Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Хисамиева Гульсум Карамовна

Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана
<
Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хисамиева Гульсум Карамовна. Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Хисамиева Гульсум Карамовна; [Место защиты: Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма].- Москва, 2007.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/131

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Надгробие как историко-культурный памятник.

1.1. Признаки, свойства, функции надгробия 24

1.2. Надгробие как исторический документ 39

1.3. Надгробие как хранилище языка и письменности 65

Глава 2. Этико-эстетическое своеобразие надгробия.

2.1. Надгробие в аспекте миросозерцания народа 83

2.2. Этическое содержание надгробия 97

2.3. Надгробие с художественно-эстетических позиций 118

Заключение 142

Библиография - список использованной литературы 158

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность темы. После распада СССР в 1991 году начала складываться ситуация переходного периода. Преобразования коснулись всех сфер общественного бытия и сознания, в том числе и культуры. Охрана культурного наследия - одна из подсистем этой сферы. Она стала рассматриваться как фактор культурной политики России. Решение проблем в этой области предопределяет оценку социокультурной ситуации: именно ее особенностями характеризуется культурная политика страны на современном этапе.

Коренное изменение мировоззренческих установок, общеметодологических принципов способствовало пересмотру отношения народа к своему культурному наследию. Стремление к единству культуры всех наций и народностей, развивавшейся под лозунгом «чувства семьи единой», равнявшейся «под общий унифицированный художественный знаменатель, художественный образец, как правило, российский» , сменилось вниманием к неповторимому, самобытному в национальной культуре. В постперестроечное время в обиход вошло выражение «образ другого», суть которого сводится к тому, что «чужая» культура не отторгается, это своеобразие, а не недостаток, и рассматривается как достоинство народа, которому она принадлежит .

Распад единого социокультурного пространства вызвал рост самосознания народов и связанное с этим внимание к национальной идентичности культуры. В

1 Лукин, Ю. А. Культурология : вчера, сегодня, завтра. - М. : АПРИКТ, 2001. - С. 173.

2 См : Лучицкая, С. И. Образ другого : мусульмане в хрониках крестовых походов / Лучицкая Светлана Игоревна. -
СПб. : Алетейя, 2001. - С. 11-12.

этих условиях стало необходимым исследование культурного наследия каждого народа России. Суть этого святого дела - в возврате к своим историческим корням, которые были забыты целыми поколениями под напором идеологических запретов, и использовании результатов исследований для возрождения духовности в обществе. Утверждается приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, идеологическими; самоценность, неповторимость культур всех наций и народностей, необходимость сохранения и приумножения культурного наследия .

Российская Федерация - правопреемник СССР, который, как и нынешняя Россия, рассматривается «как модель мира, в которой множество народов, представляющих разные цивилизации, а также все мировые религии» , и актуальна задача исследования ее многообразия в единстве исторических судеб.

Обретение суверенитета Татарстана в Российском федеративном государстве, а тем самым децентрализация культурного пространства вызвали потребность конкретного исследования культурного богатства страны, чему служит принятие республикой целевых программ в области выявления, изучения, сохранения, реставрации, использования и популяризации культурного наследия субъекта Федерации. В результате коренных социокультурных изменений во всех регионах России появились условия для возрождения и развития родного языка и культуры - применительно к Татарстану - татар, башкир и других

1 См : Россия на пороге XXI века : федеральная культурная политика : сб. документов 1991-2002 гг. / сост. Ю. Лукин. - М. : [б. и.], 2002. - С. 14.

2Гусейнов, Ч. Г. Этно-конфессиональное пространство России / Ч. Г. Гусейнов // Ориентиры культурной политики. - 2003. - № 11. - С. 75.

народов, в том числе русских, чувашей, мордвы, мари, проживающих в республике. Появились национальные культурные центры, краеведческие музеи, дома-музеи татарских, чувашских, русских писателей - в том числе музей Б. Л. Пастернака в Чистополе, культурный центр М. И. Цветаевой в Елабуге. Открытие татарских гимназий и лицеев, мусульманских медресе и воскресных христианских школ, преподавание родного языка по полноценной программе в русских школах, вузах Казани говорят о соблюдении баланса языков, культур, конфессий, этнических групп, без чего невозможно построить многонациональное общество.

Российская национальная самобытность - в исторически сложившемся взаимодействии культур народов различных регионов страны, в сохранении их единства. Проблема культурно-исторического бытия и национального самосознания, способствующего самовыражению этноса, его самопознанию, является одной из актуальных в современном обществе. Познать себя - это значит выявить свои неповторимые особенности, которыми определяется самобытность этноса, его некое духовное единство в системе культурных ценностей.

Для нормального общения - взаимодействия и взаимообогащения - в культурной среде представителям разных национальностей следует учитывать те черты, что свойственны каждому по отдельности, и те, что единят всех. Создавшаяся ныне в России, в том числе, Татарстане, ситуация дает возможность пересмотреть многое. Возникают новые ориентиры, переоцениваются понятия, идеи, ценности. Меняется отношение к истории, к таким явлениям и предметам,

которые достались нам от прошлого. Новое наполнение обретает понятие

«культурное наследие». Это - память о жизни народов в прошлом, источник современного культурного процесса.

