Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-культурная специфика гендерных отношений : на материалах Республики Бурятия Николаева, Галина Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева, Галина Андреевна. Национально-культурная специфика гендерных отношений : на материалах Республики Бурятия : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Николаева Галина Андреевна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2013.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-24/33

Введение к работе

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI веков произошли существенные изменения традиционных взглядов на понятие «пол», под которым понимались биологические и физиологические особенности мужчин и женщин. В современных условиях для характеристики их полоролевого поведения такой трактовки стало недостаточно. Новые возможности в исследовании проблем мужчин и женщин открыло введение в научный оборот понятия «гендер», положившего начало развитию теории социального моделирования и конструирования пола через социокультурную практику. Междисциплинарное научное направление «гендерология» обусловило необходимость изучения комплекса взаимоотношений мужчин и женщин с позиции культурологии.

Актуальность исследования проблем национально-культурной специфики гендерных отношений, как на общероссийском, так и на региональном уровне определяется разными причинами. Размывание традиционных ценностей культуры под воздействием глобализации и феминизации далеко неоднозначно сказалось и до настоящего времени влияет на протекание различных социальных процессов в российском обществе. К их числу можно отнести, прежде всего, усиление кризиса духовности и гуманности в современной культуре общества, трансформацию полоролевого поведения мужчин и женщин, утрату авторитета семьи и брака и, как следствие, падение престижа материнства и отцовства. Проявления аномального репродуктивного поведения мужчин и женщин, вызывавшие ранее негативную оценку в обществе (высокий процент разводов, ранние половые контакты у молодежи, безотцовщина, сиротство при живых родителях, однополые браки, проституция и пр.) становятся нормой жизни.

Современные тенденции развития общества и, связанная с ними активизация феминизма ведут к необратимым процессам, включающим смешение различных проявлений маскулинности и феминности во всех сферах бытия. Об этом свидетельствуют многочисленные комплексные исследования отечественных и зарубежных ученых. Унисексуализация приводит к таким негативным стилям жизни, которые вообще не вписываются в половую дихотомию мужчин и женщин, что, в свою очередь, проявляется в ослаблении их репродуктивной функции и ведет к депопуляции населения. А это уже проблема глобального масштаба, требующая для своего решения усилий всего человеческого сообщества. В настоящее время еще не удалось сформировать тендерную модель развития общества, создать положительный образ носителя культуры гендерных отношений. В социальной практике отсутствует четко выраженная гендерная политика. Все это в значительной мере предопределяет актуальность темы диссертационной работы.

О злободневности темы данной диссертации свидетельствует существенная активизация гендерных исследований в современной России. Абсолютное их большинство выполнено в рамках социальной философии, социологии, психологии и антропологии. Заметно доминирование в них биологических (половых) аспектов. Культурологический же вектор гендерных исследований в нашей стране еще только зарождается. Это, в частности, подтверждают материалы трех российских культурологических конгрессов, прошедших за последние пять лет в городе Санкт-Петербурге.

Выбор Республики Бурятия в качестве региона исследования предоставляет большие возможности для анализа национально-культурной специфики тендерных отношений. Полиэтнический состав ее населения позволяет проводить сравнительный анализ специфики ценностных оснований и традиций национально- этнических культур разных народов, анализировать их вариативность и трансформацию, разрабатывать новые, соответствующие современным реалиям поведенческие стратегии, влияющие на культуру гендерных отношений.

Теоретическая и практическая актуальность данной проблемы определили цель исследования - осуществить культурологический анализ процессов формирования и развития гендерных отношений в их национально-культурной составляющей, исследовать этнокультурные особенности гендерных моделей на территории современной Бурятии.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд исследовательских задач:

  1. Уточнить понятийно-категориальный аппарат и раскрыть методологические основы гендерных исследований в культурологическом аспекте.

  2. Обосновать культуру гендерных отношений как морфологическую единицу целостной системы культуры. Раскрыть ее сущность, понятие и ценностные основания.

  3. Произвести ретроспективный анализ гендерных отношений в динамике их развития в разных типах культуры. Выделить общие тенденции трансформационных процессов.

  4. Изучить на основе компаративного анализа ценностно-нормативные основания гендерных отношений коренного (буряты, эвенки) населения Бурятии.

  5. Обосновать национально-культурные модели гендерных отношений русского (староверов) населения Бурятии как способ сохранения этнокультурной идентичности.

