Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Московский метрополитен как культурный феномен Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна

Московский метрополитен как культурный феномен
<
Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен Московский метрополитен как культурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна. Московский метрополитен как культурный феномен: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный институт культуры], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы культурологического исследования метрополитена 14

1.1. Теоретические подходы к исследованию культуры больших городов .14

1.2. Метрополитен в культуре большого города: методологические подходы к анализу .39

Выводы .61

Глава II. Специфика московского метрополитена как культурного феномена 63

2.1. Возникновение и основные периоды развития культурного пространства Московского метрополитена 63

2.2. Монументально-художественное оформление станций Московского метрополитена как репрезентация культурной картины мира советской эпохи ..100

Выводы .114

Заключение .116

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Городской тип поселения с
присущими ему социокультурными феноменами и особыми типами
социальных отношений в ХХ–ХХI вв. стал определяющим для
большинства стран мира независимо от той цивилизационной модели, на
которой они основаны, и тех характерных черт цивилизационной

идентичности, которые в этих условиях определяют общие черты и
локальные особенности повседневной жизни людей. По данным
Всемирной организации здравоохранения, численность городского

населения в 2014 г. составила 54% от общего мирового населения (по
сравнению с 34% в 1960 г.) и продолжает расти. В настоящее время по
большей части в мегаполисах решается дальнейшая стратегия развития
человеческого общества, и это определяется не только политическими
решениями, но и создаваемой городским социумом духовной продукции,
формирующей культурные нормы и духовные ценности современного
человека. В жизнедеятельности современного города немаловажную роль
играют общественные пространства, являющиеся культурными

феноменами, конструирующими жизненный мир горожан. В настоящее
время во всем мире проблемами благоустройства общественных
пространств занимаются специалисты разных профилей. Россия в этом
плане не является исключением. Однако в российских мегаполисах пути
решения данной проблемы часто разнятся, а результаты зачастую

становятся предметом жесткой критики как специалистов, так и горожан. Подобные противоречия требуют культурологического осмысления. Немаловажную роль в этом вопросе играет культурологический анализ наследия прошлых эпох, в том числе и советской, когда осуществлялись масштабные социокультурные проекты, которые по тем или иным причинам не представлялось возможным реализовать в капиталистических странах.

Одним из самых ярких примеров создания общественно-культурной
среды является Московский метрополитен, сооружение которого для
решения транспортных проблем быстро растущего города началось в 1930-
х годах и продолжается ныне. В сочетании эстетичности и
функциональности первых станций Московского метрополитена

заложены не только красота и комфорт, но и сформировано социокультурное пространство, к созданию которого до сих пор стремятся многие современные урбанисты. Московское метро 1930–1950-х годов как особый культурный феномен вызывает восхищение специалистов как в нашей стране, так и за рубежом. Однако в современном российском обществе, в профессиональных сообществах все еще сильна тенденция создания негативного представления о культуре советской эпохи, что во

многом является препятствием в переосмыслении и использовании
советского опыта, в том числе и в вопросах градостроительной
деятельности и ее социальных и культурных оснований. По мере

преодоления утвердившегося в 1960-е годы курса на минимализм в архитектуре, интерьерах, дизайне городской среды, включая и метрополитен (в свете новой градостроительной концепции, получившей закрепление в Постановлении № 1871 ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»), все более заметной стала проблема содержания художественных форм таких крупных социальных объектов городской среды, как метрополитен. В этом вопросе остается неясной связь функциональных решений и задач культурного развития, идентичности горожан со своим городом, идейной насыщенности городской среды столицы как носителя образных доминант страны для себя и для мира. В этом аспекте для понимания возможности адаптации опыта прошлого к современным условиям является чрезвычайно важным проведение изучения Московского метрополитена как культурного феномена. Этим обстоятельством определяется актуальность выбранной диссертантом темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование Московского метрополитена как культурного феномена по своему характеру является комплексной задачей, соотносимой как с общими теоретическими построениями системы культурологического знания, так и с концепциями городской среды, урбанистики, повседневности городской жизни.

