Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные смыслы мира вещей Одношовина Юлия Владимировна

Культурные смыслы мира вещей
<
Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей Культурные смыслы мира вещей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одношовина Юлия Владимировна. Культурные смыслы мира вещей : история и современность : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Одношовина Юлия Владимировна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства]. - Челябинск, 2007. - 166 с. РГБ ОД, 61:07-24/160

Содержание к диссертации

Введение

Глава I МИР ВЕЩЕЙ КАК ОСОБОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

1.1 Понятие вещь, мир вещей в философско-культурологической мысли 18

1.2 Многообразие и основные характеристики культурных смыслов мира вещей 44

1.3 Генезис и функционирование смыслов вещей в истории культуры 63

Глава II СОВРЕМЕННЫЕ ВЕЩИ И ИХ КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙНА

2.1 Особенности и смыслы вещей в современной культуре (на примере России) 86

2.2 Проектирование культурных смыслов вещей и организация вещной среды в дизайнерской деятельности 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 146

Введение к работе

Проблема вещи в течение последних десятилетий превратилась в одну из центральных проблем современного гуманитарного знания. Количество посвященных ей научных публикаций за последнее время насчитывает не один десяток работ. Проблемы, связанные с вещным миром, всё чаще обсуждаются на научных конференциях, избираются для диссертационных исследований, обсуждаются в периодических изданиях. Во многом это объясняется особенностями потребительского общества, "наступлением" вещей на духовную жизнь, растворением человека в окружающем предметном мире.

В системе отношений человека и вещи последняя выступает как значимый элемент материального и духовного мира человека. Создаётся некое социокультурное поле, которое охватывает живое и неживое, органическое и неорганическое, рукотворное и мыслетворческое, которые вступают в тесное взаимодействие. Исследования мира вещей - это исследования цивилизационных достижений и одновременно определённого этапа развития культуры.

Вещи в современной культуре продолжают выполнять свои традиционные функции: опосредуют отношения между людьми, удовлетворяют многообразные человеческие потребности и даже прихоти, они остаются продуктами человеческой деятельности, её творениями. При этом вещь далеко не всегда ограничена только утилитарными свойствами; человек находит вещь как своего партнёра, используя её в межличностном общении, делает её эмоционально наполненной своими предпочтениями, смыслами, мировоззрением. Современные вещи в значительной степени определяют собой и даже творят человека. В то же время человек деперсонифицируется в случае, когда собственно отношения между людьми принимают отчуждённый, "вещественный", внеэмоциональный характер и заменяются отношениями вещей, которыми они обладают. Так как мир современных вещей достиг большого разнообразия и вошёл в бытие человека

как часть его универсума, то вещи стали одновременно средством сближения и разъединения людей.

В "вещной" эволюции рождаются и закрепляются смыслы культуры, что привлекает внимание специалистов по коммуникативистике, антропологии, социологии, философии, культурологии, психологии, дизайну. Вещь становится таковой, наполняется смыслами в процессе общения человека с ней. При этом семантизация вещей происходит на сознательном и бессознательном уровнях. Для человека значим только тот смысл в вещи, который ему необходим и отвечает его потребностям в определённый промежуток времени. Кроме того, смысл связан с индивидуальным опытом, глубоко личностными отношениями индивида к предмету и возникающими отсюда ожиданиями, привязанностями, эмоциями, памятными ассоциациями, которые выделяют данный предмет из множества похожих на него.

Культурные смыслы мира вещей обладают динамикой, как "горизонтальной", так и "вертикальной". Культурная "вертикаль", уходит в глубь времён, "горизонталь" являет собой многочисленное разнообразие, видоизменение культурных смыслов на данный момент времени.

Давно известен тот факт, что вещи способны менять характер и облик человека, но остаётся актуальным вопрос о том, чем выступают современные вещи в жизни каждой личности. Возникает необходимость рассмотрения воздействия вещей на человека в современных социокультурных условиях. Это становится ключом к пониманию многих социальных и культурных процессов в жизни общества и позволяет рассматривать вещь как синтезирующий продукт культуры.

Актуальность исследования в широком смысле определена необходимостью изучения современного российского общества, его культуры в целом и материальной культуры в частности. Исследование смыслов мира вещей, его агентов и их взаимодействий между собой способствует пониманию многих процессов, происходящих в современной России, в том числе и экономических, так как вещи являются мощным

средством формирования не только товарного ассортимента высокого качества, но и активнейшим способом создания широкого выбора стилей жизни, форм социальной активности.

