Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Коширелова Ирена

Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города
<
Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коширелова Ирена. Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Москва, 2006.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-24/87

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. ЛИНГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОПОНИМИКИ 12

1.1. Метонимия как основа урбанонимов 12

1.2. Принципы номинации и способы образования основных групп топонимов Москвы

Глава II. ТОПОНИМИЯ МОСКВЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 50

2.1. Город как объект культурологического исследования . 50

2.2. Культурологическое значение топонимии с точки зрения культурной динамики. 71

2.3. Диахронические аспекты московской топонимии. 82

Глава III. ОСОБЕННОСТИ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ В ИСТОРИИ МОСКВЫ - ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МОСКОВСКОЙ ТОПОНИМИИ 103

3.1 Исконные названия первопрестольной. 103

3.2 Периоды интенсивного переименования московских урбанонимов в XX веке 120

3.2.1 Начало XX века 120

3.2.2 Конец XX века 125 3.3. Лингвостилистическая картина «возвращенных» переименований московских топонимов 138

Выводы 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151

ЛИТЕРАТУРА 154

Введение к работе

Обращение к городу и городским названиям в качестве объекта культурологического исследования, определяется той большой ролью, которую город играет в жизни современного общества. Подчеркнем, что городские названия носят в себе одновременно часть истории, культуры, и, разумеется, часть окружающей среды. Топонимия большого города, в частности такого, как Москва, разноязыка по происхождению, разнопланова по хронологии, богата по принципам номинации и разнообразна по способам образования. Важно дать правильное имя улице, площади, переулку, территориальной единице так, чтобы это соответствовало эстетическим и этическим нормам, чтобы топонимическое имя было как бы художественным произведением. Ни одна культурная ценность, ни одна творческая точка зрения, даже топонимические названия, не могут и не должны оставаться простой констатацией, просто подтверждением фактичности психологического или исторического порядка. Только систематическое отношение в смысловом единстве культуры определяет культурную ценность, какой являются памятники истории и культуры, исторические города и историко-культурные территории, и также названия улиц, площадей, переулков и т. д. Полная и даже частичная утрата памятников истории и культуры сказывается на социальных аспектах развития и непредсказуема по своим негативным последствиям.

Особенностью топонимии Москвы является и то, что в ее состав вошли названия, оставленные древним, довятическим населением, пришедшим сюда в конце 1-ого тысячелетия нашей эры. Эти названия были усвоены поселившимся здесь позднее восточнославянским племенем вятичей в устной передаче.

Топоним - это название, имя собственное какого-либо места или объекта: города, селения, реки, озера, горы или улицы, площади внутри города и т.д. Топоним - это слова того языка, в котором они функционируют и заключают в себе большую лингвистическую и культурно-историческую информацию. Как всякое слово, топоним образован от какой-то основы и при помощи определенных словообразовательных средств.

А, кроме того, его появление связано с определенными историческими условиями, событиями, лицами. В силу этих обоих обстоятельств, топоним является важным источником изучения языка того или иного народа, его истории.

В России уже ставился вопрос о комплексном подходе к изучению города, о формировании урбанологии (урбанистики) как отдельной отрасли знания. В частности, об этом писали архитекторы А.А.Гутнов, В.Л.Глазычев, Л.Б.Коган, подчеркивавшие ограниченность, проблематичность городского проектирования, архитектурного планирования, управления городом. Они отмечали, что, невозможно эффективно управлять развитием города и планировать его без представления, во-первых, о механизмах его функционирования и, во-вторых, без понимания его роли в общественном устройстве и значения горожанина как носителя особого менталитета, образа жизни, типов жизнедеятельности, культуры, норм, ценностей.

В связи с изложенным возникает актуальная потребность в исследовании городских названий, в определении их значения для города как феномена культуры, в разработке теоретических пополнений и методов культурологии при формировании отдельных принципов названий.

Повышенный интерес к городской проблематике, вызванный интенсивным ростом городов России, большими масштабами современной урбанизации и распространенности городского образа жизни, привел к появлению значительного числа работ в самых различных отраслях знания. Культурологическая литература по общим вопросам, представленная в трудах Архиезера А.С., Баранова А.В., Бархина М.Г., Богдановича Т., Вебера М., Глазычева В.Л., Гутнова А.Э., Злобина Н.С., Межуева В.М., Орловой Э.А., Рабиновича М.Г., Розина М.В. и других ученых, формирует основу для целостного, культурологического осмысления города.