В первом аспекте осуществлено теоретическое осмысление культурфилософского наследия Баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), поставившей в центр культурологической проблематики проблему ценностей. В этом направлении чрезвычайно перспективным оказалось построение городских исследований с опорой на близкой к неокантианцам парадигме понимающей социологии М. Вебера, трактовка которым города остается классической в современных работах по теории и истории культуры. Социокультурное содержание урбанистики во многом определено концептуцальными подходами, утвердившимися в социальных и гуманитарных науках в XIX — начале ХХ в. Огромное значение в этом отношении имели работы К. Маркса и Ф. Энгельса, связавшие тему города с структурирующей социальные отношения ролью общественно-экономических формаций. В культурологическом отношении особое значение имеет ранняя работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В урбанистических концепциях XIX — XX вв. доминировала характеристика негативного влияния индустриальных городов на формирование личности горожанина. Ф. Тённис, Г. Зиммель, Р. Парк, Л. Вирт и др. в частности, писали о нравственных аспектах существования горожанина, его внутреннем мире. По мнению многих из них, в городской сутолоке и с ориентацией на ценности, базирующиеся на

финансовой стратификации, житель большого города превратился в жестокого, бесчувственного, равнодушного, эмоционально выгоревшего, нервозного, обособленного, космополитичного индивида.

В градостроительных концепциях К. Зитте и Ч. М. Робинсона было сформулировано одно из основных направлений решения проблем формирования личности горожанина через организацию городского пространства. Зитте приписывает социализирующую функцию как архитектуре, так и монументальному искусству, составляющих вместе архитектурно-художественный ансамбль. Заслугой Робинсона является сформулированный им постулат о соблюдении принципа социальной справедливости в городском планировании, касающийся и эстетической его составляющей.

На основе системного подхода к изучению городского пространства (Н. П. Анциферов, А. Лефевр, М. Фуко, М. Кастельс, Э. Амин и Н. Трифт и др.) проведено целостное исследование феномена города через комплексное понимание его разных аспектов, включая архитектурное пространство (так называемый монументальный образ города) как средство трансляции направленных информационных потоков. Также предложено определение городской среды в целом как соединения глобального и «виртуального», локального и «реального».

Проблема влияния городского транспорта, в том числе

метрополитена, на формирование городской культуры, представлена в
постулатах транспортных теорий о градообразующей функции феномена
городского транспорта и роли метрополитена в формировании и развитии
городской культуры (Р. М. Фогельсон и Т. Харт, С. Пайль, Т. Миса, В.
Калиничев, Н. Аникина, О. Запорожец и др.). В работах этих авторов
преимущественно реализованы социологические и антропологические
аспекты исследования метрополитена, однако некоторые важные для
осмысления этого социокультурного объекта стороны пока остаются в
тени. С позиций теории и истории культуры метрополитен еще
недостаточно изучен. Это относится в первую очередь к Московскому
метрополитену, сыгравшему роль образца для всего последующего
развития городского строительства как в России и бывших республиках
СССР, так и в ряде других стран. Целостного понимания Московского
метрополитена как культурного феномена с учетом его особого значения в
советскую эпоху, его экспериментального встраивания в символическое
пространство установившегося социально-политического строя и

связанных с ним культурно-идеологических форм пока не сформировалось.

С учетом актуальности темы и степени ее научной разработанности в диссертации сформулированы объект, предмет, цель и задачи данного исследования.

Объектом исследования является Московский метрополитен как феномен культуры большого города.

Предметом исследования — функциональная и художественная
специфика, историко-культурная трансформация Московского

метрополитена в условиях советской эпохи.

Цель исследования: выявить функциональную и художественную
специфику, историко-культурную трансформацию Московского

метрополитена в условиях советской эпохи.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию культуры больших городов.

  2. Выявить место и роль метрополитена в культуре большого города.

  3. Дифференцировать и проанализировать периоды становления и развития культурного пространства Московского метрополитена.

  4. Выявить и проанализировать особенности художественного оформления станций Московского метрополитена как основание для репрезентации культурных смыслов советской эпохи.

Рабочая гипотеза исследования: Московский метрополитен проектировался не только как основной транспорт для быстро развивающегося мегаполиса, но и как культурное пространство, базирующееся на определенной картине мира, концепции человека и его духовно-нравственных ценностей, что определило целостность и символическую значимость этого культурного феномена как основания для репрезентации культурных смыслов советской эпохи.