Память рассматривается как свойство материального, духовного бытия человека. Особое значение приобретает «генетическая» память, которая не подвластна времени, переходит от одного поколения к другим. Д. С. Лихачев рассматривает память как преодоление времени, преодоление смерти, благодаря чему прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. В этом - сила памяти .

Производное от понятия «память» - памятник. В недавнем прошлом таковыми считались объекты, созданные из физических материалов, под ними имелись в виду дворец, церковь, мечеть, монумент, статуя. Но сейчас общество осознало необходимость сохранения не только архитектурных сооружений, предметов искусства, но и музейных коллекций, традиционной культуры. Выделились памятники археологии, археографии, градостроительства, а также литературы. Но не все эти объекты отвечают требованиям, что могут быть предъявлены к памятникам. Как известно, для сохранения следует исключить их из активной хозяйственной жизни. Такая трактовка «памятника» не соответствует и международной практике, закрепленной в документах ЮНЕСКО, в частности, в Конвенции о всемирном культурном и природном наследии, где выделены три группы объектов: памятники, ансамбли и достопримечательные места .

1 См : Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Лихачев Дмитрий Сергеевич. - М. : Детская литература,
1989.-С. 142.

2 См : Веденин, Ю. А. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в
России / Ю. А. Веденин, П. М. Шульгин // Известия РАН. - 1992. - № 3. - С. 91.

В соответствии с Конвенцией «наследие» рассматривается как более широкая и емкая категория, чем «памятник». Поэтому его включение в систему конкретной деятельности государственных и общественных организаций говорит

0 том, что идет процесс пересмотра отношений к прошлому, предусматривающий
различение категорий, служащих векторами развития общества. Слово
«памятник» обозначает понятие, ориентированное на сохранение памяти о
прошлом, воспоминания; «наследие» предусматривает передачу ценностей
предками потомкам не просто на хранение, но и на использование и
приумножение. Памятник - это нечто выпавшее из активной жизни общества и
внедренное в иную обстановку - музеи и заповедники. Наследие - это часть
богатства государства, представляющая собой ресурс социокультурной и
хозяйственной сфер, который может содействовать дальнейшему развитию
общества, региона, страны.

Наследие, таким образом, - это «система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбереженных или созданных предыдущими поколениями, несущих в себе историческую память и представляющих исключительную важность для сохранения культурного генофонда Земли, формирования и дальнейшего развития ноосферы» . Понятие «наследие» приобретает новое звучание, становится эффективным средством воздействия на жизнь современного общества с заглядом в будущее. А культурное наследие, являющееся духовной и материальной ценностью, как достояние всего народа

1 Веденин, Ю. А. Указ. соч. - С. 92, 97.

нуждается в охране. Но для осуществления этой задачи надо выявить сущность культурного наследия, рамки, в которые вмещается это понятие, роль его в жизни социума на протяжении длительной истории взаимодействия общества и природы. Получив полноценное представление об этом феномене, можно разработать методы его охраны, рассматривая в качестве основной единицы и объёма охраны - это важно применительно к нашей теме - всё многообразие расположенных на определенной территории историко-культурных и природных памятников.

В этой связи приобретает актуальность создание информационной базы

0 надгробиях татарского народа как части культурного наследия России. Эта
информация о наследии постоянно должна обновляться и расширяться с учетом
потребностей современной национальной культуры - речь идет о
востребованности всего объема культуры каждого этноса, прежде разделенных
по идеологическому принципу без «противостояния другим культурам, утраты
рычагов взаимодействия и взаимообогащения, без которых невозможно
полнокровное развитие ни одной национальной культуры» .

Исследование внутреннего разнообразия культуры России вызывает потребность в регионализации культурной политики, которая призвана реализовать право регионов не только пользоваться учреждениями культуры, участвовать в культурной жизни и говорить на родном языке, но и сохранять

1 Гусейнов, Ч. Г. Эгно-конфессионалыюе пространство России / Ч. Г. Гусейнов // Ориентиры культурной
политики. - 2003. - № 11. - С. 75.

самобытность местного уклада . В регионе исследования составляются программы развития культуры с разделом «Охрана и использование наследия». Цель их заключается в дальнейшем развитии культуры, в том числе музейного движения в регионе, выявлении и охране памятников как археологических и эпиграфических, так и архитектурных. Программы, принятые объединенными советами, служат своего рода директивой, но по форме они - рекомендательные. И когда руководство районов и городов видит реальную пользу таких акций, стимулирующих социально-экономическое развитие региона, легче продвигать другие задумки, связанные с сохранением культурного наследия.

Через региональную программу можно обеспечить государственную поддержку начинаний, требующих финансовых затрат. С одной стороны, программа - официальный документ, требующий выполнения муниципальным руководством. С другой стороны, чиновник, убедившись, что такая работа способствует экономическому развитию города или района, а отнюдь не мешает решению задач в этом плане, по внутреннему побуждению придерживается пунктов региональной программы.

