Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Паремиологические жанры в культурном пространстве мордовского фольклора Марченко, Галина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марченко, Галина Ивановна. Паремиологические жанры в культурном пространстве мордовского фольклора : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.04 / Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарева.- Саранск, 1998.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/2863-6

Введение к работе

Актуальность темы. Мордва является одним из наиболее крупных народов в составе финно-угорской семьи. Этническая структура мордвы включает в себя два субэтноса: мокша и эрзя и несколько этнографических групп: терюхаме, каратаи, шокша.1

В пределах современной территории Республики Мордовия мокша локализована преимущественно в западных и южных районах, эрзя - в восточных. Этническая неоднородность мордвы и особенности расселения обусловили наличие особых черт и вариативности её вну-триэтнической культуры. Некоторые различия в историческом развитии, повседневном быте, языке породили определённую специфику духовной жизни народа, что обусловливает необходимость при выявлении общенациональных черт в различных жанрах устно-поэтического народного творчества говорить и о мокшанской и о эрзянской специфике. В отечественной культурологии, фольклористике и мировом финно-угроведении наметился ряд важнейших направленні", изучения устно-поэтического творчества финно-угорских народов, :< частности, мордвы. При этом в качестве основных задач ставится исследование не только современного состояния различных жанрог, фольклора, но и их истории и закономерностей развития в пространстве культуры. Всё вышеперечисленное можно отнести к паремии.

Паремии - пословицы, поговорки, загадки - представляют собой один из важнейших элементов традиционной духовной культуры мордвы. Произведения паремиологического творчества, наряду с другими фольклорными жанрами, являются сферой, в которой народ воплотил художественное богатство своего языка, мышления, своего исторического бытия. На протяжении многих веков накапливался, конденсировался культурно-исторический, нравственно-философский, социальный и эстетический опыт народа в особых устно-поэтических жанровых формах. По силе художественного и нравственного воздействия, по многообразию тем, охватывающих социальный, трудовой опыт народа - паремии стоят в одном ряду с другими проявлениями народной художественной мысли: песнями, сказками и т.д.

' - См. Мокшин Н.Ф. Мордовским этнос. - Саранск, 1989. - !59 с

Паремические жанры необычайно популярны в народе и обладают поразительным долголетием. Весомость паремиологических жанров в духовной культуре бесписьменного в прошлом народа несоизмеримо выше, нежели у народов, обладающих письменностью, ибо именно на эти лапидарные, ёмкие, обладающие мощным смысловым потенциалом формы, в большей степени ложится общая для всей культуры функция коммуникации, а также трансформации традиции в философском, нравственном, этическом, эстетическом, историческом, речевом и прочих её аспектах. Исследователи (Ф.И.Буслаев, В.П.Аникин и др.) рассматривали, например, пословицу как сгущённое выражение коллективного представления или чувства, касающегося определённой категории предметов. Как явления языка паремии существуют в речи, одновременно являясь самостоятельными текстами, имеющими самодовлеющее значение. Свободная погружённость паремий в речь обуславливает простоту их реализации и выполнение ими своей прагматической функции передатчика блоков информации - культурной, социальной, этической, эстетической, исторической и т.п. Однако акцентированность внимания на прагматической функции паремии не означает, что эстетический их аспект как текста-миниатюры, менее значим в рамках мордовской народной культуры.

Паремии, помимо синтезированных в лапидарной форме результатов практических наблюдений, обобщений жизненных ситуаций, охватывающих различные аспекты народного бытия, служат отработке коммуникативных стандартов образной речи, созданию необходимого и традиционного национального речевого канона.

Многие исследователи рассматривают паремии как средство художественного выражения, делая главный акцент на их стилистическую характеристику, не затрагивая или почти не затрагивая вопросов смысловой структуры, функционирования в культуре. Подобные исследования находятся в общем русле современной фольклористики.

Изучение поэтики паремий действительно даёт понимание специфики приёмов организации художественной речи каждого из жанров: пословицы, поговорки, загадки. Этому способствует определение константных признаков и элементов художественной структуры

паремиологических жанров, определение специфики жанровой организации каждого из них в отдельности. Без учёта особенностей художественной структуры паремиологической системы в целом и специфики каждого составляющего её жанра невозможно составить представление об изучаемом явлении.

Историко-культурный аспект исследований мордовских паремий, отображение в них исторической действительности, определённых форм её осознания - ещё один объект диссертационного исследования. В нём отразилась:

народная традиционная духовная культура и история;

определённая историко-этнографическая информация;

мифологические воззрения мордвы;

социальные представления;

этические принципы и установки, которыми руководствовалась мордва в общении друг с другом (доброжелательность, скромность, уважение к старшим и т.п.)

Таким образом, в условиях обострения проблем духовного развития общества, обращение к творческому наследию прошлого, к национальным духовным корням является весьма актуальным, так как помогает точнее оценить пройденный путь, надёжнее определить ориентиры в будущее.

Степень разработанности проблемы. Проблема осмысления места и роли паремий в культурном пространстве мордовского фольклора в своей постановке и решении потребовала использования автором значительного объёма литературы и источников.

Во-первых, на стыках культурологических вопросов истории, фольклористики, филологии, лингвистики, этнографии, рядом авторов развиваются идеи диалектической взаимосвязи художественных и утилитарно-практических аспектов человеческой деятельности (М.К.Азад-овский , А.Н.Веселовский , В.В.Виноградов, В.В.Гусев, У.Б.Далгат, А.Ф.Еремеев, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин, В.И.Чичеров). Их развёрнутый анализ полифункциональных форм творчества человека явился теоретической базой диссертации.

