Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Шамарина Елена Владимировна

Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли
<
Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шамарина Елена Владимировна. Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Шамарина Елена Владимировна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2008.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/142

Содержание к диссертации

Введение

I. Представление о материнстве в западноевропейской философской мысли:

1.1. Античные и средневековые мыслители о материнстве 17

1.2. Образ материнства в культурно-философской мысли Европы XIV-XIX веков 37

1.3. Социокультурный контекст проблемы материнства и ее осмысление в современной европейской мысли 62

II. Представления о культурном смысле материнства в русской мысли

2.1. Языческие и христианские традиции понимания материнства в русской культуре 80

2.2. Образ материнства в русской философии конца XIX - начале XX вв 96

2.3 Теоретические и социальные модели материнства в современной культуре России 124

Заключение 146

Библиографический список 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования:

Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека. Тема материнства в последнее время является объектом пристального внимания и изучения многих наук: психологии, социологии, истории, этнографии, культурологии, философии. Волна повышенного интереса во многом объясняется размыванием традиционного восприятия женщины, ее предназначения и места в культуре. В России социально-политическое, научно-техническое развитие привели к повышению профессионального и образовательного уровня женщины, возрастанию ее роли во всех сферах жизни и одновременно способствовали возникновению таких явлений как кризис семьи, девальвация материнства на индивидуальном и социальном уровнях. Возрастание теоретического интереса к феномену материнства определяется еще и тем, что утрачена смысловая глубина в понимании и принятии материнства как ценности. (Подобная ситуация реально сложилась на Западе и в России; нет понимания материнства как антропологической и культурной ценности). Если где-то и существует ценностная определенность в исследовании данного феномена, так это в прикладных областях знания: демографии, социологии, психологии, юриспруденции. Однако в них материнство рассматривается в рамках узкой специализации научных исследований, в то время как это емкое целостное явление нуждается в соответствующем научном подходе, основанном на целостном восприятии и целостном взгляде на проблему. Настоящее исследование призвано в некоторой степени восполнить этот пробел относительно феномена материнства.

Изменение всей системы ценностей является одним из маркирующих признаков кризиса культуры. Трансформация сущности материнства и снижение его роли в обществе, в культуре современной России

свидетельствуют об утрате им статуса универсальной ценности. Для его

восстановления требуется возвращение к истокам, чтобы, пройдя снова весь путь теоретического философского осмысления материнства, обрести понимание причин изменения его статуса и выявить его истинное положение и значение в культуре. Этим объясняется актуальность исследования материнства как культурного феномена в западноевропейском и отечественном философском наследии. Целостное осмысление проблемы позволяет выявить динамику мировоззренческих взглядов на различные ценностные модификации материнства от древности до эпохи постмодернизма. Нивелирование материнства как главной антропологической ценности, лишение его сущностного культурного смысла привело к необратимым демографическим последствиям и поставило перед обществом задачу их преодоления, которая сегодня получила форму мнимого решения сложнейшей ситуации формальным путем экономической стимуляции со стороны государства.

Положение женщины в обществе, ее место и роль в многообразной гамме общественных отношений всегда были связаны с материнством. Об этом свидетельствуют исторические факты, данные различных частных наук, многочисленные образы женщин в художественной культуре и сама жизненная практика. Современные данные археологии, этнографии, истории искусства, философии и культурологии дают широкий материал для научного исследования материнства как культурного феномена, уникальную возможность сравнительного анализа его культурных смыслов и положения в системе ценностей.

