Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повседневная фотография в современном культурном контексте Гурьева Мария Михайловна

Повседневная фотография в современном культурном контексте
<
Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте Повседневная фотография в современном культурном контексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гурьева Мария Михайловна. Повседневная фотография в современном культурном контексте : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Гурьева Мария Михайловна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/114

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования повседневной фотографии 15

1.1. Понятие «повседневной фотографии» 15

1.2. Особенности методологии изучения фотографии в XIX-XXI веке. Повседневная фотография как объект научного исследования 21

Глава 2. Анализ развития повседневной фотографии в историко- культурном контексте XIX-XXI вв 51

2.1. Возникновение фотографии 55

2.2. Определение функций повседневной фотографии во второй половине XIX века 63

2.3. Повседневная жизнь как объект фотографирования: конец XIX- начало XX века 72

2.4. Фотография как матрица идеологии в первой половине XX века 77

2.5. Повседневная фотография как выражение субъективного: вторая половина XX века 84

2.6. Повседневная фотография в условиях визуальной экспансии и электронной революции: конец XX - начало XXI века 93

Глава 3. Повседневная фотография в онтосе современной культуры 101

3.1. Поверхность и репрезентация 102

3.2. Достоверность и истинность в повседневной фотографии 111

3.3. Модификация форм познания 127

3.4. Экстериоризация структур памяти 139

Заключение 154

Библиографический список 159

Введение к работе

Актуальность исследования

За период длиной немногим более полутора веков своего существования фотография настолько прочно вошла в самые разные области нашей повседневной жизни, что ее присутствие подчас кажется незаметным. Она является неотъемлемой составляющей нашей жизни, частью разнообразных социальных ритуалов и оператором зримого, оказывая влияние на формирование привычек визуального восприятия, стереотипов, мировоззрения человека в эру визуальной экспансии. Этим обусловлена важность изучения повседневной фотографии, истории ее развития, ее функций и способов бытования для осмысления процессов современной культуры. Современная ситуация визуальной экспансии, масштаб распространения повседневной фотографии, связанные с усовершенствованием фотографической техники, распространением электронных и цифровых технологий делают вопрос изучения повседневной фотографии особенно актуальным

История фотографии складывалась столь стремительно - и об этом еще в 1931 году упоминает Вальтер Беньямин - что научное осмысление этого феномена зачастую не успевало за темпами его развития. Исторически сложившаяся традиция исследования фотографии отражает существовавшую вплоть до второй половины XX века ситуацию неопределенности места фотографии в культуре - между искусством, технологией, способом коммуникации и т.д. Эта неопределенность выражалась и в том, что применяемые в исследовании фотографии методы заимствовались из других областей и не учитывали некоторые важные особенности фотографии. Существующий на данный момент опыт изучения теории и истории фотографии обнаруживает лакуны в охвате материала и в его систематизации и осмысления. Тем более недостаточно внимания было уделено повседневной фотографии, которая долгое время просто не входила в круг интересов исследователей. К концу XX века, благодаря трансформации парадигмы гуманитарных наук, а также институционализации исследования фотографии произошел пересмотр подходов к изучению фотографии. Это позволило рассматривать ее как феномен культуры, неотделимый от контекста своего существования и находящий свое проявление в самых разных областях жизни - искусство, технология, коммуникация, социальные практики и т.д. Наблюдающийся в последние десятилетия рост интереса к фотографии как феномену повседневности является следствием характерного для гуманитарных наук второй половины XX века тенденции к изучению явлений повседневной реальности, а также сформировавшейся к концу XX века научной парадигмы «визуальных исследований».

В методологическом аспекте, актуальность темы «повседневная фотография» состоит в возможности очертить в качестве области исследования те проявления фотографии, которые являются частью повседневной культуры. Использование термина «повседневная фотография» позволяет отмежеваться от таких традиционных штампов в изучении фотографии, как разделение фотографии на жанры, противопоставление «художественного» и «технического» модусов фотографии, «высокой» и «обыденной» фотографии. Постановка вопроса об исследовании повседневной фотографии позволяет сфокусировать внимание на взаимосвязи комплекса явлений, объединенных термином «повседневная фотография», с основными конструктивными линиями развития современной культуры.