Обращение к дизайну в данной работе представляется важным, так как дизайн - это предметно-формообразующая деятельность по созданию вещей, гармонизирующих бытие человека, его взаимодействие с окружающей действительностью. Дизайн сегодня становится формой социального планирования индивидуального бытия человека, позволяет косвенно изучать интересы, потребности, запросы современного человека. Дизайнерская деятельность обеспечивает реальную практическую возможность корректировать состояние мира вещей, максимально индивидуализировать характеристику каждого отдельного его элемента, превращая вещь в уникальное средоточие всех возможных культурных смыслов. Цель изготовления, а именно формирование художественно осмысленного предметного мира как части человеческой культуры, является определяющим моментом в дизайн-деятельности. Современный дизайн ориентирован не столько на само создание вещей, сколько на возможность с их помощью установить связь с потребителем, одновременно заложив в проектируемом объекте некий культурный смысл.

Степень научной разработанности проблемы. Всякое исследование в области культурологии требует чёткого понимания значения термина "культура". В данном исследовании, понимая культуру как систему способов и средств воспроизводства "человеческого в человеке", автор обращается к философским и культурологическим трудам Н.А. Бердяева, B.C. Библера, М. Вебера, И.Г. Гердера, Н.Я. Данилевского, М.С. Кагана, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-П. Сартра, П.А. Сорокина, 3. Фрейда, Э. Фромма, М. Фуко, О. Шпенглера, К.-Г. Юнга и др.

Для данного диссертационного исследования важно и понимание культуры как способа развития и саморазвития личности, способа личностного бытия в мире, истории как специфически человеческого.

Проблема опредмечивания сущностных сил человека в творческом процессе преобразования природного вещества в продукт культуры рассматривается в работах Г.С. Кнабе, Л.Н. Когана, К.Маркса, С.Л. Рубинштейна, Л.Н. Столовича и мн. др.

В культурологии преобладает рассмотрение проблематики вещи, вещной среды в аспекте антропологического подхода. Обусловленность появления и существования вещи, формирование и функционирование системы отношений человека к вещи на разных этапах развития культуры исследуют такие авторы, как Ж. Бодрийяр, Ф. Бродель, А.Б. Гофман, А.Я. Гуревич, Г.С. Кнабе, А.Ф. Лосев, Э. Тайлор, Д. Танидзаки, М. Фуко, М. Хайдеггер. Роль "вещественного" в жизни человека в разные культурно-исторические периоды осмысливалась в трудах Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, К. Маркса, Платона, А.Д. Тойнби, М. Фуко, Й. Хёйзинги, П.Т. де Шардена, Ф.В.Й. Шеллинга, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.

Развитие отношений между человеком и его предметным окружением, уточнение механизмов, закономерностей этого культурного процесса представлено в работах П.С. Гуревича, Ю.М. Лотмана.

В диссертационном исследовании учитывается сложившееся представление о культуре как "второй природе", мире искусственного, созданного человеком для собственных нужд, не продиктованных природной необходимостью и силой инстинкта. В таком случае вещи являются элементами "второй природы".

Необходимость решения задач, связанных с характеристикой истории материальной культуры и историей вещей, потребовала обращения к работам по истории культуры. Образ вещи в мифологическом сознании был исследован отечественными и зарубежными учёными, среди которых выделяются А.К. Байбурин, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде и др. Характеристика вещного мира в период средневековья и новое отношение к вещам в эпоху Возрождения, даётся в работах Н.В. Воронова, А.Я. Гуревича, И.Е. Данилова, Д.Э. Харитоновича, Й. Хёйзинги и

др. Опираясь на их труды, можно констатировать, что в первобытном обществе для вещи характерны универсальное синкретическое единство красоты и пользы, гармония которых окончательно нарушается в 20 веке.

Проблемы вещного мира в различных аспектах рассматриваются в ряде диссертационных исследований. Анализ человеческого измерения вещного мира культуры осуществлён в исследовании B.C. Дуцева; вещь как мера культуры человека представлена в исследовании Д.Р. Рахманкуловой; закономерности взаимодействия человека и вещи в культуре рассмотрены в диссертации и монографии Т.Ю. Быстровой; социальные основы формирования ценности антикварных вещей - в работе Л.Л. Шпаковской.

