Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Бородавкин Сергей Вадимович

Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект
<
Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бородавкин Сергей Вадимович. Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект : диссертация ... доктора культурол. наук : 24.00.01.- Санкт-Петербург, 2000.- 414 с.: ил. РГБ ОД, 71 01-24/6-2

Содержание к диссертации

Введение

ЧАСТЬ I. Культура как система смыслов 3

Глава 1. Сущность культуры в качестве объекта философского исследования 3

Глава 2. Смысл - основополагающее понятие культуры 19

Глава 3. Языки культуры 40

ЧАСТЬ II. Функционирование ценности человека в чувственно-образных языках культуры 71

Глава 1. Образ человека в социокультурным объективациях 71

Глава 2. Достоинство человека на уровне интимной значимости 109

Глава 3. Проявление ценности человека в реальном общении 13В

ЧАСТЬ III. Рациональное обоснование ценности человека 182

Глава 1. Ценность человека как его смысл 182

Глава 2. Философские теории человека в доказательстве его ценности 202

Глава 3. Праксиологическое обоснование ценности

человека 246

ЧАСТЬ IV. Доминирование различных языков в культуре XX века 275

Глава 1. Историческое движение от чувства к логике в оценке человека 275

Глава 2. Права человека - высшее достижение рациональной культуры 300

Глава 3. Пути воплощения прав инвалида в России 325

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 358

ПРИМЕЧАНИЯ 362

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 395

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

О д и н и :з '' о т ц о в о с i-i о в а т елей" с о в р е и е и н о й р у с с с о й культуры, чье значение страна только что подтвердила пышными торжествами по случаю 200 лвтия со дня рождения, п.С.Пушкин в колодном октябре 1836 гада писал П.Я.Чаадаеву по поводу его рассуждений о российской действительности, Высказав ряд замечаний автору Философических писем, Пушкин соглашается с общей оценкой нашей общественной жизни, грустно добавляя; " . . .это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние", (Письмо А., С.Пушкина к П. Я„ Чаадаеву от 19 октября 1936 г„ // ПУШКИН A.C. Поли. собр. соч., М. , 1997. Т. 16. С. 393,,)

За два прошедших с: той поры столетия мало что изменилось в оценке россиян роли личности и ее ценности. Данные социологически« обследований показывают, что в представлениях подавляющей массы населения страны ЗНАЧЕНИЕ ИНДиВИДУп/ПыНОСТИ в социальных отношениях очень низкое., Представленный в прошлом году Российским независимым институтом социальных и национальных проблем доклад "Граждане России: кем они себя ощущают и в какой обществе хотели бы жить?" показывает, что основной запас:: понятий и ценностных ориентиров россиянам дает советский период истории. Респондентам предложили сделать выбор;: полная демократия при слабых гарантиях личной безопасности или твердая власть при полной гарантии личной безопасности,, Первую позицию выбрали всего 10,5", вторую -- 58,7%. (Цит. п о s М А К С А К В С К А Е „ Н а ш п о р т р е т 7 / / П о и с: к. 1998. N 4 О „ С „ 8. ) Можно предположить, что и демографический кризис, перевиваемый сегодня Россией, когда численность населении-! упорно сокращается, продолжительность жизни упала до самых низких отметок среди развитых стран, а количестве:; самоубийств и абортов, наоборот, занимает первые позиции, этот кризис, о которой столь много пишет публицистика, в качестве причин имеет и господствующие представления о крайне низкой ценности человеческой жизни. Искусство "чтить самого себя", которое А.Пушкин отмечал как самое важно из в сек искусств, полностью утрачивается,, Место столь хорошо знакомому старшему поколении! "культа личности" все увереннее занимает- "культ наличности",, Определена цена любой должности, заказного убийства, акта благотворительности и т.д. Человек все чаще начинает рас сматривать с: я в качестве о б ы к н ове нной разменной монеты, на п одобие п ята к а.

Вместе с: тем. развитие мировой цивилизации ныне направлено от информационного общества к: креативному, "личностному" обществу. Роль "базового ресурса" в нем будет играть не наличие сырья, как: прежде, или информация, как: сегодня, а создатель информации - творческая личность. В этик условияк именно человек, а не коллектив или государство, становится главным двигателем и целью развития,,

Отмеченное обстоятельство является, на наш взгляд, одной из причин, актуализирующих рассмотрение проблемы ценности человека в широком, философеко куль турологическом, м е т о д о л ог ич еском аспекте.

Необходимость анализа человеках как ценности в системе культуры вызвана, во-вторых, острой необходимость» идеологического обеспечения происходящих в обществе перемен,, За последнее десятилетие непростого перехода от тоталитаризма к демократии сегодня в российском обществе наиболее остро ощущается состояние кризиса и не только си сфере экономики, но и, прежде всего, в сфере национального самосознания.

За несколько столетий до Рождества Христова библейский пророк Амос, жалуясь на потерю вер у и засилие жуликов, алчущих "обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви", грозит им гневом Господа;: "Вот наступают дни, говорит- Господь Бог, когда Я пошлю на земли голод, не голод хлеба, не жажду вода, но жажду слышания слов Господних. И будут' ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня .i и не найдут его,, В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши,„„". СйМОС. Гл. S, стик 6-7,12

14.) Подобная жажда социального смысла наблюдается сегодня и es нашем обществе?.