  6. Охарактеризовать институциональные возможности формирования и воспроизводства национально-культурной составляющей гендерных отношений в современной ситуации.

  7. Предложить рекомендации по сохранению и трансляции традиционной гендерной идеологии.

Объект исследования - культура гендерных отношений, предмет исследования - национально-культурная специфика гендерных отношений и способы ее формирования и развития.

Степень научной разработанности проблемы. Гендерная проблематика по своей природе является комплексной, объединяющей самые различные социальные и гуманитарные знания. В последние десятилетия гендерные исследования находятся в центре внимания философов, историков, этнографов, социологов, психологов, антропологов и культурологов. Междисциплинарный характер гендерных исследований обусловил необходимость концентрации внимания на научных теориях как зарубежных ученых, таких как О.Вейнингер, Г.Риккерт, О.Шпенглер, так и отечественных: Н.А.Бердяев, Г.П.Выжлецов

Н.Я.Данилевский, М.С.Каган, В.А.Кувакин, И.Я.Лернер, Э.А.Понуждаев К.Э.Разлогов, П.А.Флоренский, исследующих взаимоотношение мужчин и женщин в культур-философском аспекте. Первостепенное значение для разработки теоретико-методологических подходов к анализу темы диссертации имели работы философско-культурологического характера Л.А.Зеленова, А.С.Кармина, Л.М.Мосоловой, В.М.Межуева, Н.Х.Орловой, В.Н.Сагатовского, А.Я.Флиера, С. А. Хмелевской. Исследования данных авторов явились опорой в познании строения культуры, ее различных форм и взаимосвязей, закономерностей протекания культурных процессов и механизмов их регулирования.

При исследовании гендерных отношений в контексте западной культуры были использованы психоаналитические традиции З.Фрейда, Э.Фромма, Р.Столлера; активных представителей феминистского движения: Бовуар С. Де, М.Виттиг, Л.Иригарэй, Л.Таттл, С.Файерстоун, Б.Фриден.

Гендерная проблематика существенно разработана в трудах известных социологов и филологов: Э.Гидденса, Е.А.Здравомысловой и А.А.Темкиной, А.В.Кирилиной, И.С.Кона, И.Я.Лернера, П.А.Сорокина. Заметный вклад в тендерные исследования внесли психологи Ш.Берн, Д.В.Воронцов, Е.П.Ильин, И.Г.Малкина-Пых, разработавшие различные подходы к проблеме взаимоотношения полов. Вопросы гендерных отношений в социально-экономическом, политическом, демографическом и брачно-семейном аспекте рассмотрены исследователями О.А.Ворониной, И.А. Жеребкиной, М.М.Малышевой, О.А.Хасбулатовой. Анализ обобщающих и междисциплинарных трудов

    1. А.Денисовой, Е.Ф. Ивановой, И.С.Клециной, Т.А.Клименковой, Н.Л.Пушкаревой, З.А.Хоткиной, А.А.Чекалиной позволил раскрыть суть основных понятий гендерологии (этимологию, содержание и взаимосвязь), и существенно продвинуться в развитии понятийно-категориального аппарата культуры гендерных отношений.

    Необходимо отметить, что гендерная проблематика общероссийских работ последних десятилетий концентрируется в основном вокруг проблем, связанных с воздействием экономико-идеологического кризиса на институт семьи и брака. В них анализируются назревшие проблемы: деградация и отсутствие перспективы развития общественных потребностей в идеологическом пространстве, падение духовно-нравственных ценностей во взаимоотношениях полов, распространение нетрадиционных связей, изменение полоролевого поведения мужчин и женщин в семье и обществе, а также противоречия в воспитании и образовании индивидуумов. Кроме того, внимание ученых акцентируется на напряженном характере гендерных отношений, проявляющемся в гендерной асимметрии и практиках подавления женщин, понимаемых как режим патриархатной культуры.

    Большое значение для постижения особенностей гендерных отношений через национально-культурные составляющие (этническую ментальность, национальный характер, народный дух, духовность и др.) были использованы труды Н.А.Бердяева, В.Вундта, Г.Лебона, В.Б.Касевича, К.Касьяновой,

      1. В.Налимова, С.Л.Франка.