Методологическую базу исследования составили такие

инновационные направления, как микроурбанизм, т. е. изучение города по
его «деталям», и визуальная социология (визуальная антропология)

(В. Беньямин, С. Зонтаг, О. Бредникова, О. Запорожец, П. Штомпка,
В. М. Магитов и др.); системный подход (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и
др.); тезаурусный анализ мировой культуры (Вал. А. Луков, Вл. А. Луков,
Н. В. Захаров, Ч. К. Ламажаа, А. В. Костина и др.). Тезаурусный подход
исходит из субъектной организации гуманитарного знания, которое,
строится по линии разграничения «своего», «чужого», «чуждого» и
группируется вокруг концептов — выражаемых в знаке сращений смысла
и чувственного восприятия, внутреннего образа (Вал. А. Луков, Вл. А.
Луков). Концепты, приобретающие характер долговременных центров
притяжения ценностей определенной культуры, трактуются в рамках
тезаурусного подхода как культурные константы. К методологии
тезаурусного подхода близко утверждение, предложенное М. Вебером о
том, что в науках об обществе (или науках о культуре) поиск должен быть
направлен на определение значимого (ценного) для субъектов, т. е. их
ценностных ориентиров. Таким образом, «отнесение к ценности»

характеризует не только степень актуальности исследования, но и

актуальность самого исследуемого феномена в разные периоды его существования и развития путем соотнесения с «интересом эпохи».

Хронологические рамки исследования. Московский метрополитен
исследуется в пределах советского периода (1930-е — 1990-е гг.), что
обусловлено тем, что именно в данную эпоху возник анализируемый
феномен как городской объект для решения транспортных задач, но с
самого начала и на дальнейших этапах он являлся частью идеологической
системы и в качестве культурного феномена отражал динамические
изменения в этой системе — ее подъем и упадок. Избранный отрезок
времени позволит рассмотреть функциональную и художественную
специфику и историко-культурную трансформацию Московского

метрополитена в условиях советской эпохи. Исходя из этого была сформирована эмпирическая база исследования.

Эмпирическую базу исследования составили: фотографии
станций Московского метрополитена, как общие виды станций, так и
детали (3012 ед.); публикации о Московском метрополитене в

периодических и непериодических изданиях («Декоративное искусство СССР», «Город» и др.) в период с 1938 по 2016 г. (29 ед.).

Научная новизна исследования:

  1. Выявлено, что оптимальным для разработки стратегий решения одной из сложнейших социокультурных проблем больших городов - сбоя исторической преемственности в трансляции культурных ценностей и смыслов - является культурологический подход, предполагающий комплексный анализ различных социокультурных аспектов индустриального города как культурного феномена.

  2. Показана важнейшая роль метрополитена в формировании и развитии культуры большого города, а также определена оптимальная методология исследования: комплексное использование таких методов, как микроурбанизм - изучение города в его «деталях», визуальная социология (визуальная антропология), изучение феномена культуры по визуальным символам, системный подход для комплексного анализа материалов, тезаурусный анализ культуры, с помощью которого путем определения культурных констант были систематизированы все полученные результаты.

  3. В рамках тезаурусного анализа обоснован и проанализирован ряд культурных констант, что позволило выявить одно из основных преимуществ Московского метрополитена 1930-1950-х гг. - решение градостроительных и транспортных задач в неразрывной связи с реализацией единой идейной и культурной концепции, базировавшейся на постулатах «Морального кодекса строителя коммунизма», коррелировавших с православной этикой.

4. Выявлено, что тематика монументально-художественных

произведений, представленных в оформлении станций, являясь

визуальной репрезентацией культурных смыслов советской

эпохи, в полной мере отражает концепты, выделенные нами

для изучения Московского метрополитена, а также их

историко-культурную трансформацию.

Теоретическая значимость. Достижение поставленной цели и

решение задач позволило разработать стратегию культурологического

исследования городского пространства с использованием различных

методов – микроурбанизма, визуальной социологии (визуальной

антропологии), системного подхода для комплексного анализа материалов,

тезаурусный анализ культуры, которая позволяет комплексный анализ

различных социокультурных аспектов индустриального города как

культурного феномена.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в разработке концепций подземного транспорта, а также в организации общественных пространств. Материалы исследования могут быть использованы в образовательных программах по следующим дисциплинам — культурология, культурная антропология, урбанистика, градостроительство.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Одной из самых трудно решаемых социокультурных проблем больших городов является сбой исторической преемственности в трансляции культурных ценностей и смыслов, во многом ставший причиной негативных социально-психологических явлений. Оптимальным для разработки стратегий решения данной проблемы является культурологический подход, который в отличие от других гуманитарных подходов, позволяет рассмотреть проблему комплексно, в различных ее аспектах.

