Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Ямашкина Марина Вячеславовна

Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии
<
Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ямашкина Марина Вячеславовна. Природное и историческое наследие в культурном ландшафте Мордовии : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Саранск, 2005 221 c. РГБ ОД, 61:05-24/71

Содержание к диссертации

Введение

1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ 12

1.1. Теория и методология проблемы 12

1.2. Территориальный синтез информации о природном и историческом наследии 37

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ 64

2.1. Характеристика вмещающего природного ландшафта 64

2.2. Хозяйственное освоение территории и смена состояний культурных ландшафтов 71

3. СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ МОРДОВИИ 116

3.1. Актуализация природного и культурного наследия 116

3.2. Комплексное районирование культурного ландшафта региона 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 198

ПРИЛОЖЕНИЕ 223

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие процессов деградации окружающей среды и особенности эволюции социальной и экономической жизни на рубеже XX - XXI в. определяет необходимость принятия неотложных мер по сохранению объектов природного и исторического наследия. Одним из международных инструментов решения этой проблемы стала Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 1972 г., в которой отмечается, что «каждое государство должно обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям объекты культурного и природного наследия». Эта проблема остро стоит и в России, где экологические, политические и экономические изменения последних десятилетий привели к обострению региональных экологических проблем, снижению внимания к охране культурных ценностей, что отражается на состоянии национального ландшафта. Адекватная культурологическая оценка наследия приобретает особую значимость в связи с поиском, выявлением качественно новых ресурсов для социокультурного и экономического развития регионов России в условиях частичного замещения традиционных промышленных и сельскохозяйственных производств отраслями социальной сферы — рекреации и туризма.

Выбор территории Республики Мордовия в качестве региона для культурологического исследования природного и исторического наследия определяется тем, что она отличается древностью освоения и обладает специфическими особенностями природы и исторического развития, обусловленными тесным сплетением славянской, угро-финской и тюркской культур. Все это в совокупности отражается в многообразии состояний культурных ландшафтов.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты формирования природного и исторического наследия на территории Мордовии раскрыты не только в рамках культурологических, но и в многочисленных исторических, этнографических, географических исследованиях, ц Значимость использования географических материалов в анализе и оценке природного и исторического наследия определяется в первую очередь необходимостью пространственной систематизации исходной информации и создания целостного представления о характере взаимодействия природы и общества. Особенно большое значение в познании исторического процесса формирования природного и исторического наследия в культурных ландшафтах имеют исследования в области исторической географии.

Важным источником реконструкции начальных стадий развития куль-турных ландшафтов Мордовии являются археологические материалы, со-держащиеся в работах В. И. Вихляева, М. Ф. Жиганова, И. М. Петербургского, П. Д. Степанова, В. Н. Шитова.

Значительный вклад в изучение топонимического материала по территории Мордовии внесли И. Д. Воронин, А. А. Гераклитов, И. К. Инжева- тов, П. И. Мельников-Печерский, Н. Ф. Мокшин, М. В. Мосин, Д. В. Цыган- кин, и др. Топонимический материал может эффективно использоваться при установлении первичных ареалов расселения этносов, характеристике при- родных и исторических объектов.

Начиная с XVI - XVII вв. особенности развития культурных ландшафтов Мордовии начинают все более полно отражаться в современных им письменных источниках. Важными источниками информации в определении возраста поселений, изучении эволюции землепользования и промыслов, динамики заселения территории Мордовии являются писцовые и переписные книги, подробные сведения о которых содержатся в работах A. A. re- It раклитова, И. К. Инжеватова, П. Н. Третьякова и др. Результатами исследования писцовых книг в аспекте изучения наследия являются датировки времени возникновения населенных пунктов, определение этапов развития систем земледелия и промыслов.

Не менее важны в культурологическом анализе природного и истори ческого наследия рукописные карты. Значительные фактические данные об особенностях культурных ландшафтов Мордовии содержатся в рукописных картах Генерального межевания земель (конец XVIII - начало XIX в.) и материалах военно-топографической съемки (середина XIX в.). Процессы хозяйственного освоения ландшафтов в конце XIX - начале XX в. отражаются также в статистических данных, фондовых материалах различных ведомств и министерств.

