Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006 Криволап, Алексей Дмитриевич

Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006
<
Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006 Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006 Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006 Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006 Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Криволап, Алексей Дмитриевич. Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006 : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Криволап Алексей Дмитриевич; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2011.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/58

Введение к работе

Диссертация посвящена социальным аспектом развития и культурного освоения Интернета в Беларуси.

Постановка проблемы. Со времени появления белорусского национального домена .by дня прошло 16 лет. За этот период Интернет прошел сложный путь от экспериментальной технологии, доступной только научно-исследовательским учреждениям, до утверждения в качестве одного из основных каналов массовой коммуникации. По разным оценкам, на сегодняшний день в Беларуси насчитывается до четырех миллионов интернет-пользователей.

Проблемы, которые существуют в национальных интернет-пространствах, достаточно объемны: от выяснения вопросов относительно принципиальной возможности своего существования, до трудностей противостояния стремлению власти контролировать информационное пространство. Пока у нас неоднозначно понимают, что такое рунет, как можно кратко обозначить границы интерпретации понятия «рунет». Можно ли относить к рунету только сайты в домене .RU или расширять это представление до всех сайтов на русском языке? Насколько рунет может быть «нашим»? И насколько он является «Другим». Одной из причин написания этой работы является желание аргументировать возможность существования национального сегмента глобальной сети Интернет на русском, а не только национальном языке.

Для обоснования выбранного временного отрезка исследования (1994 — 2006 гг.) отметим, что данный период можно рассматривать как два «пика», или полюса, в развитии национального Интернета. Приведем справочные данные: 10 мая 1994 г. появился домен .BY. А верхняя граница для исследования (2006-й год) объясняется тем, что весной этого года, во время президентских выборов в Беларуси Интернет превратился в реальный источник альтернативной информации, что и привело к взрывному росту численности пользователей. По данным белорусского сервиса статистики «Акавіта», показатель около 800 тыс. белорусских сессий в сутки являлся в это время абсолютным рекордом пользовательской активности.

Актуальность исследования определяется принципиальной новизной изучаемой области. Интернет долгое время не включался в сферу академических исследований в области гуманитарных наук. Он анализировался и изучался как одна из возможных технологий коммуникации, как прикладная область информатики, однако социально-культурные последствия освоения новой технологии коммуникации не рассматривались. К социальным же аспектам Интернета в качестве технологии коммуникации можно отнести изменение его восприятия, как нового измерения публичного пространства, изменение прежних форм социально-культурного взаимодействия индивидов и социальных групп и др.

Степень разработанности проблемы. Роль и влияние новых медиа в целом и Интернета, в частности, на формирование культурной идентичности и их место в национальных и культурных проектах интересует все большее количество исследователей. Однако Интернет по-прежнему остается относительно новой областью для культурологического анализа. Исследователь, изучающий Интернет, преодолевает дополнительные трудности, связанные, как правило, с отсутствием комплексных подходов к данной теме.

В зарубежной литературе парадигмы массовых коммуникаций и информационного сообщества освещены в работах М. Маклюэна, М. Кастельса.

Однако при общей разработанности теоретических проблем Интернета, классификация и типология развития его национальных сегментов еще не получили должного развития. Проблема существования и особенности функционирования границ в Интернете, также является одной из важных в данном исследовании. При этом критерии для определения принадлежности к конкретному сегменту также не являются очевидными и требуют прояснения.

Объект данного исследования – белорусский сегмент глобальной Сети Интернет как социально-культурный феномен в исторической перспективе.

Предметом рассмотрения являются практики конструирования культурной идентичности в процессе репрезентации при использовании интернет-технологий.

Цель диссертации – концептуализировать механизмы и стратегии конструирования культурной идентичности посредством использования интернет-технологий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

на основе описания и анализа национальных интернет-проектов определить степень самостоятельности (или зависимости) развития Интернета в Беларуси;

изучить специфику механизмов конструирования культурной идентичности в национальных сегментах Интернета на белорусском материале;

рассмотреть роль сетевой информации в формировании культурной идентичности;

продемонстрировать инструментальные средства конструирования культурной идентичности в процессе репрезентации;

определить степень влияния традиций советского культурного прошлого на уровень и характер интеграции Беларуси в глобальное информационное пространство.

Гипотезы

  1. Никаких национальных «интернетов» в Беларуси или Украине не существует (только в Северной Корее и на Кубе они имеются, но это скорее, обычные «интранеты»). Возможно, корректнее будет говорить о национальных особенностях освоения новых технологий коммуникации, культурных легитимных формах использования технологий.

  2. Интернет-пространство Беларуси формируется и в значительной степени определяется российской частью Интернета. Это можно рассматривать как культурную колонизацию и повторное переживание советского опыта культурной зависимости и русификации. Открытое информационное пространство с Россией влияет на процессы идентификации не только пользователей, но и создателей медиа-проектов.