Формирование экономических, юридических основ охраны и использования наследия решается в Татарстане на государственном уровне. В октябре 1996 года принят Закон Республики Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей». На основе этого документа разработаны различные рекомендации для муниципальных органов, приняты постановления. Утвержден

1 См : Савельев, В. В. Регионализация как условие повышения эффективности культурной политики / В. В. Савельев // Ориентиры культурной политики. - 2003. - № 11. - С. 46.

Республиканский охранный реестр культурных и исторических ценностей. В 2002 году была выпущена I часть реестра, куда включены и несколько памятников, находящихся на территории исследуемого региона. Хотя в Министерство культуры Татарстана был направлен полный перечень предложений о включении культурных и исторических ценностей местного значения в реестр, не все памятники попали в этот документ. В главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры - автор диссертации непосредственно участвовал в этой переписке по должностному своему положению как директор краеведческого музея и ответственный секретарь районного отделения Всероссийского общества охраны памятников (на общественных началах) - пояснили, что это только первая часть документа, не включенные в список памятники будут представлены во второй.

Запрос муниципального органа в Министерство о неполном перечне представленных данных - наглядный пример того, как позитивно меняется отношение к вопросам наследия со стороны руководящих структур местного значения, когда происходит регионализация культурной политики. Они вынуждены признать свою ответственность. Ведь сущность регионализации, возникающей «по вектору «регион - местное самоуправление», - «гармоничное сочетание интересов не только федеративного государства в целом и его частей -субъектов, но и, что не менее важно, - граждан страны» . Представитель

1 Савельев, В. В. Указ. соч. - С. 48.

муниципального органа своими действиями реализует пункты программы, продвигая работу учреждений культуры, обеспечивая повседневную жизнедеятельность людей, их этнокультурные потребности.

Хотя и действует закон Республики Татарстан, отношения в области сохранения, использования, популяризации, государственной охраны объектов культурного наследия народов России регулирует Федеральный закон «Об объектах культурного наследия». Им предусмотрено, что государственная охрана объектов культурного наследия народов Российской Федерации является предметом совместного ведения и является одной из приоритетных задач органов государственной власти России и ее субъектов . В этом законе четко определены основные принципы, цели и задачи организации охраны объектов культурного наследия.

Цель заключается в предотвращении объектов от повреждения, разрушения и уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и недопущения других действий, способных причинить им вред. И наш Основной закон - Конституция Российской Федерации, с одной стороны, дает нам право на доступ к ценностям, с другой -обязывает каждого заботиться о сохранении наследия, беречь памятники.

Современная ситуация свидетельствует о том, что сущность наследия - в отношении общества к нему. Для определения ценности предмета и

1 См : Россия на пороге XXI века : федеральная культурная политика : сб. документов 1991-2002 гг. / сост. Ю. Лукин. - М. : [б. и.], 2002. - С. 7.

необходимости его охраны должен быть введен некий дополнительный параметр. Это - общественный характер ценности, то есть отнесение того или иного объекта в разряд охраняемых на основе общественного согласия .

В настоящее время такая категория культурной политики, как охрана наследия, занимает ведущее место в системе социокультурных процессов, происходящих в России, в Татарстане. Однако эта проблема применительно к тому или иному роду, виду культурного наследия пока мало изучена, нуждается в дальнейших исследованиях.

Постановка проблемы. Культурное наследие состоит из различных объектов. Среди них выделяются надгробные камни с надписями, так называемыми эпитафиями. Они относятся к историческим источникам комплексного вида. Дело в том, что с точки зрения материала, то есть камня, они представляют собой предметы материальной культуры, имеющие практическое значение, а как письменные источники - это документы своеобразного типа. По названию подсобной исторической дисциплины , изучающей надписи на камне, надгробия (их можно назвать надмогильными, надгробными камнями, плитами или стелами) могут быть рассмотрены как эпиграфические объекты культуры, эпиграфические памятники. Но для того, чтобы причислить надгробия к подобным памятникам, следует путем научного исследования их качеств, свойств, признаков, функций доказать, что они таковыми являются. В то же

1 См : Веденин, Ю. А. Указ. соч. - С. 96.

2 См : Монгайт, А. Л. Археология в СССР / Монгайт Александр Львович. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - С. 15.

время надгробия - это и археологические объекты , если охватывают древности региона.

Эпиграфические объекты выделяются в пространстве как синтез материального и духовного начал. Если бы они не представляли собой скульптурное изображение или архитектурный объект, не было бы основы для создания эпитафий, повествующих о динамике духовной жизни народа. Каждый элемент культуры имеет свои материальную и духовную стороны. Чтобы выразить идею, нужна знаковая основа. Только тогда она станет элементом культуры. А материальный объект тоже имеет «одухотворенность», так как содержит некое идейное начало.