Степень научной разработанности темы

Тема повседневной фотографии до сих пор является мало изученной. Обобщающего труда по теории и истории повседневной фотографии на данный момент не существует ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Существующие исследования по теории повседневной фотографии зачастую ограничиваются изучением отдельной области или функции повседневной фотографии. До середины XX века в изучении фотографии как таковой преобладал искусствоведческий подход, сужавший область интересов исследования до изучения специфики художественных практик, методов и жанров, эстетических качеств отдельных произведений, биографий их авторов. Изменения, произошедшие в гуманитарных науках во второй половине XX века, обусловили переход в изучении фотографии от искусствоведческой парадигмы к парадигме исследований культуры, в частности, благодаря работам таких критиков и ученых, как Р.Краусс, А.Секула, Д.Кримп, А.Соломон-Годо, С.Зонтаг. Это дало возможность исследования феномена фотографии с новых точек зрения: как способа коммуникации (В.Флюссер), как знаковой системы и языка (Р.Барт, У.Эко), как социальных практик и социальных объектов (П.Бурдье), как визуального воплощения социального развития и ускорения жизни (П.Вирильо). Изменения в понимании фотографии позволили переосмыслить традиционное изложение истории фотографии с точки зрения культурологического анализа (М.Фризо, М.У.Мэриен).

Интерес гуманитарных наук к явлениям повседневности и формирование парадигмы визуальных исследований обусловили появление научного интереса к таким областям фотографии, как полицейских, научных, музейных архивов (А.Секула, Х.Фостер, Й.Шретер, С.Филлипс), семейной фотографии (П.Бурдье), любительской фотографии

(Д.Бэтчен). Исследования конца XX - начала XXI века поднимают такие темы, как роль фотографии в осуществлении функций систем власти и контроля (Д.Тэгг), формы бытования и функции частной, бытовой, семейной, любительской фотографии (А.Д.Коулмэн, С.Лури), антропологическое значение материальной составляющей повседневной фотографии (Д.Бэтчен), специфика повседневной фотографии в эпоху цифровых технологий (Л.Манович, С.Хольсблах), использование фотографии в целях пропаганды (У.Митчелл), фотографический архив как способ сохранения информации и выражение сущности повседневной фотографии (Х.Фостер, Й.Шретер).

Недостаточная разработанность темы повседневной фотографии в особенности заметна в отечественной научной литературе. Среди публикаций, посвященных фотографии как явлению повседневной реальности, можно отметить статьи В.Л.Круткина по визуальной антропологии бытовой фотографии, книгу «Антифотография» Е.В.Петровской, посвященную философскому анализу фотографии как воплощению памяти поколений, статьи о любительской фотографии О.Бойцовой. К трудам отечественных исследователей, могущим быть использованными в качестве философской и методологической основы для изучения повседневной фотографии, можно отнести «Философию фотографии» В.Савчука, статьи «Замечания по поводу «Светлой комнаты» Барта» В.По дороги, «Роман с фотографией» М.Рыклина, «Фотоаргумент в философии» А.Секацкого, публикации Е.В.Петровской. Одной из немногих попыток в отечественной литературе обозначить пути развития фотографии в культурном контексте в XIX-XXI веков можно считать «Фотовек» и «Лекции по истории фотографии» В.Левашова. В то же время, в зарубежной литературе существует большой объем не переведенных на русский язык материалов по теме, которые требуют осмысления, освоения и творческого развития в отечественной научной практике.

Объектом данного исследования является повседневная фотография как феномен современной культуры.

Предметом исследования является анализ специфики повседневной фотографии как сущностной структуры современной культуры.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является выявление и анализ специфики повседневной фотографии в историко-культурном контексте и в онтосе современной культуры.

Цель работы определяет следующие задачи:

  1. Проследить основные подходы к изучению феномена фотографии в истории научной мысли. Определить специфику повседневной фотографии как объекта научного исследования в XIX - XXI вв.

  2. Обозначить основные современные проблемы осмысления фотографии и пути их решения.

