Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодежные "электронные" субкультуры как социокультурный феномен Родионов Сергей Викторович

Молодежные
<
Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные Молодежные
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Родионов Сергей Викторович. Молодежные "электронные" субкультуры как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Саратов, 2000.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/101-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Молодёжные субкультуры и субкультурная теория 15

1.1 Анализ и критика субкультурных теорий 18

1.1.1 Функционалистский подход 18

1.1.2 Ранние субкультурные теории 20

1.1.3 Бирмингемская школа 22

1.1.4 Марксизм и неомарксизм в теориях субкультур 24

1.1.5 Альтернативные подходы к исследованию молодёжных субкультур 27

1.2. Механизмы формирования, конструкты, функции и типология молодёжных субкультур 30

1.2.1 Причины формирования молодёжных субкультур 30

1.2.2 Классификация молодёжных субкультур 35

1.2.3 Компоненты молодёжных субкультур 39

1.2.4 Функции молодёжных субкультур 42

1.3 Генезис молодёжных субкультур 48

1.3.1 Послевоенная социокультурная и демографическая ситуация 48

1.3.2 Появление рок-н-ролла. Первая фаза контркультурного молодёжного движения 50

1.3.3 Вторая фаза контркультурного молодёжного движения 58

Глава II. Философия "электронных" субкультур 80

2.1 Социокультурные предпосылки и развитие субкультур, связанных с электронной музыкой 85

2.1.1 О социокультурной роли электронной музыки 85

2.1.2 Экспансия субкультур, основанных на электронной музыке 88

2.2 Идеология, эстетика и этика "электронных" субкультур 96

2.2.1 Идеология "электронных" субкультур 96

2.2.2 Эстетика "электронных" субкультур 112

2.1.3 Этика "электронных" субкультур 120

2.3. Тенденции ассимиляции "электронных" субкультур 128

2.3.1 Презентация "электронных" субкультур 128

2.3.2 Некоторые аспекты активности "электронных" субкультур 135

2.3.3 Реакция "электронных" субкультур на ассимиляцию 140

Заключение 145

Список использованных источников 149

Приложение. Словарь специальных и сленговых терминов 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Молодёжь сегодня - это доминанта любого общества завтра, поэтому исследования любых процессов в среде молодёжи актуальны. Здесь важны не только магистральные, но и боковые ветви, ибо субкультура сегодня может стать культурой завтра.

Мир второй половины XX века претерпевает глубокие и важные изменения, главным источником которых является научно-техническая революция. Перемены в обществе, как правило, стимулируют возникновение новых субкультур. Для данного исследования представляют интерес молодёжные субкультуры, как наиболее динамичные и чутко отражающие социальные изменения.

Ещё Конфуций говорил, что для того чтобы узнать, как управляется страна и какова её нравственность, нужно прислушаться к её музыке. Опыт всей истории человечества показывает, что ни одно общество, ни одна социальная группа и даже ни одна нормальная личность не обходилась без музыки. Об этом говорит А.Сохор: "Очевидно, музыка объективно необходима людям, то есть у человечества (на всех уровнях его структуры) существует потребность в ней. Эта всеобщая потребность конкретизируется в виде потребностей тех или иных обществ, групп и личностей в различных родах и стилях музыки, жанрах, отдельных произведениях"1.

Молодёжные субкультуры часто определяются или ассоциируются с конкретными музыкальными жанрами или направлениями. Сегодня стало очевидно, что музыка и соответствующие технические средства имеют единую историю развития, в значимой мере движимую механизмом взаимной стимуляции. Не случайно время рождения новых молодёжных субкультур совпадает по времени с появлением новых музыкальных инструментов. Так, научно-технический прогресс в производстве электронно-музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров есть одна из основных причин возникновения специфических субкультур, связанных с электронной музыкой. (В данной работе для обозначения этих субкультур предлагается термин "электронные" субкультуры.)

Одним из специфических феноменов "электронных" субкультур является рэйв (от англ. rave - бредить, в узком смысле рэйв - длительная танцевальная акция, на которой звучит электронная музыка). С появлением рэйва и так называемого "танцевального движения" акценты в системе ценностей молодёжной среды настолько смести- 1 Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975, С. 134. лись, что рок перестал занимать главенствующую роль после десятилетий безоговорочного первенства. Это явление привлекало интерес журналистов, главным образом, в плане музыкальной стилистики, особенностей танцевальных вечеринок и угрозы распространения наркотиков среди молодёжи. Хотя феномен рэйва требует особого изучения, так как являет собой достаточно сложный комплекс проявлений, где музыка и танцевальные вечеринки - лишь наиболее очевидные из них. Рэйв нельзя рассматривать как квинтэссенцию культуры современного буржуазного общества, как рок в своё время; и вряд ли он когда-либо выйдет за пределы молодёжной культуры. Но это явление привлекает внимание как эклектично впитавшее в себя современные веяния культурной жизни и последние достижения науки и техники. И с этой стороны феномен интересен как отражение социокультурных перемен в эпоху третьей НТР, на рубеже веков. Наиболее интересные и заметные аспекты рэйв-культуры проявляются, помимо весьма специфической музыки, в образе жизни и времяпрепровождении, в символике и ритуалах, в языке и литературе, в стиле поведения и одежды.