Духовная культура относительно автономна, что проявляется в самостоятельном процессе бытования всех форм общественного сознания. Относительную самостоятельность отдельных компонентов культуры, в частности, эпиграфических памятников можно наблюдать в следующем: с изменением экономического базиса они живут долгое время практически в неизменном виде. Отражая обычаи, обряды, верования, мировосприятие, этические и эстетические предпочтения, эпиграфические объекты в меньшей степени зависят от экономического строя. Сохраненные в регионе надгробия, отражающие период с ХУШ до второй половины XX века, однородны по своему внешнему виду и содержанию.

1 См : Амальрик, А. С. В поисках исчезнувших цивилизаций / Алексей Амальрик, Александр Монгайт. - М. : Изд-во АН СССР, 1959. - С. 4.

Степень научной разработанности темы. Интерес к эпиграфическим памятникам как к особым предметам культуры существовал давно. Начало изучения эпиграфических памятников связано с именем Петра 1. Во время посещения в 1722 году разрушенного города Булгар он обратил внимание на большие камни с арабскими письменами и велел казанскому губернатору А. П. Салтыкову сделать копии пятидесяти надписей для кунсткамеры. По его приказу эта работа была выполнена ахуном - священнослужителем Кадыр-Мухаммедом Сунчелеевым и переводчиком Юсупом Ижбулатовым. Судьба отправленного в Петербург текста неизвестна .

Казанская копия в 1762 году попала в руки командированного подполковника А. М. Свечина, переписанный им список в 1879 был опубликован историком П. В. Калачевым. В 1771 году переводы текстов надгробий на русский язык опубликовал академик И. И. Лепехин. Но такой список без текстов на основе арабской графики не представлял научной ценности. И в 1831 году был издан труд немецкого ученого Г. Ю. Клапрота, работавшего в Петербургской Академии наук. Данный список отличался от всех ранее опубликованных наличием варианта текстов надмогильных камней, выполненных арабским шрифтом. В следующем году профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман в журнале «Заволжский муравей» опубликовал перевод работы немецкого ученого на русский язык.

1 См : Хакимзянов, Ф. С. Язык эпитафий волжских булгар / Хакимзянов Фарид Сабирзянович. - М. : Наука, 1978. - С. 5-7.

В 1846 году эпиграфические памятники Булгара изучил профессор Казанского университета И. Н. Березин, отметив, что большинство надгробий петровской эпохи уже исчезли. Но им были обнаружены новые камни. Критически исследовав труды предшественников, он выявил в них неточности, в то же время повторил их ошибки в определении дат создания памятников .

Значительный вклад в эту область науки внес преподаватель турецко-татарского языка Санкт-Петербургского университета Хусаин Фаизханов, определивший даты памятников путем лингвистического анализа текстов. Его статья была опубликована в 1863 году.

Особенно оживилось изучение надгробных текстов с образованием в 1878 году Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Работа стала проводиться планомерно, на основе научного анализа, с публикацией результатов в изданиях Общества. В этот плодотворный период конца XIX - начала XX веков выделяются труды Илиодора Износкова (1893 г.), Николая Катанова (1905 г.), Гайнетдина Ахмарова. Выпущенная в 1902 году монография Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши» дала новый импульс процессу изучения надгробных текстов. Им было доказано, что эпиграфические памятники волжских булгар могут служить источниками при изучении истории как татарского, так и чувашского языков. История изучения татарских надгробий связана и с именем крупного просветителя XIX века КаюмаНасыри.

1 См : Мухаметшин, Д. Г. Эпиграфические памятники города Булгар / Джавдат Мухаметшин, Фарид Хакимзянов. -Казань: Таткнигоиздат, 1987. - С. 30.

В 20-х годах XX столетия вновь появился интерес к изучению надгробий татарского народа. Это связано с организацией в 1927-1928 годах экспедиции Общества татароведения по районам республики. В итоговых трудах ее участников впервые проводится комплексный анализ эпиграфических памятников ХУП-ХУШ веков. Это - важный момент в истории вопроса, ибо сущность надгробий, сохранившихся в регионе, может позволить раскрыть лишь этнокультурный компонент. С этого времени памятники эпиграфики рассматриваются не только с лингвистической точки зрения - в поле исследований ученых включаются и орнаментика, и палеография .

Когда в 1939 году был создан Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и искусства (ныне ИЯЛИ), работа по изучению эпиграфических памятников татарского народа приняла системный характер. В 1941 году комиссия при институте провела учет эпиграфических памятников. В 40-е годы появились работы руководителя группы Н. Ф. Калинина, С. Е. Малова

и других .

Особое место в изучении надгробий Татарстана занимает научная деятельность Г. В. Юсупова. Неоценим его вклад в эпиграфику. Памятники проанализированы им по хронологическому, типологическому и частично

1 См : Юсупов, Г. В. Булгаро-татарские эпиграфические памятники ХШ-ХУП веков: автореф. дис. ... канд. ист.
наук / Юсупов Гарун Валеевич. - Уфа, 1952. - С. 13-15.

2 См : Калинин, Н. Ф. Итоги работы комиссии по булгаро-татарской эпиграфике / Калинин Николай Филиппович.
-Казань: [б. и.], 1942.

Малов, С. Е. Булгарские и татарские эпиграфические памятники / С. Е. Малов // Эпиграфика Востока. - 1947. - №

1.-С. 38-45.