  3. Уточнить значение понятия «повседневная фотография» в контексте современной философской и культурологической мысли. Определить методы исследования повседневной фотографии, соответствующие современному уровню развития научной мысли.

  4. Осуществить культурологический анализ развития повседневной фотографии в XIX - XXI вв.

  5. Проанализировать функции повседневной фотографии в базовых структурах современной культуры и способы ее онтологической и культурной репрезентации.

  6. Проанализировать процедуры и механизмы взаимного конституирования повседневной фотографии и «памяти», «познания» и «достоверности» в современном культурном контексте.

Источниковедческая база исследования

При написании диссертации был использован широкий круг зарубежных и отечественных источников. Основной теоретической базой исследования стали труды Ж.Бодрийяра, В.Беньямина, Р.Барта, М.Хайдеггера, А.Бергсона, С.Зонтаг. Основой для определения методологии исследования стали работы М.Фуко, Р.Краусс, Д.Бэтчена.

При проведении анализа традиции изучения фотографии автор опирался на исследования, в которых затрагиваются вопросы методологического подхода к изучению истории и теории фотографии и рассматриваются основные исторические тенденции и современные проблемы исследования фотографии (Л.Уэллс, Д.Кримп, А.Секула).

В исследовании историко-культурного контекста существования повседневной фотографии были использованы публикации по истории фотографии (М.У.Мэриен, М.Фризо, В.Левашов, М.Шептер), литературные опыты фотографов (О.Уэнделл Холмс, А.Родченко, Л.Мохоли-Надь), а также работы, посвященные проблематике культурной и социальной истории отдельных областей повседневной фотографии (Д.Тэгг, А.Д.Коулмен, У.Митчелл, П.Бурдье).

При исследовании специфики фотографии как явления современной культуры автором были использованы труды по философии фотографии (П.Вирильо, А.Базен, В.Берджин, В.Подорога, В.В.Савчук, В.Флюссер,

А.Секацкий); публикации, посвященные философским проблемам современной культуры (Г.Дебор, П.Нора, М.Хальбвакс, Б.Г.Соколов, А.В.Вейнмейстер), проблематике визуальных исследований (Н.Мирзоефф, К.Мокси). В исследовании специфики повседневной фотографии автор опирался на работы по онтологии повседневности (Д.Лелеко, Г.Кнабе), публикации, посвященные вопросам существования фотографии в эру цифровых и медиа-технологий (С.Хольсблах, Й.Шретер, Л.Манович), современной проблематике бытовой, любительской фотографии (Д.Бэтчен, В.Круткин, О.Бойцова).

Теоретико-методологические основы исследования

Цели предлагаемого исследования требуют применения комплексной методологии. Методологической основой исследования стали принципы, разработанные в гуманитарных науках и опирающиеся на системный подход изучения феноменов культуры. В диссертации применен системно-исторический, дескриптивный методы. Культурологический анализ предполагает комплексное исследование процессов и тенденций, влияющих на формирование и развитие повседневной фотографии как феномена культуры. В работе используются метод сравнительного и системного анализа, метод культурологического описания феноменов.

Основные положения, выносимые на защиту, и их новизна:

1. Произведен критический анализ современной зарубежной научной литературы, посвященной проблематике повседневной фотографии как культурного феномена. Осуществлены обобщение и анализ терминологии, используемой в российской и зарубежной научной литературе для обозначения фотографии как феномена повседневности. Определено и предложено к использованию понятие "повседневная фотография", подразумевающее совокупность изображений, практик и объектов, посредством которых фотография представлена в повседневной реальности.

Научная новизна полученного результата заключается в тематизации повседневной фотографии как объекта исследования и определении границ области исследования повседневной фотографии как феномена культуры. Обзор современных зарубежных публикаций по теме повседневной фотографии, не переведенных на русский язык, производится впервые.

2.На основе обобщения и критического анализа основных тенденций исследования фотографии в XIX-XXI сделаны выводы о проблемах методологии исследования фотографии. Предложено использование «археологического» метода как отражающего специфику повседневной фотографии.