Важным источником информации для культурологического анализа и оценки природного и исторического наследия являются материалы этнографических исследований. Своеобразной энциклопедией культуры мордовского народа является коллективная монография «Мордва: Историко-культурные очерки» (1995). Различные элементы культурного ландшафта региона раскрываются в работах СБ. Бахмустова - монастыри Мордовии; В. Н. Белицер — общие особенности этнографии; В. Ф. Вавилина - расселение и форма сельских поселений мордвы; И. Д. Воронина - достопримечательности Мордовии; А. А. Гераклитова - средневековая мордва; А. С. Лузгина -промыслы и занятия мордвы, В. Б. Махаева - архитектурная история мордовского края; Н. Ф. Мокшина - историческая ономастика мордовского народа, формирование мордовского этноса, языческие верования мордвы и ее христианизация; П. С. Палласа - культура мордвы XVIII в.; И. М. Петербургского - традиционные занятия и орудия сельскохозяйственного труда в прошлом и настоящем; П. Д. Степанова — формирование древней мордвы; П. Н. Третьякова - возникновение и древнейшая история финно-угорских племен Поволжья; Д. В. Цыганкина - мордовский язык и топонимика; В. А. Юр-ченкова - комплексный исторический анализ развития Мордовии и др.

Важнейшие методологические основы интеграции исторической, этнографической, географической и другой информации в исследовании этно-культур содержатся в ежегодниках кафедры культурологии факультета национальной культуры Мордовского государственного университета «Феникс».

Объектом исследования является культурный ландшафт Республики Мордовия, ц Предмет исследования - природное и историческое наследие в куль турном ландшафте Республики Мордовия.

Цель исследования - систематизация и обобщение материалов о культурном ландшафте Республики Мордовия в связи с культурологической оценкой его природного и исторического наследия.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие взаимосвязанные задачи:

1. Выделить современные представления о природном и историческом .. наследии с целью разработки методологических основ культурологического исследования пространственно-временной организации культурных ландшафтов.

2. Выявить особенности формирования основных форм и типов природного и исторического наследия в культурных ландшафтах Мордовии.

3. Осуществить пространственно-временную систематизацию и оценить природное и историческое наследие в современных культурных ландшафтах Мордовии как резерва устойчивого социального и экономического (" развития региона.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют разработки отечественных культурологов, историков, этнологов, литературоведов, географов - Н. А. Бердяева, Ю. А. Веденина, Н. И. Ворониной, В. Л. Глазычева, Л. Н. Гумилева, В. О. Ключевского, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, В. А. Николаева, Б. А. Рыбакова, П. А. Флоренского и др. Особенности развития культурного наследия Мордовии раскрываются с ис UJ пользованием трудов В. А. Ауновского, В. Н. Белицер, В. В. Берви Флеровского, А. А. Гераклитова, И. И. Дубасова, М. Е. Евсевьева, В. Н. Май-нова, П. И. Мельникова (Печерского), Г. П. Петерсона и др. При анализе и оценке современного изменения культурного наследия диссертант опирался на труды ведущих мордовских исследователей А. В. Алешкина, В. А. Бала шова, С. Б. Бахмустова, И. Д. Воронина, И. К. Инжеватова, Н. Ф. Мокшина, В. А. Юрченкова, Д. В. Цыганкина и др.

Диссертационное исследование природного и культурного наследия Мордовии выполнено в контексте международных документов, обсужденных мировым сообществом на Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на XXVII сессии 16 ноября 1972 г. и сформулированных в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу 17 декабря 1975 г. Принятие Конвенции стало следствием осознания мировым сообществом необходимости охраны окружающей среды, поэтому «каждая страна, на территории которой находятся предметы культурного и природного наследия, обязана сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить ее передачу будущим поколениям» [181].

В ходе диссертационного исследования использовались следующие методы:

1. Культурологический — обеспечивающий единство понимания и объяснения культуры как системы смыслов, имеющих свою сущность и внутреннюю логику.

