Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности формирования культурных индустрий в национальном регионе России (на примере Республики Саха (Якутия)) Левочкин Владислав Валерьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левочкин Владислав Валерьевич. Особенности формирования культурных индустрий в национальном регионе России (на примере Республики Саха (Якутия)): диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Левочкин Владислав Валерьевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»], 2018.- 233 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Культурные индустрии как социальный фактор регионального развития 21

1.1. Понятийно-теоретические аспекты и актуальные подходы к изучению культурных индустрий в мировой практике 21

1.2. Отечественная культурология о культурных индустриях 51

1.3. Особенности развития культурных индустрий в отдельных регионах России 62

Глава II. Культурные индустрии Якутии 81

2.1. Социокультурные факторы формирования культурных индустрий в Республике Саха .81

2.2. Индустрия национальных празднований и массовых театрализованных представлений 114

2.3. Феномен развития якутской киноиндустрии 130

Заключение 156

Список использованных источников и литературы 160

Приложение .196

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Проблема изучения

формирования культурных индустрий – одна из наиболее популярных и перспективных тем современной культурологии. Растущее внимание к культурным индустриям и их быстрое принятие в качестве общей модели для решения задач важнейших экономических, политических и социальных преобразований привели к тому, что они стали ключевым пунктом повестки при формировании государственной культурной политики и стратегического планирования регионов.

Термин «культурные индустрии» был введен в 1947 году основателями Франкфуртской школы социальной философии Т. Адорно и М. Хоркхаймером в работе «Диалектика Просвещения»1. Понятие имеет амбивалентный характер и было употреблено в полемической манере, чтобы описать непримиримое противоречие между культурой и экономикой. Авторы термина считали, что культурная индустрия или «культуриндустрия» (первоначально речь велась об индустрии в единственном числе, как о цельном явлении) не несет в себе ценностных ориентиров, не направлена на духовное обогащение и просвещение человека, а является, по сути, бизнесом развлечений. Это мнение может быть обоснованным и в настоящее время, когда массовая культура, вытесняя собой все остальные виды творчества и самовыражения, порождает искусственные и ложные потребности, приводящие человека к потере самоидентификации и деградации. Данная проблематика становится все более актуальной в условиях глобализации и унификации культур в современном постиндустриальном обществе, а также усиливающегося гуманитарного кризиса, наблюдаемого на их фоне в разных областях жизнедеятельности человека.

Между тем, сфера культурных индустрий сегодня оказывает и обратное, «очеловечивающее» воздействие на принципы массового производства и потребления. Массы становятся образованнее, повышаются их требования к качеству продукции культуры, что приводит к смещению классических водоразделов элитарного и массового, а также развитию вариативности, переходящей в индивидуализацию предложения, способного удовлетворить любые возникающие запросы, насколько бы взыскательными они ни были. В целом творческий потенциал культурного воспроизводства в современном обществе становится все более очевидным, благодаря воздействию такого подхода на другие, высокотехнологичные и промышленные производства и формированию креативной экономики.

Научный интерес в России к культурным индустриям и принципам их функционирования за последние годы значительно возрос, что вызвано как задачами качественного обновления российской экономики и поисками инновационных путей развития, так и необходимостью определения новых форм работы в решении задач по обеспечению высокого уровня бытового культурного

1Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно, пер. с нем. М.Кузнецова – М.: Медиум, СПб: Ювента, 1997. – 312 с.

развития в обществе. Учитывая социально-общественную значимость проблемы,
можно признать актуальность исследования в общенациональном значении,
поскольку те процессы, которые происходят на уровне региона, как особый вид
социокультурной практики, можно соотнести с формированием единого
культурного пространства в современной России. Актуальность исследования
обусловлена необходимостью совершенствования стратегии культурной

политики, направленной на сохранение и приумножение культурного потенциала народов России, укрепление духовных и нравственных ценностей и повышение уровня жизни населения.

В настоящий момент в России накапливаются теоретические и прикладные
исследования культурных индустрий на региональном уровне, появляется
возможность выявить общие и отличительные черты этого процесса. В
Республике Саха сформирована достаточная база для подробного изучения
становления культурных индустрий, которые до сих пор не становились
предметом отдельного научного интереса. Культурологический анализ позволяет
рассмотреть культурные индустрии региона в качестве динамично

развивающегося, противоречивого явления, требующего осознанного воздействия со стороны акторов культурной политики. В этой связи исследование практического опыта республики в части выработки подходов по управлению процессами развития культурных индустрий представляется важным для прикладной науки.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению
культурных индустрий, с того времени, как это понятие было введено в научный
оборот, неуклонно растет. В наибольшей степени тема проработана в
исследованиях зарубежных, преимущественно европейских и американских
авторов. В ходе исследования культурных индустрий сформировались два
основных подхода в соответствии с развитием этимологии данного понятия.
Исследования, которые можно условно отнести к первой группе,

сконцентрированы на вопросах генезиса и специфики самих культурных индустрий (М. Хоркхаймер и Т. Адорно, Дж. О’Коннор, К. Смит, А. Пратт, Дж. Хартли, Ч. Лэндри, Д. Тросби, Дж. Браун, Д. Хезмондалш, Б. Бухло). К данной группе работ можно также отнести сборники, подготовленные этими и другими авторами в рамках деятельности агентств культурных, творческих и креативных индустрий, таких как европейские агентства «Comedia», «Arts and Business», «EUCLID».

Культурные индустрии могут рассматриваться как отдельный сегмент творческих или креативных индустрий, включающий в себя именно те направления творческой деятельности, которые помимо непосредственно индустриальных признаков имеют соотношение с отраслями культуры. Эта категория вычленяет из всего объема творческих (креативных) индустрий именно то, что влияет на процесс развития национальной культуры и также само подвергается ее влиянию. Значительная часть исследований актуализирует вопросы формирования креативной экономики, как следующего этапа развития производства и в целом человеческой цивилизации (Э. Торренс, Н. Гарнхэм,

Э. Гулднер, Дж. Пайн и Дж. Гилмор, Р. Ингелхарт, Ф. Матарассо, К. Эррера, Э. Росс, Г. Coкс, Дж. Поттс и С. Каннингем, Х. Бахши, Ф. Бернарди, Д. Хокинс, К. Негус и М. Пикеринг, К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, Р. Флорида и др.).

К исследованиям второй условной группы можно отнести те работы, которые посвящены отдельным направлениям или сегментам культурных индустрий: популярная и эстрадная музыка, аудиовизуальные индустрии, массовые представления, народные промыслы, культурный туризм. Большое число научных и статистических организаций специализируется на изучении изменений в содержании и емкости различных секторов культурных индустрий. Так, например, Международная организация труда (МОТ, International Labour Organization (англ.), ILO) – специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами регулирования трудовых отношений – регулярно проводит исследования по продвижению и развитию культуры посредством создания рабочих мест и малых предприятий в этом секторе в различных странах. Подобные работы часто имеют характер социологических исследований, но отдельные их элементы интересны и в культурологическом плане в русле развития антропологической сферы знаний.