Некоторые представления о механизмах функционирования культуры основаны на идеях А.С.Ахиезера, В.С.Библера, М.М.Бахтина; представления о функционировании номинации языка разработаны такими учеными как А.А.Реформатский, В.Н.Телия, В.Н.Подольская.

Семиотический и методологический аспекты проблемы представлены в трудах Лотмана Ю.М.

Лингвистическую и ономастическую литературу представляют такие имена как, Никонов В.А., Суперанская А.В., Карпенко Ю.А., Реформатский. А.А., Телия В.Н., Арутюнова Н.Д., Смолицкая Г.П., Горбаневский М.В., Горбачевич К.С., Хабло Е.П., Сытин П.В., Подольская Н.В. и ряд других лингвистов и языковедов и «москвоведов», у которых тема языка и тема города разработана подробно, и разработки которых очень важны для нашего исследования и дают методологический ключ к решению поставленных задач.

Культурологический и семиотический анализы топонимии Москвы, являются выявлением особенностей социокультурной динамики в истории российской топонимии, развитием московской топонимики с самого начала до наших дней.

Теоретические и методологические основы исследования - в основном раскрывается движение общественной мысли в отношении понятий «культура города в языковом контексте», характеризуется «идеальный город» как объект культурологического исследования.

Главная цель данного исследования состоит в осуществлении понятий метонимия, культурологического анализа структуры названий урбанонимов Москвы, особенностей ее социо-культурной динамики.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: на основе изучения источников и литературы выявить и обобщить тенденции в исследовании развития городских топонимов; установить соотношение понятия «культура города», «развитие» и отображение «городских названий».

3) на примере развития города, показать и развитие наименований, связанных с этнокультурной и общественной средой.

На основании используемого подхода к понятию культуры предлагаются основания культурологической типологии городов. Выделяются и рассматриваются наиболее значимые - древний, средневековый, советский и постсоветский типы.

Сфере культуры, по мнению исследователя, принадлежит «идеальный город». Он выступает, однако, не в естественнонаучном смысле «идеального объекта». «Идеальное» в нашем понимании - абстрактное, относящееся к миру идей, мыслимое. Отсюда «идеальный город» - комплекс представлений, ассоциаций, образов, вызываемых этим понятием, идея города, отличная для каждой из конкретных культур.

Исследователь, изучающий город иных культур, вступает в диалог с иными представлениями о нем, начинает анализировать образ, возникающий в результате этого диалога. Библер B.C. описывает этот процесс как схематизм «драматического произведения», когда новое «действующее лицо» при своем появлении не затмевает и не подчеркивает роль других «персонажей», но вступает с ними в общение, диалог, значимый для существующей культуры. «Идеальный город» - не современное представление о городе и не просто совокупность всех возможных представлений о нем. Это их диалог, сплав (в сознании человека все образы города не могут существовать «на равных»). В него входят, с одной стороны, знания (социологические, исторические и иные), представляющие собой попытку осмысления, рефлексии по поводу феномена города. С другой стороны, это неосознанные представления - «следы иных культур, существующие в обыденном сознании «на правах» архетипа (и в этом качестве недавно привлекшие внимание исследователей).

Другими словами, в образе «идеального города» можно выделять две основные группы элементов: выработанные актуальной культурой и унаследованные из прошлого.

Первая из них достаточно доступна для анализа. Она описывается, с одной стороны, теоретическими концепциями, подходами к городу (которые в то же время задают научную ситуацию, в которую попадает исследователь этой проблематики) и, с другой стороны, анализом контекста, в рамках которого создавались эти теории.

Большинство концепций города возникло в ходе решения «отраслевых» исследовательских задач. Хотя они и описывают (более или менее определенно) границы современного видения города, но более «репрезентативным» с точки зрения культурологии является то, что эта форма поселения рассматривается, прежде всего, в контексте процесса урбанизации, а значит - оппозиции города и деревни. Именно смысл этой оппозиции, по всей видимости, задает специфику понимания интересующего нас феномена.