2. Сравнительный - совокупность приемов или операций практического и теоретического сопоставления и выявления сходства и различия свойств, состояний, процессов в культурных ландшафтах, как существующих в одно и то же время, так и отдаленных во времени, находящихся под влиянием одних и тех же или различных факторов. Он является основой синтеза исторической, историко-географической, этнографической, топонимической, географической, социологической информации и оценки состояния природного и исторического наследия в культурном ландшафте. Его значение определяется необходимостью интеграции данных, полученных разнокачественными общими и частными методами (картографическими, этнографическими, ландшафтными, историко-географическими и др.). Необходимо выделить специально: а) сравнительно-географический применяется при выявлении и отображении качественных и количественных различий одноименных объектов и процессов. Это может производиться по генезису, составу и структурным связям; б) сравнительно- исторический позволяет выделить сходства и различия формирования природного и исторического наследия в культурных ландшафтах в развитии; в) сопоставительный устанавливает сходства и различия в развитии и в смысловом наполнении культурного ландшафта.

3. Интерпретационный - истолкование, раскрытие смысла, содержания природного и исторического наследия в определенной культурно-исторической ситуации.

4. Диалектический — метод творчески познающего мышления, обеспечивающий возможность получения истинного и всестороннего знания об объективной реальности.

Методологическая основа культурологического исследования природного и исторического наследия базируется на двух обязательных аспектах: хорологическом и хронологическом. Территориальный подход раскрывает пространственные закономерности взаимодействия объектов природного и историко-культурного наследия, их организацию в культурном ландшафте, а исторический - временные особенности смен состояний культурных ландшафтов и их изменение под влиянием природных и социально-экономических факторов. Оба аспекта должны рассматриваться и использоваться только во взаимосвязи и взаимодействии. При этом важнейшим аспектом исследования является региональный культурологический анализ, направленный на выявление особенностей эволюции природного и культурного наследия на различных исторических этапах в пределах конкретной территории. Методологически он должен основываться на функциональном, структурном и ситуационном видах анализа. Такой подход предусматривают многоступенчатое расчленение региона по природно-социально-экономическим признакам и особенностям проявления природного и исторического наследия в культурном ландшафте.

Информационная база для регионального культурологического анализа природного и исторического наследия формируется из сведений общественных наук: исторических, археологических, этнографических, топонимических, а также комплекса географических данных. Оценка природного наследия предполагает комплексный анализ сведений о разнообразии природных комплексов и природных ресурсов, необходимых для жизни населения и функционирования хозяйственных объектов (полезные ископаемые, водные, почвенные, растительные и промысловые ресурсы). В качестве важных составляющих природного наследия выступают особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы). Оценка исторического наследия базируется на сведениях, характеризующих этапы хозяйственного и информационного освоения территории (дифференциация природопользования, типы расселения, численность и этническая принадлежность населения и т. п.). Особую значимость имеют исторические памятники (культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства; достопримечательные места, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей и ДР-).

Важнейшей методологической основой исследования, обеспечивающей синтез информации о природном и историческом наследии, является теория культурного ландшафта. В отечественной и зарубежной науке понятие «культурный ландшафт» рассматривается в трех основных аспектах: преобразованные человеком природные комплексы; отражение взаимодействия человека и среды его обитания; интеграционная модель территориально-дифференцированных единиц ноосферы [44].

Источниковая база исследования. Диссертация основана на комплексном использовании этнографических, исторических и географических источников. Кроме опубликованных материалов, использованы рукописные фонды НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Центрального государственного архива РМ, Мордовского республиканского VW объединенного краеведческого музея, Центрального государственного архи ва древних актов, материалы социологических опросов. В процессе работы проведены полевые исследования по оценке состояния наиболее значимых объектов природного и исторического наследия. Научная новизна исследования.

1. Обоснована целесообразность использования в анализе и оценке природного и исторического наследия понятия «культурный ландшафт».

