Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монастырь на стыке культур : На примере монастырей Курского края Московской Руси 17 века Арцыбашева, Татьяна Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арцыбашева, Татьяна Николаевна. Монастырь на стыке культур : На примере монастырей Курского края Московской Руси 17 века : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02 / Рос. пед. ун-т.- Санкт-Петербург, 1997.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-5/1836-4

Введение к работе

Настоящая диссертация представляет собой историке -культурологическое исследование по теме " Монастырь на стыке культур" на примере монастырей Курского края Московской Руси конца 16-17 веков, выявляющее характер региональной монастырской культуры, формирующейся в зоне соприкосновения различных конфессиональных и этнических культур в период слома древнерусской культуры и зарождения русской культуры Нового времени.

Актуальность диссертационной темы связана с современной тенденцией культурного движения, выражающейся в переоценке культурных ценностей и духовных приоритетов в постсоветский период нашего общества, возрождением церковной и монастырской культуры, а также с попыткой осознать основы и пути дальнейшего развития русской культуры и значение православия на этом пути. Актуальность исследования определена следующими обстоятельствами:

Во - первых, необходимостью восстановить действительную историю развития культуры отечества, уточнить ее генезис, поскольку недавние исторические труды о культуре изобилуют недоговоренностями, умолчаниями и искажениями. Воссоздание подлинной многоаспектной картины становления и развития русской культуры, объективная оценка ее противоречий и достижений не только расширит представление о культурном прошлом отечества, но и будет способствовать утверждению его нового восприятия в сознании молодого поколения, в современной культурологии и исторической науке.

Во - вторых, нынешнее состояние российского общества во многом напоминает ситуацию Руси 17 века - эпохи культурного перелома, времени рождения нового в недрах старого. Понимание выявленных закономерностей развития, характерных для переходных периодов, роли различных кулътуроформирующих факторов в социокультурных процессах обновления, степени устойчивости старых и механизма возникновения новых культурных форм, поможет разобраться в сути происходящих культурных перемен.

В - третьих, исследования в этой области представляют большой научный и практический интерес: они могут выявить ценность монастырской культуры как важной сферы отечественного культурного наследия, раскрыть ее влияние на духовное развитие русского

народа в прошлом и определить значение монастырской традиции в развитии современной культуры.

В - четвертых, современная культурная и образовательная региональная политика, выбор культурных и социальных приоритетов должны опираться на знание фундаментальных традиций, игнорирование которых, как показала история, может действовать разрушительно. Организация своеобразной, целостной, полифункциональной культурной системы региона может быть более эффективной, если используется местный культурный потенциал, учитываются действующие архетипы, возрождаются лучшие духовные структуры сознания и поведения. ПРОБЛЕМА диссертации связана с необходимостью воссоздания истории региональной культуры, что предполагает исследование ее истоков, основ, особо важных "узловых" моментов развития; таких периодов в историко-культурном процессе, которые глубоко и надолго определили общий и специфический характер культурной системы в конкретном регионе. Монастырская культура - один из важнейших культурных феноменов, отразивших историю и особенности формирования локальной региональной культуры.

Необходимо выявить тип монастырской культуры, специфику ее региональной целостности, характер уникальности и ценностности, роль и место в культуроформирующих процессах.

ОБЪЕКТ исследования - культура православных монастырей Московской Руси конца 16-17 веков.

ПРЕДМЕТ исследования - закономерности становления православной культуры в курском регионе через институт монастырской культуры; сложение специфического типа монастырской культуры в процессе "стыка" и взаимодействия различных этнических, конфессиональных и исторических культурных традиций; определение специфики художественной культуры монастыря как наиболее ярко и полно выявляющей ее локальный характер, ее особую целостность.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА - традиционная монастырская культура, религиозно-монологическая по своей природе, существуя на "стыке" различных конфессиональных и этнических культур в переходную эпоху, актуализирует культурный диалог, активно заимствует "чуждые" социохозяйственные и художественные формы и меняет устоявшийся средневековый канон, рождая новую комбинаторику "своего" и "чужого", где мера "своего"- незыблемость религиозной догмы и духовных устоев; культуротворчество идет по пути обогащения старых и рождения новых художественных приемов и форм.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Собрать и обобщить разрозненные историко - культурологические материалы о курских монастырях, выявить закономерности становления православной монастырской культуры, определить ее исторический тип и локальное своеобразие, показать ее значение для историко - культурных процессов прошлого и настоящего.