Изучение рэйва и связанного с ним танцевального движения, а также других популярных ныне субкультур помогает понять мотивацию социального поведения молодёжи, её отношение к жизни и основным её ценностям. Через несколько лет современные тинейджеры вольются в ряды "среднего класса" и будут определять государственную политику, управлять экономикой и творить культуру по собственному разумению. Поэтому изучение этого молодёжного феномена уже в процессе его эволюции представляет собой немалый интерес для исследователя.

Степень разработанности проблемы.

Достаточно трудно определить, что такое культурологическое исследование. Как термин, оно охватывает такой широкий диапазон понятий, что они не всегда ра-зумно сочетаемы в рамках одной работы. По мнению В. Кэгла , культурологическое исследование придаёт особую ценность "сырой" информации, касающейся современной культуры, вне зависимости от того, на каких позициях стоит исследователь - позициях политических и экономических теорий, семиотики, структурализма и постструктурализма, общей философии, феноменологии, феминизма, психоанализа, марксизма, пост-марксистских теорий, и постмодернизма. В то же время, не обязательно, чтобы каждое культурологическое исследование обозначало предмет исследования в пределах каждой дисциплины, особенно, если они взаимосвязаны. Таким образом, контекстуальная сторона нашего исследования обладает приоритетом относительно теоретической. 2 Cagle V.M. Reconstructing pop/subculture. - L.: Sage Publications. 1995. P. 21.

5 Поэтому для исследования "электронных" субкультур мы часто будем помещать субкультурную теорию в контекст.

Впервые мысль учёных обратилась к проблемам, которыми сегодня занимается музыкальная социология, в глубокой древности. Платон в "Государстве"3, развивая теорию идеального государства, исключительное значение придаёт воспитательной роли музыки. Аристотель в "Политике" выстраивает ценностную иерархию и значение функций музыки для различных по количественному составу и социальному положению слоев общества.

Тем не менее, несмотря на то, что со времён Конфуция, Платона и Аристотеля никто не сомневается в важности социокультурной роли музыки, природа этой роли до сего дня остаётся загадочной. По-видимому, музыка имеет не только социокультурную, но и биологическую природу, свидетельством чему является проводимая 20 - 22 мая 2000 г. в Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке конференция "Биологические основания музыки". В анонсе конференции говорится о том, что в последнее десятилетие произошёл взрыв исследовательской активности в изучении восприятия и исполнения музыки и их корреляцией с работой человеческого мозга. Этот внезапный рост научных работ по музыке объясняется идеей, что музыка представляет уникальную возможность лучше понять организацию мозга. Как и язык, музыка есть комплекс закономерно организованной активности, которая специфична для человека и существует во всех человеческих сообществах. Организаторы конференции считают, что музыка связана со специфической архитектоникой мозга. Так что важность изучения музыки, пусть даже в её тупиковых направлениях, трудно переоценить.

Музыка - необходимый элемент молодёжных субкультур. Молодые люди реализуют своё поведение и мироощущение через призму музыки, которую они слушают. Фактически, молодежные субкультуры часто определяются или ассоциируются с конкретным музыкальным жанром и соответствующими идентификаторами: стилем одежды, сленгом, аксессуарами, характерными формами досуга и степенью конформности с установившимися социальными нормами.

Идеология протеста субкультур послевоенного времени, формировавшихся на основе рок-культуры, заставила говорить о контркультуре. Американские социологи Т. Роззак5, и Ч. Рейч6, занимаясь изучением молодёжной контркультуры, попытались 3 Платон. Законы. // Платой. Собр. соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1994. 4 Аристотель. Политика. // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т.1. - М.: Мысль, 1984. 5 Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the technocratic society and its youthful opposition. - N.Y., 1969; Roszak Th. Where the wasteland ends: Politic and Transendence in Postindustrial Society. - N.Y., 1972. 6 Reich Ch. The greening of America. -N.Y, 1970. представить идейные тенденции 60-х годов в виде некого мировоззренческого целого, "континуума мысли и опыта"7, составляющими которого стали "новая левая" социология Ч.Р. Миллса8, фрейдо-марксизм Г. Маркузе9, психоанализ Э. Фромма10, философия "новой музыки" Т. Адорно1 и других представителей франкфуртской школы; "геш-тальт-терапевтический анархизм" П. Гудмена и "апокалипсический" или "соматиче- ский" мистицизм" Н. Брауна и Т. Ханна ; "дзен-буддийская психотерапия" А.Уотса и "оккультный нарциссизм" Т. Лири14, объединённые гипертрофированным неприятием западной культуры.

Г.С. Кнабе рассматривает рок-культуру первой волны как особый модус культуры - культуру противостояния, протеста, обозначая poKt как устойчивые, веками существующие "реакции на отчуждение от человека общественных институтов, культуры, морали, норм поведения - реакциями, соединившимися в одно целое и принявшими современный облик, но не изменившимися по существу"15. При этом автор статьи придерживается взгляда, что "рок выражает не просто определённую фазу европейской культуры, но именно фазу кризисную"16. Похожих взглядов придерживались многие авторы, рассматривающие рок в контркультурном ключе, считая что музыка играет роль демонстратора социального самочувствия, а сторонников того или иного музыкального течения представителями контркультурных формирований (П.С. Гуревич17, В.В. Ильин18, А.С. Панарин19 и др.).