2. Проведена пространственно-временная систематизация смен состоя- , ний культурных ландшафтов Мордовии. В развитии природно-социально экономических систем территории Мордовии выделены следующие их состояния: присваивающего хозяйства; остаточных форм присваивающего хозяйства и неолитической революции; развития скотоводческо-земледельческого хозяйства; формирования мордовского этноса; господствующего влияния великорусской культурной среды; сельскохозяйственного мелкокрестьянского освоения, ремесленно-промыслового способа хозяйствования и зарождения промышленного производства; современного.

3. Осуществлено районирование культурных ландшафтов Мордовии и составлены их описания с учетом анализа современного состояния природного и исторического наследия. На территории республики выделено 10 культурных ландшафтов. Показано, что наибольшее хронологическое разнообразие памятников исторического наследия Мордовии характерно для долинных ландшафтов, которые издревле являлись важнейшими трассами хозяйственного освоения региона.

оМ Положения, выносимые на защиту.

1. С позиций культурологического исследования и оценки природного и исторического наследия «культурный ландшафт» есть результат сотворчества человека и природы. При этом культурные ландшафты подразделяются: на ландшафты, созданные по специальным проектам (садово-парковые и ландшафтно-архитектурные ансамбли); органично развивающиеся ландшафты, в том числе реликтовые или связанные с традиционной культурой; ас- ,4 социативные ландшафты (связанные с религиозными, художественными или культурными ассоциациями).

2. Пространственно-временные закономерности возникновения и развития объектов культурного и природного наследия Республики Мордовия зависят от характера вмещающего природного ландшафта и особенностей эволюции системы жизнеобеспечения населения. Эти закономерности проявляются в смене и возможном сосуществовании культурных ландшафтов, характерных для: присваивающего хозяйства; остаточных форм присваиваю , N щего хозяйства и неолитической революции; скотоводческо му земледельческого хозяйства; ранней культуры мордовского этноса; господствующего влияния великорусской культурной среды; сельскохозяйственного мелкокрестьянского освоения, ремесленно-промыслового способа хозяйствования и зарождения промышленного производства; современного аграр-но-индустриального развития.

3. Особенности природы, хозяйственного и информационного освоения территории Республики Мордовия обусловили обособление в ее составе культурных ландшафтов (природно-исторических систем культуры), в ко торых выделяются культурно-географические местности (природно-исторические подсистемы культуры) и локальные природно-исторические комплексы (культурно-исторические элементы систем), различающиеся по ресурсо- и средовоспроизводящим функциям природной среды, историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностям.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выде (f ленные особенности культурных ландшафтов Мордовии, включающие объ екты природного и историко-культурного наследия могут служить основой для разработки региональных программ рекреации и туризма, устойчивого социокультурного и экономического развития. Фактический материал и основные теоретические положения работы могут применяться в учебном про цессе в курсах культурологии, экологии, ландшафтного планирования.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуЖДе„Ы „а Всеросс„йсК„х, РеГ_х „а„ „ауч„о-практ„™ конференциях: «Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России» (Саранск, 1994), «Стратегия и социальная миссия потребительской кооперации на современном этапе» (Саранск, 2003), «Туризм, экология и устойчивое развитие регионов» (Тверь, 2003), III Международной Конференции «Геология в школе и ВУЗе: Геология и цивилизация» (Санкт-Петербург, 2003), «Глобальность развития и его детерминанты» (Саранск, 2004). По теме диссертации опубликовано 8 работ, в том числе разде , ,хЧ лы коллективных монографий «Культурный ландшафт города Саранска» (2002), «Культурный ландшафт Мордовии» (2003).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Основной текст содержит 193 страницы, включая 6 таблиц, 5 рисунков. Список литературы, использованной в работе, насчитывает 247 наименований на русском и иностранном языках.

Теория и методология проблемы

Изложение вопроса о природном и историческом наследии, об особенностях современного культурного ландшафта Мордовии целесообразно предварить цитатой из работы Н. А. Бердяева, где он рассматривает связь национальной психологии с природной средой. Несмотря на то, что он ведет разговор конкретно о «русской душе», мы полагаем, что его слова можно распространить и на многие другие этносы (включая мордовский), населяющие Восточно-Европейскую равнину. «...В душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины... У русских «природа», стихийная сила, сильнее чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры. Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство. В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента - первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потусторон нему миру» [26. 8]. Слова философа еще раз подтверждают, что внутренний мир человека, специфические свойства национальной духовности определяются как природными, так и историческими факторами. Существует некоторое единство материальной и духовной культуры, природного и исторического наследия.