В последние два десятилетия в культуре России был практически потерян традиционный взгляд на предназначение женщины. Изначальные русские духовные традиции и продолжившая их развитая система социального поощрения материнства при социализме, в ходе коренной ломки культуры России в начале 90-х гг. XX века, были вытеснены «массовой культурой», не признающей материнство ценностью. С этого времени и до принятия государственной программы в поддержку материнства (Федеральный закон РФ «О некоторых мерах по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства в

Российской Федерации», январь 2007 г.) в системе «мать-дитя» наблюдался катастрофический провал, приведший к мощному демографическому кризису. Отсутствие «должного отношения» к материнству как феномену культуры, потеря межпоколенной преемственности доказывают многочисленные исследования материнства в области психологии, истории, социологии и других гуманитарных наук. Авторы утверждают, если в культуре народа утрачиваются живые традиции, необходимые для ее воспроизводства, то их приходится восстанавливать искусственно. Современная политика российского государства, направленная на создание законодательных актов в защиту материнства, стремится искусственным путем укрепить его формальные позиции, но этого явно недостаточно, чтобы целенаправленно восстанавливать здоровье общества.

В широком спектре проявлений материнства каждая наука углубленно изучает свой аспект. Психологи исследуют «психологическую готовность к материнству», формы девиантного поведения матерей; социологи рассматривают оптимальные модели воспроизводства населения; физиологов интересуют соматические изменения у беременной женщины и т.д. Но всем этим исследованиям, на наш взгляд, недостает важных компонентов: определения духовной сущности материнства, нравственных .основ в его проявлениях, изучения преемственности идеалов материнства в той или иной культуре, выявления его мировоззренческой, аксиологической и нравственной обусловленности. Это и определило цель и задачи данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Рост научно-исследовательского интереса к теме материнства и смежным проблемам дал импульс возникновению и развитию множества подходов в культурфилософской мысли.

Первый из таких подходов мы условно определили как патриархальный, традиционный (Рамих В.А.): в его рамках материнство рассматривается с

природно-биологических позиций и представляется единственно возможной формой самореализации женщины. Версия ее природно-биологического предназначения имеет давнюю историю. В научной философской мысли, от Платона и Аристотеля и до немецких классиков (Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Гердер, И. Кант), женщина рассматривается как орудие продолжения рода, а материнство считается «основной жизненной программой» женщины (С.С. Аверинцев, И.Л. Андреев, А.И. Брусиловский, И.С. Кон, В.А. Сысенко). Но существуют и другие точки зрения. Крайне негативно относились к признанию превосходства женщины вследствие ее детородной способности

A. Шопергауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, О. Вейнигер.

Принципиально иная позиция представлена в работах русских религиозных мыслителей. В рамках христианской философии идея «материнско-женского» начала как основы творения, через которую человек приобщается к жизни космоса, метафизическое понимание материнства в различных вариациях сквозной мыслью проходят в воззрениях Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, И.А. РІльина и др., а также в работах современных философов и мыслителей (Д-Н. Белов, О.М. Здравомыслова, В. Зоберп, Е.Г. Ивченко)

Качественно иное развитие теоретические и практические аспекты социального статуса материнства получили в марксизме. Идея социального равноправия мужчин и женщин дала основание для переноса акцента в восприятии материнства на его социальные функции и подчеркнула необходимость создания условий для равнозначной реализации женщины в материнстве и других сферах жизни общества (Ф. Энгельс, А. Бебель, К. Цеткин). Впоследствии эти идеи получили свое развитие в рамках социально-демографического подхода (СЕ. Вавильченкова, Е.Х. Валеева,

B. Ветрова, А.Г. Волков, Т.В. Зайцева, И.А. Сапарова, СИ. Кон). Он выявляет
специфические проблемы женщин, как особой демографической группы,
важнейшее место среди которых занимает неразрешимое стремление
равномерного совмещения профессиональных, общественных и семейных

ролей. Им созвучны социологические идеи о формах реализации репродуктивной функции женщин и семейного планирования детей, представленные в работах М.С. Бедного, СИ. Голода, О.В. Грининой, И.П. Катковой.

Особо следует выделить исследования в сфере феминистской философии (С. де Бовуар, Е. Весельницкая, Ж.. Липовецкий, Н.С. Юлина, Т. Филлипс). Наиболее радикально настроенные представители современного феминизма предлагают женщине отказаться от деторождения, как основной причины социального неравенства мужчин и женщин (Э. Фергассон, X. Хартмэнд). Более лояльно настроенные теоретики феминизма выступают за пересмотр патриархальных ценностей, полоролевых стереотипов, оставляя за женщиной право выбора сферы собственной реализации (А. Рич, Б. Фридан, Н. Чодороу).