Мир вещей - это мир повседневности человеческой жизни. Но само понятие повседневности очень сложно: в ней есть "рядовое", обычное и совершенно особенное, исключительное; массовидное и уникальное. Это мир противоречивый. Интерес к отдельным проявлениям повседневной жизни, к феномену повседневности в европейской философии, культурологии, социологии проявляли Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, повседневностью в разное время интересовались Ф. Бродель, Л.Г. Ионин, Й. Хёйзинга, А. Шюц, А.Л. Ястребицкая. Проблемы семиотики быта, повседневности привлекали внимание Р. Барта, Ю.М. Лотмана. Вещь как элемент повседневности описывается в работах В.Д. Лелеко, Н.Л. Новиковой, Л.А. Савченко, И.В. Утехина.

В вещи пересекаются многие проблемы современности, связанные с философской трактовкой труда и человеческих потребностей. Для понимания особенностей вещей важна типология акта потребления, предложенная СВ. Потаповым. Категория вещи была подробно разработана К.М. Кантором. Согласно его определению, вещь представляет собой созданное человеком из природного материала "средство для удовлетворения своих потребностей". Данное определение подчёркивает социальный характер вещи. Пространство, время и способы функционирования вещей определяются не их физическими качествами, а - социально. Вещи и взаимоотношения с ними человека и

социальных общностей становились объектом анализа отечественных социологов также в рамках исследований образа жизни и урбанизации. Такие исследователи, как И.С. Бестужев-Лада, И.И. Травин и др. используют категорию образа жизни для изучения "способов организации людьми своей повседневной практики на различных уровнях социокультурного бытия (индивидуальном, групповом, общесоциальном)". Вещи рассматриваются ими в качестве фона деятельности, характеристики потребностей или условий труда. Особое внимание при этом уделяется организации жилища, его пространственному аспекту и вещественному наполнению как одному из основных составляющих образа жизни.

Среди значимых работ, связанных с проблемами мира вещей, необходимо выделить также исследования в области моды таких авторов, как Е.Я. Басин, А.Б. Гофман, В.И. Толстых и др.; этнографические исследования посвященные вещам, осуществлены С.А. Арутюновым, А.К. Байбуриным, К.А. Буровиком. Вещи рассматриваются в данном случае как "материальные свидетели истории" и культуры, а потому способны предоставить богатый этнографический и исторический материал.

В работах зарубежных социологов отмечается важная роль вещей для формирования чувства социальной позиции, причастности к группе. Согласно П. Бурдье, каждая социальная позиция конституируется набором специфических практик и потребляемых предметов. Для формирования чувства самоидентичности в современном обществе решающую роль приобретаемым человеком вещам отводит А.В. Иконников. Н. Элиас полагает, что вещи столь же значимые агенты социального взаимодействия, как и люди, т.к. вещи организуют человеческое поведение.

Важными для понимания роли вещей в групповой интеграции являются работы, посвященные феномену коллекционирования и личного владения предметами. Среди них работы М.Бала, А. Васильева, Дж. Виндсора, Е.В. Гольдингер, Н.Д. Лобанова-Ростовского, К. Помиэна, А.К. Томена, Н.Д. Файбисович и др. В этих исследованиях рассмотрены вопросы

индивидуальной идентификации с группой посредством коллекционируемых объектов.

В процессе пребывания в мире людей вещи приобретают разнообразные ценностные характеристики, причём ценности не существуют в вещи в качестве объективных свойств, а демонстрируют отношения к ней со стороны человека. Ценности вещного мира культуры рассмотрены, в частности, О.Г. Дробницким. Проблемами ценности, оценки, ценностного сознания, генезис ценностей в человеческой жизни и культуры рассмотрены в работах В.И. Плотникова, Н.Л. Худяковой.

Предмет и цель диссертации, связанные с понятием "культурный смысл", потребовали обращения к фундаментальным трудам и специальным исследованиям, посвященным проблемам смысла. Роль смысла и смыслообразования в формировании гуманитарных и естественных наук рассмотрена в работах М.М. Бахтина, Л.А. Витгенштейна, Ж. Делёза, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Р.И. Павилениса и ГЛ. Тульчинского, П.А. Флоренского, В. Франкла, Г. Фреге, Г.А. Чупиной, Г.Г. Шпета.

Важным для настоящего исследования явился анализ Ю.М. Лотманом процесса смыслообразования в культуре, который рассматривается в книге "Семиосфера". Смысловую глубину вещей как феномена культуры рассматривали Р. Барт, М.М. Бахтин, А. Белый, Т.Ю. Быстрова, О. Вайнштейн, И.П. Ильин, И.В. Коняхина, Ж.Ф. Лиотар, Ю.М. Лотман, Ф.Т. Мартынов, М. Фуко, Н.З. Чавчавадзе, Л.Ф. Чертов, М.Н. Эпштейн.

