Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности знаково-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке Пастухова, Зинаида Исаковна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пастухова, Зинаида Исаковна. Особенности знаково-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.02.- Нижний Новгород, 1998.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-24/29-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XVIII век в России исследователи культуры определяют сегодня как время формирования новой субцивилизации, связанной с расширением территории, появлением зон межкультурного синтеза, вхождением в мироощущение россиян античности. Импортированные извне элементы европейской культуры насаждались в России властью и часто входили в противоречие с традициями и практикой исторического существования. Особенно сложно проходили эти процессы в провинции.

Архитектура в XVIII веке оказалась одним из главных носителей знако-символических форм культуры. Понимание особенностей культуры упомянутого века является неполным, пока отсутствует проникновение в те ее смыслы, которые воплощены в вечных материалах. Актуальность темы связана с тем, что до сих пор смоленская архитектура XVIII века не изучена в качестве «текста» (Р.Барт),осталась непереведенным «иероглифом» истории. До сих пор в историко-культурной традиции сохраняется «белое пятно», связанное как с общеметодологическими проблемами культурологической интерпретациизнако-символическогостроя архитектуры, так и с проблемой интерпретации конкретно-исторического архитектурного «слоя».

Каждый архитектурный объект - это знаковый след социокультурных взглядов заказчиков и создателей, результат внутренних «диалогов» культуры. Культурологический анализ архитектурной среды может открыть так недостающие для достоверной реконструкции эпохи элементы мировосприятия и ценностей различных социальных групп - участников социокультурных процессов, их социо-географических (Запад-Восток) и политических предпочтений. Важным аспектом такого анализа становится решение вопроса об архитектурном объекте XVIII века на Смоленщине как носителе определенных элементов и смыслов культуры.

Смоленский регион, находясь на западной окраине России, имеет особую историческую судьбу, в связи с чем общерусские культурные процессы проходили на этой территории несколько иначе, чем в других провинциях.

Тема диалога России и Запада обладает в наши дни культурологической актуальностью. Очень мало изучалась она в связи с культурными процессами, происходившими в западных русских провинциях. На Смоленщине соприкосновение двух культур - русской и европейской - в рассматриваемый период было особенно интересным. И, прежде всего, это наглядно продемонстрировала архитектура.

Предлагаемое исследование, дополняя искусствоведческий анализ общения европейских стилей с русскими архитектурнымитрадициями, вводит культурологический подход в решение этой проблемы в Смоленском регионе. В поле культурныхзнаковздесь происходитвыборсобственнойархитектурной палитры, которая выделяет регион среди других русских провинций. Тема исследования актуальна для понимания общекультурныхпроцессов в России XVIII века и востребована в практическом плане, так как материалы этой работы полезны при изучении, сохранении и реставрации памятников

архитектуры, градостроительства, парковых ансамблей. Они также необходимы для разработки проектной документации при новом строительстве на территории Смоленской области.

Степень разработанности проблемы. Впервые об архитектуре Смоленского края, вернее об архитектуре города Смоленска, в публикациях упомянули иеромонах И.Шупинский и «первый смоленский историк» Н.А.Мурзакевич в конце XVIII века. Обзор сохранившихся после военных действий1812 года памятников архитектуры в Смоленске сделал известный в России литератор П.П.Свиньин. Позднее Н.Н.Мурзакевич - сын первого историка - в 1835 году опубликовал книгу «Достопримечательности Смоленска». В середине XIX века уточнением датировок зданий и фамилий авторов занимались смоленские историки П.Никитин, Н.В.Трофимовский. В это же время впервые появляются сведения о памятниках архитектуры в Смоленской губернии (речь шла о церковном строительстве). Большую роль в изучении памятников архитектуры в прошлом веке сыграла местная губернская печать («Смоленские губернские ведомости», «Смоленские епархиальные ведомости», «Смоленский вестник»/ Здесь велись споры о датировках зданий, уточнялись вопросы истории строительства многих памятников.

В начале XX века появились работы историка И.И.Орловского, в которых он впервые затронул проблему особых условий и своеобразной среды на Смоленщине, связанной с ее историей и географическим положением. О смоленских усадьбах в дореволюционной литературе упоминается в работах Г.К.Лукомского. В них автор ограничился описанием фасадов и интерьеров известных ему усадебных домов.