Научная новизна полученного результата заключается как в самой постановке вопроса об исследовании повседневной фотографии как самостоятельного культурного феномена, так и в определении методологии, соответствующей объекту исследования.

3. Осуществлен анализ истории развития повседневной фотографии.
Выделены основные этапы развития повседневной фотографии в
культурно-историческом контексте.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что попытка проанализировать историю развития повседневной фотографии в культурном контексте ее существования предпринимается впервые.

4. На основе культурологического анализа развития повседневной
фотографии выявлена взаимосвязь процессов развития повседневной
фотографии с социально-экономическими, культурно-историческими
процессами.

Научная новизна полученного результата состоит в том, что механизмы взаимосвязи повседневной фотографии с культурным контекстом до сих пор не получили достаточного освещения и адекватной интерпретации.

5. Проанализирована специфика повседневной фотографии как
формирующего фактора современной культуры, онтологическое значение
повседневной фотографии как средства репрезентации.

Научная новизна полученного результата состоит в тематизации повседневной фотографии как онтологического фактора современной культуры.

6. Осуществлен анализ механизма взаимного конституирования
повседневной фотографии и модели "достоверности" в современной
культуре.

Научная новизна полученного результата состоит в тематизации повседневной фотографии как фактора трансформации онтологического значения «достоверности" «истинности".

7.Проанализировано онтологическое значение повседневной фотографии как модуса познания, в особенности в контексте современного уровня развития массовой культуры и распространения цифровых технологий.

Научная новизна полученного результата заключается в выборе ракурса исследования повседневной фотографии в контексте дихотомии "познания" и "информации", а также в определении роли повседневной фотографии в изменении онтологического смысла "познания".

8. Проанализирован онтологический статус повседневной фотографии как модуса памяти, а также роль повседневной фотографии в конституировании онтологического значения "памяти". Научная новизна полученного результата заключается в тематизации

повседневной фотографии как фактора трансформации онтологического значения "памяти".

Теоретическая ценность результатов исследования

Предлагаемая диссертация может служить теоретической и методологической базой в исследованиях повседневной культуры, визуальной культуры, истории и теории фотографии. Произведенное в диссертации обобщение материалов по истории, теории, философии фотографии создает возможность нового взгляда на повседневную фотографию как важный феномен современной культуры. Выделение повседневной фотографии как области исследования предлагает использование нового ракурса в исследовании фотографии как таковой.

В диссертации осуществляется критический анализ наиболее заметных тенденций в методологии исследования фотографии в XIX - XXI в. Эти данные важны для понимания истории изучения фотографии в контексте истории развития гуманитарной мысли. Произведенный в диссертации анализ зарубежной литературы последних лет по теме повседневной фотографии может иметь значение для осуществления исследований по теории и истории фотографии. В диссертации предложен к использованию термин "повседневная фотография", а также определена методология исследования повседневной фотографии, соответствующая современному уровню развития научной мысли. Эти результаты могут иметь значение в качестве методологической основы для исследований в области теории фотографии, визуальной культуры, культуры повседневности.

Практическая ценность результатов исследования

Результаты диссертационного исследования могут представлять практический интерес как в области истории фотографии, так и в более широком культурологическом аспекте, поскольку исследование касается специфики существования фотографии в культурном контексте. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы, результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, методической, лекционной деятельности. Материалы и итоги диссертации могут послужить основой для разработки учебных курсов по теории и истории фотографии, а также культурологии в разделах "повседневная культура", "визуальная культура".

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной культурологии факультета философии и политологии Санкт-

Петербургского государственного университета и рекомендована к защите (23 мая 2009 года). Идеи диссертационного исследования излагались соискателем на научных конференциях: «Что такое музей фотографии?» (Хортен, Норвегия, 2005 год), «Shifts» Международной сети исследования фотографии IPRN (Ювяскюля, Финляндия, 2006 год), на семинаре "Алиби фотографии" Лаборатории метафизических исследований при факультете философии и политологии СПбГУ, а также в статьях, опубликованных в журналах «Известия РГПУ», "Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина" (серия философия) и «Studia culturae».