В российской науке феномен культурных индустрий стал изучаться активно
в последние десятилетия. Хотя массовой культуре было посвящено обширное
количество монографий и статей в советский и постсоветский период, она в
основном рассматривалась фрагментарно и с категорично критических позиций, в
качестве суррогата подлинной культуры. Другая часть отечественных
исследований рассматривает массовую культуру, например, массовые зрелища и
их механизмы организации и проведения в отношении прикладного
использования их агитационных возможностей (В.К. Айзенштадт, А.И. Чечетин,
Д.М. Генкин и др.). К числу отечественных авторов, уделяющих отдельное
внимание вопросу культурных индустрий в современном значении этого понятия,
можно отнести Е.В. Зеленцову, В.В. Чижикова, И.А. Купцову, В.Э. Гордина,
А.В. Бубенцову, А.Я. Флиера, Л.М. Мосолову, А.В. Коневу, В.Б. Волкову, Е.Ю.
Терещенко, Д.А. Щукина и др. Вопросам культурных индустрий были посвящены
также сборники, изданные за последние годы коллективами университетов в
разных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Казань, Омск,
Улан-Удэ, Краснодар и другие). Здесь можно отметить значительный вклад
Российского государственного педагогического университета имени

А.И. Герцена, выпустившего серию сборников исследований о современном состоянии культурных индустрий в различных регионах России.

Особенности формирования и функционирования культурных индустрий в регионах России проанализированы в работах Ю.В. Темного, Е.О. Таппасхановой, И.А. Купцовой, Н.С. Матющенко, Л.М. Мосоловой, В.Э. Гордина, Р.М. Валеева, Ю.О. Папушиной и М.В. Матецкой, Л.В. Секретовой, Д.Н. Караваевой, М.Л. Магидович, Е.Ю. Терещенко, Д.А. Щукина, З.М. Ханбабаевой, А.В. Кудиновой, В.Б. Волковой. Данными авторами изучена специфика культурных индустрий, получивших развитие в Татарстане, Кабардино-Балкарии, Мурманской области, Орловской области, Ленинградской области, Омской области, Казахстане,

Дагестане, Краснодарском крае и Челябинской области. Изучение отдельных
секторов культурных индустрий в отечественной культурологической науке
достаточно развито с начала 2000-х годов (И.Ф. Ковшарь, Ю.В. Темный,
К.Э. Разлогов, Г.А. Аванесова , Е.О. Таппасханова, Е.В. Васильева и

А.В. Удякова, Е.Л. Катасонова, А.В. Васильев и другие исследователи).

Поскольку системного исследования, посвященного теме развития
культурных индустрий в Республике Саха (Якутия), в полной мере не
предпринималось, в качестве теоретической и прикладной базы были
использованы исследования отдельных сегментов культурных индустрий и
других аспектов культурного процесса в данном регионе, рассмотренные в трудах
А.П. Окладникова, О.В. Шлыковой, В.Д. Михайлова, В.А. Чусовской,

У.А. Винокуровой, В.В. Илларионова, Г.П. Башарина, А.Г. Лукиной,

Н.И. Докторовой, Н.И. Головневой, З.Г. Павловой, А.Е. Захаровой, И.В. Пухова,
И.В. Покатиловой, Л.А. Кузьминой, С.В. Никифоровой, Н.С. Попова,

Е.П. Винокуровой, Б.Ф. Неустроева, А.В. Кыласова, Е.А. Истягиной-Елисеевой,
А.Н. Зверевой, Е.Г. Карповой, Ч.К. Скрыбыкиной, В.А. Босикова,

В.С. Никифоровой, С.С. Игнатьевой, С.В. Максимовой, Л.В. Платоновой,

И.С. Жараева, С.Н. Сивцева, А.Л. Габышевой, Г.Г. Неустроевой,

Л.Е. Шишигиной, С.Н. Анашкина и других.

Как видим, в современной научной литературе объем исследований культурных индустрий активно растет, формируя все новые проблемные локусы и категории. Можно отметить, что в большей степени научный интерес вызывают экономические и маркетинговые категории процесса формирования культурных индустрий в современном российском обществе, и в этом отношении накоплен немалый теоретический и эмпирический опыт. Тем не менее, анализ научных работ по данной теме позволяет утверждать, что исследований культурных индустрий различных регионов, в том числе Якутии, в контексте культурологического анализа в настоящее время недостаточно. Это определяет проблематику настоящей работы.

Объектом исследования является сфера культурных индустрий как составляющая процесса сохранения и развития культурного наследия в современном обществе.

Предмет исследования – особенности формирования культурных

индустрий в национальном регионе России на примере Республики Саха (Якутия).

Целью работы является исследование и описание особенностей формирования культурных индустрий Якутии.

Задачи диссертационного исследования:

определить понятийно-теоретические аспекты и актуальные подходы к изучению культурных индустрий в мировой практике;

изучить отечественную практику в исследовании явлений культурных индустрий, выявить общую проблематику их формирования в национальных регионах;

рассмотреть особенности развития культурных индустрий на современном
этапе управления региональной культурной политикой;

выявить социокультурные факторы, способствующие становлению
культурных индустрий в Республике Саха;

изучить потенциал индустрии национальных празднований и массовых театрализованных представлений в Республике Саха;

проанализировать феномен якутской киноиндустрии, основные этапы и тенденции развития.

Эмпирическая база исследования включает в себя общегосударственные
и ведомственные нормативно-правовые акты, региональные программы и
регламенты, данные официальных органов статистики, данные опросов,
проведенных уполномоченными государственными учреждениями.

Задействованы также методы эмпирического уровня: авторское прикладное социологическое анкетирование, обобщение полученных опросных данных, а также измерение и сопоставление показателей, полученных из различных официальных источников, исследований Госкомстата и статистики Министерства культуры Российской Федерации. При изучении механизмов осуществления культурной политики приводятся параметры соответствующих государственных программ, а также их сравнительные характеристики с программами других регионов. Все методы вместе с анализом исследований в области культуры в Республике Саха позволяют сформировать достаточную эмпирическую базу для очертания основных характеристик процесса формирования культурных индустрий в данном регионе.