Субкультуры 60-х - 70-х годов, в особенности рок-культуру, многие исследователи рассматривают как альтернативное проявление культуры, не заостряя внимание на их агрессивности по отношению к официальной. К ним относятся Г. Маркус20, Д. Хебдидж , И.Л. Набок , Т.Б. Щепаньская . Фрагменты аналитических работ пе- 7 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М.: Наука, 1980. - С.37. 8 Mills R. Letter to the New Left. II New Left Review. - 1960, №5. 9 Marcuse H. One dimensional man. Studies of the ideology of advanced industrial society. - Boston, Beacon Press, 1964 ; Marcuse H. Counterrevolution and Revolt. - Boston, Beacon Press, 1972. 10 Fromm E. To have or not to be? - N.Y.: Harper & Row, 1976. 11 Adorno T.W. Philosophie der neun Muzik, - Frankfuurt a.M.: Aufl, 1958. 12 Brown N.O. Life against death. - Midletown, 1969. 13 Hahn Th. Bodies in revolt. -N.Y., 1970. 14 Leary Th. The politics of ecstasy. - London, N.Y., 1970. 15 Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура. // Вопросы философии. - 1990, №8. - С.55. 16 Там же.-С. 51. 17 Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. - М.: Музыка, 1984; Гуревич П.С. Спасёт ли мессия? - М.: Политиздат, 1981. 18 Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. - М.: Прогресс, 1994. 19 Панарин А.С. Контркультура - предтеча духовно-этической революции современности // Контркуль тура и социальные трансформации. - М.: ИФ АН СССР, 1990. 20 Marcus G. Mystery train: Images of America in rock'n'roll music. - London: Omnibus Press, 1977. 21 Hebdidge D. Subculture: The meaning of style. - L.: Methuen, 1979. 22 Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. - Л., 1989.

7 риода спада контркультурной активности представляют интерес как комплексные социокультурные исследования субкультурных феноменов, так и исследования динамики развития этих субкультур в последующие годы. Здесь можно назвать Н. Смелзера , М. Брэйка , М. Мид , О. Галлана . По словам М. Мид, "молодежь порой воспринимает современную ситуацию более адекватно, чем люди, сформировавшиеся в прежней историко-культурной реальности, и оказывает влияние на старшее поколение". Двунаправленность трансмиссии культуры стимулирует возникновение и развитие разнообразных молодёжных субкультур. По мнению О. Галлана, философия нового возраста состоит в том, чтобы насладиться молодостью и насколько возможно отсрочить момент принятия на себя обязательств как по отношению к другим людям (семья), так и по отношению к своему собственному будущему (йрзодвчижнйбпЕгл^окбеГаарвнра^О.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская связывали молодёжные субкультуры с проявлением социального инфантилизма. Увеличивающийся разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодёжи свидетельствует о нарушении механизма социализации, вследствие чего определённая её часть ещё не может выполнять социокультурные функции взрослых по достижении возраста, когда она уже могла бы их выполнять. Авторы "Социологии контркультуры" выдвигают идею угасающего стремления молодёжи занять место старшего поколения, коль скоро её социализация слишком затягивается. "Таким образом, конкретной, фактической причиной бунта оказывается уже не затянувшаяся социализация, а нежелание прервать её, боязнь принятия взрослых обязанностей - главный синдром патологически затянувшегося периода инфантильности, превращающего биологически "перезревших", а социально "недозревших" людей" в инфантилов" .

Особый интерес вызывают работы российских исследователей советского и постперестроечного периода. В исследованиях до середины 80-х годов внимание акцентировалось на классовых аспектах феноменов субкультур и массовой культуры в странах Запада. В частности, A.M. Байчоров утверждал, что массовой культуры не существует, а имеется лишь идеология массового общества и массовой культуры, что суть "маска, скрывающая существующие неравенство и эксплуатацию"29. А.К. Бычко30 23 Щепаньская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. - Л.: Знание, 1989. 24 Смелзер Н.Дж. Социология. // Социс. - 1990, №12. 25 Brake М. Comparative youth cultures: The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. - London, 1985. 26 Мид M. Иней на цветущей ежевике. - М., 1988. 27 Galland О. Un nouvel age de la vie II Rev. fr. de sociologie. - Paris, 1990, №31. 28 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М.: Наука, 1980. - С. 150. 29 Байчоров A.M. От "разбитого" поколения к контркультуре: Парадоксы молодёжного протеста в США. - Минск: Изд-во БГУ, 1982. - С.89. напоминала о том, что идейный предводитель бунтарского движения Г. Маркузе около 10 лет возглавлял русский отдел ЦРУ США, и что все его радикальные идеи наиболее адекватно воплощаются в сфере эстетики и культуры и слишком далеко отстоят от главного - социально-экономического базиса. В числе авторов подобных работ можно назвать Г.Ю. Шестакова31, Т.В. Чередниченко32, Е.П. Смольскую33, А.В.Кукаркина34. Несмотря на идеологическую перегруженность и активное неприятие объекта исследования с соответствующими последствиями, ценным в таких публикациях является раскрытие механизмов создания массовой культуры в условиях капитализма, функционирования индустрии поп-музыки, формирования личности при постоянной идеологической обработке и специфике пропаганды. И совершенно точно описан процесс американизации массовой культуры, как отражение политико-идеологической гегемонии США в буржуазном мире.