  2. Метрополитен как вид городского транспорта представляет собой одну из основных структур, обеспечивающих успешное функционирование больших городов, ему принадлежит одна из важнейших ролей в формировании культурного ландшафта современного мегаполиса. Кроме того, метрополитен, являясь общественным пространством, имеет важное значение в решении ряда социокультурных проблем больших городов. В настоящее время большинство метрополитенов имеют серьезные проблемы функционирования, в том числе и социокультурные, одним из важнейших факторов решения которых, являются культурологические исследования. Оптимальной методологией исследования в данном случае является комплексное использование таких методов, как микроурбанизм – изучение города в его «деталях», визуальная социология (визуальная антропология), изучение феномена

культуры по визуальным символам, системный подход для комплексного анализа материалов, тезаурусный анализ культуры, с помощь которого были систематизированы все полученные результаты путем выделения набора культурных констант. Такими культурными константами, закрепленными в символическом пространстве Московского метрополитена советского периода, являются: «труд», «мир», «братство народов», «цветущая страна», «сильная армия», «герой», «партия».

  1. Основным преимуществом Московского метрополитена 1930-1950-х гг. по отношению к зарубежным метрополитенам исследуемого периода стало решение градостроительных и транспортных задач в неразрывной связи с реализацией единой идейной и культурной концепции, определившей двойное функциональное назначение данного транспортного средства. Концепция по сути опиралась на выделенные из «Морального кодекса строителя коммунизма» культурные константы, коррелировавшие с православной этикой. Данное преимущество впоследствии было утрачено и так и не восстановлено.

  2. Монументально-художественное оформление станций Московского метрополитена включает в себя следующие основные темы: «прославление человека труда», «спорт», «дружба народов», «полеты в небо и в космос», «советская семья», «наука и искусство», «Гражданская война и революция», «Великая Отечественная война» и «религиозная сюжетика», являясь визуальной репрезентацией культурных смыслов советской эпохи, в полной мере отражают концепты, выделенные нами для изучения Московского метрополитена, а также их историко-культурную трансформацию.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования
были апробированы на всероссийских и международных конференциях,
проходивших с 2013 по 2016 г. в Московском гуманитарном университете;
Институте истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и др.,
в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК
Министерства образования и науки Российской Федерации; в коллективной
монографии «Экология культуры» (Фундаментальная программа

Президиума РАН: «Исследование исторического процесса развития науки и техники в России: место в мировом научном сообществе, социальные и структурные трансформации» (I.28П), проект № 0002-2015-0005).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное изучению Московского метрополитена как культурного феномена, соответствует пунктам 1.9.

Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов, 1.10. Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры и 1.14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры паспорта специальности 24.00.01 — Теория и история культуры.

Теоретические подходы к исследованию культуры больших городов

Следует сказать, что не все исследователи города начала прошлого столетия придерживались взглядов, схожих с мировоззрением Тнниса и его последователей. В первые послереволюционные годы в нашей стране появилась альтернативная урбанистическая теория, которая во многом опередила зарубежные в понимании позитивных сторон городской культуры. В 1919 г. в журнале «Коммунистический интернационал» была напечатана статья писателя Максима Горького «Две культуры», в которой он дает характеристику разницы жизни в городе и на селе. В своей работе Горький представил город как катализатор развития культуры, источник зарождения ее новых форм49: «И даже будучи порабощен политикой государства, горожанин все-таки внутренне свободен, - именно силою этой духовной свободы он разрушает и вновь создает формы социальной жизни».

«Он /горожанин/ воспитал в своей среде волшебников и мудрецов, которые неустанно развивают эти основы культуры».

В деревенском же жителе Горький видит «зоологическую особь», «существо, которое каторжной работой с первых дней весны до поздней осени добывает хлеб, чтобы большую часть его продать - меньшую съесть во дни проклятой, безжалостно холодной зимы»50. «Этот человек весь – внутренне и внешне порабощен силами природы, он не борется с ними, а только приспосабливается к ним. Эфемерные результаты его труда не внушают – не могут внушить – ему уважения к самому себе, к своим творческим способностям»51.

Однако здесь следует учитывать то, что идеальный город по Горькому – это социалистический город, где уже решена проблема социального неравенства, присущая городу капиталистическому, а также то, что воспевая свободу горожанина, Горький все же проигнорировал те риски городской повседневности, на которые в своих работах указывали иностранные авторы, а, именно, связанные с отрывом человека от традиционной общины.