Малов, С. Е. Булгарская и татарская эпиграфика / С. Е. Малов // Эпиграфика Востока. - 1948. - № 2.

Малов, С. Е. Памятники древнетюркской письменности / Малов Сергей Ефимович. - М.-Л. : Изд-во АН СССР

(Ленинградское отделение), 1951.

лингвистическому принципам, дана их классификация путем сравнительного изучения надгробий ХШ-Х1У и ХУ-ХУ1 веков.

В 1966 году он обнаружил в исследуемом регионе эпиграфические памятники XIУ века. Результаты его исследований были опубликованы лишь в 1981 году посмертно . В 1974 году часть территории края была обследована М. И. Ахметзяновым. Эта работа была продолжена им до 1980 года, когда он побывал здесь вместе с Ф. С. Хакимзяновым, который отразил результаты изучения надгробий Х1У века в своей монографии. За это время М. И. Ахметзяновым были обнаружены и прочитаны сотни надписей на надгробных камнях, родословные населения Приикского бассейна.

В одном из своих отчетов о полевых исследованиях ученый дает описание памятников XIУ века, с которых начинается эпиграфическая культура края. Впоследствии в силу сложившихся исторических обстоятельств этот вид творчества татарского народа был предан забвению. Обновление татарской эпиграфической культуры начинается, по мнению ученого, с последней четверти ХУШ века. Подчеркивая уникальность региона, где обнаружены несколько надмогильных камней ХУШ столетия, он отмечает, что на все районы Заказанья сохранился лишь один надмогильный памятник, относящийся к ХУШ веку .

Когда в 90-х годах прошлого века в связи с переменами в политической системе, появлением новых социокультурных ориентиров возрос интерес к

1 См : Мухаметшин, Д. Г. Об эпиграфических памятниках Восточного Закамья // Об исторических памятниках по
долинам Камы и Белой. - Казань : Изд-во КФ АН СССР, 1981. - С. 136-140.

2 См : Эпиграфические памятники Азнакаевского района : отчет о НИР / ИЯЛИ. - Казань :8с- исполн. :
Ахметзянов М.И.

3 См : Ахметзянов, М. И. На пути изучения эпиграфических памятников / Марсель Ахметзянов // Маяк. - 2002. - 30
июля. - С. 2.

культурному наследию прошлого, в Татарстане начала расширяться сеть краеведческих музеев, развернувших научно-исследовательскую работу по изучению истории и культуры народов региона. В столице нефтяного края -городе Альметьевске на базе нефтегазодобывающего управления были созданы фонд и научно-творческая группа для подготовки фундаментального труда по истории и культуре региона под названием «Альметьевская энциклопедия». В эту работу был подключен и М. И. Ахметзянов, ранее изучавший духовную культуру татар края по сохранившимся надгробиям, рукописным книгам и родословным. По заданию научно-творческой группы в 1997 году им были изучены эпиграфические памятники Альметьевского района, в результате этой работы выпущены книги «Восточные районы Закамья и история татарской литературы» (1999), «Эпиграфика Альметьевского региона» (2000). В том же году по приглашению Азнакаевского краеведческого музея он обследовал - в этих экспедициях принимал участие и автор диссертации - ранее изученные в 1970-80-х годах кладбища, где были добыты интересные фактографические материалы. В результате надгробия с надписями на основе арабской графики были сфотографированы, тексты расшифрованы и переведены на современный татарский язык. Итогом этих исследований явилась книга «Летопись одного знатного рода» (2001). Позже с включением части обследованного материала увидела свет книга «Ногайская орда» (2002), где путем научного анализа текстов найденных родословий и эпитафий ученый доказал, что земли региона хранят культурную память о народах просуществовавшей в этих краях в Х1У-ХУП веках

Ногайской орды.

Влияние народов кипчако-ногайского происхождения на этногенез и культурогенез татар выражено на надгробиях региона. Ф. С. Хакимзянов выявлял лингвистические стороны текстов надписей, пытаясь найти в них булгарские корни. Д. Г. Мухаметшин на основе собранного Г. В. Юсуповым материала раскрыл смысл орнаментальных мотивов, причислив эпиграфические памятники на основании результатов своего исследования к булгарским.

В исследованиях М. И. Ахметзянова уже наблюдается комплексный подход к рассмотрению эпиграфики края. В поле зрения ученого как исторические, так и лингвистические, литературоведческие моменты, характерные для каменных надгробий Юго-Востока. Он выдвигает версию татарского происхождения эпиграфики региона, относящейся к Х1У веку.

В монографии «Эпиграфика Альметьевского региона» ученый представил фотоснимки надгробий с текстами двух видов: как на основе арабской графики, так и с их дешифровкой на татарский язык. Подчеркивая, что трудов по эпиграфике региона пока еще нет (за исключением его труда, выпущенного годом раньше), в предисловии к книге он пишет, что в изучении истории этой области духовной культуры народа не должно быть белых пятен. Ученый отмечает, что для изучения проблемы, в первую очередь, необходимо собрать и провести анализ подлинных исторических источников. А они, эти материалы,

1 См : Рамазанова, Д. Б. Татары Восточного Закамья : их распространение, особенности говора / Рамазанова Дария Байрамовна. - Казань : Магариф, 2001. - С. 14.