Теоретико-методологическая база исследования опирается на системный подход к решению поставленной проблемы с использованием комплексного метода, исходя из ее культурологической специфики. Исходя из этого, важное значение для темы диссертационного исследования имеют труды зарубежных и отечественных ученых и практиков, посвященные вопросам регионального развития, государственного регулирования культурной политики, глобализации и регионализации культуры, проблемам сохранения и оценки культурного потенциала, производства и потребления культурных благ. Теоретическая база исследования строится на концепциях «постиндустриального общества» Д. Белла, «информационного общества» и «общества сетевых структур» М. Кастельса, «креативной экономики» Дж. Хокинса, «культурной экономики» Д. Тросби, чьи идеи послужили основой для классификации культурных, креативных и творческих индустрий. На построение методологии исследования в части анализа общих подходов к изучению особенностей массовой культуры и культурной политики в рамках диссертационного исследования оказали влияние положения теорий Э.С. Маркаряна, В.С. Степина, М.С. Кагана, Л.Г. Ионина, А.Я. Флиера, О.Н. Астафьевой, Т.В. Адриановой. Особое значение для построения теоретико-методологической базы имели диссертационные исследования в области изучения культурных индустрий и в смежных областях, проведенные за последние годы в разных регионах страны (Е.В. Зеленцова, Е.А. Благородова, Л.П. Воробьева,

Н.М. Генова, Г.Е. Гун, Р.Н. Иванов, И.И. Ирхен, М.А. Козлова, А.В. Тихонова, Л.Е. Климова, О.В. Кормилицина, О.В. Петровская, А.С. Пашигоров и др.).

При изучении культурных индустрий Республики Саха используется системный метод с включением элементов междисциплинарного анализа, при помощи чего удается рассмотреть особенности развития как целостный феномен; диалектический, историко-сравнительный, позволяющий проследить эволюцию феноменов культурных индустрий, включенность исследуемого объекта в современный культурный контекст; социологический, применение которого позволяет выявить социокультурные предпосылки и факторы становления культурных индустрий в регионах России.

В исследовательской работе использованы различные методы сбора и
анализа данных: изучение и обобщение данных из иных документальных
источников; хронологическое и логическое сопоставление положений,

сформулированных различными авторами; проверка их действия в условиях
современной России; систематизация и выявление неслучайных зависимостей. В
процессе подготовки эмпирической базы исследования проведено

социокультурное анкетирование, позволяющее описать характерные черты культурных индустрий в Республике Саха и степень удовлетворенности потребителей предоставляемыми услугами и продуктами культурных индустрий.

Научная новизна исследовательской работы определяется тем, что:

определены понятийно-теоретические аспекты, актуальные подходы к изучению культурных индустрий в мировой практике;

обобщены результаты отечественной практики в культурологическом исследовании явлений культурных индустрий; выявлена и обоснована общая проблематика формирования культурных индустрий в национальных регионах, рассмотрены особенности их развития на современном этапе управления региональной культурной политикой;

поскольку феномен культурных индустрий Якутии до сих пор не становился предметом отдельного научного исследования, новизна состоит в системном культурологическом анализе данного явления в формате применяемого инструментария культурной политики в Республике Саха; выявлены социокультурные факторы, способствующих развитию культурных индустрий в регионе;

впервые проведен анализ состояния и предложена классификация
культурных индустрий, получивших развитие в Республике Саха; обозначен
перечень перспективных секторов креативных индустрий, отражающих
культурные процессы, происходящие в регионе;

впервые выделены и проанализированы основные этапы и тенденции развития якутской киноиндустрии;

разработаны практические предложения по применению инструментария культурной политики в процессе формирования культурных индустрий в Республике Саха.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования, тенденций развития культурных индустрий в

национальном регионе в условиях глобализационного влияния. Осуществлена
систематизация исследований иностранных и отечественных авторов,

исследованы эмпирические результаты развития культурных индустрий, осмыслены процессы возникновения и распространения массового производства культурных продуктов/текстов/смыслов за рубежом и в России. Представленная теоретическая база вводит в оборот отечественной науки непереведенные на русский язык работы зарубежных авторов (У. Хендон, С. Эверитт, А. Радич, С. Швоч, Дж. Хейлбрун, К. Грей, Дж. Фиске, Дж. Макгуиган, Р. Ингелхарт, К. Эррера, Г. Coкс, Х.Бахши), что может найти применение в развитии фундаментальных оснований развития исследований культурных индустрий. Сформирован перечень культурных индустрий, получивших развитие в Республике Саха, обозначен перечень перспективных секторов творческих (креативных) индустрий, отражающих культурные процессы, происходящие в регионе. Теоретические и методологические положения, сформулированные в работе, могут быть использованы при комплексном изучении феномена культурных индустрий в регионах России в отношении эффективности применяемых механизмов государственной культурной политики.

Практическая значимость диссертации. Основные положения и выводы
исследования могут использоваться в качестве концептуальных оснований
государственными организациями в разработке и внедрении механизмов
поддержки развития культурных индустрий, формах протекционизма

предпринимательства в сфере культуры, при создании просветительских и социокультурных проектов. В работе предложена и апробирована технология сбора эмпирических данных, всесторонне характеризующих культурные индустрии в отдельном регионе. В процессе подготовки эмпирической базы исследования проведено социокультурное анкетирование, позволяющее описать характерные черты культурных индустрий в Республике Саха и степень удовлетворенности потребителей предоставляемыми услугами и продуктами культурных индустрий.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Основываясь на исследованиях Н. Гарнхама и Д. Тросби, мы предлагаем определить культурные индустрии, как коммерциализированное массовое производство культурных благ и услуг, способствующее распространению символики, выраженной как в материальной, так и духовной форме. Культурные индустрии, как предмет научного интереса культурологии, в большей степени находятся в поле практико-ориентированного исследовательского развития знания, что, с одной стороны, осложняет изучение вследствие недостатка теоретической базы, с другой стороны способствует интенсивной интеграции наработок в социально-культурную жизнь общества. Это объясняет популярность темы в современной науке и определяет ей важное место в условиях постиндустриального общества.

  2. В отечественной науке накоплен значительный объем информации о состоянии творческих индустрий в регионах. В своем большинстве работы зарубежных и отечественных авторов рассматривают степень влияния

культурных индустрий на общественное развитие, закономерности эволюции отдельных секторов культурных индустрий. Как и в общемировой практике, наиболее жизнеспособными становятся локальные проекты культурных индустрий, связанные с определенной местностью, конкретным городом, особым, характерным только для данного места культурным наследием. При этом российская провинция обладает еще нераскрытым потенциалом для развития культурных индустрий, благодаря особой культурной активности своих жителей.

3. Культурные индустрии могут оказывать отрицательное влияние на
развитие локальных обществ. Определение коммерческой заинтересованности в
качестве приоритета и пренебрежение эстетическими и моральными критериями,
приводит к проявлению негативных свойств культурных индустрий, угрожающих
деградацией как отдельно взятой личности, так и в целом обществу. Поэтому
большое значение имеет соотнесенность продукции культурных индустрий с
такими характеристиками, как реализация общечеловеческих ценностей,
сакральность, соответствие эталонам произведений народного и
профессионального искусства. Необходима разработка систем регуляции
массового поточного выпуска культурной продукции, внедрение механизмов
государственного управления процессами развития культурных индустрий с
вовлечением объектов культурного наследия.