Определяя типологические черты региональной монастырской культуры, автор ограничивается исследованием особо важных, с типологической точки зрения, и более полно представленных православных обителей, которые располагали наиболее характерными, репрезентативными художественными и историческими памятниками.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Исследовать архивные материалы, музейные фонды, частные коллекции, источниковедческую литературу, историко-статистические сведения, а также оставшийся фонд монастырских художественных ценностей.

  2. Создать современный вариант историографии монастырской культуры Курской губернии 17 века.

  3. Подготовить историко-культурігую фактологическую базу для углубленного и многоаспектного исследования средневековой православной культуры региона как части культуры Руси 17 века.

^.Проанализировать многообразие социокультурных процессов, связей и факторов становления и развития новой монастырской культуры в конкретном регионе.

  1. Выявить фонд памятников монастырской культуры Курской губернии, определить основные культурные формы и их художественно-стилистические своеобразие.

  2. Проанализировать и описать характер и локальные особенности региональной монастырской культуры.

  3. Показать ее влияние на становление этнорегиональной культуры.

  4. Ввести новый региональный материал в поле зрения исторической культурологии, способствовать формированию исторической памяти у молодого поколения жителей региона, а также развитию современной культуры отечества.

Поиски в архивах и фондах музеев, сопоставление коллекций дореволюционных и революционного времени привели автора к неутешительному выводу: абсолютное большинство исторических

источников утеряны - расхищены или уничтожены. В наличествующих описях имущества монастырей и церквей края, чаще всего сделанных сразу после революционных событий, предметы обезличены, не указана их временная принадлежность и характерные особенности. Не сохранились и описания предметов христианского культа богатейшей религиозной коллекции историко - археологического и кустарного губернского музея (ныне областной краеведческий музей), открытого в Курске в 1903 году.

Курские православные обители разделили общую участь русских монастырей - в послереволюционные годы они были заняты войсковыми соединениями, погубившими ценнейшие рукописи и редчайшие книги, употребляя их как материал для топки печей. Неизвестна судьба и многих икон. Часть их вероятно, была унесена "на память" и исчезла из культурной жизни, часть вывезена за границу, как, например, Курская Знамения Коренная, ставшая в 20 веке, как в свое время Смоленская, Владимирская и Федоровская Богородичные иконы, "Путеводительницей русского зарубежья". Продолжали уничтожаться религиозные ценности и церковные памятники в 50-60 годы. Именно тогда были взорваны последние сохранившиеся монастырские храмы.

В силу этих причин исторические источники привлечены лишь в незначительной степени; работа носит источниковедческий характер и опирается на общеисторические труды И.Е. Забелина и В.О. Ключевского, монографические исследования истории христианской церкви и православия о.Амвросия, Е.Е. Голубинского, В.А. Кожевникова, А.В. Карташова, Г.П. Федотова, философско-религиозные размышления В.В. Розанова, о. П.Флоренского, С.Л. Франка, искусствоведческие и библиографические работы Н.П. Кондакова, Н.В. Покровского, Н.И. Лихачева, Д.В. Ровинского, В.И. Перетца, СП. Луппова, Я.С. Лурье.

Фактический материал удалось почерпнуть в различных научно-исторических публикациях 19 - начала 20 века - в эпоху возросшего интереса к национальной культуре. Из наиболее фундаментальных исследований, содержащих сведения по разрабатываемой теме, можно выделить монографии Д .И. Багалея, А. А. Танкова, П. Н. Батюшкова, И. Н. Миклашевского, К.В. Харламповича. Однако, эти авторы лишь -вскользь затрагивают рассматриваемую проблему, а данные, приводимые в их работах, аргументация авторов нуждаются в строго критической оценке.