Город и сегодня остается по-прежнему объектом изысканий географов, демографов, экономистов, социологов, культурологов. Социальное развитие в городах объективно является составной частью социального развития в системе общественного целого. Важнейшей методологической процедурой исследования города выступает его опосредование обществом, т.е. рассмотрение «не из себя», но со стороны системы, в которой он является составным элементом.

В культурологическом исследовании, как нам представляется, первым шагом является установление соотношения между объектом исследования и языковым процессом, отражающим развитие города.

Изучая город с позиций культурологии, мы стремились охарактеризовать его как целостность, не сводимую к сумме аспектов, изучаемых отдельными науками (экономической географией, социологией, историей), выявить его неизменную сущность, проходящую "сквозь время".

Такому целостному видению способствует понимание города как объекта из "сферы" или "области" культуры (в ее предельно широком толковании) -области, охватывающей и определяющей социальные и ментальные феномены различных эпох и культур.

В работе были использованы элементы семиотического подхода, поскольку они дали возможность анализа городского пространства вне зависимости от его конкретной локализации.

В данной работе впервые предпринимается попытка культурологического анализа метонимии (структуры названий столичного города) на теоретической основе движения общественной мысли в отношении понятий «культура города в языковом отношении» В исследовании был привлечен большой объем литературы, как по проблеме исследования, так и по «пограничным» темам.

Положения, выносимые'на защиту:

1. Город является значимым объектом культурологического исследования. Особую ценность представляет диахроническое исследование города как культурного феномена, развитие динамики роста города в его сравнении с деревней и значение города в культурно- исторической среде.

2. Топонимия Москвы представляет собой историко-культурный феномен. Основное внимание уделяется культурологическому значению топонимии с точки зрения культурной динамики, а также диахронические аспекты московской топонимии.

3. Семиотический анализ топонимии Москвы позволил определить принципы топонимии российской столицы.

4. Исследователь определил особенности социо-культурнной динамики в истории Москвы, их отражение в столичной топонимии. Теоретическая и практическая значимость исследования:

Результаты диссертационного исследования показывают культурологическое значение московской топонимии, ее ЯЗЫКОВЫХ особенностей, специфику социо-культурной динамики в российской столице.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, в учебных программах по москвоведению, в других формах межкультурных коммуникаций.

Сопоставление различных позиций, разнообразного материала, включенного в исследование, может дать толчок для осмысления новых проблем в этой области и развития соответствующих направлений научного поиска.

Диссертация может послужить основой для создания учебного курса (или спецкурса - в связи с конкретностью предмета).

Апробация диссертационного исследования:

Основные положения и выводы диссертации были изложены в трех публикациях объемом до 4 п.л., а также в публичных выступлениях на международном конгрессе МАПРЯЛ (Братислава, август 1999 г.), научно-практической конференции «Ассоциация творческой деятельности учителей» (Москва, ноябрь 1999г).

Структура диссертации: - Работа состоит из Введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ее разработанности, определяются цели и задачи анализа, объект исследования, основные методологические подходы к анализу изучаемых проблем, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «ЛИНГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОСКОВСКОЙ ТОПОНИМИКИ» определяются термины «топонимика», «метонимия» и даётся их значение в лингво-культурной и социальной областях Топоним — это имя собственное, относящееся к любому объекту на земле, природному или созданному человеком. В зависимости от характера именуемых объектов выделяются: названия водных объектов, названия объектов сухопутной поверхности земли; названия подземных объектов; названия мелких объектов; названия населенных мест; названия внутригородских объектов -урбанонимы. В первом парагафе «Метонимия как основа урбанонимов» даётся определение метонимии и объясняется в чём заключается принцип метонимичности. Во втором параграфе «Принципы номинации и способы образования основных групп топонимов Москвы» мы знакомимся с историей развития города и общими принципами московских топонимов.

Во второй главе «ТОПОНИМИЯ МОСКВЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ» делается анализ города как объекта культурологического исследования, культурологического значения топонимии с точки-зрения культурной динамики, а также диахронические аспекты московской топонимии.