4. В рамках исследования выявлены основные критерии культурных
индустрий, выражающиеся в их массовых характеристиках и направленности на
коммерциализацию. Выбор этих факторов в качестве основополагающих
определяет структуру системы культурных индустрий, обладающей спецификой
для данного региона. На основании этого выделены те, которые достигли
наибольшего развития в современных условиях в Республике Саха (Якутия) и
являются наиболее показательными для выявления общих тенденций,
взаимосвязей и особенностей: 1) индустрия массовых театрализованных
представлений; 2) народные художественные промыслы; 3) культурный туризм;
4) студии, курсы творчества и мастерства, фестивали и конкурсы; 5) эстрада; 6)
цирк; 7) кино и аудиовизуальные индустрии. Подходы к определению и
классификации культурных индустрий во многом зависят от исторического пути
конкретного общества, и не могут быть унифицированными.

  1. Республика Саха является регионом, где активно, с одной стороны, стихийно, с другой – целенаправленно, с помощью механизмов государственной культурной политики, развиваются культурные индустрии. Созданы условия для реализации творческого потенциала носителей народной традиции и узкоспециализированных профессионалов, задействованных в коммерциализированном выпуске массовой культурной продукции. Результаты деятельности культурных индустрий, получающих развитие в русле общего процесса профессионализации традиционных элементов культуры, частично заслужили высокую оценку экспертного сообщества и потребителей.

  2. Формирование культурных индустрий в Республике Саха основывается на общественной потребности в сохранении национальных традиций, что сближает их с явлениями народной культуры. В то же время в содержательной и

эстетической категориях культурные индустрии ориентируются на лучшие образцы профессионального искусства и в этом отношении размывают границу между массовым и элитарным.

Апробация результатов исследования.

1. Основное содержание диссертации нашло отражение в публикациях, в
том числе в статьях в журналах реестра Высшей аттестационной комиссии при
Министерстве образования и науки Российской Федерации «Обсерватория
культуры», «Этносоциум и межнациональная культура», «Культура и
цивилизация», «Вестник Северо-Восточного федерального университета имени
М.К. Аммосова», «Социально-экономическое развитие регионов России.
Электронный сборник статей по материалам Республиканской научно-
практической конференции. Якутск, 9 – 11 марта 2017 г.», «Cultural World».

2. Основные результаты исследования были изложены в докладах автора на
всероссийских и международных конференциях: «Культура и цивилизация
Арктики» (2014), «Перспективы развития музыкального образования Республики
Саха (Якутия) в рамках реализации проекта «Музыка для всех» (2014),
«Культурный форум регионов России» (2015), «Сохранение культурного
разнообразия: шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо» (2016), «Образование,
гражданственность и межнациональное согласие: взаимодействие общества и
школы» (2016), «Культурные индустрии Севера: опыт и перспективы развития»
(2016), «Творческий кластер. Экономика креатива» (2017), «Социально-
экономическое развитие регионов России» (2017).

3. Основные концептуальные положения исследования внедрены в
образовательный процесс Института языков и культур народов Северо-Востока
Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени
М.К. Аммосова в рамках лекционных курсов «Культурные индустрии»,
«Социально-культурное проектирование», «Культурная политика», «Проблемы
региональных культур», «Региональная культурная политика».

4. Автор участвовал в качестве одного из разработчиков проекта «Стратегии
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030
года с определением целевого видения до 2050 года» и полученные теоретические
и эмпирические данные были использованы при составлении раздела
приоритетных направлений в отраслях культуры. Материалы исследования
использовались автором при разработке приоритетных проектов развития
местного производства в сфере культуры Министерства культуры и духовного
развития Республики Саха («Народные художественные промыслы» и
«Республиканская кинопрокатная сеть»).

Структура и объем работы. Предложенный концептуальный подход и проведенные эмпирические исследования определили структуру настоящей работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, приложений и списка использованных источников. Работа включает в себя 9 таблиц, 13 диаграмм, 20 фотографий. Общий объем составляет 233 страницы.

Понятийно-теоретические аспекты и актуальные подходы к изучению культурных индустрий в мировой практике

За последние годы научный интерес к явлению культурных индустрий неуклонно возрастает. С середины ХХ века специалистами в области культурологии, экономики и политики в области культуры проведена значительная работа в различных фундаментальных и прикладных областях изучения феномена культурных индустрий. Термин «культурные индустрии» появился благодаря Франкфуртской школе социологии и укоренился в критике монетизации искусства Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера в их книге «Диалектика Просвещения» (1933/1944). Первоначально он был использован для описания продуктов искусства, которые могут быть размножены конвейерным способом. Понятие было употреблено в полемической манере, чтобы описать непримиримое противоречие между культурой и экономикой. Термин широко применялся в аргументации, направленной против ограничений современного общества, которая впоследствии была подхвачена французскими социологами. Так, по мнению авторов понятия, «культурная индустрия» (первоначально оно использовалось в единственном числе, подразумевая всю общность культурных индустрий) не несет в себе ценностных ориентиров, не направлена на духовное обогащение и просвещение человека, а является, по сути, бизнесом развлечений. Посредством такого стандартизированного искусства массовый потребитель становится объектом манипуляции в капиталистическом обществе: «порождая ложные потребности, индустрия культуры превращает потребителя в пассивного обывателя, равнодушного даже к собственному экономическому положению, как бы тяжело оно не было». Позже, понятие «культурные индустрии» было преобразовано большей частью в политических целях в понятие «креативные индустрии»97.

Представители критической теории подвергли критике современную индустрию массовой культуры. Авторы термина Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно изначально наделяли отрицательной коннотацией это понятие, отмечая негативное воздействие городской среды и деструктивные последствия массовизации сознания98 . По их мнению, городская среда формирует массы людей, оторванных от традиций своих предков, потерявших связь с малой родиной, местом, в котором формировалось их самосознание. Продукты массовой культуры, вырабатываемые культурными индустриями, заполняя пустующие ниши досуга и быта горожан, начинают выступать в качестве заменителя родной культуры. Эрзац-культура использует общие для разных поколений контексты, опирается на внутреннюю потребность общества, ищет актуальные для отдельных сегментов аудитории темы и смыслы. Таким образом складываются потребительские группы, ориентированные на ту или иную продукцию масскульта.

