Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки Повик, Юлия Олеговна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Повик, Юлия Олеговна. Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02.- Санкт-Петербург, 1998.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Настоящая работа посвящена историко-типологическому исследованию традициоіпюи культуры Камчатки. Она базируется на культурологическом изучении памятников пластического фольклора, представляющих наиболее полно общие региональные и локальные этнические художественные традиции коренных жителей полуострова - чукчей, коряков, ительменов, говорящих на разных языках, но обнаруживающих в духовной и материальной культуре множество сходных черт и совпадений.

АКТУАЛЬНОСТЬ диссертационной темы связана с современными гуманистическими исканиями в науке и обществе, направленными на поиск социально и личностно-значимых экзистенциальных ориентации, ценностей, норм общественного поведения, истин, имеющих непреходящее значение для людей.

На протяжении всей истории человечества ответы на вопросы о смысле бытия, человеческого существования на уровне обыденного сознания принято было искать в народной мудрости - фольклоре. Вместе с тем, для подлинно фольклорной культуры остается все меньше места в современном постиндустриальном мире. В чем причина этого противоречия? Каково состояние, степень сохранности и потерь традиционных культур и, в частности, уникального Камчатского региона? Эти проблемы требуют изучения. Важно также понять, что может быть изъято из резервуара человеческой памяти вместе с исчезновением стремительно теряющих свою этническую самобытность традиционных культур малочисленных евразийских народов и насколько смысловой мир в котором живут люди станет от этого беднее.

Системное изучение богатейшего, архаичного в своей основе, фольклорного материала, его рассмотрение и обобщение с культурологических позиций, несомненно представляет теоретический и практический интерес, поскольку позволяет вновь обратиться к решению сложных проблем, связанных с исходными моментами художественного творчества, его ранними формами,

историческими метаморфозами, смысловыми аспектами и значением для современного человека.

Актуальность темы обусловлена также отсутствием монографий и публикаций о художественной культуре Камчатки как целостном и исторически меняющемся явлении, системно анализирующих региональное художественное наследие и акцентирующих внимание на его устойчивой древнейшей основе - пластическом фольклоре.

ПРОБЛЕМА ДИССЕРТАЦИИ связана с необходимостью воссоздания истории культуры Камчатки, выявления общих и специфических типологических признаков региональной культуры. Она требует осуществления периодизации громадного по протяжешгости ( от палеолита до исхода XX столетия ) временного отрезка в который укладывается история традиционной региональной культуры. Существенно выявление роли пластического фольклора в формировании неповторимого облика региональной культуры, учитывая тот факт, что основной массив фольклора чужд сиюминутности, хроникалыюсти, не зависит непосредственно от конкретной истории того или иного этноса, но может многое "рассказать" об истории мировой культуры.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает традиционная культура Камчатки.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - Фольклорная культура, представленная комплексом пластических искусств, как составная часть общей региональной традиционной культуры и региональной этнической специфики.

Генетическое родство, общность исторических судеб коренных жителей Камчатки ( чукчей, коряков, ительменов ) обеспечивают региональный уровень культурной целостности и метаэтническое единство культуры аборигеїгаого населения. Уникальность и самобытность традиционной культуры региона поддерживается разновременными фольклорными традициями, в основе которых лежат факторы социоэтнического характера.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить место, формы и типы пластического фольклора в развивающейся системе традиционной художественной культуры Камчатского региона.

- уточнить категориальный аппарат, использующийся в работе с учетом
современных теоретических разработок в фольклористике, традиционалистикс,
культурологии;

исследовать условия, факторы, многообразие социокультурных процессов и связей, способствовавших историческому становлению регионального типа традиционной культуры;

выявить фонд архитектонических и изобразительных памятников, наиболее ярко представляющих пластические фольклорные традиции региона;

на основе сравшггельного изучения памятников пластического фольклора определить закономерности стаповлеїшя, хронолопгческие рамки бытования, специфические признаки сложившегося на Камчатке в процессе взаимодействия различных традиций, типа региональной фольклорной культуры;

проследить преемственность фольклорных традиций в современном пластическом искусстве малочисленных народов Камчатки;

ввести новый региональный материал в поле зрения исторической культурологии.