В первом параграфе «Город как объект культурологического исследования» город рассматривается с точки зрения культурного и исторического объектов, с самого начала существования цивилизаций, где города, как такого, не существовало, а были лишь крепости и укрепленные «городища».

Во втором параграфе «Культурологическое значение топонимии с точки зрения культурной динамики» подробнее рассматривается возникновение двенадцати принципов, по которым названы улицы, площади, переулки Москвы и их отражение в современной московской жизни.

В третьем параграфе «Диахронические аспекты московской топонимии» определяется понятие «улица», какими должны быть общие требования в области наименований территориальных единиц, улиц, переулков и площадей, и объяснение возникновения таких понятий, как, «ворота», «застава» и «вал».

В третьей главе «ОСОБЕННОСТИ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ В ИСТОРИИ МОСКВЫ - ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МОСКОВСКОЙ ТОПОНИМИИ» даются результаты исследования в области московских топонимов со стороны использования их в повседневной жизни.

В первом параграфе «Исконные названия первопрестольной» мы прослеживали старые досоветские названия, как они проявляются в жизни москвичей.

Во втором параграфе «Периоды интенсивного переименования московских урбанонимов в XX веке», который мы разделиили на две части: «Начало XX века» и «Конец XX века» делается обзор переименованных названий до революции, значит начало XX века и переименования после Октябрьской революции.

В третьем параграфе «Лингвостилистическая картина «возвращенных» переименований московских топонимов» отражаются новые названия; это и названия прежние, которые были возвращены, или названия по новым явлениям в жизни не только Москвы, но и России, и даже других стран.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, определяются новые тенденции эффективного развития предмета исследования.

Основные результаты исследования отражены в публикациях:

1. Коширелова И. «Основные принципы номинации московских улиц». Научно практическая конференция «Культурное пространство человека и духовный мир педагога» Москва, 2-6 ноября 1999 г. 0,25 п. л.., с. 102-107.

Коширелова И. «Культурологический аспект анализа московских топонимов». Сб. научных трудов МПГУ, М., вып. II, 2000, 0,25 п.л., с. 74-77.

Коширелова И. «Топонимика Москвы» журнал Москвоведение, январь 2001 г.

Метонимия как основа урбанонимов

ТОПОНИМИКА (греч. место + имя ), раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), закономерности их возникновения, развития, функционирования. Совокупность топонимов (той или иной области) называется топонимией. Топоним - это имя собственное, относящееся к любому объекту на земле, природному или созданному человеком. В зависимости от характера именуемых объектов выделяются: названия водных объектов - гидронимы (Черное море, река Сухона, ручей Колодезь); названия объектов сухопутной поверхности земли - оронимы (гора Эльбрус, Боровицкий холм, Воробьевы горы); названия подземных объектов - спелеонимы (Красная пещера); названия мелких объектов — микротопонимы (скала Парус, ручей Трех Туристов, Марьина пожня, Сенькин покос); названия населенных мест - ойконимы (город Псков, деревня Опалиха); названия внутригородских объектов - урбанонимы (проспект Вернадского, улица Волхонка, Бобров переулок, магазин «Три толстяка», кафе «Столешники», оно же «У дяди Гиляя»).

"Метафорической конструкцией назовем такую, в которой один объект проектирует некоторые свойства на другой (или ряд других); последний объект называется главным, а первый - вспомогательным.

Принцип метонимичности заключается в замещении предполагаемого по контексту объекта некоторым другим, но так, чтобы в процессе восприятия сообщения замещенный объект мог бы быть восстановлен. Подобно тому, как Мф метафору неверно было бы определить как ассоциацию по сходству, т. к. Мф не "формулирует случайно существующее подобие", а сама "создает подобие", так и Мн метонимию нельзя назвать ассоциацией по смежности, т. к. эта смежность также не является априорной, но устанавливается в результате Мн."1

Метонимия (от греч. metonymia - переименование) - троп или механизм речи, состоящий в регулярном или окказиональном переносе имени с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, вовлечённости в одну ситуацию.