В широкой трактовке понятие «культура» означает «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей чело века, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности лю дей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [211. 292 - 293]. Культура представляет собой сложную, многоуровневую систему, включающую мировую и национальную культуры. Мировая культура рас сматривается как синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, национальная — как своеобразные их проявления в мате риальной и духовных сферах жизни населения региона.

Целостная система культуры в зависимости от видов человеческой деятельности в современной культурологии подразделяется на материальную и духовную. Сущностью первой является «воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни» [171. 27]. Обычно в понятие «материальная культура» включаются вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека (производственно-технологическая культура), сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной (воспроизводство человеческого рода). Необходимо отметить, что особенности материального производства и способы технологической деятельности человека отражают состояние природы. Столь же сложное образование имеет духовная культура, включающая в себя область духовного производства (науку, искусство, религию и пр.) и социально политические процессы, протекающие в обществе. Духовная культура отражается в характере природопользования и размещении исторических ПаМЯТ НИКОВ.

Так что же такое культура? О. Шпенглер рассматривает культуру как высшую форму жизни, исторический суперорганизм. Он различает «возможную и действительную культуру, то есть культуру, как идею - общего или личного - существования, и культуру как тело этой идеи, как сумму сделавшихся доступными восприятию пространственных ощутимых ее выражений, как - то: поступки и настроения, религия и государство, искусство и науки, народы и города, экономические и общественные формы, языки, право, обы чаи, характеры, черты лица и одежды. История, находящаяся также, как и жизнь, в близком родстве со становлением, есть осуществление возможной культуры» [229. 109]. Словом, каждая культура имеет свое лицо, физионо мию. Поэтому О. Шпенглер заключает, что «культура есть прафеномен всякой прошедшей и будущей мировой истории» [229. 170].

Ю. М. Лотман рассматривает культуру как средство хранения и пере дачи социальной информации. Он показывает культуру как «совокупность ненаследственной информации, которую накопляют, хранят и передают разнообразные коллективы человеческого общества» [129. 56]. Он утверждает что культура - это информация, что «материал истории культуры может рассматриваться с точки зрения определенной содержательной информации и с точки зрения системы социальных кодов, которые позволяют эту информацию выражать в определенных знаках и делать достоянием тех или иных человеческих коллективов» [129. 57]. Во втором случае, культура — это исторически сложившаяся иерархия кодов.

Характеристика вмещающего природного ландшафта

Влияние ландшафтов на образ жизни населения, формирование природного и исторического наследия анализировались в работах многих отечественных и зарубежных географов, историков и этнографов: А. И. Алексеева, Д. Л. Арманда, Л. С. Берга, Ю. А. Веденина, В.В. Докучаева, Г. М. Лаппо, Н. С. Мироненко, В. С. Преображенского, Ю. Г. Саушкина, В. П. Семенов-Тян-Шанского и других.

Очень образно этот аспект раскрывается В. О. Ключевским, который, анализируя этнографические следствия русской колонизации верхнего Поволжья и влияние природы на народное хозяйство Великороссии и на племе-ной характер великоросса, пишет: «...сухие места, открытые пригорки, являлись редкими островками среди моря лесов и болот. На таком островку можно было поставить один, два, много три крестьянских двора. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой расселения в северной России чуть не до конца XVII в. Вокруг таких мелких разбросанных деревень трудно было отыскать значительное сплошное пространство, которое удобно можно было бы распахать...»[100. 109]. Далее он отмечает: «В восполнение скудного заработка от хлебопашества на верхневолжском суглинке крестьянин должен был обращаться к промыслам. Леса, реки, озера, болота предоставляли ему множество угодий, разработка которых могла служить подспорьем к скудному земледельческому заработку. Вот источник той особенности, которою с незапамятных времен отличается хозяйственный быт великорусского крестьянина: здесь причина развития местных сельских промыслов, называемых кустарными. Лыкодерство, мочальный промысел, зверогонство, бортничество (лесное пчеловодство в дуплах деревьев), рыболовство, солеварение, смолокурение, железное дело - каждое из этих занятий издавна служило основанием, питомником хозяйственного быта для целых округов» [100. 310]. Ключевский заключает: «Таковы особенности великорусского хозяйства, создавшиеся под влиянием природы страны. Это 1) разбросанность населения, господство мелких поселков, деревень, 2) незначительность крестьянской запашки, мелкость подворных пахотных участков, 3) подвижной характер хлебопашества, господство переносного или переложного земледелия и 4) наконец, развитие мелких сельских промыслов, усиленная разработка лесных, речных и других угодий» [100.310].