Следует отметить, что в последнее время появились и совершенно новые подходы к изучению материнства. Одним из них является гендерный подход (К.Н. Белогай, Л. Де Моз, В. Подосинов, О.В. Рябов), который характеризуется различением двух категорий: «пол» (или биологический пол), как совокупность анатомо-биологических особенностей мужчины и женщины, и «гендер» (или социальный пол), как совокупность представлений об их должных качествах, система культурных образцов, регулирующих социальное поведение мужчин и женщин. Гендер - некий социальный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Если пол осмысливается в категориях «мужчина» и «женщина», то гендер — в терминах «женственность» (феминность/женское начало) и «мужественность» (маскулинность/мужское начало).

По вопросу о характере соотношения пола и тендера и, следовательно, о детерминантах тендерных различий выделяют две противоположные точки зрения: эссенциализм (essentialism) и акцидентализм (accidentalism). Согласно первой, тендерные различия детерминированы биологически и/или метафизически, что определяет их вечный и неизменный характер. Сторонники второй полагают, что они социально обусловлены, и поэтому могут быть

преодолены вместе с изменением общественных структур. Таким образом, в тендерной теории материнство предстает как социальный продукт.

Сторонники тендерной концепции исключили толкование материнства как биологического феномена, поставили знак вопроса рядом с определением «биосоциальный» и призвали своих сторонников доказать на конкретных фактах, что материнство, как, между прочим, и отцовство, — феномен социальный. По словам Ю. Кристевой, известного современного философа, корифея современного западного феминизма, материнство — это как раз и есть то «начало (threshold), в котором наиболее явственно видно столкновение Природы и Культуры, столкновение, переходящее в конфронтацию».

Вышеуказанные подходы, несмотря на существенные различия, объединяет то, что материнство рассматривается односторонне, лишь как одна из социальных функций женщины. В то же время сегодня явно ощущается потребность в целостном исследовании материнства, в осмыслении его сущности и культурного значения.

Культурно-исторический аспект проблемы представлен в работах Ф. Арьеса, Э. Бадинтер, Л. Винничук, М. Мид, Н.Л Пушкаревой, Т.В. Рябовой, С.Г. Фатыхова, К. Эстес. В них авторы отмечают, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем в данной конкретной культуре. В общественном сознании трансформировались не только материнские установки, но и образ ребенка. Отказ от материнства, небрежение по отношению к детям и другие формы отклонения в материнском поведении существовали всегда в том или ином виде как исключение и сопровождались большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к ним. Сегодня эти исключения стали нормой.

Следует отметить, что до сих пор в философской мысли материнство как культурный феномен не получило конструктивного рабочего определения. В современных словарях зачастую отсутствует сам термин «материнство». В Большой советской энциклопедии 1954 г. выпуска понятие «материнство» рассматривается в правовом аспекте: «...совокупность прав и обязанностей

женщины-матери, связанных с рождением, содержанием и воспитанием ребенка...». В БСЭ 1974 г. издания термин «материнство» совсем отсутствует. В важнейшем справочном издании советской эпохи не оказалось статьи, посвященной одной из универсальных культурных ценностей. Это тем более удивительно, что вся культура советского времени буквально пронизана идеологическими конструкциями и ценностными декларациями, направленными на формирование и поддержание высокого уровня нравственности в обществе.

В словаре «Сексология: Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям» «материнство» рассматривается как «функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологический (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальный (воспитание ребёнка, будущего гражданина своей страны) аспекты [«Сексология: Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям» МН., 1994. - С. 147-148]. Здесь указывается, что современная женщина, в силу экономических, социальных, психологических и других причин, обладает правом выбора иметь или не иметь детей; дается оценка современной ситуации в культуре России, которой явно недостает «материнского начала»; выявляется одна из главных причин уменьшения потребности женщины в материнстве — активная эмансипация.