В эпоху гласности было, наконец, открыто признано существование субкультур в России, следствием чего явился всплеск работ на эту тему: С.Н. Иконниковой35, А.С. Запесоцкого36, С.Я. Матвеевой37, И.Ю. Сундиева38, И.Н. Андреевой39, И.Б. Громовой и В.Н. Леонтьевой40 и др. Было положено начало целому ряду специальных социологических исследований (НИЦ при Институте молодёжи, НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, Институтом социально-политических исследований и др.). Появились научно-аналитические обзоры, курсы лекций, а также коллективные сборники, а_также коллективные сборники, тем более конструктивные и радикальные, чем глубже Россия погружалась в кризисное состояние41. 30 Бычко А.К. Критический анализ философских концепций молодёжного бунтарства. - Киев: Вища школа, 1985.-С. 114. 31 Шестаков Г.Ю. Музыка в буржуазной массовой культуре. - М.: Музыка, 1986. 32 Чередниченко Т.В. Кризис общества - кризис искусства: Музыкальный "авангард" и поп-музыка в сис теме буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1987. 33 Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? - М.: Мысль, 1986. 34 Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М.: Политиздат, 1978. 35 Иконникова С.Н. Советская молодёжь 80-х годов. - М.: Знание, 1989. 36 Запесоцкий А.С. Дискотека в досуге молодёжи. - Л.: Знание, 1987; Запесоцкий А.С. Молодёжь в со временном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: ИГУП, 1996. 37 Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры. // Субкультурные объединения молодёжи. - М., 1987. 38 Сундиев И.Ю. Неформальные молодёжные объединения: опыт экспозиции. // Социс - 1987, №5. 39 Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и система ценностей. // Социс. - 1989, №4. 40 Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опы та.//Социс. - 1991, №10. 41 Молодёжь 95: Будущее России. - М.: НИЦ при Институте молодёжи, 1995; Молодёжь 97: Надежды и разочарования. - М.: НИЦ при Институте молодёжи, 1997; Западные молодёжные субкультуры 80-х го дов (научно-аналитический обзор под ред. В.И.Оборонко). - М.: ИНИОН АН СССР, 1990; Гришин В.А. Субкультура и её проявление в молодёжной среде. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - М., 1990; Эффендиев А.Г. Основы социологии: курс лекций. - М.: 1993; Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодёжная культура и наркотики. - Тверь: Изд-во ТГТУ, 1997; Человек и общество: Молодёжный экстремизм. / Под ред. Козлова А.А., вып. 28 - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996.

Г.С. Кнабе42 констатировал, что: "Практически рок-музыка ни в одной своей форме сегодня не существует вне сложного технического воплощения, причём техника представляет собой не средство оформления вне её созданного и вне её существующего произведения, а внутренне необходимый компонент как бытия произведения в виде тиражируемых звукокопий, так и самого творческого процесса." Это в ещё большей степени относится как к электронной музыке, в которой весь творческий процесс основан на исключительно техническом воплощении, так и к субкультурам, формирующимся на её основе в целом (рэйв-культура, субкультура ночных клубов, танцевальное движение).

Появление электронной музыки неразрывно связано с научно-технической революцией, символом которой стал компьютер. А.И. Ракитов объясняет кризисные явления XX века в контексте трансформационных технологических процессов. Он смело заявляет, что "в последней четверти века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества", и "понимание того, что это общество знаменует создание новой цивилизации и ведёт к сущностным трансформациям в системе современных культур, находится в самой начальной стадии"43. Наступление информационного общества было предсказано лидером постиндустриализма Д. Беллом44, позже появилась идея о "третьей волне" цивилизационных изменений в рамках информационного общества О. Тоффлера. В 80-х годах японский профессор Й. Масуда и его американский коллега Дж. Мартин зафиксировали возникновение информационного общества в наиболее развитых странах общества. Возникает вопрос: как эти события влияют на подрастающее поколение? Как показывают исследования Ш. Теркл45, дети, вырастающие в тесном общении с компьютерами и электронными игрушками, в психологическом, морально-духовном и мировоззренческом плане довольно существенно отличаются как от своих некомпьютеризированных сверстников, так и от детей предшествующих поколений. Профессор М. Маруама этих детей по аналогии с интеллектуальными компьютерами назвал "пятым поколением".4 Такие дети и пополняют ряды рэйверов.

Все молодёжные субкультуры вплоть до 80-х годов уже достаточно хорошо изучены. Однако "электронные" субкультуры до сих пор остаются вне поля исследований, и феномен рэйва ещё не подвергался анализу.

Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура. // Вопросы философии - 1990, №8.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - С.5. D.Bell The coming of post-industrial society. -N.Y., 1973. Turkle Sh. The second self. Computers and the human spirit. - N.Y., 1984.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - С.236.

Итак, несмотря на древнюю традицию в социокультурном исследовании музыки, несмотря на значительный объём литературы, посвященной молодёжным субкультурам, тема "электронных" музыкальных субкультур вообще и рэйва в частности остаётся terra incognita для культурологических исследований. Хотя публикации о рэйвах различных форматов: от мега-фестивалей до приватных вечеринок регулярно появляются в периодической печати, часто отнюдь не молодёжной, и соответствующая информация появляется даже в выпусках новостей центральных телевизионных каналов, не говоря уже о частных FM-радиостанциях, объектом внимания серьёзных исследований они, тем не менее, становятся крайне редко, если становятся вообще.