Следует отметить, что многие из вышеописанных зарубежных исследований помогли найти технологические решения ряда социальных проблем, а также все-таки выделить ряд положительных сторон городского образа жизни. Однако они не внесли конкретных предложений по формированию культуры индустриального города. На наш взгляд, это во многом было связано с фаталистическим отношением к роли большого города в человеческой истории. Таким образом, в проблемном поле остался сам житель индустриального города, его внутренний мир, который, по мнению многих вышеуказанных исследователей, из-за оторванности от традиционной общины в «сутолоке большого города» и ценностей, базирующихся на финансовой стратификации, превратился в жестокого, бесчувственного, равнодушного, эмоционально выгоревшего, нервозного, обособленного, космополитичного индивида, а также проблема преемственности в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов, во многом ставшая причиной вышеописанных негативных социально 50

В конце 1880-х гг. в Австрии появился новый теоретический подход к пониманию принципов организации городских пространств, который позже ляжет в основу многих городских исследований. Предпосылкой к его возникновению стала глобальная перестройка европейских столиц во второй половине XIX в., связанная в основном с необходимостью решения социальных проблем. Тогда изменились до неузнаваемости такие города, как Париж и Вена. Именно в те годы (уже через два года после выхода труда Тнниса) вышла в свет книга австрийского архитектора Камилло Зитте «Художественные основы градостроительства» (1889)52, посвященная влиянию архитектурно художественных ансамблей средневекового города на формирование городского социума. Основное внимание в данной работе уделяется художественной культуре города, как носительнице культурных норм и духовных ценностей. В произведении Зитте социализирующая функция приписывается как архитектуре, так и монументальному искусству, составляющих вместе архитектурно-художественные ансамбли. В книге особое внимание уделяется внешнему облику города и его композиционной структуре, как формирующей социальную среду. Автор описывает этот процесс на примере старых европейских городов. Учение Зитте оказало огромное влияние на немецкую архитектуру того периода. И, как пишет переводчик книги на русский язык, изданной в 1993 г., Я. Крастиныш53: «Особого внимания заслуживает выдвинутый Камилло Зитте тезис о духовных ценностях в искусстве градостроительства и их окупаемости в общественно-социальном плане». Сам Зитте описывает этот феномен таким образом54: «Следует отметить, что искусство полностью и совершенно уместно именно в градостроительстве, так как это произведение искусства каждый день, прежде всего, и каждый час оказывает

Зитте К. Соч. указ. Там же. С. 20. Там же. С. 162. воспитательное воздействие на широкие слои населения, пока театры и концерты доступны лишь более состоятельным классам. Этому вопросу должны уделять внимание органы общественного управления города, и в этой связи желательно было бы определить, насколько возможно, современные требования согласовать с принципами древних мастеров».

Кроме того, Зитте в своей работе, описывая «счастливых жителей» Флоренции и Венеции55 - городов, которые Г. Зиммель называл «единством природы и духа»56 57, выделяет психотерапевтические функции художественной культуры, которым в свое время уделяли пристальное внимание такие исследователи, как З. Фрейд58, М. Наумбург59, Л.С. Выготский60, И.А. Копытин61 и др. В частности, Выготский указывал на такую функцию искусства, как катарсис: «Мы очень мало знаем сейчас достоверного о самом процессе катарсиса, но мы все же знаем о нем самое существенное, именно то, что разряд нервной энергии, который составляет сущность всякого чувства, при этом процессе совершается в противоположенном направлении, чем это имеет место обычно, и что искусство, таким образом, становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии».

Впоследствии идеи Зитте обрели огромную популярность, став основой для разных теорий по всему миру, некоторые из которых балансировали на грани реальности и фантастики, а многие авторы, по ряду разных обстоятельств, никогда не упоминали Зитте в своих текстах. Например, в Латинской Америке основатель магического реализма Алехо Карпентьер написал о появлении новых наций с их уникальных культурой благодаря городам, сооруженным в стиле колониального барокко. По Карпентьеру62 суть латиноамериканского барокко

Метрополитен в культуре большого города: методологические подходы к анализу

Политика активной борьбы с религией проводилась в СССР вплоть до начала Великой Отечественной войны. Изменения во взаимоотношениях отношениях государства и религиозных институтов произошли уже только после коренного перелома в ее ходе. 14 сентября 1943 г. при СНК СССР были созданы Совет по делам русской православной церкви (СДРПЦ)238; 19 мая 1944 г. — Совет по делам религиозных культов (СДРК)239, на которые возлагались задачи осуществления сношений между правительством и, соответственно, Московской Патриархией и другими религиозными учреждениями. После смерти Сталина, в период так называемой «хрущевской оттепели», началась новая кампания по борьбе с религией. Эта кампания уже проходила в рамках борьбы со «сталинизмом»240. Кроме того, Н.С. Хрущеву приписывали г. URL: обещание показать последнего священнослужителя по телевидению в 1980 г. В те годы были отменены все постановления 1940-х гг. о восстановлении религиозной жизни в СССР, а в 1964 г. был создан Институт научного атеизма241. Эта политика продолжалась вплоть до распада бывшего СССР, однако элементы православного мировоззрения, как фактор исторической преемственности цивилизационной и культурной идентичности, всегда присутствовали в советской идеологии.