До начала 1960-х оценка значения культурных индустрий в общественном развитии не представляла особого исследовательского интереса. В этой связи Справочник базы данных ЮНЕСКО по статистике в отрасли культуры99 приводит следующие факторы:

отсутствие доказательств и долгосрочных статистических данных о феномене культурных индустрий (культурные индустрии как особый фактор общественного развития – это относительно новое явление в зарубежной практике для экспертного и академического сообществ);

скудные и слаборазвитые подходы к оценке значимости культурных индустрий, которые могли бы применяться в предметной области изучения культурных индустрий;

отсутствие систематизации в исследовании взаимосвязи между культурными индустриями и общественным развитием;

трудности в оценке экономических и других эффектов при изучении культурных индустрий;

устоявшееся мнение о том, что изучению культурных индустрий препятствует их природа, поскольку культурные индустрии и культура в целом представляются как выражение чисто эстетической и духовной деятельности;

дефицит в анализе потенциала культуры, возникший в основном из-за традиционного представления о том, что культура является общественным достоянием и объектом общественного финансирования культурной деятельности как сферы государственного потребления.

История исследований экономических характеристик культуры связана с публикацией работы У. Бемоля и У. Боуэна «Об исполнительских искусствах: анатомия их экономических проблем» в 1965 году100 и позднее, в 1966 году, с книгой, озаглавленной «Исполнительские искусства: экономическая дилемма»101, в которой авторы проанализировали экономическое положение исполнительских искусств в Соединенных Штатах.

В 1970-е годы в зарубежной научной школе доминировали концепции культуры, в соответствии с которыми основной предмет изучения имел значение особого эталонного образца и всех нематериальных элементов, которые существуют на индивидуальном или коллективном уровне, но которые должны быть выработаны в качестве продуктов определенной системы102. Этот период был отмечен экспериментами, подчеркивающими духовную составляющую культуры и выявляющими ее влияние на поведение индивидов и различных социальных групп и, в меньшей степени, собственно на определение духовно-культурных условий для развития общества. Понимание взаимосвязи между экономическим развитием и культурой находилось под влиянием марксистской трактовки, согласно которой культура и идеология того или иного общества представляют собой «надстройку» и отражают экономическую основу общества 103 . Данный теоретический подход в понимании отношений между культурой и общественным развитием, согласно которому формирование искусства обусловлено экономическим потенциалом общества, доминировал на протяжении почти двадцати лет. Со временем взгляды на взаимосвязь между культурным и социальным развитием социума существенно изменились.

Бирмингемским Центром современного культурного изучения (Великобритания) была создана новая научная школа, известная как Британские культурные исследования 104 , которая существенно повлияла на несколько западноевропейских стран в конце 1970-х и 1980-х годов. Своими исследованиями и статьями, основатели этих культурных изысканий Р. Уильямс и С. Холл представили не только переосмысление и новое понимание культуры, переместив акцент с духовной компоненты культурного материализма, но также ввели новый способ для понимания взаимосвязи между обществом и уровнем культурного развития. Рассматривая культуру как деятельность обычных людей по восприятию и производству культурных смыслов в своем эссе «Культура – это обыденность», Р. Уильямс не соглашается с классической марксистской идеей о том, что культура – надстройка общества, и подчеркивает, что культура должна рассматриваться не только в качестве «высокой культуры», но также должна интерпретироваться как система производства и даже понимание «всего жизненного пути»105. Кроме того, среди ведущих теоретиков подхода культурного материализма возникло иное понимание взаимосвязи между культурным и общественным развитием: развитие общества обусловлено развитием искусства и культуры, а не наоборот. В связи с этим, возникла необходимость разработки политики и стратегии следования доминирующим социальным тенденциям, и они в большей степени стали ориентироваться на предпринимательство в сфере культуры.

До этого периода, к середине 1970-х, исследования экономического эффекта в областях культуры проводились в США для выработки аргументов о дальнейшем финансировании культуры, образования и науки со стороны государства. Исследования экономического воздействия были очень популярны в Соединенных Штатах в 1970-х и 1980-х годах. В аналитике А. Радича показано, что ежегодно публиковалось от 10 до 15 исследований в данной области, в то время как методология и результаты были критически оценены только через 10 лет после этого106.

В 1980-е годы все больше и больше исследований и аналитических документов посвящается характеру взаимосвязей между культурными индустриями и обществом, а также культурным индустриям и их экономическим последствиям. В начале 1980-х годов У. Хендон и Дж. Шанахан опубликовали два издания, в которых речь идет об экономике сферы культуры и экономическом влиянии на художественные дисциплины, которые дали значительный вклад в дальнейшее осознание динамической связи между искусством и экономикой107, 108.

Отечественная культурология о культурных индустриях

Изучение культурных индустрий на уровне регионов Российской Федерации открывает широкие перспективы для постановки теоретических и прикладных исследований в области современного культурного процесса. В России, как и в других странах мира, в условиях ускоряющихся темпов модернизации наметилась тенденция актуализации вопросов самоидентификации через сохранение и переосмысление самобытных национальных традиций, придание им новых форм и интерпретаций.

В трудах отечественных философов и основателей культурологический науки Э.С. Маркаряна 253 , Л.Г. Ионина 254 , В.С. Степина 255 , М.С. Кагана 256 формируется деятельностный подход к определению понятия культуры. М.С. Каган в соответствии с системным пониманием культуры выделяет три подсистемы, образующих ее целостность: материальную, духовную и художественную257 . Исходя из такого понимания культуры, мы предлагаем рассмотреть понятие «культурные индустрии», обозначив в нем слияние категорий материальности, духовности и художественности, наличие которых выделяет этот вид индустрий из ряда других.

Исследования культурных индустрий в России были начаты совместно с зарубежными экспертными организациями, при поддержке которых были сформированы научно-консультационные проектные агентства: в 2001 году – Центр развития творческих индустрий (Санкт-Петербург) и в 2002 году – Институт культурной политики (Москва). С этого момента изучение культурных индустрий приобрело целенаправленный характер, оба учреждения, изначально имевших место в разных независимых друг от друга исследовательских и популяризаторских процессах, со временем смогли наладить плодотворное сотрудничество.

Важным результатом совместной деятельности стал начатый Институтом культурной политики проект по внедрению механизмов творческих индустрий в регионах, осуществляемый в рамках соглашения Министерства культуры Российской Федерации и Совета Европы. Как показывает мировая практика, специфика культурных индустрий такова, что они формируются на местном, локальном уровне в границах того или иного города, то же самое мы видим на примере развития культурных индустрий в России258.

Под патронатом британских агентств «EUCLID» и «Comedia» московскими и санкт-петербургскими исследователями из политических соображений было принято решение об использовании термина «творческие индустрии», что значительно упрощало взаимодействие с региональными властями, по большей части не знакомыми с данным понятием. В качестве пилотных были выбраны достаточно небольшие мегаполисы: Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут, имевшие великое промышленное прошлое и нуждающиеся в «перезагрузке» для современных реалий. Здесь опять же решающее значение имел мировой опыт, согласно которому творческие индустрии развиваются на заброшенных промышленных территориях, в городах, которые вывели индустриальные производства в пригород, и нуждаются в креативном переосмыслении образовавшихся пустот. В то же время осуществление проекта показало, что в российских реалиях без централизованной федеральной поддержки процесс по формированию явлений креативной экономики будет затруднен, и роль аналитического центра управления этим процессом взяли на себя столичные агентства.