В работе используется комплекс дополняющих друг друга методов, предопределенных синергетическим и системно-типологическим подходами, являющимися базовыми для культурологических исследований.

Сипергетический принцип заключается в том, что историко-культурный процесс рассматривается как постоянное саморазвитие системы культуры, для которого характерно, что движущие силы культурной динамики скрыты в ней самой.

Системно-типологический подход предполагает изучение

социокультурной реальности как сложной системы, элементы которой, структурно связаны между собой и выполняют различные функции, обеспечивая ее целостность и развитие.

Дополняя друг друга синергетический и системно-типологический подходы позволяют рассматривать исторические типы не как сменяющие друг друга в определенном порядке последовательности, а как разнокачественные системные явления, способные сосуществовать одновременно в одном и том же пространсгве. Системно-типологический подход предполагает комплексное применение диахроїшческих (структурного, функционального, семиотического ) и синхронических (историко-типологического, сравнительно-исторического) методов.

Историко-типологический метод, один из основных для данного исследования, направлен на изучение специфической комбинаторики разновременных, разнокачественных, многоэлементных, многоэтнических типов культуры, взаимодействующих синхронно, обменивающихся друг с другом культурным опытом и взшшообогащающих друг друга в ходе культурного диалога.

Ряд общих методов дополняется специальными методами, связанными с рассмотрением конкретных памятников культуры. Это, например, методы искусствоведения: сравнительно-описательный, семантический (в частности, исследуются особенности художественно-образною восприятия).

ИСіОЧНИКОРЕДЧЕСКАЯ БАЗА

Для данного диссертационного исследования в качестве источников отбирался круг памятников, представляющих те виды художественного творчества коренных народов Камчатки, произведения которых имеют предметный харакгер, созданы из разнообразного природно-органического материала - камня, кости, меха, кожи, металла, дерева. Большая часть этих

работами по морфологии искусства М. С. Кагана, И. Е. Фадеевой,
монографиями стоящего у истоков традициопалистики Э. С. Маркаряна. В
осмьіслсігаи закономерностей эвошоции региональной художественной
культуры помогли автору исторические, культурологические,

искусствоведческие работы Б. М. Бернштейна, Н. В. Григорьева, Л. И. Ионина, В. П. Мириманова, Л. М. Мосоловой, М. Н. Некрасовой.

В работе по мере необходимости используются статистические материалы, а также сведения, почерпнутые из местной периодической печати.

Отобранный круг памятников представляет собой

несистематизированный материал, противоречивые, по нередко совпадающие мнения, отзывы - живой диалог ученых о проблемах традиционных этносов и их культур.

В диссертации впервые поставлена и решается задача целостного изложения истории традиционной культуры Камчатского региона с учетом локальной специфики составляющих ее элементов - самобытных культур малочисленных коренных народов, история которых подвергалась до настоящего времени дифференцированному научному исследованию.

Впервые была сделала попытка преодолеть пестроту типологических построений конкретных наук (хозяйственно-культурный тип, историко-культурный тип, ареал культуры, историко-этнографическая область...) и построить типологию культуры региона на собственно культурологических основашіях.

Фактический систематизированный материал и получешше результаты проведегаюго исследования могут быть использованы в вузовской практике: при разработке региональных компонентов программ по культурологии, этнологии, истории мировой и отечественной культуры, истории мировой художественной культуры. На основании этого текста в Камчатском

государственном педагогическом институте планируется создание мультимедийной учебно-образовательной проіраммьі о традиционной культуре коренных жителей Камчатки , в помощь студентам осваивающим курс "Краеведение" и спецкурс "Региональная культура Северо-Восточной Евразии".

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ Работа состоит из введешш, 3-х глав и заключения. Объем работы стр. основного текста с 20 иллюстрациями и стр. библиографии, содержащей 210 наименований.