В Энциклопедическом социологическом словаре (1995 г.) в статье Н.Г. Аристова материнство рассматривается в био-социологизаторском аспекте, как часть социального института родительства.

В знаменитом Словаре русского языка СИ. Ожегова материнство представлено в двух значениях: 1. Состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка. 2.Свойственное матери сознание родственной связи с ее детьми. Оба значения определены в аспекте биологизаторского и социологизаторского подходов.

В философских и культурологических словарях данное понятие отсутствует, что свидетельствует о естественнонаучном подходе к изучению

материнства и насущной потребности расширить сферу его рассмотрения гуманитарными науками.

Философский аспект данной темы в разной степени представлен в работах
С.С. Аверинцева, И.Л. Андреева, И.В. Бестужева-Лады, В. Бергум,

С.Г. Ваймана, И.П. Ильина, М.С Кагана, СМ. Климовой, Ю.М. Лотмана, В.А. Рамих, О.В. Рябова. Авторы раскрывают метафизические аспекты материнства, его глубинный философско-культурный смысл: материнство как форма возникновения Бытия из Небытия, творческое, созидающее начало, формирующее личность. Они признают традиционную для женщины роль на начальном этапе антропо-социо-культурогенеза: не только как продолжательницы рода, но и как хранительницы очага, транслятора духовных ценностей.

Материнство как социокультурный феномен концентрирует в себе нравственный опыт человечества. Проблема взаимной корреляции материнства и породившего его типа культуры рассмотрена В.А. Рамих в монографии «Материнство и культура».

В философско-культурологическом плане и с точки зрения генезиса культуры материнство выступает как критерий человечности, «золотой запас» культуры, своеобразное созидательное начало, посредством которого продуцируются, репродуцируются и транслируются культурные ценности. Именно в этом состоит новизна подхода, который позволит сущностно взглянуть на материнство, выявить причины готовности к нему или непроявленности материнского инстинкта у женщин, девиантного поведения у матерей, наметить пути решения современных нравственных и демографических проблем в России. Для этого необходимо рассмотреть материнство как целостность, не сводимую к частям, отдельным функциям или ролям.

В этом смысле материнство сравнимо с айсбергом. В его кажущейся простоте оказывается видна только его «надводная часть», а основная скрыта. Ее предстоит выявить и проанализировать, хотя она имманентно присутствует

во всех проявлениях культуры. Женское, а точнее материнское, начало образует архаический пласт культуры (М.С. Каган). Оно составляет своеобразный фундамент всех проявлений человека, поэтому через него можно проследить смысловые связи между всеми культурными феноменами (А.И. Антонов, М.И. Краснова). Драматизм коллизий в современном культурном пространстве состоит, как нам кажется, в жестоком доминировании «мужских» ориентиров и ценностей культуры, в результате которого девальвируют ее матриархальные основы. Для поддержания гармонии в нем необходимо взаимодействие, взаимодополнение и равновесие этих начал.

Сегодня патриархальная цивилизация во многом исчерпала себя, и теперь обнаруживается тенденция к формированию биархатной культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, а также глубинные перемены, происходящие в обществе и культуре в целом: изменения традиционных половых ролей, образцов поведения, норм морали, принципов взаимоотношения между супругами и людьми вообще.

В настоящее время активно утверждается тезис, что в кризисные для социума моменты материнство может выступать едва ли не единственным гарантом стабильности. Специфическая особенность материнства как важнейшего механизма трансляции культуры состоит в том, что оно, как и сам человек, располагается между природой и культурой. Именно в этом его уникальность, исключительность и ценность. Благодаря материнству происходит перенесение родовой нравственной культуры на индивидуальный уровень.

Серьезные изменения в обществе, культуре в целом требуют культурфилософского осмысления сущности материнства, ее вечных и преходящих составляющих, инвариантности и культурологического своеобразия.