Отдельной темой исследований в этом направлении становится актуальность возникновения культурных индустрий в условиях формирования новых социально-экономических условий на постсоветском пространстве (Е.А. Богатырева259). Культуре XXI века придается значение модернизационного ресурса страны в силу ее свойств проникновения во все сферы жизнедеятельности, сохранения исторической памяти и направленности на формирование особых качеств личности (М.А. Ариарский260). При этом на этапе первоначального интереса к теме подавляющее большинство авторов считает, что культурные индустрии выступают в качестве ресурса, способного обеспечить переход трансформирующегося российского общества на качественно новый этап развития. Такая трактовка исследуемого явления приводит к возникновению субъективно оценочных суждений о благотворности влияния культурных индустрий и зачастую последствия их воздействия практически не рассматриваются с критических позиций.

Культурные индустрии определяются некоторыми авторами, как инструмент глобализма (В.Л. Соловьев 261 , А.А. Васецкий и С.Э. Зуев 262 ), как средство трансляции культурных констант263 . В частности, подчеркивается их стремление к унификации и утилитаризации при тиражировании наиболее востребованных, как лучших, так и худших образцов культуротворческой деятельности различных субъектов культуры. При этом особая роль в процессе формирования культурных индустрий признается за культурно-историческим наследием. Тем не менее, сами продукты масскульта, часто подвергаются критическому анализу, поскольку в массовой культуре решающее значение имеет коммерческий критерий, что часто наносит ущерб содержательной составляющей, в первую очередь малоизвестным творцам и новым формам эстетического выражения. Кроме того, авторы отмечают недостаточную эффективность правовых регуляторов в этой сфере, напрямую связывая с этим криминализацию отечественного шоу-бизнеса264.

Получают развитие исследования отдельных секторов культурных, а также творческих индустрий именно с позиций принадлежности к таковым: туризма (И.А. Купцова 265 ) и его разновидностей, например, индустрии конгрессов и делового туризма (Е.В. Васильева и А.В. Удякова266), дизайна (В.В. Чижиков267), многообразия современных практик в организации досуга (Е.О. Таппасханова268, Н.Н. Ярошенко269, Н.С. Коргожа270, М.П. Лобова271), организации деятельности клубов по интересам и хобби-деятельности (И.М. Верещагина272), киноиндустрии (Л.И. Саблукова273), моды (А.В. Конева274, А.Ю. Демшина275, Н.Н. Цветкова276), танцевальных клубов (Л.А. Штомпель и О.М. Штомпель277).

В это же время начинается пересмотр с точки зрения реалий современной России многих глубоко проработанных отечественными авторами направлений культурологии. Так, теоретики киноискусства рассматривают формирование экранных индустрий аудио-визуальных коммуникаций в контексте проблем взаимодействия электронной культуры и экранного творчества. Как отмечает К.Э. Разлогов, такой широкий подход позволяет преодолеть искусствоцентризм, «отмечающий своим клеймом любой анализ кинематографа» и определить его место в системе культуры новой формы – электронной278.

Появляются новые для отечественной культурологии темы, отражающие те явления массовой культуры, которые еще не накопили достаточную эмпирическую и теоретическую базу в практике российских исследователей. Так, отдельные научные работы посвящены современным тенденциям культурного потребления на примере многопользовательских компьютерных игр (А.С. Насонов 279 ), создателям и потребителям современной художественной культуры масс-культа (Я.И. Сушкова-Ирина280), перфомансным коммуникациям в качестве постмодернистского освоения новых социальных вызовов в российском обществе, как например, флешмоб (А.В. Васильев281 ), изучению современных художественных ценностей в качестве объектов символического капитала в условиях арт-рынка (А.А. Лысакова282).

Существует несколько подходов к классификации культурных индустрий, получивших развитие в России (В.В. Чижиков283). О.Н. Астафьева приводит такие формы культурного и творческого производства, как кинематограф, телевидение, радио, книгопечатание, производство аудио- и видеозаписей, туризм, реклама, дизайн, мода, исполнительское искусство, музыка. Отдельное внимание автором уделяется шоу-бизнесу, при рассмотрении которого подчеркиваются следующие его аспекты, характеризующие в целом особенности культурных индустрий:

1) направленность на массовую культуру, имеющую широкий рынок сбыта и тем самым наибольший коммерческий эффект;

2) быстрый поиск форм, удовлетворяющих спонтанные культурные потребности;

3) обращенность к быстроразвивающимся технологическим новинкам, прежде всего к экранным культурам;

4) диверсифицированная деятельность по разным направлениям и охват широкого спектра услуг, обеспечивающих устойчивость на рынке284.

Социокультурные факторы формирования культурных индустрий в Республике Саха

Республика Саха (Якутия), как национальный регион в составе федеративного государства, обладает особыми условиями для развития культурных индустрий. Прежде всего, они характеризуются национальным самосознанием, основанным на бережном сохранении культурного наследия. В данном случае культурные индустрии выступают не только в качестве проявления глобализационных процессов, а становятся альтернативой всемирной унификации, предоставляя возможность отдельно взятому локальному обществу использовать культурный ресурс, наполняя вырабатываемый продукт необходимыми ему смыслами. В этом можно признать основную особенность культурных индустрий, формирующихся в Республике Саха. Подъем национального самосознания в национальных регионах России в постперестроечный период заложил благоприятную основу для развития тех культурных индустрий, которые опираются на уникальные традиции коренных народов. Эпоха суверенитета в Республике Саха (Якутия) с 1990 по 2009 годы позволила направить усилия на повышение уровня самосознания в обществе, создать условия для сохранения и приумножения культурных традиций, укрепления духовного единства, как одного из стратегических приоритетов государственной политики в республике.

За создателями культурных производств в данном национальном регионе стоят не рыночные механизмы бизнес-элит, как это происходит в крупных мегаполисах, представляющих интерес для глобальных корпораций, а общественные потребности в сохранении культурных традиций. Именно поэтому развитие получают различные направления народного творчества и наивного искусства, основанные на местных фольклорных сюжетах, которые имеют и коммерческий потенциал, однако в объемах малого бизнеса с ограниченной потребительской аудиторией. Эта характеристика рассматриваемых культурных индустрий проявляется также в том, что производители стремятся сохранить нравственные, этические и традиционные ценности, закрепленные в народной культуре, что в целом не характерно для продуктов масскульта, зачастую основанного на потребительском отношении к жизни и гедонизме. Все это определяет содержательную сторону и формы выражения культурных индустрий в различных отраслях культуры и жанровых исполнениях. Проблема противостояния локальных культур общемировым глобализационным явлениям здесь становится центральной и выражается в способах культурного производства и распространения, а также в избираемых авторами темах. Создатели массового культурного продукта обеспокоены процессами культурной ассимиляции и ищут пути дальнейшего развития в современном мире, которые можно реализовать только в контексте национальной самоидентификации, основанной на естественном этноцентризме общества, проживающего в территориально и климатически замкнутом пространстве.