Возможно, такое положение дел обусловлено следующими причинами. С момента своего появления рэйв-субкультура была неразрывно связана с наркотиками, и изучение её особенностей упирается в серьёзную проблему наркомании. Акцентируя внимание на данном аспекте, публикация или репортаж о рэйве, как правило, на этом и заканчивается жёсткой и часто безаппеляционной критикой, представляющей инновацию как прикрытие операций "теневых экономистов". Этот подход к проблеме, весьма популярный в СМИ, как в западных странах, так и в России, создаёт определённое предубеждение. С другой стороны, учитывая как достаточную элитарность или, точнее, альтернативность рэйвов, так и отсутствие всеми признаваемых идеологических лидеров, информация о феномене существует в весьма разрозненном, запутанном и противоречивом виде. Кроме того, многие исследователи считают "электронные" субкультуры вторичными по отношению к предшествующим, рассматривают их как субкультуры с небогатой философией, и поэтому не стоящими внимания. Хотя парадокс заключается в том, что до сих пор субкультуры, основанные на электронной музыке, нигде не изучались как целостный феномен, а следовательно, никто не может определить его характерные признаки и формы. Нигде не анализируются процессы ассимиляции этих субкультур, и не изучается танцевальный бум 90-х годов. Автору данной работы также неизвестны исследования молодёжных субкультур как поля инновационных возможностей и анализ современного состояния молодёжных субкультур: и сохранившихся до 90-х годов, и новых, находящихся в процессе становления. На исследовании этих проблем и сосредоточено внимание автора.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются базовые установки синергетического подхода к социокультурным феноменам, рассматривающего культуру как открытую систему, в которой возможны процессы самоорганизации тех или иных субкультур. Сочетание диахронического и синхронического методов исследования позволяет провести как исторический, так и структурный анализ социокуьтурных явлений.

При анализе идеологии "электронных" субкультур мы обращаемся, в основном, к работам родоначальников философии киберпанка (У. Гибсона, Б. Стерлинга, Н. Стефенсона и др.), неоанархиста X. Бея, работам философа - "нью-эйджера" Т.Маккенны и основателя трансперсональной психологии С.Грофа. Мы также широко используем работы учёных, работающих в других исследовательских парадигмах (Чикагской, Бирмингемской и Франкфуртской школ социальных исследований и т.п.). Для анализа генезиса и ассимиляции "электронных" субкультур используется концепция меметики Р.Даукинса, К.Ламсдена и Е.Вильсона.

Для выяснения феноменологической стороны явления использовались работы музыкальных критиков А.Козлова, А.Сохора, публицистов М.Нестеровой, Д.Рашкова, М.Коллина, а также большой объём оперативных данных, имеющихся в глобальной компьютерной сети Internet.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: молодёжные субкультуры как культурное явление. Особенное значение придаётся "электронным" субкультурам, т.е. субкультурам, основанным на электронной музыке.

Предмет исследования: феноменология молодёжных субкультур; мировоззренческие, эстетические и нравственные ориентации, существующие среди приверженцев субкультур, связанных с электронной музыкой; процессы ассимиляции "электронных" субкультур.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является аналитическое социокультурное исследование молодёжных субкультур последней четверти XX века. Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи: провести сравнительный анализ существующих субкультурных теорий; раскрыть сущность и типологию молодёжных субкультур; дать описание генезиса молодёжных субкультур; выявить причины и условия возникновения "электронных" субкультур; описать феноменологическую сторону "электронных" субкультур в контексте анализа философских, эстетических и этических установок их носителей; провести анализ процессов инкорпорирования субкультур, связанных с электронной музыкой.

Научная новизна исследования.

Впервые в отечественной культурологии предпринята попытка комплексного анализа субкультур, связанных с электронной музыкой: рассмотрены их философские, эстетические и этические установки. Введён новый термин - "электронные" субкультуры. "Электронные" субкультуры рассмотрены как культурное явление, отражающее трансформацию западного мира в процессе перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Исследована их взаимосвязь с другими явлениями современной культуры.

Выявлены онтологические, феноменологические и типологические критерии субкультур, связанных с электронной музыкой. Выявлены основные виды проявления субкультурной активности. Впервые изучен генезис феномена, а именно: представлен оригинальный исторический обзор эволюции электронной музыки, рассмотрены процессы образования, распространения и подавления "электронных" субкультур, их феноменологические особенности; проведён сравнительный анализ субкультур хиппи и диско и "электронных" субкультур.

Впервые для анализа распространения "электронных" субкультур использована меметическая концепция репликатора в приложении к социокультурным процессам. Таким образом, в контексте данного субкультурного исследования проведена аналогия между механизмами существования и передачи генетической и культурной информации.

Положения, выносимые на защиту.

1. "Электронные" субкультуры - культурное явление, отражающее трансформацию западного мира в процессе перехода к постиндустриальному, информационному обществу, взаимосвязанное с другими явлениями культуры. С одной стороны, они неразрывно связаны с научно-техническим прогрессом в производстве музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров. С другой стороны, возникновение таких субкультур суть очередной протест, реакция на однобокое развитие общества, подавляющий рационализм, прагматизм и сциентизм. В этом смысле движение рэйверов можно считать преемственным по отношению к движению хиппи.

Динамика развития молодёжных субкультур, также как и динамика противостояния ' культуры и контркультуры;носит циклический, волновой характер, свидетельствующий об устойчивом развитии системы культуры и отражающий общую закономерность волновой динамики таких важнейших онтологических характеристик "первой" и "второй" природы, как космос-хаос, гармония-дисгармония. Средний период циклического процесса смены молодёжных субкультур составляет 10 лет. Детерминизм циклов субкультур дополняется индетерминизмом "точек бифуркации", определяющих конкретные формы развития субкультуры. Таким образом, динамика "электронных" субкультур подчиняется законам синергетики, рассматривающей культуру как открытую систему.