Содержание и функции культурных смыслов в общественной жизнедеятельности, в развитии и обогащении мировоззрения и духовного мира личности являются предметом внимания в монографии В.П. Козловского.

Символизм вещей в пространстве общечеловеческой культуры, в рамках отдельных культур, в повседневной жизни исследовался в трудах А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, а также Р. Арнхеймом, П. Бурдье, О. Шпенглером, К.Г. Юнгом.

Проблемы существования человека в создаваемой им вещной среде рассматриваются в трудах В.Р. Аронова, В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, М.С. Кагана, У. Морриса и др.

Проблемы, связанные с отношением человек-вещь имеют как теоретический, так и практический, прикладной аспекты. В первой половине 60-х годов, в середине 70-х - 80-х г.г. в дискуссиях на страницах журнала "Декоративное искусство" (который затем в разное время менял названия) остро стоял вопрос о необходимости создания науки, рассматривающей окружающую человека среду, "вторую природу", науки о том, что человек создаёт своим умом, своими руками - о вещах. М.Н. Эпштейн предлагал выделить особую науку о вещах - реалогию. Среди исследователей вещей, обсуждавших данную проблему на страницах журнала, выделяются Л. Анненкова, В.Р. Аронов, Н.В. Воронов, Г.С. Кнабе.

Специалисты в области дизайна, учёные и практики много размышляли о вещи, проблемах создания предметного окружения человека на страницах журнала "Техническая эстетика". Стоит отметить систематически выходившие в 70-90 годы 20 столетия сборники методических материалов ВНИИТЭ, где рассматривались природа, задачи, функции, структура дизайна, давалась характеристика различных его элементов. Среди участников этих обсуждений Д.А. Азрикан, О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, Л.А. Кузьмичёв, Е.Н. Лазарев, Г.Б. Минервин, Ю.В. Назаров, Л.Б. Переверзев, Е.А. Розенблюм, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Ф. Сидоренко, Ю.Б. Соловьёв, М.В. Фёдоров, СО. Хан-Магомедов и др.

В публикациях отечественных авторов, посвященных проблемам дизайна, в советский период затрагивались в основном узкопрофессиональные вопросы, излагались методики оценки и реализации дизайн-проектов в заданных рамках индустриального и социального идеологического контроля.

Теоретические исследования дизайнерской деятельности, где учитывается процесс воплощения идеи в вещь и последующее освоение вещи

человеком осуществлены в работах Г. Земпера, Е.Н. Лазарева, У. Морриса, Дж. Нельсона.

Знакомство с литературой философско-культурологического, историко-культурного характера, посвященной различным аспектам исследования мира вещей, позволяет заключить, что значительное число работ, их содержательное разнообразие не исключают возможности выявления новых исследовательских проблем, связанных с вещным окружением человека. К их числу относятся обозначенные в культурологических исследованиях, но не получившие достаточной разработки проблемы синтеза культурных смыслов вещей, особенно в контексте дизайна как деятельности, связанной с проектированием культурных смыслов. Осмысления требуют и те тенденции, которые возможно обнаружить в историческом движении культурных смыслов вещей

Проблема исследования - это проблема тенденций в развитии смыслов культуры, закреплённых в вещах.

Объектом исследования является мир вещей как феноменов культуры.

Предметом исследования являются смыслы культуры, порождаемые в отношениях человека к вещи и закреплённые в вещном мире, как предпосылки и условия дизайна.

Цель исследования заключается в культурологическом синтезе исторически сложившихся и существующих актуально культурных смыслов вещей как феноменов культуры и продуктов дизайнерской деятельности.

Конкретизация целевой установки диссертационного исследования связана с решением ряда задач:

выявить философско-культурологические традиции в исследовании вещи;

определить содержание понятия "культурный смысл"; выделить смысловые уровни и аспекты смысла вещей в культуре;

- исследовать генезис и функционирование смыслов вещей в истории
культуры;

- проанализировать динамику культурных смыслов современных
вещей, в том числе, - на примере России;

- осмыслить концепции современного дизайна как деятельности по
проектированию вещей и их культурных смыслов;

- обосновать возможные направления развития культурных смыслов мира современных вещей.