Разрушение и: о и м у н и с т и ч е с к: ой " с: и м в о л и ч е с: к: ой вселен н о й111 (3.Кассирер), дававшей ответы на все с мыс лани зненные вопросы, произвело идейный разброд и растерянность в обществе. Оно потеряло долгосрочные цели своего развития,, былые представления о социальных ценностях оказались перевернутыми, а вчерашнее "индивидуалистическое зло" вдруг предстало официальным добром,,

Р е зуль т аты ис с лед ава ни я поста вле нной т е мы должн ы оказать влияние на дискуссии вокруг новой НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ России, которой в настоящее время уделяется большое внимание в органах власти,, В частности, предлагаете я возродить былые ценности православной культуры, снова ориентироваться на "общинные" чувства г о с у д а р ст в енноети, р елиг ио знос т и ил и избранности страны. При этом акцентируется роль об разноге:) мышления, а выводы разума объявляются чуждыми национальному менталитету. Например, Ф» Г" цренак считает,, что мир слов и теорий давно оторвался от мира жизни, следовательно надо сделать все, чтобы интеллигенция перестала оказывать влияние на народ. (См.; ГИРЕНОК Ф. Пато-логия русского ума. К а р т о г р а ф и я д о с л о в н ос ти. М„ , 1998„ )

В этом суждении отражается кризис нашего времени, п р о я в и в ш и й с я как к р и з и с атеис т и ч е с к: о г о, р а ц и о н а л и с т и ч е с к: о г о и антропоцентрического мировоззрения, пришедшего на смену р е л и г и о з н о с: т и е в р о п е й с к о г о с: р в д н е в е к: о в ь я с е е т е о ц е н т р и з м о м, сакрализацией всех областей жизни и доминированием образного мышления. Встает вопрос:, разумно ли в этих обстоятельствах возвращаться к традиционным российским ценностям, или же следует формировать новую национальную идею на постулате высшей ценности человека, принятом на вооружение западной культурой с эпохи Возрождения? Речь здесь идет, в частности, о конечной направленности предлагаемы;-? социальных перемен на народ, государство или на индивидуума»

Ценность, а отсюда и права, человека в разных культурах трактуютс я по разному Безоглядное утверждение ценности своей цивилизации и образа мышления без учета особенностей других стало в условиях планетарной общественной живни огромным потенциалом агрессии и напряженности из мире» Поэтому этот, казалось бы, сугубо теоретический вопрос пр иоб ре та е т с е г одня нас ущное пр а к тик о поли тичас ксе зна ч е мие„

Идеологам перестройки казалось, что стоит освободиться от недремлющего ока ЦК КПСС и мы получим человека западного типа, способного раскрыться в демократическом, рыночном обществе. Однако попытка механического переноса западных ценностей в российскую действительность оказалась явно неудачной в силу сохранившихся традиций общинного мышления и последствий коимунистического экс перимента.

Сегодня все чаще вспоминается цикличность реформаторства в Рек:: с ни, когда реформы сменяются контрреформами. При объяснении этой печальной участи страны исследователи чаще всего ссылаются на ее цивиливационнае особенности, связанные с ролью личности в реформаторских изменениях»

Разрыв между обществом и властью, когда общество живет своей жизнью, а власти своей, и народ вмешиваться в дела государства не считает возможным - особенность нынешнего п о л и "i" и ч е с к о г о с: о с т о я н и а с т р а н ы „ Т р е т ье об с т о я т е л ь«::: т в а, актуализирующее проблему ценности! человека, определяете я необходимостью исследовать роль отдельного индивида в ПОЛИТИЧЕСКИХ процессах. Только привлечение каждого гражданина к участию в делах государства дает возможность для страны перейти от варварской системы управления к цивилизованнойДуховным обеспечением здесь выступает концепция Прав человека.

Как проводимые опросы, так и результаты выборов показывают, что идея прав человека, лежащая в основании современной запад ной ц ив илизации, вое принимаете я большинством населения i-сак: чуждая России и не находит поддержки. Это и неудивительно,, В национальной российской культуре ведущую роль сыграли ценностные предпочтения крестьян, для которым община служила организующий началом духовной жизни, а индивидуализм западного образца всегда р а с с м а т р и в а л с я к: а к а н т и п о в еде н ие „ Л ю д и р а с <::: м а т р и в а л и с ь равными только со стороны их божественной, духовной сущности равными перед Богом. в реальной жизни права подразумевались зависимыми "от чина", т.е. места в социальной структуре, занимаемого положения,

Вопрос: Прав отдельного человека имеет не только к у л ь т у р н о - и с т о р и ч е с к о е и л и с. оциально-пезли т и ч е с: к: о е з начение. В постиндустриальном обществе становится наглядно видными те к a "i" а с: т р о ф и ч е с к и е п о с лед с т в и я, к к о т о р ы м м о г у т п р и в е с т и вооруженные столкновения и непримиримая борьба. Отсюда политика ненасилия при разрешении конфликтных ситуаций, приобретает в современном мире все больше сторонников» требуя анализа соотношения правовой и моральной сторон»