сконцентрированы на древних и современных кладбищах в форме надгробных надписей .

Данное напутствие ученого, прозвучавшее как завет молодым, определило выбор диссертантом темы и объекта исследования - надгробий в контексте национальной культуры татарского народа. При этом надо отметить, что исследователи надгробий Юго-Восточного региона, много сделавшие для выявления, систематизации, анализа надгробий, подходили, однако, к изучению этих объектов в соответствии со своим замыслом, более фиксирующим, фактографическим, нежели аналитическим - односторонне, узко.

Научная новизна диссертации состоит в том, что эпиграфические памятники не только Юго-Востока, но и всего Татарстана впервые рассматриваются в аспекте культурологии всесторонне, анализируются комплексно с мировоззренческой, этико-эстетической, исторической и лингвистической позиций. Если в ранних исследованиях проблема отражена описательно, то в данном исследовании она трактуется с позиций этнокультурной, национальной значимости. Кроме того, впервые вводится в оборот корпус неопубликованных источников, собранных автором во время археографических экспедиций по региону исследования. Надо, помимо того, подчеркнуть, говоря о новизне исследования, что удаленный от центра регион, выбранный для анализа, малоизучен как в историческом, так и в этнокультурном плане, и тому есть причины, как представляется, идеологического порядка - в

1 См : Ахметзянов, М.И. Эпиграфика Альметьевского региона /Ахметзянов Марсель Ибрагимович. - Казань : Магариф, 2000. - С. 6.

советские годы не очень поощрялось изучение эпиграфики, особенно если она была связана с религией - исламом.

Цель исследования - на основе теоретического анализа надгробий в аспекте обобщения проблем, связанных с сохранением и использованием эпиграфических памятников:

аргументировать принадлежность надгробий к памятникам истории и культуры народа на основе описания их признаков, свойств и функций;

доказать, что они являются историческими документами эпохи;

рассмотреть надгробия как хранилище языка и письменности народа;

выявить своеобразие надгробий путем рассмотрения мировосприятия, образа жизни, этических представлений народа, отраженных в эпитафиях;

изучить надгробия с эстетических позиций как художественные явления;

предложить методы сохранения и использования памятников для духовного возрождения общества на современном этапе.

Объектом исследования являются надгробия Юго-Востока Татарстана, частично входящего в Восточное Закамье, граничащего по реке Ик с территорией Башкортостана. Эта территория к востоку от Волги и к югу от Камы разделена долиной реки Шешмы на две части: Западное и Восточное Закамье. Поэтому регион будет рассматриваться как Восточное Закамье и Юго-Восток, выступающие в качестве макро-и микроуровней регионального разделения.

Рельеф региона определяется Бугульминским, а на западе - Шугуровским плато, которые, в свою очередь, перерезаются долинами рек Шешма, Зай, Ик,

Мензеля, Мелля.

Предмет исследования - этнокультурные параметры в надгробиях исследуемого региона, позволяющие причислить их к памятникам национальной культуры.

Теоретической и методологической основой диссертации стала совокупность идей, теорий, концепций, содержащихся в трудах российских, татарстанских ученых - Ю. А. Веденина, М. И. Ахметзянова, П. В. Боярского, Е. П. Казакова, А. М. Кулемзина, Ю. М. Лотмана, Д. Г. Мухаметшина, А. Я. Флиера, Ф. С. Хакимзянова, Г. М. Давлетшина, С. М. Червонной, Г. В. Юсупова и других. В работе нашли применение предложенные ими сравнительно-исторический, типологический и конкретно-практический подходы к исследованию надгробий в контексте национальной культуры. Основным является сравнительно-исторический метод.

В качестве источников диссертантом использованы книги М. И. Ахметзянова «Восточные районы Закамья и история татарской литературы», «Летопись одного знатного рода», «Ногайская орда», «Эпиграфика Альметьевского региона», где опубликованы фотоснимки надгробий региона с текстом на основе арабской графики и переводом на современный татарский язык. В изданиях «Летопись одного знатного рода» и «Ногайская орда» помещены фотоснимки и надписи надгробий, изученных во время археографической экспедиций 2000 года при участии автора диссертации. Неопубликованные источники, на которые опирается автор, выявленные в экспедиции, представляют собой свод эпитафий более чем ста надгробий региона,

обнаруженных на кладбищах сел: 25 (Чалпинское), 17 (Асеевское), 18

(Урсаевское), по 10 (Старлинское, Уразаевское, Какре-Елгинское), 6 (Ильбякское), по 4 (Сапеевское, Урманаевское, Сарлинское), по 2 (Тумутукское, Митряевское).