Основой метонимии могут служить пространственные, событийные, понятийные, синтагматические и логические отношения между различными категориями, принадлежащими действительности и её отражению в человеческом сознании, закреплённому значениями слов, - между предметами, лицами, действиями, процессами, явлениями, социальными институтами и событиями, местом, временем и т.

МЕТОНИМИЯ (греч. «переименование»)," троп, или механизм речи, состоящий в переносе названия с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, принадлежности, партитивности или иному виду контакта; напр. выпить две чашки кофе, где чашка («сосуд») означает меру жидкости.

Действие механизма метонимии приводит к появлению нового значения или контекстуально обусловленному изменению значения слова. Основой метонимии могут служить отношения между однородными и неоднородными категориями, например предметами и их признаками (действиями). Регулярные отношения между предметами или действием и предметом определяют контактное положение соответствующих им слов в тексте. В этом случае метонимия часто возникает за счет эллипсиса (сокращения текста); ср.: Слушать музыку Шопена и Слушать Шопена. Наименование может быть перенесено: 1) с сосуда на содержимое или объем содержимого, например блюдо - «большая плоская тарелка» и «кушанье, яство», а также «порядковое место кушанья в составе трапезы» (ср.: На блюде была курица с рисом; Курица с рисом - мое любимое блюдо; На второе блюдо была подана курица с рисом); стакан: «сосуд для питья» и «мера жидких и сыпучих масс»; 2) с материала на изделия из него: хрусталь — «стекло высокого качества» и «изделия из такого стекла»; серебро — «металл» и «монеты или столовые приборы из серебра» (столовое серебро); 3) с материала на результат действия, осуществленного с его применением: бумага - «материал для письма», «лист» и «письменный документ»; 4) с места, населенного пункта на его население или происшедшее там событие: Весь город (т.е. жители города) вышел на улицу; Ватерлоо - «селение в Бельгии» и «сражение, в котором Наполеон потерпел поражение»; 5) с социальной организации," учреждения на его коллектив и занимаемое им помещение: Институт много работает и В Институте ведутся ремонтные работы; 6) с социального события, мероприятия на его участников: Съезд назначен на май и Съезд принял важную резолюцию; 7) с места на то действие, для которого оно предназначено, или время действия: дорога, путь - «место, приспособленное для передвижения», и «путешествие, поездка; время поездки» (ср.: немощеная дорога и долгая дорога); 8) с действия на его результат, место, время или вовлеченный в действие предмет (субъект, объект, орудие): остановка - «действие по глаголу останавливаться» и «место остановки транспорта»; охрана - «действие по глаголу охранять и «охранники»; еда - «принятие пищи» и «пища»; свисток - «акт свиста» и «орудие свиста»; шитье - «действие по глаголу шить» и «то, что шьется», «вышивка» (золотое шитье); 9) с имени автора на название его произведения или созданного им стиля: читать (пародировать) Достоевского; 10) с материальной формы, в которую заключено содержание, на само содержание; ср.: толстая книга (о предмете) и интересная книга (о содержании); 11) с отрасли знания на ее предмет: грамматика - «строй, структура языка» (грамматический строй) и «раздел языкознания, изучающий внутреннюю структуру языка» (теоретическая грамматика); 12) с целого на часть и наоборот: груша - «дерево» и «плод», лицо - «передняя часть головы человека» и «человек, личность» и т.п.

В ряде случаев метонимия оказывается обратимой, т.е. может развиваться в обоих направлениях; напр. с места на действие (дорога) и с действия на место (остановка).

Перенос имени с части на целое называется синекдохой; этот тип метонимии может использоваться в целях выделения разных сторон или функций объекта; ср. лицо, фигура, личность в применении к человеку (юридически ответственное лицо, историческая фигура, роль личности в истории). Однако основная функция синекдохи состоит в идентификации объекта через указание на характерную для него деталь, отличительный признак. Поэтому в состав идентифицирующей метонимии (синекдохи) часто входят определения. Для синекдохи типична функция именных членов предложения (субъекта, объекта, обращения): Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину, так, чтоб не мимо господского дома? (Гоголь); Эй, зонтик! Уступите место трости. С ней и пенсне усядется вполне (из шуточного стихотворения). Употребление синекдохи прагматически (ситуативно) или контекстуально обусловлено: обычно речь идет о предмете, либо непосредственно входящем в поле восприятия говорящих (см. примеры выше), либо охарактеризованном в предтексте.