В высокоиндустриальных обществах вопрос прав и о б я з а н н о с т ей с у б ь в к: т о в с о ц и а л ь н о й д е я т е л ь н о с: т и с е г о д н я выступает как проблема ОТВЕТСТВЕННОСТИ за последствия этой деятельности» Персональное действие почти исчезает за действиями коллективов и групп» Но коллективное (групповое) действие есть, с одной стороны, действие организации, с: другой - действие многих деятелей в условиях заданной стратегии» Должен ли, например, наемный работник, занимающий зависимое положение, в случае принятия руководстЕшм р и с к о в a i-i н о г о р е ui е н и я, п р е д у п р е д и т ь а б щ е с т в е н и о с т ь о возможной опасности или же он должен ориентироваться на к о р п ора тив ный инте р ес ? Долнна л и м о ра л ь н а я от в е тс твен иос т ь считатьс я выше ответственности коллективной, договорной? Одним из проявлений "общинного мышления" является п е р е к лад ы в а н и е п е р с:: о н а л ь н о й от в е т с:: т в е н н о с т и н а и:: о л .л е к т и в и л и государство»

Соотношение коллективных (в том числе, этнических) и индивидуальиых прав человека, а следовательно, и степени ценности этик субъектов, приобретает особое значение в clisare последних политических событий« Б теории, с одной стороны, с торонники национальнык или дру г и х групповых интересов рассматривают человека только как момент некоей коллективной, реальности, например, "класса" или "этноса". С другой стороны, ик критики говорят об индивидуальных субъектах , обладающих нес: ои измеримыми идентичност я ни, которые н е п р a в о м е р н о р a с с:: м a т р и в a т ь в р a м к ax е д и н о г о ц е л о г- а., Проблемы Чечни или Косово хорошо иллюстрируют трудности практического решения и теоретического "примирения" этих разноуровневых субъектов в рамках единого дискурса современной п о л и т и ческой науки. Участни к и Междуна родной конференции "Миропорядок после Балканского кризиса: новые реальности меняющегося мира" (Москва, 1999), поставив вопрос — где кончаете:?? утверждение прав человека и начинается борьба геополитических интересов, смогли только к о н с т а т и р о в а т ь т р а г и ч е с к и е д л я м и р о в а г а п о р я д к а п а с л еде: т в и я насильственного принуждения к демократии» (См. : ЕУБЕН И,, Биполярная трагедия // Поиск, 1999. N 45. С,, 15. )

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Если в экономической, социальной или политической сферах жизни более или менее определенна формируются новые взгляды на свой объект и соответствующие ему нормы поведения, то в сфере духовна нравственной потребность к а ч е с: т в е н н о н о в о г о о с м ы с л е н и я т о л ь к о ощ у щ а е т с я „

Проблема ценности человека, как правило, рассматривалась в рамках той или иной философской системы как проблема гуманизма. Даже религиозные учения или мифологические предания, описывая роль человека в мире, неминуемо должны были так или иначе трактовать его ценность. Некоторые системы делали эту проблему центральной, другие касались ее только в качестве моральных выводов из с вез ей с а ц и а л ь н о й т е а р и и ..

Особое место эта тема занимает в этике и моралистике.

Любая система нравственным норм, моральный ценностей или этическая теория предполагает в качестве системообразующего фактора аксиологическое рассмотрение человека,, Оно может иметь статус особого раздела дайной теории, но может быть скрыто от непосредственного анализа и выступать как аксиоматическая предпосылка, и не только теоретических и з ы с к а н и й, мо и и о р м о т в о р ч е с т в а,

Р а с: с м а т р и в а я п р о б л е м а т и к у г у м а н и з м а /в ф у н д а м га н т о которой лежит ценностное рассмотрение человека/ в современных концепциях, можно эти учения развести на три направления.

Первое, назовем его МОРА ЛИЗАТ0РС1СИМ, продолжает т рад и ц и ю е в р о п е й с к ого Вов р о ж д е н и я, р а с с: м а т р н в а я с:: а м оценно с: т ь человека как всеобщий идеал и ориентир жизнедеятельности» С этих позиций критикуете я антигуманные проявления социальной жизни, опасные для человека последствия неконтролируемого развития науки и техники и т.д. Б исследованиях на данную тему эти авторы часто апеллируют к общечеловеческим ценностям, абсолютному благу и подобным моральным категориям.

В качестве примера можно привести работы А„Швейцера или И. Фролова. (ШВЕЙЦЕР А. Благоговение перед жизнью. М», 992,. ФРОЛОВ И. Т. О человеке и гуманизме „ И», 1989,,)

С точки зрения Швейцера, главным в человеке является но познание или мышление, а переживание. "Я есть жизнь, желающая жить среди жизни5' -- эта установка "негритянского доктора" должна была стать основой как мировоззрения, так и поведения человека. Подобные рассуждения сегодня воспринимаются очень многими как прекраснодушие или утопизм, не имеющий отношения к реальной жизни.