Для русской культуры и сознания современного русского человека особую мировоззренческую значимость приобретают идеи русской религиозной философии как вершины русской духовности, в которой материнство

рассматривается как святость, как высочайший долг женщины, как синтез био-социо-духовных аспектов бытия человека, как универсальная ценность.

Объектом диссертационного исследования являются философские концепции, содержащие мировоззренческую оценку материнства.

Предмет исследования — специфика понимания материнства как культурного феномена в западноевропейской и отечественной философии.

Цель исследования: Выявить культурные смыслы материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли.

Задачи исследования:

1. Сформулировать комплексный философско-методологический аппарат
исследования феномена материнства как культурной ценности.

  1. Показать особенности философского осмысления материнства в Античной и Средневековой мысли.

  2. Выявить основные черты образа материнства в культуре Возрождения, Нового и Новейшего времени.

  3. Представить социокультурный контекст проблемы материнства и ее осмысления в современной европейской культурфилософской мысли.

  4. Реконструировать образ материнства, сложившийся в русской культуре, и его осмысление в русской философии конца XIX - начале XX вв.

6. Выявить основные теоретические модели материнства в современном
обществе, в частности, в России.

Методологические основы исследования:

Разнообразие стоящих перед исследователем задач определило методологическую многоосновность данной диссертации. Осмысление места проблемы материнства в контексте глобальных кризисных процессов современной культуры обусловило использование компаративистского подхода. Задача культурфилософского осмысления указанной проблемы подразумевает выявление сущности и специфики понимания материнства в

динамике культуры, что делает особенно актуальным использование методов культурно-исторической типологии. Необходимость целостного осмысления материнства как феномена культуры придала диссертации философскую и гуманитарную направленность. Это стало возможным благодаря применению герменевтических методов работы с материалом и контекстного подхода. Метод сравнительного анализа оказался совершенно необходимым для теоретического освоения многочисленных научных концепций материнства, а его философское целостное осмысление позволило избежать ограниченности односторонних узкоспециальных подходов к данному явлению и понять его сущность на уровне архетипической универсальности.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Осуществлено философское исследование материнства как феномена
культуры, выявлены различные культурные смыслы материнства в
западноевропейской и русской культурно-философской мысли. Выделены
следующие подходы в понимании сущности материнства:

рационалистический (Аристотель, Ф. Бэкон, Дж. Локк, И. Кант);

социологизаторский (Ф. Энгельс, А. Бебель, Н. Крупская, К Цеткин);

религиозно-нравственный подход (Августин, С. Булгаков, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, И.А. Ильин)

2. Установлено, что тема материнства является универсальной,
присутствующей в философских учениях всех исторических периодов. В
ходе диссертационного исследования выявлена динамика восприятия
материнства:

в Античной культуре - преимущественно в социально-политическом аспекте,

в Средневековой культуре - в религиозно-нравственном аспекте.

в культуре Нового времени - в морально-этическом аспекте,

- в культуре Новейшего времени представлены практически все существующие подходы к пониманию материнства с преобладанием социологизаторского.

  1. Выявлено, что культурный смысл материнства в России формировался путем синтеза языческих и православных представлений. Русская религиозная философия понимает материнство в духовно-нравственном аспекте как взаимодействие культурных смыслов, представленных в образах Матери-Сырой Земли, Богородицы и Софии.

  2. В результате анализа выявлены основные подходы в понимании материнства в современной западноевропейской и отечественной мысли: нравственно-духовный, социально-паритетный и феминистский.

  3. Предложены идейные основания выхода из современного демографического кризиса путем одухотворения материнства, возрождающего русскую культурную традицию.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема культурного смысла материнства, его сущности и назначения
является одной из сквозных тем в европейской философской мысли. В
философско-культурной мысли античности материнство рассматривалось в
аспекте гражданского долга и понималось как обязанность перед государством
(преимущественно в социально-политическом аспекте), что совершенно
естественно для «мужского взгляда на мир», характерного для античной
философии.