Теоретико-методологическая база исследования определена как его предметом, так и основными задачами. Сложность объекта исследования обусловила междисциплинарность подходов к его изучению. Проблемы вещей и закреплённых в них смыслов интегрируют философскую, культурологическую, семиотическую, социологическую, психологическую, историческую области научного знания. В силу многосторонности и сложности предмета методология имеет комплексный характер. Исходя из объекта, предмета, целей и задач исследования, использовались отдельные методы культур-философского, культурологического, исторического, социологического анализа. Выбор методологии и методов определялись диссертантом с учётом этапа исследования и задач, которые решались на данном этапе. Наиболее значимыми для данного исследования явились:

- феноменологический и семиотический подходы, позволяющие
представить вещь как феномен культуры и осуществить осмысление
многообразных функций, значений и смыслов вещей в культуре;

герменевтический подход, обеспечивающий, в частности, возможности понимания и объяснения специфики вещной среды как в контексте культуры в целом, так и с учётом своеобразия её конкретно-исторических периодов;

- принцип диалектического единства логического и исторического на
основе которого рассматриваются процессы становления и развития мира
вещей, типов отношения человека и вещи в истории культуры,

последовательность смены одного доминирующего смысла другим, а также выявляются тенденции развития смыслов вещей в культуре;

- принцип целостности в подходе к исследованию процесса
смыслообразования в мире вещей, в том числе - в процессе дизайнерской
деятельности;

- аналитический метод, необходимый для выделения и обособления
различных элементов и аспектов функционирования и исследования вещи,
классификации многообразия вещей и их смыслов в культуре;

- сравнительно-исторический метод, позволяющий рассмотреть
существующие подходы в трактовке вещи в связи с соответствующим
культурным контекстом и системой ценностей, при анализе этапов
смыслогенеза вещей в культуре.

Теоретическую базу диссертационной работы составляют труды М.М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, Н. Жинкина, Ю.М. Лотмана, К. Маркса, Г.Г. Шпета; отечественных исследователей истории и современного состояния мира вещей, материальной культуры А.К. Байбурина, Т.Ю. Быстровой, Н.В. Воронова, К.М. Кантора, В.Н. Топорова, М.Н. Эпштейна и др. В частности, значимыми для реализации задач диссертационного исследования явились идеи Ж. Бодрийяра о "бесконечном потреблении" и новом фетишизме, а также идеи вещей-знаков в современной культуре; концепция поиска смысла М.М. Бахтина; идея Ж. Делёза и Г.Г. Шпета о смысле как событии; идеи К. Маркса о вещи как овеществлённой человеческой сущности и диалектике опредмечивания-распредмечивания.

Исследование опирается на антропоцентрическую характеристику мира вещей в работах В.Н. Топорова. Эта характеристика позволяет прослеживать динамику перемен в вещном мире в его отношении к человеку. Важной является идея Ю.М. Лотмана о двойственности памятников культуры, сочетающих в себе практически-утилитарные характеристики, значимые в настоящее время, и культурный опыт поколений.

При рассмотрении характеристик мира вещей и его культурных смыслов в контексте дизайна исследование опирается на концепцию М.Н. Эпштейна, в рамках которой предлагается выделение реалогии как науки о сущности вещи и её собственном смысле как функциональном.

При характеристике природы дизайна, значимости его продуктов в современной культуре с точки зрения их смыслов использовались работы Т.Ю. Быстровой, Н.В. Воронова, К.М. Кантора.

Элементы научной новизны данного исследования заключаются в следующем:

  1. Выявлены философско-культурологические традиции исследования вещи, её понимания в качестве феномена культуры. Рассмотрены существенные, отличительные признаки вещи, связанные с её характеристикой как синтезирующего продукта культуры.

  2. Уточнено содержание понятия "культурный смысл". Проведено различие между смыслом, значением, функцией и ценностью применительно к миру вещей.

3. Проанализирована динамика (вертикальная и горизонтальная)
смыслов вещей в истории культуры. С точки зрения антропологической
перспективы. Показано, что каждая эпоха в истории культуры может быть
представлена через доминировавшие в ней культурные смыслы вещей.

  1. Показано, что особенности вещей и их смыслов в современной культуре (в том числе российской) определяются её противоречивым характером: в ней соединяются массовое и индивидуальное, тиражное и уникальное, скоротечное и долгосрочное, элементы культуры прошлого соседствуют с современными. При этом обнаруживается тенденция к усилению индивидуально значимых, эмоционально-личностных смыслов вещей.

  2. Дизайн, являющийся феноменом 20 века, характеризуется как ретранслятор импульсов культуры в предметную среду; как проектная деятельность, способная обеспечить единство противоположных смыслов

вещи, т.е. обеспечить "вторую гармонию". В современной культуре с дизайном связана тенденция к персонификации смыслов вещей.