  3. Культурная идентичность пользователей из Беларуси размыта и не является монологической и целостной. Собственно говоря, она размыта не только у пользователей, но и у создателей интернет-ресурсов.

  4. Идентичность белорусских интернет-проектов в некоторой степени повторяет креольскую идентичность.

Методология и методы проведения исследования: Основание данного текста, составили результаты двух исследовательских проектов: «Культурная идентичность в контексте Пограничья. Медиа-ландшафт Беларуси» (2004-2005), и «Конструирование национальной идентичности стран восточно-европейского Пограничья (Беларусь, Украина, Молдова) в сети Интернет» (2006-2007). Оба проекта успешно реализованы в рамках программы «Социальные трансформации в Пограничье (Беларусь, Украина, Молдова)», администрируемой Центром перспективных научных исследований и образования в области социальных и гуманитарных наук (CASE).

Основой данной методологии являются теоретические наработки «grounded theory» (обоснованной теории). Исходя из целей и задач исследования нами создана развернутая система кодов, используемая в качестве главного критерия для последовательной деконструкции интервью. После того, как стройные и сложные тексты интервью были деконструированы на составные части (минимальная единица – предложение), исходя из соответствия критериям в системе кодов, они были реконструированы. Они представляли собой полученное в ходе экспертных интервью все многообразие высказываний по каждой проблеме обозначенной в системе кодов. На этом уровне работы с текстами индивидуальные высказывания экспертов не рассматривались как их «личное мнение» или «частная точка зрения». Артикулированные точки зрения и мнения воспринимались как циркулирующие в этом дискурсе высказывания по искомой проблематике. Здесь весьма симптоматичны считать частые повторы одних и тех же идей разными экспертами, что убеждает: это не личные высказывания, а язык, используемый для самоописания в данном типе дискурса. После того, как эта часть работы была выполнена, нами составлен аналитический отчет по каждому разделу системы кодов, который и находится в основании данного текста.

Сначала использовалось открытое кодирование, которое применялось к транскрибированным текстам и позволило «наклеить» понятийные ярлыки, раздробить связную речь интервьюируемых на смысловые единицы. Затем мы приступили к двум оставшимся типам кодирования: осевому и избирательному. Собственно, это две разнонаправленные стратегии, которые позволяют получить нам более многомерный результат работы.

Для всей работы была выделена центральная категория, в зависимости от которой и строился весь аналитический процесс. Этой центральной категорией является национальный Интернет, или национальное интернет-пространство. Для разработки и поддержки центральной категории на основе проведенных интервью были определены три субкатегории: Идентичность, Пространство, Влияние. Эти три субкатегории тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Проблема идентичности интересует нас прежде всего в контексте культурной идентичности. А именно то, каким образом социально-культурные практики, повседневные ритуалы влияют на определение нашей идентичности.

В тексте исследования приводятся фрагменты проведенных интервью. Ссылки на них оформлены следующим образом: <459; 1.1.2.> «прямая речь эксперта», - где первое трехзначное число — закодированный адрес сайта, с руководителем которого проводилось интервью. Для получения этого номера суммировались цифры IP-адреса сайта. Второе цифровое обозначение отсылает к таблице кодов (см. Приложение 2.), составленной при обработке транскрибированных интервью методам открытого кодирования. Затем, в кавычках, приводится фрагмент прямой речи интервьюируемого эксперта. Последующие аналитические процедуры, методологически базирующиеся на избирательном и осевом кодировании, проводились уже с учетом результатов открытого кодирования. Фрагменты приводятся без стилистических правок и искажений.

Для отбора экспертов использовалась теоретическая выборка в классическом понимании, предложенном Глэзером и Страуссом как процесс сбора данных для генерирования теории, посредством которого аналитик собирает, объединяет, кодирует, анализирует полученные данные и решает, какие из них собирать на следующем этапе и где искать, чтобы развить теорию по мере их появления.

Метод получения первичной информации — полустандартизированное глубинное интервью с экспертами (face-to-face), ориентированное на предмет исследования. Интервью проводились зимой — весной 2007 г. в Минске, Киеве и Кишиневе. В ходе интервью осуществлялась запись с помощью цифрового диктофона. Всего было проведено 22 глубинных полуструктурированных интервью с топ-менеджерами и руководителями интернет-проектов в Беларуси (www.akavita.by, www.charter97.org, www.naviny.by, www.nn.by, www.onliner.by, www.red.by, www.tut.by, www.nmnby.org), Молдове (www.super.md, www.azi.md, www.basa.md, www.newsmoldova.ru, www.newsmoldova.md, www.server.md, www.jurnal.md, www.timpul.md), Украине (www.dialogs.org.ua, www.history.org.ua, www.korrespondent.net, www.pravda.com.ua, www.ugmk.info, www.proua.com).