Объем и структура диссертации

Особенности методологии изучения фотографии в XIX-XXI веке. Повседневная фотография как объект научного исследования

Как самостоятельный феномен, насчитывающий уже некий (пусть недолгий) срок существования, фотография требует осмысления своего места в культуре, своего очевидного участия в нашей каждодневной жизни. Осмысление явления - это попытка встроить его в картину мира, определить его место среди других явлений, отнести его к конкретной группе явлений, конкретной области человеческой деятельности. В этом процессе участвует и социально-исторический контекст, который зачастую обусловливает новые способы бытования явления, основывающиеся на новых запросах общества. Кроме того, в каждый период истории осмысление явления закономерно испытывает на себе влияние господствующего идеологического контекста, который отражается в отношении к явлению, в подходах к его изучению. Исходя из того, какое место назначается явлению, определяются принципы его изучения, методология исследования. И, наоборот, изменения в методологии изучения явления свидетельствуют об изменениях в онтологии явления, его места в культуре или картине мира и зачастую, косвенно, об изменении господствующей идеологии.

Четкое отображение того, какое место определено конкретному явлению в культуре, к какой ее области оно отнесено и, следовательно, какие методы предполагается использовать в его исследовании, предоставляют научные и философские труды, посвященные этому явлению, в особенности изложения его истории. Написание истории всегда предполагает определенную линию изложения, отбор фактов и оценку их важности. Эти действия производятся на основе определенной методики, которая учитывает специфику явления, его предполагаемую принадлежность к той или иной области культуры.

История осмысления фотографии включает в себя несколько этапов, отражающих изменения в отношении к фотографии. Обзор господствующих в разное время методов изложения истории фотографии позволяет выстроить линию изменения онтологии фотографии и методологии ее исследования. Кроме того, необходимо проанализировать существующие проблемы истории фотографии, свидетельствующие о несовершенстве используемых в ее исследовании методов. Исследование проблем изучения фотографии представляется особенно актуальным в свете происходящего в конце XX - начале XIX века переосмысления роли фотографии, в связи с повсеместным присутствием фотографии в нашей жизни, а кроме того было бы полезным для подготовки полноценных отечественных изданий по истории мировой фотографии.(Такого издания, к сожалению, на данный момент еще не существует.)

Анализ методов изучения истории фотографии необходим и для обозначения методологических основ исследования повседневной фотографии. Объектом интереса гуманитарных и философских наук повседневная фотографии стала совсем недавно. Долгое время, вплоть до конца XX века, она оставалась за границами традиционного исследования фотографии. Несмотря на то, что по своему количеству и степени присутствия в нашей жизни повседневная фотография явно превосходит художественную, основное внимание критиков и историков традиционно обращалось именно к художественной фотографии как более достойной внимания и исследования. В этом смысле то определение, которое дает вернакулярной фотографии австралийский исследователь, профессор Джеффри Бэтчен, может быть использовано и в отношении повседневной фотографии. Бэтчен ссылается на Иммануила Канта, который в своем труде «Критика способности суждения» выделяет категорию деталей объекта, называемых им parerga, не принадлежащих к «к цельному представлению о предмете... внутренне как составная часть». Эти дополнительные части - рама картины, драпировка на статуе - не могут служить основой для вынесения чистого суждения о красоте объекта (а в некоторых случаях мешают ему), поскольку не являются его сущностью, а относятся лишь к «убранству».4. Используя кантовский термин, Бэтчен предполагает, что вернакулярная фотография- это своеобразный parergon фотографии, «та часть ее, что вытеснена на границу истории или даже за пределы этой границы, в область забвения, дабы четко ограничить область интересов такой истории».

Определение функций повседневной фотографии во второй половине XIX века

Появление фотографии в середине XIX века было встречено с огромным энтузиазмом. Ее дальнейшее развитие было обусловлено запросами общества к фотографической технологии и к фотоизображению. Соответственно этим запросам, основывающихся на социально-экономических, исторических, эпистемологических факторах, обозначились различные функции фотографии и способы ее бытования, которые в той или иной степени получат свое продолжение и развитие на дальнейших этапах истории медиума.