Европейская средневековая философия представляет материнство преимущественно в религиозно-нравственном аспекте как завет Божий людям. Мать рассматривается как исполнительница Божьей воли, как транслятор духовных и нравственных ценностей, как посредник между Богом и младенцем.

2. В период Возрождения и Нового времени во многом восстанавливается
античный взгляд на материнство как выполнение высокого долга перед

Отечеством. В эпоху Возрождения проблема материнства приобретает двойственность: с одной стороны, подчеркивается чувственная природа женщины, как объекта красоты и вожделения, а с другой стороны - духовная красота и святость Мадонны. Эпоха Просвещения концентрирует свое внимание на нравственно-духовной составляющей материнства, на проблеме воспитания добродетельного человека и гражданина. Философия Новейшего время синтезирует все предыдущие подходы в понимании материнства, с явным преобладанием социологизаторского.

  1. В русской культуре смыслы материнства выросли из взаимодействия образов Матери-Сырой Земли, Богородицы и Софии. В русской религиозной мысли София предстает как высший символ материнства, как хранящая и творящая сила.

  2. В современной отечественной культуре распространены три основных подхода в понимании сущности материнства: феминистский, рассматривающий материнство как обузу, препятствие для профессиональной, творческой реализации женщины; нравственно-духовный, определяющий материнство как главную, приоритетную жизненную позицию, как выражение метафизической сущности женщины, ее предназначения; социально-паритетный, осуществляющий более или менее успешные попытки соединить социально-прагматический и нравственно-духовный аспекты материнства, исходя из представления о том, что современная женщина должна быть и «прекрасной детной матерью», и профессионально-успешной личностью.

  3. Современная демографическая ситуация, ценностная неоднозначность таких явлений, как социальное и суррогатное материнство, свидетельствуют, в том числе, и о кризисе идеологии материнства. Существующее отношение к материнству в современной России — итог реализации западного утилитарно-прагматического мировоззрения. Установлению оптимального варианта решения демографических, гендерно-женских проблем может способствовать ориентация на русское мировоззрение, где материнство рассматривается в космическом, метафизическом, нравственно-ценностном аспектах.

Апробация работы: Результаты диссертационного исследования содержатся в статьях, опубликованных в научных сборниках и журналах, а также отражены в докладах и сообщениях, прочитанных на научно-практических конференциях: Международная конференции «Неделя русской культуры» (Барнаул, 2004 г.), Международная конференция «Социализация молодежи в условиях развития современного образования» (Новосибирск, 2004 г.), Международная конференция «Человек в российской повседневности: история и современность» (Пенза, 2008 г.), научно-технические конференции НГАСУ (Новосибирск, 2004, 2005, 2006 гг.), круглый стол (Дни славянской письменности и культуры) «Аксиологический потенциал русской культуры: особенности формирования и трансформации ценностей» (Барнаул, 2007г.), «Традиции и ценности русской культуры: проблемы и перспективы развития института семьи в России» (Барнаул, 2008 г.), межвузовская конференция «Духовное развитие России: история и современность» (Барнаул, 2007 г), межвузовская конференция «Молодежь городу Барнаулу» (Барнаул, 2008 г.), межвузовская конференция «Проблемы духовного развития России: история и современность. Соотношение конструктивного и деструктивного» (Барнаул, 2008 г.).

Структура диссертации:

Работа состоит из Введения, двух глав (каждая из которых включает в себя три параграфа), Заключения и библиографического списка.