Второе направление, СОЦИАЛЬНО--ДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ и, во м но г ом, по ли ти зированное, р а с сма три в ае т ц s нность чвловека зависимой от общественных условий, в которых он существует. В качестве примера здесь можно привести труды К.Маркса или Ф,фукуямы. (ИАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф. Экономииееко-философские рукописи 1844 г. // МАРКС К. и ЭНГЕЛЬС Ф„ Сочинения. Т„42„ VI I I-

ФУКУЯМЙ Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990,, N 3. )

В теории Маркса человек, являющийся высшей целью развития, должен быть освобожден от всяких форм отчуждения,, Путь к этому освобождении) лежит через социалистическое п р е о б р а з о в а н и е об щ е с: т в а „ П о п ы т -с а п р а к т и ч е с: к о г о о с: у щ е с:: т в л е ни я этого пути привела к бесчеловечным режимам, уничтожившим м и л л и о иы ииз не й.

Ф.Фукуяма считает, что мы уже нашли самую рациональную форму общества в лице современного либерализма, где "решены все прежние противоречия и удовлетворены человеческие потребности" и задача сводится лишь к тому, чтобы повсеместно претворить этот "авангард цивилизации" в действительное ть.

Третье, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ направление рас смэтривало ценность человека в рамках той или иной культуры» акцентируя в этой целостности ее художественный элемент'. Начиная с: Ф.Ницше и кончая М.Хайдеггером, ценность человека здесь вновь и вновь ставится под сомнение, а затем обосновывается не столько теоретически, сколько художественно,,

По Хайдеггеру, человек, в отличие от вещей, не имеет сущности, в которой он мог бы выступить самостоятельным "в себе бытием". Его сущность это некая экзистенция, находящаяся вне его самого, задача которой быть покорной бытию, подготовить этому бытию место, чтобы дать возможность прийти. Понятие "бытие" не может быть выражено словом, это "существенное мышление", далекое от всякой готовой логики.

Все три выявленных направления исследования ценности человека приходят' к неутешительным выводам,, Традиционный гуманизм, сложившийся в культуре Возрождения и философии Нового EipeMSHv-i как учение о высшей ценности человека, испытывает глубокий кризис,, Он потерпел поражение везде, т.к. привел к разрыву между человеком и бытием, к отчуждению от человека созданной им и закабалившей его научно технической сферы, к господству "человека толпы". Необходим был новый подход и переосмысление гуманистических идеалов.

По нашему мнению, такой подход возможен лишь на основе достижений современных исследований в области семиотики, герменевтики, социальной синергетики, т.е. на стыке наук»

Почему диссертант отказался в названии от термина "гуманизм", предпочтя ему словосочетание "ценность человека"? В нашем веке слово "гуманизм" потеряло свой первоначальный смысл» Оно в достаточной степени политивиров алось, стало излюбленным термином пропагандистов веек мастей, часто выступая либо как идеологическое оправдание корыстный целей, либо как сознательное вуалирование анти-гуманной социальной практики» В нашей стране всем знаком недавний лозунг "Все для блага человека, все во имя человека!", лицемерно прикрывавший произвол правящей номенклатуры, а потому в народном анекдоте получившим окончание: "„..и мы даже знаем имя отого человека".

В недавних исследованиях по гуманистической проблематике тоже не достигнуто согласие в понимании з н а ч е н и я е т о г о с: л о в а „ Г1 р е д с е д а г е л ь Р о с с и й с к: о г о г у м а н и с "" и ч е с к о г о о б .и е с т в а В ,, н. К у в а к и н , р а з б и р а я р а з л и ч ные стороны гуманизма ~ как мировоззрения, умонастроения, образа жизни, склоняется к определению его содержания как: плюрализма личных мировоззрений, в основе которых лежит объединяющая эти мировоззрения установка на "человечность без границ". (КУВАКИН В.А» Твой рай и ад; Человечность и бесчеловечность человека» СПб., 1998.)

Ключевое понятие "человечность", в этом отношении, намного предпочтительнее различных "... . измов", т.к.. подчеркивает личностный смысл данного явления. Однако, на наш взгляд, абсолютизация этого понятия имеет и недостаток, поскольку сужает область применения гуманизма, оставляя за бортом различного рода теоретические обоснования„ Словосочетание "цени ос т ь чел о в ек а" дает воз мож но с ть объединить в одном континууме как научный и идеологический взгляд на человека в качестве ценности <и здесь вполне у м е с т е н т е р м и и '1 г у м а н И 3 М " ) , т а к: и ч у в с: т в е н н о - о бра в к о е переживание значения человека (этот аспект и будет определяться категорией "человечность", или "гуманность")»

ОРНПИНАЛЬНОСТЬ ПОДXОДй

Предложенное дисс: ертантом нее ледов ание ценности человека через его смысл в культуре, позволило с о с р е д о т о ч и т ь в н и м ание н а с о ц и а ль н о - п с и х о л о г и ч е с к и к механизмах функционирования образа мысли и фундаментальных ценностных ориентация« на подсознательном, "архетипическом" уровне. Именно на этом уровне фиксируются базисные смыслы индивидуального сознания, или ПЕРВОСИЫСЛЫ, к числу которых относится и смысл человека, определяющий представление об его ценности.

При кажущейся схожести формальных требований принципа гуманизма, их действительное /реальное/ понимание в разных культурах, субкультурах и даже в системах личностных смыслов, различно,, Трактовка милосердия, свободы, благополучия и т.д. имеет в каждой культуре свои специфику.