Качественно новый этап в изучении архитектуры Смоленщины начался в 20-х годах нашего века. Искусствовед С.Д.Ширяев опубликовал две интересные работы по истории архитектуры региона, обращая внимание на общность в архитектуре западных районов Смоленского края и Белоруссии. Он же впервые исследует художественную жизнь Смоленщины во второй половине XVII и первой половине XVIII веков. При этом автор указывает на главную особенность смоленской архитектуры - открытость к западным влияниям.

В послевоенные годы выходят работы Д.П.Маковского и Н.В.Андреева, в которых предпринимается попытка обобщить все известные сведения об архитектуре Смоленска и Смоленской области. Большую работу по фиксированию, выявлению новых памятников и охране известных архитектурных объектов проводил в 50-х годах зав.отделом по делам строительства и архитектуры Смоленской области И.Д.Белогорцев. В области прошла паспортизация памятников архитектуры, и проделанная под его руководством работа стала основой для дальнейшего изучения истории архитектуры в этом регионе. В 70-х годах была издана работа П.Раппопорта и А.Смирновой «Архитектурные достопримечательности Смоленска», в которой авторы подробно проследили исторические этапы в архитектуре города с древних времен до 70- х годов XX века. Том «Смоленская область» в «Своде памятников истории и культуры СССР», выпущенный в 80-х годах

5 под редакцией искусствоведа А.И.Комеча, стал наиболее полным опубликованным материалом для изучения архитектуры Смоленской области. В1985 году автор предлагаемого исследования опубликовала в издательстве «Искусство» (г.Москва) книгу «По Смоленщине», где впервые была предпринята попытка дать информацию о культурном поле региона, выделить наиболее удачные в художественном отношении акценты в нем.

В 90-х годах большой авторский коллектив ученых-историков и краеведов Смоленска издал том энциклопедии «Смоленск», где была зафиксирована вся имеющаяся об архитектуре города информация. В1997 году смоленский историк Г.А.Ластовский опубликовал работу «История и культура Смоленщины», в которой обращается внимание на особенности культурной ситуации в западных и центральных районах Смоленского края в XVII веке, на распространение здесь зданий .предметов языка инокультуры. Выполненная как учебное пособие для школьников, она не предполагает анализ явления, а только фиксирует своеобразие историко-культурного пути развития региона.

Таким образом, данная проблема связана как с искусствоведческими и историко-архитектурными аспектами, так и с культурологическими. Последние представлены фундаментальными методологическими подходами к анализу знако-символических объектов материального мира. Это структурализм (К.Леви-Стросс, Р.Барт), феноменология (М.Хайдеггер.Ю.Хабермас), в отечественной традиции - Г.Шпет, А.Лосев, М.Бахтин, Ю.Лотман. Методология известна преимущественно в связи с исследованиями текстовых артефактов. Круг проблем, связанных с культурологическим анализом искусственных объектов материального мира, не разработан. В частности, архитектурные «тексты» практически еще не прочитаны. Предпринимаются попытки культурологического прочтения архитектурных объектов (В.Глазычев), но смоленская архитектурная среда до сих пор оставалась вне такого рода анализа.

Источниками для изучения архитектуры Смоленщины в названный период стали архивные материалы, фотодокументы, проекты, данные реставрационных работ и экспедиций по области. Автором проработан обширный материал Государственного архива Смоленской области, архива Областного управления культуры, Областного управления по делам строительства и архитектуры, института «Смоленскгражданпроект», Смоленского отделения общества охраны памятников, Смоленской реставрационной мастерской, Музея-заповедника Смоленской области, материалы главных библиотек Белоруссии и Литвы, сектора Свода памятников истории и культуры АН Белоруссии, Музея архитектуры (г.Москва), Исторического музея (г.Москва).