      Для изучения регионального аспекта национально-культурной специфики гендерных отношений бурят, эвенков и русского населения (на примере староверов) Республики Бурятия имели труды региональных авторов - историков и этнографов. В работах исследователей К.Д.Басаевой, Д.Б.Батоевой, И.Б.Батуевой, М.М.Шмулевич раскрыта этнографическая характеристика бурятского общества - его структура, основные этапы социального развития, хозяйственный уклад и элементы материальной культуры, традиционная мен- тальность и религиозные обряды. Необходимо отметить, что гендерные вопросы в работах этих авторов исследуются лишь через призму родовых и се- мейно-брачных отношений патриархальной культуры. В них отсутствует сравнительный анализ культуры гендерных отношений этнических групп, проживающих на территории Бурятии. В особую группу можно выделить труды Ф.Ф.Болонева, А.М.Леонова, исследующих старообрядцев Забайкалья, их быт, культуру взаимоотношения полов с позиции семейного уклада и религиозных устоев. Ученые акцентируют внимание на особенностях духовно-нравственной культуры староверов (семейских) и исторической преемственности их материального и духовного достояния. Это позволяет расширить рамки этнографических, антропологических, этнокультурологических и этногенетических исследований и транслировать ценности культурного наследия староверов в национальную специфику гендерных отношений современности.

      Опираясь на работы специалистов по этнографии тунгусоязычных народов В.В.Беликова, О.В.Бураевой, Г.М.Василевич, Р.В.Суляндзига, В.А.Туголукова, удалось сделать сравнительный анализ жизненного уклада эвенков с другими этническими группами. К сожалению, исследования о коренных народах Бурятии ограничиваются только историческими и этнографическими описаниями. Гендерные вопросы затронуты лишь в качестве сопутствующих характеристик традиционной культуры. Названными учеными авторами не проводился компаративный анализ самобытных культур автохтонного и русского населения Забайкалья, не выявлялось сходство и различие в культуре взаимоотношения полов. Поэтому гендерная составляющая в их исследованиях практически отсутствует. Для трудов, посвященных культуре этносов Бурятии, в лучшем случае характерен фрагментарный подход к анализу национально-культурной специфики гендерных отношений.

      Среди диссертационных исследований гендерной проблематики несомненный интерес представляют работы современных ученых. В частности, Н.А.Зуевой предложено философское понимание принципов взаимодействия и взаимопонимания полов. Утверждается, что принципы являются универсальными характеристиками взаимоотношения индивидуумов, при которых необходим как маскулинный, так и феминный социальный опыт. К сожалению, в данной работе культурологический аспект рассматриваемой проблемы практически отсутствует. Социокультурный анализ взаимоотношения полов в современной семье проведен Дарамзагдын Оюун и Т.Б.Легениной. В работах этих авторов исследованы процессы трансляции семейно-гендерных ценностей, являющихся закономерными и необходимыми в трансформирующемся обществе. Культура взаимоотношения полов исследуется через призму родовых отношений, ограничиваясь особенностями семейно-брачных установок северокавказского региона (Легенина) и монгольского общества (Дарамзагдын). Трансформация тендерных отношений в современном российском обществе рассмотрена в работе С.В.Королевой с позиции социологии.

      Наиболее близка к настоящему диссертационному исследованию фило- софско-культурологическая работа Е.С.Турутиной, в которой поднята проблема взаимоотношения полов в аспекте любви, представлена гендерная деконструкция смысла любви и растущая ее значимость в условиях кризиса духовности как предвестника кризиса самой культуры, показано, что смысл любви в сфере сексуально-эротического поведения подвержен трансформации, вследствие чего автор предлагает реконструировать модели взаимоотношений мужчины и женщины. В данной работе убедительно показано, что в основе взаимоотношения полов, особенно в техногенном социуме, возрастает роль любви в классическом понимании.

      Важным звеном в осмыслении культуры гендерных отношений народов Бурятии является диссертационная работа С.А.Сорокиной, посвященная дифференциации мужских и женских практик в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В ней исследован гендерный аспект традиционной культуры, присутствующий во всех сферах этнического бытия. Анализируя социокультурный опыт мужчин и женщин, автор выявила иерархию полов в социуме, разницу стереотипов в характере взаимоотношений индивидуумов. Однако в вопросах гендерной проблематики автор ограничилась только практиками «шаманизма».

      Динамика развития современной гендерной культуры российского и западного социумов исследована Л.В.Сажиной. В ее монографии проведен кросс- культурный анализ брачно-семейного сегмента. Эта работа носит общетеоретический характер, в ней рассмотрены методологические подходы к анализу гендерной культуры. Автор исследует российскую и западную гендерную культуру в рамках компаративного анализа и предлагает авторскую версию инте- гративного подхода.