Как правило, в поле зрения ученых попадали закономерности, связанные с жизнедеятельностью человека на идеологическом уровне, в форме теоретических концепций. Бее к о л л и з и и, к а с а ющие с я реа л ьного фу нкциониров а ни я менталитета оставались "за бортом11. Представления о человеке, выраженные на невербальных языкам, включались в общий культурно исторический контекст, в котором и теряли свою специфику., Однако надо учитывать, что область действия смыслов начинается с до-теоретического мышления, это сфера до понятийного функционирования. На этом уровне ценностные ориентации носят бессознательный характер и фиксируются, прежде всего, в образно-эмоциональных языках культуры (искусстве, нравах и т.д.), а затем уже находят объяснение в логико-понятийных языках (идеологии, теории и т.д.).

П л а в н а я т р у д н о с: т ь п а п ы т к и а в т о р а с о с р е д о т о ч и т ь в н им а н и е не на "словах", а на подсознательно скрытых ценностных ориентация* и латентных мотивациях поведения, заключалась в том. что на этом уровне смыслы, как правило, не объективируются и четко не фиксируются в -знаках. Они проявляйте я опосредованно, при принятии решений, выборе друзей, политинеекик пристрастиях и т.п. Это обстоятельство привело к необходимости анализа различных форм объективации культурных с м ы с л о в, чтобы "по следам", которые ос т а в ляет в них принятый индивидом смысл человека, сформулировать понимание и его ценности.

Такими объективациями могли выступить, с одной стороны, реальные и нормативно-фиксируемые модели поведения, с другой - различные памятники культуры, начиная от мифов и кончая дневниками. Трудно не согласиться с Д. Расмус:сеномs "Мифы и символы как продукты отдельных культур:) содержат', так: же, как: искусства и поэзия, первоначальные смысловые ценности как выражение человеческого опыта внутри этих культур". С RftSMUSSEN D„М„ Mythic-Symboiic Language and Philosophical, ntropoloqy. 1971» P. 124.)

Основываясь на своих исследованиях, посвященных языкам культуры и анализу значения человека в различным типах цивилизаций, диссертант исходит из того, что реальный смысл, зафиксированный в понятии "человек", определяется наличным герменевтическим полем, функционирующим, прежде всего, на "архетипическом" уровне» Далее смыслы объективируются в различных знаках (начиная от жеста и кончая категориями), которые формируются в языки»

К а к о в ы в о з м ежн о с т и в з а и м а п р о ни к н о в е н и я и в з а и м о в л и я н и я различных культурных языков применительно к ценности "человек"? Можно ли доказать высшую ценность человека из мире л о г и ч в с к и м и вывода м и с о в р е м е н н о й н а у к и, ф и л о с: о ф с к: и обосновать, или это вопрос нашей веры? Для ответа на оти вопросы автор обращается к объактивациям смыслов, начиная с религиозной веры и кончая естественнонауными и философскими теориями»

Главным предметом анализа отражения ценности человека в ку ль ту р е ст а ли чу в с тван н о—абра вные и логи ко п он ятий ные языки. Поэтому данное исследование можно было бы назвать "Гуманность и гуманизм как: два языка культуры"» Концепция -XI I- языков культуры дает возможность нового подхода к объяснению отношения к смертной казни, самоубийству, эвтаназии. Она является продуктивным методологическим основанием и для объяснения конфликтов национальных культур„

Г о с п о д с т в у н; щ е е с р е д и п о с т м о д е р н и с: т о в у т в в р жд е и и е, ч т о каждая культура прекрасна и самодостаточна сама по себе, сегодня, в свете проявлений национального экстремизма, уже не выдерживает критики» Наоборот, каждая культура несовершенна, ограничена и должна на основе самокритики национальных способов мышления выйти на новый этап, на котором завоевания мудрости будут играть определяющую роль,,

Об этом говорилось и на XX Всемирном философском конгрессе (США, 1998 г.) "Paieia": философия в воспитании человечества", который еще раз убедительно продемонстрировал в докладах его участников (например, П.Аубенкю, П.Вудруф и др.), что только разум, образование способны сформировать природу человека. (См.: Вестник Российского философского общества. П., 1998. Ы 4/8/,, С. 15-31.) Это касается и подсознательных особенностей менталитета, таких как: " г у м а н н о с т ь " „ О п и р а я с ь н а р а б о т ы К. -- О. А п е л я (н а п р и i-i е р , 11П о н и м а н и е и о б ъ я с н ение , "i" р а н с ц е н д е н т а л ь но прагматическая перспектива"), можно предложить использование приемов, применяемых в практике психоанализа. Данная задача требует,, однако, значительного повышения доверия к свидетельствам разума в культурной традиции, поднятия его роли в жизни о б Li.| е с т в а и ч е л о в е к а.

Отсюда, вряд ли можно согласиться с авторами сборника "Анатомия кризисов", которые, конструируя модели будущего, выделяют, среди прочих., следующие характерные черты н а с г у п а из щ е й ц и в и л и з а ц и и s И а с м е н у г о с п о д с "i" в у ю щ е м у рационализму в науке и жизни придет приоритет эмоционального и интуитивного начала; от науки общественное сознание повернется к мистицизму и религии, от старых догм вероучений - к разработке новых религиозно философских систем. На место деятелей рационалистов придут' те, кто работает на "XIII -утопические? идеалы, отдаленные цели. (Анатомия кризисов. /Под редакцией В„ Котлякова/„ М „ ; Наука. 1999.)