Вторая половина XIX века была отмечена благоприятной экономической ситуацией. Продолжалось бурное развитие промышленности и экономики. Экспансия капиталистического общества выражается не только повышением внимания к исследованию собственных владений и колоний, но и в увеличении интенсивности туризма, в особенности путешествий в экзотические страны. Прогресс в социальной сфере выражался становлением буржуазии, нового класса, обязанного своим зарождением промышленному перевороту. Кроме того, прогресс в сфере промышленности и становление массового производства привлекают в города большие количества рабочих, в результате чего наблюдается рост и изменяется структура городского населения. Изменения в социальной и экономической сфере требуют обновления структур власти, управления и контроля. Бурное развитие науки подкреплялось всеобщим воодушевлением идеей возможности подробного изучения и структуризации мира и способности разума проникнуть в суть явлений и подчинить их себе. Эти изменения приводили к необходимости эффективного способа создания визуального свидетельства во всех упомянутых сферах, поэтому появление фотографии, обеспечившее такую возможность, было событием столь же долгожданным, сколь и неизбежным. Уже в первые десятилетия своего существования фотография находит применение в самых разнообразных областях: медицине, астрономии, психиатрии, судебной практике, портретной съемке, микроскопии, архитектуре, она используется в экспедициях, путешествиях, для изображения военных действий, образцов промышленной продукции и т.п.. Художественная фотография в этот период уже появляется, однако громко начнет заявлять свои права только в конце XIX века, поэтому вторую половину века можно считать практически безраздельно временем повседневной фотографии.

Поначалу возможности фотографии ограничены несовершенствами технологического характера. Громоздкость и дороговизна фотаппаратов и химикатов, лительное время экспозиции, низкая светочувствительность материалов, сложный процесс обработки пластин, который к тому же необходимо производить непосредственно перед съемкой и после нее являются причинами не только ограниченного количества практикующих фотографию (поначалу ими являются зарабатывающие фотографией профессионалы или богатые любители), но и довольно узкого спектра доступных для фотографирования сюжетов. Наиболее доступными сюжетами для ранней фотографии являются городские виды (в которых по причине длительности экспозиции практически отсутствуют люди), чуть позже - портреты. По мере усовершенствования технологии съемки, облегчения и удешевления фотооборудования, упрощения технологических процессов список возможных сюжетов расширяются и, удовлетворяя все новые запросы общества, фотография приобретает новые формы бытования. Однако на протяжении второй половины XIX века главными жанрами фотографии остаются пейзаж и портрет.

Запросы общества, которые обуславливали использование фотографии в той или иной сфере, основывались на господствующих идеях и непосредственных нуждах времени. Одной из главных идей XIX века была идея возможности досконального изучения окружающего мира, его инвентаризации и систематизации с тем, чтобы понять суть прошлого и предугадать будущее. Эта идея питала развитие наук, в том числе появление и новых отраслей науки, а также таких полунаучных направлений, как френология и физиогномика. Для научных целей фотография оказалась незаменимым средством документации изучаемых процессов и явлений, позволяющих их каталогизацию и сравнение. Первые микрофотографии, первые фотоснимки, сделанные при помощи телескопа, фотофиксация хода лечения, портреты умалишенных, знаменитая серия доктора Дюшенна, посвященная физиологии проявления человеческих эмоций, фотографии представителей различных рас - все эти способы применения фотография нашла уже в первые десятилетия своего существования.

Повседневная жизнь как объект фотографирования: конец XIX- начало XX века

К 1880-м фотография становится частью повседневной жизни и общепринятым способом передачи информации о видимом мире. Увеличивается количество фотоиллюстрированных изданий. В конце 1880-х в мире существует уже более 60 фотографических журналов и 161 фотографическое общество . Развитие технологии способствует все увеличивающемуся спросу на фотоизображения, а спрос стимулирует усовершенствование технологии.