Античные и средневековые мыслители о материнстве

Материнство представляет собой явление вечное, существующее с момента возникновения человека. Границы будущего для материнства определяются продолжительностью существования человеческого рода. Сама возможность бытия человечества напрямую зависит от положения материнства в системе культуры и от места материнства в системе ценностей общества. Материнство представляет собой целостный сложный феномен, сочетающий в себе инстинктивную жажду жизни и нравственную обусловленность самой жизни. Актуальность и значимость данного явления определяется духовными и физическими потребностями человека. Приоритет духовных составляющих в обществе определяет высокий статус и значимость материнства в жизни человека. Примитивный, физиологический уровень потребностей человека и общества способен видеть и принимать материнство как проявление инстинкта. Материнство, в силу происходящих изменений в системе ценностей, выступает интегральной характеристикой состояния культуры общества. Соотношение духовного и материального в материнстве составляют ее качественную характеристику. Именно по этому отношению определяется сущность и специфика материнства в каждый конкретный период, а в зависимости от них -и общее состояние культуры.

Любое явление в системе культуры приобретает качества модели мира, которая содержит основные указания на принятые способы деятельности человека, и становится интегральной типологической характеристикой культуры. Не является исключением и материнство. Точно так же, как характер эпохи определяет качество материнства, так и материнство в каждом конкретном проявлении интегрирует в себе сущностные характеристики своей эпохи. Это свойство дает основания рассматривать феномен материнство как отражение мировоззрения и важную составляющую духовной культуры. Мировоззренческой матрицей культуры, фокусирующей сущностные особенности эпохи, является её духовно-содержательный аспект. В работе Т.В. Холостовой «Проблемы духовности и человека» [См.: 115] дается характеристика духовности с позиции ее положения в системе ценностей: «В широком смысле духовность есть проявление качества личности, точнее -ориентации его сознания, осуществляющего изнутри мотивированное включение в общественную жизнь. Тем самым духовность позволяет «измерить рост человека в каждом из людей»[115]. По аналогии, духовно-содержательная характеристика позволяет «измерить рост культуры в каждой культуре».

Культурный смысл материнства, его духовно-содержательная характеристика складывается на основе теоретического мировоззрения общества, представленного культурно-философскими взглядами и жизненной практикой человека, корректирующей этот идеал. Мировоззрение, характеризующее культуру и общество в целом, включает в себя и отношение к материнству, как подсистеме. Именно поэтому системное осмысление материнства в культуре мы начинаем с духовно-содержательного аспекта.

Начнем с рассмотрения культурно-исторических типов - Античности и Средневековья. Эти разные типы культуры имеют общие основания. В эпоху Античности сложился ранний этап осмысления материнства. Развитая философская система, представляющая мир в его целостности, рассматривает его как часть космической гармонии, реализующейся в проекции социокультурного пространства. Средневековье, несмотря на явное противопоставление Античности, по сути, продолжает её идеи.

Образ материнства в культурно-философской мысли Европы XIV-XIX веков

Эпоха Возрождения принесла принципиально новые мировоззренческие ориентиры и жизненную позицию человека. Теперь человек становится центром мира, осознает себя преобразующим началом, активно действующим в мире. Поэтому и философия, и все теоретические разработки других наук приобретают в этот период либо ярко выраженную практическую направленность, либо максимальную теоретическую отстраненность, — выражая тем самым попытку светской теоретической мыслью подняться до уровня духовных универсалий Бытия.

Возрождение стало в истории Европы и мира поворотной точкой, развернувшей ход истории и развития культуры в сторону человека, социума и материализма. В эпоху Возрождения возникло новое осмысление материнства, противоположное по сути средневековому.

Новоевропейское осмысление материнства происходило в духе протестантского индивидуализма и прагматизма, в духе Просвещения, в духе размежевания и столкновения материализма и идеализма, в духе научного способа мышления. Новый взгляд на материнство «с отчетливым сознанием противоположности нормы и эмпирии, без естественной диалогичности божественного и человеческого» - это наследование, «продолжающаяся жизнь культурных импульсов Возрождения» [21; С. 48], но уже в другом типе культуры. Двойственность, заложенная в эпоху Возрождения и имеющая гармоничный вид, утрачивает в эпоху Просвещения равновесие и соразмерность.