Вероятно, речь должна идти не о доминировании чувственно-образного языка в культуре, а о ликвидации перекоса в сторону безусловного доверия к "абсолютным истинам", в особенности, к истинам политическим. Что касается России, то здесь, наоборот, встает задача реабилитации роли разума в жизни общества, основательно п о д о р в а н н а я к о м м у н и с т и ч е с к и м э к с n е р и м е нт о м (апе л л и р у ю щ и и именно к выводам ума) и негативными последствиями научных открытий XX века. Традиционно невысокая значимость "книжной мудрости" в российс ком ментали тете вызывает необходимость усиления именно рационального элемента в континууме культуры.

Можно предположить, что дальнейшее развитие мировой цивилизации потребует не только признание толерантности различных культур и множественности ее языков, но и движения к- пониманию их необходимости друг" другу, в к л ю ч а и! щ е м у с в о е о б р а з н ы й n р и и ц и п " в з а и мо д о пол н и т в л ь н о с т и'' языков куль туры.

ИСТОЧНИКИ

Для ответа на поставленные вопросы автор применяет междисциплинарный подход, опирагещийс я на феноменологический и герменевтический анализ,, Этот МЕТОД дает возможность сочетать социокультурный анализ с духовно нраветвеннами и п р а к т и к о п о л и т и ч е с te и м и р е а л и я м и.

В своем исследовании диссертант стремился к наиболее широкому охвату памятников духовной культуры, начиная от сказок и других литературных произведений и кончая свидетельствами исторической науки, периодической печати и д a i-i н ы м и с о ц и о л о г и ч е с к и х о б с лед о в а и и й.

Среди авторов, явившихся непосредственным источником идей и фактов, следует назвать следующих философов и J>J/A!sJ'^PSl!r.9J!:?l -г „ Гегель , К „ Маркс:, Л „ Фейербах ,, Ф. Ницше, --XIV

З.Кассирер, З.Агацци, Т. Кун, К.Хюбнер, К „ ---О. Апель, Ж»

П.Сартр, Н.Гартман, М.Фуко, С «.Леи, А. Моль, А.Швейцер, К.Ясперс, Е.Рассел, М.С„Каган, Н.Бердяев, 3.С.Маркарян, Е. Д. Яковлев, Б . В. ESnpi-оков, В. В „ Налимов , А. Ф . Лосев ,

Р„И.Павилёнис, М.К.Мамардашвили, В.С.Степин, В. А„Лекторский, i-i. Н. Моисеев , Б» П. Вышес лавцев , Б . Д. Парыгин, В. А, Ядов ,

А.Кутырев, Д.Лукач? И.С.Кон, Ю.В.Перов, А.Гулыга; пси х о л отрв и 3„ Фрейд, Б. Ф. Поршнев,

Л.Рубинштейн, В.Франкл, К„Г.Юнг, В.Зинченко, К„Обуховский,

В. Суворов, Л. С. Выгодский; У. lt!.[lBj:::.T.qi.;... Ю. М. Л о т м а н, Е. Л „ У о р ф, Э. Се п и р, В. Н „ Т о п о р о es , Е. М „ М е л е т и н с к и й,, X . --Г". Гадамер , ,0,. С. Лихачев, А. М. Панченко, А. !.!.!афф , Вяч.В.Иванов, С.С.Аверинцев , И.К.Петров , В. Ф„Петренко, М, М. Е5ахтинр iiO'.yj1 iSJPPiJSPJl О. Г„ Дробницкий,

П. Коб л яков , А. Я . Гуревич, В. Г". Иванов , Т. П . Григорьева, И.В.Абаев, И.Оссовская, Б.А.Романов, Л.И.Гумилев, А,А.Гусейнов, Р.Г.Апресян, И.Бестужев-Лада.

В работах, опубликованных с 1975 года ("Формирование представлений о человеке как высшей ценности" /1975/г. "Проблема человека как ценности в работах К.Маркса 1844

1848 гг." /1975/5 "Аксиологический аспект проблемы человека" /1975/5 "Об иерархии нравственных ценностей" /1978/5 "Этика и экологическое воспитание" /1988/;! "Сколько стоит человек?" /1993/5 "Права инвалида в условиях российской культурной традиции" /1997/), автор диссертации периодически обращался к проблеме ценности человека, акцентируя при этом различные стороны этого вопроса. Систематическое изложение авторской концепции впервые предпринимается в данной диссертации и монографии "Ценность человека в отражении различных языков культуры г Методологический аспект" /Деп. в ИННОН РАН N 54646, 20.05.99/, на основе которой она написана.

Сущность культуры в качестве объекта философского исследования

О понятии "культура" стали рассуждать около двух столетий тому назад. Этот термин встречается уже в одном немецком словаре, изданном в 1793 г. Однако до самого последнего времени наука содействовала обогащению культуры в основном созданием новых "фактов культуры", но не разработкой учения о ней.

За последнее время наблюдается резкое усиление внимания к теоретическим проблемам культуры. Одних определений понятия "культура" современные исследователи насчитывают около ЗОО. Произошло отпочкование от философии новой дисциплины - теории культуры, или культурологии, подобно тому, как в свое время в отдельные предметы выделились этика и эстетика.