Обработка и анализ полученных текстов: все записи интервью полностью транскрибировались и обрабатывались с помощью программы MaxQDA. С ее помощью осуществлялось троичное кодирование (открытое, избирательное и осевое) и последующий анализ данных.

Отметим, что в ходе традиционных количественных исследований в сфере медиа изучается аудитория и ее поведение. Затем, исходя из «обратной связи», полученной от аудитории и из имеющейся о ней информации (демографические характеристики, потребительское поведение, занятость и пр.) конструируется представление и о масс-медиа, аудитория которых изучалась. Отличительной чертой нашего исследования является то, что система масс-медиа (Интернет и радио) изучается исходя не из «обратной связи», полученной от аудитории, а сами масс-медиа изучаются и рассматриваются как самодостаточный социальный институт. При этом анализируются не внешние проявления социальной активности масс-медиа, а латентные, скрытые и недоступные, нарративы самоописания. Анализируется внутренний дискурс, касающийся описания закрытой и самодостаточной системы.

Получить количественные данные о пользователях Интернета при современном развитии технологии представляется вполне выполнимой задачей. Подсчет и анализ активностей пользователей на сайте уже стали нормой для различных систем статистики (Google Аnalytic, Яндекс Метрика, Liveinternet, Akavita.by и другие). Необходимо понять, какой культурный национальный проект «сформирован» или формируется в сознании авторов и создателей ключевых национальных проектов. Четко и внятно, данные проекты, однако, не артикулируются, потому что не переводятся и не трансформируются в какие-либо другие единицы, будучи концептуальными элементами. Так, предложенные С. Холлом «ментальные карты концептов» — размытые и практически бесконечное поля культурных значений и смыслов — являются по сути основой для общего культурного контекста.

Научная новизна и значимость результатов: представленная работа является одной из первых научно-исследовательских работ в Беларуси, выполненная в традициях исследовательского направления internet studies. В то же время в России изучение Интернета получает все большее распространение.

В данной работе, под internet studies понимается совокупность исследовательских стратегий и практик, направленных на изучение социальных, культурных, политических и экономических отношений, которые возникают в результате взаимодействия пользователей как в Сети (он-лайн), так и по поводу Сети (офф-лайн). Можно сказать, что internet studies это применение исследовательских принципов cultural studies к новой технологии коммуникаций.

Чтобы избежать избыточного пересказа истории появления Интернета, точнее перерождения созданной для военных нужд пентагоновской сети APANET в гражданскую структуру, что, собственно, сегодня и является Интернетом, сошлемся на подробнейшее описание этого процесса у М. Кастельса. Для нас интереснее как эта технология попала в изучаемые нами страны и какие это «попадание» вызвало последствия.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Никаких национальных «интернетов» в Беларуси, Молдове и Украине не существует (только в Северной Корее и на Кубе они есть, но это, скорее, обычные «интранеты» — локальные сети). Корректнее будет говорить о национальных особенностях освоения новых технологий коммуникации.

  2. Интернет-пространство Беларуси, Украины, Молдовы формируется и во многом определяется российской частью Интернета. Это можно рассматривать как культурную колонизацию и как переживание (повторное) советского опыта культурной зависимости и русификации.

  3. Культурная идентичность пользователей из Беларуси, Украины, Молдовы размыта и не является монологичной и целостной. Собственно говоря, она размыта не только у пользователей, но и у создателей и владельцев интернет-ресурсов. Открытое информационное пространство с Россией влияет на процессы идентификации не только пользователей, но и создателей медиа.

  4. Идентичность интернет-проектов в регионе Восточно-европейского пограничья подобна идентичности, существовавшей некогда в колониях.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях Департамента медиа Европейского гуманитарного университета (http://www.ehu.lt/), Российского государственного гуманитарного университета, а также нашли отражение в монографии «Культурная идентичность в контексте Пограничья» Вильнюс, ЕГУ, 2008. Также представлены в программах учебных курсов «Введение в аудиовизуальные коммуникации», «Политика и Интернет», а и на сайте виртуального Центра изучения белорусского Интернета «ПроБелНет» (http://www.probelnet.com/).

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, двух приложений и библиографического списка. Главы структурированы на основе эмпирических данных, полученных в ходе исследований. В процессе работы нами определены три ключевых понятия: «влияние», «идентичность» и «пространство», которые можно рассматривать как субкатегории одной определяющей категории для всей работы — национальное интернет-пространство.

Похожие диссертации на Особенности репрезентации культурной идентичности в Интернете : на примере белорусского сегмента Сети 1994-2006