В процессе работы над темой автор опирался на культорологические идеи С.С.Аверинцева, Л.Н.Гумилева, М.С.Кагана, Г.С.Кнабе, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, A.M.Панченко.К.Ясперса, а также исследования Ю.В.Ананьева, А.В.Дахина, Г.В.Драча, А.Г.Егорова, А.Н.Ерыгина, Л.А.Зеленова А.В.Карташева, В.П.Кожевникова, В.А.Кутырева, Л.Люкса, С.П.Мамонтова, М.И.Михайлова, СВ.Норенкова, В.С.Поликарпова, П.Н.Савицкого, А.Флиера, М.Ямпольского, кафедрытеории культуры Ростовского-на-Дону университета,

Российского научно-методического центра новых информационных технологий преподавания гуманитарных и социально-политических наук, Новгородского архитектурно-строительного университета.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявление особенностей знако-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в контексте общекультурной динамики России XVIII века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

выявить особенности исторических условий и арсенал знако-символических форм материальной культуры Смоленщины в 1-й половине XVIII века;

выявить особенности культурных форм православных построек на Смоленщине в 1-й половине XVIII века;

выявить региональные особенности и социокультурные смыслы каменных гражданских зданий в 1-й половине XVIII века;

- раскрыть общие тенденции и региональную специфику
градостроительной символики на Смоленщине во 2-й половине XVIII века;

- выя вить особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине
во 2-й половине XVIII века;

-дать культурологический анализзнако-символических особенностей православной архитектуры в условиях смены художественных тенденций последней четверти XVIII века.

Методологической основой исследования явились принципы диалектики, объективности, историзма, системности. Через изучение изменений, происходящих в разного вида объектах архитектуры, градостроительства, усадебных комплексах, соискатель рассматривает культурную динамику в регионе, процесс взаимодействия разных культур.

Автор опирается на отечественную культурологическую традицию, связанную створчествомГ.Г.Шпета, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина.

Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Выявлено, что на художественную культуру Смоленщины в 1-й половине XVIII века оказали влияние исторические условия, в которых развивалась эта территория в предпетрозское и петровское время.

В течение XVII века большая часть Смоленских земель входила в состав государства Речь Посполитая. Общий этап исторического процесса обусловил в тот период близкие пути развития польской, литовской, белорусской и смоленской территорий, что проявилось и в культурных процессах на Смоленщине начала XVIII века. После возвращения Смоленских земель Русскому государству, вплоть до 70-х годов XVIII века, когда при Екатерине к России была присоединена Белоруссия, этот регион оставался пограничным, что способствовало сохранению здесь зоны межкультурного синтеза.

  1. Существовавшие на территории Смоленщины в XVII веке католические и униатские храмы подготовили общественное сознание к принятию европейского культурного опыта при создании архитектуры православных зданий в 1-й половине XVIII века. Выявлено раннее и активное, в сравнении с другими русскими провинциями, восприятие европейских культурных форм вправославныхпостройках. Зафиксированы появление нетрадиционныхдля России форм деревянных православных храмов в виде латинского креста, разделение Смоленщины в этот период на три малых региона - западные районы, город Смоленск-столица края и восточные районы, где создавались разные варианты русско-европейского синтеза в каменной архитектуре православныххрамов. Зафиксированы процессы формирования собственно смоленских традиций в этом виде архитектурной деятельности.

  2. Выявлено формирование самобытного культурного языка в каменной архитектуре гражданских зданий на Смоленщине в 1-й половине XVIII века. Зафиксированы два варианта каменных жилых зданий, участвующих в процессе межкультурного синтеза: купеческие городские дома, сохраняющие сильную местную традицию, и дворянские усадебные дома в модной европейской трактовке того времени /в стиле барокко/.

  1. Выявлены общие тенденции и региональная специфика в градостроительных процессах на Смоленщине во 2-й половине XVIII века. На территории Смоленского края, как и в других русских регионах, с конца 70-х годовXVIIIвека начинаетсяосуществлениеградостроительныхпрограмм для губернского и уездных городов в эстетике классицизма под руководством профессионалов из Петербурга. Новый культурный канон входил в перестройку городских структур в регионе, учитывая традиции, рельеф и пейзаж в конкретных условиях. Почти все смоленские города приняли реформирование, предложенное из новой Российской столицы. Исключение составил город Вязьма, находящийся большую часть своей истории в зоне московских культурных влияний. /После разрушений войны 1812 г. в Петербурге для городов Смоленщины были разработаны новые проекты застройки в традициях классицизма, которые позднее почти полностью реализовались/.