Город как объект культурологического исследования

Город возник в глубокой древности, в период разложения родоплеменного строя и зарождения собственно цивилизации как одна из существенных ее структур, вероятно, что древность осуществляется возникновением письменности, государства, моногамной семьи, но несомненно, город глубинно связан и с развитием социальной стратификации. И с первых шагов начал концентрировать, стягивать на себя руководящие общественные функции в администрации, финансах, хозяйстве, идеологии, военно-стратегической и культурной областях. Но поскольку речь идет о городе, важно подчеркнуть, напомнить, что состояние городской жизни, ее характеристика, взятые не только в контексте своего времени, но и сами по себе, дают представление об основных сторонах общественного строя.

Не менее важно иметь в виду, что город - не просто тип поселения, или группа людей, определенных различного рода занятий, но и образ жизни, со своим бытом, производственным и общественным укладом, формами общежития, наконец, своей значительной и влиятельной субкультурой. Феномен города был и остается предметом живого интереса, бурных дискуссий, разнообразных оценок.

Роль города в человеческих цивилизациях, его место в различных общественно-экономических формациях - одна из постоянных и традиционных тем в исторических исследованиях. Как исторический организм он был известен задолго до античной эпохи. Так, в первичных очагах цивилизации ранняя форма территориально-политической организации была представлена городом-государством - столичным центром и его округой — («номами»).4 В доколумбовой Америке и на Древнем Востоке структура типичного города-государства состояла из столицы (метрополии, главного центра) и ее сельскохозяйственной округи. То есть, уже возникала тенденция к укрупнению первоначальных городов-государств в более широкие государственные образования.5

В истории Западной Европы раннефеодальные города, были новым социально-экономическим явлением, качественным скачком , приведшим к новому этапу средневековья - этапу зрелого феодализма. Город стал центром ремесла и торговли в результате медленного и длительного развития производительных сил в течение многих столетий. Как центр товарного производства средневековый город существовал в Италии, Испании и Южной Франции в IX - X. вв. Этому способствовали не только элементы товарно-денежных отношений, сохранившиеся в раннем средневековье, но и выгодное географическое положение многих городов.

«Идеальный город» не современное представление о городе и не просто совокупность всех возможных представлений о нем. Это диалог, сплав (в сознании человека все образы города не могут существовать «на равных»). В него входят, с одной стороны, знания (социологические, исторические и иные), представляющие собой попытку осмысления, рефлексии по поводу феномена города. С другой стороны, это неосознанные представления -«следы» иных более ранних культур, существующие в обыденном сознании «на правах» архетипа (в этом качестве недавно привлекшие внимание исследователей)7. Изучение элементов образа города иных (как правило, предшествующих) культур в той степени, в которой они представлены в современном сознании, основывается уже не на анализе литературы, а требует выработки определенного инструмента исследования. Если элементы образа города соединены в некоторый сплав, то должен существовать реальный аналог, на котором его можно увидеть и, по возможности, изучать.

Изучение истории города как особого разряда поселений, позволяет выявить реальные признаки, присущие городским поселениям определенной эпохи, установить количество этих поселений, их состав, и основные показатели развития.

Культурологический подход позволяет выделить те объекты исследования, при которых динамика культуры, ее источники и механизмы регуляции прослеживаются наиболее отчетливо.

Изучение динамики городской культуры в современных условиях имеет особую важность для понимания процессов, происходящих в обществе, а изучение элементов образа города иных (как правило, - предшествующих) культур, в той степени, в которой они представлены в современном сознании, основывается не на анализе литературы, а требует выработки определенного инструмента исследования. Если, по нашему предположению, элементы образа города соединены в некоторый сплав, то должен существовать реальный аналог, на котором его можно увидеть и, по возможности, изучить.

Исконные названия первопрестольной.