Основные положения, выносимые на защиту. В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:

  1. Предмет приобретает сущностные характеристики вещи только через принадлежность человеку, по мере его духовного освоения человеком, в котором накапливается "опыт вещи" (Х.-Г. Гадамер). Всё многообразие мира вещей существует в культуре между полюсами физического и культивированного, практического и символического, утилитарного и художественного, современного и исторически наследуемого, обще- и индивидуально значимого, рядового и уникального.

  2. Культурный смысл является информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием культурных объектов, единством чувственного и сверхчувственного. Культурные смыслы вещей возникают в индивидуальном опыте, личностном отношении человека к вещи, закрепляются в вещах и воспроизводятся в культуре.

  3. Динамика культурных смыслов мира вещей может быть представлена с точки зрения антропоцентрической перспективы, где вектором становится "вещь-душа-смысл" (В.Н. Топоров). "Первичная гармония" вещи, постепенно утрачиваемая в истории культуры, приводит в 20 веке к осознанию необходимости восстановления смысловой целостности вещи, соответствующей индивидуальности человека.

  4. Мир современных вещей всё более специализируется; его культурные смыслы определяются тенденцией развития современной культуры, в которой доминирующей ценностью выступают не столько вещи, как носители смыслов культуры, сколько человек, обладающий культурой пользования вещами.

  5. Появление в 20 веке дизайна приводит к возникновению "проектного" смысла (К.М. Кантор) вещей. Дизайнер способен закладывать в

проектируемые вещи потенциальные культурные смыслы, осуществляя синтез, и всё более персонифицируя их. Вещь, обладая персонифицированным смыслом, выступает своеобразной мерой человека, позволяет ему выказать и утвердить свою индивидуальность в культуре.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут использоваться с целью многомерного, углублённого осмысления особенностей, этапов, форм развития отечественной и зарубежной культуры. Они позволяют продвинуться в изучении одного из фундаментальных социокультурных отношений - отношения человека и его вещного мира, а так же процессов потребления в современном обществе, связанного с проектированием новых вещей. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемной области, в частности - в курсах по истории и теории культуры, а также в педагогическом процессе в рамках специальности "дизайн". Тема диссертационного исследования связана с перспективами развития специализаций на выпускающих кафедрах Челябинского гуманитарного института. Результаты проведённого исследования могут быть использованы для создания учебных пособий по истории и теории дизайна

Апробация работы.

Отдельные положения и результаты исследования были изложены автором на научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и соискателей "Молодёжь в науке и культуре XXI века" (г. Челябинск, 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г.); на Международной заочной научно-практической конференции "Формирование компетенции учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании" (г. Челябинск, 2005 г.); на научно-практической конференции "Российская культура глазами молодых учёных" (г. Санкт-Петербург, 2006 г.); на итоговых научных конференциях Челябинского гуманитарного института 2005-2006 г.г.

Основные положения работы обсуждались на заседании кафедры философских наук, культурологи и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Результаты исследования использованы при чтении автором курсов лекций по дизайну: "История дизайна, науки и техники", "Основы теории и методологии дизайн-проектирования", "Менеджмент и маркетинг в профессиональной деятельности".

Материалы исследования нашли отражение в 8 публикациях.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения (электронный каталог иллюстраций). Содержание исследования изложено на 166 страницах, библиография включает 263 источников.

Первая глава "Мир вещей как особое измерение культуры" посвящена анализу философско-культурологических концепций вещи, определению понятия "культурный смысл ", выявлению ключевых характеристик, а также генезису смыслов вещей в истории культуры.

Вторая глава "Современные вещи и их культурные смыслы в контексте дизайна". В этой главе прослежены особенности развития мира вещей и их смыслов в культуре 20 - начала 21 века (в том числе на примере культуры России), выявлены тенденции движения культурных смыслов вещей в связи с явлением дизайна.

В заключении формулируются общие выводы, намечаются дальнейшие перспективы исследования культурных смыслов мира вещей.

Понятие вещь, мир вещей в философско-культурологической мысли

Модель культуры может быть представлена с учётом разделения явлений окружающей человека действительности "на мир фактов и мир знаков" [157, С. 14]. Естественно, это разделение не абсолютно, исследователями культуры давно замечено, что промежуточное положение занимают объекты, искусственно созданные человеком, к числу которых относятся вещи, которые занимают особое положение в иерархии культуры.