  2. Выявлены особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине во 2-й половине XVIII века в условиях освоения европейского опыта. Дворянские усадьбы на Смоленщине /всего их было около 4,5 тыс./ стали образцами синтеза русской и европейской культур, определившими новый стиль сельской жизни и динамику социокультурных изменений в регионе. На основе анализа материалов усадебных комплексов изучаемого периода зафиксированы общие элементы и приемы европеизации при перестройке дворянских имений. Отмечено участие в реформировании усадеб известных русских архитекторов М.Ф.Казакова, Д.Жилярди, Ж.Тома де Томона. Выявлено, что М.Ф.Казаков и Д.Жилярди занимались еще и обучением архитектуре крепостных мастеров. В смоленских усадьбах работали скульпторы Ф.И.Шубин и М.М.Антокольский. Усадебные парки пополнили растительный мир Смоленского края 75-ю новыми видами деревьев и кустарников. Среди владельцев смоленских усадеб многие составили в XVIII и XIX веках цвет русской интеллигенции, самые известные

8 из которых композитор М.И.Глинка, поэт Ф.Н.Глинка, литератор Г.А.Глинка, агрохимик А.Н.ЭнгельгардтхирургН.П.Энгельгардт,ученый и путешественник Н.М.Пржевальский,адмирал П.С.Нахимов,скульптор М.О.Микешин, писатель А.С.Хомяков, драматург А.А.Шаховской, биолог А.А.Каверзнев, животновод Д.А.Путято, инженеры и юристы из рода Лесли, друг М.Лермонтова- писатель А.Вонлярлярский и мн.др.

6. Выявлены изменения в культурных формах православных построек в условиях смены художественных тенденций последней четверти XVIII века в Смоленской губернии. Участвуя в общерусских культурных процессах освоения европейского стиля классицизма, архитектура Смоленского края предложила много новых вариантов православных храмов, сохраняя связь с местными традициями. Прослежены типологические изменения в этом виде каменной архитектуры. Зафиксирован процесс активного строительства храмов по всему региону. Отмечено профессиональноеисполнение большого числа каменных храмов и активное принятие эстетики классицизма.

Практическая ценность исследования. В итоге работы составлена таблица типологических изменений в каменной архитектуре православных храмов в XVIII - начале XIX веков, куда включено 71 здание, таблица всех выявленных православных храмов на территории Смоленского края в XVIII -началеХІХ веков, куда вошли 270 построек, и таблица выявленныхдворянских усадебных комплексов со всей имеющейся информацией о них - 91 усадьба.

Материалы диссертации были использованы в проектах:

1.Проекты детальных планировок исторических городов Смоленской области- Дорогобуж, Сычевка, Рославль, Ельня. /В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект»,1977 - 1981 гг./

2.Проекты планировки и застройки сел - бывших дворянских усадеб в Смоленской области - Новоспасское, Самуйлово, Любавичи, Великополье, Липецы, Алексино, Пржевальское. /В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект», 1975-1981 гг./

3.Перспективная схема развития туризма в Смоленской области. /В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект», 1983 г./

4.Проект благоустройства парка в бывшей дворянской усадьбе Александрино. /В составе авторского коллектива московского института «Курортпроект», 1983 г./

5.Проект охранных зон для районного центра Красный./В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект», 1986 г./

б.Схема районной планировки Смоленской области. Раздел «Памятники истории и культуры»./В составе авторского коллектива института «Гипрогор», г.Москва, 1988 г./

. 7.Проект застройки на территории Смоленской области в районе трассы Москва - Брест. Раздел «Памятники истории, архитектуры, археологии». /В составе авторского коллектива в Областном управлении по строительству и архитектуре Смоленской области, 1992г./

Значительная часть материалов диссертации использовалась автором при чтении курса «Культура Смоленского края» (раздел курса «История

русской культуры»).

Апробация работы. Результаты исследования изложены автором в книге и отдельных публикациях общим объемом 14,8п.л„ используются в авторском курсе для высших учебных заведений. Материалы работы докладывались на научных конференциях в институте «Смоленскгражданпроект», а также ежегодных научных конференциях Смоленского государственного института физической культуры 1990-1997 годов. Диссертация обсуждалась на кафедре СГИФК.

В июле 1998 года основные положения диссертации были изложены соискателем в докладе на научном коллоквиуме «Трансформации в науке, политике и культуре» (г.Смоленск).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав /по три раздела в каждой/, заключения, списка литературы и четырех приложений в виде перечней и таблиц.