Известно, что выбор имени во многом обусловлен многовековыми культурными традициями, историческими судьбами, как и города, так и народа. В прошлом, а в ряде стран и сейчас, имя нередко канонизируется церковью. Со временем у каждого народа возникало своеобразное понятие о красоте имени, даже его «чудодейственной» силе (у китайцев, напр., в древности принято было называть детей по наименованию «злых сил», чтобы оградить ребенка от их действия).

Личное имя, название племени, национальности, затем - название поселения, государства - все это символы духовной стороны жизни человека, вернее даже сказать, не символы, а сконцентрированная в слове духовная основа жизни - она заключает и воплощает философию ее смысла и цели, принципы нравственности, этику, религию, место среди других человеческих обществ, право на свое место на земле. Поэтому имя и название отнюдь не «звук пустой», недаром через века донесла летопись до нас слова князя Святослава, сказанные им дружине перед смертным боем: «Да не посрамим земли Русским, но ляжем костьми ту ...» 64, и сколько раз эти слова повторялись и сколько еще будут повторяться.... И пока человек будет чтить имена и названия, а значит, и то, что за ними стоит, он останется человеком, небрежение к ним и забвение их - это уже распад личности, вне их человек уже не человек.

В России к названию своего места обитания, то есть к топониму, всегда относились с уважением и любовью; жители берегли название родного селения, и если приходилось переселяться на новые места, ставить новую деревню, то ее называли обычно тем же именем: так, например, название подмосковной Ахтырки, возле Абрамцева, принесли с собой в XVIII в. крестьяне-переселенцы из харьковской Ахтырки; такого же происхождения и многие одноименные селения в разных концах страны.

С уважением относилась к топонимам и власть. Переименование было чрезвычайно редким явлением, оно воспринималось и было в действительности исключительной формой наказания, кары, унижения.

Наименования и названия в освоенной человеком среде всегда являются элементом сложившейся исторической системы, жизнеспособность которой проверена временем.

Топонимическая система основывается, как правило, на естественных гео-графо-исторических топонимах (характеристика местности, гидрографическая сеть, соотношение со сторонами света, имена первонасельников и т.д.), однако, может с течением времени привлекать новые понятия, словесные характеристики и названия.

Система устанавливается веками, стабилизируется, отражается в документах, приобретает некую законченность и определяет направление своего совершенствования. При этом место для новых топонимов, например, при развитии городской или поселковой структуры, если они не отражают тенденции сложившейся системы, весьма ограничено.

Недавнее прошлое страны свидетельствует о том, с какой бесцеремонностью, настойчивостью и с полным отсутствием этико-нравственных начал тоталитарная власть насаждала свои топонимические концепции политической пропаганды. Уже в первые два-три года после Октябрьского переворота имена его вождей массовым порядком появились в названиях городов, сел, улиц, площадей, заводов, фабрик и даже предприятий бытового обслуживания.

Особенно масштабно развернулась «вакханалия» персональных увековечений на рубеже 30 - 40-х годов, приводя практически к полному исчезновению исторических топонимов.

Встает вопрос, есть ли исторические корни у этого процесса или он изначально искусствен и поддерживался только безудержным тщеславием и стремлением достичь неких идеологических целей?

Можно утверждать, что исторических корней у отмеченного топонимического явления нет, и это подтверждается историей Российского государства. Династия Рюриковичей никак не проявилась в топонимике. На картах не было и нет имен Дмитрия Донского, Василия Темного, Иоанна Грозного. Все новые города, крепости, поселения неизбежно принимали названия религиозно-географические.

Говоря о династии Романовых, можно отметить факты присвоения имен представителей царствующего дома населенным пунктам. Однако в целом эти факты единичны и не связаны с переименованием, исчезновением прежнего названия, полным забвением историко-географических условий. Большей частью они относятся к вновь возникающим или коренным образом меняющим статус поселениям, городам и административным единицам.

Устойчивой топонимической трагедией в России всегда являлось присвоение объектам имен святых покровителей. Отсюда, например; Санкт-Петербург — город Святого Петра, небесного покровителя императора Петра Великого. Или Троице-Сергиев Посад — носитель имени высокого покровителя России Сергия Радонежского. В этих названиях прослеживается аспект принадлежности всем: народу, стране, региону.

Похожие диссертации на Культурологический анализ метонимии : Структура названий урбанонимов столичного города