Несмотря на некоторое различие в духовной жизни ценностных ориентиров Возрождения и Нового времени, их объединяет несколько типологических черт. Одна из главных - это антропоцентризм. На первый план выдвигается проблема духа человека, а реальный человек с многогранными его способностями и потребностями предстает как ценность бытия. В европейском сознании укрепляется вера в безграничные познавательные возможности человека. Все это переводит логически культ человека в индивидуализм, в идею самоутверждения отдельной личности. И в эпоху Возрождения, и в эпоху Нового времени высоко ценится творческая индивидуальность, пространство самоутверждения которой безгранично расширяется. Духовно-содержательный аспект культуры Возрождения утрачивает свои религиозные доминанты. Начавшийся процесс секуляризации придает культуре светский характер, а религия становится в один ряд с философией, искусством, наукой.

Сущность культур этих эпохи определяется их духовно-содержательным аспектом, в рамках которого, философское осмысление материнства приобретает своеобразное звучание.

Западноевропейское Возрождение представляет особую стадию истории культуры, для которой характерно восстановление авторитета античности, но вместе с тем оно не было решающим признаком в определении типологической характеристики этой эпохи.

Языческие и христианские традиции понимания материнства в русской культуре

Рассмотрение любого явления, факта предполагает выявление определенной модели отношения человека к миру, природе, ценностям. Данные модели определяются своеобразием эпохи: религией, культурой, государственной системой и т.д. Отношение к материнству не является исключением.

Изучение материнства как явления включает в себя многое: изучение отношений матери и рожденного (или воспитываемого) ею ребенка, матери к плоду (будущему ребенку), идеологически оформленные чувства матери, моральное отношение женщины к другому человеку и миру в целом, готовность к материнству, отношение церкви к материнству и деторождению, вековые народные традиции почитания Матери - Сырой Земли и т.д.

Язычество, являясь древней религией славян, как мировосприятие охватывало все сферы духовной культуры и значительную часть материальной культуры. Оно не было обособлено от верований соседствующих со славянами народов, и было самостоятельно развивающейся религией. Христианство, пришедшее на Русь, лишь частично уничтожило свободную структуру язычества, поставило его в другие условия и подчинило более высокой иерархии ценностей. В миропредставлении славян закрепились две системы духовного воззрения и мироощущения: христианская и языческая. Одна обращена к божественному началу, другая - к земле, к началу плотскому. Эти два мировосприятия мирно уживались у славян (ярким примером влияния церковной культуры на языческую является соотношение и взаимодействия церковного и народного годового календаря). Народная духовная культура славян формировалась под воздействием трех основных источников: христианства, язычества, народной и городской культуры.

Язычество позволяло славянам жить в соответствии с природными ритмами Вселенной. Мир у славян описывается системой бинарных оппозиций, которые определяют все жизненное пространство, его временные, социальные и другие характеристики, поэтому раскрытие образа материнства, как проявление женской сущности, невозможно без рассмотрения противопоставления: мужской — женский, через которое осуществляется различие мифологических персонажей по функциям и значимости. Большинство женских божеств относилось к низшему уровню. Это были божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами, а также воплощающие целостность замкнутых небольших коллективов: роженицы, суденицы, дивы. Культ рожениц у славян связан с женской средой, с представлениями о продолжении рода, судьбе новорожденного.

Славянские мифологические тексты не сохранились, поскольку религиозно-мифологическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян. Но выявление образа материнства у славян возможно на базе мифов, легенд, вторичных письменных и фольклорных источников, на основе поучений против язычества, ранней иконографии.

Раскрытие сущности материнства в языческих традициях предполагает рассмотрение образа женщины и специфики ее мира. Женщина в древних представлениях воспринималась как таинственное существо, подчиненное ритмам природы. Несоблюдение норм и правил, предписанных природой, могло привести к нарушению всеобщего ритма. Во все времена отношение к образу женщины было амбивалентным. Здесь можно усматривать множество вариантов причинности. Не претендуя на однозначность и истинность, можем предположить лишь некоторые.

Похожие диссертации на Культурный смысл материнства в Западноевропейской и отечественной философской мысли