Субкультуры, связанные с электронной музыкой, имеют следующие основные онтологические и феноменологические критерии: преимущественная часть "электронных" субкультур 90-х представляет собой очередной эволюционный этап диско - танцевальной культуры 70-х; эклектичная идеология "электронных" субкультур инспирирована темпами и достижениями научно-технического прогресса, при этом большое влияние на неё оказали философия хиппи и "нью-эйдж"; основным фактором консолидации "электронных" сообществ является интерес к электронной музыке, для которой характерны использование только электронно-музыкальных инструментов, атональность, минимализм, использование тембра в качестве доминантного формообразующего элемента музыкальной композиции.

В отношении анализа "электронных" субкультур применима меметическая концепция репликатора. В качестве мемов "электронных" субкультур - информационных квантов культуры - выступают сформулированные идеи (например, идея рэйва), лозунги, мода на стереотип поведения, музыкальные мотивы, стилистические особенности и т.д. В соответствии с концепцией меметики проведена аналогия между механизмами существования и передачи генетической и культурной информации для молодёжных "электронных" субкультур. "Электронные" субкультуры есть унифицированные культуры, ассимилирующие массовую, популярную и элитарную культуры, появление которых было предсказано социологами в 70-х - 80-х годах XX века. Автономный мир хаус/техно/рэйв-субкультур сегодня может стать основой структурной организации культуры завтра, в которой элитарные области плавно, без разрывов и резких границ, перетекают в массовые, а достижения элитарных зон непосредственно транслируются на нижний уровень.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Материалы и результаты диссертационной работы помогут разобраться в таком малоизученном явлении, как "электронные" субкультуры, его сущности, происхождении, типологии, взаимосвязи с другими проявлениями культуры, его воздействии на молодёжь; они могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекционных курсов по культурологии, социологии культуры, теории и философии культуры, психологии, в дальнейшем изучении феномена молодёжных субкультур.

Автор надеется, что результаты исследования могут быть использованы для разработки практических рекомендаций, необходимых для медицинских работников, психологов, правоохранительных органов и шоу-бизнеса.

Апробация работы.

Содержание диссертации неоднократно обсуждалось на заседаниях кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета в 1997 -2000 гг. и отражено в ряде публикаций. Основные положения, выводы и рекомендации работы излагались на Международной научно-практической конференции "Человек и общество: тенденции социальных изменений" (Санкт-Петербург, 24-26 сентября 1997 г.), Областной научной конференции "История - общество - личность" (Саратов, 26-29 марта 1998 г.), Республиканской научной конференции "Человек в социокультурном мире" (Саратов, 17-19 ноября 1998 г.), Областной научной конференции молодых учёных "Современные проблемы социологии" (Саратов, 31 мая 1999 г.), Областной научной конференции "Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках" (Саратов, 28 октября 1999 г.), Всероссийской научной конференции "Современная парадигма человека" (Саратов, 12-13 ноября 1999 г.).

Анализ и критика субкультурных теорий

Основные положения теории функционализма, заложенные Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом , сводятся к следующим утверждениям: социальная система - это взаимосвязанность и интегрированность её частей. Общественная целостность и стабильность обеспечиваются согласием большинства членов общества с принятой системой ценностей, которая представляет собой наиболее устойчивый элемент социума. В любой культуре системе ценностей соответствует система поддерживающих эти ценности и воспроизводящих их социальных институтов. Ценности, не обеспеченные социальными институтами, и социальные институты, не имеющие ценностной базы, обречены на отмирание. Стабильность социальной системы сохраняется с помощью встроенных в неё механизмов контроля и корректировки отклоняющихся форм поведения, а негативные проявления элементов системы преодолеваются за счёт её внутренних резервов.

Вместе с тем, внутри социальных систем существуют относительно автономные культурные "зоны", аккумулирующие ценности, отличающиеся от общепринятых. Основу таких зон могут составлять как отжившие, вытесненные на периферию общественной жизни культурные элементы, так и новые, ещё не принятые социумом явления, обычно поддерживаемые молодыми людьми.

Сегодня распространено мнение, что молодёжь как социодемографическая группа появилась в Европе и США примерно во времена начала Индустриальной революции. Приметой нового времени стало формирование иной, чем прежде, модели жизненного цикла. В традиционном обществе существовал жёстко заданный жизненный цикл, где каждому возрастному периоду соответствовало конкретное содержание деятельности: юности - получение образования, зрелости - начало трудовой деятельности, уход из родительского дома и создание собственной семьи, старости - прекращение трудовой активности и выход на пенсию. Эти периоды следовали один за другим, создавая некую единую цепочку59. Между завершением юношеского этапа жизненного цикла и началом следующего - взрослого - во временном отношении практически никакого "зазора" не было.

С. Айзенштадт отмечает, что "в "примитивных" обществах переход к взрослому статусу не является особенно проблематичным - знания и навыки "взрослости" приобретаются "естественным" образом в качестве одного из моментов взросления"60. Таким образом, переход во взрослое состояние носит ритуальный характер (обряд инициации), а молодёжь как социальная группа не существует. Переход к взрослой жизни характеризуется началом трудовой деятельности у мужчин и замужеством для женщин.