Это повышение внимания к культуре, с одной стороны, обусловлено потребностями социального развития, необходимостью разработки научно обоснованной культурной политики. Тан;, а рамках ООН были проведены исследования деятельности средств массовой информации; по инициативе ЮНЕСКО внимание ученых было привлечено к исследованию проблемы непрерывного образования. Несколько международный социологических конгрессов было посвящено проблемам культурологии: сравнительной социологии различных культур, наличию инвариантных черт в культурах, преемственности в развитии культур и другим подобный теоретическим вопросам.

С другой стороны, в теоретической области наблюдается интеграция, взаимопроникновение отдельных частных наук. Появилась возможность междисциплинарного исследования такого сверхсложного системного объекта, как культура, открываются новые методы ее исследования.

Традиционная гуманитарная культура, начавшаяся с эпохи Возрождения, основывалась на четко сформулированной доктрине знания, необходимости гуманитарного образования. Эта доктрина заключалась в утверждении, что существуют главные предметы для размышления и усвоения, в отличие от других менее важных предметов, связанных с материальными условиями жизни людей. Представление о культурном человеке предполагало овладение языками, умение хорошо писать, знание принципов логического мышления, теоремы Пифагора, общего представления о строении Вселенной, знание цитат, классических языков, владение нормами поведения и многое другое, связанное с духовным развитием личности. Культура - это то, что в голове» С этого времени понятия "культурный", "гуманитарный", "цивилизованный" выступают как одногюрядковые и даже замещающие друг друга.

Вместе с тем уже Френсис Бэкон указывает на важность в развитии общества материальной жизни людей. Он отмечает, что три великих открытия - книгопечатание, компас и порох, - преобразовали общества. В XIX в. наблюдаются попытки построить общую теорию культуры на базе отдельных наук /например, этнографии, археологии или политической экономии/. Однако эти усилия не привели к ощутимым результатам, т.к. акцентировали лишь отдельные стороны (или различные объективации) культуры. Например, историческая археология, пытаясь реконструировать образ жизни по остаткам материальной культуры, не могла объяснить его. Ее выводы были справедливы лишь в отношении отдельных регионов в рассматриваемые времена. Попытки же перенести эти выводы нах другие локальные культуры приводили к искажениям.

Доминирование тех или иных культурных элементов так же, как и тех или иных ее языков в качестве определяющих, конечно, имело духовно-исторические и духовные предпосылки.

Образ человека в социокультурным объективациях

Что же такое "смысл"? Понятие смысла достаточно определенно для того, чтобы с его помощью можно было отождествлять и различать содержание языковых выражений в ходе решения задач, встречающихся в науке и общении людей, однако оно и достаточно "неопределенно" для того, чтобы не претендовать на возможность» жесткой формализации.

В широком понимании слова, все действительное и возможное имеет свой смысл. Если обратиться к этимологии слова "смысл", то видно, что выражение "иметь смысл" прежде всего означает "сопровождаться мыслью" или "быть с мыслью". Человек, переставший быть животным, стал действовать в соответствии с мыслью. Культура возникает, как: духовные костыли для человека, который выделился из природы. Она обеспечивает смыслы там, где ранее присутствовал генетически заложенный, природный смысл. Как удачно выразился Э.Левинас, культура - "это смысл, приходящий к бытию". С 343

Французский философ Жиль Делез задается вопросом: можно ли на самом деле понять и осознать все, что происходит вокруг? Если да, то обладают ли, и: примеру, смыслам действия и слова ребенка, безумца или алкоголика? Оказывается, что любой смысл неотделим от понятий нонсенса и парадокса. С 353

Поиски человеком смысла не всегда им осознаются. Иногда его интеллектуальные усилия направлены на отрицание какого- либо смысла окружающего вообще. Существуют две крайние точней зрения на этот вопрос. Одна, известная в истории как: концепция телеологизма, выводит смысл существования каждой вещи из ее "служения", подчинения верховной цели; другая крайность отвергает какой-либо смысл Вселенной, сводит все происходящее в ней к игре случая.

Уже умудренный жизненным опытом, А.П.Чехов за три месяца до смерти на вопрос жены о том, что такое жизнь, полушутливо-полусерьезно отвечает: "Это все равно, что спросить, что такое морковка. Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно". С363

Это мироощущение бессмыслицы мироустройства и жизни, характерное для рафинированной интеллигенции XX века, было связано с кризисом религиозного мировосприятия. Когда Ницше возвестил, что Бог умер, исчез олицетворяемый им верховный, или последний смысл (смысл всех смыслов). Прискорбно, но данное утверждение романтически настроенного философа находило подтверждение и в исторических событиях этого трагичного века, и в повседневном опыте.

Ощущение утраты смысла несколько театрально выразил поэт К.Д.Бальмонт:

И так как жизнь не понял ни один, И так как смысла я ее не знаю, Всю смену дней, всю красочность картин, Всю роскошь солнц и лун - я проклинаю. Гнетущая мысль о всеобщей бессмыслице существования была представлена и в истории мысли, в частности, в образе вечного круговращения мира, без конца возвращающегося к: исходной точке. Муки Тантала, Сизифова работа - вот классические изображения бессмыслицы у древних греков.

Аналогичные образы можно найти и у христиан.