Западная часть Окско-Волжского междуречья, где расселялась древняя мордва, во многом сходна с Верхним Поволжьем. В то же время ее восточная часть характеризуется несколько другими природными условиями, - это лесостепь Приволжской возвышенности. Пространственная мозаика дубрав и луговых степей определяет формирование материальной и духовной культуры мордвы и ее взаимодействие со славянскими и тюркскими народами.

Свойства ландшафтов оказывают интегральное воздействие на процессы хозяйственного освоения территории. Очень точно это положение определил историк Ключевский: «...природа ни в себе самой, ни в своем действии на людей не любит... расчленения; у нее все силы ведут совокупную работу, в каждом действии господствующему фактору помогают незаметные сотрудники, в каждом явлении участвуют разнородные условия. В своем изучении мы умеем различить этих участников, но нам с трудом удается точно определить долю и характер участия каждого сотрудника в общем деле и еще труднее понять, как и почему вступили они в такое взаимодействие» [100. 61]. Минерально-сырьевой, климатический, водный и биотический потенциал урожайности почв, ресурсы растительности и животного мира образуют природный потенциал ландшафтов.

Мордовия расположена в физико-географической провинции лесостепи Приволжской возвышенности, которая на северо-западе и западе республики сменяется провинцией смешанных лесов Окско-Донской низменности.

Граница лесной провинции Окско-Донской низменности определяется распространением водно-ледниковых песков. Они определили доминирование пологоволнистого рельефа, осложненного неглубокими широкими речными долинами и балками. Климат провинции слабо отличается от климата восточной Мордовии. Он умеренно континентальный, умеренно влажный. Зима умеренно холодная, снежная. Лето умеренно теплое. Широкое распространение песков определяет значительные различия в глубине залегания грунтовых вод, обусловливая широкое распространение болот и озер. Преобладающая часть рек физико-географической провинции относятся к бассейну Мокши. Наиболее крупными водными потоками являются Сивинь, Кивчей, Варма, Уркат, Сатис, Вад. Песчаный состав отложений и равнинность рельефа в сочетании с хвойно-широколиственной растительностью определяют преобладание в структуре почвенного покрова подзолистых и серых лесных почв. Характерная особенность этих почв — их относительная бедность питательными веществами. Для растительного покрова этого региона Мордовии характерно сочетание таежной и широколиственной флоры. Преобладающим типом леса являются сосняки. С увеличением степени увлажненности при наличии глинистых прослоев в песках появляется ельники, а в местообитаниях с большим плодородием почв распространены смешанные леса: дубово-липовые леса с сосной и елью (рис. 1).

Природный потенциал ландшафтов смешанных лесов водно-ледниковых равнин мало благоприятен для сельскохозяйственного освоения, вследствии малого плодородия подзолистых почв. Исстари здесь развивались лесные промыслы. В настоящее время развита лесохозяйственная и рекреационная деятельность.

Актуализация природного и культурного наследия

Структура и функционирование культурных ландшафтов Мордовии, а так же состояние природного и исторического наследия, во многом определяется особенностями политических и социально-экономических факторов.