      Интересной по содержанию является монография Д.А.Николаевой, исследующей женское пространство в традиционной культуре бурят. Автор работы выявляет этническую специфику бурятского общества, исследует типологии архаических воззрений, связанных с материнским культом народов Сибири и Центральной Азии и недостаточно изученных в региональной историографии и этнографии. Работа имеет выраженное культурологическое значение, однако, автор не ставила своей целью исследовать проблему с гендерной точки зрения.

      Стоит особо отметить, что в последние десятилетия ни в одной из работ не использовался культурологический подход к исследованию проблемы взаимоотношения полов. В упомянутых научных трудах национально-культурная специфика гендерных отношений затрагивается лишь фрагментарно. Вероятнее всего, в задачи авторов не входило проведение компаративного анализа национально-культурной специфики гендерных отношений этнических общностей в Бурятии.

      Таким образом, анализ степени изученности проблем, рассматриваемых в диссертации, позволяет сделать следующие выводы: во-первых, интерес к тендерной тематике на рубеже XX-XXI веков свидетельствует о злободневности рассматриваемой проблемы как на общероссийском, так и на региональном уровне; во-вторых, культурологический вектор тендерных исследований в нашей стране еще только формируется; в-третьих, национально-культурная специфика тендерных отношений этнических групп Бурятии до настоящего времени не рассматривалась в культурологическом аспекте.

      Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, которая заключается в предположении, что на современном этапе в Бурятии идет активный процесс перехода от патриархальной к эгалитарной культуре, характеризующийся затяжным экономическим кризисом, экспансией феминизма, просчетами в гендерной идеологии и влиянием доминирующих культур, ведущих к изменению устоев традиционной гендерной культуры этнических групп. В результате можно прогнозировать деформацию и смешение ген- дерных стереотипов и ролей, появление вариативных моделей гендерных отношений, ослабление репродуктивных мотиваций у мужчин и женщин, нивелирование, выхолащивание или исчезновение этнокультур.

      В основу методологии исследования положены: а) понимание культурологической сущности гендера как совокупности ценностных оснований, формирующих полоролевую идентификацию человека, которыми конкретный индивидуум позиционирует себя в социуме, с опорой на определенные этические идеалы, характерные для конкретной культурной системы; б) трактовка культуры гендерных отношений общества, как динамично развивающейся кон- цептосферы, представляющая собой совокупность гендерных концептов, формирующих этническое многообразие гендерных отношений, обеспечивающих условия реализации сущностных свойств мужчин и женщин как субъектов культуры для достижения баланса интересов индивидуума, коллектива, государства и мирового сообщества; в) осмысление национально-культурной специфики гендерных отношений через менталитет, формирующийся под влиянием экономических, политических, религиозных установок и мирового культурного поля, присущий отдельному человеку или этнической группе.

      Основой анализа культурологического исследования стали ключевые идеи зарубежных и отечественных классиков философии, социологии, психологии, гендерологии, культурологии, а также концептуальные положения культурологических теорий региональных ученых, посвященные изучению национально-культурной специфики взаимоотношения полов. Существенную роль в разработке методологии исследования сыграли труды зарубежных (З.Фрейд, С.Бем, Р.Столлер, Ш.Берн) и отечественных (О.А.Воронина, Д.В.Воронцов, И.С.Кон, Н.Л.Пушкарева) исследователей. В качестве базовой методологической концепции для раскрытия сущности, структуры и содержания понятий ген- дер и культура гендерных отношений как общественного явления и одной из форм бытия человека была использована триада «принципы - методы - понятия» (В.Л.Кургузов).

      В качестве базовых использованы методы ретроспективного типологического и сравнительного анализа и метод культурологической рефлексии, позволившие переосмыслить систему ценностей, норм и принципов полоролевого поведения всего общества и каждого индивида, при помощи изучения и сравнения национально-культурного опыта в поисках новых парадигм развития гендерной культуры. Важная роль в гендерной методологии отведена принципу преемственности, как непрерывному механизму культурно-этнической (в том числе и гендерной) памяти общества, осуществляющей хранение культурной информации прошлого, создающей и накапливающей новые ценности культурных устоев. Принципу инновации, как творческой деятельности от выбора предмета исследования до практической реализации перспективных решений, направленных на получение результатов с элементами уникальности. Принципу целостности, понимаемому как результат комплексного взаимодействия внешних материальных (экономических, демографических, этнических, экологических) и внутренних духовных (политических, правовых, научных, моральных, эстетических и религиозных) факторов в изучении национально- культурной специфики гендерных отношений. Принципу верификации, требующему определения истинности научных утверждений по результатам их эмпирической проверки, проявляющемуся в том, что часть гендерных исследований опирается на социологические и статистические данные, позволяющие выявить связь между научной гипотезой и практикой. В основе исследования находится гендерный подход, получивший свое развитие в результате гендерных исследований на рубеже XX-XXI веков, а также социокультурный анализ, заключающийся в признании целостности и самодостаточности социокультурных явлений, их относительной автономии и активной роли по отношению к экономическим, социальным и политическим процессам.

      Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось на протяжении 8 лет. На первом этапе (2005-2008 гг.) была сформирована программа исследования элементов культуры гендерных отношений в контексте культурологического знания. Охарактеризована концепция культурологического исследования, заключающаяся в том, что на рубеже XX- XXI веков происходит активный процесс феминизации социума, разрушающий устои общества и его патриархатную культуру, что феминизм является системной идеологией, внедряемой в социум для деформации традиционной национально-культурной специфики гендерных отношений. При этом женщина в идеологии феминизма используется как средство сдерживания роста численности человеческой популяции. На втором этапе (2009-2012г.) осуществлялась корректировка базовых гендерных понятий, культурологической методологии, анализ национально-культурной специфики гендерных отношений этносов и этнических групп Бурятии. Определены аксиологические доминанты и ценностные основания в концептах гендерной культуры и тенденции трансформации моделей полоролевого поведения мужчин и женщин. Полученные результаты и выводы апробировались в процессе преподавания в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления на базе Центра эстетического образования.

      Сложность объекта и предмета исследования, специфика решаемых задач, а также междисциплинарный характер диссертационной работы определили комплекс методов исследования: для обоснования сущности, понятия и ценностных оснований гендерных отношений, выявления характерных тенденций их развития использовались: общенаучные методы индукции и дедукции; проблемно-целевой метод, позволяющий экстраполировать в культурологическое пространство результаты исследований, полученные в рамках других наук социально-гуманитарного цикла; структурно-типологический метод системных аналогий.

      Научная новизна диссертационной работы:

      1. Осуществлена культурологическая интерпретация феномена гендера как совокупности ценностных оснований, формирующих полоролевую идентификацию человека, которыми конкретный индивидуум позиционирует себя в социуме.

      2. Дано определение новой морфологической единицы - культуры ген- дерных отношений, как системы национально-культурных духовно- нравственных ценностей, определяющих смысл и содержание гендерных отношений и влияющих на эволюцию общества.

      3. При ретроспективном рассмотрении выявлено, что позитивные и негативные тенденции в динамике развития гендерных отношений на рубеже XX-XXI веков проявляются в ускорении их изменений под влиянием феминизма от маскулинного к феминному типу культуры.

      4. Комплексно проанализирована национально-культурная специфика гендерных отношений коренного населения Бурятии. Установлено, что негативное влияние западной идеологии приводит к деградации традиционных моделей ген- дерных отношений и подрыву демографической безопасности автохтонного населения.

      5. Проведен культурологический анализ особенностей трансформации моделей гендерных стереотипов и полоролевого поведения русского населения (старообрядцев) Бурятии с учетом традиционных ценностных оснований.

      6. Предложены мероприятия по институциализации культуры гендерных отношений. Обосновано, что в эпоху феминизации национально-культурные особенности гендерных отношений в историческом генезисе имеет стратегическое значение для этнических групп Бурятии, их развития и преодоления депопуляции.

      На защиту выносятся:

        1. Обоснование феномена и концепта гендера как совокупности ценностных оснований, формирующих полоролевую идентификацию человека, с помощью которых конкретный индивидуум идентифицирует и позиционирует себя в пространстве социума. Сохранение традиционных ценностных оснований по- лоролевого поведения мужчин и женщин в каждом социуме необходимо для трансляции духовно-нравственных и жизненно-важных приоритетов, влияющих на процесс воспроизводства и развитие общества, а также на обеспечение его национальной безопасности.

        2. Трактовка культуры гендерных отношений как динамично развивающейся системы духовно-нравственных, социально-психологических, материально-хозяйственных, интимно-эротических и других взаимоотношений между индивидуумами, основанных на ценностных ориентациях, исторически закрепленных и транслируемых в национальных ментальных традициях и обычаях народов.