В русской публицистической литературе прошлого века писали о монастырях хотя и много, но по-разному: активно пропагандировали христианское благочестие, хозяйственное и экономическое

благоустройство, исследовали политическую роль православных обителей, приводили более или менее полные историко-статистические сведения, но очень мало обращалось внимания на духовную и художественную жизнь монастырей, памятники культуры и искусства; практически отсутствовал их искусствоведческий и культурологический анализ.

Исторические, культурологические и искусствоведческие работы советского и постсоветского периодов, посвященные русской культуре, истории и теории искусства, монастырской традиции, хотя и не затрагивают регионального материала, но помогли автору в осмыслении логики развития древнерусской культуры и русской культуры переходного периода; подсказали общетеоретические и методологические основы диссертационного исследования. Наиболее ценными в этой связи оказались труды С.С.Аверинцева, М.М. Бахтина, В. Г. Брюсовой, В.В. Бычкова, Г.К. Вагнера, АЛ.Валицкой, Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой, МАИльина, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Ю.МЛотмана, Л.М. Мосоловой.

Отобранный круг материалов включает разбросанные факты, редкие абзацы, скудные вкрапления мнений, отзывов, отдельных упоминаний. Особую трудность представляло знакомство с художественными памятниками.

Хронологически охват темы ограничен концом 16-го, 17 веками. Этот период русской истории - время становления русской народности, нарастания общих черт в культуре и рождения общенациональной и этнорегиональных культур. Это век, в котором, по выражению Д.С. Лихачева, "смешались архаические явления с новыми, соединились местные и византийские традиции с влияниями, шедшими из Польши, Украины, Белоруссии".

Курский край явился той территорией, где произошла встреча украинской, белорусской и русской культур, их взаимопознание и диалогическое общение, приведшее к возникновению региональной культуры. Это и позволяет ставить вопрос об особенностях развития монастыря на стыке культурных течений и его роли в процессе диалога культур.

При разработке концептуальных основ исследования был использован комплекс теоретико-методологических положений, куда вошли:

- современное понимание культуры как способа и результата человеческой деятельности, внебиологической по своей природе (B.C. Библер, М.С. Каган, Э.С. Маркарян; Э.В. Соколов);

- учение о исторической типологии культуры (Н.Я. Данилевский,
О. Шпенглер, А. Тойнби, М.С. Каган);

теория диалога культур (С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман);

идея "универсальной диалогичности как принципа переходного этапа в истории культуры на рубеже веков" (М.С.Каган);

концепция региональной культуры (С.Д.Валентей, Н.В. Григорьев, Л.Г.Ионин, Л.М. Мосолова, А.С.Панарин и др.);

представление о художественной культуре как самосознании культуры (М.С. Каган).

В данной работе автор отталкивается от феноменологического и этносоциологического определений культуры, в свете которых монастырская культура - целостный способ бытия (цели, средства, результаты) конкретной локальной христианской общности, который складывается в особый исторически меняющийся тип культуры.

Монастырь - определенный архетип средневековой культуры.

Монастырская культура развивается в единстве существования материальной, духовной и художественной структур, рождая неповторимый культурный феномен. Культурный комплекс монастыря представляется как сложный организм, в котором активно взаимодействуют все основные элементы, включая предметный мир культуры, социальные, духовные и художественные явления.

Монастырская культура - во-первых, самодостаточная, устойчивая культурная система, сохраняющая свою целостность в силу своей религиозной монологичности, технологичности и стереотипичности; во-вторых, универсальная саморазвивающаяся структура в силу определенной включенности в культурный диалог, характер которого задан диалогичностью природы культуротворчества, художественного в первую очередь.