Мир вещей - это мир артефактов, мир культурных образований, в котором всегда существует человек. Мир вещей может быть представлен и как мир повседневности человеческой жизни, в котором есть "рядовое", обычное и совершенно особенное, исключительное; массовидное и уникальное. И чем дольше существует человечество, тем больше расширяется и качественно меняется этот мир, тем больше накапливается в нём культурная информация.

Культура - это специфический человеческий феномен; сущность культуры и сущность человека совпадают. Отсюда, традиционно вещная среда рассматривается с позиций антропологического подхода - через человека. При этом роль человека по отношению к миру вещей дуалистична, он выступает и как творец и как творение одновременно; предстаёт не только как субъект, формирующий окружающую вещную среду, но и как объект, изменяющийся под её воздействием. Взаимодействие человека с вещами рассматривается как активный фактор, влияющий на формирование личности.

Вместе с тем, мир вещей - особая самостоятельная реальность, существующая достаточно независимо по отношению к человеку, и человек нередко оказывается в отчуждённом состоянии по отношению к миру вещей.

В системе отношений человека и вещи последняя выступает как значимый элемент материального и духовного мира человека. Создаётся некое социокультурное поле, охватывающее живое и неживое, органическое и неорганическое, рукотворное и мыслетворческое, которые вступают в тесное взаимодействие. Исследования мира вещей - это исследования цивилизационных достижений и одновременно определённого этапа развития культуры. Так как на каждом историческом этапе изменялся не только облик вещей и способы их изготовления, но менялись характер отношения человека к вещи, её значение и статус в культуре.

Этимологически слово "вещь" происходит от латинского "vox" (голос, слово). Для древних вещи "вещали", были "как звон святой". Именно так толкует "вещь" "Словарь русского языка XI-XVII в.в.". А.С. Пушкин употреблял слово "вещать", заимствованное из летописей, в произведении "Борис Годунов": "Будь молчалив; не должен царский голос на воздухе теряться по-пустому; Как звон святой, он должен лишь вещать".

Более позднее толкование вещи: "вещь" - известие, новость, способ, образ. Хотя слово "весть" ("вещать") происходит от другого индоевропейского корня [veid]. Корень "vek", от которого произошло русское "вещь", в других языках имеет значение "голос, речь" (лат.), "эпос" (греч.), "слово" (санскр.). С другой стороны, русскому "речь" в словенском (гее) и польском (rzecz) соответствует значение "вещь".

В старинных текстах можно встретить в связи с вещью разные высказывания. Вещь начиняется человеческой мыслью, и кто не понимает смысла в вещах, тот вне "собора", вычеркнут из собрания людей: "Вещь кровная делится на кости и плоти и жилы и сухие жилы и кровь", "Понеже всяк без мысли начинай вещь якоже в тме шествует, ибо без мысли трудяися соборне по всему обнищать". "Не вещь чтуще... но образу" - вещь бессмысленна без той природы, которую замещает. "...Опричь духовные вещи" - вещи духовны. "Хаос убо протолкуется... смятением вещем или начало вещем".

Многообразие и основные характеристики культурных смыслов мира вещей

Универсальная позиция человека в мире находит своё выражение в культуре и её специфических явлениях, в том числе - в мире вещей. В культуре осуществляется синтез всего многообразия форм и функций общественной жизни в смысловое единство человеческого мира. Культура оказывает целостное воздействие на человека, его опыт, образ жизни, духовный мир, в этом проявляется её смыслообразующий потенциал. Пространство обитания вещей в культуре есть пространство культурных смыслов, в котором всякая вещь нечто означает и на что-то указывает, т.е. обретает определённый статус. Таким образом, вещь, помещённая в пространство культурного смыслообразования, обретает ценность. Причём она может располагаться в любом месте ценностной шкалы - от утилитарного до эстетического.

Применительно к вещам возможно вести речь об их ценности, значении, смысле. Характеризуя вещь как феномен культуры мы выделяем область смысла, что определяется целью и задачами настоящего исследования.

Проблема смысла давно и плодотворно исследуется в рамках различных научных направлений. Тем не менее, смысл — один из самых расплывчато-неопределённых и потому многозначных терминов. Специально занимавшиеся этой проблемой доктора философских наук Р.И. Павиленис и Г.Л. Тульчинский выявили более десятка его конкретных значений, включая расхождение в его трактовках представителями одной и той же дисциплины. Смысл относится к тем явлениям, которые считаются как будто общеизвестными, так как постоянно присутствуют в научном и обыденном общении. На самом деле он не только не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения, но даже на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. Иногда допускается, что смысл принадлежит к тем наиболее общим категориям, которые не подлежат определению и должны восприниматься как некоторая данность.