Во-вторых, укажем на другой, важнейший раздел исследований -это проблемы национальной и этнической культуры. В данном конкретном случае мы опирались на идеи:

финно-угроведения (Г.П.Девяткина, В.Я.Евсеев, А.Е.Китиков, П.Н.Метин, Т.Г.Перевозчиковсс, КЛ*.Самородов и др.);

конкретно истории мордовской культуры (Н.И.Бояркин, Л.Б.Бояркина, В.С.Брыжинский, А.Д.Еремеев, Н.В.Зава-рюхнн, Н.Ф.Мокшин, В.А.Юрчёнков);

мордовской филологии (А.В.Алёшкин, А.И.Брыжинский, В.В.Горбунов, Г.И.Горбунов, А.И.Маскаев, Н.И.Чер-апкин);

мордовской фольклористики (А.Г.Борисов, М.Е.Евсевьев, А.И.Маскаев, Л.С.Каьтаськин, П.И.Мельников-Печфский, Х.Паасонен, КТ.Самородов, Н.Г.Юрчёнкова, АА.Шахматов);

мордовской лингвистики (М.В.Мосин, Д.Т.Надькин, О.Е.Поляков, Д.В.Цыганкин).

В-третьих, частные аспекты поэтики паремий мы находим в исследованиях Л.С.Кавтаськина, КЛГ.Самородова, Э.Н.Таракиной, Н.И.Черапкина.

Исходя из указанных источников изучения нашей проблемы, мы видим, что чаще оно велось в русле фольклористики. В предлагаемой диссертационной работе предпринят культурологический анализ проблемы. Такой подход открыл возможность для анализа существования паремий как культурного феномена не только в истории мордвы, но и в конкретном культурном пространстве мордовской фольклористики.

Целью исследования является:

с культурологических позиций определить, систематизировать и классифицировать афористические жанры мордовского фольклора;

изучить данную систему в рамках отдельных национальных культур, создать общую паремиологическую теорию.

Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

— обоснования методологии исследования особенностей паремиологических жанров;

— определения культурологического потенциала 'загадки ,

пословицы ', поговорки , рассмотрения их взаимодействия и дифференциации в качестве фундамента паремио-логической системы;

выявления исследовательского пласта мордовских паремий в финно-угроведении;

показа проблем историзма и культурно-социальных функций мордовских паремий;

—раскрытия культурно-стилистических парадигм мордовских паремий.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Предложенный автором ракурс рассмотрения паремиологических жанров в культуре мордвы обусловил теоретическую опору как на культурологические, так и на исторические, этнографические, лингвистические исследования. Основой данной работы стали прежде всего сами паремии - загадки, пословицы, поговорки, как прочитанные в оригинале, так и в различных переводах.

Так как теория национального полагается на многокомпонентную исследовательскую культуру, то в диссертации сделана ставка на методологические принципы системности и комплексности изучения. Выявление же историко-культурных аспектов мордовских паремий потребовало применения сравнительно-исторического метода, рассмотрев паремии не в статике, а в динамике.

В работе используется контекстуальный подход, что позволяет в отдельных случаях расширять рамки жанровых характеристик паремий, а принцип исследования системы паремиологических жанров фольклора мордвы позволяет понять обусловленность жанровой организации процессом функционирования, ситуативным контекстом.

Источники диссертации. При написании работы использованы имеющиеся публикации мордовских пословиц, поговорок, загадок на мокшанском и эрзянском языках, архивные материалы из фондов Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия (РФ НИИЯ-ЛИЭ) и собственные записи автора, сделанные во время полевых экспедиций 1989-1990 гг., 1993-1994 гг. в Ардатовском, Ичалковском,

Рузаевском, Темниковском районах Мордовии (152 пословицы, 127 поговорок, 172 загадки). Кроме того, анализировались материалы известного мордовского исследователя и просветителя М.Е.Евсевьева, хранящиеся частично в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) и в рукописном фонде НИИЯЛИЭ.

Научная новизна. Комплексный подход позволил получить следующие результаты, выносимые на защиту:

— определён культурологический потенциал паремий -

загадок , пословиц ', 'поговорок ';

выявлена на основе паремий общефольклорная жанровая система как контекст национальной культуры;

проанализирован ценностный пласт мордовских паремий в исследованиях как финно-угроведения, так и в конкретно этнических работах мордовских учёных;

-раскрыты исторические и социально-культурные функции мордовских паремий;

-обоснованы культурно-стилистические парадигмы мордовских паремий. Научно-практическая значимость работы. Проведённое исследование паремиологических жанров в культурном пространстве мордовской фольклористики позволяет использовать его в качестве методологической основы обновления паремиологической теории, как внутри понимания национального пространства в культурологии, так и в конструировании стилистических парадигм внутри фольклористики. Положения и выводы диссертации могут стать составной частью содержания соответствующих разделов учебных курсов культурологии, истории и теории культуры, истории мордовской культуры, мордовской фольклористики в вузах; существенным дополнительным материалом в программах национально-регионального образования в средних школах и колледжах. Выводы работы послужат развитию сравнительного типологического изучения паремий в финно-угроведении.

Апробация работы. Основные результаты и частные положения изложены в опубликованных статьях, докладывались на ежегодных Огарёвских чтениях, проводимых в Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарёва (Саранск, 1989-1991, 1994-1997), на

Всероссийской научно-практической конференции "Научно-региональный компонент образования" (Саранск, 1997), на XXXIII Евсевь-евских чтениях Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева (Саранск, 1997). Отдельные положения диссертации использованы в спецкурсе, читаемом на факультете национальной культуры МГУ им. Н.П.Огарёва.

Работа выполнена в НИИЯЛИЭ при Правительстве РМ, обсуждена и рекомендована к защите в июне 1997 года.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка, включающего 151 наименование.

Похожие диссертации на Паремиологические жанры в культурном пространстве мордовского фольклора