторов сайта соблюдать права членов сообщества и исполнять определенный круг обязанностей.

Культурная привлекательность европейских виртуальных поэтических сообществ для российских сетевых поэтов

Реальный, ситуативно привязанный язык коммуникантов (в исследуе-мых нами европейских сообществах – английский язык), которым пользуют-ся участники взаимодействия и который для многих не является родным, по-зволяет иначе категоризировать, описывать и воспринимать продукты твор-ческой деятельности. Повседневное использование иностранного языка с це-лью коммуникации создает особое социально-культурное пространство. Со-гласно взглядам М. Юлена, «…язык передает глобальный исторический опыт некоего определенного человеческого сообщества, его отношение к матери-альной среде, его способ жизни и социальной организации, его религию» [159, с.131].

При вступлении автора в виртуальное поэтическое сообщество другой страны происходит смена языковой и культурной среды. Для описания по-добных процессов в американской культурной антропологии был предложен термин «культурализация» (К. Клакхон [65]), который был противопоставлен термину «социализация», как делающему акцент на усвоении социальных ролей. Л.В. Базарова считает, что «отношения между языком и культурой могут рассматриваться как отношения части и целого. Язык может быть вос-принят как компонент культуры и как ее орудие…. Очевидно, что если каж-дый носитель языка одновременно является и носителем культуры, то языко-вые знаки приобретают способность выполнять функцию знаков культуры, и тем самым служат средством представления основных установок культуры. Именно поэтому язык способен отображать культурно-национальную мен-тальность его носителей» [10, с.72-76]. Европейские виртуальные поэтические сообщества привлекательны с позиций возникновения эмоциональных и межличностных отношений с по-этами из многих стран. Здесь существует возможность, в первую очередь, языковой практики, знакомства с представителями других культур, возмож-ность представить свои произведения в рамках мирового сообщества. Рос-сийский сетевой поэт может не размещать свои стихотворения на русскоя-зычных сайтах, он может являться членом лишь европейского поэтического сообщества. В отношении таких поэтов мы не можем утверждать, что суще-ствует несоответствие системе ценностей и идеалов российскому поэтиче-скому сообществу, потому что поэт не имел членства в родном сообществе. Следовательно, нельзя утверждать существование ценностного конфликта с российским поэтическим сообществом, что могло повлиять на решение при-нятия членства в аналогичном европейском. Принимая членство в европейском поэтическом сообществе, поэт рас-ширяет знакомство с художественными ценностями иных культур. Расширя-ется круг общения поэта, происходит обмен духовными ценностями с поэта-ми из разных стран. Членство в зарубежном сообществе предполагает усвое-ние моральных норм, которые предстают перед поэтом в виде требований, образцов поведения, общепринятых членами сообщества стандартов, кото-рые имеют культурную ценность. Вступая в европейское поэтическое сооб-щество, поэт принимает предлагаемую ему систему норм, которая является частью европейской культуры. Если на более ранних стадиях поэт руково-дствуется скорее общечеловеческими целями (поиском понимания, внимания и поддержки для своей личности, продуцированием эстетического наслажде-ния), то, принимая групповые ценности поэтического сообщества, он уже го-тов воплотить эти цели на новом качественном уровне – «уровне поэта». Притязания автора возрастают, и он стремится занять свое место в группе. Аспекты понимания и осмысления культуры как целостной и неделимой свя-заны с понятием личности, ибо культура есть порождение человека, присуща только ему.

Европейское виртуальное поэтическое сообщество является не только возможностью осуществления открытых межличностных и групповых кон-тактов для российских сетевых поэтов, но и позволяет иметь некое отноше-ние к иному стилю жизни, иной культуре (с присущим отличительным пове-дением), а также ассоциироваться с неким престижем и модой. По мере раз-вития крупных поэтических сообществ, они, эти сообщества, начинают включать в себя все большее количество стран, что создает некие морально-психологические условия для установления коммуникации с желаемым ко-личеством поэтов из желаемых стран. Культурная привлекательность евро-пейских виртуальных поэтических сообществ для сетевых поэтов из России заключается в возможности осуществления и развития диалоговых связей с поэтами – представителями различных стран мира. Если вспомнить выводы, сделанные отечественными и зарубежными культурологами о том, что культура является диалогичной по своей природе, то общение поэтов различных культур имеет в своей основе не просто ком-муникацию через поэтические произведения, но само общение культур через сетевую литературу, в основе которой лежит признание самоценности куль-туры, которую несет представитель той или иной страны. Изучение диалоговых связей между Россией и Европой дает возмож-ность прогнозировать развитие тенденций, возникающих в культуре. В осно-ве такого диалога лежит коммуникация, взаимодействие, признание исклю-чительности каждого отдельного поэта и культуры отдельной страны. Вирту-альные поэтические сообщества являются отражением меняющихся принци-пов функционирования культуры, протекания и содержания духовных про-цессов.

Итак, поэтический текст может быть рассмотрен как форма общения культур. Число российских сетевых поэтов незначительно на страницах ев-ропейских сообществ, что связано как с трудностями перевода, так и со сте-пенью владения иностранным языком. Российские поэты, в большинстве своем, пишут стихи непосредственно на английском языке, который является своего рода посредником в процессе общения и понимания между поэтами из России, Европы и других стран мира. Между поэтами возникают межлично-стные и эмоциональные отношения, существует возможность как языковой практики, так и налаживания связей с поэтами, представляющих различные культуры, т. е. речь идет развитии диалоговых связей между культурами.

Похожие диссертации на Культурные практики виртуальных поэтических сообществ России и Европы