Технологические усовершенствования приводят к изобретению полутонового процесса, позволяющего репродуцировать фотографические изображения напрямую, без промежуточного изготовления гравюры. Печатать фотографию в прессе и периодических изданиях стало дешевле, чем заказывать у художников рисунки или делать гравюры с фотографии больше фотографий в прессе - больше спрос на новостную фотографию, появление новостных агентств, фотографов (пока фотографию было невозможно передать по телеграфу как сами новости, поэтому они печатались с опозданием в несколько дней), изменился внешний вид изданий, увеличились определенные разделы (жизнь звезд, сенсационные новости), спрос на иллюстрированные издания стимулирует появление новых изданий. Фотографы в стремлении увеличения продаж своих работ стремятся заснять сенсационные сюжеты, бедствия, жизнь знаменитостей.

Еще одной заметной областью применения медиума становится в конце XIX века рекламная фотография. Увеличение темпов производства, рост количества магазинов, продажи по почтовым каталогам, национальные рекламные кампании обеспечивают спрос на адекватное и привлекательное представление продукции. Фотография, обеспечивая возможность представить продукт в выгодном свете, кроме того, придавала ему престиж, поскольку фотографическая технология ассоциировалась с современностью и прогрессом.

Упрощение технологии создания фотографий позволило снизить время экспонирования до 1/5000 секунд, а увеличение чувствительности фотохимикатов влияет на улучшение передачи переходов тонов. Все это вкупе улучшает качество изображения, а также позволяет делать фотоснимки движения. Уменьшение и облегчение аппаратов, изобретение катушечных негативов позволяет создавать переносные (ручные) камеры, не требующие использования штативов. Кроме того, возможность отложить время обработки негатива позволяет разделить производство фотоизображения на этапы, часть из которых может выполняться любителями, другая часть - профессионалами. В 1888 появляется камера Кодак, целевой аудиторией продаж которой является любитель, принадлежащий к среднему классу. Камера продавалась заряженной катушечной пленкой, рассчитанной на 100 снимков. Когда кадры были отсняты, фотоаппарат отсылали к производителю, где изображения проявлялись, а аппарат перезаряжался. Таким образом, действия фотографа сводились к тому, чтобы отснять желаемый сюжет, а последующей обработкой негатива занимались профессионалы. Этот принцип отображен в рекламном слогане Kodak: «вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное». Позже Kodak выпустил также специальную камеру, предназначенную для женщин, которая производилась в трех модных цветовых решениях, была уішмплектована пудреницей и рекламировалась посредством апелляции к образу «Kodak girl» («Девушки Кодак»).

Благодаря этим изменениям практика любителей становится очень актуальной. Наблюдается рост количества фотообъединений, в невиданном количестве выпускаются журналы, организуются фотовыставки. Возможность создания моментальных снимков сокращает запрос на создание портретной фотографии.

Возможность носить с собой фотоаппарат и делать спонтанные снимки способствует расширению возможных сюжетов съемки. В фотографию прочно входит повседневная жизнь. Более того, поскольку фотосъемка отныне не требует специальных навыков, кроме умения нажать на кнопку спуска, расширяется круг пользователей фотоаппарата и изменяется эстетика фотоснимка. Главным качеством снимка становится его неформальность, а не эстетические качества, не совершенство композиции. Популярность моментальной фотографии углубила ассоциацию между истинностью изображенного и неформальностью изображения, что повлияло на язык других видов фотографии, в частности пресс-фотографии, которая она стала стараться выглядеть более спонтанной и неформальной, поскольку эти качества связывались с достоверностью изображения.

Достоверность и истинность в повседневной фотографии

Категория «достоверности» является одной из важнейших для осмысления роли повседневной фотографии в современной культуре: одним из основных факторов бурного развития повседневной фотографии является понимание фотографии ее как средства, обеспечивающего объективность отображения реальной действительности. Именно понимание фотографии как способа сохранения облика ситуации или объекта, в определенный момент времени в определенном месте, обусловливает использование ее в самых разных сферах человеческой деятельности - от научной, медицинской и судебной практики до частной и семейной жизни, не говоря о средствах массовой информации.