"... Интуиция порочного круга, лежащего в основ«? мирового процесса, есть пафос всякого пессимизма, религиозного и философского, - пишет Е.Трубецкой. - Возьмем ли мы пессимистическое мироощущение древней Индии, учение Гераклита и Платона о вечном круговращении Вселенной или Ницше о вечном возвращении /der ewige Wiederkehr/, -- всюду мы найдем варианты на одну и ту же тему: мировой процесс есть бесконечное круговращение, вечное повторение одного и того же". С373 Тем не менее это отрицание смысла в мире "вообще" тоже выступает как. СМЫСЛ, имеющий достаточно определенное значение. Оно выражается в том, что предметы и явления окружающего мира лишаются своей надвременной, сиюминутной значимости, смысл их существования сводится к конкретному использованию. Все приписываемые им духовные сверхзначения объявляются недействительными, иллюзорными. Это касается и ценности другого человека, которая сводится к субъективному или социальному его использованию.

А.Введенский сто лет назад так рассуждал о значении термина "смысл"з Приблизительный ответ очень прост: смыслом вещи называется ее истинное назначение, т.е. ее

действительная, но не кажущаяся пригодность служить средством для той цели, для достижения которой назначена эта вещь. "Другими словами, мы приписываем данной вещи смысл только в том случае, если она назначена для достижения какой-нибудь цели и если она пригодна для этой цели". С 383 Введенский определяет "смысл" через понятие цели. Некоторые исследователи пытаются связать ее с "сущностью". Например, Э.Аветян пишет: "То, что создается мыслью как сущность некоторого фрагмента действительности, и есть СМЫСЛ. Иначе, это сущность в изображении мысли". С393

Ценность человека как его смысл

Действительно, слова, язык понятий лучше всего приспособлены для того, чтобы скрывать или намеренно искажать истинный смысл /о чем откровенно писал большой специалист в области дипломатии Тайлеран/. Мысли людей скрыты от других, тем более скрыто содержание подсознания, где и заключены глубинные смыслы мировосприятия. Только в реальном поведении, в процессе непосредственного общения людей невольно раскрываются, в большей или меньшей степени, истинное содержание сознания, освоенные им ценности и нормы. В этой связи поведенческие акты и, конечно, общение можно было бы назвать чувственным бытием "системы смыслов" человека, в том числе и моральных. Межличностное общение дает меньше возможностей для вранья, поскольку оперирует свидетельствами не одного, а сразу нескольких языков.

В нашей стране был проведен ряд исследований, затрагивающих невербальное общение и этикет применительно к: специфике национальных общностей. С 1183 Рассматривались связи рефлексивного мышления и речевого этикета с иными формами общения в различных этносах. С1193 Однако о работах, с пециаль но пае вященных невербальному, паведенчес кому "тексту" общения, к сожалению, нам неизвестно.

Среди многочисленных определений эту особенность общения подчеркивает следующее s "Общение есть отношение между людьми, в котором преобладают непосредственные, живые контакты с целью обмена информацией. Непосредственность контактов дает возможность существенно расширить объем вербальных сообщений за счет логического и эмоционального подтекста, мимики, жестов, интонации и т.д.". 111203 Это особенно справедливо для межличностного общения, которое является сферой реализации нравственной позиции, социальных чувств, подсознательно скрытых ценностных ориентаций индивидуумов.

То, что потребность в общении С взаимодействии или признании) является одной из главных человеческих потребностей, признается всеми современными психологами. Оно выполняет функции коммуникации, взаимовлияния, взаимопонимания и сопереживания. Например, у А.Маслоу потребность в общности или принадлежности (belongingness and affection) входит в число пяти базисных потребностей человека и выражает такие формы человеческой близости, как симпатия, дружба, любовь. С 12113 Непосредственно в общении происходит трансляция наиболее значимых элементов культурного багажа /системы смыслов и ценностей/, которые и обусловливают социализацию человека. Ценности выступают при этом как "универсалии смысла, кристаллизирующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество". II 1223

Широкое распространение компьютеров и популярность ухода в виртуальную реальность, которая все больше имитирует жизненные проявления: игру, борьбу, секс и т.д., может привести к тому, что в XXI веке произойдет покушение на одно из фундаментальных влечений человека. "Общение лицом к лицу будет зарезервировано за особыми, интимными, очень ценными, сакраментализированными событиями. Встречи во плоти станут редкими и волнующими, пишет американский психолог, специалист по киберкультуре Тимоти Лари. - Снять свою киберодежду и посмотреть в лицо другому невооруженным глазом станет ценнейшим событием персональной явленности". II1233 На наш взгляд, наряду с несомненными достоинствами киберобщения, з а и: л го ч а ю щ и и и с я в возможности широчайших интерперсональных контактов, его повсеместное использование несет и громадную опасность. Ведь оно ориентировано на использование только одного из языков - понятийно рационального. Момент духовной близости окажется обедненным. Общение, утратив свой эмоционально-чувственный элемент, потеряет свою былую ценность и духовно-трансляционное значение. Одним из следствий может быть нарушение солидарности рода "человек".

Г.Батищев усмотрел в общении "потенции" нашей "виртуальной пред-общности", назвав этот вид сущностных коитаков субъектов "глубинным общением". Оно отличается тем, что (а) открывает предысторическое потенциальное единство

Похожие диссертации на Отражение ценности человека в языках культуры : Методологический аспект