Практическая значимость работы определена:

во-первых, внедрением в общество - через лекционную деятельность, разного рода мероприятия, проводимые краеведческими музеями, выступления в печати, на радио и телевидении, на различных научных конференциях исследованных результатов, показывающих надгробия как ценный объект духовной культуры, призванный воздействовать на сознание личности, ее этико-эстетическое воспитание, формирование исторического мышления;

во-вторых, попыткой предложить программу по возрождению эпиграфической культуры в сфере ритуального бизнеса.

Реализация поставленных как научных, так и практических задач определила структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Признаки, свойства, функции надгробия

Надгробие представляет собой материальный аспект культуры, своего рода архитектурное сооружение малых размеров со своей технологией изготовления и использования, который дает человеку возможность соприкоснуться с ним, лицезреть его и выразить к нему свое отношение.

Объект исследования включен в социальную систему, носит общественный, духовный, этический характер, выражаемый в символической форме, посредством письменности (в данном случае рунической и арабской), языка (татарского, арабского), орнаментов и знаков. Через надгробия можно постичь мировосприятия народа, они служат своеобразным хранилищем языка и письменности населения, фиксирующим этические нормы и представления, могут выступить аналогом художественного творения.

Поскольку в данном диссертационном исследовании освещается этнокультурный компонент, сохраненный в надгробиях региона, необходимо обратиться к теории культурогенеза А. Я. Флиера. Выделяя «постгенетическую» стадию этого процесса, он сводит его к «непрерывной интерпретации и реинтерпретации актуальных культурных форм» . В противном случае данная культура не может выжить, то есть сохранять «нерасчленимое единство религиозного, эстетического, социального аспектов.., отражая каждую частную его составляющую» , тем самым охватывать всю культурно-историческую систему. Только определение места историко-культурного объекта в системе ценностей позволяет рассмотреть его как памятник.

Для решения вопроса о причислении объекта данного исследования к памятнику необходимо рассмотреть надгробия на основе методологического подхода, разработанного А. М. Кулемзиным. Он считает памятники истории и культуры своеобразным феноменом «исторического и культурного развития общества, возникающим в результате деятельности людей». Но при этом они должны обладать определенными признаками и свойствами, благодаря использованию которых в обществе эти объекты начинают выполнять социальные функции .

Чтобы выяснить, являются ли исследованные надгробия Юго-Восточного региона памятниками истории и культуры, следует определить их качественные стороны: признаки, свойства, функции. Они должны обладать такими признаками, то есть приметами внешнего характера, по которым можно отличить их, как материальность, антропогенность, недвижимость.

Что касается вопроса о материальности, надгробия, действительно, представляют собой «тело», имеют размеры, вес, форму, тверды по своей консистенции, выполнены из серого местного минерала под названием «доломит», в редких случаях - из белого известняка, также добываемого в регионе. Использование для надгробий того или иного камня зависит от того, какой источник или месторождение находится ближе к населенному пункту. Ведь регион исследования занимает большую территорию, части которой отличаются географическими особенностями.

Надгробие как исторический документ

Надмогильные стелы, сохранившие два вида письменности -древнетюркскую и арабскую, прежде всего, служат источником информации, под коей подразумеваются любые сведения, содержащиеся в надгробиях. Будучи объектами историко-культурного значения, они высвечивают те или иные грани жизни социума в прошлом. Эпитафии на надмогильных камнях выполняют функцию исторических документов, ибо отражают процесс заселения избранной для исследования территории, которую занимает Юго-Восточный регион Татарстана, миграционные процессы, с чем вызваны основания населенных пунктов, историю известных фамилий края. Достоверность информации, заключенной в надписях, подтверждается письменными первоисточниками исторического характера, например, текстами родословных известных фамилий края, которые были в прошлом и продолжают сегодня свою деятельность во имя народа и своей малой родины. Наличествуют также тексты эпитафий, являющиеся порой единственными источниками исторической информации, документами эпохи, в которую были созданы надгробия.

Ценность памятников истории и культуры - в масштабности или локальности описанного события, отраженных в них социально-политических, этических и эстетических идеалах народа, существовавшего в период создания этих рукотворных объектов, в том числе, и надгробий.

В информации о прошлом важна ее достоверность. «Подлинность источника, - подчеркивает А. М. Кулемзин, - является основным условием достоверности, потому что информация о прошлом, заложенная в памятниках, имеет принципиальное значение для установления факта исторической истины. Именно поэтому в интерпретации исторических событий более всего допускалось и допускается фальсификация. Отсутствие подлинника - первоисточника аутентичной информации лишает возможности опровергнуть фальсификацию установить истину» . Если хранящаяся в памятниках информация аутентична, то такой объект непременно должен быть сохранен для будущих поколений, потому что надпись на нем представляет собой важный по своему содержанию исторический документ. И потому информацию, которую содержат надписи на надмогильных камнях, можно считать исторической.

Надгробия представляют собой кладезь кодовых знаков, раскрывающих историю Юго-Востока Татарстана. Как заметили в свое время крупнейшие археологи республики Е. П. Казаков, П. Н. Старостин, А. X. Халиков, изучавшие прошлое человеческого общества по вещественным историческим источникам, они - «немые свидетели давно прошедших времен и надежные источники, в большинстве своем единственные, в деле восстановления древней и средневековой истории края.., в том числе и истории татарского народа» Вместе с тем они подчеркивали важность памятников, оставленных предками современных народов Поволжья и Приуралья для изучения вопросов происхождения финноугорских и тюркоязычных народов Восточной Европы.