Изучение культурных индустрий Республики Саха (Якутия) показывает, что формы, в которые облекаются национальные традиции, могут с течением времени видоизменяться. К примеру, в современном мире самосознание может распространяться через кинематограф, точно так же как эпическое мировоззрение народа дошло до наших дней, передаваясь из уст в уста, получая воплощение в прозаической и поэтической формах национальной литературы. Культурное наследие подвержено внешним и внутренним изменениям, и они оправданы тем, что культура подобно живому организму, находится в постоянном синергетическом обмене с окружающей средой. Вместе с тем, задача любого культурного явления состоит в максимальном сохранении смыслового, содержательного аспекта. Если форма постоянно подвергается диффузиям, то содержание и составляет тот стержень, остов, который должен оставаться неизменным и сохраняться для будущих поколений.

Одно из главных необходимых условий формирования культурных индустрий является городская среда. В Республике Саха сегодня наблюдаются активные урбанизационные процессы, что в целом характерно для регионов России. Если на начало ХХ века городское население Якутии составляло всего 3,4%372, то на 1 января 2016 года оно превышает 65% от общей численности населения. Так, по данным Госкомстата, Республика Саха в 2015 году имела следующие показатели: 627752 человека – городское население, 331937 человек – сельское373 . При этом почти треть населения проживает в административной столице – городе Якутске.

Внутренняя миграция из сельской местности в городскую среду формирует массы людей, нуждающихся в усредненном, искусственном массовом культурном продукте, поскольку они оторваны от своих корней и народных традиций, определявших их культурное самосознание. Вырабатываемые культурными индустриями продукты заполняют пустующую нишу досуга прибывающих горожан, навязывают им новый городской тип поведения. Со временем ассортимент масскульта расширяется, формируется разный для разных поколений контекст, через поиск актуальных тем и смыслов для отдельных аудиторий складываются тематически обособленные потребительские группы. Описание этих процессов возникновения городской эрзац-культуры характерно для выше приведенных нами исследований массовой культуры.

Немаловажным фактором для развития культурных индустрий стало принятие в 1992 году республиканского Закона «О языках в Республике Саха (Якутия)», согласно которому якутский язык, как язык титульной нации, закрепившей название республики, получил статус государственного наравне с русским языком. Эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский языки получили возможность в местах проживания этих народов признаваться местными официальными языками, что дает право национальным населенным пунктам использовать их наравне с государственными языками, вести на них административное делопроизводство, изучать в школах, выпускать СМИ. В 1999 году посредством целевой программы был сформирован государственный заказ на издание книг на родном языке, благодаря чему Республика Саха заняла на Дальнем Востоке и в Сибири лидирующее место по книгоизданию на языках коренных народов. Население республики практически полностью владеет двумя государственными языками, что нехарактерно для других «билингва-регионов»374. Полилингвизм заложен в основе развития многих видов искусств: литературы, театрального искусства, музыкального и танцевального исполнительства.

Благоприятную среду для формирования культурных индустрий обеспечила осознанная региональная культурная политика, выразившаяся в сохранении традиций при одновременной поддержке новаторских форм творчества375. Такой подход определил особые приоритеты развития культуры. С одной стороны, широкую популяризацию получили символы якутской национальной культуры, такие как хомус (древний язычковый музыкальный инструмент варган, известный под разными именами более 200 народам по всему миру), олонхо (древнейшее эпическое искусство якутов, занимает центральное место в системе якутского фольклора), ысыах (праздник летнего солнцестояния, связанный с религиозным культом солнечных божеств и плодородия) и другие, а также уникальные явления северных культур (традиции малочисленных народов Севера, ямщицкая, пашенная, русскоустьинская культуры и т.д.). Данные культурные символы подверглись научному изучению, реставрации, творческому переосмыслению и внедрению инноваций. Этот процесс можно охарактеризовать как возведение народного творчества в ранг искусства.

Кадровый потенциал культурных индустрий региона определяется долей креативного класса – численностью занятых в сфере деятельности, связанной с творчеством. Профессиональное кадровое обеспечение различных секторов и подсекторов креативного производства обеспечивается институтами образования. При этом сама система учебных заведений обладает некоторыми качествами культурной индустрии, поскольку выполняет функцию воспроизводства кадров. В условиях коммерциализации услуг образования, формируются ресурсы для развития предпринимательства как в самом дополнительном образовании взрослых и детей, так и в сопутствующих направлениях: фестивали, конкурсы, смотры творческих коллективов и сольных исполнителей. В настоящее время в Якутии завершает формироваться разветвленная республиканская сеть государственных и муниципальных учреждений культуры, самая обширная на Дальнем Востоке, одна из крупнейших в стране, включающая 15 театрально-зрелищных учреждений, в том числе 10 театров, 485 библиотек (25% библиотек Дальневосточного федерального округа), 83 музея (45% музеев ДВФО), 536 домов культуры, 84 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств и 42 их филиала, 7 учебных организаций среднего и высшего звена, а также переподготовки (данные за 2016 год), в том числе федеральный вуз по художественному образованию (Таблицы 1, 2). Общая численность работников отрасли республики (с учетом образовательных учреждений) на начало 2017 года составила 11 506 человек. Несмотря на то, что в силу особого исторического развития населенные пункты равноудаленно расположены по всему региону, занимающему территории России, и внутри многих районов отсутствует круглогодичная транспортная доступность, многие из учреждений культуры реализуют творческие проекты с использованием современных технологий, что создает почву для осуществления коммерческих услуг в сфере, а значит, для возникновения мелких культурных производств.

Феномен развития якутской киноиндустрии

Наиболее ярко возможности интенсивного развития культурных индустрий в национальных регионах демонстрирует на примере Республики Саха феномен киноиндустрии, получивший определение «якутский кинобум» в качестве уникального и самодостаточного явления современной региональной культуры. И в форме выражения, и в содержании избираемых авторами тем якутский кинематограф отражает основную проблематику культурных индустрий, как неоднозначной составляющей процесса глобализации современного общества427.

Объявление 2016 года Годом российского кино подтверждает актуальность общественного и экспертного обсуждения вопросов развития региональной кинематографии. Как разновидность массовой индустрии, как часть российского кинематографа, она осуществляет значимую социокультурную детерминацию, охватывая разнообразные сферы жизнедеятельности современного человека, влияя на формирование духовных идеалов и утверждая нормы бытового поведения. И в этом отношении она следует традиции русской кинематографии, развивающейся в русле официальной государственной культурной политики, транслирующей ее главные приоритеты в общественное сознание, оперативно откликающейся на запросы общества и вызовы времени428.