Усложнение разделения труда и производственных процессов приводит к увеличению переходного периода от детства к взрослости. В то же время, вследствие акселерации - ускоренного полового созревания, период физиологического детства сокращается. Чтобы достичь взрослого статуса детям требуется усвоить моральные коды общества, правила поведения, приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения ролей взрослых. Переход к другому социальному статусу для молодого человека связывается с обретением формальных навыков и квалификаций, оставлением дома и достижением независимой позиции на рынке труда. Между двумя стабильными фазами жизни - юностью и зрелостью - формируется новый жизненный период, характеризующийся социальной неопределённостью, нестабильным экономическим положением и материальной зависимостью от родителей или системы социального обеспечения. Возрастной диапазон при этом, по различным оценкам, колеблется в пределах от 13 до 29 лет.

Индустриальное общество формирует новые специализированные институты, с помощью которых оно "изымает" детей из семей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой социальной системе. Таким образом, возникновение субкультур в рамках функционалистского подхода объясняется антагонизмом между системами ценностных ориентации семьи и структур, выполняющих функцию вторичной социализации. Утрачиваемые семьёй функции социальной интеграции берут на себя гомогенные возрастные группы . Такие группы, подразумевающие возрастное и социальное равенство внутри неё, получили обобщённое название "peer group" (от англ. peer - равный по возрасту и статусу).

Механизмы формирования, конструкты, функции и типология молодёжных субкультур

Мы считаем, что молодёжную культуру необходимо рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные — формальные или неформальные - структуры. (При этом необходимо помнить о дискурсивном различии между молодёжной культурой и молодёжной субкультурой.)

Функционалисты определяют возрастные рамки молодёжных субкультур относительно этапов жизни человека. "Период жизни молодых людей, на протяжении которого они являются членами субкультуры, начинается в старших классах обычно в тот момент, когда получаемое образование начинает восприниматься как бессмысленное с точки зрения возможных перспектив работы и продолжается, как правило, до создания семьи. На протяжении небольшого периода между школой, неустроенностью первичного периода трудовой деятельности и моментом формирования семьи молодёжные субкультуры вносят в блеклую жизнь подростка веселье, сильные эмоции, "переживание" жизни."83.

Молодёжные субкультуры возникают в городских условиях, прежде всего в крупных и сверхкрупных городах и агломерациях. Советские социологи, анализируя причины возникновения субкультур, акцентировали внимание на серьёзные упущения в педагогике. Неуправляемые выбросы юношеской энергии предполагалось возможным упорядочить включением молодёжи в социально значимую деятельность, актуальность и полезность которой была бы ей близка и понятна. По нашему мнению, причины, по которым молодые люди пополняют ряды субкультурных объединений, можно свести к следующим:

вызов обществу, протест;

вызов семье, непонимание в семье;

нежелание быть "как все";

желание утвердится в новой среде, проявить себя;

желание привлечь к себе внимание;

неразвитость сферы организации досуга для молодежи в стране;

копирование зарубежных (обычно, западных) структур, течений, культуры;

религиозные идейные убеждения;

дань моде;

отсутствие целей в жизни;

влияние криминальных структур, хулиганство;

возрастные увлечения.

Для исследования общих паттернов формирования субкультур, проанализируем подход к этому вопросу А.С. Запесоцкого. Исследуя механизмы формирования молодёжных субкультур, Запесоцкий выделяет два основания, которые придают разрозненному множеству субъектов качество интегрированной системы:

1. наличие объекта идентификации, с которым большинство членов согласно себя отождествить;

2. субъект социально-психологической оппозиции.

Основным условием групповой интеграции субъекта молодёжной субкультуры является социально-психологическая идентификация. Как известно, идентификация с некоторым объектом обеспечивает взаимную связь индивидов в группе, даёт ощущение принадлежности к общему и целому, чувство безопасности и защищённости. При этом основным качеством объекта идентификации (государственного деятеля, исторической личности, лидера группы, идеи) является его значимость для большинства. В таком случае субъект готов объединить себя с ним, включить его в свой мир, принять его содержание как своё собственное.

Как уже говорилось, взрослые в конце столетия с трудом воспринимаются как носители значимых ценностей и традиций, которые следует воспроизводить и сохранять. Ускорение темпов развития общества привело к тому, что опыт и знания, выработанные в конкретной историко-культурной ситуации всё чаще и чаще показывает свою несостоятельность при их применении. Молодёжь порой воспринимает современную ситуацию более адекватно, чем старшее поколение. Поэтому старшие всё больше прислушиваются к мнению молодых. Раньше старший мог сказать юноше: "Ты должен слушаться меня, потому что я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя всё знаю". Сегодня он может услышать в ответ: "Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт бесполезен".

Социокультурные предпосылки и развитие субкультур, связанных с электронной музыкой

Опыт всей истории человечества показывает, что ни одно общество, ни одна социальная группа и даже ни одна личность не обходилась без музыки. Очевидно, музыка объективно необходима людям. Потребность человечества в музыке конкретизируется в виде потребностей тех или иных сообществ, групп и личностей в различных родах и стилях музыки, жанрах, различных произведениях. Диапазон потребностей соответствует диапазону выполняемых музыкой социальных функций.