Для выявления сущности рождения культурной системы этноса необходимо раскрыть особый исторический опыт, характерный лишь этому образованию. Немаловажную роль в создании этнокультурной специфики региона исследования сыграли и политические мотивы, продиктованные включением этой локальной территории в состав государственного объединения, известного с XIУ века как Ногайская орда. Ногайско-кипчакский компонент с характерными древнетюркскими элементами способствовал появлению в этой зоне особого пласта культуры татарского народа, который до настоящего времени служит маркером идентичности этноса в Юго-Восточной зоне Татарстана.

Если в период существования на территории Юго-Востока Ногайской орды основное население восприняло характерные для кипчако-ногайцев черты их культуры, то разницы между собственно сформировавшимися как этнос в тот период татарами и ногайцами почти что и не существовало. Но когда в ХУЛ веке это государственное образование ослабло и распалось, они, вынужденные покинуть территорию своего бытования, стали рассматриваться как два разных народа, хотя различие это относительно, ибо культурные черты, унаследованные от кипчако-ногайцев, и сейчас можно наблюдать на предметах материальной и духовной культуры. Будучи в составе разных государств, народ воспринимает традиции той среды, где обитает, что приводит к появлению этнокультурных различий.

Надгробие в аспекте миросозерцания народа

Культурное наследие, как уже сказано, включает в себя огромный пласт. Но поскольку интерес для данного исследования представляют те элементы наследия, которые раскрывают духовную деятельность людей в прошлом и настоящем, необходимо обратиться к рассмотрению надгробий как источников, сохранивших сведения о мировоззренческих установках народа.

Одна из сфер культуры - идеология, выражающая мировосприятие народа. Чтобы раскрыть ее сущность, прежде всего, необходимо рассмотреть миросозерцание. Система взглядов народа на мир и место человека в нем, отношение к окружающему и к самому себе, его убеждения и ценностные ориентации позволяют выявить уровень культурного развития человека, влияют на иные сферы его духовной жизни.

Всю систему миропредставлений исследуемого общества, включая мифологические воззрения, религиозные верования, идеологию, нравы, мораль, этические нормы, образ жизни, А. Я. Флиер называет «картиной мира», воссозданной благодаря знакам и их значениям. Подчеркивая, что полностью восстановить «культурную картину мира» невозможно, ее рамки он ограничивает исторически сохранившимися текстами преимущественно элитарной, религиозной субкультур, к которым можно причислить и вековые надгробия региона.

Действительно, «картину мира» сословий и социальных групп, у которых не сохранились тексты, отражающие их мировоззрение, можно представить лишь на основе археологических данных, по временам позднего средневековья. Являя собой археологические объекты, надгробия Х1У века содержат надписи знаково-символического характера, рассказывающие об образе жизни, нравах, этических нормах, моральных устоях представителей высшего сословия общества. Эпитафии представляют собой часть «культурной картины» того мира, который оставил тексты.

Когда место примитивных верований и культов занимает религиозное мышление, жизнь человека соотносится с верой в сверхъестественное мировое начало, вырабатываются ценностные ориентиры народа. Понимая под религией особую систему, которая связывает людей с Богом, содействует поиску пути к нему, освобождает его от всего недостойного, теологи объясняют это тем, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Если человек проторит путь к Богу, то получит возможность подняться до высот Вселенского покоя и блаженства в своем бессмертии. Религия предстает как система, призванная к налаживанию, восстановлению связи; как «связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего», как «чувство зависимости человека от бесконечного». Рассматривая ее как целостную систему, присущую нашему миру, но проявляющуюся в различных формах в зависимости от уровня культуры общества на том или ином этапе развития, можно наблюдать ее развитие, тенденции в ее функционировании. Как сложное историческое явление культуры, она обладает своей сущностью, структурой, связями с различными явлениями материального и духовного мира. В процессе развития религии наблюдаются стадии ее становления, изменения. Но трансформация ее конкретно-исторических форм нисколько не влияет на ее сущность, основные элементы, что еще не раз будет доказано при анализе объекта исследования.

История формирования религиозного сознания народа всегда связана с мифологическими представлениями. А мифы, отражающие образ мыслей человека, - главная ступень в процессе познания мира. Благодаря им и начинается в человеке развитие культурного начала.

Предки татарского народа: гунны, древние тюрки, булгары, кипчаки -поклонялись Небу, Космосу, различным духам и демонам. Гунны и древние тюрки каждый день встречали солнце, все обряды совершали в соответствии с его движением. И ориентацию на местности осуществляли с учетом положения солнца. Поклоняясь небу и расположенным на нем луне, звездам, особо выделяя солнце, древние тюрки рассматривали его как духовное начало, называемое Тенгри.

Похожие диссертации на Надгробие в контексте национальной культуры : на материале Юго-Востока Татарстана