Основой для такого отношения к фотографии выступает специфика технологии получения фотоизображения, подразумевающая кажущуюся элиминацию субъективной интерпретации образа, а таюке понимание "истинности" как соответствия образа изображаемой им реальности. Реалистичность фотографии, то есть сходство того, изображено, с тем, что существует в реальности, мыслится как следствие технологических особенностей создания фотографии. Процесс возникновения фотографического изображения заключается в воздействии света на светочувствительные материалы - это верно как для аналоговой, так и для цифровой фотографии - и последующем закреплении получившейся картинки. В результате объекты «рисуют себя сами, без помощи карандаша художника», т.е. самостоятельно создают свой образ на светочувствительных материалах при помощи соответствующей аппаратуры, а фотограф, обслуживающий эту аппаратуру, не имеет необходимости переносить изображение вручную, как это происходит в процессе создания рисованного или живописного произведения. Таким образом, поскольку между реальностью и ее изображением - лишь «инструментальность неодушевленного агента» фотография позволяет избежать искажений, возникающих при создании рукотворных изображений вследствие использования индивидуальной изобразительной техники (и определенного уровня владения ею), художественной интерпретации изображаемых явлений, а также отбора попадающих в кадр объектов. «Объективная (А.Базен связывает этот термин с понятием фотографического объектива) природа фотографии придает ей качество правдоподобности» . В конце XX - начале XXI века идея автоматической, бесстрастной фиксации реальности находит свое воплощение в полностью автоматизированной съемке, примером чего может служить принцип работы камер видеонаблюдения или фотобудок-автоматов.

Нельзя забывать о том, что каждая фотография, насколько правдоподобным отпечатком реальности она бы ни была, в любом случае несет следы намеренной или ненамеренной интерпретации ее автора. Ведь фотограф определяет такие факторы съемки, как характер освещения, степень приближенности к объекту съемки, ракурс. Кроме того, в более глобальном плане, фотограф принимает решение о съемке того или иного сюжета (а значит определяет важность и уникальность этого сюжета, делающие его достойным запечатления), а также конкретные моменты сюжета, которые он запечатлевает, делая таким образом акцент на определенных этапах развития ситуации. Не стоит забывать о возможных искажениях цвета при съемке цветной фотографии и о полной замене цвета градациями серого в черно-белой фотографии. Может ли считаться черно-белое изображение достоверным отражением цветов, существующих в реальности? Может ли вообще фотография - плоское двумерное неподвижное изображение - считаться реалистическим отображением объемной, трехмерной, подвижной реальности? Поль Вирильо цитирует слова Родена, комментирующего искажения, применяемые для передачи в скульптуре движения: «это художник правдив, а фотография лжива, ибо в действительности время не останавливается.».

Представление о достоверности фотографического изображения в большой мере основывается на вере в правдивость изображения, получаемого в камере обскуре. Сама камера обскура рассматривалась как аналог человеческого глаза, воспринимающего отражение световых лучей от объектов и собирающих изображение объекта на сетчатке. Изображение, возникающее в камере обскуре, создается лучами света, отражающимися от объектов, без человеческого вмешательства, подобно изображению, возникающему в человеческом глазу, а следовательно, оно достоверно (спорным моментом является лишь то, что изображение проецируется на плоскость и является плоским в отличие от объемного изображения, возникающего в человеческом глазу). Фотография лишь фиксирует это изображение, позволяя сохранить его на более продолжительное время. Представляется вполне вероятным, что, воспринимая фотографическую технику как способ зафиксировать изображение, полученное в камере обскуре, первые свидетели фотографии могли переносить качества достоверности, присущие изображению в камере обскуре, на фотоизображение. В таком случае от их внимания ускользнули такие существенные особенности фотоизображения, как монохромность и неподвижность изображения.

Помимо этого, признавая правдоподобность фотографических изображений, критика фотографии, особенно ранняя, делала это на основе сравнения фотографических изображений с живописными или рисованными. Само собой, это сравнение было в пользу фотографии благодаря ее способности к точному копированию деталей и избыточности запечатлеваемой информации. Однако исследователи указывают на то, что такая оценка правдоподобности фотоизображений не объективна, ибо фотография сравнивается не с реальным объектом, запечатленным на ней, а с рукотворным изображением, проигрывающим техническому в точности передачи образа.