Что касается специфики электронной музыки, австралийский социолог А.Супайсик замечает, что эта разновидность "авангардистской музыки сегодня не выполняет определенных социальных функций, подобно художественной музыке прошлого. С точки зрения социологии, мало кто знает, почему и для чего такая музыка написана"169. Хотя ещё задолго до него А.Сохор, абстрагируясь от конкретных обстоятельств, выделял основные, более или менее обособленные и устойчивые функции музыки вообще. На основании этой градации, можно судить о частных случаях.

1. Функция сопровождения преобразовательной деятельности, выступающей в трёх взаимосвязанных разновидностях: материальной (трудовой), духовной (воспитательной) и материально-духовной (социальное преобразование общества). Традиционно музыка помогала координировать коллективные трудовые действия, передавать трудовые навыки (например, ритм), создать рабочее настроение, мобилизовать работающих; без музыки невозможен полноценный отдых. Музыка может нести воспитательные функции, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нём творческие силы и способствуя социализации личности; она даже может помогать в политической агитации, сплачивая людей на борьбу за некие идеалы.

2. Функция инструмента познания. Люди используют музыку в познавательных целях, постигая внутренний мир её творцов, а через него - идеологию и психологию всего общества, себя конкретно и, отчасти, природы.

3. Функция участника и организатора социального общения. Она занимается символизацией важных общественных понятий, вырабатывая их художественно-звуковые образы и эмблемы, передачей (трансляцией) во времени и пространстве эмоцио наявного и духовного опыта человечества, организацией и оформлением различных общественных действ (обрядов, ритуалов). В конечном счёте это способствует более тесному общению и сближению людей. 4. Функция формирования ценностных ориентации. Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека, то есть выполняет эстетическую функцию .

Преобразовательный потенциал электронной музыки проявляется большей частью с ментальной и даже мистической сторон. Она скорее отражает изменения условий жизни конкретных людей, окружающей макро- и микросреды, чем координирует усилия по их изменению. Что касается формирования этических и эстетических установок, то они характеризуются так называемым постгуманистическим подходом к видению сущности современного человека. Для поколения середины XX века он достаточно пессимистичен, чтобы проявлять восхищение и восторг. Поэтому применительно к электронной музыке по Сохору; наиболее показательными являются познавательная и организаторская функции.

Электронная музыка, в отличие от диско, не является чисто прикладной (сопровождающей танцы). Помимо звуковых экспериментов, её ритуальная значимость заключается в создании у слушателей особого настроения, реорганизации сознания, внутреннего мира, что сравнимо с их участием в шаманских ритуалах и мистериях прошлого.

Любой исследователь электронной музыки неизбежно сталкивается с проблемами дискурсивной природы. Многие музыкальные критики описывают её как бессмысленный шум, обвиняют в бездушии и отчуждении от слушателя. (Поскольку предметом исследования является, в основном, танцевальная электронная музыка, интересно вспомнить, что в европейской культурной традиции статус танца как формы индивидуального наслаждения музыкой невысок. Умение танцевать скорее являлось частью элитарного образования, нежели формой "дионисийского" наслаждения.) Уже в диско-музыке словесный текст, как правило, минимален и не является фактором первостепенной важности; а в экстремуме человеческий голос "редуцирован до уровня сигнального раздражителя - в виде стонов или кратких выкриков" . В электронной музыке этот "сигнальный раздражитель" теряет эротическую импульсивность и вообще традиционную чувственность, а зачастую вообще удаляется. Этот факт приводит в замешательст во тех, кто идентифицирует популярную музыку по вокалу и словам.

Попытки описать новые музыкальные жанры в рамках традиционных не увенчались успехом, поскольку те имели мало общего с традиционной западной рок-музыкой. Минималистская музыка, основанная на тембральных вариациях даже не поддаётся адекватному отображению в нотной записи. В этом контексте С. Рейнольде понимает рок как "навязчивую фиксацию на тексте, невроз по поводу значения и уместности, желание подвести итоги, и комплекс табу и сдерживающих факторов относительно допустимых звуковых форм" . Нарушение "законов" западной популярной музыки, привело к отторжению электронщиков от поп-культуры и вытеснению исполнителей электронной музыки в "подполье".

Но пока широкие массы расценивали эту музыку как специфический шум, участники танцевальных вечеринок в интервью говорили о неком "состоянии счастья", достигаемом при совместном прослушивании электронной музыки. Рейнольде доказывает, что "счастье" и "шум" - то, что разрушает знаковую систему, скрепляющую культуру"173. Имеется в виду, что такая музыка угрожает статус-кво доминантной знаковой системы. Поэтому критики изначально принижали её значимость, определяя сущность как маргинальную, и сводя тему обсуждения до внутрисубкультурных проблем.

Некоторые исследователи, знакомые с "пробами ЛСД" (от англ. acid tests) Кена Кизи, так называемым эсид-роком и особенностями существования хиппианских лагерей шестидесятых, считают рэйв вторичным, идеологически пустым явлением. Однако существует и другая точка зрения. Автор книги "Изменённое состояние" Мэттью Кол-лин говорит об ошибочности суждения об аполитичности и вторичности рэйва на том основании, что он якобы не содержит лозунгов и манифестов и не противостоит социальному порядку. "Недостаток догматики есть непосредственная характеристика культуры, ...её определения субъективны, интерпретируются индивидуально: они могут быть связаны с простым удовольствием танца, защитой окружающей среды, расовыми отношениями и классовыми конфликтами, реконструкцией потерянных обществом ценностей - всем тем, что может характеризовать девяностые годы"174.