Качественно новые предпосылки для развития культурных ландшафтов Мордовии создаются в конце 1920-х гг. с образованием Мордовского национального округа. В его состав вошли Краснослободский, значительная часть Инсарского, Саранского, Наровчатского уездов Пензенской губернии, почти весь Темниковский и часть Спасского уезда Тамбовской губернии, Ардатовс-кий и отдельные территории Алатырского, Карсунского уездов Симбирской губернии, отдельные волости Лукояновского и Сергачского уездов Нижегородской губернии. В 1930 г. округ был преобразован в Мордовскую авто номную область, в конце 1934 г. - в Мордовскую Автономную Советскую

Социалистическую Республику, в 1990 г. - в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику, а в 1994 г.- в Республику Мордовия. Современная площадь республики 26,1 тыс. км . Она граничит с Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Ульяновской областями и Чувашской Республикой.

Характерной чертой экономического развития Мордовии с середины XX в. является активное размещение промышленных предприятий. Эконо мическая специализация Мордовии во многом определялось эволюцией еди ного народно-хозяйственного комплекса страны. Это обусловило размещение на территории республики многих промышленных предприятий, не связанных с местным природно-ресурсным потенциалом.

Размещение промышленных предприятий на территории Мордовии в это время в значительной степени определялось транспортно-географичес ким положением, а их развитие - дальнопривозимым сырьем и топливом. В первую очередь это касается формирования Саранско-Рузаевского промышленного узла, а также промышленных центров во многих административно-территориальных образованиях, в которых размещаются филиалы предприятий Саранска, предприятия по переработке местного сырья - лесоматериалов и сельскохозяйственной продукции. Выделяются Чамзинско-Комсомольский, Ковылкинский, Зубово-Полянский промышленные узлы и ряд промышленных центров. Переориентация промышленного развития вызвала ликвидацию многочисленных предприятий в сельской местности, ориентированных на переработку сельскохозяйственной продукции и местных природных ресурсов. Локализация техногенного воздействия в районных центрах вызвала установление тенденции к обострению геоэкологической ситуации, связанной в первую очередь с истощеним ресурсов подземных вод. Характерной чертой социально-демографического развития Мордовии в XX в. является сокращение численности населения. Первое значительное ее уменьшение наблюдалось в 1920 - 1930 гг. Важными причинами этого яви лись Гражданская война, особенности аграрной политики и голод. «Коллек тивизация изгнала в города или уничтожила крестьянскую элиту - носителей традиционной сельской культуры и в том числе навыков организации и ухода за культурными ландшафтами. Вместе с памятниками народной архитектуры, старинными ремеслами и промыслами исчезли обычаи и традиции общинного природопользования» [101. 408].

Устойчивый характер сокращения численности населения начинает проявляться с 1970 годов. Если в 1970 г. все население Мордовии составляло 1032,9 тыс. чел., то в 2002 г. - 910,0 тыс. чел. Особенно значительное сокращение численности населения проявилось в сельской местности. В то же время прослеживается устойчивая тенденция увеличения численности населения в городах. Особенности естественного движения населения определя ются долговременным воздействием комплекса политических и социально-экономических факторов, основными среди которых следует считать рост образовательного, культурного и профессионального уровня населения, изменение общественного положения женщин. На обострение демографической ситуации в конце XX в. повлиял и экономический кризис, вызвавший инфляцию, безработицу, жилищные проблемы, снижение жизненного уровня большинства населения.

Вплоть до конца 1930-х гг. этническая динамика на территории Мордовии характеризовалась ростом численности и доли мордовского населения, чему способствовало образование мордовской автономии. Во второй половине XX в. происходит сокращение численности мордвы. В настоящее время на территории Мордовии проживает население более 30 национальностей. Большую часть составляют русские - 60,8 %, мордва — 32,5 %, остальные национальности (татары, украинцы и другие) - менее 7 %.

В XX в. во многом сохраняется характер расселения мордовского (мокшанского и эрзянского), русского и татарского населения. Этнические вариации культурных ландшафтов населенных пунктов в сочетании с разнообразием природных условий придают многим районам Мордовии своеобразный характер. Особенно контрастными они становятся при сохранности культовых сооружений: храмов, часовен, мечетей и других элементов сакрального ландшафта.