«Труд» - принципы организации трудовой деятельности населения была определена В.И. Лениным еще в 1919 г. таким образом: «Труд объединен в России коммунистически, поскольку, во-первых, отменена частная собственность на средства производства, и поскольку, во-вторых, пролетарская государственная власть организует в общенациональном масштабе крупное производство на государственной земле и в государственных предприятиях…»242. Кроме того, при социализме впервые в истории материальные условия жизни трудящихся, ставших хозяевами средств производства, определялись плановым развитием хозяйства и заключались в «плановом повышении заработной платы, расширением и совершенствованием системы социального обеспечения», а также «широким доступом к культурным ценностям и правом владения ими».

Определение труда как «почетной обязанности и неотъемлемого права каждого трудоспособного члена общества»и популярный советский лозунг «кто не работает, тот не ест»245 (и то и другое положение было прописано в Конституции)246 перекликаются с православным мировоззрением. Например, Сергий Булгаков определяет христианское отношение к труду таким образом: «Он /человек/ должен послушно и терпеливо нести наложенное на него бремя, не только как наказание, но и как спасительную заповедь Божию /почетную обязанность – курсив автора/, определяющую самыя условия земной его жизни, по слову апостола247: кто не трудится, да не ест»248.

«Цветущая страна» - концепт непосредственно связанный с предыдущим – «трудом». Идеальной «цветущей страной» в аспекте советской идеологии является установление такой общественно-экономической формации, как коммунизм. Коммунизм - «это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Высокая коммунистическая сознательность, трудолюбие и дисциплина, преданность общественным интересам — неотъемлемые качества человека коммунистического общества»249. На первый взгляд подобные представления о земном райе являют собой антитезу христианским представлениям о райе небесном, так как христианские тексты гласят, в Новом Эдеме, куда праведники попадут уже после Великого суда, будут лишь «радость, слава и веселье – и полное отсутствие труда!»250. Однако идеологи коммунизма также писали об отсутствии труда, в классическом его понимании при новом строе, которое будет заключаться в том, что «производительный труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение»251 и «перестанет быть средством для жизни»252.

«Мир» в аспекте новой коммунистической эпохи виделся ее идеологам как «Вечный мир между народами, исключающий всякие войны и подготовку к ним…»253. Декрет о мире был принят, так же как и Декларации прав народов России, сразу после Октябрьской революции и предлагал «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире254.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, – таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций».

Возникновение и основные периоды развития культурного пространства Московского метрополитена

Начальник управления благоустройства и озеленения ГлавАПУ г. Москвы Н.М. Щепетильников выражает беспокойство по поводу перспектив сохранения в условиях жесткой экономии средств традиций метростроительства, благодаря которым отечественное метро отличается от зарубежного322.

Этой проблемой также были обеспокоены архитектор института «Метрогипротранс» Н.А. Алешина и заслуженный строитель РСФСР постоянный член Градостроительного совета и руководитель мастерской № 7 И.И. Ловейко.

Алешина подчеркивала, что облик новых станций метрополитена обедняют именно «надуманные нормативы», обусловленные экономией средств323. Ловейко же подчеркивает, что324: «Экономить на искусстве в метро – это все равно, что художнику ограничивать размер полотна или количество красок». «Партия». Итак, несмотря на то, что официальный курс на «Перестройку» был объявлен лишь в апреле 1985 г.325, «новое мышление», гласность и плюрализм мнений нашли свое отражение в оформлении подземных станций еще на рубеже 1970-80-х гг., покончив с «однопа ртийностью» его оформления. Если художественное оформление станций «Кантемировская» (1984), «Ленино» (ныне «Царицыно») (1984), «Орехово» (1984), «Домодедовская» (1985), следует традициям «Брежневской» концепции, то оформление таких станций как «Серпуховская» (1983), «Тульская» (1983), «Нагатинская» (1983), «Пражская» (1985), «Нагорная» (1983), «Нахимовский проспект» (1983), «Севастопольская» (1983), «Чертановская» (1983), «Южная» (1983) и др. представляют собой некий творческий эксперимент, который в более позднее время воплотился в оформлении таких станций, как «Бибирево» (1992) и «Алтуфьево» (1994). Таким образом, период «Перестройки» в оформлении Московского метрополитена, стал периодом поиска новых современных художественных решений в оформлении станций. «Герой», «сильная армия» и «братство народов». Художественное оформление большинства станций Серпуховской линии представляет собой попытку триумфального возвращения к поиску национальной, воплощенной в Московском метрополитене в период с 1943 по 1953 гг. идеи средствами монументального искусства. Оформление станций Серпуховской линии, посвященное разным сферам общественной жизни, тем не менее, связано по смыслу, представляя собой репрезентацию героической истории и культуры страны, как залог ее процветания. Расположенные на путевых стенах Флорентийские мозаики станции «Нагатинская» выполнены из разных сортов мрамора по мотивам иллюстраций Владимира Фаворского (первого иллюстратора «Слова о полку Игореве») к книге Натальи Кончаловской «Наша древняя столица» (1947), изданной к 800-летнему юбилею Москвы, представляют собой иллюстрации к московской летописи со дня основания города в 1147 г.326, в т. ч. и военных подвигов.