В настоящей диссертации в связи с необходимостью решения ряда актуальных задач как теоретического, так и прикладного характера, где смысл имеет ключевое значение, требуются внесение определённости в содержание данного понятия.

Несмотря на большое многообразие и неоднозначность представлений о смысле, есть, тем не менее, основание считать, что во всех случаях, где определяется смысл, речь идёт всё же об одном и том же явлении. Задача заключается в том, чтобы найти то глубинное, наиболее общее основание, которое позволило бы интегрировать различные расплывчатые характеристики смысла в более чёткое и определённое понятие.

Словари русского языка дают следующие трактовки смысла: смысл -это "внутреннее содержание, значение, постигаемое разумом..." [177, С. 737]; "разум, рассудок, внутреннее логическое содержание, постигаемое разумом..." [176], "идеальное содержание, идея, сущность..." [34], "разумное основание, назначение, цель, резонная причина...", "цель, разумное основание..." [177, С. 737] и др. Во всех случаях характеристика смысла связывается с деятельностью мышления.

В определённой степени интегрирующим указанные толкования является определение смысла в Советском энциклопедическом словаре: "Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни), целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения..., в логике, в ряде случаев в языкознании - то же самое, что значение" [34, С. 1230].

Особенности и смыслы вещей в современной культуре (на примере России)

Культура 20 века характеризуется как противоречивая: в ней одновременно присутствует массовое и индивидуальное, тиражное и уникальное, скоротечное и долгосрочное, прошлое соседствует с современным. Все это отразилось и на характеристиках вещей не без участия дизайна.

Дизайн - один из способов преодоления узкого, одностороннего понимания вещи. Дизайнерская деятельность связана с теми качествами вещи, которые не сводятся к её природным характеристикам или необходимым человеческим потребностям. Дизайнер имеет в виду качества вещи, воплощающие многообразие внутреннего мира человека, его желания, вкусы, духовные запросы. При этом такие качества понимаются не как второстепенные, случайные, а напротив, им придаётся определяющее значение в жизни человека.

Вторая половина XX века в истории развития человечества, в истории культуры часто определяется как период постмодерна. Его содержание не всегда четко очерчивается, он предстает многосоставным и сложным явлением. В ряду характеристик этого периода исследователи выделяют размытость, двусмысленность, фрагментацию, иронию, стремление к устранению каких-либо канонов, карнавализацию, спонтанность, игровое отношение к действительности. Подразумевается новое отношение к окружающему миру, где отрицаются общепринятые нормы и стереотипы. На фоне этого утверждается всеобщая терпимость, менее чёткие и определённые ценности. В обществе происходит отказ от жёсткого деления на высокую и массовою культуру, при этом акцентируется их отдельное существование. Характеристика человека, общества и культуры этого периода часто связывается с представлением о массовизации: массовые настроения, массовое сознание, массовое общество, массовая культура. Массовизация общества вывела на передний план огромные массы людей - практичных и наивных, технически вооружённых и духовно "неразвёрнутых". Массовая культура явилась единственным вариантом культуры, возможным в подобных условиях.

Массовый человек стал выражением изменений, произошедших в современном обществе и его культуре. Тревога за исторические судьбы человека и человечества отражена в работах Н.А. Бердяева, В. Франкла, Э. Фромма, К. Ясперса и др. Развитие техники и технологий сделало культуру общедоступной и повсеместно присутствующей в жизни общества, она стала привычным элементом жизни людей, повседневным и уже бесценностным фоном. Видимая доступность культуры негативно сказалась на её качественной стороне, ибо в её сфере появилось множество людей, не подготовленных к культурному восприятию и культурной деятельности.

Многие явления такой культуры вообще выходят за рамки собственно культуры и существуют по законам рынка, где ценность товара определяется не столько реальными его качествами, сколько спросом на него, формируемым рекламой и другими внехудожественными факторами. Рыночная цена вытесняет художественно-эстетическую оценку произведения искусства, творческая личность оказывается в зависимости от менеджеров, рекламодателей, продавцов, интерпретаторов и критиков, спонсоров и продюсеров. Это в значительной степени изменяет культурную психологию, культурно-творческая позиция утрачивает свой статус и значение, а место её занимает потребительская позиция, что говорит о возрастании внешней активности человека, направленной на материальный, вещный мир, о возрастании его пассивности в культурно-творческой сфере.