Становление киноиндустрии в Республике Саха взаимосвязано с процессами формирования самосознания, сохранения самобытных традиций коренных народов Севера, отличающихся особой ментальностью, экофилософией, слиянием с особыми природными и климатическими условиями. Собственно, кинопоказ в Якутии начался еще в далеком 1911 году, когда в Якутске усилиями группы предпринимателей были организованы первые сеансы кино429. За 70 лет сеть проката и показа кинофильмов республики разрослась до 1635 киноустановок, 632 из них — по линии госсети, 176 — профсоюзов и 827 — ведомств. К концу 70-х в Якутии функционировало 32 кинотеатра, 4 из них специализировались на детском кино430 . К этому времени республика заняла третье место в РСФСР по посещаемости кинозалов (до 22 миллионов посещений ежегодно), фонд республиканской кинопрокатной организации насчитывал свыше 22 тысяч копий полнометражных художественных фильмов431 . Сама система кинопроката с учетом наличия большого количества мелких населенных пунктов в регионе, была признана самой развитой в РСФСР. Как и во всей стране проводилась масштабная работа по популяризации искусства кино через киношколы, киноуниверситеты, кинолектории, киноконкурсы и кинофестивали, специальные кинопоказы, встречи с известными кинематографистами, внедрялись такие передовые формы показа, как летние кинотеатры и киноплощадки, детские передвижные кинотеатры, обслуживающие детские сады, пляжи, дачные кооперативы. Проекционное и звуковое оборудование постоянно обновлялось, в 1990 году кинотеатр «Центральный» был даже оснащен под показ стереофонических фильмов с использованием поляроидных очков432.

В 1970-80-е годы документальные съемки о жизни в республике производили Новосибирская киностудия, Свердловская студия, Центрнаучфильм, Таллинфильм и особенно Восточно-Сибирская студия кинохроники, специальным корреспондентом при которой работал талантливый уроженец Сунтарского района Н.Е. Саввинов, создавший более 500 публицистических, историко-документальных, биографических и этнографических киносюжетов о Якутии. Самобытный образ Якутии, ее величественная природа, которым отводилось значимое место в фильмах, представляют перспективные темы для развития собственного кинопроизводства. В 1969 году в Якутске на базе ВосточноСибирской студии кинохроники начался дубляж фильмов на якутский язык, что стало своеобразным шагом навстречу национальной культуре, что с большой благодарностью было встречено коренным населением Якутии. К 1985 году число дублированных фильмов составило около 200, но впоследствии начинание из-за экономических трудностей остановилось433.

С середины 1990-х годов кинообслуживание перешло в ведение муниципалитетов, что значительно сократило объемы финансирования и нарушило централизованное снабжение кинопрокатных сетей оборудованием и фильмокопиями, здания кинотеатров приходят в аварийное состояние, часто сдаются под коммерческие организации, нередко, питейные заведения. Число сельских киноустановок постепенно сократилось более чем на 90%. В Якутске сохранилось лишь четыре кинотеатра: «Центральный», «Лена», «Айхал» и Дом культуры имени Ю.А. Гагарина. Удивительно, но именно этот сложный экономический период заложил основу для развития в Якутии собственного кинопроизводства.

Начало было положено в 1990 году, когда первым профессиональным кинорежиссером, выпускником ВГИК Алексеем Романовым, автором короткометражного игрового фильма «Маппа» («Марфа», 1986), и его единомышленниками Анатолием Николаевым и Семеном Поповым была создана киностудия «Северфильм», через два года она реорганизовалась в Государственную национальную кинокомпанию «Сахафильм». Был сформирован коллектив, работать первые полтора года пришлось на энтузиазме, было закуплено оборудование, в том числе несколько кинокамер, 11 человек поехали по целевому направлению на учебу во Всероссийский государственный институт кинематографии. В 1993 году выходит первая работа студии – документальный фильм с игровыми элементами «Срединный мир» (режиссер А. Романов). Впоследствии выпущены документальные видеофильмы «Ураанхай саха» (Светозарные саха) и «Республика Саха» (режиссер А. Романов), игровые видеофильмы «Тайбаан арыы» (Остров Тайвань) (режиссер Н. Аржаков) и «Т кыыс» (Девушка-видение) (режиссер Г. Багынанов)434.

Именно на этот период в истории республики выпадает судьбоносный поворот, когда общество обращается к своим культурным истокам, попытки осознать свою национальную идентичность перестают восприниматься как сепаратистские, возрождаются и получают новые формы развития традиции и обычаи предков, актуализируется поиск истоков происхождения народа. Начиная с самых первых картин, якутский кинематограф стремится найти свое неповторимое лицо, он избирает темы близкие и понятные зрителю, рассказывающие об особенностях родной культуры, или же пытается посмотреть на себя со стороны, представить свою национальную уникальность, ментальные особенности в контексте мирового культурного процесса. Режиссеры обращаются к якутской литературной классике, экспериментируя в разных жанрах и направлениях, используя разный язык, подталкивая друг друга, ищут путь формирования своего национального кино, закладывают тот курс, который будет проложен будущими поколениями кинематографистов. Литературное влияние классики сохраняется на протяжении всей истории якутского кино, так, кинокартина «Срединный мир» (1993) снята по произведению А.Е. Кулаковского «Сон шамана», «Маппа» («Марфа», 1986) и «Ол сайын» («Прошлым летом», 1996) по рассказам Н. Заболоцкого-Чысхана, «Дьукаах» («Поселенец», 1996) по рассказу В. Серошевского, «Харанага тыкпыт сырдык» («Свет во тьме», 2003) по рассказам Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона, «Куоратчыт» («Гость», 2008) по произведению А. Софронова – Алампа, «Плисада» (2006) по рассказу Н. Габышева, «Туман буолбут таптал» («Марево любви», 2007) по рассказу К. Эверстова, «Дьикти саас» («Дивная пора», 2013) по повести В.С. Яковлева – Далана, «Мой убийца» (2016) по мотивам повести Е. Неймохова, «Сааскы кэм» («Весенняя пора», 2017) по роману Н. Мординова – Амма Аччыгыйа.

Еще одним важным условием развития кинематографического искусства именно в Якутии стала крепкая актерская школа. Республика является театральной, на население меньше одного миллиона человек приходится 10 театров, для подготовки кадров национального театра регулярно организовывались спецкурсы в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, талантливых абитуриентов собирали из разных уголков региона. Во многих российских кинопроектах, где требовались актеры с азиатской внешностью, были задействованы артисты якутских театров.