Однако на Серпуховской линии есть две станции, концепция оформления которых противоречит общей тенденции - это «Отрадное» и «Боровицкая». Автор оформления этих станций - художник-монументалист Иван Николаев. Эпатажные панно станции «Отрадное», посвященне Отечественной войне 1812 г.327 и декабристам мастер создавал, руководствуясь, предложенной им антиэстетической концепцией, вызвав негодование у многочисленной группы метропользователей. Оформление же станции «Боровицкая», при беглом просмотре, может показаться традиционным. Тематический образ станции - это образ крепости, в торце которой на золотом фоне расположена керамическая композиция с изображениями Московского Кремля и древа народов СССР. Если внимательно всмотреться в лица представителей союзных республик, изображенных на древе, становится очевидным, что станция была создана в преддверии развала Советского Союза и в эпоху уже назревающих межнациональных конфликтов, ознаменовавших собой конец мирного времени. Эти лица не выражают ни добрых чувств, ни вообще каких либо эмоций по отношению друг к другу. Создается впечатление, что художник создал композицию под названием: «Народы СССР. Фотография на память».

Иван Николаев в те годы разработал и воплотил в оформлении станций московского метро собственную антиэстетическую концепцию монументального искусство, что не представлялось возможным в советском монументальном искусстве предшествующих периодов (рис. 18). Например, Евгений Вучетич писал о смыслах и цели советского монументального искусства таким образом328: «...Если в произведениях других видов искусства может быть показано отрицательное явление жизни во имя его разоблачения и во имя утверждения положительного, то монументальная скульптура дает образ только положительного героя. Создание образа положительного героя стало одной из важнейших проблем советского искусства уже в самый начальный период его существования. Этот образ был тем примером, который звал людей на борьбу за осуществление их светлых идеалов». «Труд», «мир» и «цветущая страна». Хотя человек труда еще присутствует в оформлении станций того периода («Чертановская», «Крестьянская застава»), самим трудящимся в Московском метрополитене стало крайне некомфортно. В 1960-х гг. в столице претерпела серьезные изменения парадигма градостроительного проектирования. Начало данному процессу положило Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955), ситуацию усугубила еще и ликвидация в 1964 г. Академии строительства и архитектуры СССР329. Также, начиная с 1960-х гг. после выхода постановления правительства от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР», в нашей стране начало интенсивно развиваться жилищное строительство330. В Москве это воплотилось в застройку в 1960-1980 гг. окрестных деревень, которые превратились в так называемые «спальные районы»331, куда трудящихся переселяли из исторического центра в безликие типовые застройки. В результате бывшие жильцы коммунальных квартир, с одной стороны, получили новые просторные квартиры, а с другой, столкнулись с не менее серьезной пространственной несправедливостью, чем жизнь в стесненных условиях. Теперь для того, чтобы добраться из дома до места работы, приходилось выдерживать ежедневные дискомфортные многочасовые поездки на общественном транспорте, в том числе и на метро.

В период «Перестройки» пространство Московского метрополитена в «часы пик» превратилось в настоящее «поле битвы». Кроме того, совсем недружественным и немирным стало отношение к некогда гегемону городского пространства - Московскому метрополитену, который стал объектом острой критики как технологических аспектов его функционирования, так и его художественного оформления. Причина крылась в том, что в середине 1980-х гг. поездки на московском метро перестали быть комфортными. В те годы стала крылатой фраза, произнесенная на одном из спектаклей Государственного Академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова: «У нас прекрасное метро, но не легко, но не легко попасть в его нутро»332.