Региональная монастырская культура, во многом влияя на окружающую мирскую среду, зачастую направляя и определяя ее развитие, в тоже время активно впитывала вековой опыт территориальной организации жизни и, не нарушая своей целостности, потребляла и осваивала местные культурные традиции и формы, изменяя и приспосабливая их к решению своих задач.

Выявляя характер и лицо монастырской культуры, историю ее становления и значение для окружающего мира, можно не только углубить и конкретизировать многие аспекты древнерусской культуры,

исследовать ее ведущие направления, но и раскрыть некоторые особенности формирования региональной и этнорегиональной культур. Исследуемый культурный период - эпоха "универсальной диалогичности как принципа переходного этапа в истории культуры" (М.С.Каган), время наибольшего "соприкосновения, сопряжения, взаимодействия в настоящем прошлого и будущего, синхронных форм" (Л.М.Мосолова), но это момент усиления диалогичности в рамках монологичной культуры, и результатом такого диалога становится рождение новой комбинаторики "своего" и "чужого", новое качество своего.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определены системно-типологическим и феноменологическим подходом к поставленной проблеме.

Системно - типологический подход, предполагая трехстороннее рассмотрение социокультурной реальности - архитектонический, функциональный и исторический анализы - выявляет особенности функционирования системы и ее развития, обнаруживая в ней типологическое и общее, особенное и единичное, творческое и репродуктивное, рациональное и иррациональное.

Контекстное мышление, осуществляемое в общем методе, обеспечивает возможность анализа каждого направления художественного развития в общей жизни культуры, позволяет вскрыть системную связь между культурными компонентами и обнажить их свойства с необходимой полнотой.

Феноменологический подход раскрывает внутреннюю сущность реальных субъектов, культурных предметов и антропологических традиций, включенных в единое культурное целое и оказывающих влияние на "его ход, темп, вектор, качество, лик" (Л.М. Мосолова).

Историке - типологический метод выявляет специфическое сочетание разнотипных, разностадиальных, многоэтнических и многосубстратных, индивидуально-специфических типов культуры; их синхронное взаимодействие, историко-культурные метаморфозы и культурные потенциалы.

Каждое явление рассматривается в историко-культурном контексте в совокупности с другими художественными явлениями и в связи с историческими событиями эпохи.

Изучение художественного наследия затруднено вследствие разрушения и исчезновения подлинных культурных предметов, поэтому во многих случаях осуществляется ретроспективный подход к исследованию.

Для уточнения фактографического материала в связи с необходимостью анализа используются методики вспомогательных дисциплин - палеографии и иконографии.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Работа является первым научным
диссертационным исследованием закономерностей развития

особенностей монастырской культуры, формирующейся на стыке различных культурных традиций, и ее роли в становлении и развитии региональной культуры России. Впервые сделана попытка анализа и целостного изложения истории локальной монастырской культуры периода ее становления, расцвета и максимальной значимости в общекультурном развитии региона.

Предложенное в диссертации понимание монастырской культуры как важного культурообразующего элемента с типическим и одновременно индивидуальным лицом позволяет дополнить общую картину русской культуры еще одним региональным вариантом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что она может способствовать дальнейшему углублению изучения мировых и российских культурных процессов 17 века, а также выявлению роли и места православных монастырей в сложении христианской культуры России, пониманию значения конкретных феноменов в культуро-формирующем движении регионов, определению общего и особенного в развитии русской монастырской культуры.

Не менее, а может быть и более важным, является назревшая необходимость возрождения региональной культуры и актуальность создания образовательных программ и учебных курсов, учитывающих особенности региона и возможные перспективы его развития, чему и могут послужить собранный и систематизированный материал и результаты диссертационного исследования, которые можно использовать в организации лекционных курсов по истории отечественной и региональной культуры России, спецкурсов и спещтрактикумов по проблемам теории и истории культуры, как основу для разработки учебных программ.

СТРУКТУРА диссертации определена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3-х глав и заключения. Объем работы 140 страниц основного текста с 28 иллюстрациями и 25 страниц научно-библиографического аппарата, состоящего из примечаний и библиографии, содержащей 227 наименований.