        3. Динамика и закономерности развития гендерных отношений в разных типах культуры, определяемые влиянием исторически изменяющихся ценностей и норм доминирующей культуры на гендерные модели этнических групп: ускорение процессов трансформации гендерных отношений от маскулинного к феминному, от патриархатного к эгалитарному типу культуры; рост числа индивидуумов с проявлением андрогинного полоролевого поведения, смешение стереотипов и унисексуализация.

        4. Особенности трансформации традиционной патриархальной гендер- ной культуры коренного (буряты, эвенки) населения современной Бурятии, обусловленные изменением полоролевых стереотипов и ценностных оснований в гендерных отношениях мужчин и женщин под влиянием феминизма, в связи с деструктивным влиянием которого возрастает значимость национально- культурных традиций, способных противостоять нивелированию и исчезновению гендерной субкультуры этнических групп.

        5. Специфика гендерных моделей русского населения (староверов) Бурятии, определяемая существенной утратой национально-культурных традиций, возрастающим влиянием феминистской идеологии и экспансией соответствующих жизненных стратегий. Трансформация национально-культурных особенностей ген- дерных отношений происходит в рамках перехода от патриархальной культуры к эгалитарной. Данная тенденция характерна не только для русских - старообрядцев, а также для других этнических групп Бурятии.

        6. Институциональные условия формирования культуры гендерных отношений с учетом национально-культурного этоса и ментальных особенностей коренного (буряты, эвенки) и русского населения современной Бурятии. Сохранение и трансляция традиционной гендерной идеологии возможны при создании системы непрерывного гендерного воспитания и образования.

        Теоретическая значимость представленной диссертации: обнаруженные закономерности, связанные с ускорением динамики развития гендерных отношений от маскулинного к феминному, от патриархатного к эгалитарному типу культуры, а также рост числа индивидуумов с проявлением андрогинного по- лоролевого поведения и смешение стереотипов и унисексуализация, способствуют развитию представлений о национально-культурной специфике гендер- ных отношений в социуме; в систему гуманитарного знания введена новая морфологическая единица целостной системы культуры - культура гендерных отношений, которая расширяет проблемно-тематическое пространство культурологии; охарактеризованная специфика этоса коренного населения Бурятии, проявляющаяся в трансформации традиционных моделей гендерных отношений под влиянием западной идеологии, в изменении традиционного менталитета исследуемых этнических групп, имеет стратегическое значение для этнических групп Бурятии, их развития и преодоления депопуляции. Результаты исследования могут быть использованы для научного осмысления проблем современной культуры народов Бурятии, для создания обобщающих работ в области этнологии, культурологии и социальной психологии.

        Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы государственными институтами при формировании гендерной идеологии в интересах обеспечения национальной безопасности региона; в выработке гендерной политики, необходимой для устойчивого развития Бурятии; подготовке элективных лекционных курсов, учебных и методических пособий, для создания спецкурса по культурологии и гендерологии. Итоги диссертационного исследования можно применять в конкретной работе министерств и ведомств, занимающихся межэтническими, тендерными и культурологическими проблемами. Выводы диссертации могут применяться в практической работе представителей средств массовой информации и телекоммуникаций Республики Бурятия.

        Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и идеи диссертационной работы получили свое освещение в форме докладов на международных, всероссийских, региональных и республиканских конференциях: III международной научно-практической конференции «Энергосберегающие и природоохранные технологии» (Встреча на Байкале), посвященной памяти академика РАН М.Ф. Жукова (Томск-Улан-Удэ, 2005 г.); региональной научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 2007 г.) «Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества»; IV Всероссийской научно-практической конференции «Молодая семья - настоящее и будущее России» (г. Улан-Удэ, 2007 г.); VI Международной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 2008 г.); Всероссийской социологической конференции «Образование и общество» (г. Москва, 2009 г.), 20 лет Российскому обществу социологов; научно-практической конференции «Креативный характер культуры и проблемы межкультурной коммуникации» (г. Улан-Удэ, 2010 г.); IV Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (г. Уфа, 2012 г.).

        Основные теоретические положения и выводы диссертационной работы отражены в 20 научных публикациях по теме исследования, в том числе в 4-х изданиях, рекомендованных ВАК.

        Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы. Объем диссертации включает 188 страницы, библиография насчитывает 194 источника.

        Похожие диссертации на Национально-культурная специфика гендерных отношений : на материалах Республики Бурятия