Монументально-художественное оформление станций Московского метрополитена как репрезентация культурной картины мира советской эпохи

На основе проведенного в культурологическом аспекте исследования Московского метрополитена как феномена городской культуры мы пришли к следующим выводам. История изучения больших городов в настоящее время насчитывает почти два столетия. За прошедшее время этой проблемой занимались специалисты из разных областей науки. Как показали исследования (Ф. Энгельс, Ф. Тннис, Г. Зиммель, представители Чикагской урбанистической школы, К. Зитте, Ч.М. Робинсон и др.), самой трудно решаемой социокультурной проблемой индустриальных городов является сбой исторической преемственности в трансляции культурных ценностей и смыслов. В решении данной проблемы немаловажную роль играет организация архитектурно-художественной составляющей городского пространства, а также культурологический подход, предполагающий системный анализ городского пространства (Н. Анциферов, А. Лефевр, М. Фуко, М. Кастельс, Э. Амин, Н. Трифт и др.).

Многочисленные урбанистические исследования (Р.М. Фогельсон и Т. Харт, С. Пайль, Т. Миса, В. Калиничев, Н. Аникина, О. Запорожец, О. Бредникова и др.) показали, что городской общественный транспорт, основным видом которого в настоящее время является Метрополитен, представляет собой одну из основных структур, обеспечивающих успешное функционирование больших городов, а также является основным градообразующим компонентом.

Хотя первый в мире Лондонский метрополитен выглядел для своего времени очень демократичным (низкая стоимость проезда, бесклассовые вагоны и др.), перемещения под землей были в высшей степени некомфортными. Таким образом, с первых лет существования метрополитена перед его создателями стояли серьезные задачи экологии человека. Революционными в этом плане в этом плане можно смело назвать несколько первых станций берлинского метрополитена (U-Bahn), напоминающие своим обликом подземные дворцы. Своим появлением они обязаны тому, что во времена их сооружения (1910-е гг.) германская архитектура находилась под влиянием градостроительных идей К. Зитте и по мнению некоторых исследователей могли послужить источником вдохновения для создателей первых линий московского метро.

В настоящее время во многих городах подземный транспорт переживает кризис. В этом плане Московский метрополитен не стал исключением. Для решения накопившихся проблем метро, остающегося важнейшим видом транспорта, необходимо провести целый комплекс исследований — культурологические в их числе. Культурологические исследования метрополитена имеют несколько основных направлений, прежде всего, – это исследования, посвященные технической стороне организации движения, его технологической культуре (С. Власов, В. Калиничев, Т. Ермакова и др.), искусствоведческие исследования (Н. Аникина, Ю. Пясковский, О. Дрмина и др.). В последние годы был проведен ряд исследований (О. Запорожец, О. Бредникова) культурного пространства Московского метрополитена, объектом которых стал именно пассажир. Кроме того, в последние десятилетия появился ряд методов, дающих новые возможности для изучения городской культуры в разных аспектах. Среди них такие инновационные методы сбора информации, как микроурбанизм, т. е. изучение города по его «деталям», и визуальная социология (визуальная антропология).

Одной из основных проблем как микроурбанистического подхода, так и визуально-антропологических исследований является тот факт, что на выходе исследователь получает разнородные данные, которые сложно систематизировать и получить, таким образом, целостное представление об объекте исследования. В данной ситуации эффектным решением возникшей проблемы может стать тезаурусный анализ. В работах научной школы Московского гуманитарного университета «Тезаурусный анализ мировой культуры» (Вл. А. Луков, Вал. А. Луков, Н.В. Захаров, Ч.К. Ламажаа и др.), тезаурус определяется «как полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной многообразной жизни». Для методологии тезаурусного подхода ближе всего утверждение, предложенное немецким социологом и философом М. Вебером, о том, что в науках об обществе (или науках о культуре) поиск должен быть направлен на значимое (ценное) для субъектов.

Кроме того, проводя культурологическое исследование Московского метрополитена, в первую очередь следует определить совокупность, а также актуальность тех духовно-нравственных ценностей, носителем которых некогда являлся этот вид транспорта, что включает в себя определение культурных констант.

Для культурологического исследования Московского метрополитена, опираясь на «Моральный кодекс строителя коммунизма», нами были выделины концепты, которые имели в СССР наивысший аксиологический статус, несущие политическую, социальную, этическую и культурно-смысловую нагрузку, а именно «труд», «мир», «братство народов», «цветущая страна», «сильная армия», «герой», «партия». В результате настоящего исследования нами было выявлен, что только два концепта «партия» и «сильная армия» являются чистыми производными от «Морального кодекса строителя коммунизма», а остальные пять («труд», «мир», «братство народов», «цветущая страна», «герой») ведут свой генезис еще и от православной этики. Также нами были определены основные этапы развития концепции московского метро.